СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа :" Расчёт фактического рациона питания учащихся 5 - 10 классов."

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся 5—10 классов правильное представление о здоровом питании и научить составлять сбалансированный рацион.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа :" Расчёт фактического рациона питания учащихся 5 - 10 классов."»

Проведение расчёта фактического рациона питания учащихся 5 - 10 классов

МБОУ «АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СОШ»

Бунакова Алина  Николаевна, 10 класс

Руководитель : Чалабян Татьяна Владимировна 

Цель – сформировать у учащихся 5—10 классов правильное представление о здоровом питании и научить составлять сбалансированный рацион.

Задачи:

- организовать практическое занятие с учащимися 5—10 классов: провести расчёты их собственного рациона, проанализировать и скорректировать его;

Дата опроса: 20.03.2019г. Участники: учащиеся 5-10 класса МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»

Количество участников: 46 человек.

Учащимся 5—10 классов предлагалось составить свой фактический рацион питания, исходя из того набора продуктов и блюд, который они употребляют ежедневно. Для каждого приёма пищи в течение дня они составили перечень потребляемых продуктов и блюд с указанием веса в граммах. Несмотря на то, что употребляемые продукты и блюда каждый день разные, школьники выбрали и расписали рацион всего одного дня, начиная с завтрака и заканчивая ужином. Далее напротив каждого продукта и блюда в составленном рационе они указали калорийность (ккал) и содержание белков (г), жиров (г) и углеводов (г). Эти значения они нашли по специальной таблице 2 (которую мы им представили). В таблицах приведены значения, рассчитанные на 100 г продукта. Соответственно эти значения им пришлось пересчитать исходя из веса порций в составленном рационе.

Анализ фактического рациона питания и его сопоставление

с нормативными показателями.

Следующий этап задания заключался в анализе составленного рациона с учётом теоретической информации, которая была дана из пособия. Учащиеся проанализировали, соответствует ли их фактический рацион нормам калорийности, которые приведены в таблице. Для этого они суммировали калорийность всех потреблённых за день продуктов и блюд в фактическом рационе. В результате получили суточную калорийность питания, которую сравнили с нормативной. Далее оценили, соответствует ли их фактическая калорийность с нормативным показателем. Таблица1

Таблица. 1 Потребности в энергии и пищевых веществах для детей и подростков

Вещества

11-14, мальчики

11-13, девочки

14-17, юноши

14-17, девушки

Энергия, ккал

2500

2300

2900

2500

Белки, г (в том числе животные)

75

69

87

75

Жиры, г

83

77

97

83

Углеводы, г

363

334

421

363


Среднесуточные нормы физиологических потребностей в минеральных веществах, мг

Вещества

11-13, мальчики

11-13, девочки

14-17, юноши

14-17, девушки

Кальций

1200

1200

1200

1200

Фосфор

1800

1800

1800

1800

Магний

300

300

300

300

Железо

15

18

15

18

Цинк

15

12

15

12

Йод

0,10

0,10

0,13

0,13


Среднесуточные нормы физиологических потребностей в витаминах

Вещества

11-13, мальчики

11-13, девочки

14-17, юноши

14-17, девушки

С, мг

70

70

70

70

А, мкг

1000

800

1000

800

Е, мг

12

10

15

12

D, мкг

2,5

2,5

2,5

2,5

В1, мг

1,4

1,3

1,5

1,3

В2, мг

1,7

1,5

1,8

1,5

В6, мг

1,8

1,6

2

1,6

PP

18

17

20

17

В12, мг

3

3

3

3


Таблица 2 Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд



Наименование про­дукта, блюда

Масса, г

Калорийность, ккал

Наименование продукта, блюда

Масса,

г

Калорийность, кал

Хлеб ржаной

50

109

Говядина отварная

90

134

Хлеб пшеничный

50

123

Треска жареная

100

162

Масло



20

76

Котлета говяжья паровая


100

168

Яйцо

1 шт.

