СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по творчеству В. Дорожкиной.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка посвящена Тамбовской поэтессе В.Дорожкиной. История малой родины в разделе литературное краеведение.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по творчеству В. Дорожкиной.»



«МАЛАЯ РОДИНА» 

В ТВОРЧЕСТВЕ ВАЛЕНТИНЫ ТИХОНОВНЫ ДОРОЖКИНОЙ

Исследовательская работа: Номинация «Литературное краеведение»



ФИО руководителя

Протасова Оксана Николаевна



ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Введение.

  2. Основная часть.

    Идея «малой родины» в творчестве Валентины Тихоновны Дорожкиной.

    Роль малой родины в формировании жизненных позиций известной писательницы.

    Отражение идеи «малой родины» в творчестве Валентины Тихоновны Дорожкиной.

  3. Заключение.




ВВЕДЕНИЕ


Жизнь - то наказанье, то подарок,
Сочетанье радостей и бед.
Только бы прожить ее недаром,
Только бы оставить добрый след.

(В.Т. Дорожкина.)
Мичуринск, бывший Козлов, «родился» под счастливой звездой, потому что вряд ли в нашей стране есть еще город районного масштаба, который был бы так разносторонне связан бесчисленными нитями с русской культурой, с именами многих видных общественно - политических деятелей, прославленных ученых, литераторов, художников, артистов, композиторов.

В Козлов приезжал маститый поэт, тамбовский губернатор Гавриил Романович Державин. В городе останавливался Иван Андреевич Крылов; Василий Андреевич Жуковский проезжал через Козлов. Здесь жили и живет сейчас потомки А.С. Пушкина. Село Мара – родина замечательного русского поэта, современника А.С. Пушкина, Е.А. Боратынского.

Академик живописи из крепостных Надеждин, создал в Козлове первую на Тамбовщине школу живописи и рисования. Рахманинов Сергей Васильевич, будущий гениальный композитор, приезжал в имение Знаменку Козловского уезда, побывал и в г. Козлове. 

Дела и люди города запечатлены в очерках, рассказах и в стихах писателей и поэтов Николая Вирты, Евгения Евтушенко, Василия Кубанёва, Петра Герасимова, Виктора Кострикина. Воздухом Мичуринска дышали Иван Бунин, Виталий Закруткин и многие другие.


Свое исследование я начала строчками из стихотворения замечательной тамбовской по­этессы Валентины Дорожкиной - «Жизнь - то наказанье, то подарок». Это не просто строка из стихотворения, это характеристика жизненного и творческого пути Валентины Тихоновны Дорожкиной. Мне хочется узнать о ее жизни и творчестве, прикоснуться к душе поэта.

Валентина Тихоновна Дорожкина родилась 15 декабря 1939 года в Мичуринске. Ей было всего полтора года, когда началась Великая Отече­ственная война. Отец ушел на фронт, а мать осталась с пятерыми детьми. Из воспоминания В.Т. Дорожкиной о том далеком времени:«Смутно помню свое вхожде­ние в жизнь. Первым осязаемым толчком, заставившим почувствовать и себя, и окружающих, был плач в нашей избе - плач с причитаниями, с об­ращением к кому-то, с кем случилась беда. Старшие братья уже что-то по­нимали и тоже плакали. А я плакала оттого, что мне было страшно. Осо­бенно, когда -то одна, то другая соседка подходили к нам, тихонько сидя­щим в углу, и произносили нараспев только одно слово: «Си-ро-ти-нуш-ки». Отец с войны не вернулся. Вначале мама получила извещение, что он пропал без вести. После многочисленных писем в какие-то «инстанции» пришла похоронка: отец погиб 2 февраля 1943 года. Его имя занесено в Книгу Памяти».

Отца своего Валентина Тихоновна не знала, но, наверное, часто представляла себе разговоры с ним. У нее есть стихотворение под названием «Разговор с отцом».

Считалось, что беда приходит ночью. 

В обратном убедились мы воочью: 

Мы похоронку утром получили.

И нас с отцом навеки разлучили......

^ Предметом моего исследования является  «малая родина» в творчестве Валентины Тихоновны Дорожкиной». 

Выбор не случаен. Малая родина является той актуальной сферой человеческой жизни, к которой обращаются многие писатели и поэты. Исследование данной проблемы позволяет выявить те общечеловеческие ценности, которые формируют как характер отдельного человека, так и мировоззрение всего народа. Размышления по поводу нравственных истоков, заключающихся в понятии малой родины, особенно важны в наше время, которое изобилует разного рода противоречиями. В.Дорожкина в своих произведениях с особым чувством говорит о Тамбовщине, о Мичуринске, мичуринской земле. Её вклад в литературу дает право гордиться таким человеком. Судьба Валентины Дорожкиной была непрстой.

