СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме: "Снег как индикатор загрязнения окружающей среды"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация представляет результаты исследовательской работы по теме: "Снег как индикатор загрязнения окружающей среды". Исследование проводилось учащимися 9 класса МБОУ СОШ №2 с.Новосысоевка на территории с.Новосысоевка Яковлевского района Приморского края.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме: "Снег как индикатор загрязнения окружающей среды"»

Тема: «Снег как индикатор загрязнения окружающей среды»

Тема: «Снег как индикатор загрязнения окружающей среды»

Цель:  провести исследование степени загрязнения снежного покрова на разных участках территории села, выяснить причины и характер загрязнений снега.   Задачи: 1.Изучить различные источники информации по данной теме. 2. Разработать методику исследования с учётом возможностей школы. 3. Взять пробы снега с разных участков снежного покрова села. 4.Провести исследование степени загрязнения снежного покрова на разных участках территории села путем химического анализа и методом биотестирования проб снега.   5.Сделать сравнительный анализ полученных результатов и сформулировать выводы об экологическом состоянии снежного покрова. 6. Выработать рекомендации .

Цель: провести исследование степени загрязнения снежного покрова на разных участках территории села, выяснить причины и характер загрязнений снега.

Задачи:

1.Изучить различные источники информации по данной теме.

2. Разработать методику исследования с учётом возможностей школы.

3. Взять пробы снега с разных участков снежного покрова села.

4.Провести исследование степени загрязнения снежного покрова на разных участках территории села путем химического анализа и методом биотестирования проб снега.

  5.Сделать сравнительный анализ полученных результатов и сформулировать выводы об экологическом состоянии снежного покрова.

6. Выработать рекомендации .

  Объект  исследования: снежный покров определённых территорий села Новосысоевка.   Предмет исследования: степень загрязнения снежного покрова на разных участках территории села. Гипотеза: мы полагаем, что в нашем селе в целом атмосфера благоприятная, но около автомобильной и железной дороги, котельной воздух загрязнён, так как именно автотранспорт и теплоэнергетика являются основными источниками загрязнения воздуха.   

Объект исследования: снежный покров определённых территорий села Новосысоевка.

Предмет исследования: степень загрязнения снежного покрова на разных участках территории села.

Гипотеза: мы полагаем, что в нашем селе в целом атмосфера благоприятная, но около автомобильной и железной дороги, котельной воздух загрязнён, так как именно автотранспорт и теплоэнергетика являются основными источниками загрязнения воздуха. 

 

  Актуальность:  охрана атмосферного воздуха представляет собой приоритетную экологическую проблему, которой уделяется пристальное внимание во всех развитых странах. Сейчас в связи с ухудшением экологической ситуации, данная тема становиться всё более актуальной. Сроки проведения исследования:  февраль-март, отбор снежных проб производился в период максимального влагозапаса.

Актуальность: охрана атмосферного воздуха представляет собой приоритетную экологическую проблему, которой уделяется пристальное внимание во всех развитых странах. Сейчас в связи с ухудшением экологической ситуации, данная тема становиться всё более актуальной.

Сроки проведения исследования:

февраль-март, отбор снежных проб производился в период максимального влагозапаса.

Методы 1. Теоретические (изучение и анализ литературы, постановка целей и задач, выдвижение гипотез) 2. Экспериментальные  (отбор проб снега, проведение химического анализа и биотестирования проб снега)  3. Эмпирические  (наблюдение, описание )

Методы

1. Теоретические (изучение и анализ литературы, постановка целей и задач, выдвижение гипотез)

2. Экспериментальные (отбор проб снега, проведение химического анализа и биотестирования проб снега) 

3. Эмпирические (наблюдение, описание )

Место проведения исследования  Площадка №2  ( возле котельной школы №2 )  Площадка №1 ( парк возле школы №2 )

Место проведения исследования

Площадка №2

( возле котельной школы №2 )

Площадка №1

( парк возле школы №2 )

 Площадка №4  (детская площадка в парке ДОСА)  Площадка №3 (возле железной дороги)

Площадка №4

(детская площадка в парке ДОСА)

Площадка №3

(возле железной дороги)

Площадка №5  ( возле федеральной трассы )

Площадка №5 ( возле федеральной трассы )

