Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Камбарки
Исследовательская работа на тему
«КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Выполнила: Вахрушева Юлия,
ученица 7 В класса
Научный руководитель:
Шагалиева Р.Г., учитель
русского языка и литературы
г. Камбарка, 2015
Содержание
Введение 3
1. Основная часть 4
1.1. Лексика 4
1.2. Лексика ограниченного употребления 4
1.3. Что такое сленг? 4
2. Практическая часть 5
2.1. Область исследования 5
2.2. Объект исследования 5
2.3. Анкетирование 5
Заключение 7
Список использованных источников литературы 8
Введение
Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, слова потребления).
Норма языка – это принятый в общественной речевой практике образованных людей правила употребления слов.
Трудно встретить сейчас человека, который был бы равнодушен к тому, как говорит он сам и как использует языковые средства его собеседник.
На уроках русского языка мы говорим о богатстве и красоте нашего языка. В повседневной жизни получается обратное. Мы произносим слова неправильно, ставим ударение в слове не так, как надо, употребляем слова ограниченной лексики.
Цель исследования:
Проанализировать речь современного школьника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 г. Камбарки с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся нашей школы.
Задачи исследования:
Определить, какое место занимает необщеупотребительная лексика в речи учащихся МБОУСОШ № 2 г. Камбарки.
Определить понятия «жаргон» и «сленг».
Провести социологическое исследование среди учащихся 7 классов с целью определения:
- круга наиболее употребительных жаргонных слов;
- частоты употребления жаргонизмов.
Проанализировать результаты опроса.
Систематизировать материал.
Сделать выводы по теме исследования.
1. Основная часть
1.1. Лексика
Общеупотребительные – слова, которые употребляют все русские люди независимо от профессии и местожительства.
Профессиональные – это слова, которые употребляются преимущественно людьми одной профессии.
Диалектизмы – слова, которые употребляются преимущественно жителями одной местности.
Причины редкого употребления диалектизмов школьниками:
Диалектизмы – это лексика старшего поколения, людей пожилого возраста;
В наши дни использовать диалектизмы неактуально, смешно и «старомодно».
Примеры диалектизмов города Камбарка:
Баско (красиво)
Прогал (переулок)
1.2. Лексика ограниченного употребления
Профессиональные слова - это слова, употребляемые в речи людей, объединённых какой-либо профессией, специальностью (скальпель(профессия врач), радиатор(профессия слесарь).
Термины – специальные слова, обозначающие научные понятия (синтаксис, климат).
1.3. Что такое сленг?
Сленг – речь какой-либо объединённой общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.
Сленг – это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.
Молодежный сленг – это социальный диалог людей в возрасте 13-30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системы, отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраски.
2. Практическая часть
2.1. Область исследования
Жаргонизмы и молодежный сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника.
2.2. Объект исследования
Устная речь учащихся нашей школы.
2.3. Анкетирование
Вопросы анкеты для учащихся:
да - 14; нет - 0;
часто - 3; редко - 10; никогда - 1;
Анкетирование показало, что учащиеся активно используют молодежный сленг.
Части тела | Башня, котёл (голова), локаторы (уши). |
Слова, обозначающие людей по профессии | Мент (милиционер), училка (учительница). |
Бытовая техника | Мобила, сотик , труба, тел (телефон), ящик, телик (телевизор), комп (компьютер). |
Слова, обозначающие людей по родству | Предки (родители), сеструха, систр (сестра), папан, батя (папа), маська, масяня, ма (мама). |
Учеба | Домашка (домашнее задание), пятак (оценка 5), двояк (оценка 2), литра (литература), контроша (контрольная работа), матя (математика), инчик (иностранный язык), слушка (слушание музыки), библия (библиотека). |
Продукты питания | Столовка (столовая), хавчик (еда), газява (газировка), бутер (бутерброд), тыблоко (яблоко). |
Деньги | Бабки, бабло (деньги). |
Слова - оценки | Классно, клёво (хорошо), круто (отлично), сто пудов, конкретно, точняк (точно), стрёмно, туфта, хреново, отстойно (плохо). |
Глаголы | Базарить,балаболить (говорить), приколоться (подшутить), жрать, хавать (кушать), ржать (смеяться), зырить (улыбаться), звякнуть (позвонить), дрыхнуть (спать). |
Транспорт | Велик (велосипед), тачка (машина), десятка, пятнашка (модели автомобилей). |
Слова, обозначающие людей по их качеству характера | Лось, лох, лошара, козел, тормоз, чмо, дебил. |
Учащиеся нашей школы используют сленг в речи для связи слов в речи, помогают преодолеть недостаток слов в своей речи, делают речь понятней для друзей, помогают самоутвердиться, придают своей речи живость и юмор.
Заключение
Таким образом, проведя исследование, мы увидели, что учащиеся нашей школы употребляют в своей речи молодежный сленг. Употребление этих слов связано с желанием выделиться среди людей, быть современным. А я считаю наоборот. Нужно обогащать личный словарный запас. Встретив незнакомое слово в художественной литературе, журнале, учебнике, нужно выписать это слово и по словарю выяснить его значение, запомнить его и вводить в свой запас, чаще употреблять в речи.
Высокая культура речи не мыслима без соблюдения норм правильного образования и употребления слов.
Список использованных источников литературы
1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 18-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 319, [1] с.: ил.
2. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 1984. – 287 с.
В речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизм – часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделится среди людей, быть современным;
Жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.
Так ли это?