СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование современных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте  Образовательных  государственных стандартов нового поколения  предмет «Окружающий мир «  рассматривается с одной стороны  как  фундамент для изучения  значительной части основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны, -  как   первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.  Именно такое понимание роли учебного предмета заложено  в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения.  

Просмотр содержимого документа
««Использование современных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 ИМ. А.В. МОКРОУСОВА С
УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ





НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

СТАТЬЯ

«Использование современных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира»



Подготовила и провела

учитель начальных классов

Бекирова Эльмира Айдеровна















Симферополь 2021





СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Бекирова Эльмира Айдеровна– учитель начальных классов МКОУ СОШ №7

Использование современных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира

~~    В проекте  Образовательных  государственных стандартов нового поколения  предмет «Окружающий мир «  рассматривается с одной стороны  как  фундамент для изучения  значительной части основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны, -  как   первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.  Именно такое понимание роли учебного предмета заложено  в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения.
   Эти знания  содействуют   широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат  воспринимать  факты и явления окружающего мира  во времени и пространстве.  И поэтому,  каждого из нас волнует вопрос, как сделать процесс обучения  доступным и интересным для каждого ученика, чтобы он смог почувствовать   себя в ситуации успеха. В связи с этим возникает необходимость применения  в преподавание   окружающего мира   новых  методов и приёмов   обучения.  Одним  из них  является    такой  подход  к образованию, который  позволяет  расширить  возможности  проблемного и развивающего обучения, так как  ориентирует   учителя и ученика  на достижение  неизвестного  им заранее  результата. Самостоятельное  открытие учеником каких-либо истин повышает его вовлечённость в учебный  процесс, способствует успешному  усвоению  знаний, стимулирует  интеллектуальные  усилия, уверенность в себе. Немаловажную роль на уроке играют вопросы, побуждающие учащихся к размышлениям и к поиску разнообразных ответов на них.  Очень часто ребята сами  ставят их и отвечают на заданные вопросы. Развитие  творческих способностей  учащихся можно стимулировать через введение их в необычную ситуацию или через постановку  вопросов типа: «А что было бы, если?» Таким образом,  учащиеся постепенно приобретают навык обсуждения, рецензирования. Они учатся  задавать вопросы об изучаемом объекте и выдвигают собственную версию ответа. Характер  задаваемых вопросов предполагает в большинстве случаев вариативность ответов. Самым распространённым  типом заданий  являются задания на самостоятельное осмысление  понятий с опорой на жизненный опыт детей, рисунки, карту, схему. Например, на основе осмысления своего жизненного опыта, а также самостоятельного  анализа рисунков и наблюдений, проведённых  непосредственно в природе, школьники приходят к выводу об основных изменениях, происходящих в природе   (смене дня и ночи, времён  года,  об изменениях  погоды).
    Во всех программах курса «Окружающий  мир» для начальной  школы   авторами даётся  общая целевая  установка не только    на формирование  знаний о природе  и обществе, но и на развитие ценностного отношения к миру.  Для детей  младшего  школьного возраста  принять объект как ценность означает:
- обнаружить его присутствие  в окружающем мире и ощутить свою причастность к нему;
- признать право на его существование, уважать его «интересы»;
- проявлять  осторожность  в обращении с «другим», помочь ему по мере  своих сил. На уроках окружающего мира  учу  младших школьников оценивать и ценить  объекты и явления с нравственных,  эстетических, экологических позиций. Выражение  ценности природных и культурных объектов можно осуществлять с помощью различных приёмов: формулировки  устных оценочных суждений в соответствии с эталоном, составления  синонимических рядов слов с оценочным значением, интерпретации оценочных суждений разных  авторов и моделирования собственных оценок. Младшие школьники учатся  оценивать  реальное бытие природы с позиций  поэта, художника, исследователя, выражают собственное субъективное  отношение к миру природы, ищут в нём ценностный  смысл. Например, изучая тему» Солнечная  система», дети отвечают на вопросы: »Что расскажут о солнце  люди разных профессий: астроном, земледелец, художник?», «Возможна ли жизнь на земле без солнечного света и тепла?». На основе ответов  учащиеся  формулируют  ценностные  суждения. Очень часто использую логические операции: сравнение, анализ, обобщение. Идентифицируя себя с каким – либо природным объектом, младшие  школьники учатся ощущать себя его частью и осознавать экологические связи и закономерности.  В процессе познания окружающей  действительности   на уроке  предлагаю  разыгрывание  диалога с животными, растениями. Диалоги осуществляю в различных вариантах: устные – в форме инсценировок; письменные – в виде сочинений – миниатюр.  Оптимальным  условием для работы  учеников в полную силу является   реализация   дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Для этого на уроках формирую небольшие группы учащихся, равные по силам, которые  выполняют  разные задания. Сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы (пары, по вариантам и др.) с учётом уровня подготовки и развития учащихся, а также  сочетание коллективной и самостоятельной  работы в этих группах.
