Исследовательская работа "Главный вопрос творчества В.М.Шукшина"

Категория: Литература

Работа помогает осмыслению рассказов писателя Шукшина.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Главный вопрос творчества В.М.Шукшина"»

Главный вопрос творчества  В.М. Шукшина Выполнила :  Валуева Людмила Викторовна,учитель МБОУ СОШ №87 г.Хабаровска

Главный вопрос творчества В.М. Шукшина

Выполнила : Валуева Людмила Викторовна,учитель МБОУ СОШ №87 г.Хабаровска

Цель: проанализировать творчество В.М. Шукшина и на основе рассмотренных произведений выявить причины духовного обнищания общества. Задачи: -проанализировать творческий путь В.М. Шукшина как писателя, киноактёра, режиссёра; -рассмотреть образ «чудика»- героя рассказов Шукшина; -выявить причины снижения духовности в русском человеке, какими их видел автор.

Цель:

проанализировать творчество В.М. Шукшина и на основе рассмотренных произведений выявить причины духовного обнищания общества.

Задачи:

-проанализировать творческий путь В.М. Шукшина как писателя, киноактёра, режиссёра;

-рассмотреть образ «чудика»- героя рассказов Шукшина;

-выявить причины снижения духовности в русском человеке, какими их видел автор.

Родился 25 июля 1929 г. в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. В 17 лет «ушел в огромную неведомую жизнь»

Родился 25 июля 1929 г. в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье.

В 17 лет «ушел в огромную неведомую жизнь»

Кадр из к/ф М. Хуциева «Два Федора» 1953г. - работает директором школы сельской молодежи, преподает русский язык и литературу. 1954г. – поступает на режиссёрский факультет во ВГИК. 1958г. – первая главная роль в фильме М. Хуциева «Два Федора».

Кадр из к/ф М. Хуциева

«Два Федора»

1953г. - работает директором школы сельской молодежи, преподает русский язык и литературу.

1954г. – поступает на режиссёрский факультет во ВГИК.

1958г. – первая главная роль в фильме М. Хуциева «Два Федора».

1963г. - первая книга «Сельские жители». 1968г. - сборник рассказов «Там, вдали». 1973г. - сборник «Характеры». 1974г. - «Беседы при ясной луне».

1963г. - первая книга «Сельские жители».

1968г. - сборник рассказов «Там, вдали».

1973г. - сборник «Характеры».

1974г. - «Беседы при ясной луне».

«Проза В.М. Шукшина начинается в быте,  зарождается в быте, но тянется она к горним снегам».  Н. Золотусский Проза Шукшина - прорыв цепи официальной идеологии в сферу внимания к духовности. Создав особый мир «странных людей», «чудиков», «гениев одной души», он заставил понять, что мы, люди XXI в., по-прежнему стоим перед огромным белым пятном души человеческой.  «Творческий путь Шукшина, - пишет А.И. Куляпин, - вместился в предельно короткий отрезок времени и был чрезвычайно стремительным. Видимо, отсюда ощущение своеобразного бега на месте или движения по кругу, но это впечатление обманчиво. Художественный мир писателя, отличается удивительной динамичностью…». Шукшин, концентрирует внимание на реальности бытия души человеческой: душа предстает как нечто мощное, сильное, стержневое в человеке.

«Проза В.М. Шукшина начинается в быте,

зарождается в быте, но тянется она к горним снегам».

Н. Золотусский

Проза Шукшина - прорыв цепи официальной идеологии в сферу внимания к духовности. Создав особый мир «странных людей», «чудиков», «гениев одной души», он заставил понять, что мы, люди XXI в., по-прежнему стоим перед огромным белым пятном души человеческой.

«Творческий путь Шукшина, - пишет А.И. Куляпин, - вместился в предельно короткий отрезок времени и был чрезвычайно стремительным. Видимо, отсюда ощущение своеобразного бега на месте или движения по кругу, но это впечатление обманчиво. Художественный мир писателя, отличается удивительной динамичностью…». Шукшин, концентрирует внимание на реальности бытия души человеческой: душа предстает как нечто мощное, сильное, стержневое в человеке.

Образы «чудиков» в ранней прозе Шукшина «чудик» чудо.   - суффикс, придающий слову уменьшительно-ласкательное значение Однокоренные слова: чудо чудак чудаковатый чудачество чудачествовать Чудик – человек, совершающий необычные поступки, вызывающий удивление и недоумение у окружающих.

Образы «чудиков» в ранней прозе Шукшина

«чудик» чудо.

 

- суффикс, придающий слову уменьшительно-ласкательное значение

Однокоренные слова:

  • чудо
  • чудак
  • чудаковатый
  • чудачество
  • чудачествовать

Чудик – человек, совершающий необычные поступки, вызывающий удивление и недоумение у окружающих.

