СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект «Любительский театр как явление социокультурной среды общества»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект разработан под руководством учителя музыки Гуд Е.В.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Любительский театр как явление социокультурной среды общества»»

 VIII Межрегиональная научно-практическая конференция

«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»



Секция: Искусствоведение (подсекция «Музыка и театр»)





Любительский театр как явление социокультурной среды общества





Шакирова Ильнара,

8 класс (14 лет),

МБОУ «Школа №29»

г.о. Самара


Руководитель:

Гуд Елена Владимировна,

учитель музыки

МБОУ «Школа №29»

г.о. Самара




Самара 2019

Содержание



Введение _______________________________________________________3

Глава 1. Становление и развитие любительского театра в России

    1. Истоки театрального искусства__________________________________5

    2. Русский театр в XVIII веке______________________________________6

    3. Появление жанра «народная драма»______________________________7

    4. Театр в XIX- нач. XX в.в._______________________________________8

Глава 2. Современное театральное искусство

2.1 Проблемы современного театра_________________________________11

2.2 Семейное театральное наследие_________________________________14

2.3 Школьный любительский театр_________________________________18

Заключение_____________________________________________________19

Список использованных источников________________________________20

Приложения











Актуальность – много веков существует как профессиональный, так и любительский театр. Поэтому театральное искусство неотделимо от этого явления, давшего (и дающего по сей день!) миру большое количество великих актеров (М. Щепкин, Е. Вахтангов, К. Станиславский, В. Мейерхольд, Ф. Раневская, И. Смоктуновский и т.д.) Но меняется ли театр? Продолжается ли с его помощью развитие и обогащение социально-культурной среды общества? На этот вопрос мы и хотим получить ответ.



Объект – русское театральное искусство

Предмет – любительский театр

Цель – выявление проблем современного театрального искусства; определение роли любительского театра в культурной сфере общества

Задачи:

- исследовать историю возникновения и развития любительского театра в России;

- изучить любительский театр как явление культуры;

- выяснить исторические факты семейного театрального наследия;

- поиск путей реализации потенциала любительского театра в системе общего образования.


Гипотеза: любительский театр может стать средством развития социально-культурной среды современного общества в целом, и личности в частности.

Практическая значимость – проводимое исследование может дать необходимую информацию и стать стимулом для возможности самовыражения в театральной области всех желающих.

ВВЕДЕНИЕ

Актерские факультеты разных вузов соперничают за звание «фабрики звезд». Каждый актер предан своей альма-матер и втайне считает именно ее единственно правильной школой. В театрах существуют негласные партии «щукинцев», «щепкинцев», «мхатовцев»… А ведь, помимо училищ при Вахтанговском и Малом театрах, помимо Школы-студии МХАТ, есть еще актерские факультеты РАТИ, РГИСИ в Санкт-Петербурге, где в качестве педагогов набирают курсы представители самых разных театральных «конфессий».

И все-таки, актерская судьба часто зависит от случая и удачи. А также от запроса времени. Иногда среди профессиональных актеров не находится нужного режиссеру исполнителя, не находится нужного типажа. Тогда появляется человек со стороны, не имеющий профессионального актерского образования – так называемый, «актер-любитель». Как ни странно, многие известные, любимые нами артисты не оканчивали актерских факультетов, но талант и яркая индивидуальность обеспечили каждому из них успех и признание.

В культурной жизни общества любительское театральное творчество играет важную роль. Она заключается в сохранении нравственных и эстетических устоев и традиций, которые присущи культуре именно нашей страны, в воспитании бескорыстного служения любимому делу, чувства коллективизма. Ведь во все времена любительство увлекало людей, независимо от социальной принадлежности, различия мировоззрений, художественных интересов и пристрастий, и становилось неотъемлемой частью духовной жизни русского общества. Театральное любительское творчество прошло путь от периода разрозненности и нестабильности до огромной структуры, которая охватывает большую часть территории современной России, дает жизнь профессиональному театру.

