СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по литературе ученика 8 класса Воронцова Алексея "Образ Байкала в произведениях бурятских писателей»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Байкал не раз воспевался в творениях бурятских писателей и поэтов. Бурятские и русские творцы художественного слова по-разному представляли образ великого озера. У каждого их них был свой особый  Байкал.

Цель данной работы:

Проанализировать  лирические и прозаические произведения, открыть художественный мир поэтов, писателей в  текстах о Байкале, определить  роль этого озера в понимании окружающего мира  авторами.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по литературе ученика 8 класса Воронцова Алексея "Образ Байкала в произведениях бурятских писателей»»

Министерство образования и науки образования РБ

Муниципальное автономное учреждение

«Среднее общеобразовательное учреждение № 57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова »











II республиканская научно-практическая конференция школьников

«Байкальское развитие: проблемы, пути и способы решения»

Направление: «Исследование по литературе»

Тема : «Образ Байкала в произведениях бурятских писателей»













Выполнил : Воронцов Алексей,

ученик 8 «в» класса ,

Руководитель : Харнутова Аксана Александрвна,

учитель русского языка и литературы









г Улан-Удэ

2016 г

Содержание







1 Введение______________________________________________________________2 стр

Глава 1 Образ Байкала в произведении Базара Барадина. «Сказе о предках бурят-монголов» ._____________________________________________________________3-4стр

Глава 2 Образ Байкала в стихотворениях Цэдэна Галсанова «Мне с Байкала видится далеко» , Дамбы Жалсараева «Байкалу» , Дондока Улзытуева «Дом на берегу»____5-7стр

Глава 3 Образ Байкала в миниатюрах Ольги Серовой__________________________7-9стр

Заключение______________________________________________________________10стр

Список использованной литературы__________________________________________11стр

























1

Введение

Байкал не раз воспевался в творениях бурятских писателей и поэтов. Бурятские и русские творцы художественного слова по-разному представляли образ великого озера. У каждого их них был свой особый Байкал.

Цель данной работы:

Проанализировать лирические и прозаические произведения, открыть художественный мир поэтов, писателей в текстах о Байкале, определить роль этого озера в понимании окружающего мира авторами.

Исходя из этой цели, вытекают следующие задачи:

  1. На примере сказа Базара Барадина, стихотворений Цэдэна Галсанова «Мне с Байкала видится далеко» , Дамбы Жалсараева «Байкалу» , Дондока Улзытуева «Дом на берегу Байкала», миниатюр Ольги Серовой выявить и проанализировать художественные ,языковые выразительные средства, с помощью которых авторы создают поэтический образ Байкала. .

  2. Определить отношение авторов к сибирской природе, особенно к могучему озеру.

Актуальность данной работы состоит в том, что природа Байкала становится в произведениях бурятских писателей основой формирования национального менталитета и характера. Поэтический образ Байкала предстает собой многообразным комплексным феноменом и как ничто другое символизирует богатство жизненного мира. Возвращаясь к вечному Байкалу не только как к природному чуду и объекту мирового наследия, но и как к художественному образу, становится понятна феноменальность Байкала.

Произведения о Байкале отличаются тем, что в них природа не является фоном, она становится самостоятельным образом. К тому же, именно природа действует на состояние человека, поскольку он - лишь частичка ее.





2

Глава1

Глава 1 Образ Байкала в произведении Базара Барадина. «Сказе о предках бурят-монголов» .

У моих родственников по материнской и отцовской линиях говорится о племене гордых хонгодоров, которое ушло когда-то из монгольских степей и обосновалось в прибайкальских местах, около подножия Саянских гор.

Труден был путь сильных и смелых людей. Им пришлось преодолевать безводные жаркие пустыни Гоби, штурмовать опасные хребты Саянских гор, прорубать тропы в густых лесах, думать, как переправиться через кажущуюся спокойной Селенгу и бурный Иркут. А когда, казалось бы, такой опасный путь был преодолен, им пришлось столкнуться с новой сложностью – договариваться с эхиритами и булагатами на право жить на их землях. Именно о таком историческом времени говорится в сказе Базара Барадина «Сказ о предках бурят-монголов».