Чудо –  нечто небывалое, необычное , то, что вызывает удивление Чудачествовать -  вести себя как чудак, совершать чудачества чудачество – странность, необычность в поступках, в поведении Чудик ? чудаковатый – несколько странный , вызывающий удивление необычным поведением, странными поступками Чудак –  человек со странностями, поведение, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих

Чудо –

нечто небывалое, необычное , то, что вызывает удивление

Чудачествовать -

вести себя как чудак, совершать чудачества

чудачество – странность, необычность в поступках, в поведении

Чудик

?

чудаковатый – несколько странный , вызывающий удивление необычным поведением, странными поступками

Чудак –

человек со странностями, поведение, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих

Герой нашего времени — это всегда

Герой нашего времени — это всегда "дурачок",

в котором наиболее выразительным образом живет его время,

правда этого времени.

В. Шукшин

«Чудики»

«Анти-чудики»

  • Есть душа
  • Смелость
  • Совесть или совестливость – главная черта «чудика»

  • Черствые
  • Бездушные
  • Душа мертва
  • Не замечают боли ближнего

Душа у «чудиков» болит, высыхает. «Последнее время что-то совсем неладно было на душе у Тимофея Худякова - опостылело всё на свете. Так бы вот стал на четвереньки, и зарычал бы, и залаял, и головой бы замотал. Может, заплакал бы». («Билет на второй сеанс»)

Смелость. «А жил у сторожихи одной, боевая была старушка». («Жил человек»).

Всегда стыдно, испытывает чувство раскаяния. «Ему стало совестно, что поторопился: он в самом деле решил, что свояк хочет его ударить, когда потянулся с кулаком». («Свояк Сергей Сергеевич»). 

Мы выявили такую закономерность в рассказах Шукшина: душевные переживания передают глаголы. Это глаголы болеть - «испытывать боль», опостылеть - «стать постылым, очень надоесть», заплакать - «проливать слёзы от боли, горя», чувствовать - «ощущать» и другие.

Специалисты по душе рассуждают: пусть человек ищет душу; он наверняка не найдёт её, потому что никому ещё не удавалось отыскать то, чего нет, но, занятый этими поисками, он отвлечён будет от более дурных и ещё более пустых занятий, которые принесли бы ему один лишь вред. Но это не так. Душа, которую ни за что, не за какой бок нельзя ухватить, значит для человека очень многое. Душа - это и есть сущность личности, продолжающаяся в ней жизнь бессменного, исторического человека, не сломленного временными невзгодами

Главный вопрос творчества Шукшина Произведения Шукшина – возврат к позициям критического реализма XIX века. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Автор не просто рассказывает нам истории жизни своих героев, а раскрывает мир, в котором они живут, пытается донести до читателя, те нравственные начала, без которых не должен жить человек.

Главный вопрос творчества Шукшина

Произведения Шукшина – возврат к позициям критического реализма XIX века.

Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами.

Автор не просто рассказывает нам истории жизни своих героев, а раскрывает мир, в котором они живут, пытается донести до читателя, те нравственные начала, без которых не должен жить человек.

Главный вопрос творчества В. М.Шукшина Вся проблематика рассказов Шукшина сводится к вопросу: «Что с нами, люди, происходит?» Рассказы - это попытка автора ответить на заданный вопрос себе, собеседнику, обществу.

Главный вопрос творчества В. М.Шукшина

Вся проблематика рассказов Шукшина сводится к вопросу: «Что с нами, люди, происходит?»

Рассказы - это попытка автора ответить на заданный вопрос себе, собеседнику, обществу.

Рассказ «Срезал» Главный герой – мужик Глеб Капустин. Глеб (от древнескандинавского «любимец богов»). Именитый гость – Константин Иванович.  Начитанный и ехидный, «приходил и срезал знатного гостя».  Константин (от греч. «постоянный, стойкий»), чаще встречается в городах, чем на селе. Богатый, ученый, кандидат.  Человек, который способен издеваться, злой, способный к сатирическому мироощущению. «Конёк» Глеба Капустина – «срезать» именитых односельчан, тех, кто вышел на другой жизненный уровень. Привозит в подарок в деревню подарки, символизирующие деревенскую жизнь. Ирония автора - в деталях. (Он - кандидат, жена - тоже кандидат, а кандидат – человек, претендующий на что-то.)

Рассказ «Срезал»

Главный герой – мужик Глеб Капустин.

Глеб (от древнескандинавского «любимец богов»).

Именитый гость – Константин Иванович.

Начитанный и ехидный, «приходил и срезал знатного гостя».

Константин (от греч. «постоянный, стойкий»), чаще встречается в городах, чем на селе.

Богатый, ученый, кандидат.

