СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему: «Чистый, белый снег…»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методика исследования снега и талой воды может быть использована и в последующие годы, что позволит провести мониторинг загрязнения снега в одних и тех же местах (в местах взятия проб), а, следовательно, и мониторинг загрязнения атмосферного воздуха нашего хутора.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: «Чистый, белый снег…»»

МБОУ НОШ «ДЕТСТВО БЕЗ ГРАНИЦ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа

«Образовательный холдинг «Детство без границ» муниципального образования Усть-Лабинский район _________________________________________________________

________________________________________________________

352309, Краснодарский край, Усть-Лабинский район, х. Октябрьский, ул. Южная

352309, Краснодарский край, Усть-Лабинский район, х.Октябрьский,ул.Южная,119

e-mail: [email protected] тел. раб.:2-18-14; 4-10-84(факс)








Исследовательская работа на тему:

«Чистый, белый снег…»

Раздел «Экология среды обитания»









Работу выполнила:

ученица 4 класса Благодарова Алёна

Руководитель:

Дрюцкая Алёна Алексеевна






х. Аргатов

2021 год





Содержание


Введение

3

Глава 1 Теоретическая

5

Глава 2 Практическая

10

Заключение

17

Список литературы

19













Введение

Этой зимой у нас на Кубани был небывалый снегопад. Выпал белый, чистый снег. Многие малыши и некоторые мои одноклассники не прочь есть выпавший снег, несмотря на категорические запреты взрослых. Мне захотелось узнать: а может быть, взрослые зря переживают, и белый снег чист и не хуже эскимо. Да и бабушка говорила, что раньше на хуторе, когда она была маленькой,  они часто топили снег, мылись топленым снегом в бане и даже пили чай. А откуда в нем грязь? Посмотрите он же белый, пушистый и чистый. Возможно ли это сейчас? И кто прав мы дети или взрослые, предстоит разобраться.

Актуальность. 

Я решила провести анализ талой воды, и определить в какой степени загрязнен снег и как окружающая среда оказывает влияние на качество снега.

Цель: изучить методом визуального анализа талый снег для определения, насколько чист выпавший снег и можно ли, не опасаясь отравления, есть снег и использовать его в пищу.

Задачи:

1.        Определить, качество снега и пригодность его для употребления в пищу.

2.        Определить какие факторы влияют на качество снега.

3.        Обобщить собранный материал, полученный в результате исследования.

4. Сделать вывод.

Объект исследования:  снег, взятый из разных участков хутора Аргатов

Предмет  исследования:  анализ талой воды полученной из разных мест.

Методы исследования:

Теоретический:

1.        Изучение энциклопедической литературы по теме;

2.        Поиск недостающей информации в Интернет.

Экспериментальный:

1. Отбор пробы снега.

2. Подготовка талой воды к анализу.

3. Проведение визуального анализа.

4. Изучение литературы.

5. Изучение материалов Интернет-сайтов.

Гипотеза:

В зависимости от источника загрязнения и его удаленности изменяется и состав снегового покрова

- чем выше от земли будет снег, тем снег будет чище

- чем дальше от дороги, тем чище снег.

Таким образом, я предполагаю, что самые чистые пробы будут получены из парковых зон, с машины.





Часть 1. Теоретическая

О снеге и воде.

Снег является одним из непременных атрибутов зимы. В России снежный покров устанавливается практически на всей территории страны. В Краснодарском крае первый снег обычно выпадает в конце декабря начале января.

Снег — это замерзшая вода, а как мы знаем, лед бесцветный

Снег образуется, когда вода, находящаяся в атмосфере в виде пара, замерзает. Пар замерзает, и получаются чистые, прозрачные кристаллы. Движение воздуха заставляет эти кристаллы летать вверх и вниз. Двигаясь хаотично, кристаллы соединяются друг с другом или вокруг крохотных частичек, которые постоянно присутствуют в воздухе. Когда кристаллов собирается слишком много, они падают на землю в виде снежинок.

Мы считаем, что снег бывает только белым. Но были такие случаи, когда выпадал цветной снег. Один такой случай был описан Чарльзом Дарвином. Во время одной своей экспедиции он заметил, что копыта мулов покрылись красными пятнами, после того как они прошлись по выпавшему снегу. Покраснение снега было вызвано присутствием пыльцы красного цвета, которая находилась в воздухе, когда начал падать снег.

Появляющиеся кристаллы льда, не превышающие поначалу 0,1 мм в диаметре, падают вниз и растут в результате конденсации на них влаги из воздуха. При этом образуются шестиконечные кристаллические формы. Кристаллы, из которых состоят снежинки, организованы определенным образом. Основной кристалл воды имеет в плоскости форму правильного шестиугольника. На вершинах такого шестиугольника затем осаждаются новые кристаллы, на них — новые, и так получаются разнообразные формы звёздочек-снежинок. Каждая грань шестиконечной звезды точно похожа на другую. Хотя все грани одной снежинки похожи друг на друга, едва ли можно встретить две одинаковые снежинки.

