СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект по литературе «Теория айсберга» в повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», Якушева Елизавета, 8 Ф

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект по литературе «Теория айсберга» в повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», Якушева Елизавета, 8 Ф»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 23









Исследовательский проект по литературе

«Теория айсберга» в повести

Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»






Работу выполнила: Якушева Елизавета,

ученица 8 «Ф» класса

Руководитель: Смирнова Елена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы




















г. Комсомольск-на-Амуре

2020 г.

РЕЦЕНЗИЯ

на исследовательский проект по литературе

ученицы 8 Ф класса

Якушевой Елизаветы Александровны


В течение года Елизавета Якушева работала над проектом по литературе по теме «Теория айсберга» в повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Тему проекта ученица выбрала самостоятельно и согласовала ее с учителем.

Работа верно структурирована, состоит из вступления, двух теоретических глав и исследовательской части, есть заключение, литература и приложение. Тема проекта раскрывается последовательно и глубоко. Ученица в работе останавливается на вопросах истории создания произведения, дает анализ отдельным эпизодам, раскрывает авторскую «теорию айсберга».

Отдельная глава посвящена трактованию символов в повести «Старик и море». Проведено исследование художественного текста и все наблюдения занесены в таблицу, в которой указаны значения символов.

Работа оформлена в соответствии с требованиями и заслуживает оценки «Отлично».


Руководитель Смирнова Елена Юрьевна















СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море»…………………………….. 5

1.1 История создания книги…………………………………………………. 5

1.2 Жанровая специфика……………………………………………………… 7

1.3 Авторская «теория айсберга»…………………………………………….. 7

Глава 2. Анализ произведения «Старик и море»…………………………… 10

2.1 Трактование символов в повести ………………………………………… 10

2.2 Определение идеи произведения через принцип айсберга ………………14

Глава 3. Практическая часть ……………………………………………………18

3.1 Основные символы произведения и их значение …………………………18

Заключение ………………………………………………………………………20

Список литературы………………………………………………………………21

Приложение 1 ……………………………………………………………………22

Приложение 2 ……………………………………………………………………24

Приложение 3 ……………………………………………………………………25



























ВВЕДЕНИЕ

Если писатель хорошо знает то, о чём он пишет, он может опустить многое из того, что знает, и, если он пишет правдиво, читатель почувствует всё опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом. Величавость движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды.

Э. Хемингуэй.



«Старик и море» - история, покорившая мир, впечатлившая каждого читателя. Так же, как старик остаётся наедине с морем, так и каждый, открывающий для себя мир этой повести, остаётся с ней наедине. Иногда кажется, что ты не по эту сторону страницы, а там, в лодке старого Сантьяго, и нет никого, кроме тебя, его и моря…

Темы, которые раскрывает Хемингуэй, никогда не устареют. Это, прежде всего, проблемы морали и нравственности, человеческих взаимоотношений, проблемы формирования личности, отношения человека с природой. Поэтому Эрнест Хемингуэй актуален читателям и в наши дни.

У Эрнеста Хемингуэя была собственная теория, которой он пользовался при создании своих произведений – теория айсберга. Согласно этой теории, автор показывает читателю только вершину айсберга, но при желании читатель может увидеть гораздо больше.

Гипотеза: выявить скрытый подтекст автора возможно с помощью трактовки символов произведения.

Цель работы: исследовать и проанализировать основные идеи произведения через «принцип айсберга», раскрыть подтекст автора через образы-символы.



Задачи:

  • познакомиться с творческой историей создания произведения и с особенностями жанра;

  • изучить «теорию айсберга» автора;

  • выявить роль образов-символов в повести «Старик и море»;

  • раскрыть идею произведения через «принцип айсберга», определить скрытый подтекст автора.

Объект исследования: повесть Э. Хемингуэя «Старик и море».

Предмет исследования: стилистический приём автора «принцип айсберга».































Глава 1. Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море»

    1. История создания книги

Выдающийся американский писатель Эрнест Хемингуэй родился в городе Оук-Парке, тихом и чинном пригороде Чикаго в 1899 году. Отец писателя был врачом, но главной страстью его жизни были охота и рыбная ловля, и он привил любовь к этим занятиям своему сыну.

