СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Автухова Р.В., Мирошниченко З.И.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27» г. Северск Томской области

Исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста можно рассматривать как средство развития познавательной активности ребенка. Поисково-исследовательская деятельность ребенка  направлена на постижение связей между явлениями окружающего мира. Ребенок по сути своей природы уже любознателен, наблюдателен, для него характерно стремление к новым открытиям и впечатлениям, к экспериментированию, поиску интересных сведений об окружающем его мире. А вот уже задача взрослых – помочь ребенку сохранить исследовательскую активность, которая станет основой для таких процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Организованные взрослым «малые» исследования дают ребенку возможность найти ответы на его вопросы, а знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, хорошо запоминаются. При организации исследовательской деятельности необходимо, чтобы ребенок проводил собственные опыты, минимизировать роль наблюдателя.  Когда ребенок делает сам, то усвоение происходит крепко и надолго.

Активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы воспитателя в детском саду соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования. МБДОУ «Детский сад № 27» является Центром экологического образования, поэтому исследованиям детей в области экологического образования был отдан приоритет.

  В данной статье представляем детское эколого-краеведческое исследование по теме «Кедры в детском саду». В исследовании участвовали воспитанники старшей и подготовительной групп. Тема была определена исходя из актуальности данного вопроса для Томской области.  Кедровые и лиственные леса с участием кедра сибирского на территории Томской области распространены небольшими массивами. В настоящее время площади кедровых лесов и лесов с участием кедра значительно сокращаются в результате пожаров и антропогенных факторов. В связи с этим все более остро встает проблема поиска путей для сохранения и дальнейшего воспроизводства кедровых лесов.

Кедрачи Томской области можно назвать «погибающей красотой». Да, кедр сибирский - красивое, могучее дерево, навевающее своим видом грусть, настраивающее человека на торжественный лад. А еще наука установила, что мало продуктов может потягаться с кедровым орехом по калорийности и вкусу. «Кедровые сливки», например, которые делают в домашних условиях сибиряки, чуть ли не в три раза питательнее сливок из коровьего молока! Поклоняясь экзотическим бобам какао, давайте не будем прибедняться: у нас есть свой, северный, русский заменитель.

Ученые определили, что кедровый орех содержит различные вещества в комплексе, способствующем росту человеческого организма, предупреждающем и лечащем туберкулез, почечные заболевания. О целебных свойствах сибирской ореховой сосны народ знает давно, и недаром ее смолистый сок назван «живицей». Сырая кедровая живица хорошо лечит ожоги, порезы, гнойные раны, а хвоя - ревматизм и цингу. Кедровая живица, кроме того, ценнейшее техническое сырье. Из нее получают «кедровый бальзам» - полноценный заменитель импортного канадского и оптические масла, незаменимые при научных исследованиях: капелька такого масла просветляет микрообъекты, увеличивает разрешающую силу приборов. Оно прозрачно, не преломляет лучей и используется также при склеивании телескопических стекол.

Кедр полон тайн. Никто не знает, почему в кедровой посуде долго не скисает молоко, почему в шкафу из кедра не заводится моль, почему клещ и комар боятся эфирных запахов, источаемых кедром, а пчелы, наоборот, лучше всего себя чувствуют именно в кедровом улье.

 Кстати, единственное у нас карандашное дерево - кедр. Мягкая, красивая по текстуре, розоватая древесина кедра идет также на музыкальные инструменты, мебель, тару под мед и масло на аккумуляторный шпон. Все же главная, наиболее очевидная ценность этого дерева - орехи. Они используются пока только в кондитерской промышленности. И нам непростительно сбрасывать со счетов наши неисчерпаемые резервы замечательного дикоросного жира. Нет, видно, толковые это были мужики - сибирские старожилы, которые возле своих деревень веками холили кедровые рощи,  нигде больше в мире не встречающегося хвойного садоводства. Припоселковые кедрачи состояли в общественной собственности, и старики соблюдали в них строжайшие законы: не разрешали пасти скот и разводить костры, строго наказывали за преждевременный шишкобой.