Из воспоминаний В.Т. Дорожкиной: «Детство запомнилось не только постоянным хотением есть, поисками топлива для печки, ожиданием мамы, которая затемно уходила с бабушкой на желез­ную дорогу, далеко от станции, где вернувшиеся с войны папины друзья тайком сбрасывали им с паровоза уголь, и они везли его на базар прода­вать, а оттуда привозили хлеб, соль и, если поход был удачным, то и пе­тушка на палочке - одного на всех. Мы по очереди облизывали это сладкое стекло, но петушок становился все прозрачней и вскоре исчезал совсем, и оставалась одна палочка, которую мы долго передавали друг другу в наде­жде еще раз ощутить ароматную сладость.
Были, были в нашем сиротском детстве и радости: игры в лапту, до­гонялки, в прятки, чтение вслух первой подаренной мне книги - «Алень­кий цветочек».
В 1947 году я пошла в первый класс. Старший брат учился уже в восьмом, средние - в шестом и четвертом. Брат, родившийся до меня, умер во время войны, о чем я знала по рассказам.
Когда братья делали уроки, я садилась рядом за большой выскоб­ленный до желтизны стол и, стараясь не мешать, следила, как они писали, решали примеры, чертили, слушала заучиваемые ими стихи и тоже кое-что запоминала. Так что пошла в школу в какой-то мере подготовленной: уме­ла читать, выводила печатными буквами имя и фамилию и даже знала таб­лицу умножения.
Тогда, в конце сороковых, редко у кого были настоящие тетради. Мама делала их из серой оберточной бумаги и сшивала нитками. Мы сами разлиновывали их. Огорчались, если бумага была плохая и чернила рас­плывались. Мы понятия не имели об авторучках, носили с собой черниль­ницы и деревянные ручки с перьями. Сколько было радости, когда на уро­ках чистописания всем выдавали настоящие тетради! Я испытывала благо­говейный трепет перед чистой бумагой. Это чувство сохранилось до сих пор, как и любовь к ржаному хлебу - это лучшая в мире еда!
Мичуринская железнодорожная средняя школа № 58 дала мне мно­го: с восьмого класса я начала писать стихи в школьную стенную газету, участвовала в художественной самодеятельности. Мама не разрешала петь и плясать только в дни Великого Поста. Помню, как она, перекрестив нас всех перед сном, долго еще стояла на коленях перед иконами, прося Бога" помочь нам вырасти хорошими людьми»

^ Целью работы является осмысление идеи «малой родины» в творчестве В. Дорожкиной. 

В задачи исследования входит:


  • изучение жизненного и творческого пути землячки;


  • исследование особенностей интерпретации идеи малой родины в её творчестве;


  • сравнение творческих подходов к изображению родного края.


В критической литературе даётся оценка творчества каждого писателя, поэта в целом, но тема «малой родины» освещена мало, не представлена сравнительная оценка раскрытия темы «малой родины» у писателей-тамбовцев.

^ Основные методы:


  • метод ретроспективного обзора (изучение ранее напечатанных статей, посвященных творчеству писателей, статей из газет);


  • метод комплексного анализа художественных произведений;


  • сравнительно-иллюстративный;


  • постижение идейной направленности произведений через детальное изучение произведений;


  • сопоставительный метод, направленный на сравнение особенностей выражения тех ценностных представлений, которые составляют понятие малой родины. 


Гипотеза: для писателей и поэтов, творчество которых связано с идеей малой родины, характерно обращение к родной природе, ее олицетворение, восприятие природы родного края как источника вдохновения, стимулирующего творческое начало человеческого разума. 

^ Результат исследования: удалось описать тот комплекс сложных представлений, которые лежат в основе понятия малой родины. Изучены интерпретационные особенности темы малой родины, характерные для творчества писателя. Выявлены факты жизни писателя, во многом определившие её творческий путь.

Актуальность данной исследовательской работы заключается в отражении патриотической направленности произведений писателей-земляков, в жизни которых родина занимала значительное место. Рассмотрение темы необходимо для молодежи, поскольку способствует формированию гармонично развитой, высоко нравственной личности.
^ 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Идея «малой родины» в творчестве 

Валентины Тихоновны Дорожкиной

Малая родина в её творчестве – это начало начал, место, где родился, где живут самые близкие люди, где человек оценил свои поступки, где формировался характер, где появилось впервые желание писать, рассказать о любви к родному городу, селу, к родному дому или березке возле окна, где научились они, молодые мечтатели и романтики, любить все, что их окружает, ценить каждый миг жизни. Это становится нам понятно, когда мы знакомимся с жизнью поэтессы и писательницы В.Т. Дорожкиной.


§1. Роль малой родины в формировании жизненных позиций известных писательниц

Мичуринск- родина большого поэта, Валентины Тихоновны Дорожкиной.

После школы Валентина Тихоновна хотела поступить в педагогический институт, но мечта не осуществилась, и она пошла учиться в Мичуринскую школу мастеров маслоделия на машиниста холодильных установок.
Из воспоминаний В.Т. Дорожкиной: «Это было единственное учебное заведение, где платили большую по тем временам стипендию - 460 рублей. На нее мы и жили с мамой. Братья к этому вре­мени учились в военных училищах. А отделение машиниста холодильных установок я выбрала потому, что учиться там надо было всего один год, а на остальных отделениях - два. Я думала, не теряя времени, вновь пробо­вать поступать в пединститут. Мой порыв был пресечен распоряжением, по которому молодые специалисты должны были отрабатывать не менее года по распределению. Меня послали в Ростовскую область, и я целый год провела в разлуке с дорогим моему сердцу тамбовским краем. Работала я машинистом холодильных установок на головном масло-сырзаводе в селе Хлеборобное Целинского района. До сих пор не могу по­нять, как я в 19 лет могла управляться с двумя огромными установками для снабжения холодом многочисленных заводских хранилищ масла и сыра. Но именно там я на практике постигла премудрости замены клапанов подшип­ников, электропроводки и т.д. Все это, конечно, пригодилось мне в жизни.
В 1959 году я вернулась в Мичуринск, но в институт поступать было уже поздно. В поисках работы я отправлялась из дома с утра и по очереди обходила все учреждения и предприятия города. Работы по моей специальности не было, и соседка предложила поговорить с ее начальником - заведующим магазином мелкорозничной торговли. Меня взяли на работу -торговать с лотка разной мелочью. Я согласна была на любую: делать бы­ло нечего, так же, как и есть.
Каждодневное восьмичасовое стояние на улице в любую погоду — это испытание на прочность тела и души. Мимо проходили мои бывшие одноклассники, ставшие студентами, учителя, с огорчением узнавшие, что я не поступила в институт: училась-то я хорошо, в моем аттестате было всего две четверки - по черчению и физкультуре, по остальным предметам - отлично. Я старалась переживать свои неудачи стойко, почему-то я была уверена, что стану в конце концов студенткой. Очень расстраивалась мама, видя, что рядом со мной стоят «тетки» с четырехклассным образованием. Меня это не смущало: «тетки» учили жить».