 Вид снега  Цвет снега

Вид снега

Цвет снега

 Твердость снега  Влажность  снега

Твердость снега

Влажность

снега

Площадка №1

Площадка №1

Площадка №2

Площадка №2

Площадка №3

Площадка №3

Площадка №4

Площадка №4

Площадка №5

Площадка №5

Таблица №1 Описание состояния снежного покрова. Проба снега Мощность слоя, см. Проба№1 Вид снега Проба №2 25см. мелкозернистый Цвет снега 37 см. Проба №3 белый крупнозернистый Влажность Проба №4 27см. Твёрдость большей частью рыхлый грязно-серый 16см. Проба №5 крупнозернистый влажный мягкий сверху, твёрдый в глубине Примечания мелкозернистый желтовато-серый 21см. на поверхности снега семена берёз, хвоя сосен мягкий слабо-влажный беловато-серый крупнозернистый есть частицы копоти коричнево-серый твёрдый рыхлый, снежок не лепиться очень твёрдый видны маслянистые пятна рыхлый   твёрдый видны частицы песка .

Таблица №1 Описание состояния снежного покрова.

Проба снега

Мощность слоя, см.

Проба№1

Вид снега

Проба №2

25см.

мелкозернистый

Цвет снега

37 см.

Проба №3

белый

крупнозернистый

Влажность

Проба №4

27см.

Твёрдость

большей частью рыхлый

грязно-серый

16см.

Проба №5

крупнозернистый

влажный

мягкий сверху, твёрдый в глубине

Примечания

мелкозернистый

желтовато-серый

21см.

на поверхности снега семена берёз, хвоя сосен

мягкий

слабо-влажный

беловато-серый

крупнозернистый

есть частицы копоти

коричнево-серый

твёрдый

рыхлый, снежок не лепиться

очень твёрдый

видны маслянистые пятна

рыхлый

 

твёрдый

видны частицы песка

.

Взятие проб снега

Взятие проб снега

 Определение органолептических показателей талой воды Цель:  провести определение органолептических показателей талой воды: цвета, запаха, мутности, прозрачности, рН снежной воды.

Определение органолептических показателей талой воды

Цель: провести определение органолептических показателей талой воды: цвета, запаха, мутности, прозрачности, рН снежной воды.

Определение цвета талой воды

Определение цвета талой воды

Определение наличия взвешенных частиц

Определение наличия взвешенных частиц

Определение запаха талой воды

Определение запаха талой воды

Определение pH талой воды

Определение pH талой воды

Таблица№2.Показатели качества проб снега Проба снега Прозрачность Проба №1 Цвет Проба №2 прозрачная Запах очень мутная Проба №3 бесцветная мутная Наличие взвешенных частиц, мг. слабый землистый желтовато-серый Проба №4 жёлтый менее 0,02 запах дыма РН среды Проба №5 слабо-мутная 0,04 металличес- кий 6,5 практически бесцветная очень мутная 0,03 6,5 бледно-жёлтая древесно-землистый 7,0 0,02 специфичес-кий 6,0 0,08 4,5 – 5,0

Таблица№2.Показатели качества проб снега

Проба снега

Прозрачность

Проба №1

Цвет

Проба №2

прозрачная

Запах

очень мутная

Проба №3

бесцветная

мутная

Наличие взвешенных частиц, мг.

слабый землистый

желтовато-серый

Проба №4

жёлтый

менее 0,02

запах дыма

РН среды

Проба №5

слабо-мутная

0,04

металличес- кий

6,5

практически бесцветная

очень мутная

0,03

6,5

бледно-жёлтая

древесно-землистый

7,0

0,02

специфичес-кий

6,0

0,08

4,5 – 5,0

Выявление химических загрязнителей  в снеге    Цель:   определить наличие в талой воде химических соединений загрязняющего характера.

Выявление химических загрязнителей в снеге

Цель:   определить наличие в талой воде химических соединений загрязняющего характера.

Обнаружение хлорид-ионов  

Обнаружение хлорид-ионов

 

Обнаружение сульфит-ионов  + + O = + +  

Обнаружение сульфит-ионов

+ + O = + +

 

Обнаружение катионов свинца  + = ( желтый осадок)  

Обнаружение катионов свинца

+ = ( желтый осадок)

 

Обнаружение катионов железа  + =  

Обнаружение катионов железа

+ =

 

Таблица №3 Результаты химического анализа Проба снега хлорид - ионы № 1 сульфат – ионы № 2 незначи-тельное сульфит – ионы - - № 3 - карбонат-ионы - есть № 4 катионы свинца - - - № 5 есть есть - катионы железа есть - незначитель-ное - - есть есть - - - - есть - есть - - есть есть