Вокруг американского писателя еще при жизни складывались легенды. Сделав ведущей темой своих книг мужество, стойкость и упорство человека в борьбе с обстоятельствами, заранее обрекающими его на почти верное поражение, Хемингуэй и в жизни стремился воплотить тип своего героя. Охотник, рыболов, путешественник, военный корреспондент, а когда возникала необходимость то и солдат, он выбирал во всем путь наибольшего сопротивления, самого себя испытывая "на прочность", порой рисковал жизнью не ради острых ощущений, но потому, что осмысленный риск, как он считал, подобает настоящему мужчине.

В стремлении правдиво, максимум реалистично отобразить жизнь видел Хемингуэй высшую задачу писателя, его призвание. Он верил, что только правдой можно помочь человеку. И эту истину человек может найти в борьбе с природой.

Пятидесятые годы - это последнее десятилетие жизни Хемингуэя. Его начало было отмечено интенсивной работой над повестью "Старик и море".

Первым подступом к теме надо считать очерк "На голубой воде", "Гольфстримское письмо", опубликованный ещё в апреле 1936 г. в журнале «Эсквайр". В очерке рассказывалось о старике, рыбачившем в море, о том, как он поймал огромного марлина, с которым боролся несколько дней, пока не подтянул к лодке, и о том, как его добычу растерзали напавшие на неё акулы. Это был эскиз сюжета в общем его виде, который трансформировался, оброс многими новыми деталями и подробностями, обогатился глубоким жизненным и философским содержанием.

Хемингуэй в своих эссе описывал историю создания этой повести и работы над ней. На вопрос, как возник замысел этой повести, Хемингуэй в 1958 году ответил: "Я слышал о человеке, попавшем в такое положение с рыбой. Я знал, как это бывает - в лодке, в открытом море, один на один с большой рыбой. Я взял человека, которого знал двадцать лет, и вообразил его при таких обстоятельствах".

В письме к издателю Ч. Скрибнеру в октябре 1951 г. Хемингуэй сообщал: "Это - проза, над которой я работал всю свою жизнь, которая должна быть лёгкой и лаконичной, и в то же время передавать все изменения видимого мира и сферы человеческого духа. Это самая лучшая проза, на которую я сейчас способен".

Когда Хемингуэй выразил опасения, что рукопись "слишком мала для книги", Л. Хейуорд ответил: "Чего вы достигли в ней, так это совершенства. Вам не удалось бы сказать больше того, что Вы сказали, если бы написали тысячу с лишним страниц". В сентябре 1952 года повесть "Старик и море" ("The Old Man and the Sea") увидела свет на страницах журнала "Лайф".

Очерк в 200 слов "На голубой струе", повествующий о кубинском рыбаке, поймавшем крупного тунца и долго отбивавшем свою добычу от стаи акул, заканчивался словами: "Когда его подобрали рыбаки, старик рыдал, полуобезумев от своей потери, а тем временем, акулы всё еще ходили вокруг его лодки". Но когда через четверть века Хемингуэй вернулся к этой теме, он подошел к ней совсем по-иному. Повесть можно считать итогом нравственных исканий писателя. Она содержит в себе глубокую философию. По своей стилистике она близка к литературному жанру притчи. Хемингуэй считал, что это именно тот герой, которого он искал на протяжении всего творческого пути.

Повесть пользовалась огромным успехом, как у критики, так и у широкого читателя, вызвав мировой резонанс и бесчисленные трактовки, зачастую противоречащие друг другу. За свою великолепную книгу Хемингуэй получил Нобелевскую премию.



    1. Жанровая специфика

Повесть Хемингуэя «Старик и море» сложно точно отнести к тому или иному жанру. Ее называли: реалистической повестью, символической, повестью-аллегорией, философской повестью. И. Кашкин охарактеризовал повесть как философскую притчу с нотами обреченности, придающими ей двойственный характер.

По мнению Ю. Лидского, это философская повесть, в основе которой лежит чисто реалистический сюжет без признаков чудесного, фантастического или сверхъестественного.

Интересно и мнение И. Финкельштейна, который отнес повесть к "вневременному сюжету", а ее стиль нашел стилизованным под библейский слог.

