СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Изучение родословных великих людей, наших соотечественников занимательно, полезно, патриотично, но не менее увлекательно, интересно узнать, ветвью какого древа являешься ты , где твои корни и  какие  унаследованы характерные признаки  и   заняться изучением и составлением собственной родословной .  Работа, актуальна тем, что в школьном курсе  по биологии  в 10 классе изучается тема  « Методы исследования генетики человека» в разделе  «Генетика человека».

Просмотр содержимого документа
«визитка школы»


Приоритетные направления

работы школы:

  • Создание благоприятных условий для самопознания и самореализации личности ребенка;

  • Организация экспериментальной работы;

  • Привитие интереса к родному языку, более глубокому изучению истории и культуры своего народа;

  • Выявление и развитие творческих способностей одаренных детей;

  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся.


Педагогический коллектив 16 человек:

АУП – 2; Учителя – 14.


Образование:

Высшее 11 человек

Среднее специальное 2 человека

Продолжают получать образование – 3 человека

Квалификационные категории:

Высшая 13

Первая 1

Имеют награды:


«Отличник образования РБ» - 1

Почетная грамота РФ – 4

Почетная грамота РБ – 4

Победители Всероссийского конкурса «Лучший учитель России» - 4





Темы уроков и мероприятий

Тема урока

Класс

Кабинет

«Безопасность при использовании персонального компьютера» (Галиев А.К.)

10

25

“Формула безопасности” (Дильмухаметова И.А.)

7

15

«Правила нашей безопасностис» (Гайнанова Л.Т.)

8

26

«Анализ рассказа Алмаза Гимадиева «Коза с телефоном» (Нурыева А.С.)

5

27

ЧКР «Здоровый образ жизни» (Дядина Н.В.)

9

17

«Если хочешь быть здоров» (Закирова И.Н.)

1

4

«Гимнастика с элементами акробатики» (Гиниятова Г.Г.)

4

спортзал

«Движение – это жизнь» (Давлетбаева А.А.)

6

22

Учебная деятельность:

Показатели

2014-15 у.г

2015-16у.г.

2016-17у.г.

Кол-во обуч-ся

157

144

146

Кол-во класс комплектов

11

11

11

Кол-во ударников

54

53

41

Кол-во отличников

19

21

21

Успе-ть%

100

100

100

Качество знаний

48,6

56

45

Выпускники 11 кл.

9

10

7

Из них с медалью «За успехи в учебе»

3

3

4

Поступили в ВУЗы в %

5

6

6

Министерство образования

Республики Башкортостан

МКУ «Отдел образования администрации МР Мечетлинский район Республики Башкортостан»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа

с.Большая Ока





Конкурс научных проектов школьников

в рамках Малой академии наук школьников

Республики Башкортостан




21 декабря 2017 года




1. Тема: Родословная моей семьи


2. Цель познакомится с генеалогическим методом изучения родословных, научиться составлять генеалогическое древо своей семьи.

3. Задача. Определить характер наследования признака цвета глаз в родословной.


4. Объект и изучаемое свойство:

Генеалогическое древо семьи- Аюповых-Сабировых .


5. Актуальность. Изучать родословные великих людей, наших соотечественников занимательно, полезно, патриотично, но не менее увлекательно, интересно узнать, ветвью какого древа являешься ты , где твои корни и какие унаследованы характерные признаки и заняться изучением и составлением собственной родословной . Работа, актуальна тем, что в школьном курсе по биологии в 10 классе изучается тема « Методы исследования генетики человека» в разделе «Генетика человека».

6. Гипотеза:

Предположим, цвет моих глаз передавался по отцовской линии.



Результаты исследований.




По типу различают цвета глаз - темный, светлый и смешанный тип:




Символы, используемые при составлении родословной.


Просмотр содержимого документа
«моя родословная»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Большая Ока муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан







Исследовательская работа по биологии

«Родословная моей семьи».








Автор: Сабирова Айгуль Расимовна, ученица

10 класса МОБУ МОШ села Большая Ока


Руководитель: Сабирова Р.Р., учитель биологии и химии.



с. Большая Ока-2017

Оглавление



1. Введение

3

2 . Теоретическая часть. Генеалогический метод изучения генетики человека

4

3. Практическая часть. Изучение и составление родословной.

7

4. Результаты исследования.