  Снег является хорошим индикатором распространения загрязнений вокруг населенных пунктов. Загрязняющие вещества выпадают из атмосферы в сухом виде и с осадками и накапливаются в снежном покрове на больших расстояниях от источников — промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и т. п. В снежном покрове может находиться во много раз больше загрязняющих веществ, чем в атмосфере. Он  загрязняется поэтапно.  Отдельные  снежинки вбирают в себя загрязняющие вещества из атмосферы, поэтому выпавший снег уже является не чистым, а токсичным. Особенно сильно загрязнен снег, который выпал в промышленных районах, а также рядом с автомобильными трассами, у котельных.

Основными источниками загрязнения снега в нашем районе является автомобильный транспорт и сажа, которая является продуктом горения топлива.

  В течение зимы вредные вещества продолжают поступать в окружающую среду, так как деятельность человека продолжается круглый год. Определить какие именно вещества, поступают в атмосферу и каковы последствия их влияния на окружающую среду можно в зимний период с помощью анализа снежного покрова данной территории. Сделав анализ можно точно определить загрязнение, какими веществами наиболее опасно для здоровья человека и природы. Так же можно сделать прогноз о последствиях  выбросов в атмосферу выхлопных газов и других твёрдых частиц.


Методы исследования снега.

       Если растопим снег, то получим воду. Проверить воду дома в домашних условиях можно только на органолептику – цвет, вкус, запах, мутность. Остальные важные показатели должны проверяться специальными лабораториями.

При лабораторном анализе воды в ней проверяются следующие показатели:

1)Технологические показатели качества воды: содержание в ней железа, жесткость, кислотность воды, и др.)

2)Токсикологические показатели качества воды: содержание нитратов, фосфатов, органики, тяжелых металлов и др.)

3)Показатели бактериального и санитарно-химического загрязнения: наличие в воде вредных бактерий, кишечной палочки и др.

Пригодная для питья вода должна удовлетворять, как минимум следующим требованиям:

- отсутствие в воде такого количества веществ, как природного, так и другого происхождения, которое может причинить вред организму человека;

- отсутствие в воде большого количества болезнетворных организмов. Иными словам вода должна быть безопасной с точки зрения эпидемиологии;

- вода по цвету прозрачная и лишена неприятного запаха или привкуса.


Методика органолептического анализа талой воды.

Для органолептического анализа снега использовалась следующая методика

В качества стандарта была взята чистая водопроводная вода, пригодная для питья.



Отбор образцов снега

Отбор образцов снега проводился в нескольких точках хутора Аргатов.

Отбор проводился на открытом участке. Снег помещался в 200 мл пробирку и закрывался крышкой. Пробирка помечалась номером. Образцы приносились в класс, снег таял. Полученную талую воду использовала для анализов.

Определение внешнего вида снега

Перед отбором образца снега поверхность снежного покрова осматривалась на определение внешнего вида снега. Снег выбирался визуально чистый.

Анализ талой воды

Запах воды

Для определения запаха талой воды мы оценивали запах воды сразу поле открывания пробирок (перед открыванием встряхивали воду в пробирке вращательными движениями) при комнатной температуре.

Повторно запах определялся через 3 дня. По аналогичной методике.

Наличие углеводородной пленки

Вода в баночке отстаивалась в течении суток и отмечалось наличие радужной пленки.





Цвет воды

Для описания цвета воды используют обычные ее названия: бесцветная, светло-желтая, зеленая, светло-зеленая, бурая и т. д.

Проба воды сравнивалась с контрольной. В качестве контроля используют пробирку, заполненную  питьевой водопроводной водой. Затем обе пробирки рассматривают сверху на белом фоне при рассеянном дневном освещении.

Наличие осадка и мутности

Мутность воды - мера содержания в ней взвешенных частиц, различных по происхождению. Это могут быть частицы глины, ила.

Для определения осадка воду отстоять в течение суток, определить, образуется ли осадок после отстаивания воды. Если осадок образуется, то определить его интенсивность, предположить, чем обусловлен осадок, цвет осадка.

После оценки мутности, колбу с водой взболтать, профильтровать через фильтр (ватный диск). 

использованный фильтр сравнить с контрольным и оценить количество и качество загрязнений.

Таким образом, мы выяснили, что снег, как губка, поглощает загрязняющие вещества, которые выбрасывают разные предприятия, выхлопные газы автомобилей, природные материала, отходы жизнедеятельности животных и пр.  Анализируя талый снег можно определить наличие и характер загрязнений в атмосфере и на поверхности земли. Изучив разнообразные методы исследования снега, мы определи критерии анализа снега и способы изучения снега, доступные в домашних условиях.