 Мы обязаны также бороться за посадку новых кедровых рощ, хотя, возможно, и не дождемся обильных урожаев. Тут возникает один важный этический вопрос. Если мы живем лишь для себя и только сегодняшним днем, то вообще все на свете, не говоря уже о нашем кедре, - трын-трава. Но если мы хотим серьезно думать о нашем времени, которое неразрывно связывает прошлое с будущим, если мы будем помнить, что наши дети должны жить счастливее, лучше нас, то поневоле в половодье наших больших забот маленьким ручейком втечет мысль о кедре. И вот почему.

 Без леса русский народ не жил и не будет жить никогда. Культурные ландшафты даже очень отдаленного будущего непременно включат в себя лесные площади. Это будут надежные стражи вод, почв и здоровья людей - парковые зоны вокруг городов и сел, защитные полосы по озерам, рекам и дорогам, живые заслоны на пути оврагов и суховеев, мощные зеленые массивы на водоразделах. И кедр - самое наше высокое и долговечное хвойное дерево - обязательно станет основной, главной породой в таких лесах.

 Посудите сами. Живет кедр в три - четыре раза живет дольше сосны, ели, пихты, не говоря уже об осине или березе. Будет просто экономичнее, выгоднее иметь в основе лесов будущего самое долгоживущее дерево тайги, обладающее к тому же декоративными и другими качествами.

Кедр теневынослив, но с младенческих лет не боится открытого солнца. Он хорошо растет на суглинке и супеси, на сырых дренированных почвах, легко переносит временные затопления.  Морозы в полсотню градусов ему нипочем. Иногда одиночное дерево, посаженное в незапамятные времена безвестным любителем, иногда старинные помещичьи и монастырские рощи, иногда - и это очень радует!

Тут возникает одна любопытная проблема:  исчезает кедровый лес или распространяется?

Цель проекта нужно ли оказание посильной детской помощи в сохранении и приумножении припоселковых кедровников?

Задачи проекта:

  • сбор доступной информации о состоянии припоселковых кедровников, о значении кедра для человека;
  • обработка полученной информации.

Методы исследования, применяемые в работе - личные наблюдения во время экологических экскурсий, личное участие в посадке молодых кедров на территории детского сада; наблюдения за приживаемостью кедров, посаженных ребятами; чтение дополнительной литературы;  поиск материала в Интернет; вопросы взрослым; самостоятельное обдумывание полученной информации.

Новизна исследования для детей заключается в ознакомлении с  особенностями роста кедра на первых этапах жизни. Практическая ценность: привлечь внимание к проблеме сохранения кедровых лесов в Томской области.

Богат и красив Томский край. Что только не подарила людям сибирская тайга. Бесценные сокровища хранят томские кедрачи. Это не только свежий и наполненный бактерицидами воздух, но и кедровые орехи, лакомство сибиряков. Дети узнали, что лесники Томского района бьют тревогу. Кедрачи заполонило опасное насекомое - рыжий сосновый пилильщик. Вредитель может погубить не только хвою, но и будущий урожай орехов.

Дети узнали, что в настоящее время кедровники гибнут быстрее, чем успевают восстановиться самостоятельно. Поэтому мы решили принять участие в акции восстановления кедровых лесов г. Томска и Томского района. Первым делом познакомилисьс правилам посадки кедра, посвятили детей в довольно сложное дело – посадку саженцев кедра. Помогали старшие ребята из школы. А от значимости своего дела так приятно на душе.

 Полезной была работа над этим исследованием. Мы узнали, почему погибают кедры. Причиной гибели этих деревьев является не только деятельность человека, но и стволовые вредители, которые проникают в древесину через поврежденную кору. А еще есть шелкопряд, который поедает хвою кедров. Если они появились на кедре, то такое дерево является «заразным» и заражает соседние деревья! Кедры у наших ребят обязательно вырастут крепкими и здоровыми!

Мы узнали маленький секрет – чтобы не повредить кедр и собрать хороший урожай шишек надо дождаться сильного ветра с дождем, шишка намокнет и упадет сама!