9

5. Используемая литература

10






























































Введение.

1. Тема: Родословная моей семьи

2. Цель познакомится с генеалогическим методом изучения родословных, научиться составлять генеалогическое древо своей семьи.

3. Задача. Определить характер наследования признака цвета глаз в родословной.

4. Объект и изучаемое свойство:

Генеалогическое древо семьи- Аюповых-Сабировых .

5. Актуальность. Изучать родословные великих людей, наших соотечественников занимательно, полезно, патриотично, но не менее увлекательно, интересно узнать, ветвью какого древа являешься ты , где твои корни и какие унаследованы характерные признаки и заняться изучением и составлением собственной родословной . Работа, актуальна тем, что в школьном курсе по биологии в 10 классе изучается тема « Методы исследования генетики человека» в разделе «Генетика человека».

6. Гипотеза:

Предположим, цвет моих глаз передавался по отцовской линии.



















1. Теоретическая часть

Генеалогический метод изучения генетики человека

1.1. Диагностика

По мере улучшения качества медицинской помощи наследственные заболевания приобретают все больший удельный вес в общей патологии человека. При этом наследственные болезни диагностируются не всегда, даже в клинических условиях. Диагностика наследственной патологии – сложный и трудоемкий процесс. В медицинской генетике применяются как клинические и параклинические, так и специальные генетические методы. Для установки диагноза ненаследственного заболевания достаточно общего клинического и лабораторного обследования. Общие клинические методы также позволяют диагностировать наиболее известные и распространенные наследственные заболевания, поскольку их клиническая картина была хорошо известна еще до установления наследственной природы (синдром Дауна). Но и в этих случаях возможны диагностические ошибки. Постановка диагноза происходит в два этапа: общее клиническое обследование больного в соответствии с современными требованиями и при подозрении на наследственную болезнь проведение специализированного дифференциально-диагностического обследования. Полного клинического обследования обычно достаточно для диагностики таких наследственных заболеваний, как ахондроплазия, хорея Гентингтона, ретин бластома. Однако широкий клинический полиморфизм наследственных болезней, их фенокопии, частичное совпадение симптомов разных заболеваний (наследственных и ненаследственных), необходимость выявления гетерозиготных носителей требуют применения специальных генетических диагностических методов, которые всегда более точны, чем клинические. Рассмотрим их подробнее.



1.2. Суть метода

Генеалогический метод относится к наиболее универсальным методам в медицинской генетике. Этот метод помог установить закономерности наследования очень большого числа самых различных признаков у человека, как нормальных, подобных цвету глаз, цвету и форме волос и т.п., так и сопутствующих наследственным болезням. Генеалогический метод– метод родословных. Он основан на составлении и анализе родословных, при помощи чего возможно прослеживание болезни (или признака) в семье или роду. В медицинской генетике этот метод называется клинико-генеалогическим. Суть метода сводится к выявлению родословных связей и прослеживанию патологического признака среди дальних и близких прямых и непрямых родственников. С его помощью может быть установлена наследственная обусловленность изучаемого признака, а также тип его наследования. Этот метод позволяет изучить интенсивность мутационного процесса, оценить экспрессивность и пенетрантность аллеля. Он складывается из двух этапов: составления родословной и генеалогического анализа.

1.3. Изучение родословной

При анализе родословных в первую очередь необходимо установление наследственного характера признака. Если в родословной встречается один и тот же патологический признак несколько раз (на протяжении нескольких поколений), то, вероятно, он имеет наследственную природу. Далее необходимо установить тип наследования (аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, Х-сцепленный доминантный или рецессивный, Y-сцепленный). Определение типа наследования в конкретной родословной является серьезной генетической задачей, для ее решения врач должен иметь специальную подготовку.

Существует несколько методов изучения генетики человека: близнецовый, цитогенетический, популяционный, онтогенетический; один из самых интересных и доступных – генеалогический. Он основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряду поколений, с указанием родственных связей между членами родословной. Генетический метод – это изучение наследственных признаков человека по родословным. Он был предложен концеXIX века Ф. Гальтоном, а система обозначений в родословных была предложена Г. Юстом в 1937 году. Известный американский генетик Курт Штерн считал, что все люди на земле связаны между собой той или иной степенью родства.