Н. Анастасьев, как и самый знаменитый исследователь творчества Хемингуэя И. Кашкин, относит повесть к типу "философской притчи". К этому же жанру относят произведение большинство исследователей творчества Хемингуэя.

Притча – это произведение, содержащее поучение в иносказательной форме, родственной басне. Однако смысл притчи более значительный: она иллюстрирует важную идею, касаясь проблем морали, человеческих законов. Притча не предлагает мораль в готовом виде, а настраивает на ее поиск.

Я считаю, что правильным будет определить данное произведение как «повесть-притчу», поскольку в её основе лежит реалистический сюжет, но идея, как и в притче, скрыта и требует поиска. В данном случае это обосновано авторским стилистическим приёмом - «принципом айсберга».



    1. Авторская «теория айсберга»

Хемингуэй уже в самом начале своего творческого пути выработал прием, который он сам назвал «принципом айсберга»: «Если писатель хорошо знает то, о чём он пишет, он может опустить многое из того, что знает, и, если он пишет правдиво, читатель почувствует всё опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом».

Хемингуэй сравнивал свои произведения с айсбергами: “Они на семь восьмых погружены в воду, и только одна восьмая их часть видна”. Так работает система намёков и умолчаний в произведениях Хемингуэя.

Прежде чем приступить к анализу произведения, необходимо раскрыть терминологию, а именно:

Принцип айсберга – это художественный прием, по которому большая часть того, что хочет сказать автор, спрятана «под водой». Писатель широко использует намёки, подтекст, рассчитывая на читательский домысел.

Подтекст – невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных реплик, деталей, отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям; неявный смысл, который может не совпадать с прямым смыслом текста.

Теория айсберга заключается в том, что не надо описывать всё, что ты знаешь по поводу происходящего, читатель должен видеть лишь небольшую часть, самую только верхушку айсберга, и по этой верхушке понять всё что осталось от читателя скрыто. Недоговоренность, недосказанность, уход в подтекст: недосказанность производит гораздо большее впечатление, нежели самые подробные описания и разъяснения.

Итак, два постоянных компонента произведения: текст — видимая, написанная одна восьмая, и подтекст — реально не существующая на бумаге, но, тем не менее, составляющая его семь восьмых. Подтекст включает в себя огромный жизненный опыт, познания, размышления писателя.

Сам писатель говорил: «В “Старике и море” я пытался создать реального старика, реального мальчика, реальное море, реальную рыбу и реальных акул. Но если я сделал их довольно хорошо и довольно правдиво, они могут означать много».

Можно также привести ещё одно высказывание автора: «Ни одна красивая книга никогда не будет написана так, чтобы символы в ней были продуманы заранее, а потом вставлены в нее. Такие символы вылазят наверх, как изюминки в хлебе с изюминками.»

Итак, из текста повести мы видим, что на поверхности айсберга - старик и море, их поединок. В невидимой подводной части айсберга скрываются размышления автора про важнейшие проблемы жизни.

«Принцип айсберга» можно изобразить схематично (приложение 1)

Я считаю, что для того, чтобы выявить и проанализировать основные идеи повести через «принцип айсберга», то есть скрытые в подтексте, нам будет необходимо обратиться к символам и мотивам произведения.























Глава 2. Анализ произведения «Старик и море»

2.1 Трактование символов в повести

Эрнест Хемингуэй в своем произведении рассказывает о старом рыбаке, поймавшем большую рыбу, долго тянувшую лодку. Но по пути домой рыба была обглодана акулами. И рыбак вернулся только со скелетом от большой рыбы. Фраза, заявленная в произведении: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»,- показывает, что можно быть победителем, у которого ничего нет. В чем же тогда победа? Только ли победа над рыбой? Эти вопросы нам поможет раскрыть интерпретация символов, работа с подтекстом, выход на второй уровень произведения.

Для начала узнаем, что же такое символ.

Символ – это художественный образ, воплощающий какую-либо идею. Восприятие символа зависит от читателей. Символ многозначен.