Вскоре Валентина Дорожкина попала в Тамбов, ее посла­ли учиться на продавца промышленных товаров, потом она стала работать в магазине.

Из воспоминаний В.Т. Дорожкиной: «Летом 1961 года я понесла документы в Тамбовский педагогический институт. И опять меня постигла неудача: не добрала одного балла. Однако я уже была человеком закаленным и, продолжая работать, поступила на вечернее от­деление историко-филологического факультета. После рабочего дня я шла в институт, а на следующий день рассказывала в магазине о том, как про­шли занятия. Все за меня переживали и радовались моим успехам. Именно в коллективе отдела тканей я узнала цену дружбы. Я жила на частной квартире... Пытаясь наверстать упущенное время, я досрочно сдавала за­четы и экзамены, мечтая перевестись на дневное отделение. Однажды по дороге в институт меня сбила машина, которой управлял нетрезвый водитель. Мой родной коллектив не оставил меня в тяжелую минуту, поддер­живал и морально, и материально... Со второго курса я стала учиться на дневном отделении. В летние месяцы продолжала работать в магазине, так как на одну стипендию прожить было трудно. Со студенческих лет я начала собирать свою личную библиотеку. Со­чинения Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина можно было купить свободно. И каждый появившийся в кармане рубль я тратила на книги». «По окончании института меня распределили в Бондарскую сред­нюю школу, но там места не оказалось, и мне предложили работать в Сухотинской средней школе Знаменского района. Проучительствовала я не­долго: по состоянию здоровья была освобождена от необходимости отра­батывать три года. Вернулась в Тамбов.»
Долгие поиски увенчались успехом. Ва­лентину Дорожкину взяли на работу в областную типографию «Пролетар­ский светоч». Там она нашла много друзей, единомышленников, чутко от­кликавшихся на любую проблему.
Из воспоминаний В.Т. Дорожкиной: «В 1969 году я впервые приехала в Ленинград, познакомилась с Ольгой Федоров­ной Бергольц. Когда была у нее дома, кажется, и не дышала. Время, прове­денное с человеком, о встрече с которым можно было только мечтать, не могло не получить отражения в моем творчестве: я написала цикл стихов, посвященных Бергольц».
Бергольц подарила нашей землячке один из своих сбор­ников, в котором отметила своей рукой следующие строки: Я никогда героем не была, Не жаждала ни славы, ни награды. Дыша одним дыханьем с Ленинградом, Я не геройствовала, я жила.
«В этих словах - моя сущность», — заметила тогда Ольга Бергольц. Думается, они многое объясняют и в творчестве Валентины Дорожкиной. Их можно взять эпиграфом и к ее жизни. И она, как и ее поэтический ку­мир, «героем не была», «не жаждала ни славы, на награды», а просто писа­ла, редактировала книги земляков, помогала растить поэтическую смену Тамбовщины. Также жила одним дыханьем с родным городом Тамбовом, которому посвящено столько проникновенных стихов.

Но когда говоришь, что Валентина Тихоновна Дорожкина – проникновенный поэт-лирик, открывается новая сторона её личности. Её стихи, прочитав один раз, хочется перечитать ещё раз, запомнить и поделиться впечатлением с близкой подругой или другом. Поэзия Валентины – скромная, тихая, добродушная и предельно чистая. 


§2. Отражение идеи «малой родины» в творчестве Валентины Тихоновны Дорожкиной.

«Мне не спокойно, мне тревожно за всё, чем родина живёт», - так пишет В.Т. Дорожкина. Она чувствует ответственность за всё, что происходит у неё дома, в России. Наверное, такая ответственность, совестливость, была у поколения военного и послевоенного времени. 

Исследуя вопрос об идее «малой родины» В.Т. Дорожкиной, я обращаю внимание именно на роль «малой родины» в раскрытии замысла произведения и жизненной позиции автора в целом.

Поэзия В.Т Дорожкиной – это раздумье о любви, о времени, о мечте, о «малой родине». Привлекают внимание стихотворения, в которых Валентина Тихоновна вспоминает о своём детстве, о свое семье, о старом любимом доме. 



Старый дом словно врос в землю.

Каждый кустик я здесь узнаю…

Старый дом молодой зеленью

Прикрывает старость свою.

«Старый дом».

Дорожкина призывает ценить каждое мгновение прошлого. Понимая, что время не стоит на месте, она старается запомнить то, что было дорого с детских лет:

Налюбуйтесь пока не срублены

Этих яблонь прямые стволы.
И пока соловей вечерами

Песней сердце нам бередит…

Сад не срубленными стволами

В окна старого дома глядит.

«Старый дом».

Для нее прошлое и настоящее неразрывно связаны. Если мы не будем помнить родину, мы можем, по ее мнению лишится главного – опоры в жизни, источника любви, нравственных корней:

С яблонь цвет облетает пёрышком

Вы не думайте что - потом?

Налюбуйтесь пока по брёвнышку

Не разобран ваш старый дом.

«Старый дом».