Я прочитала сказ с большим интересом. Конечно, в тексте история бурят-монголов опоэтизирована, навеяна мифологическим пластом. Однако от этого произведение не теряет силу, а наоборот подлинная история предстает еще более заманчивой.

Барга-батор представляется мне могучим, сильным и мудрым человеком, настоящим богатырем-исполином. Не случайно он выбирает себе «стойбище» у берегов Байкала. Именно чаша великого озера могла стать для него тем жизненным пространством, где было настоящее «таежное безбрежное приволье», здесь он находил себе защиту от многочисленных злобных врагов, тут было изобилие «непуганых птиц и зверей». Здесь богатырь сближался со всем земным и небесным пространством.

В строках сказа Байкал предстает как живой. Образ озера словно ласкает богатыря в своей колыбели. Это видно в строках: «Байкал Воздымал свои синие волны к земным небосклонам, Хрусталем окропляя молчание скал», И Байкал, от серебряных стай лебединых светлея, Обнимал берега поднебесной волной». Байкал как природный исполин качал в своей колыбели Барга-батора, прапредка далеких бурят.

Именно здесь, у берегов священного моря, герой встречает невесту. Мне нравится то, что богатырь находит ее в пути. Это указывает на то, что буряты издавна были кочевым народом. Поэт не случайно говорит об этом такими словами:

И однажды в пути он невесту хорошую встретил –

Фею-девушку, ставшую верной женой.

И на стойбище, там, где пасутся века на просторе,

Вспыхнул с новою силой огонь в очаге…

Вскоре у Барга-батора рождаются трое сыновей. Один из них Бурядай, которого богатырь оставляет жить на родине. Как наказ звучат слова отца:

Ты прими сокровенный отцовский наказ.



Жить тебе здесь на родине, старость мою охраняя,

Пока смертный ко мне не подступит мой час.

И огонь в очаге, что зажжен от сиянья Байкала,

Суждено тебе, сын, на века сохранить…

Мне отрадно то, что родиной бурят поэт назвал именно землю у Байкала, которую нужно хранить вечно, оберегать всегда. В родословных родственников говорится, что со временем племя хонгодоров из-за малочисленности было приписано к булагатам, одного из племен, что когда-то были рождены Бурядаем. Если даже и так, мне отрадно, что и моя нить связана с такими мифическими пластами.

Базар Барадин очень любовно описывает далекую историю, и она не кажется неестественной и неправдоподобной. Каждая страница сказа дышит историей. Мне кажется, что я вижу древнего старца Барга-батора и его молодых, ловких сыновей. Это первенец Оледэй, лучший стрелок. Не было более искусного стрелка и владеющего мастерски саблей, кроме него. А Бурядай прославился глубоким умом: «наделенный высокой судьбою и в помыслах здравый». Хоридой был выдающимся охотником: «Ты умеешь по скалам отвесным скакать кабаргоюИ изюбря свалить в хвойных дебрях тайги. И без устали гнаться ты можешь за рыжей лисицей…».

Все три сына были подстать Барга-батору. С годами они приумножили силы, ум, опыт своего отца. Каждый стал достойным продолжателем отцовских дел и многочисленных бурятских родов. Это сказано в таких строках, которые мне очень нравятся:

Катит волны времен торопливых река.

Племена эхиритов таежных, лесных булагатов,

Хоридоя потомки сошлись на века-

Здесь сошлись племена,

У лазурной твердыни Байкала,

И единую песню их голос обрел.

И пространство байкальское корни живущих связало

Под завещанным именем – бурят-монгол.

Издавна и навечно буряты и Байкал в сказе поэта предстают воедино, слитно и монолитно. Я верю и чувствую, что и моя родословная ветвь тоже вписана в эту страницу истории. А значит, кому как не мне, моим друзьям, знакомым не озаботиться дальнейшей судьбой Байкала, нашей природы.





Глава 2

Образ Байкала в стихотворениях Цэдэна Галсанова «Мне с Байкала видится далеко» , Дамбы Жалсараева «Байкалу» , Дондока Улзытуева «Дом на берегу Байкала»



Образ Байкала не раз воспет в поэзии Бурятии. Бурятские и русские поэты по-разному лирически представляют образ великого озера. У каждого лирика свой Байкал и его понимание, осознание.