Глава 1. Становление и развитие любительского театра в России

1.1 Истоки театрального искусства

Своими корнями история развития театра уходит в глубокую древность. Об этом свидетельствует один из самых почитаемых обрядов в культе далёких предков - обряд посвящения в равноправные члены племени, проводимый с особой торжественностью. С одной стороны, это было культовое действие, а с другой - театрализованное представление с музыкальным сопровождением в виде костяных и деревянных колотушек. Кроме того, при подготовке к ритуалу славяне придавали большое значение костюму, что также роднит обряды и ритуалы с театром. Однако, неправильно было бы называть обряды «искусством театра», но это были его истоки, его зарождение.

Первые очерки о народных театральных действах на Руси встречаются в «Повести временных лет». Речь там идет о скоморохах, выступления которых всегда привлекали зрителей, и ни одно народное гуляние, ни один пир не проходили без их участия. По роду своей деятельности большинство из них не имело постоянного места жительства, они работали целыми артелями по шестьдесят, семьдесят, а бывало и по сто человек. Небольшая часть скоморохов вела оседлый образ жизни, работая при княжеских и боярских дворах. [7, 49]

В XVII веке появляются придворные и школьные театры. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы “Артаксерксово действо” (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил абоче Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских “отроков”. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

1.2 Русский театр в XVIII веке

Осознавая отсталость вверенного государства, он направил свою деятельность на развитие науки, производства, а также искусств, приобщая Россию к культуре развитых европейских стран. Пётр I считал, что развитие должно затрагивать все слои общества и приказал перенести театр из царских палат на Красную площадь, чтобы сделать театрализованные представления доступными для народа. В 1702 году началось строительство одноэтажного здания для театра, которое было проведено в сжатые сроки. Новый театр, получивший название «комедиальная храмина», вмещал около 400 зрителей. Из Германии были приглашены учителя для обучения русских подростков актёрскому мастерству. Возглавлял труппу антрепренёр И. Кунст. Однако, популярности театр не приобрёл, так как немецкие «драматурги» не были знакомы с традициями и нравами русского народа, а также не знали русского языка. Спектакли ставились по мотивам произведений западной литературы и, в основном, на немецком языке. Зрители посещали театр неохотно, нередко на спектаклях присутствовало всего лишь 25 человек. Недоволен репертуаром был и государь, ведь, по его мнению и задумкам, театр должен был прославлять Россию и царя, победы русского народа и в то же время быть культурным развлечением, ненавязчиво воспитывая общество в духе патриотизма. Вскоре немецкая труппа была уволена, а сам театр просуществовал до 1707 года, а затем, по приказу Петра I, здание начали разбирать из-за необходимости укрепить Москву. Часть театральных декораций, костюмы, а также тексты пьес царевна Наталья Алексеевна, почитательница театра, перевезла к себе в село Преображенское, где русские актёры, вышедшие из «комедиальной храмины», продолжили играть спектакли. Одноэтажное здание публичного театра при строительстве Арсенала было разобрано окончательно.

Кроме придворного, в России сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии – сатирические бытовые сценки. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

1.3 Появление жанра «народная драма»

В начале XVIII в. происходит расцвет народной драмы. Первоначально она представляла собой инсценировку различных устных и письменных произведений, свадебных диалогов. Позднее, в народной драме сочетались элементы драматические, трагедийные, излагающие в напряженной форме борьбу сильных людей, острые общественные конфликты, и элементы фарсовые с легким, развлекательным содержанием и комическими приемами. Диалог в этом представлении часто был комическим и строился на игре слов: сочетании противоположных по значению слов, взаимной перестановке в словах звуков, игре синонимов и омонимов. Их формирование происходило от простых форм к более сложным. Наиболее известными и широко распространенными народными драмами были «Лодка» и «Царь Максимилиан». Разыгрывались также народные бытовые сатирические драмы («Барин», «Мнимый барин», «Пахомушка» и др.), примыкающие к святочным и масленичным играм. В их основе – драматические сценки, которые разыгрывались ряжеными.