Часть 2. Экспериментальная.

Я взяла 5 одинаковых пробирок 200 мл, вымыла их и пронумеровал от 1 до 6 и К (контроль).

Для чистоты эксперимента я взяла 5 проб снега из разных мест хутора. Места я выбирала по принципу знакомости, т. е. те места, где я чаще всего бываю. При этом в список мест вошли места рядом с домом (моим, бабушки), школой и парковые зоны. Снег я брала с земли, с машин и даже за окном, т. е. на разном уровне от земли и на разном удалении от проезжей части.

Номер

Место

Близость дороги

Высота над землей

Фотоотчет

1

Парк

Дорога далеко

С земли

2

ШКОЛА ДБГ

Рядом внутри дворовый проезд

С земли

3

С автостоянки

Рядом внутри дворовый проезд

С земли

4

Поле

Дорога далеко

С земли

5

Сосновая аллея

Дорога близко

С веток

6

Контрольная

-

-








Все пробы были отобраны в течении 1 часа. Снег я выбирала по принципу «визуальной чистоты», с верху, т. е. тот снег, который мог бы быть съеден. Набирала снег полные пробирки, не утрамбовывая снег.

В ходе отбора я записывала место где брался каждый из образцов и как выглядел снег.

В качестве контроля чистоты, в одну из пробирок (К) налила 100 мл водопроводной воды.

После того как все образцы были отобраны, пробирки я занесла в класс и оставила их таять при комнатной температуре.

После того, как весь снег растаял, я оценила чистоту полученной воды по следующим критериям: прозрачность, наличие осадка, наличие частиц загрязнения в воде, наличие запаха. Кроме того, я измерила объем талой воды.

Номер

Место

Прозрачность

Наличие осадка

Грязь в воде

1

Парк

+

0

+

2

ШКОЛА ДБГ

-

+

+

3

С АВТО СТОЯКИ

-

+

+

4

Поле

+

+

+

5

Сосновая аллея

+

+

+

6

Контрольная

+

0

0

Оценка воды фиксировалась на фотоаппарат, рассматривалась на компьютере под большим увеличением и результаты визуального анализа заносилась мною в таблицу.

Из анализа таблицы мы видим, что все образцы (кроме контрольного) имеют видимое загрязнение:

Практически все (5) имеют осадок

Практически все (5) имеют видимые частицы грязи

И лишь 1 образец имел небольшой запах – с машин запах выхлопных газов, в этом образце отмечалась также нефтяная пленка на воде.

Таким образом, вся «снеговая» вода была загрязнена и непригодна к употреблению в пищу.


номер

место

Запах через 3 дня

Объем

1

Парк

+++

30мл

2

ШКОЛА ДБГ

++

38мл

3

Автостоянка

+

41мл

4

Поле

+

51мл

5

Сосновая аллея

0

24мл

6

контроль

0

100мл

Оценивалась мутность воды и наличие запаха через 3 дня.

3 образца мутные

У 5 образцов появился запах – эти образцы взяты с уровня земли в местах, где могут гулять животные (парк, школа, автостоянка, поле, сосновая аллея).  Я предполагаю, что запах может появиться из-за разложения органических веществ.

Все образцы талого снега загрязнены, но ведь снег был белым и казался чистым. Любопытно, почему снег белого цвета? Причина в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристаллов делает снег белым. Снег белый, но не чистый.

Я заметил, что загрязнение во всех образцах разное. Появился интерес узнать больше о загрязнении снега в разных местах хутора.

После я отфильтровала воду с помощью ватных дисков и воронки для того, чтобы оценить качество и количество частиц, загрязняющих воду.

Затем тщательно изучила содержимое фильтров, сфотографировала, рассмотрела при большом увеличении на компьютере и описала их в таблице.


Номер

Место

Характер частиц после первичной фильтрации

1

Парк

Частицы коры, земля, песок, волоски

2

ШКОЛА ДБГ

Частицы коры, земля, песок, волоски

3

С АВТО СТОЯКИ

Сажа, копоть, песок

4

ПОЛЕ

Песок, кусочки деревьев, земля, копоть, сажа

5

СОСНОВАЯ АЛЛЕЯ

Частицы коры, земля, песок

6

контроль

0

Все загрязнения можно разделить на 2 группы:

- антропогенные (из-за деятельности человека) – сажа, копоть, волоски, синтетический материал;

- природные – частицы коры, веток, песок, земля, семена растений.


Антропогенные загрязнения преобладают в пробах, взятых близко к дороге и рядом с машинами – с автостоянки. Во всех остальных пробах присутствуют природные загрязнения.

