СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему "Кувшины на лиане"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Данная работа была проведена с целью изучения овощной культуры, которая широко распространена во всём мире, а у нас в Беларуси является диковиной. Это лагенария – тыква с твёрдой оболочкой.

Работа грамотно структурирована: состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении автор даёт обоснование выбора темы исследования, определяет предмет и объект исследования, цель и задачи, методы исследования.

Объектом в данной работе стала декоративная тыква – лагенария, предметом – способность этой овощной культуры превращаться в предмет быта.

В первой главе, проанализировав  энциклопедическую литературу, автор даёт ответы на вопросы: «Что такое лагенария?», «Как давно известна эта овощная культура в мире?». Называет условия, необходимые для роста и развития лагенарии.

Во второй главе проводит эксперимент по выращиванию лагенарии, изготавливает поделки из данной овощной  культуры.

В заключении автор делает выводы по исследуемой проблеме.

Необходимо отметить, что работа соответствует требованиям, предъявленным к исследованию, изложена логично и грамотно, правильно оформлена.

Работа Дудко Михаила может быть представлена на областном конкурсе исследовательских работ учащихся І ступени общего среднего образования «С наукой в будущее».

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему "Кувшины на лиане"»

Отдел образования, спорта и туризма Пинского горисполкома

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №16 г. Пинска»













Исследовательская работа

«Кувшины на лиане»

учащегося ІV «А» класса

Дудко Михаила





Руководитель: Соколик Е.А.,

учитель начальных классов

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №16 г. Пинска»

Брестской области























Пинск, 2017







Оглавление

Введение………………………………………………………………………….

Основная часть

Глава 1. Теоретическая часть

    1. Происхождение овощной культуры

    2. Описание растения

    3. Основные условия, необходимые для роста и развития лагенарии

Глава 2. Практическая часть

2.1. Подготовка семян

2.2. Подготовка почвы и посев семян

2.3. Уход за посевами

2.4. Уборка урожая

2.5. Сушка

2.6. Изготовление поделок из лагенарии

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Дневник наблюдений

Фотонаблюдение



































Введение

2017 год в Беларуси объявлен годом науки. Учёные настроены решительно.

Значит, нам стоит ожидать новых важных открытий?

Учёных, занимающихся естествознанием или накоплением первичных знаний о природе, называют естествоиспытателями. Я тоже мечтаю им стать.

Для моих исследований есть даже подходящее место, специальная лаборатория – дача нашей семьи, которую я обожаю.

Пока учёные размышляют о серьёзных открытиях, я для себя выбрал объект исследования очень простой с одной стороны, а с другой стороны – диковинный. О нём я прочитал в журналах «Садовод и огородник», «Урожайные сотки».

Простой, потому что это – тыква. Тыква обыкновенная — ценный пищевой продукт. Благодаря тому, что она очень хорошо хранится, её можно употреблять всю зиму.

А диковинный - так как моя тыква необыкновенная, называется лагенария. Из этой тыквы можно сделать множество полезных предметов.

Данная тема очень актуальна. Местные умельцы, которые занимаются прикладным творчеством, находятся в постоянном поиске подручного материала для своих работ. А использование лагенарии - это благодатная почва для их мастерства. Творить любит вся моя семья. Чудо-овощ подтолкнул меня к разработке темы «Кувшины на лиане».

Предмет исследования: способность овощной культуры превращаться в предмет быта.

Цель исследования: вырастить на дачном участке лагенарию, для последующего использования её в быту.


Для достижения цели я поставил следующие задачи:

  1. Изучить научный материал о лагенарии.

  2. Ознакомиться с правила агротехники выращивания южной культуры в условиях Пинского района.

  3. Узнать способы сушки и хранения овощной культуры.

  4. Найти информацию о поделках из декоративной тыквы.

  5. Сделать поделки и расписать их.


Гипотеза: Лагенария – чудо нашего огорода, или обыкновенная тыква, которая перестала быть диковиной.

Методы исследования:

- изучение научной литературы,

- получение информации в сети Интернет,

- наблюдение,

- беседа,

- эксперимент.

Сроки работы над темой: апрель - март 2016/2017 учебного года.

















































Основная часть

Глава 1. Теоретическая часть

    1. Происхождение овощной культуры

Многие обитатели зелёного царства имеют свои секреты, свои особенности. К числу таких растений принадлежит и лагенария.

Лагенария – удивительное растение.

Большинство исследователей единодушны в том мнении, что эта культура является одной из самых древних. Родина растения – Африка. Раскопки египетских гробниц позволили определить присутствие там лагенарии в 3500-3300 гг. до н. э. Китайцы познакомились с ней более двух тысяч лет назад. В Европу лагенарию завезли из Вьетнама и Индии в середине XX века.

В последние годы этой культурой стали интересоваться овощеводы-любители и нашей страны. Об этом они пишут на страницах журналов «Садовод и огородник», «Урожайные сотки».