Произведение называется «Старик и море». У главного героя есть имя - Сантьяго, но автор говорит именно «старик». Вот как описывает своего героя автор: «Старик Сантьяго был худ, изнемождён, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря»… «Пятна спускались по щекам до самой шеи, на руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Однако свежих шрамов не было. Они были стары, как трещины в давно уже безводной пустыне. Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается. Его глаза всегда горели и искрились огнём, как отраженные лучи солнца в море, как отблеск жемчужин на солнце. Все это заставляло его жить и радоваться жизни».

«Старик» здесь символизирует человеческий опыт. Но на протяжении повествования мы видим, как главный герой допускает роковую ошибку: за уловом он уходит «глубоко в море», что послужило причиной потери рыбы. Тогда, в чем же состоит опыт? И мы узнаём, благодаря уже другим образам произведения, что этот опыт он приобретает.

Символ моря - это не только водное пространство, это сама жизнь, и то место, где и как ведет себя человек, в каких взаимоотношениях он с окружающим его миром, какое место он определяет для себя в нем. Море выступает в повести как живое существо. "Другие рыбаки, помоложе, говорили о море, как о пространстве, как о сопернике, порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные пли недобрые поступки,— что поделаешь, такова уж ее природа".

Второй, притчевый план повествования, раскрывается постепенно.

Старик ставил себя выше всех, это можно проследить в таком эпизоде: «-Ты столько лет ходил за черепахами к Москитному берегу, а глаза у тебя в порядке. –Я необыкновенный старик.» В старике Сантьяго есть подлинное величие — он ощущает себя равным могучим силам природы.

Герой говорит и ощущает себя «необыкновенным», он считал себя и рыбаком лучше всех: «Он смотрел в темную глубь моря, куда уходили его лески. Они у него всегда уходили в воду прямее, чем у других рыбаков». И в молодости ему дали прозвище «Чемпион», за схватку с негром, где он выходит победителем после суточного состязания на руках.

Но что дает такое отношение к жизни? К чему оно приводит старика Сантьяго? Помогает раскрыть это следующий символ - большая рыба. Это была мечта старика, удача, которую он достиг. Но в итоге рыба превращается в скелет. И вновь притчевое звучание в повести. Герой задает себе вопрос, а потом сам же на него отвечает: «Может быть, грешно было убивать рыбу. Думаю, что грешно, хоть я и убил ее для того, чтобы не умереть с голоду и накормить еще уйму людей». Но дальше рассуждает: «Ты убил рыбу не только для того, чтобы продать ее другим и поддержать свою жизнь. Ты убил ее из ГОРДОСТИ».

Борьба с рыбой, приобретает символический смысл, становится символом человеческого труда, человеческих усилий вообще. Старик разговаривает с ней, как с равным существом. Сантьяго настолько органично слит с природой, что даже звезды кажутся ему живыми существами. Когда рыба испытывает боль, страдает и старик: «Худо тебе, рыба? - спросил он. - Видит бог, мне и самому не легче". Теперь их судьбы связаны тончайшей незримой нитью, умирает рыба, и старик приплывает еле живой после сверхчеловеческого напряжения.

Ещё одним символом является парус, который означает устремлённость в неизведанное, но в самом начале произведения парус старика предстает перед нами старым и покрытым заплатами из мешковины и похожим на знамя разбитого полка. Мы отметим, что потрёпанный, старый, отслуживший свою службу парус символизирует тщетность борьбы старика, её изначальную обречённость на провал.

Однако старик мужественен, он знает, что мужество и стойкость, являются непременными качествами людей его профессии. Ему приходится доказывать это снова и снова.

Сантьяго привык всегда и во всем побеждать, но такое отношение привело к тому, что герой начинает понимать, что совершил что-то неправильное: «Мне жалко, что я ушел так далеко в море, я погубил нас обоих». «Скелет» приобретаем в таком контексте уже новое значение - это символ искаженной мечты, расплата за гордость: «Может быть, мне посчастливиться, и я довезу до дому хоть ее переднюю часть. Должно же мне наконец повезти. Нет,- сказал он себе.- Ты надругался над собственной удачей, когда зашел так глубоко в море».