         Есть слова замечательного русского лесовода Д.Н. Кайгородова:

«Я страстно полюбил лес с тех пор, как узнал его поближе, и чем больше узнаю, тем больше люблю. И это всегда так бывает: чтобы полюбить, надо узнать, – не зная, нельзя любить. Мы охотно бережем и охраняем только то, что любим, а лес очень нуждается в друзьях-охранителях». Эти строки написаны более ста лет назад, а как они современны! Пусть же деревья, о которых дети узнали чуть больше, чем знали раньше, неизменно напоминают нам простую вещь: лес – твой друг, будь же и ты ему другом. Другом-охранителем. Другом на всю жизнь.

К сожалению, кедр исчезает, потому что старые деревья погибают. Кедру трудно дать потомство, семя его тяжелое и не имеет крылышек. Так что кедру, пока он не укоренился у нас как следует, не выжить без человеческой заботы.

Как было бы интересно заложить кедровую рощицу на участке детского сада! Если ребенок своими ручонками посадит кедренок-двухлетку, то к окончанию школы он увидит плоды своего труда.  Только тогда он научится любить лес и дерево, уважать все живое, станет духовно богаче, сильнее привяжется к родной земле. Можно мысленно перенестись на десятки лет вперед и увидеть свой  прекрасный кедро-сад! Своей неповторимой красотой они будут пополнять духовный рацион наших детей, благоухать по веснам стойкими смоляными ароматами, а каждую осень покрываться золотыми гроздьями плодов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Попов Л. В. Деревья и кустарники // Леса и лесное хозяйство Иркутской области.- Иркутск: Иркутское управление лесами, 1997. - С. 79-106.

Авров Ф.Д. Восстановление устойчивых лесных насаждений // Лесное хозяйство. - 2000. - № 2. - С.48-52.

Воробьев В.Н. Биологические основы комплексного использования кедровых лесов. - Новосибирск: Наука, 1983. - 253 с.

Парфенов В.Ф. Комплекс в кедровом лесу. - М.: Лесная пром-ть, 1979. - 40 с.

Просмотр содержимого документа
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Автухова Р.В., Мирошниченко З.И.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27» г. Северск Томской области


Исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста можно рассматривать как средство развития познавательной активности ребенка. Поисково-исследовательская деятельность ребенка направлена на постижение связей между явлениями окружающего мира. Ребенок по сути своей природы уже любознателен, наблюдателен, для него характерно стремление к новым открытиям и впечатлениям, к экспериментированию, поиску интересных сведений об окружающем его мире. А вот уже задача взрослых – помочь ребенку сохранить исследовательскую активность, которая станет основой для таких процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Организованные взрослым «малые» исследования дают ребенку возможность найти ответы на его вопросы, а знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, хорошо запоминаются. При организации исследовательской деятельности необходимо, чтобы ребенок проводил собственные опыты, минимизировать роль наблюдателя. Когда ребенок делает сам, то усвоение происходит крепко и надолго.

Активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы воспитателя в детском саду соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования. МБДОУ «Детский сад № 27» является Центром экологического образования, поэтому исследованиям детей в области экологического образования был отдан приоритет.

В данной статье представляем детское эколого-краеведческое исследование по теме «Кедры в детском саду». В исследовании участвовали воспитанники старшей и подготовительной групп. Тема была определена исходя из актуальности данного вопроса для Томской области. Кедровые и лиственные леса с участием кедра сибирского на территории Томской области распространены небольшими массивами. В настоящее время площади кедровых лесов и лесов с участием кедра значительно сокращаются в результате пожаров и антропогенных факторов. В связи с этим все более остро встает проблема поиска путей для сохранения и дальнейшего воспроизводства кедровых лесов.

Кедрачи Томской области можно назвать «погибающей красотой». Да, кедр сибирский - красивое, могучее дерево, навевающее своим видом грусть, настраивающее человека на торжественный лад. А еще наука установила, что мало продуктов может потягаться с кедровым орехом по калорийности и вкусу. «Кедровые сливки», например, которые делают в домашних условиях сибиряки, чуть ли не в три раза питательнее сливок из коровьего молока! Поклоняясь экзотическим бобам какао, давайте не будем прибедняться: у нас есть свой, северный, русский заменитель.

