СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему «КУЛЬТУРА РЕЧИ» 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, слова потребления).

Норма языка – это принятый в общественной речевой практике образованных людей правила употребления слов.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему «КУЛЬТУРА РЕЧИ» 7 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Камбарки














Исследовательская работа на тему

«КУЛЬТУРА РЕЧИ»









Выполнила: Вахрушева Юлия,

ученица 7 В класса


Научный руководитель:

Шагалиева Р.Г., учитель

русского языка и литературы













г. Камбарка, 2015

Содержание



Введение 3


1. Основная часть 4

1.1. Лексика 4

1.2. Лексика ограниченного употребления 4

1.3. Что такое сленг? 4


2. Практическая часть 5

2.1. Область исследования 5

2.2. Объект исследования 5

2.3. Анкетирование 5


Заключение 7


Список использованных источников литературы 8




























Введение


Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, слова потребления).

Норма языка – это принятый в общественной речевой практике образованных людей правила употребления слов.

Трудно встретить сейчас человека, который был бы равнодушен к тому, как говорит он сам и как использует языковые средства его собеседник.

На уроках русского языка мы говорим о богатстве и красоте нашего языка. В повседневной жизни получается обратное. Мы произносим слова неправильно, ставим ударение в слове не так, как надо, употребляем слова ограниченной лексики.

Цель исследования:

Проанализировать речь современного школьника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 г. Камбарки с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся нашей школы.

Задачи исследования:

  • Определить, какое место занимает необщеупотребительная лексика в речи учащихся МБОУСОШ № 2 г. Камбарки.

  • Определить понятия «жаргон» и «сленг».

  • Провести социологическое исследование среди учащихся 7 классов с целью определения:

- круга наиболее употребительных жаргонных слов;

- частоты употребления жаргонизмов.

  • Проанализировать результаты опроса.

  • Систематизировать материал.

  • Сделать выводы по теме исследования.













1. Основная часть


1.1. Лексика


  • Общеупотребительные – слова, которые употребляют все русские люди независимо от профессии и местожительства.

  • Профессиональные – это слова, которые употребляются преимущественно людьми одной профессии.

  • Диалектизмы – слова, которые употребляются преимущественно жителями одной местности.

Причины редкого употребления диалектизмов школьниками:

  • Диалектизмы – это лексика старшего поколения, людей пожилого возраста;

  • В наши дни использовать диалектизмы неактуально, смешно и «старомодно».

Примеры диалектизмов города Камбарка:

Баско (красиво)

Прогал (переулок)



1.2. Лексика ограниченного употребления


  • Профессиональные слова - это слова, употребляемые в речи людей, объединённых какой-либо профессией, специальностью (скальпель(профессия врач), радиатор(профессия слесарь).

  • Термины – специальные слова, обозначающие научные понятия (синтаксис, климат).



1.3. Что такое сленг?


  • Сленг – речь какой-либо объединённой общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.

  • Сленг – это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.

  • Молодежный сленг – это социальный диалог людей в возрасте 13-30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системы, отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраски.





2. Практическая часть


2.1. Область исследования


Жаргонизмы и молодежный сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника.



2.2. Объект исследования


Устная речь учащихся нашей школы.



2.3. Анкетирование


Вопросы анкеты для учащихся:

  • Знаешь ли ты слова молодежного сленга? (да, нет)

да - 14; нет - 0;

  • Используешь ли ты эти слова в свое речи?

часто - 3; редко - 10; никогда - 1;

  • Напишите известные вам жаргонные слова.



Анкетирование показало, что учащиеся активно используют молодежный сленг.


Части тела

Башня, котёл (голова), локаторы (уши).

Слова, обозначающие людей по профессии

Мент (милиционер), училка (учительница).

Бытовая техника

Мобила, сотик , труба, тел (телефон), ящик, телик (телевизор), комп (компьютер).

Слова, обозначающие людей по родству

Предки (родители), сеструха, систр (сестра), папан, батя (папа), маська, масяня, ма (мама).

Учеба

Домашка (домашнее задание), пятак (оценка 5), двояк (оценка 2), литра (литература), контроша (контрольная работа), матя (математика), инчик (иностранный язык), слушка (слушание музыки), библия (библиотека).

Продукты питания

Столовка (столовая), хавчик (еда), газява (газировка), бутер (бутерброд), тыблоко (яблоко).

Деньги

Бабки, бабло (деньги).

Слова - оценки

Классно, клёво (хорошо), круто (отлично), сто пудов, конкретно, точняк (точно), стрёмно, туфта, хреново, отстойно (плохо).

Глаголы

Базарить,балаболить (говорить), приколоться (подшутить), жрать, хавать (кушать), ржать (смеяться), зырить (улыбаться), звякнуть (позвонить), дрыхнуть (спать).

Транспорт

Велик (велосипед), тачка (машина), десятка, пятнашка (модели автомобилей).

Слова, обозначающие людей по их качеству характера

Лось, лох, лошара, козел, тормоз, чмо, дебил.


Учащиеся нашей школы используют сленг в речи для связи слов в речи, помогают преодолеть недостаток слов в своей речи, делают речь понятней для друзей, помогают самоутвердиться, придают своей речи живость и юмор.

























Заключение


Таким образом, проведя исследование, мы увидели, что учащиеся нашей школы употребляют в своей речи молодежный сленг. Употребление этих слов связано с желанием выделиться среди людей, быть современным. А я считаю наоборот. Нужно обогащать личный словарный запас. Встретив незнакомое слово в художественной литературе, журнале, учебнике, нужно выписать это слово и по словарю выяснить его значение, запомнить его и вводить в свой запас, чаще употреблять в речи.

Высокая культура речи не мыслима без соблюдения норм правильного образования и употребления слов.


































Список использованных источников литературы



1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 18-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 319, [1] с.: ил.

2. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 1984. – 287 с.





































В речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизм – часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделится среди людей, быть современным;

Жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.

Так ли это?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!