Новую страницу в истории сценического искусства открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители – представители демократической интеллигенции.

В XVIII веке в крупных гарнизонах появились солдатские театры. Спектакли ставились для офицеров, по указанию начальства. Пьесы ставятся «для собственного удовольствия и для увеселения простого народа». Спектакли солдатских театров посещали нижние воинские чины, мещане, небогатые купцы, разночинцы, крестьяне. Репертуар традиционный, народный. Как правило, ставились три — четыре пьесы.

В 1747 году в Киеве была сыграна пьеса русского драматурга А.П. Сумарокова, постановку которой можно считать началом деятельности русского национального театра, так как до этого времени на сцене чаще всего были представлены переводы французских пьес, адаптированные к русской действительности.

1.4 Театр в XIX- нач. XX в.в.

Важным событием в развитии русской театральной культуры стала деятельность кружка любителей литературы и искусства в городе Москве, на базе которого возник в 1898 году Московский Художественный театр под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Театр имел собственную творческую направленность и стал вести профессиональную подготовку актерского состава. С этого момента профессиональные и самодеятельные театры окончательно сформировались в два независимых направления русской театральной культуры.

Развитие самодеятельных театров в начале XX века получило социальную и культурную поддержку: в 1912 году Общество народных университетов создало Секцию содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров, которую возглавил художник В. Д. Поленов. В 1915 году возникает Московская лига любителей сценического искусства, взявшая на себя подъем художественной «любительщины». Общедоступный театр в Петербурге под руководством П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской становится методическим центром любительского театрального движения. [4, 68]

Любительские театры на фабриках, заводах и в деревнях превращаются в заметное явление культурной жизни. Драматический кружок Охтинского порохового завода, созданный в 1906 году в Петрограде, в 1915 году показал 40 спектаклей. Особое место среди авторов занимали Горький, Островский, Гоголь, Найденов. В Москве в этот же период действовал драматический кружок Даниловских текстильщиков, в Тверской губернии в городе Осташкове существовал драматический кружок с 1805 года, в городе Конаково функционировал театральный кружок на Кузнецовском фарфоровом заводе с 1900 года.

В итоге, народные театры находились на финансовом и организационном попечении создавших их ведомств или группы лиц. К примеру, деятельность любительских (народных) театров в гимназиях, университетах была на попечительстве Министерства народного образования России; промышленные предприятия имели собственные коллективы, кружки местной интеллигенции часто существовали на пожертвования меценатов. Организации, в функции которой входили контроль и координация деятельности народных театров, не существовало. С 1865 года, после введения цензуры, возникли разрешительный контроль на использование выбранных драматических произведений и необходимость уведомления полиции о месте проведения репетиций и показов спектаклей. Но эти ограничения не имели непосредственного влияния на творческую деятельность коллективов. Этот тип управления театральным самодеятельным творчеством сохранялся до Октябрьской революции 1917 года.

Таким образом, к началу XX века отдельные театральные кружки и коллективы становятся социально-культурной тенденцией, влияющей на развитие Русской театральной культуры.























Глава 2. Современное театральное искусство

2.1 Проблемы современного театра

Так что же такое театр? Этим вопросом задавались многие. И как, действительно, не спросить об этом, ведь театральное искусство занимает далеко не последнее место в нашей жизни. Оно следует за нами с незапамятных времен и уже плотно укоренилось в сознании. Искусство театра, пожалуй, самое грандиозное из всех видов искусств. Ведь рядом с музыкой, живописью и поэзией театр вознесся выше всего. Ни одна скульптура или мелодия, проза или поэма, не встанут рядом со сценой. Почему? Всё просто: при создании картины или симфонии частицу себя, свои мысли и идеи, свои чувства вкладывает только один композитор или художник, а театральной сцене себя отдают все: актёры, для которых эта сцена уже давно зовётся вторым домом, на которой они плакали и смеялись, мирились и били посуду, где проживали тысячи жизней; режиссёры, для которых театральная постановка сродни собственному ребенку, своему величайшему творению, за будущее которого они вынуждены ежедневно волноваться; зрители, которые с замиранием сердца следят за происходящим на сцене, боясь пропустить хоть слово.