Так, в стихотворении Цэдэна Галсанова «Мне с Байкала видится далеко» священное озеро предстает как точка отсчета, откуда начинается нить жизни. При этом пространство Байкала предстает как некая консистенция чистоты, в котором сгорает любое зло. Это находим в строках, как:

Мир такой-

Отступают любые печали,

Сон такой-

Никакие заботы не в счет.

Лирический герой именно отсюда, с берегов Байкала видит мир глубже, дальше. Отсюда его взор становится пристальнее. Ему становится ведомо и радость, и боль людей, их чаяния и невзгоды. Словно Байкал подпитывает духовной энергией поэта, и ему легче излагать на бумаге слова, свободные от многих условностей жизни, что находим в следующих строках:

На Байкале

Мне пишутся легче стихи:

Здесь слова и напевы

Свободны от фальши, -

Неподкупны, чужды им

Людские грехи…

Байкал видится мощным духовным генератором, в котором перерабатываются человеческая неискренность, ложность взгляда на жизнь, любое проявление корысти и лицемерия. Здесь удесятеряется сила человека в устремлении к самосовершенству, исчезает ленность души, появляется желание трудиться и творить. Более того, именно в этом месте лирический герой готов признаться в любви:

На Байкале священном

Мне дышится легче,

Больше пламени в сердце

И жара в крови.

Здесь яснее становятся

Судьбы и вещи.

Здесь могу я тебе

Объясниться в любви…

Лирический герой именно у Байкала чувствует себя внутренне раскрепощенней, как будто свободная стихия великого моря вдохновляет его и освобождает от мнимых условностей. Отсюда Байкал в стихотворении Ц.Галсанова описан необычайно лирично. Этот образ ассоциируется у поэта со стихией духовного пространства, сравниться с которым нично не может.

Несколько иной образ Байкала у Дамбы Жалсараева. Его стихотворение «Байкалу» навеяно мифологическим представлением некоего богатыря, у которого не зазорно попросить помощи. Не случайны, как в сказках, три обращения лирического героя к Байкалу. Каждое обращение раскрывает новый облик Байкала. Так в первом взывании героя в озеру Байкал предстает как некий богатырь, должный и готовый помочь израненному человеку: «О, Байкал-богатырь, ты прохладой повей, укрепи мое тело, чтоб я стал сильней». Былинное, улигерное проступает в этих строках. За словом «богатырь» встает само время, глубь веков – то, что видел сам Байкал, чему он был свидетель и участник. И глубины веков его сила. Оттого именно к нему обращается герой за настоящей физической силой.

Во втором обращении: «О, Байкал-властелин, о, волшебник седой, окропи мою душу целебной водой», - священное озеро предстает мудрым старцем-целителем, которому подвластны любые раны – и физические, и душевные. Байкал как некий мудрец-знахарь, своими водами как чудодейственным травяным настоем готов наполнить человека силой и внутренней энергией.

В третьем обращении Байкал называется не случайно наставником: «Мой наставник Байкал, помоги мне: со мной поделись ты бездонной своей глубиной». Озеро по праву здесь именуется наставником. Как не ему – Байкалу быть духовным учителем человеку, понимающему такую вековечную глубину жизни, сосредоточенной в священном море.

Представление Байкала в трех мифологических образах в стихотворении Дамбы Жалсараева закономерно. Образы навеяны бурятскими улигерами, подсказаны русскими былинами, самой историей. Ко всему этому лирический герой близок, он не отождествляет себя от всего мира, тем более самого Байкала. Он готов быть и жить в этом гармоничном пространстве.

В стихотворении Дондока Улзытуева «Дом на берегу Байкала» подчеркивается мысль, что именно здесь должен быть родной уголок для человека. В образе Байкала как будто сливаются и сама стихия, свободная, величественная, неподвластная человеку, и родной дом человека, где его всегда ждут и любят. Не случайно лирический герой чувствует, что чем ближе к Байкалу, тем воздух чище, светлее. Настоящий же дом на берегу – это и маленькая точка уединения человека в родном уголку, и точка его сближения с громадностью мира. И маленький уголок родного дома превращается у берега Байкала в стартовую площадку, с которой начинается открытие космоса. Размеры Байкала вырастают до уровня вселенского размаха. И это закономерно, потому что само озеро как зеркало, в котором отражается бесконечность уже не земного мира.

