Тема: «Снег как индикатор загрязнения окружающей среды»
Цель: провести исследование степени загрязнения снежного покрова на разных участках территории села, выяснить причины и характер загрязнений снега.
Задачи:
1.Изучить различные источники информации по данной теме.
2. Разработать методику исследования с учётом возможностей школы.
3. Взять пробы снега с разных участков снежного покрова села.
4.Провести исследование степени загрязнения снежного покрова на разных участках территории села путем химического анализа и методом биотестирования проб снега.
5.Сделать сравнительный анализ полученных результатов и сформулировать выводы об экологическом состоянии снежного покрова.
6. Выработать рекомендации .
Объект исследования: снежный покров определённых территорий села Новосысоевка.
Предмет исследования: степень загрязнения снежного покрова на разных участках территории села.
Гипотеза: мы полагаем, что в нашем селе в целом атмосфера благоприятная, но около автомобильной и железной дороги, котельной воздух загрязнён, так как именно автотранспорт и теплоэнергетика являются основными источниками загрязнения воздуха.
Актуальность: охрана атмосферного воздуха представляет собой приоритетную экологическую проблему, которой уделяется пристальное внимание во всех развитых странах. Сейчас в связи с ухудшением экологической ситуации, данная тема становиться всё более актуальной.
Сроки проведения исследования:
февраль-март, отбор снежных проб производился в период максимального влагозапаса.
Методы
1. Теоретические (изучение и анализ литературы, постановка целей и задач, выдвижение гипотез)
2. Экспериментальные (отбор проб снега, проведение химического анализа и биотестирования проб снега)
3. Эмпирические (наблюдение, описание )
Место проведения исследования
Площадка №2
( возле котельной школы №2 )
Площадка №1
( парк возле школы №2 )
Площадка №4
(детская площадка в парке ДОСА)
Площадка №3
(возле железной дороги)
Площадка №5 ( возле федеральной трассы )
Вид снега
Цвет снега
Твердость снега
Влажность
снега
Площадка №1
Площадка №2
Площадка №3
Площадка №4
Площадка №5
Таблица №1 Описание состояния снежного покрова.
Проба снега
Мощность слоя, см.
Проба№1
Вид снега
Проба №2
25см.
мелкозернистый
Цвет снега
37 см.
Проба №3
белый
крупнозернистый
Влажность
Проба №4
27см.
Твёрдость
большей частью рыхлый
грязно-серый
16см.
Проба №5
крупнозернистый
влажный
мягкий сверху, твёрдый в глубине
Примечания
мелкозернистый
желтовато-серый
21см.
на поверхности снега семена берёз, хвоя сосен
мягкий
слабо-влажный
беловато-серый
крупнозернистый
есть частицы копоти
коричнево-серый
твёрдый
рыхлый, снежок не лепиться
очень твёрдый
видны маслянистые пятна
рыхлый
твёрдый
видны частицы песка
.
Взятие проб снега
Определение органолептических показателей талой воды
Цель: провести определение органолептических показателей талой воды: цвета, запаха, мутности, прозрачности, рН снежной воды.
Определение цвета талой воды
Определение наличия взвешенных частиц
Определение запаха талой воды
Определение pH талой воды
Таблица№2.Показатели качества проб снега
Проба снега
Прозрачность
Проба №1
Цвет
Проба №2
прозрачная
Запах
очень мутная
Проба №3
бесцветная
мутная
Наличие взвешенных частиц, мг.
слабый землистый
желтовато-серый
Проба №4
жёлтый
менее 0,02
запах дыма
РН среды
Проба №5
слабо-мутная
0,04
металличес- кий
6,5
практически бесцветная
очень мутная
0,03
6,5
бледно-жёлтая
древесно-землистый
7,0
0,02
специфичес-кий
6,0
0,08
4,5 – 5,0
Выявление химических загрязнителей в снеге
Цель: определить наличие в талой воде химических соединений загрязняющего характера.
Обнаружение хлорид-ионов
Обнаружение сульфит-ионов
+ + O = + +
Обнаружение катионов свинца
+ = ( желтый осадок)
Обнаружение катионов железа
+ =
Таблица №3 Результаты химического анализа
Проба снега
хлорид - ионы
№ 1
сульфат – ионы
№ 2
незначи-тельное
сульфит – ионы
-
-
№ 3
-
карбонат-ионы
-
есть
№ 4
катионы свинца
-
-
-
№ 5
есть
есть
-
катионы железа
есть
-
незначитель-ное
-
-
есть
есть
-
-
-
-
есть
-
есть
-
-
есть
есть
Исследование общей химической токсичности снега методом биотестирования
Цель работы: исследование общей химической токсичности снега методом биотестирования по проросткам кресс-салата.
Таблица №4 Результаты биотестирования
Проба снега
№ 1
% всхожести
Длинна проростков, мм(средний показатель)
№ 2
96
Описание проростков
84
№ 3
76
76
всходы дружные, проростки крепкие, ровные
Уровень загрязнения
№ 4
71
проростки почти нормальной длины, крепкие, ровные
56
92
загрязнение отсутствует
№ 5
слабое загрязнение
проростки по сравнению с контролем короче тоньше, некоторые проростки имеют уродства
74
23
среднее загрязнение
всходы дружные, проростки крепкие, достаточно ровные
8
загрязнение отсутствует
всхожесть семян очень слабая, проростки мелкие и уродливые
сильное загрязнение
Выводы:
1. Самым чистым участком является площадка №1, так как в зимний период здесь нет воздействия человека, а так же это место находится на расстоянии от дороги и выбросы сюда не доходят;
2. Самым грязным является участок №5, т.к. он расположен непосредственно рядом с проезжей частью, все загрязняющие вещества, попадая в воздух, постепенно оседают на поверхности снега, превращая его тем самым в смесь ядовитых веществ;
3. Загрязнение атмосферного воздуха в данной местности имеет антропогенный характер, большей частью это выхлопные газы автомобилей, со всеми ядовитыми веществами, которые в них содержатся. Именно по этой причине нельзя собирать грибы и ягоды, растущие вдоль дорог.
4.Все вещества, попавшие в снег возле дороги весной, попадут частью в почву, а большая их часть смоется весенним паводком в реку, что приводит к загрязнению почвы и воды.
5. На пришкольной территории все показатели чистоты снега находятся в норме, исходя из этого, можно говорить об относительной чистоте атмосферы в этом районе.
6. Территорию нашего села пока можно назвать экологически благополучной и комфортной для проживания. Но соседство с аэродромом воинской части, также приво дит к тому, что район постепенно подвергается химическому
Рекомендации:
1. Строить детские учреждения вдалеке от железнодорожных дорог и автотрасс с большим потоком движения машин, особенно большегрузных автомобилей.
2. По возможности ограничить движение по дороге автомашин, особенно грузовых и спецтехники, проходящей недалеко от уже построенных школ, тем самым снизив количество выхлопных выбросов в атмосферу.
3. В дальнейшем постараться перевести автомобили на другие виды топлива, чтобы исключить использование этилированного бензина и дизельного топлива.
Спасибо за внимание!