Генеалогический анализ является самым распространенным, наиболее простым и одновременно высоко информативным методом, доступным каждому, кто интересуется своей родословной и историей своей семьи.

Основателем генеалогического метода изучения наследственности считается немецкий историк О. Лоренц, опубликовавший в 1898 году учебник генеалогии, в котором рассматриваются закономерности происхождения различных семейных заболеваний. В 1912 году американский евгенический институт впервые опубликовал образцы прямолинейных родословных таблиц, которые используются до настоящего времени, не претерпев, практически, никаких изменений.

Основные закономерности наследственности, установленные для живых организмов, универсальны и в полной мере справедливы и для человека. Вместе с тем как объект генетических исследований человек имеет свои преимущества и недостатки.

Для людей невозможно планировать искусственные браки. Еще в 1923 г. Н.К. Кольцов отмечал, что "...мы не можем ставить опыты, мы не можем заставить Нежданову выйти замуж за Шаляпина только для того, чтобы посмотреть, какие у них будут дети". Однако эта трудность преодолима благодаря прицельной выборке из большого числа брачных пар тех, которые соответствуют целям данного генетического исследования.

В значительной мере затрудняет возможности генетического анализа человека большое число хромосом — 2п=4б. Однако разработка новейших методов работы с ДНК, метода гибридизации соматических клеток и некоторых других методов устраняют эту трудность.

1.4. Составление родословной

Генеалогический метод является одним из основных в генетике человека и заключается в составлении и анализе родословной. Метод позволяет проследить характер наследования признаков в отдельных семьях и составить прогноз рождения ребенка с анализируемым признаком. Чаще всего анализ ведется по одному признаку.

Перед составлением родословной проводят сбор генеалогической информации, начиная с пробанда, т. е. лица, с которого начинается составление родословной. Родные братья и сестры в семье называются сибсами.

После сбора сведений переходят к графическому изображению родословной, для чего обычно пользуются стандартными символами.

( Медицинская генетика , 2002 г.)

При составление родословной надо учитывать следующие моменты.(Лильин Е.Т. с соавт., 1990):

  1. Составление родословной начинают с пробанда. Если в семье имеется несколько детей , то сибсы располагаются в порядке рождения слева направо, начиная со старшего.

  2. Каждое предшествующее поколение изображается высшей линии пробанда, а последующее - ниже ее.

  3. 3. Все члены родословной должны располагаться строго по поколениям в один ряд.

  4. Поколение обозначается римскими цифрами сверху вниз, которые ставятся слева от родословной.

  5. Арабскими цифрами нумеруются потомства одного поколения слева направо.

  6. Лично обследованные члены родословной отмечаются знаком «!»

(Приложение №2)

  1. Практическая часть.


Составление родословной Аюповых –Сабировых и определение признака типа цвета глаз. (Приложение№2)


Перед составлением родословной я проводила сбор генеалогической информации (в основном из рассказов родителей, бабушки, родственников, изучила фотографии из домашнего архива )






















  1. Результаты исследований.

Всего из 28 человека, из них светлый тип цвета глаз имели 8 человек, темный цвет-14 и

смешанный тип цвета глаз имели 6 человек.

Всего-22 человека, из них светлый тип цвета глаз имели 3 человека, темный цвет-10 и

смешанный тип цвета глаз имели 9 человек.


Вывод: таким образом, я полностью подтвердила выдвинутую мною в начале исследования гипотезу о том, что цвет глаз передавался по отцовской линии.

В процессе проведения исследования я обращалась к различным источникам информации: книгам, справочникам, к интернету. Узнала много интересного о цвете глаз и собрала топ 10 фактов о цвете глаз (Приложение№ 3).



Используемая литература и источники.


  1. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт. сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.

  2. Карпов Е. Учебно-исследовательская деятельность в школе. – М.: Просвещение, 2001 г.

  3. Устные источники, данные о рождениях, бракосочетаниях, смертях из личного архива семьи Аюповых- Сабировых.





























(Приложение№1)


  1. По типу различают цвета глаз - темный, светлый и смешанный тип:






















(Приложение№2)

Символы, используемые при составлении родословной.



























(Приложение№3)


Топ 10 фактов о цвете глаз

  1. Интересно, что у всех новорожденных детей глаза имеют серо-голубой цвет, так как в строме радужки пигмент отсутствует. Цвет радужки меняется и формируется к третьему-шестому месяцу жизни ребёнка, что связано с накоплением меланоцитов в радужной оболочке. Окончательно цвет глаз у людей устанавливается к 10-12 годам.