Театр – это целый мир, живущий по своим законам. Не зря раньше его называли латинским «Theatrum Mundi», что означает «Мир в театре». И правда, не отражает ли театр тех событий, что происходят в нашей жизни? Не представляет ли он нам через свою разноцветную призму наших идей и стремлений, стремлений нашего общества, стремлений нас самих? Искусство сцены зародилось в глубокой древности и в разные времена было призвано то утешать, то воспитывать, то проповедовать. И всегда отдавало себя на службу политике или экономике. В Средние века ему следовало разыграть для людей тайну Сотворения Мира. В эпоху Ренессанса надлежало исправлять заблуждения и пороки прошлых столетий, осуждать низкие нравы и побуждать к достойной жизни. Во времена Просвещения сцена должна была поощрять чистоту разума и добродетель. «Сцена – это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра» - говорил в те же времена Н. В. Гоголь. А вскоре «кафедра» эта превратилась еще и в трибуну: «Искусство – оружие» звучало со сценических подмостков. Вот лозунг театра ХХ века.

А что же сейчас? Несёт ли в себе современный театр всё то, что было в нём ранее? Удалось ли ему сохранить свою первобытность и всемасштабное значение? Увы, но я считаю, что «нет». Сейчас его заменили телевидением и радиовещанием, променяли на сомнительное искусство. Современный театр был превращён в развлечение, некую комнату отдыха, куда люди идут, желая забыть о своих проблемах, не окунаться в историю, а просто … спрятаться. Действительно, сколько людей сейчас разучились понимать сцену! Да и сама она, честно говоря, стала сдавать позиции. Зритель больше не чувствует духа театра, не проникается тем, что театр говорит ему. И винить в этом исключительно зрителя мы не имеем права, - сам театр иногда преподносит такие дешёвые истории сценического ширпотреба, окунаться и понимать которые просто не получается, да и не хочется. И сейчас сцена буквально просит о помощи! Она знает, что не продержится долго на этих старых хлипких сваях, зовущихся «спектаклями». Ведь от простого спектакля до целой истории лежит громадная пустыня чувства. Чувства зрителя, чувства постановщика, чувства самого актёра. И театр без этого чувства, поверьте, ничего не стоит.

Но, всё же, полностью уничтожить это великое искусство не удалось. И здесь, во времена падения профессионального театра, когда все говорят о гибели этого направления, на помощь ему в восстановлении его честного имени вновь спешат «народные», любительские театры. Самодеятельность имеет в своей основе гораздо больше ограничений, что позволяет ей защитить искусство театральной постановки от пошлости и грязи, уже попавшей на большие сцены. Люди стремятся к высокому. Они строят новую сцену, где этому сомнительному чувству прекрасного места, увы, нет. Театры молодёжные, театры школьные, все они имеют в себе очень важную составляющую – это дети! Дети-актёры – дети-творцы, дети, становящиеся личностями, познающие себя и других, умеющие слушать и слышать. Создавая свой новый театр, они создают и новых себя, начинают видеть и чувствовать то, что прежде казалось им совершенно неважным. Выходя на сцену, они видят перед собой зрителей, они знают, что зритель готов их слышать, и они говорят с ним. Как люди вполне взрослые, они доносят до публики порой невероятно сложные и противоречащие самим себе чувства. Они отдают себя полностью и получают взамен такую же отдачу.

И, разумеется, каждый из них всегда помнит свой первый спектакль. Ослепительный свет прожекторов, блеснувший прямо в глаза, первые аплодисменты, которые трепетом откликались в сердце и, конечно, послышавшееся с задних рядов первое «Браво!». Они помнят это и уже не смогут забыть, и бережно хранят теплые воспоминания о собственной театральной жизни. И уходя из этой «жизни», они не в силах не вспомнить о ней, услышав где-то знакомый мотив или уловив знакомую фразу. Потому что сцена стала для них вторым домом, в котором им порою, казалось, было светлее, чем в первом.

Мое мнение, его величество «Театр» – это разноцветная призма, способная преломить действительность под любым углом, нужно лишь научиться правильно сквозь неё смотреть. Это не так сложно, особенно, если есть жизненные примеры, а найти такие можно даже в своем семейном наследии.



2.2 Семейное театральное наследие

Как оказалось, актерская профессия не является новым направлением для моей семьи. В процессе исследования мне попались копии мемуаров моей прабабушки (Приложение 1). В них, помимо всех прочих фактов, удалось отыскать момент, повествующий о работе моих родственников в своеобразной театральной труппе, начиная с 1867 года, в городе Казань. Изучая текст, я обнаружила, что моя прабабушка, Мартынович Ольга Елисеевна, вместе со своей мамой, Мартынович Лёлей, жили у богатой женщины-дворянки, в качестве крепостных белошвеек. Занимались пошивом исключительно нарядных (выходных) платьев, в том числе и свадебных. По воспоминаниям прабабушки, барыня была строгой и жестокой, заставляла работать с 6 утра до 2 часов ночи. Питались девушки тем, что оставалось после завтрака господ, а жили под лестницей в маленькой каморке.

В это время в Казани появляется первый театр. И видимо, вдохновившись этой задумкой, барыня решает сформировать из собственных «крепостных душ» театральную труппу. В нее попадают смотритель двора, конюх, служанки и белошвейки. Репетиции проводятся по нескольку раз в неделю. Оля и Лёля работают на износ, хоть и исполняют второстепенные роли. Потому что, несмотря на занятость в постановке, девушкам не давали привилегий по поводу их работы. Приходилось всё так же, ночью, при лучине шить платья и костюмы к спектаклю.

С того времени прошло более 140 лет, и актерское начало вновь проявило себя, только теперь уже в судьбах моей мамы и ее родной сестры. Как здесь не верить в генетическую память, когда бабушка и дедушка не отличались склонностью к актёрской игре, а обе их дочери родились с природным талантом!

Моя тётя, Филиппова Влада Валерьевна, родилась в 1969 году. Окончив 10 классов школы, поступила в театральный институт в г. Курске. Оттуда попала на сцену местного ТЮЗа, где и начала свою карьеру. Там же она знакомится со своим будущим мужем, Владимиром Сапрыкиным (ныне известным актером кино), и переезжает в Самару, где 20 лет вместе с ним проработает в Театре Драмы.

В рамках своего исследования я взяла у нее интервью:

- Влада, чем вас так зацепила сцена, что вы решили посвятить ей свою жизнь?

- Возможностью прожить много разных жизней, оказаться в разных эпохах, всегда мечтала об этом.

- Какие сложности были во время учебы и работы?

- Ну, конечно, самое первое - это преодолеть себя, выйти на площадку и начать делать что-то уже самостоятельно, одному. Потом к этому привыкаешь и всё идёт, как по маслу.

- Не хотелось ли сменить вид деятельности?

- Нет, никогда не хотелось, какие бы сложности не возникали. Я очень люблю свою профессию и никогда ее ни на что не променяю.

- Отличается ли игра в кино от игры в театре?