Таблица №3 Результаты химического анализа

Проба снега

хлорид - ионы

№ 1

сульфат – ионы

№ 2

незначи-тельное

сульфит – ионы

-

-

№ 3

-

карбонат-ионы

-

есть

№ 4

катионы свинца

-

-

-

№ 5

есть

есть

-

катионы железа

есть

-

незначитель-ное

-

-

есть

есть

-

-

-

-

есть

-

есть

-

-

есть

есть

    Исследование общей химической токсичности снега методом биотестирования     Цель работы:  исследование общей химической токсичности снега методом биотестирования по проросткам кресс-салата.

  Исследование общей химической токсичности снега методом биотестирования

Цель работы: исследование общей химической токсичности снега методом биотестирования по проросткам кресс-салата.

Таблица №4 Результаты биотестирования Проба снега № 1 % всхожести Длинна проростков, мм(средний показатель) № 2 96 Описание проростков 84 № 3 76 76 всходы дружные, проростки крепкие, ровные Уровень загрязнения № 4 71 проростки почти нормальной длины, крепкие, ровные 56 92 загрязнение отсутствует № 5 слабое загрязнение проростки по сравнению с контролем короче тоньше, некоторые проростки имеют уродства 74 23 среднее загрязнение всходы дружные, проростки крепкие, достаточно ровные 8 загрязнение отсутствует всхожесть семян очень слабая, проростки мелкие и уродливые сильное загрязнение

Таблица №4 Результаты биотестирования

Проба снега

№ 1

% всхожести

Длинна проростков, мм(средний показатель)

№ 2

96

Описание проростков

84

№ 3

76

76

всходы дружные, проростки крепкие, ровные

Уровень загрязнения

№ 4

71

проростки почти нормальной длины, крепкие, ровные

56

92

загрязнение отсутствует

№ 5

слабое загрязнение

проростки по сравнению с контролем короче тоньше, некоторые проростки имеют уродства

74

23

среднее загрязнение

всходы дружные, проростки крепкие, достаточно ровные

8

загрязнение отсутствует

всхожесть семян очень слабая, проростки мелкие и уродливые

сильное загрязнение

Выводы:

1. Самым чистым участком является площадка №1, так как в зимний период здесь нет воздействия человека, а так же это место находится на расстоянии от дороги и выбросы сюда не доходят;

2. Самым грязным является участок №5, т.к. он расположен непосредственно рядом с проезжей частью, все загрязняющие вещества, попадая в воздух, постепенно оседают на поверхности снега, превращая его тем самым в смесь ядовитых веществ;

3. Загрязнение атмосферного воздуха в данной местности имеет антропогенный характер, большей частью это выхлопные газы автомобилей, со всеми ядовитыми веществами, которые в них содержатся. Именно по этой причине нельзя собирать грибы и ягоды, растущие вдоль дорог.

4.Все вещества, попавшие в снег возле дороги весной, попадут частью в почву, а большая их часть смоется весенним паводком в реку, что приводит к загрязнению почвы и воды.

5. На пришкольной территории все показатели чистоты снега находятся в норме, исходя из этого, можно говорить об относительной чистоте атмосферы в этом районе.

6. Территорию нашего села пока можно назвать экологически благополучной и комфортной для проживания. Но соседство с аэродромом воинской части, также приво дит к тому, что район постепенно подвергается химическому

Рекомендации:  1. Строить детские учреждения вдалеке от железнодорожных дорог и автотрасс с большим потоком движения машин, особенно большегрузных автомобилей. 2. По возможности ограничить движение по дороге автомашин, особенно грузовых и спецтехники, проходящей недалеко от уже построенных школ, тем самым снизив количество выхлопных выбросов в атмосферу. 3. В дальнейшем постараться перевести автомобили на другие виды топлива, чтобы исключить использование этилированного бензина и дизельного топлива.

Рекомендации:

1. Строить детские учреждения вдалеке от железнодорожных дорог и автотрасс с большим потоком движения машин, особенно большегрузных автомобилей.

2. По возможности ограничить движение по дороге автомашин, особенно грузовых и спецтехники, проходящей недалеко от уже построенных школ, тем самым снизив количество выхлопных выбросов в атмосферу.

3. В дальнейшем постараться перевести автомобили на другие виды топлива, чтобы исключить использование этилированного бензина и дизельного топлива.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!