Человек, который способен издеваться, злой, способный к сатирическому мироощущению. «Конёк» Глеба Капустина – «срезать» именитых односельчан, тех, кто вышел на другой жизненный уровень.

Привозит в подарок в деревню подарки, символизирующие деревенскую жизнь. Ирония автора - в деталях. (Он - кандидат, жена - тоже кандидат, а кандидат – человек, претендующий на что-то.)

Диалог Глеба Капустина и гостя (из рассказа) -Где работаю, что ли?- не понял кандидат. -Да. «Кандидат» не удостоил Глеба Капустина. Это ответ Шукшина: наше общество воспитано на однозначности, без проблемы. -На филфаке.  -Философия? В вопросах – не просто решение философской ситуации.    -Не совсем… Ну ,можно и так сказать.  «Дух»- это и состояние человека, и уровень нравственности. Кандидат ответил официально. Но по его ответу ясно: материальное благо на первом плане, а духовное –потом, т. е. может быть и на последнем месте. -Как насчёт первичности?... Духа и материи? -Как всегда. Материя первична… -А дух? -А дух потом  

Диалог Глеба Капустина и гостя (из рассказа)

-Где работаю, что ли?- не понял кандидат.

-Да.

«Кандидат» не удостоил Глеба Капустина.

Это ответ Шукшина: наше общество воспитано на однозначности, без проблемы.

-На филфаке.

-Философия?

В вопросах – не просто решение философской ситуации.

 

-Не совсем… Ну ,можно и так сказать.

«Дух»- это и состояние человека, и уровень нравственности.

Кандидат ответил официально. Но по его ответу ясно: материальное благо на первом плане, а духовное –потом, т. е. может быть и на последнем месте.

-Как насчёт первичности?... Духа и материи?

-Как всегда. Материя первична…

-А дух?

-А дух потом

 

Первый ответ на вопрос – в рассказе «Срезал». Обратимся к «Словарю русского языка» С. И Ожегова: Душевное- 1. то же, что и душа; 2. …полное искреннего дружелюбия. Духовное -… относящееся к умственной деятельности, к области духа. [9] Душевное - вначале, духовное – потом, выше. Но в рассказе нет ни духовного, ни душевного. Рассказ «Срезал»- это попытка автора ответить на вопрос: «В чём причина трагедии?» И первый ответ: в отсутствии душевного и духовного в человеке.

Первый ответ на вопрос – в рассказе «Срезал».

Обратимся к «Словарю русского языка» С. И Ожегова:

Душевное- 1. то же, что и душа; 2. …полное искреннего дружелюбия.

Духовное -… относящееся к умственной деятельности, к области духа. [9]

Душевное - вначале, духовное – потом, выше. Но в рассказе нет ни духовного, ни душевного. Рассказ «Срезал»- это попытка автора ответить на вопрос: «В чём причина трагедии?» И первый ответ: в отсутствии душевного и духовного в человеке.

Тема веры представлена в рассказах «Крепкий мужик», «Мастер». Гибель церкви в рассказе «Крепкий мужик»: «Хрустнуло одно бревно, трос,  врезавшись  в  угол,  запел  балалаечной  струной. Странно, что все это было хорошо слышно  -  ревели  же  три  трактора, напрягая  свои  железные   силы.   Дрогнул   верх   церкви...   Стена, противоположная той, на какую сваливали,  вдруг  разодралась по всей ширине... Страшная черная в глубине, рваная щель на белой стене пошла раскрываться. Верх церкви с маковкой поклонился,  поклонился  и  ухнул вниз... Церковь  лежала бесформенной грудой, прахом.» Кажется, что речь идёт о рваной ране на живом теле. Образы,  созданные Шукшиным, не позволяют воспринимать церковь как простое строение. Нет! Она - живое существо со своей историей, жизнью и смертью. Для людей церковь - символ Веры, нравственной опоры, душа народа В рассказе вновь звучит ответ на вопрос Шукшина. Причина - в отсутствии веры.

Тема веры представлена в рассказах «Крепкий мужик», «Мастер».

Гибель церкви в рассказе «Крепкий мужик»: «Хрустнуло одно бревно, трос,  врезавшись  в  угол,  запел  балалаечной  струной. Странно, что все это было хорошо слышно  -  ревели  же  три  трактора, напрягая  свои  железные   силы.   Дрогнул   верх   церкви...   Стена, противоположная той, на какую сваливали,  вдруг  разодралась по всей ширине... Страшная черная в глубине, рваная щель на белой стене пошла раскрываться. Верх церкви с маковкой поклонился,  поклонился  и  ухнул вниз... Церковь  лежала бесформенной грудой, прахом.»

Кажется, что речь идёт о рваной ране на живом теле.