- Конечно, и очень-очень сильно. Если в кино можно переснять множество разных дублей, то в театре всё происходит здесь и сейчас. И каждая роль, каждый спектакль, и каждая сцена всегда идёт по-разному. Это зависит от многого: от того, какая погода на улице, что за зритель в зале, как в этот день себя чувствуют твои партнеры и много чего еще.

- Всегда ли удается входить в заданный образ? Что делать, если персонаж вам не по духу?

- Ну, стараемся, конечно, войти. Если персонаж не по духу, то есть такое понятие в театре как "роль на сопротивление", то есть ты можешь сыграть абсолютно противоположного тебе человека. И есть еще такой принцип и закон: если ты играешь злого - ищи, где он добрый, если ты играешь доброго - ищи, где он злой. Тогда твой персонаж будет интересен и тебе и зрителю.

- Что нужно делать, чтобы добиться успеха на сцене?

-Ну, как всегда, ответ один, не только для нашей профессии - очень много трудиться. Очень много. И ... Не жалеть себя. Не жалеть себя ни в чем, не жалеть своих эмоций, не жалеть затрачиваться на сцене. Если ты играешь, как говорится, "с холодным носом", ты плохой артист, из тебя ничего хорошего не выйдет. Поэтому нужно трепать свое сердце, трепать свою душу, трепать свою голову. Работать.

- Страх перед выходом есть до сих пор или за столько лет уже привыкли справляться с волнением?

-Да, иногда есть. Смотря, какую роль ты играешь, насколько ты в ней уверен или не уверен. Если это разобрано и отрепетировано очень хорошо, если ты точно знаешь, что ты делаешь, то нет, конечно, не страшно. Если в процессе работы были какие-то сомнения, то и на сцену выходить с этим страшновато. Хотя, всегда страшно где-то первые три минуты, потом все проходит. Самое главное - раствориться в своей роли, получить удовольствие, тогда и всё волнение пройдет.

- Спасибо за интервью!



Моя мама на 11 лет младше своей сестры, но успела добиться не меньших успехов в театральном творчестве; однако, сейчас работает преподавателем музыки и вокала.

В 15 лет она окончила школу № 10 в городе Курске и поступила в Училище Культуры на музыкальное отделение (фортепиано). Отучившись 4 года, поступила в институт на педагогический факультет, позже проработала 6 лет школьным учителем. Проведя некоторое время в гостях у сестры в Самаре, мама принимает решение переехать в этот прекрасный город. Здесь она начинает карьеру, сначала работая аниматором на детских праздниках, а позднее пробившись на большую сцену. Сейчас она руководит собственной театральной студией, в которой занимаются не только обычные дети и взрослые, но и дети, страдающие такими заболеваниями, как умственная недостаточность, ДЦП, нарушение речи или слухового аппарата. В данный момент ведется работа над постановками, допускающими участие глухих и слабослышащих детей. В городе это единственное частное заведение подобного рода.

2.3 Школьный любительский театр

Разумеется, при таком многообразии творчества вокруг себя, я не могла остаться в стороне.

Начиная с детского сада, мне всегда достаются интересные и характерные роли. В начальной школе я играла в постановках своего класса, таких как «Сказка о потерянном времени» или «Приключения Маши и Вити». Позже, в 6 классе, волею случая я попала в наш школьный «Музыкальный театр на английском языке». Первой нашей постановкой стал спектакль «Бременские музыканты». В 7 классе - англоязычная версия «Снежной королевы» по мотивам одноименного мюзикла Л. Морсина. В ноябре 2017 года руководитель театра, учитель музыки Гуд Елена Владимировна предложила нам с одноклассником поучаствовать в качестве массовки в постановке 10 классов. Мы согласились помочь, гадая, кого же должны изобразить. В этот момент включилась музыка, и вот тогда я поняла, на что подписалась. Эта постановка оказалась фрагментом знаменитого французского мюзикла «Нотр-Дам де Пари». Конечно, остаться равнодушным к этому шедевру было бы преступлением. Начались репетиции, со временем мне удалось запомнить имена всего актерского состава и найти со всеми общий язык. Оказалось, что до моего появления ребята уже поставили в 2015 году мюзикл «Ромео и Джульетта», а в 2016 году рок-оперу «Иисус Христос – Суперзвезда» (сразу в двух версиях – на русском и на английском языках).