Валентина Тихоновна Дорожкина не раз приезжала в город, где родилась, конечно, навещала свой «старый дом» - средоточие грусти и счастья» «Здесь она родилась, набиралась житейской мудрости, познала большое горе – потерю отца». В этом старом доме она была окружена теплом и любовью. И, как совет звучат слова: «Налюбуйтесь пока по брёвнышку, Не разобран ваш старый дом».

Лирика В.Т Дорожкиной, по моему мнению, неброская и ненавязчивая. О сокровенном и волнующем поэтесса говорит спокойно и проникновенно. Согласимся с ней, так как о важном громко не говорят. 

На Флотской улице, среди других домов,

Стоял и он - обитель вдохновенья…

Тот старый дом достоин лучших слов,

Его душа бессмертна, без сомненья.

«О доме, которого нет»

Старый дом-олицетворение семьи, покоя, детского воспоминания. Он имеет свою душу. Память, которую поэтесса называет беспощадной и горькой, возвращает ее туда, в далекое детство. В воспоминаниях есть и трагическое, и счастливое. Жаль близких людей, которых уже не вернуть:

Я мамин голос больше не услышу,

В душе не разольется благодать…

На старом доме провалилась крыша,

И некуда мне больше приезжать.

«О доме, которого нет…»
Любовь к родине передается через любовь к родным людям, землякам, через обыкновенные бытовые картины (стихотворения «Разговор с отцом», «Маме», «Вдова», «Хлеб», «Сверстнику». 

Приезжаем

И – прежнее небо

Поле, роща и речка все та…

И встречает нас запахом хлеба

Горько-сладкого детства листва. 

«Сверстнику»

Дорогой сердцу уголок остается в сердце поэтессы навсегда. Течет река времени, ее не остановить. Чем дальше уходит в детство, тем пронзительнее воспоминание о нем. Небольшой провинциальный городок дал России много замечательных поэтов, художников, ученых. В нем живут прекрасные добрые, трудолюбивые люди. Это наукоград, который еще впишет свою строчку в историю открытий россиян. Но для поэтессы это любимый город детства: 

А над Мичуринском – цветные облака,

Любовь из сердца просится наружу,

И как всегда излечивает душу

Лесной Воронеж – тихая река.

«Мичуринску»

Перед «родиной малой» В.Т Дорожкина готова стоять на коленях, и это не высокие слова, а состояние души, которое она передает искренне в своих стихах. Но составляющие этого чувства – это история Тамбовщины, земляки, прославившие Россию (Сергеев-Ценский, Боратынский, Рахманинов, Вернадский, Мичурин и др.). «Сколько великих талантов питала, сколько ты гениев миру дала», - пишет поэтесса в стихотворении «Есть губернии краше…

«Малая родина» для В.Т Дорожкиной – это не только Мичуринск, где она родилась, но, конечно же, Тамбов, где прожила много счастливых лет. Но, как мне кажется, истоки счастья надо искать именно в любви к «малой родине», в родной природе:

В белых берёзах и в цнинском разливе

Малую родину я узнаю.

Как же не быть мне навеки счастливой

В этом родимом Тамбовском краю.

«Тамбовский край, ты – часть моей России…»

Поэтесса в своих произведениях выражает идею благодатного воздействия «малой родины» на человека, как источника силы, счастья. Любовь к родной природе, родным людям, память о прошлом. С огромной благодарностью говорит В.Т. Дорожкина о своей бабушке, о том, что она на всю жизнь стала примером для подражания. 



Сидим в избушке – я и бабушка,

И я признаться не боюсь:

Учусь у бабушки терпению

И вдохновению учусь..

«В деревне»

Тесную связь с идеей «малой родины» имеет и изображение военных лет в стихах В.Т. Дорожкиной. Героями поэмы «Мир и хлеб» стали простые люди, близкие автору и родные, потому что им пришлось вместе пережить голодные военные и послевоенные годы (соседка тётя Мария, Нечаева Анна Пепровна, вдова в двадцать девять лет, Колька Власов, Нечаев Андрей). Перед читателями судьбы людей, отличительная черта этих людей - неравнодушие. Самое главное для них, как и для автора, - «это МИР, это ХЛЕБ».
У Валентины Тихоновны Дорожкиной еще есть замечательная автобиографическая повесть «Как говорила моя бабушка...» Она написала в 1989 году и стала неожиданной для поклонников Дорожкиной - лирика. В повести ярко нарисован образ бабушки, правдиво передана атмосфера послевоенной жизни. За легкой улыбкой, с которой автор пишет о бабушке, потрясающая любовь к ней, восхищение неграмотной, но мудрой женщиной. Бабушка стала примером жизнелюбия, доброты, терпения. И опять автор обращает внимание на дом. Дом бабушки - концентрация авторского восприятия всей послевоенной действительности. Он пережил все на своем веку: и гибель на фронте троих сыновей, и послевоенную разруху, и голод, и сиротство внуков, и радость их вырастания, радость добытого куска хлеба.

Бабушка и её дом – одно целое. 

«Сказать о моей бабушке, что она двужильная, замечает автор, - мало. Она была, по крайней мере, десятижильная… Я не помню её отдыхающей. Только когда возраст перевалил за девяносто, я в очередной свой приезд застала бабушку в постели. Вид у неё был виноватый, но это стрелки её последних часов делали уже последние круги».

Бабушка любила дом, а дом любил её.
Подробно в повести описаны двор, огород, сад у дома. Во всей округе только одна бабушка не стала «портить» антоновку – прививать, скрещивать. Запах антоновки, бережно хранимый бабушкой, - это запах дома, это память души и сердца.