Таким образом, в стихах поэтов Бурятии Байкал предстает по-разному, но в одинаковых образах, навеянных большей частью народным мировосприятием, в которых заключается глубина жизни, ее бесконечность и неповторимость. Стихи могут многому научить нас, людей XXI. Мы живем зачастую привычно, не замечая, что Байкал живой, это не просто резервуар самой большой пресной воды в мире, а некое уникальное природное создание, которое надо бы беречь и охранять.









Глава 3

Образ Байкала в миниатюрах Ольги Серовой

В творчестве Ольги Серовой Байкал стал образом - символом. Байкал нередко благодаря своим размерам сравнивается с великаном: «Но и скованный льдом Байкал удивлен своим белоснежным величием, безмятежным покоем великана» («Уснувший великан»). В другой миниатюре к этому прибавляется еще образ созидателя при помощи переноса по признаку: сравнивающий его с созидающим человеком. «В утренние и вечерние зори переливаются огнями хрустальные дворцы, ажурные цепи мостов, разные беседки, арки и гроты, диковинные парки, великолепные статуи». «До января будет играть озеро - море с морозом, и строить свои дворцы» («Игра с морозом»). Ярким примером метафоризации в миниатюре «Скорей бы!» является перенос признака умершего человека на замерзший Байкал в разговоре двух женщин:

-«Ишь, какое море-то наше страшное, все равно покойник»!

- «Оживет скоро, - отвечает другая».

Находясь в зимнем лесу в солнечный день, автор наблюдает полную гармонию в природе. Фантазия ее вызывает ассоциацию зимнего напева, то есть полное созвучие в природе сравнивается с созвучием звуков в мелодии,

отсюда употребление «зимний напев»: « И слышится повсюду зимний напев:

поют леса, снег под моими лыжами, фантастические торосы и бриллианты колотого льда там, на белом просторе озера- моря. Вот только сейчас торжественно и стройно звучала зимняя мелодия…» В этой же миниатюре происходит метафоризация снежинок по действию: «Тысячами легких сверкающих игл посыпались снежинки, обожгли лицо», несколько тонких иголок воткнувшись, производят такое же действие - обжигают. («Нашего полку прибыло») «Забавные пеньки, одетые в снежные береты» - олицетворение и сравнение с молоденькими мальчиками, а « молоденькие елочки, точно впервые вышедшие на зимний бал справлять свое совершеннолетие» с молодыми девушками. Есть случаи метафоризации, когда происходит перенос свойств по признаку человека с природой. Так, в миниатюре «Лисий нюх» раннее ощущение весны

автором, окружающие называют лисьим нюхом, то есть тонкий нюх, такой нюх улавливает пока еще неуловимое для всех: «Бывает так, что зима кружит февральским

морозом и носы обмораживает, а ты вдруг чувствуешь что-то весеннее, еле уловимое. Говорю, что я сегодня весну почувствовала, надо мной смеются.

-У вас, наверное, лисий нюх. Какая тут весна? Мороз свирепеет…

Пройдет неделя и те, кто обморозил нос, скажут, что пришла весна»

Используя приемы олицетворения, сравнения, метафоризации писатель добивается образности в своих произведениях.

Синонимы и антонимы

К лексико-семантическим средствам также относятся антонимы и синонимы, омонимы, многозначность слова.

В миниатюрах Ольги Серовой часто используются антонимы и синонимы. Употребление синонимов в пределах одного контекста может носить самый различный характер, синонимы могут использоваться с разными стилистическими целями

С одной стороны, употребление синонимов может быть обусловлено, прежде всего, стремлением избежать тавтологии, слишком частого повторения одних и тех же слов. С другой стороны, употребление синонимов может быть использовано для создания перечисления или градации. Иногда используется прием «нанизывания» синонимов.

В художественной литературе употребление в одном и том же контексте разных членов синонимического ряда может быть прямо подчинено определенным стилистическим задачам, связанным с сознательной словесной «игрой». Также синонимы обладают различной эмоционально - экспрессивной окраской.