    1. . Описание растения

Лагенария – однолетнее растение семейства тыквенных.

В народе она известна больше как горлянка посудная, индийский огурец, вьетнамский кабачок или бутылочная тыква.

Это растение со стелющимся, вьющимся стеблем – лианой. Эта культура хорошо растёт вдоль заборов и оград, поднимаясь за короткий срок по шпалере и обильно прикрывает её листьями. Листья большие, округлые. Растение до поздней осени в цвету. Цветки белые.

Плоды лагенарии таких же размеров, как и у обычной тыквы, но форма их чрезвычайно разнообразна: сплюснутая, шаровидная, грушевидная, бутыльчатая, цилиндрическая. К осени длина плодов может достигать до двух метров. Плоды растут невероятно быстро, по 8-10 см и более за сутки. (Приложение 1)

Лагенария урожайна: с одного куста можно получить по 50-60 кг плодов.

Молодые плоды длиной 40-60 см имеют тонкую кожицу, называются огурцом. Их употребляют в пищу. Из них готовят салаты, соусы, пекут оладьи, варят кашу. Плоды маринуют и обжаривают в масле, предварительно сняв с них кожицу.

Интересна ещё одна особенность плодов лагенарии: их можно не срывать, а только отрезать нужную часть. Место среза надо забинтовать пищевой плёнкой и оставшаяся часть будет расти по-прежнему, будто ничего не произошло. (Приложение 2)

По своим качествам лагенария не уступает другим видам тыквенных: в их плодах содержится до 8% сахаров, 35% каротина (который необходим нашему организму, как источник витамина А, для улучшения качества кожи, улучшения зрения). Они богаты солями кальция, калия, фосфора, магния.

Но ценится этот овощ не за съедобные и лечебные свойства, для этих целей у нас есть великое множество кабачков.

В обиходе зрелые плоды лагенарии имеют несколько необычное применение. Твёрдая кора данного овоща поддаётся различной обработке – лакировке, окраске, выжиганию. Из них делают вазы, шкатулки.

В верхушке зрелого плода проделывают отверстие, вытряхивают семена, и лёгкая, достаточно прочная посуда готова. При желании можно собрать целый «сервиз».

1.3.Основные условия, необходимые для роста и развития лагенарии

Основные условия, необходимые для роста и развития лагенарии, - тепло, свет, воздух, вода и минеральное питание. Все они одинаково необходимы и выполняют определённые функции в жизни этого растения.

















Глава 2. Практическая часть

Изучив весь собранный материал о данной овощной культуре, я также захотел её вырастить.

2.1. Подготовка семян

Семена этой очень распространённой овощной культуры, но такой редкой у нас, мне удалось купить только в специализированном магазине города Минска в конце апреля.

Вырастить рассаду мы не успевали. Решили с мамой, что будем сеять сразу в открытый грунт, как обыкновенную тыкву.

Семена лагенарии крупные, плоские, продолговатые, похожи на арбузные, только потолще и с рожками. Они имеют твёрдую корку, поэтому перед посевом их мы завернули во влажную ткать, намочили на 2 дня и проращивали при температуре +25 градусов.



2.2. Подготовка почвы и посев семян

Свой эксперимент мы (я и родители) начали 5мая 2016 года, когда земля уже прогрелась, так как это южная культура.

Сначала мы подготовили грядку, сделав углубление в почве, чтобы в дальнейшем было хорошо поливать растения.

Затем:

- в этом углублении выкопали 5 лунок на расстоянии 80 см одна от другой,

- внесли перепревший навоз,

-добавили минеральное удобрение,

- посыпали древесной золой,

- всё перекопали вместе с почвой;

- увлажнили почву.

И вот я посеял наклюнувшиеся семена, ростком вниз по одному. Для лучшего прорастания семян и на случай майских заморозков мы поставили дуги и укрыли грядку плёнкой.

2.3. Уход за посевами

Первые ростки показались через 12 дней (из 5 семян проросло только 2). Я за ними старательно ухаживал.

Каждый вечер обильно поливал тёплой водой, рыхлил почву. В течение лета 4 раза подкармливал свою чудесную тыкву, чередуя органическое и минеральное удобрение, здесь мне помогала мама.

Когда растение достигло 1 м, мы с папой подвязали его к опорам.

Был безумно рад появившимся цветам-завязям. Наблюдая за лагенарией, я заметил, что она раскрывает свои красивые соцветия только вечером. В литературе я прочитал, что есть легенда о том, как лагенария стесняется своего едкого запаха и раскрывает цветы тогда, когда за ней наблюдает меньше глаз.

Первые плоды завязались через 30 дней. Завязи стали превращаться в «кувшинчики» зелёного цвета с длинным горлышком. Мы попробовали молодые плоды, на вкус они точно как огурец, только с кислинкой. «Кувшины» стремительно увеличивались в размерах.