Повесть «Как говорила моя бабушка…» завершается скупой информацией о похоронах бабушки и грустным авторским взглядом в наш сегодняшний день: «Сейчас наша улица – по прошествии стольких-то лет! – если и изменилась, то далеко не в лучшую сторону: дома ещё больше постарели, многие сады, лишившиеся рачительных хозяев, посохли, грязь всё та же…»

- Хозяина нет.… Ох, нет хозяина, сказала бы бабушка и была бы, как всегда, права.

Творчество В.Т. Дорожкиной о жизни, о мироощущении, о людях, которые ей очень дороги. Она пишет о том, что переживает, что ей дорого, в конечном счёте, что дорого каждому человеку. Всё, что написано поэтессой, близко каждому и дорого.

Её родина - Тамбовщина и о Тамбовщине её произведения.

Как раскрывает В. Дорожкина тему «малой родины» в своих произведениях в работе уже говорилось много, но следует отметить, что каждый отмечает, что малая родина – это, прежде всего зелёный лист, белый снег, речь родных людей, пение птиц, память о которых сохранилась с детских лет; это двор, огород, сад у дома, бабушка, запах антоновки, бережно хранимый бабушкой, запах дома, это память души и сердца, раздумье о любви, о времени, о мечте, о «малой родине» (как у В. Дорожкиной).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования литературных произведений В. Дорожкиной я пришла к следующим выводам:


  • Для писателей и поэтов, творчество которых связано с идеей малой родины, характерно обращение к родной природе, ее олицетворение, восприятие природы родного края как источника вдохновения, стимулирующего творческое начало человеческого разума. 


  • Малая родина в их творчестве – это начало начал, место, где родился, где живут самые близкие люди, где человек оценил свои поступки, где формировался характер, где появилось впервые желание писать, рассказать о любви к родному городу, селу, к родному дому или березке возле окна, где научились они, молодые мечтатели и романтики, любить все, что их окружает, ценить каждый миг жизни.


  • В понятии «малая родина» отражается все то глобальное и колоссальное, что входит в понятия Отечество, родная земля, страна.


Всех наших знаменитых писателей-земляков объединяет чувство ответственности за всё, что происходит у них дома, в России. «Мне неспокойно, мне тревожно за всё, чем родина живет…» - пишет, например, В.Т. Дорожкина.. 

Малая родина в творчестве поэтов – это место, где формировался характер, где появилось впервые желание писать, рассказать о любви к родному городу, селу, к родному дому или березке возле окна, где научились они, молодые мечтатели и романтики, любить все, что их окружает, ценить каждый миг жизни.

Для В.Т. Дорожкиной, эмоциональной, душевной, говорить о «малой родине», о весне, о цветении сирени, о радости наступления дня, о земляках - потребность. Она не мыслит себя без людей, справедливо спрашивая современников: «А что ты значишь для людей?». 

И для Валентины Тихоновны Дорожкиной малой родиной стала Мичуринская земля, которая помогла сформироваться будущему поэту, развить талант, накопить жизненных сил для дальнейшего творчества. Её произведения заставляют трудиться душу.

^ Данное исследование имеет определенную практическую ценность, так как результаты исследования могут быть использованы при изучении творчества писателей-земляков на уроках литературы и литературного краеведения, на факультативных занятиях. Также может послужить отправной точкой исследований литературных произведений, посвященных проблемам культурно-нравственной значимости понятия родины в жизни отдельного человека и в судьбе всего народа.

























^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Дорожкина, В.Т. Литературная жизнь: прошлое и настоящее. Фрагменты истории Тамбовской области. – Тамбов, 2000.


  2. Дорожкина, В.Т. Тамбовский край, ты часть моей Отчизны. – Изд.-во ОГУП «Тамбовская типография «Пролетарский светоч». - Тамбов, 2003.


  3. Никулин, И.С. Мичуринские были. Центрально-Чернозёмное книжное издательство. 1973 год.


  4. Полякова, Л.В., Дорожкина, В.Т. Литературная жизнь Тамбовского края XVII - XXI веков. Справочник. - Тамбов: ТОГУП «Тамбов политграфиздат», 2006. -150с.


  5. Полякова, Л.В., Дорожкина, В.Т. Литературное краеведение в двух частях. Пособие для учителя. Тамбов, 2007.



^ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ


  1. Белахова, М.А.. Разлад. – Изд.-во «Правда». Москва, 1968.


  2. Белахова, М.А.Две повести. – Изд.-во «Детская литература». Москва, 1969.


  3. Белахова, М.А.. Сын.– Изд.-во «Правда». Москва, 1969.


  4. Дорожкина, В.Т. Причастность. Стихи. – Центрально-Чернозёмное изд.-во. Воронеж, 1978.


  5. Дорожкина, В.Т.Венок солдату. Стихи. – Ворнеж: Центрально-Чернозёмное кн. изд.-во, 1986. 


  6. Дорожкина, В.Т.Званый гость. Стихи. – Центрально-Чернозёмное изд.-во. Воронеж, 1989. 


  7. Дорожкина, В.Т.Беспокойство. Стихи. – Ворнеж: Центрально-Чернозёмное кн. изд.-во,1990. 





АННОТАЦИЯ




Целью работы является осмысление идеи «малой родины» в творчестве В. Дорожкиной. 

В задачи исследования входит:


  • изучение жизненного и творческого пути землячки;


  • исследование особенностей интерпретации идеи малой родины в её творчестве;


  • сравнение творческих подходов к изображению родного края.


Данное исследование имеет определенную практическую ценность, так как результаты исследования могут быть использованы при изучении творчества писателей-земляков на уроках литературы и литературного краеведения, на факультативных занятиях. Также может послужить отправной точкой исследований литературных произведений, посвященных проблемам культурно-нравственной значимости понятия родины в жизни отдельного человека и в судьбе всего народа.





