130

Овощи тушёные

225

280

Чай с сахаром

200

86

Картофель отварной с маслом

250

110

Кофе с молоком и сахаром





200

139

Зеленый горошек

100

40

Какао с сахаром и молоком

200

218

Сельдь слабой соли

100

120

Сыр российский

50

104

Макароны отварные с маслом

200

364

Колбаса вареная

50

103

Орехи грецкие

100

565

Каша гречневая

200

102

Мороженое пломбир

100

226

Каша геркулесовая молочная с маслом

200

200

Шоколад молочный

50

233

Йогурт

200

100

Печенье

100

298

Творог полужирный

100

174

Огурец свежий

100

30

Молоко

180

111

Салат из свежей капусты с растительным маслом



155

100

Кефир

180

109

Отвар шиповника с сахаром

200

161

Бульон куриный с вер­мишелью

200

260

Яблоко/груша, апельсин

100

42

Борщ со сметаной

300

169

Сок фруктовый

200

90


По результатам анализа сделали вывод о том, нуждается ли пищевой рацион в корректировке и каким образом. Учащиеся предложили, за счёт изменения некоторых компонентов, добиться сбалансированного рациона и указали конкретно продукты и блюда которые необходимо добавить в рацион или исключить из него или уменьшить/увеличить их порции. Также ребята учитывали расход энергии на различные виды деятельности, если занимаются спортом, то среднесуточные энерготраты у него будут выше, чем приведённые в таблице среднестатистические значения. В этом случае калорийность рациона не советовали снижать до табличных значений.

Известно, что для восполнения энергозатрат в сутки 14-17– летние юноши должны потреблять с пищей в среднем 2900 ккал, девушки — 2600 ккал. Пользуясь данными таблицы , подсчитали сколько они расходуете килокалорий в сутки.

Расход энергии на различные виды деятельности

Вид деятельности

Энергозатраты, ккал/ч

Сон и отдых лежа

65-77

Уборка постели, умывание

102-144

Чтение, просмотр телевизионных телепередач

90-100

Мытье посуды, глаженье белья

130-144

Вытирание пыли, подметание полов

167-180

Стирка белья, мытье полов

200-270

Чтение учебника

100-110

Объяснение учителя, ответ на уроке, контрольная робота

100-120

Выполнение лабораторной работы

120-150

Занятие спортом

200-600

Езда в транспорте

100


Анализ  энергозатрат  у школьников  показал,  что  питание  у  более  56  %  школьников не  покрывает  их  суточных  энергозатрат,  а  у  10  %  регистрируется  переизбыток. 

Таблица результатов

Вещества

норма

превышает

недостаток

Энергия, ккал

87%

3%

10%

Белки, г

75%

13%

12%

Жиры, г

58%

29%

13%

Углеводы, г

74%

17%

9%


Результат: у 87% школьников, ккал находится в норме; 3% превышает норму,

10% недостаток ккал.

Тем ребятам, в рационе которых наблюдался избыток жиров и недостаток углеводов. Посоветовали, увеличить содержание углеводов за счет растительных продуктов: хлеба, круп, макарон, овощей, фруктов. Также следует снизить потребление пищи богатой жирами. Для составления оптимального рациона питания необходимо придерживаться принципов: 1. Соблюдение энергетического баланса.2. Количество энергии, поступающее в организм с пищей, должно соответствовать энерготратам организма в течение суток.

Напомнили ребятам, что оптимален четырехразовый прием пищи, что калорийность

  • завтрака должна со­ставлять 25% от общего количества килока­лорий в сутки,

  • ужина -10%,

  • обед - 50%,

  • полдник -15%. Предложили примерное меню: суточный рацион питания

Завтрак: закуска, горячее блюдо, горячий напиток, рекомендованы овощи/фрукты. Обед: закуска (салат из свежих овощей и зелени), первое, второе (основное горячее блюдо из мяса/птицы/рыбы) и сладкое блюдо. В качестве закуски допускается также использование овощей (гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм. Полдник: напиток (молоко/кисломолочные продукты/кисели/соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема. Ужин: овощное/творожное блюдо или каша, основное второе блюдо (мясо/рыба/птица), напиток (чай/сок/кисель). Второй ужин: фрукты или кисломолочные продукты, булочные или кондитерские изделия без крема. Под запретом:

• мясо, птица, рыба, не прошедшие ветеринарный контроль;

• овощи и фрукты с признаками порчи;

• все продукты с истекшими сроками годности и недоброкачественные продукты;

• молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных;

• крупа, мука, сухофрукты, загрязнённые различными примесями или заражённые амбарными вредителями.

Рациональное питание необходимо подростку для правильного формирования организма. Если подросток не дополучает необходимых веществ, его организм начинает неправильно функционировать. Это приводит к развитию различных заболеваний.

Суточный рацион человека должен покрывать его затраты энергии и содержать все вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности

Рацион подростка должен составляться с учетом активного роста, а также особенностей его образа жизни.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!