Ученые определили, что кедровый орех содержит различные вещества в комплексе, способствующем росту человеческого организма, предупреждающем и лечащем туберкулез, почечные заболевания. О целебных свойствах сибирской ореховой сосны народ знает давно, и недаром ее смолистый сок назван «живицей». Сырая кедровая живица хорошо лечит ожоги, порезы, гнойные раны, а хвоя - ревматизм и цингу. Кедровая живица, кроме того, ценнейшее техническое сырье. Из нее получают «кедровый бальзам» - полноценный заменитель импортного канадского и оптические масла, незаменимые при научных исследованиях: капелька такого масла просветляет микрообъекты, увеличивает разрешающую силу приборов. Оно прозрачно, не преломляет лучей и используется также при склеивании телескопических стекол.

Кедр полон тайн. Никто не знает, почему в кедровой посуде долго не скисает молоко, почему в шкафу из кедра не заводится моль, почему клещ и комар боятся эфирных запахов, источаемых кедром, а пчелы, наоборот, лучше всего себя чувствуют именно в кедровом улье.

Кстати, единственное у нас карандашное дерево - кедр. Мягкая, красивая по текстуре, розоватая древесина кедра идет также на музыкальные инструменты, мебель, тару под мед и масло на аккумуляторный шпон. Все же главная, наиболее очевидная ценность этого дерева - орехи. Они используются пока только в кондитерской промышленности. И нам непростительно сбрасывать со счетов наши неисчерпаемые резервы замечательного дикоросного жира. Нет, видно, толковые это были мужики - сибирские старожилы, которые возле своих деревень веками холили кедровые рощи, нигде больше в мире не встречающегося хвойного садоводства. Припоселковые кедрачи состояли в общественной собственности, и старики соблюдали в них строжайшие законы: не разрешали пасти скот и разводить костры, строго наказывали за преждевременный шишкобой.

Мы обязаны также бороться за посадку новых кедровых рощ, хотя, возможно, и не дождемся обильных урожаев. Тут возникает один важный этический вопрос. Если мы живем лишь для себя и только сегодняшним днем, то вообще все на свете, не говоря уже о нашем кедре, - трын-трава. Но если мы хотим серьезно думать о нашем времени, которое неразрывно связывает прошлое с будущим, если мы будем помнить, что наши дети должны жить счастливее, лучше нас, то поневоле в половодье наших больших забот маленьким ручейком втечет мысль о кедре. И вот почему.

Без леса русский народ не жил и не будет жить никогда. Культурные ландшафты даже очень отдаленного будущего непременно включат в себя лесные площади. Это будут надежные стражи вод, почв и здоровья людей - парковые зоны вокруг городов и сел, защитные полосы по озерам, рекам и дорогам, живые заслоны на пути оврагов и суховеев, мощные зеленые массивы на водоразделах. И кедр - самое наше высокое и долговечное хвойное дерево - обязательно станет основной, главной породой в таких лесах.

Посудите сами. Живет кедр в три - четыре раза живет дольше сосны, ели, пихты, не говоря уже об осине или березе. Будет просто экономичнее, выгоднее иметь в основе лесов будущего самое долгоживущее дерево тайги, обладающее к тому же декоративными и другими качествами.

Кедр теневынослив, но с младенческих лет не боится открытого солнца. Он хорошо растет на суглинке и супеси, на сырых дренированных почвах, легко переносит временные затопления. Морозы в полсотню градусов ему нипочем. Иногда одиночное дерево, посаженное в незапамятные времена безвестным любителем, иногда старинные помещичьи и монастырские рощи, иногда - и это очень радует!

Тут возникает одна любопытная проблема: исчезает кедровый лес или распространяется?

Цель проекта нужно ли оказание посильной детской помощи в сохранении и приумножении припоселковых кедровников?

Задачи проекта:

  • сбор доступной информации о состоянии припоселковых кедровников, о значении кедра для человека;

  • обработка полученной информации.