«Жизнь - то наказанье, то подарок...»

(заседание литературного кружка, посвященное

творчеству тамбовской поэтессы В.Т. Дорожкиной)

Цели:

расширить знания учащихся о современной литературе Тамбовско­го края;


  • ознакомить учащихся с творчеством тамбовской поэтессы В.Т. Дорожкиной;


  • развивать речь, память, внимание, воображение детей;


  • воспитывать интерес и любовь к литературе родного края. 


Ученик читает стихотворение В.Т. Дорожкиной:
Жизнь - то наказанье, то подарок,
Сочетанье радостей и бед.
Только бы прожить ее недаром,
Только бы оставить добрый след.
Не поддаться суетному бремени, 

Душу не задвинуть на засов... 

У меня в запасе много времени - 

До рассвета несколько часов. 

Здания вдали, как горы, высятся, 

В окнах не видать ни огонька. 

Говорят, что ночью лучше мыслится, 

Ночью создается на века. 

Но иные могут быть мгновения –

Ужасом повеет тишина: Ты один.

Один во всей вселенной, 

И судьба твоя предрешена. 

И хоть стань пред нею на колени, 

Не прибавит часа одного... 

И не знаешь: много еще времени 

Или не осталось ничего.

^ Вступительное слово: Сегодняшний литературный ве­чер мы назвали строкой из стихотворения замечательной тамбовской по­этессы Валентины Дорожкиной - «Жизнь - то наказанье, то подарок». Это не просто строка из стихотворения, это характеристика жизненного и творческого пути Валентины Тихоновны Дорожкиной. Сегодня здесь бу­дут звучать ее стихи, мы узнаем о ее жизни и творчестве, прикоснемся к душе поэта.

Валентина Тихоновна Дорожкина родилась 15 декабря 1939 года в Мичуринске. Ей было всего полтора года, когда началась Великая Отече­ственная война. Отец ушел на фронт, а мать осталась с пятерыми детьми. Послушайте воспоминания В.Т. Дорожкиной о том далеком времени.

Ученица читает воспоминания: «Смутно помню свое вхожде­ние в жизнь. Первым осязаемым толчком, заставившим почувствовать и себя, и окружающих, был плач в нашей избе - плач с причитаниями, с об­ращением к кому-то, с кем случилась беда. Старшие братья уже что-то по­нимали и тоже плакали. А я плакала оттого, что мне было страшно. Осо­бенно, когда-то одна, то другая соседка подходили к нам, тихонько сидя­щим в углу, и произносили нараспев только одно слово: «Си-ро-ти-нуш-ки». Отец с войны не вернулся. Вначале мама получила извещение, что он пропал без вести. После многочисленных писем в какие-то «инстанции» пришла похоронка: отец погиб 2 февраля 1943 года. Его имя занесено в Книгу Памяти».

Ученица читает стихотворение В.Т. Дорожкиной:

К войне моя причастность так мала - 

Я в сорок первом маленькой было.

Но помню я, как мне, еще ребенку,

Соседка показала похоронку.

Другой сосед вернулся невредим,

Но стал он почему-то нелюдим. 

И только ночью повторял: «Война...» 

И добавлял: «Будь проклята она!»

К войне моя причастность так мала -

Еще отца я папой не звала,

А он ушел, с порога оглянулся, 

А он ушел и больше не вернулся.

Его мы ждали до конца войны
И верили в настойчивые сны. 

Мы ждали так, как с фронта каждый ждал,

А получили: «Без вести пропал...»
К войне моя причастность так мала -

Я школьницею даже не была,
Но знала я, как пишется: «Вой-на»
И сколько горя принесла она. 

Нас утешали: «Без вести пропал...»

А вдруг отец убит не наповал?

Но знала я, что, в общем, неспроста

Меня все называют «сирота».

К войне моя причастность так мала,

Что всех солдат я папами звала.

А пана в рамке с низенькой стены

Спускался в мои праведные сны.

Теперь я ночью долго не засну.

Я ненавижу всякую войну, 

Хоть к ней моя причастность так мала -

Я в сорок первом маленькой была.

Учитель: Отца своего Валентина Тихоновна не знала, но, наверное, часто представляла себе разговоры с ним. У нее есть стихотворение под названием «Разговор с отцом».

Ученик читает стихотворение:

Считалось, что беда приходит ночью. 

В обратном убедились мы воочью: 

Мы похоронку утром получили.

И нас с отцом навеки разлучили.

Мать над листочком желтым убивалась. 

И длился день тот черный без конца...
Война не настоящей мне казалась

До настоящей похоронки на отца.

Отец! О чем ты думал перед боем,
Перед последним боем роковым?

Кто шел в тот миг плечом к плечу с тобою, 

Кто был в тот миг товарищем твоим?.. 

Никто не скажет, что на месте том, —

Быть может, дерево, а может, дом

На той земле, где ты упал сраженный, —

Убитый воин. Но не побежденный.

И весточку оттуда, из далека, 

Мне не доставит ни один гонец. 

Но я жива, а ты ушел до срока.

И мы с тобой ровесники, отец. 

Ученица читает воспоминания В.Т. Дорожкиной: «Детство запомнилось не только постоянным хотением есть, поисками топлива для печки, ожиданием мамы, которая затемно уходила с бабушкой на желез­ную дорогу, далеко от станции, где вернувшиеся с войны папины друзья тайком сбрасывали им с паровоза уголь, и они везли его на базар прода­вать, а оттуда привозили хлеб, соль и, если поход был удачным, то и пе­тушка на палочке - одного на всех. Мы по очереди облизывали это сладкое стекло, но петушок становился все прозрачней и вскоре исчезал совсем, и оставалась одна палочка, которую мы долго передавали друг другу в наде­жде еще раз ощутить ароматную сладость.