Грозными, прожорливыми существами выступают акулы, которые символизируют препятствия на пути человека к цели. Но опять же, какое море без акул? Где есть море, есть и акулы. Значит в жизни каждого человека будут акулы - препятствия, но они делают человека сильнее, мудрее. Не сложно заметить, что по мере того, как от рыбы кровожадные акулы отрывают по кусочку, силы старика убавляются, иногда кажется, что акулы поедают старика, а не рыбу. То есть рыба и старик - одно целое и неделимое, братья близнецы, двойники, чувствующие на расстоянии друг друга.

Имя Сантьяго также символично: Сант переводится как святой, яго-эго- человек. Помимо пути в море, в притче раскрывается еще и путь к святости. Борьба в море происходит три дня и три ночи, герой в отчаянии начинает просить о помощи Бога, а это уже не гордость. Имя Сантьяго (буквально святой Иаков) – напоминает читателю ветхозаветного Иакова, боровшегося с самим Богом и не уступившего Ему. Таким образом, в контексте своего имени Сантьяго выступает как достойный противник пойманной им великой рыбы.

Так что же происходит с героем? Какую мудрость он приобретает? На мой взгляд, герой приобретает противоположное гордости понятие – смирение. И тогда слова: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» - получают новое значение.

Старик - это не состояние возраста, это отношение старых людей с жизнью. Недаром его образ так привлекателен мальчику Манолину. В притче поднимается вопрос о счастье: «Счастье приходит к человеку во всяком виде, разве его узнаешь?» Символом счастья в произведении выступает мальчик, который находится всегда рядом. И в итоге у главного героя происходит переоценка ценностей, в конце повести он рассуждает: «Мальчик- вот, кто не дает тебе умереть». Мальчик - это символ надежды, жизни, веры в будущее.

Итак, что мы увидели из символики. Герой победил самого себя, он уже не считает себя таким уж не необыкновенным стариком. Недаром следующим символом выступают львы, как символ смирения: «Ему снились только далекие страны и львята, выходящие на берег. Словно котята, они резвились в сумеречной мгле, и он любил их так же, как любил мальчика» – здесь нет борьбы с природой и убийства, обретение полного соединения с природой.

Автор вводит еще одну фигуру - фигуру туриста. Старик и турист- символы двух жизненных позиций. Есть люди, которые пытаются узнать жизнь вглубь, а есть те, которые живут поверхностно, не пытаясь разобраться и задуматься.

Для систематизации символов, была создана таблица (приложение 2)



2.2 Определение темы и идеи произведения через принцип айсберга

В произведении нельзя выделить только одну тему, поскольку повесть затрагивает многие сферы жизни и взаимоотношений человека с окружающими миром (другими людьми, собой, природой, Богом). Соответственно можно выделить несколько тем.

1. Тема взаимосвязи поколений, «мальчика и старика». Она особо не выражена и даже не заявлена именем произведения, но тем не менее значима. Вера мальчика в старика, как в самого лучшего рыбака на свете, показывает насколько глубоко уважение Манолина к Сантьяго. Мальчик старается быть исправным помощником старику, то принесёт немного еды, то сардины для наживки и обязательно поможет загрузить снасти в лодку. Манолин тянется к старику и заботится о нем, ни в коем случае не потому, что он старый и немощный, и уж тем более не потому, что его жалко.… Просто он видел мудрость старика, и хотел научиться у него всему, уважал его за колоссальный жизненный опыт.

2. Тема любви к природе. Окружающий мир предстает как божественная целостная картина. Старик не воспринимает море как лавку, в которой можно взять все необходимое. Для него море – это магия, иной, неповторимый в своей красе, мир со своими законами и убеждениями. Нельзя не отметить, каким образом Хемингуэй подчеркивает преклонение перед «волшебным» морем, показывая рыбную ловлю, как священный ритуал, который должен проходить по определенным канонам, правилам (угол наклона лески, необходимость тишины, время суток).

Человек должен уважать место, в котором он живет, недра планеты, которые его кормят. Любому, живущему на Земле, следует осознавать, что он не просто ее хозяин. А зависимое от нее существо.

3. Тема стойкости. Она развивается по двум направлением. Во-первых, стойкость старика-рыбака при ловле марлина. Несмотря на его размеры, старик знает, что он должен приложить все свои, пусть и последние, силы, чтобы победить, одолеть его, поймать, выловить. А это, как мы знаем, дается ему с огромным трудом. В этом плане перед нами предстает Человек-Борец.