Методы исследования, применяемые в работе - личные наблюдения во время экологических экскурсий, личное участие в посадке молодых кедров на территории детского сада; наблюдения за приживаемостью кедров, посаженных ребятами; чтение дополнительной литературы; поиск материала в Интернет; вопросы взрослым; самостоятельное обдумывание полученной информации.

Новизна исследования для детей заключается в ознакомлении с особенностями роста кедра на первых этапах жизни. Практическая ценность: привлечь внимание к проблеме сохранения кедровых лесов в Томской области.

Богат и красив Томский край. Что только не подарила людям сибирская тайга. Бесценные сокровища хранят томские кедрачи. Это не только свежий и наполненный бактерицидами воздух, но и кедровые орехи, лакомство сибиряков. Дети узнали, что лесники Томского района бьют тревогу. Кедрачи заполонило опасное насекомое - рыжий сосновый пилильщик. Вредитель может погубить не только хвою, но и будущий урожай орехов.

Дети узнали, что в настоящее время кедровники гибнут быстрее, чем успевают восстановиться самостоятельно. Поэтому мы решили принять участие в акции восстановления кедровых лесов г. Томска и Томского района. Первым делом познакомилисьс правилам посадки кедра, посвятили детей в довольно сложное дело – посадку саженцев кедра. Помогали старшие ребята из школы. А от значимости своего дела так приятно на душе.

Полезной была работа над этим исследованием. Мы узнали, почему погибают кедры. Причиной гибели этих деревьев является не только деятельность человека, но и стволовые вредители, которые проникают в древесину через поврежденную кору. А еще есть шелкопряд, который поедает хвою кедров. Если они появились на кедре, то такое дерево является «заразным» и заражает соседние деревья! Кедры у наших ребят обязательно вырастут крепкими и здоровыми!

Мы узнали маленький секрет – чтобы не повредить кедр и собрать хороший урожай шишек надо дождаться сильного ветра с дождем, шишка намокнет и упадет сама!

Есть слова замечательного русского лесовода Д.Н. Кайгородова:

«Я страстно полюбил лес с тех пор, как узнал его поближе, и чем больше узнаю, тем больше люблю. И это всегда так бывает: чтобы полюбить, надо узнать, – не зная, нельзя любить. Мы охотно бережем и охраняем только то, что любим, а лес очень нуждается в друзьях-охранителях». Эти строки написаны более ста лет назад, а как они современны! Пусть же деревья, о которых дети узнали чуть больше, чем знали раньше, неизменно напоминают нам простую вещь: лес – твой друг, будь же и ты ему другом. Другом-охранителем. Другом на всю жизнь.

К сожалению, кедр исчезает, потому что старые деревья погибают. Кедру трудно дать потомство, семя его тяжелое и не имеет крылышек. Так что кедру, пока он не укоренился у нас как следует, не выжить без человеческой заботы.

Как было бы интересно заложить кедровую рощицу на участке детского сада! Если ребенок своими ручонками посадит кедренок-двухлетку, то к окончанию школы он увидит плоды своего труда. Только тогда он научится любить лес и дерево, уважать все живое, станет духовно богаче, сильнее привяжется к родной земле. Можно мысленно перенестись на десятки лет вперед и увидеть свой прекрасный кедро-сад! Своей неповторимой красотой они будут пополнять духовный рацион наших детей, благоухать по веснам стойкими смоляными ароматами, а каждую осень покрываться золотыми гроздьями плодов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Попов Л. В. Деревья и кустарники // Леса и лесное хозяйство Иркутской области.- Иркутск: Иркутское управление лесами, 1997. - С. 79-106.

Авров Ф.Д. Восстановление устойчивых лесных насаждений // Лесное хозяйство. - 2000. - № 2. - С.48-52.

Воробьев В.Н. Биологические основы комплексного использования кедровых лесов. - Новосибирск: Наука, 1983. - 253 с.

Парфенов В.Ф. Комплекс в кедровом лесу. - М.: Лесная пром-ть, 1979. - 40 с.




