Были, были в нашем сиротском детстве и радости: игры в лапту, до­гонялки, в прятки, чтение вслух первой подаренной мне книги - «Алень­кий цветочек».

В 1947 году я пошла в первый класс. Старший брат учился уже в восьмом, средние - в шестом и четвертом. Брат, родившийся до меня, умер во время войны, о чем я знала по рассказам.

Когда братья делали уроки, я садилась рядом за большой выскоб­ленный до желтизны стол и, стараясь не мешать, следила, как они писали, решали примеры, чертили, слушала заучиваемые ими стихи и тоже кое-что запоминала. Так что пошла в школу в какой-то мере подготовленной: уме­ла читать, выводила печатными буквами имя и фамилию и даже знала таб­лицу умножения.

Тогда, в конце сороковых, редко у кого были настоящие тетради. Мама делала их из серой оберточной бумаги и сшивала нитками. Мы сами разлиновывали их. Огорчались, если бумага была плохая и чернила рас­плывались. Мы понятия не имели об авторучках, носили с собой черниль­ницы и деревянные ручки с перьями. Сколько было радости, когда на уро­ках чистописания всем выдавали настоящие тетради! Я испытывала благо­говейный трепет перед чистой бумагой. Это чувство сохранилось до сих пор, как и любовь к ржаному хлебу - это лучшая в мире еда!

Мичуринская железнодорожная средняя школа № 58 дала мне мно­го: с восьмого класса я начала писать стихи в школьную стенную газету, участвовала в художественной самодеятельности. Мама не разрешала петь и плясать только в дни Великого Поста. Помню, как она, перекрестив нас всех перед сном, долго еще стояла на коленях перед иконами, прося Бога" помочь нам вырасти хорошими людьми»

^ Ученица читает стихотворение В.Т. Дорожкиной «Маме»: 
Вдовья доля, как ты нелегка. 

Оставались вдовами девчонки.

Не надела черного платка

После полученья похоронки. 

Не отгородилась чернотой 

От надежды и от ожиданья. 

К эшелонам, словно на свиданье, 

Бегала и верила: «Живой!» 

А потом среди людского моря 

Не твоя ль душа рвалась на части? 

Глубоко свое запрятав горе, 

Ты со всеми плакала от счастья. 

Ветер гнал на запад облака -

Словно бы по вражескому следу.

Не надела черного платка, 

Потому что верила в победу.

Учитель: После школы Валентина Тихоновна хотела поступить в педагогический институт, но мечта не осуществилась, и она пошла учиться в Мичуринскую школу мастеров маслоделия на машиниста холодильных установок.

^ Ученица читает воспоминания В.Т. Дорожкиной: «Это было единственное учебное заведение, где платили большую по тем временам стипендию - 460 рублей. На нее мы и жили с мамой. Братья к этому вре­мени учились в военных училищах. А отделение машиниста холодильных установок я выбрала потому, что учиться там надо было всего один год, а на остальных отделениях - два. Я думала, не теряя времени, вновь пробо­вать поступать в пединститут. Мой порыв был пресечен распоряжением, по которому молодые специалисты должны были отрабатывать не менее года по распределению. Меня послали в Ростовскую область, и я целый год провела в разлуке с дорогим моему сердцу тамбовским краем. Работала я машинистом холодильных установок на головном масло-сырзаводе в селе Хлеборобное Целинского района. До сих пор не могу по­нять, как я в 19 лет могла управляться с двумя огромными установками для снабжения холодом многочисленных заводских хранилищ масла и сыра. Но именно там я на практике постигла премудрости замены клапанов подшип­ников, электропроводки и т.д. Все это, конечно, пригодилось мне в жизни.

В 1959 году я вернулась в Мичуринск, но в институт поступать было уже поздно. В поисках работы я отправлялась из дома с утра и по очереди обходила все учреждения и предприятия города. Работы по моей специальности не было, и соседка предложила поговорить с ее начальником - заведующим магазином мелкорозничной торговли. Меня взяли на работу -торговать с лотка разной мелочью. Я согласна была на любую: делать бы­ло нечего, так же, как и есть.

Каждодневное восьмичасовое стояние на улице в любую погоду — это испытание на прочность тела и души. Мимо проходили мои бывшие одноклассники, ставшие студентами, учителя, с огорчением узнавшие, что я не поступила в институт: училась-то я хорошо, в моем аттестате было всего две четверки - по черчению и физкультуре, по остальным предметам - отлично. Я старалась переживать свои неудачи стойко, почему-то я была уверена, что стану в конце концов студенткой. Очень расстраивалась мама, видя, что рядом со мной стоят «тетки» с четырехклассным образованием. Меня это не смущало: «тетки» учили жить». Ученик читает стихотворение:

Грустными стали напевы,

Сердце о многом болит.

Люди хорошие, где вы?

Или и вы - дефицит? 

Время ли очень сурово,

Душу ли не сберегли? - .

Доброе дело и слово

В подвиг уже возвели.

Главное не замечаем, 

Каждый в своей конуре.

Перечень бед нескончаем, 

Словно дожди в ноябре...

Грустными стали напевы,

Что-то сломалось внутри. 
Люди хорошие, где вы?

Рядом. Ты зорче смотри.

Учитель: Вскоре Валентина Дорожкина попала в Тамбов, ее посла­ли учиться на продавца промышленных товаров, потом она стала работать в магазине.