Некоторые частицы загрязнения были изучены мною в микроскоп.

Как все эти  загрязнения попадают в снег?

Природные загрязнения попадают в снег осыпаясь с деревьев.

Снегом называют особую форму осадков, которая состоит из мельчайших кристаллов замерзшей воды. Физический механизм образования снега очень простой. Микроскопические капли воды, находящиеся в атмосфере, прилипают к частицам пыли и замерзают при температуре -2 градуса и ниже. В результате этого образуются кристаллы льда, которые под действием силы тяжести падают на землю. Такие кристаллы называются снежинками. То есть изначально снег не чистый и содержит пыль.

Кроме того, вредные вещества, выбрасываемые промышленными предприятиями, автомобильные выхлопы и даже сажа из печных труб домов накапливаются в снегу.

Снег, как губка, поглощает загрязняющие вещества, которые выбрасывают разные предприятия, выхлопные газы автомобилей, природные материала (частицы деревьев, семена, веточки), отходы жизнедеятельности животных и пр.  Добавим в снежную "начинку" черный песок, который щедро разбрасывают на дорогах, кое-где соль - и уж точно получим не чистый снег.

Зимний период характерен замедлением многих процессов в природе. Поэтому основными источниками загрязнения в это время является деятельность человека. В нашем хуторе основным и главным источником загрязнения окружающей среды является автомобильный транспорт.  Сажа, соединения свинца, оксиды серы, азота, углерода и другие соединения в составе выхлопных газов от  автомобилей и продуктов сгорания газа поднимаются в воздух, а затем оседают на поверхности снежного покрова и остаются там до начала тепла. Кроме этого зимой дороги посыпают песком во избежание гололёда.

Таким образом, отдельные снежинки вбирают в себя загрязняющие вещества из атмосферы, поэтому выпавший снег уже является не чистым, а токсичным. Особенно сильно загрязнен снег, который выпал рядом с автомобильными трассами.



Заключение

Моя гипотеза подтвердилась частично:

Снег вдали от дорог в парковых зонах действительно чище, но в нем присутствуют природные и биологические загрязнения.

Высота забора снега не сильно влияет на его загрязнение.

Целью нашей работы было выяснить, можно ли использовать осадки в виде снега в пищу. Проведённые исследования подвели меня к следующему выводу:

1.        В хуторе Аргатов выхлопные газы автотранспорта, жизнедеятельность людей способствуют загрязнению атмосферного воздуха. Снежинки по дороге к земле «собирают» пылинки, частички копоти и различные ядовитые вещества. Снег - накопитель загрязняющих веществ. Поэтому нельзя облизывать сосульки, пить талую воду, есть снег.  Он белый, но не чистый! Да, возможно раньше на хуторе пили снеговую воду, ополаскивали ей голову, умывались. Но все-таки мы не рекомендуем этого делать сейчас, поскольку снег, как и любые осадки, содержит слишком много вредных примесей. Вы же не знаете, в каких местах собирала влагу та или иная тучка.

2.        Проводя эти опыты мы брали снег в разных местах, и даже самый свежий чистый талый снег содержал черные точки - грязь, видимую даже глазом. Не говоря уже о микроскопических вредных примесях. Выпавший снег в хуторе уже является не чистым, а токсичным из-за обилия транспорта.

Выходит, взрослые правы! СНЕГ ЕСТЬ НЕЛЬЗЯ





Практическая значимость работы

Результаты моего исследования должен знать каждый школьник и малыш. Если каждый ребенок увидит, какая грязь содержится в «чистом» снеге, то он не будет употреблять в пищу снег и сосульки.

  В процессе работы над данной темой я  познакомилась с различными источниками информации, восполнила свои знания,  приобрела полезный опыт исследовательской деятельности и  выступления перед разной аудиторией.

Перспективы работы

Данная методика исследования снега и талой воды может быть использована и в последующие годы, что позволит провести мониторинг загрязнения снега в одних и тех же местах (в местах взятия проб), а, следовательно, и мониторинг загрязнения атмосферного воздуха нашего хутора.

















Список источников информации и иллюстраций:

1.  Экологический мониторинг / под ред. – М.: Академический проект, 2006. – 416с;

2. Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города. Изд. «Владос», Москва, 2001г.

3. Мониторинг загрязнения снежного покрова. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. 181 с.

4. Эколого-краеведческая работа с учащимися в природе – Первое сентября – 2004 г. - № 16-18

5.        , , Экология человека: культура здоровья. – М.: Вентана-Граф, 2007 г.

Сайты в Интернете:

1.        Интернет –сайт        http://ru.wikipedia.org

2.        Интернет –сайт  о природе http// www. apus. ru



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!