Во-вторых, стойкость марлина при той же встрече. Марлин осуществляет роль Природы-Воительницы. Между ними тесная связь, которая будет существовать до полного исчезновения одного из этих звеньев. Формула стойкости старика и рыбы выражается в словах "Бороться до самого конца". Эта мысль подтверждается следующими строками повести: «- Рыба, - позвал он тихонько, - я с тобой не расстанусь, пока не умру. Да и она со мной, верно, не расстанется", - подумал старик и стал дожидаться утра.»

4. Тема Веры и человеческого смирения. Старик считает море матерью, женщиной, и просит у нее помощи. Гордость старика не позволяет просить у мальчика, а только у нее, у матери, у женщины. И тот факт, что он просит, означает, что к нему уже начало приходить смирение. Слово “смирение” не раз встречается в тексте. В повести сказано, что старик не помнит, когда к нему пришло смирение. В процессе борьбы смирение только начало к нему приходить. Вера — это ключевое понятие в произведении “Старик и море”. Хотя он и не прочитал сто раз “Отче наш” в пределах повествования, но он приобрел ту беспомощность, которая необходима для веры. Он понял, что надо верить не в себя (ему было важно, что мальчик в него верит, именно в него). Именно веру приобрел старик, а вместе с верой — смирение.

Можно также выделить основные проблемы, поставленные автором, актуальны для любого поколения читателей:

1. Проблема человеческого счастья. Что такое счастье для человека? Много ли его нужно? Есть ли оно?

2. Проблема отношения к Богу. Есть ли Бог? Все ли он может дать? Всем ли он дает то, что они просят?

3. Проблемы победы и поражения. Что такое победа? Всегда ли плохо поражение? Кто победитель в конечном итоге?

4. Проблема смерти, выраженная в произведении вечным законом: надо либо убивать, либо быть убитым. По Хемингуэю смерть неизбежна, однако, как люди, так и животные отказываются отдаться в ее власть.

5. Проблема одиночества человека. Может ли один человек противостоять безграничному водному пространству? Когда человека можно назвать одиноким?

Итак, исходя из «теории айсберга» автора, опираясь на символику произведения, можно выделить скрытый подтекст повести. (приложение 3)

Главной идеей является, конечно, борьба, но не с рыбой, как это может показаться в начале, а с самим собой. Таким образом, на поверхности айсберга мы видим:

- борьбу с рыбой;

- мужество, стойкость;

- победу над рыбой;

-мечту о большой рыбе.

Но под айсбергом оказывается скрыто гораздо больше. Мечта старика искажается, из большой рыбы превращаясь в скелет, становится расплатой за гордость («Я погубил нас обоих»). И тогда уже на первый план выходит не победа над рыбой, а победа над самим собой.

Старик, по существу, терпит поражение в неравной схватке с акулами и теряет свою добычу, доставшуюся ему столь дорогой ценой, но не остается никакого ощущения безнадежности и обреченности. Трагичность повествования в то же время и оптимистична. Старик говорит слова, воплощающие главную мысль повести: "Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, по его нельзя победить".

Свои неудачи старик встречает с поистине христианским смирением. Он не жалуется, не ропщет, он молча делает свою работу. Потеряв свой улов в неравной схватке с акулами, старик чувствует себя побеждённым, но это ощущение наполняет его душу невероятной лёгкостью.

- Кто же тебя победил, старик? - спрашивает он самого себя и тут же даёт ответ. – Никто. Просто я слишком далеко ушёл в море. В этом простом рассуждении видна несгибаемая воля и настоящая житейская мудрость человека, познавшего всю необъятность окружающего мира и своё место в нём.







Глава 3. Практическая часть

3.1 Основные символы произведения и их значение

Символ

Значение


Старик



«Старик» символизирует человеческий опыт и силу.


Море


Море – воплощение женского, материнского начала. В то же время, это образ стихии, которая несет стихийное бедствие и смерть. Плавание по морю нередко рассматривается как состояние между жизнью и смертью.


Большая рыба.



Мечта старика, удача, которую он достиг.


Борьба с рыбой



Символ человеческого труда, человеческих усилий вообще.