  2. Самый необычный и интересный факт о цвете глаз: все люди голубоглазые. Карие глаза на самом деле являются голубыми под коричневым пигментом.

  3. Глаза зелёного цвета имеют около 2% людей планеты, он – самый редкий, так как искореняется в семье доминирующим геном карих.

  4. Считается, что люди с темными глазами упорны, выносливы, но в кризисных ситуациях слишком раздражительны; сероглазые — решительны; кареглазые замкнуты, а голубоглазые выносливы. Зеленоглазые стабильны и сосредоточены.

  5. Разный цвет глаз объясняется фактом избытка либо дефицита меланина вследствие болезней, травм, генетических мутаций. Явление разного цвета глаз называется гетерохромия. При частичной гетерохромии радужка разделена на две части. При абсолютной гетерохромии у человека наблюдается два разных цвета радужки: один может быть голубого цвета, второй – карего. На планете проживает 1% людей с данным необычным отклонением.

  6. При ярком свете или сильном холоде цвет глаз у человека меняется. Данное интересное явление называется хамелеон.

  7. Цвет глаз свидетельствует о географической наследственности. Люди с голубыми глазами встречаются чаще в северных регионах, с коричневым цветом – в местах с умеренным климатом, люди с черными глазами проживают в районе экватора.

  8. Есть люди с красным цветом глаз- альбиносы.

  9. Исследование радужной оболочки глаз называется иридодиагностика.

  10. Существует медицинская лазерная процедура коррекции, позволяющая изменить цвет глаз.

















Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

МОБУ СОШ с. Большая Ока  МР Мечетлинский район Республики Башкортостан      ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ ТЕМА: РОДОСЛОВНАЯ МОЕЙ СЕМЬИ Выполнила: ученица 10 класса МОБУ СОШ с. Большая Ока  Сабирова Айгуль Расимовна

МОБУ СОШ с. Большая Ока МР Мечетлинский район Республики Башкортостан

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ

ТЕМА: РОДОСЛОВНАЯ МОЕЙ СЕМЬИ

Выполнила: ученица 10 класса

МОБУ СОШ с. Большая Ока

Сабирова Айгуль Расимовна

РОДОСЛОВНАЯ МОЕЙ СЕМЬИ

РОДОСЛОВНАЯ МОЕЙ СЕМЬИ

  • Цель : познакомится с генеалогическим методом изучения родословных, научиться составлять генеалогическое древо своей семьи.
  • Задача: Определить характер наследования признака в родословной по цвету глаз.
  • Объект и изучаемое свойство:
  • Генеалогическое древо семьи- Аюповых-Сабировых.
Актуальность. Изучать родословные великих людей, наших соотечественников занимательно, полезно, патриотично, но не менее увлекательно, интересно узнать, ветвью какого древа являешься ты , где твои корни и какие унаследованы характерные признаки и заняться изучением и составлением собственной родословной . Работа актуальна тем, что в школьном курсе по биологии в 10 классе изучается тема « Методы исследования генетики человека» в разделе «Генетика человека».

Актуальность. Изучать родословные великих людей, наших соотечественников занимательно, полезно, патриотично, но не менее увлекательно, интересно узнать, ветвью какого древа являешься ты , где твои корни и какие унаследованы характерные признаки и заняться изучением и составлением собственной родословной . Работа актуальна тем, что в школьном курсе по биологии в 10 классе изучается тема

« Методы исследования генетики человека» в разделе «Генетика человека».

Гипотеза: Предположим, цвет моих глаз передавался по отцовской линии

Гипотеза:

Предположим, цвет моих глаз передавался по отцовской линии

Символы, используемые при составлении родословной.

Символы, используемые при составлении родословной.

Анализ результатов признака типа цвета глаз родословных

Анализ результатов признака типа цвета глаз родословных

ВЫВОД: Таким образом, я полностью подтвердила выдвинутую мною в начале исследования гипотезу о том, что цвет глаз передавался по отцовской линии.  

ВЫВОД:

Таким образом, я полностью подтвердила выдвинутую мною в начале исследования гипотезу о том, что цвет глаз передавался по отцовской линии.

 

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!