В целях реализации стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011-2020 гг., на основании решения экспертной комиссии областного конкурса образовательных учреждений, активно реализующих проекты и программы экологического образования на основании распоряжения Департамента общего образования Томской области и Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (от 31.01.2014 № 43-р и от 22.01.2014 № 17) Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад компенсирующего вида № 27» ЗАТО Северск (с 27.08.2014 переименование в МБДОУ «Детский сад № 27») присвоен статус Центр экологического образования и учреждение включено в региональную сеть учреждений как учреждение целенаправленно и систематически реализующее экологическое образование и просвещение воспитанников дошкольного возраста и их родителей (законных представителей).





В рамках муниципальной программы «Экологическое образование и просвещение населения ЗАТО Северск» приняли участие в акции «Памятник небезразличию», посвященной теме «Безопасный свет». С целью привлечения внимания к проблемам охраны окружающей среды, утилизации энергосберегающих ламп, создания условий для популяризации экологического движения среди воспитанников, обучающихся и жителей ЗАТО Северск в рамках муниципального дистанционного конкурса на лучшую агитационную работу о необходимости утилизации энергосберегающих ламп «Свет – без опасности!» был представлен проект, занявший 2 место в муниципалитете. Воспитанники приняли участие в муниципальном конкурсе «Сохраним первоцветы!», который проводился в рамках Дней защиты от экологической опасности в ходе реализации муниципальной программы «Экологическое образование и просвещение населения ЗАТО Северск» с целью вовлечения воспитанников в активную экологическую деятельность по сохранению и защите раннецветущих растений. В ходе подготовки и участии в акции было привлечено внимания детей и родителей к проблеме сохранения первоцветов в экосистемах ЗАТО Северск. Воспитанники три года являются участниками Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета», открытого социально-экологического проекта «Зеленый Северск», направленного на сохранение древесно-кустарниковой зоны города. Ежегодно реализуется экологический проект «Мы сажали огород». Эколого-развивающая среда учреждения служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности. На территории ДОУ есть мини-огород, который используется для экологического и трудового воспитания дошкольников.






– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. Одним из условий решения задач по экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает иоказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

В моей группе оборудован экологический уголок в виде мини-лаборатории, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенны опытов.
В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:
– приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы,
компас, магниты – разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
– природный материал: камни, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена;

II. Работа с детьми

Во всех возрастных группах работа строилась через проектную деятельность по разделу «Неизведанное рядом»

  • II младшая группа – «Волшебница вода» (приложение 1)

  • Средняя группа – «Царство воды» (приложение 2)

  • Старшая группа – «Воздух невидимка» (приложение 3 у автора)

  • Подготовительная группа – «Волшебный магнит» и «Электричество» (приложение 4 у автора)

В рамках проектной деятельности с детьми проводились следующие мероприятия:

  • Диагностика уровня развития ЭЕНП у дошкольников и построение воспитательно-образовательног процесса на основе данных диагностического обследования.

  • Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки.).

  • Проведение циклов познавательных, эвристических бесед.

Таким образом, мы выстраиваем занятие так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность.

Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитатель придерживался следующей последовательности этапов исследования:

  1. актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;

  2. обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

  3. опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;

  4. предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Отправными моментами стали реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).

Также это события, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

Много вопросов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей » или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).

И наконец, стимулом к исследованию стали события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

  • Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

  • Использование технологии ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности.

  • Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

  • Чтение и заучивание художественного слова по теме проекта.

  • Организация и проведение художественно-продуктивной и конструктивной деятельности в рамках проекта;

  • Отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

III. Работа с родителями

  • Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

  • Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

  • Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

  • Оформление наглядной информации в родительском уголке

  • Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

  • Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

  • Рекомендации: «Проведите с детьми дома»

  • Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» Практическая часть: Открытое занятие для родителей.

  • Оформление папки «Мои открытия»

Результатами нашей работы стали показатели мониторинга развития детей по данному направлению, которые свидетельствуют о правильном пути решения данной задачи. Уровень знаний детей удалось повысить до 93% высокого и среднего уровня.

Используемая литература:

  1. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.

  2. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

  3. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.







;


Скачать

© 2016 1282 11

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!