Акулы



Символизируют препятствия на пути человека к цели.


Парус


Парус — соотносится с символикой воздуха, ветра. Является атрибутом Фортуны, которая олицетворяет ее непостоянство.

Потрёпанный, старый, отслуживший свою службу парус символизирует тщетность борьбы старика, её изначальную обречённость на провал.


Скелет рыбы


Символ искаженной мечты, расплата за гордость.



Имя Сантьяго



Сантьяго (буквально святой Иаков) – напоминает ветхозаветного Иакова, боровшегося с самим Богом и не уступившего Ему.


Мальчик Манолин.


Символ счастья, надежды, вера в будущее.



Львы



Львы, как символ смирения. обретение полного единения с природой.


Турист


Символ людей, живущих поверхностно, не задумываясь.
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повесть "Старик и море" отмечена высокой и человечной мудростью писателя. Книга говорит о героическом и обреченном противостоянии силам природы, о человеке, который одинок в мире, где ему остается рассчитывать только на собственное упорство, сталкиваясь с извечной несправедливостью судьбы.

Автор воплотил в книге тот гуманистический идеал, который искал на протяжении всего своего литературного пути. Этот путь был отмечен исканиями, заблуждениями, через которые прошли многие представители творческой интеллигенции Запада. Как честный художник, как писатель-реалист, как современник XX века, Хемингуэй искал свои ответы на главные вопросы века - так, как он их понимал, - и пришел к этому выводу - Человека нельзя победить.

Данное исследование позволило с помощью авторской «теории айсберга» увидеть глубокий смысл, не видимый с первого взгляда читателю. Поскольку путём трактовки символики произведения нам удалось выявить скрытый подтекст повести, можно сказать, что заявленная гипотеза подтвердилась.

Можно справедливо утверждать, что "Старик и море" - гимн мужеству и стойкости человека: кубинский рыбак, который был прообразом героя знаменитой книги, умер в возрасте 104 лет. И мы ясно видим, что мужество рыбака не поддельное, оно идёт от самых глубин сердца, оно истинное, природное, естественное; и соперник старика, рыба, отчаянно, изо всех сил борется за свою жизнь до самого конца. Именно судьба назначила им сражаться столь яростно, смерть одной даст жизнь другому. Эта цепочка существует многие и многие века, с тех пор, как человек убил на охоте своё первое животное, и эту связь не разорвать, она будет существовать вечно или, во всяком случае, пока один борец не уничтожит другого; и не факт, что мы выйдем победителями из этой многовековой схватки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анастасьев Н. Творчество Эрнеста Хемингуэя. // М., Просвещение, 1981г.

2. Гиленсон Б. Эрнест Хемингуэй. Книга для учащихся старших классов // М., Просвещение, 1991г.

3. Денисова Т. Секрет Айсберга //М., Литературная учёба, 1980, № 5.

4. Кашкин И. Перечитывая Хемингуэя // М., Иностранная литература, 1956, № 4

5. Кашкин И. Содержание--форма--содержание // Вопросы литературы, 1964, № 1.

6. Мифологический словарь под ред. Мелетинского Е.М. //М., «Советская Энциклопедия», 1991г.

7. Хемингуэй Э. Старик и море. Рассказы. // М., 1981г.

8. Шутько Р. Эрнест Хемингуэй. Старик и море. Пособие для 11 класса // Харьков, Ранок, 2002г.

Электронные источники:

1. https://referat.co/diplom/619194-literatura-tema-stoykosti-v-povesti-e-hemingueya-starik-i-more/read?p=8

2. https://authenticityfirst.ru/masterskietexta/heminguej-teoriya-ajsberga/

3. https://studopedia.ru/8_195706_simvolika-v-povesti-ehemingueya-starik-i-more.html





Приложение 1

ПРИНЦИП АЙСБЕРГА





Поединок Сантьяго и моря









Скрытый подтекст произведения







Данная схема наглядно показывает, что на поверхности айсберга - старик и море, их поединок. В невидимой подводной части айсберга скрываются размышления автора о важнейших философских и нравственных проблемах в жизни человека.













Приложение 2





Приложение 3

Иллюстрации Славы Шульц к книге Э. Хемингуэя «Старик и море»










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!