Синонимы по Н.М, Шанскому отличаются друг от друга:

1) оттенками лексического значения;

2) эмоционально - экспрессивной окраской;

3) принадлежностью к определенному стилю;

4)способностью вступать в соединение с другими словами (Н, М, Шанский)

В миниатюрах Ольги Серовой встречаются следующие синонимы: « В Байкале – новое в оттенках, и даже в солнечный день в нем что-то холодное, металлическое». Слова «холодное, металлическое» - синонимы. Они отличаются эмоционально – экспрессивной окраской. Слово «металлическое» несет более насыщенный цвет Байкала. «Наверное, оно родилось от понятия тени, прохлады, но оно же близко к слову «осенние», рождение мыслей и чувств» (« Багрянец осени»). В данном контексте слова «тени, прохлады» являются синонимами. Здесь имеется в виду место, защищенное от солнца, где свежо и прохладно. Они отличаются экспрессивной окраской. Слово «прохлада» усиливает экспрессивное значение слова «тени».

Антонимы - противопоставление двух и более слов, противоположных по самому общему или наиболее существенному для их значения семантическому признаку. ( М.И. Фомина , 1983, страница 113)

В миниатюрах Ольги Серовой используются антонимы с разными корнями: «В утренние и вечерние зори переливаются огнями хрустальные дворцы…» (« Игра с морозом», О, Серова, 1985, страница 27)

Слова «утренние и вечерние» являются антонимами одной и той же части речи - имени прилагательного. Эти слова выражают противопоставление временных явлений: вечерний - утренний. «Но если уж возненавидит, то насмерть, как полюбит - на всю жизнь» («Сибирский кедр»). Глаголы «возненавидит - полюбит» тоже являются антонимами. С их помощью противопоставляются психическое состояние кедра, который с помощью приема олицетворения наделен человеческими свойствами.

В этих примерах антонимы используются для актуализации высказывания и усиления образа, впечатления.

Употребление антонимов делает речь выразительнее и семантически богаче.

Также Ольга Серова применяет такой фонетический прием, как звукоподражание. Это обусловлено фонетикой, поскольку звукоподражание осуществляется звуками человеческой речи, которые писатель приспосабливает для имитации нечленораздельных звучаний, или стихийных проявлений природы, или звуков, издаваемых живыми существами. «Дзинь- дзинь! Кап-кап!

Вот так приветствовали друг друга мартовские капели…» («О чем звенят капли»). Вводимые в словесную ткань произведения они усиливают его реалистичность, давая возможность читателю не только представлять, но как бы и слышать изображаемое. Серова хочет показать жизнь жителей, чтобы мы услышали их бурную радость, жажду жизни.

Автор изображает эти капли в единстве и поэтому они «становились все сильнее и сильнее, и в их трезвоне уже слышался лепет ручьев, всплеск рек, рокот озер и мощный гул океана».

Ольга Серова- тонкий лирик : байкальская природа, сам Байкал становятся истоком размышлений для автора.































Заключение.

В данной работе представлены разнообразные образы Байкала, где каждый автор стремится отразить созидательное преобразующее влияние природы Байкала на человека, учит его понимать прекрасное, внушает ему величавое настроение.

На Земле много неповторимых и чарующе живописных мест, и Байкал- одно из них. Но Байкал не просто уникален. В хрустально чистой , бесконечно меняющейся световой гамме он неповторим- его свет пронизывает глубины небосвода и возвращается оттуда тонкой, почти неуловимой гармонией звуков.

Гармония звуков Байкала в творчестве поэтов и писателей Бурятии ассоциируется со звучащей бесконечностью. С помощью выразительных средств языка авторы добивается образности в своих произведениях. Они олицетворяют природу с человеком, наделяют ее признаками, действиями человека. У авторов природа Байкала предстает перед нами в образе человека и наделена душой.





























Список использованной литературы



  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М, 1973

  2. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка – М, 1997

  3. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка – М, 1985

  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка – М, 1998

  5. Серова О.В. Светлое око Сибири: лирические миниатюры и очерки – Улан- Удэ, 1972

  6. Ковалев В.П. Выразительные средства художественной речи. - Киев, 1985

  7. 1 Балданов С. Ж. Бурятская литература в условиях современных социокультурных процессов.//Бурятская литература в условиях современного социокультурного контекста: материалы регион. научн. конф.-Ч.1.-Улан-Удэ, 2006

  8. Золотые гольцы: сб. прозы и стихов.- М.: Современник, 1996






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!