Наши лианы слишком разрослись, и мы решили вырезать несколько сильно отросших побегов для того, чтобы пчёлы лучше посещали цветки. (Приложение 3)

2.4. Уборка урожая

И вот, наконец, настал момент сбора урожая. Скоро заморозки, уже 19 октября. Гордость и радость переполняли меня. Плоды зелёные, большие, тяжёлые. Мы с папой секатором срезали их вместе с хвостиком. Растущие «кувшины» имеют твёрдую корку зелёного цвета и со временем по мере высыхания меняют цвет на желтовато-коричневый. (Приложение 4)

2.5. Сушка

Созревшие плоды лагенарии хранят в комнатных условиях до высыхания. Мы также привезли их в городскую квартиру. (Приложение 5)

Признаком того, что лагенария высохла, является лёгкость (по весу) плода и стук семечек внутри при тряске.

Сушка лагенарии - это очень долгий процесс. Некоторые мои «кувшины» уже высохли, а другие ещё сохнут, хотя прошло больше 5 месяцев.



2.6. Изготовление поделок из лагенарии

Следующий этап в моём эксперименте – творческий, изготовление поделок.

Но сначала надо лагенарию подготовить, ведь вид у неё не очень приглядный.

На данном этапе мне снова понадобилась помощь папы. Мы замочили лагенарию в горячей воде на 15 минут, перевернули ее несколько раз, чтобы все стороны впитали воду. Затем небольшим ножом соскабливали кожуру с плода. После очистки лагенарию просушили.

Вырезать ровно лагенарию тоже не так-то просто. А чтобы, вырезать отверстие для скворечника, нужна даже дрель со специальной насадкой.

Папины умелые руки и моё старание превратили тыквы с твёрдой оболочкой в белого лебедя, волшебную чашу, домик для птиц, играющие инструменты (маракасы, мой любимый предмет), светильник, бутыль для воды.

Чтобы каждый из перечисленных предметов имел своё неповторимое лицо, их надо разукрасить.

Здесь на помощь мне пришли ребята и родители нашего класса. Мы трудились с превеликой радостью. Получили прекрасный результат нашего совместного творчества. (Приложение 6)







































Заключение

Лагенария, или декоративная тыква, является близким родственником тыкв, кабачков, огурцов, патиссонов. Она неприхотлива в уходе.

В результате выполненных исследований, я пришел к выводу, что в условиях Пинского района возможно вырастить лагенарию, тропическое растение. Одним из лучших способов проращивания является высадка семян в почву и уход, как за обычной овощной культурой.

Мой опыт удался. Тыква с твёрдой оболочкой - хороший декоративный материал. Из неё получились прекрасные предметы быта.

Данный проект имеет экономическую выгоду. Необыкновенные тыквы всегда являются желанным подарком. Они служат украшением любого дома, стоит только приложить свои руки и минимум денежных затрат.





Литература

  1. Энциклопедия для детей. Аванта. Биология. М. 2005. С.360

  2. Б.Н.Головкин, М.Т. Мазуренко Я познаю мир.М., Астрель., 2002, с.150

  3. Лебедева А.Т. Тыквенные культуры .М., Россельхозиздат.. 1987.

  4. Ширко Т.С. Аптека в саду и огороде. Минск «Полымя» 1994.

  5. Шкляров А.П. Ваш богатый огород.- Минск, 2005. УП «УниверсалПресс».

  6. Сад и огород №2 2016, №20 2015

  7. Урожайные сотки май 2012



































Приложение 1











Приложение 2



Фотонаблюдение Приложение 3

















Приложение 4





Приложение 5





Приложение 6

























































































Рецензия

на исследовательскую работу

Дудко Михаила, учащегося ІV «А» класса

Государственного учреждения образования

«Средняя школа №16 г. Пинска»

«Кувшины на лиане»



Данная работа была проведена с целью изучения овощной культуры, которая широко распространена во всём мире, а у нас в Беларуси является диковиной. Это лагенария – тыква с твёрдой оболочкой.

Работа грамотно структурирована: состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении автор даёт обоснование выбора темы исследования, определяет предмет и объект исследования, цель и задачи, методы исследования.

Объектом в данной работе стала декоративная тыква – лагенария, предметом – способность этой овощной культуры превращаться в предмет быта.

В первой главе, проанализировав энциклопедическую литературу, автор даёт ответы на вопросы « Что такое лагенария?», « Как давно известна эта овощная культура в мире?». Называет условия, необходимые для роста и развития лагенарии.

Во второй главе проводит эксперимент по выращиванию лагенарии и изготавливает поделки из данной овощной культуры.

В заключении автор делает выводы по исследуемой проблеме.

В приложении в фотонаблюдениях автор представил результаты своих исследований.

Необходимо отметить, что работа соответствует требованиям, предъявленным к исследованию, изложена логично и грамотно, правильно оформлена.

Работа Дудко Михаила может быть представлена на конференции исследовательских работ.







Заместитель директора Е.П.Жуковская

по учебной работе








































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!