В марте 2018 года мы участвовали в Городском фестивале театрального творчества «Театральный Олимп», где наш музыкальный театр «Ремикс» стал Лауреатом 2 степени. Еще одним открытием для меня стало то, что эта же постановка, укороченная до 15 минут из-за регламента конкурса (хотя само действо длится как минимум час), сделана на французском языке специально для городского сообщества «Альянс-Франсез». Резонанс, который произвел на школу и город (в творческих кругах) «Нотр-Дам де Пари» сопровождал нас эхом чуть ли не до сентября 2018 года, хотя уже в апреле мы запланировали новую постановку (Приложение 2)

На 2018-2019 учебный год была выбрана французская рок-опера «Mozart». Репетиции начались уже в июне и, с перерывом на июль, продолжились в августе. Теперь мне и моему однокласснику уже дали настоящие роли, в которых нужно играть и работать с текстом. Мне достался максимально эпатажный персонаж – Сесилия Вебер, мама будущей жены Моцарта Констанции. Недавно нами был отыгран предварительный показ демо-версии в рамках школьной новогодней елки для 9-11 классов. График же конкурсных мероприятий расписан вплоть до апреля (Приложение 3).

Я считаю, что именно с этого началась моя карьера в актерской сфере, так как именно с серьезных постановок можно начать действительно себя проявлять. Ведь в каждой такой постановке есть над чем подумать, а следственно, ещё больше разнообразить свой внутренний мир.







Заключение

Любительский театр (в любой его ипостаси) в полной мере является двигателем развития и продвижения в массы театрального искусства, дает возможность начинающим талантам раскрыть себя и достичь высокого уровня мастерства. Это подтверждают и истории людей, начинавших свою карьеру в любительских театральных кружках. Участие в постановках формирует культурную личность, пробуждает в ней интерес к искусству, способствует расширению кругозора и приобретению новых знакомств.

Театр – незаменимая вещь в нашей жизни, а любительский театр помогает попробовать себя на этом поприще, вырасти, научиться, прожить сцену.













Список использованных источников

1. Некрасова Л. М. Театральная педагогика: становление и развитие // Научные школы в педагогике искусства. - Москва: Издательский Дом Российской академии образования,2008. - С. 143-150.

2. Роль театра в учебно-воспитательной работе школы: методические рекомендации / Научно-исследовательский институт общей педагогики АПН СССР. - Москва, 1975. - 82 с.

3. Рубина Ю. И. Театр и подросток / Научно-исследовательский институт художественного воспитания Академии педагогических наук СССР. - Москва: Просвещение, 1970. - 206 с.

4. Сац Н., Розанов С. Театр для детей / под ред. Н. Шер. - Ленинград: Известия ЦИК, 1925. - 139 с.

5. Современные проблемы театрально-творческого развития школьников: сборник научных трудов Академии педагогических наук СССР / Е. К. Чухман, А. П. Ершова. - Москва : АПН СССР, 1989. - 126 с.

6. Уроки театра на уроках в школе : Театральное обучение школьников 1-11-х классов : Программа, методические рекомендации, сборник упражнений / [составитель А. П. Ершова] ; НИИ художественного воспитания АПН СССР, Научно-консультационный центр «Педагогические мастерские по художественному воспитанию». - Москва : Научно-консультационный центр «Педагогические мастерские по художественному воспитанию», 1990. - 72 с.

7. Ширяева В. Г. Школьный спектакль / Академия педагогических наук РСФСР, Институт художественного воспитания. - Москва : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959. - 128 с.

8. Д. С. Крук История развития детского театра в России.

20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!