Образы,  созданные Шукшиным, не позволяют воспринимать церковь как простое строение. Нет! Она - живое существо со своей историей, жизнью и смертью. Для людей церковь - символ Веры, нравственной опоры, душа народа В рассказе вновь звучит ответ на вопрос Шукшина. Причина - в отсутствии веры.

Рассказ «Мастер» Главный вопрос рассказа « Мастер»: «В ком же остатки веры ещё присутствуют?» Герой рассказа - Семка Рысь Мастер  Забулдыга Гибнущая красота церкви потрясла душу. Непревзойденный столяр  «транжирит жизнь» Идея возрождения красоты помогла обрести смысл жизни.

Рассказ «Мастер»

Главный вопрос рассказа « Мастер»: «В ком же остатки веры ещё присутствуют?»

Герой рассказа - Семка Рысь

Мастер

Забулдыга

Гибнущая красота церкви потрясла душу.

Непревзойденный столяр

«транжирит жизнь»

Идея возрождения красоты помогла обрести смысл жизни.

Рассказ «Мастер» В рассказе «Мастер» раскрывается следующая причина бездуховности общества: отрыв власти от народа, олицетворением которого является Сёмка Рысь, отрыв истинных ценностей от ложных.

Рассказ «Мастер»

В рассказе «Мастер» раскрывается следующая причина бездуховности общества: отрыв власти от народа, олицетворением которого является Сёмка Рысь, отрыв истинных ценностей от ложных.

Результаты социологического опроса учащихся 5 и 7 классов   Ответы учащихся 5-ых классов: Понятие ДОБРОТА - храбрый, милый, сильный, добрые поступки, помощь, сочувствие, хорошее отношение к окружающим, доброе сердце, когда не грубит, чем-то пожертвовать, уважение и понимание, дружба, забота, любовь, хорошее настроение, хорошее качество.  Ответы учащихся 7а класса: Может ли современный человек быть добрым: 100% ответов – да. Может чувствовать боль других, помочь другому, заботиться о родителях, животных, незнакомых людях. Понятие ДОБРОТА - хорошие поступки, забота о близких, готовность выслушать, мягкость, улыбчивость, доброта идет от сердца, незлопамятность, поможешь другу не получить «2».

Результаты социологического опроса учащихся 5 и 7 классов

Ответы учащихся 5-ых классов:

Понятие ДОБРОТА - храбрый, милый, сильный, добрые поступки, помощь, сочувствие, хорошее отношение к окружающим, доброе сердце, когда не грубит, чем-то пожертвовать, уважение и понимание, дружба, забота, любовь, хорошее настроение, хорошее качество.

Ответы учащихся 7а класса:

Может ли современный человек быть добрым: 100% ответов – да.

Может чувствовать боль других, помочь другому, заботиться о родителях, животных, незнакомых людях.

Понятие ДОБРОТА - хорошие поступки, забота о близких, готовность выслушать, мягкость, улыбчивость, доброта идет от сердца, незлопамятность, поможешь другу не получить «2».

Результаты опроса учеников 10 класса На вопрос: знают ли они произведения Шукшина, из двадцати опрошенных только двое ответили утвердительно. А отвечая на вопрос о том, каких качеств не хватает современному молодому человеку, многие отметили следующие: милосердие, доброта.

Результаты опроса учеников 10 класса

На вопрос: знают ли они произведения Шукшина, из двадцати опрошенных только двое ответили утвердительно. А отвечая на вопрос о том, каких качеств не хватает современному молодому человеку, многие отметили следующие: милосердие, доброта.

«...каждый отвечает не только за себя, но и за то, что он передал другим, что он послал им, влил в них, чем он их заразил или обогатил».  И.Ильин Говорить в наше время о Шукшине — это значит говорить о тех жизненных ценностях, которые взращивала и лелеяла вся русская литература и которые питали ее, как великое Древо жизни питают силы Матери — сырой земли... Говорить о Шукшине — это говорить о русском человеке с его больной совестью и великой душой. Трудно говорить о Шукшине, потому что уже многое сказано. Но если не будем говорить, станем Иванами, не помнящими родства, которые отдали, по выражению Шукшина, «за понюх табаку» всю нашу русскую культуру.

«...каждый отвечает не только за себя, но и за то, что он передал другим, что он послал им, влил в них, чем он их заразил или обогатил».

И.Ильин

Говорить в наше время о Шукшине — это значит говорить о тех жизненных ценностях, которые взращивала и лелеяла вся русская литература и которые питали ее, как великое Древо жизни питают силы Матери — сырой земли... Говорить о Шукшине — это говорить о русском человеке с его больной совестью и великой душой. Трудно говорить о Шукшине, потому что уже многое сказано. Но если не будем говорить, станем Иванами, не помнящими родства, которые отдали, по выражению Шукшина, «за понюх табаку» всю нашу русскую культуру.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей