Проведение расчёта фактического рациона питания учащихся 5 - 10 классов
МБОУ «АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СОШ»
Бунакова Алина Николаевна, 10 класс
Руководитель : Чалабян Татьяна Владимировна
Цель – сформировать у учащихся 5—10 классов правильное представление о здоровом питании и научить составлять сбалансированный рацион.
Задачи:
- организовать практическое занятие с учащимися 5—10 классов: провести расчёты их собственного рациона, проанализировать и скорректировать его;
Дата опроса: 20.03.2019г. Участники: учащиеся 5-10 класса МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»
Количество участников: 46 человек.
Учащимся 5—10 классов предлагалось составить свой фактический рацион питания, исходя из того набора продуктов и блюд, который они употребляют ежедневно. Для каждого приёма пищи в течение дня они составили перечень потребляемых продуктов и блюд с указанием веса в граммах. Несмотря на то, что употребляемые продукты и блюда каждый день разные, школьники выбрали и расписали рацион всего одного дня, начиная с завтрака и заканчивая ужином. Далее напротив каждого продукта и блюда в составленном рационе они указали калорийность (ккал) и содержание белков (г), жиров (г) и углеводов (г). Эти значения они нашли по специальной таблице 2 (которую мы им представили). В таблицах приведены значения, рассчитанные на 100 г продукта. Соответственно эти значения им пришлось пересчитать исходя из веса порций в составленном рационе.
Анализ фактического рациона питания и его сопоставление
с нормативными показателями.
Следующий этап задания заключался в анализе составленного рациона с учётом теоретической информации, которая была дана из пособия. Учащиеся проанализировали, соответствует ли их фактический рацион нормам калорийности, которые приведены в таблице. Для этого они суммировали калорийность всех потреблённых за день продуктов и блюд в фактическом рационе. В результате получили суточную калорийность питания, которую сравнили с нормативной. Далее оценили, соответствует ли их фактическая калорийность с нормативным показателем. Таблица1
Таблица. 1 Потребности в энергии и пищевых веществах для детей и подростков
Вещества | 11-14, мальчики | 11-13, девочки | 14-17, юноши | 14-17, девушки |
Энергия, ккал | 2500 | 2300 | 2900 | 2500 |
Белки, г (в том числе животные) | 75 | 69 | 87 | 75 |
Жиры, г | 83 | 77 | 97 | 83 |
Углеводы, г | 363 | 334 | 421 | 363 |
Среднесуточные нормы физиологических потребностей в минеральных веществах, мг
Вещества | 11-13, мальчики | 11-13, девочки | 14-17, юноши | 14-17, девушки |
Кальций | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 |
Фосфор | 1800 | 1800 | 1800 | 1800 |
Магний | 300 | 300 | 300 | 300 |
Железо | 15 | 18 | 15 | 18 |
Цинк | 15 | 12 | 15 | 12 |
Йод | 0,10 | 0,10 | 0,13 | 0,13 |
Среднесуточные нормы физиологических потребностей в витаминах
Вещества | 11-13, мальчики | 11-13, девочки | 14-17, юноши | 14-17, девушки |
С, мг | 70 | 70 | 70 | 70 |
А, мкг | 1000 | 800 | 1000 | 800 |
Е, мг | 12 | 10 | 15 | 12 |
D, мкг | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
В1, мг | 1,4 | 1,3 | 1,5 | 1,3 |
В2, мг | 1,7 | 1,5 | 1,8 | 1,5 |
В6, мг | 1,8 | 1,6 | 2 | 1,6 |
PP | 18 | 17 | 20 | 17 |
В12, мг | 3 | 3 | 3 | 3 |
Таблица 2 Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд
| |
Наименование продукта, блюда | Масса, г | Калорийность, ккал | Наименование продукта, блюда | Масса, г | Калорийность, кал |
Хлеб ржаной | 50 | 109 | Говядина отварная | 90 | 134 |
Хлеб пшеничный | 50 | 123 | Треска жареная | 100 | 162 |
Масло | 20 | 76 | Котлета говяжья паровая | 100 | 168 |
Яйцо | 1 шт. | 130 | Овощи тушёные | 225 | 280 |
Чай с сахаром | 200 | 86 | Картофель отварной с маслом | 250 | 110 |
Кофе с молоком и сахаром | 200 | 139 | Зеленый горошек | 100 | 40 |
Какао с сахаром и молоком | 200 | 218 | Сельдь слабой соли | 100 | 120 |
Сыр российский | 50 | 104 | Макароны отварные с маслом | 200 | 364 |
Колбаса вареная | 50 | 103 | Орехи грецкие | 100 | 565 |
Каша гречневая | 200 | 102 | Мороженое пломбир | 100 | 226 |
Каша геркулесовая молочная с маслом | 200 | 200 | Шоколад молочный | 50 | 233 |
Йогурт | 200 | 100 | Печенье | 100 | 298 |
Творог полужирный | 100 | 174 | Огурец свежий | 100 | 30 |
Молоко | 180 | 111 | Салат из свежей капусты с растительным маслом | 155 | 100 |
Кефир | 180 | 109 | Отвар шиповника с сахаром | 200 | 161 |
Бульон куриный с вермишелью | 200 | 260 | Яблоко/груша, апельсин | 100 | 42 |
Борщ со сметаной | 300 | 169 | Сок фруктовый | 200 | 90 |
По результатам анализа сделали вывод о том, нуждается ли пищевой рацион в корректировке и каким образом. Учащиеся предложили, за счёт изменения некоторых компонентов, добиться сбалансированного рациона и указали конкретно продукты и блюда которые необходимо добавить в рацион или исключить из него или уменьшить/увеличить их порции. Также ребята учитывали расход энергии на различные виды деятельности, если занимаются спортом, то среднесуточные энерготраты у него будут выше, чем приведённые в таблице среднестатистические значения. В этом случае калорийность рациона не советовали снижать до табличных значений.
Известно, что для восполнения энергозатрат в сутки 14-17– летние юноши должны потреблять с пищей в среднем 2900 ккал, девушки — 2600 ккал. Пользуясь данными таблицы , подсчитали сколько они расходуете килокалорий в сутки.
Расход энергии на различные виды деятельности
Вид деятельности | Энергозатраты, ккал/ч |
Сон и отдых лежа | 65-77 |
Уборка постели, умывание | 102-144 |
Чтение, просмотр телевизионных телепередач | 90-100 |
Мытье посуды, глаженье белья | 130-144 |
Вытирание пыли, подметание полов | 167-180 |
Стирка белья, мытье полов | 200-270 |
Чтение учебника | 100-110 |
Объяснение учителя, ответ на уроке, контрольная робота | 100-120 |
Выполнение лабораторной работы | 120-150 |
Занятие спортом | 200-600 |
Езда в транспорте | 100 |
Анализ энергозатрат у школьников показал, что питание у более 56 % школьников не покрывает их суточных энергозатрат, а у 10 % регистрируется переизбыток.
Таблица результатов
Вещества | норма | превышает | недостаток |
Энергия, ккал | 87% | 3% | 10% |
Белки, г | 75% | 13% | 12% |
Жиры, г | 58% | 29% | 13% |
Углеводы, г | 74% | 17% | 9% |
Результат: у 87% школьников, ккал находится в норме; 3% превышает норму,
10% недостаток ккал.
Тем ребятам, в рационе которых наблюдался избыток жиров и недостаток углеводов. Посоветовали, увеличить содержание углеводов за счет растительных продуктов: хлеба, круп, макарон, овощей, фруктов. Также следует снизить потребление пищи богатой жирами. Для составления оптимального рациона питания необходимо придерживаться принципов: 1. Соблюдение энергетического баланса.2. Количество энергии, поступающее в организм с пищей, должно соответствовать энерготратам организма в течение суток.
Напомнили ребятам, что оптимален четырехразовый прием пищи, что калорийность
завтрака должна составлять 25% от общего количества килокалорий в сутки,
ужина -10%,
обед - 50%,
полдник -15%. Предложили примерное меню: суточный рацион питания
Завтрак: закуска, горячее блюдо, горячий напиток, рекомендованы овощи/фрукты. Обед: закуска (салат из свежих овощей и зелени), первое, второе (основное горячее блюдо из мяса/птицы/рыбы) и сладкое блюдо. В качестве закуски допускается также использование овощей (гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм. Полдник: напиток (молоко/кисломолочные продукты/кисели/соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема. Ужин: овощное/творожное блюдо или каша, основное второе блюдо (мясо/рыба/птица), напиток (чай/сок/кисель). Второй ужин: фрукты или кисломолочные продукты, булочные или кондитерские изделия без крема. Под запретом:
• мясо, птица, рыба, не прошедшие ветеринарный контроль;
• овощи и фрукты с признаками порчи;
• все продукты с истекшими сроками годности и недоброкачественные продукты;
• молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных;
• крупа, мука, сухофрукты, загрязнённые различными примесями или заражённые амбарными вредителями.
Рациональное питание необходимо подростку для правильного формирования организма. Если подросток не дополучает необходимых веществ, его организм начинает неправильно функционировать. Это приводит к развитию различных заболеваний.
Суточный рацион человека должен покрывать его затраты энергии и содержать все вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности
Рацион подростка должен составляться с учетом активного роста, а также особенностей его образа жизни.