Ученица читает воспоминания В.Т. Дорожкиной: «Летом 1961 года я понесла документы в Тамбовский педагогический институт. И опять меня постигла неудача: не добрала одного балла. Однако я уже была человеком закаленным и, продолжая работать, поступила на вечернее от­деление историко-филологического факультета. После рабочего дня я шла в институт, а на следующий день рассказывала в магазине о том, как про­шли занятия. Все за меня переживали и радовались моим успехам. Именно в коллективе отдела тканей я узнала цену дружбы. Я жила на частной квартире... Пытаясь наверстать упущенное время, я досрочно сдавала за­четы и экзамены, мечтая перевестись на дневное отделение. Однажды по дороге в институт меня сбила машина, которой управлял нетрезвый водитель. Мой родной коллектив не оставил меня в тяжелую минуту, поддер­живал и морально, и материально... Со второго курса я стала учиться на дневном отделении. В летние месяцы продолжала работать в магазине, так как на одну стипендию прожить было трудно. Со студенческих лет я начала собирать свою личную библиотеку. Со­чинения Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина можно было купить свободно. И каждый появившийся в кармане рубль я тратила на книги». «По окончании института меня распределили в Бондарскую сред­нюю школу, но там места не оказалось, и мне предложили работать в Сухотинской средней школе Знаменского района. Проучительствовала я не­долго: по состоянию здоровья была освобождена от необходимости отра­батывать три года. Вернулась в Тамбов. Недоедание, потеря близких сде­лали свое дело. Еще на третьем курсе я потеряла друга, с которым хотела связать судьбу. Он трагически погиб. А 28 июня 1966 года, накануне выпускного вечера, я получила телеграмму о гибели старшего брата-летчика».

Учитель: Истощение организма - дело нешуточное. Требовалось лечение. Но надо было на что-то жить и платить за квартиру. Валентина Тихоновна стала искать работу. Долгие поиски увенчались успехом. Ва­лентину Дорожкину взяли на работу в областную типографию «Пролетар­ский светоч». Там она нашла много друзей, единомышленников, чутко от­кликавшихся на любую проблему.

Ученица читает воспоминания В.Т. Дорожкиной: «В 1969 году я впервые приехала в Ленинград, познакомилась с Ольгой Федоров­ной Бергольц. Когда была у нее дома, кажется, и не дышала. Время, прове­денное с человеком, о встрече с которым можно было только мечтать, не могло не получить отражения в моем творчестве: я написала цикл стихов, посвященных Бергольц».

Учитель: Бергольц подарила нашей землячке один из своих сбор­ников, в котором отметила своей рукой следующие строки: Я никогда героем не была, Не жаждала ни славы, ни награды. Дыша одним дыханьем с Ленинградом, Я не геройствовала, я жила.

«В этих словах - моя сущность», — заметила тогда Ольга Бергольц. Думается, они многое объясняют и в творчестве Валентины Дорожкиной. Их можно взять эпиграфом и к ее жизни. И она, как и ее поэтический ку­мир, «героем не была», «не жаждала ни славы, на награды», а просто писа­ла, редактировала книги земляков, помогала растить поэтическую смену Тамбовщины. Также жила одним дыханьем с родным городом Тамбовом, которому посвящено столько проникновенных стихов.

^ Ученик читает стихотворение «Бергольц»: 

Светило солнце. Было небо синее. 

Нева плескалась утренне и молодо. 

Шла женщина - такая сильная, 

Такая ослабевшая от голода.

И все простое было так не просто. :

И был в блокаде даже детский смех. 

Но женщине светили звезды, 

Которые, наверно, не для всех. 

В ней было столько мужества и веры! 

Надеждой было женское лицо. 

И эта женщина, быть может, первая 

Разорвала блокадное кольцо... 

Нева плескалась, волнами играя,

А в небе было - ласковое море. 

Шла женщина - такая молодая, 

Такая постаревшая от горя. 

Шла медленно она по Ленинграду.

О, сколько незнакомых, но - живых! 

Шла женщина. И не было блокады. 

Но не было любимых и родных. 

И для нее простое все - не просто: 

И чей-то взгляд, и где-то детский смех.. 

И только светят ей дневные звезды, 

Которые для всех. И не для всех..

Учитель: Стихи Валентина Тихоновна писала еще в школе, но осоз­нанная творческая работа началась в студенческие годы. Первые стихи публиковались в газетах, подборка стихов появилась в 1972 году в коллек­тивном сборнике «Тропа», а в 1978 году вышел первый самостоятельный сборник «Причастность». Второй сборник вышел в 1982 году. Помимо стихов в нем была напечатана первая поэма Валентины Дорожкиной — «Поэма о хлебе». В 80-ые годы поэтесса много и увлеченно занималась пе­реводами стихов татарских поэтов. В феврале 1994 года Валентина Тихо­новна Дорожкина стала членом Союза писателей России. К этому времени были изданы сборники: «Венок солдату», «Остров спасенья», «Беспокой­ство». С 1992 года и по сегодняшний день Валентина Тихоновна Дорож­кина руководит литературно-творческим объединением «Тропинка», соз­данном при Областной детской библиотеке. За работу с одаренными деть­ми, издательскую деятельность и работу по пропаганде литературы До­рожкина стала лауреатом премий: имени Г.Д. Ремизова (1994), издателя И.Г. Рахманинова (1996), имени Е.А. Боратынского (1997). В 1997 году ей присвоили звание заслуженного работника культуры Российской Федера­ции. Литературная и журналистская работа связана с многочисленными выступлениями в самых разных аудиториях слушателей. Такие встречи помогают держаться в форме, дают новые темы.

Показ учителем сборников В.Т. Дорожкиной, обращение к выставке книг.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!