      В своей работе   с младшими  школьниками  использую метод проектов. Он  позволяет  повысить познавательный  интерес к предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала. Проектная деятельность  ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию  коммуникативных навыков. При этом создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит вклад в общее дело и берёт на себя ответственность за производимое  действие. Опыт работы показывает, что учащимся  нравятся проекты, которые носят  комплексный характер, так как есть возможность выбрать деятельность по своим личным интересам. При изучении  курса особую роль играют проекты,  созданные с использованием ИКТ. Например,  в 1 классе можно организовать проект «Что я умею?», «Моё  дерево», «Как мы изучаем  природу?»
     Практика  работы   показывает, что дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Использование  данного  метода  в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. В процессе  урока предлагаю детям задания, включающие их в самостоятельный творческий, исследовательский  поиск. Данная деятельность способствует развитию познавательной  активности  школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Наблюдение – это самый популярный и доступный метод исследования. В процессе этой работы  дети учатся  наблюдать, сравнивать, выделять главное и второстепенное, делать схемы, задавать вопросы, отбирать нужный  материал, работать с дополнительной  литературой, видеть проблему и  решать её,  выявляя причину и следствие. Необходимо помочь учащимся увидеть смысл их исследовательской  деятельности, увидеть возможность реализации собственных талантов и возможностей. Пропедевтическая  работа  на уроке проводится  следующими средствами:
- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;
- уроком-исследованием (в начале урока постановка проблемы, а поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее идёт поиск решений самостоятельно);
- кратковременными исследованиями – наблюдениями с описаниями.
   Большой  интерес в процессе обучения   для детей  представляют игры. Это   и  игры-исследования, ролевые игры, игры – путешествия в новые страны, которые  способствуют  развитию воображения учащихся, творческого мышления. При введении нового  на уроке  использую игровые  моменты, предлагая  сказочного героя, который поможет задать вопрос, изучить что-то, рассмотреть, исследовать и описать.
     С целью  активизации познавательной  деятельности   младших школьников на  уроках   провожу  работу с загадками, ребусами, шарадами, кроссвордами, логическими заданиями.   Важное место  занимают логические  задачи на разных этапах урока. Это  упражнения  на сообразительность, на проверку  использовать  имеющиеся знания в нестандартной  ситуации. При решении логической  задачи учащиеся  сравнивают, обобщают, делают выводы и анализируют.
Самый простой вид логической задачи – это загадки. Отгадать ребята смогут только тогда её, когда определят связи и закономерности в окружающем  мире. На неё  нужно посмотреть с новой стороны, прочувствовать   радость  открытия. Такие  открытия  позволяют каждому увидеть  что-то  необычное в обычном и наоборот. Например: Определите, о каком  растении идёт речь. У него зелёные  листья. Что  это? ( Ответом может быть любое  растение, так как указывается  общий  признак). Или: У него зелёные листья и корень. О чём идёт речь? – У него зелёные листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что это такое? ( Появляется  существенный  признак, отличающий  дерево от других растений). Проводимая  мною работа на уроке  с такими   приёмами,    как   сравнение, метафора, противопоставление   помогает  учащимся в сочинении  своих загадок на определённую тему. Для этого выбираем предмет и выделяем самые важные приметы. Затем  ребята анализируют сочинённые  тексты и  доказывают, что это загадка. 
       Целенаправленная  работа  на уроках  окружающего мира с использованием  данных   методов и приёмов развивает  у младших  школьников творческое  воображение, сообразительность, предоставляет возможность  развитию творческому самовыражению в различных областях с учётом их индивидуальных способностей. У учащихся вырабатывается личностный  подход к получению  знаний, который  ведёт к   созданию  в классе  атмосферы  доброжелательности, побуждающей к откровенным размышлениям.


Используемая  литература:
1.Миронов А.В. Ещё раз о наблюдениях в природе.
// Начальная  школа, 2009, №9
2.Е.Г.Новолодская, С.Н.Яковлева.  Реализация творческих проектов при изучении природоведения.  // Начальная  школа, 2008 №1
3.О.Н.Лазарева. Воспитание ценностного отношения  к окружающему миру у младших школьников. // Начальная  школа,2007,№10


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!