8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Малая академия наук Крыма «Искатель»
Отделение: математики
Секция: прикладная математика
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА, СОДЕРЖАЩИЕ ЗНАК МОДУЛЯ
Работу выполнил: Алимский Руслан Игоревич ученик 9-а класса МБОУ “Чистенькая школа-гимназия” Симферопольского района
Научный руководитель: Дмитриева Галина Игнатьевна Учитель математики МБОУ “Чистенькая школа гимназия” Симферопольского района
Симферопольский район 2017 г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА МОДУЛЯ……………………..……4
УРАВНЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ЗНАК МОДУЛЯ………………..… 5
УРАВНЕНИЕ ВИДА: ………………………… 5
УРАВНЕНИЕ ВИДА …………………………………...…..7
УРАВНЕНИЕ ВИДА ………………………………….8
УРАВНЕНИЕ ВИДА …………………..10
НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМ………………………………………..11
ВЫВОДЫ………………………………………………………………..….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..…………….21
ВСТУПЛЕНИЕ
Уравнение и неравенства с модулем встречаются практически во всех вариантах ЕГЭ профильного уровня, уже не говоря об их применениях в школьном курсе математики. Кроме того понятие модуля используется в физике и технике. Поэтому, в настоящей работе рассматриваются различные виды уравнений и неравенств и способы их решений.
Цель работы применение свойств и определения модуля при решении уравнений и неравенств.
Задачи:
Изучить свойства модуля и правила его раскрытия
Исследовать возможности применения определения модуля и его свойств при решении различных видов уравнений и неравенств.
Научиться решать неравенства с модулем с помощью “метода интервалов”
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА МОДУЛЯ
Модулем или абсолютной величиной числа а называется само число а, если и число , если
Из определения следует, что под знаком модуля может быть любое число по знаку, а вот равен модуль только не отрицательному числу.
Очень удобно пользоваться определением модуля числа “а”, как расстояние на числовой прямой от начала отсчета до точки соответствующей данному числу.
Свойства модуля:
противоположные числа имеют равные модули
Например: I6I – это расстояние от 0 до 6,I-6I- расстояние от 0 до-6 иI0I- это расстояние от 0 до 0
модуль произведения равен произведению модулей и обратно:
модуль суммы не больше суммы модулей слагаемых
-
-
2.УРАВНЕНИЯ СОДЕРЖАЩИЕ ЗНАК МОДУЛЯ.
2.1 Уравнение вида:
Уравнение вида решается раскрытием модуля по определению это совокупность уравнений
Пример 1.
Следовательно, решая уравнения с модулями можно пользоваться его определением.
Ответ: -2; 8 | 2) Данное уравнение корней не имеет т.к. расстояние неотрицательно |
3)|x+4|=0 x+4=0 x=-4 Ответ: -4 | 4)|8x+4|=|x-3| 8х+4=х-3 8х+4=3-x x=-1 x=-1/9 Ответ: -1; -1/9 |
5)| | |
Нули под модульного выражения на прямой:
8 x
Учитываем, что повторилось дважды, то интервал повторяется, а. т. к. в знаменателе , то ”змейку” начинаем не справа сверху, а справа с низу.
Итак, рассмотрим два случая:
2)
Оба значения принадлежат к рассматриваемым промежуткам, значит это и есть решение в первом случае.
Рассмотрим второй случай:
,значит решение во втором случае
Ответ:
2.2 УРАВНЕНИЕ ВИДА
1) В начале раскроем внешний модуль, а затем внутренний x-3=2 x-3=-2 x-3=6 x-3=-6 x=5 x=1 x=9 x=-3 Ответ:-3;1;5;9 | 2)=10 или x=12, x=-18 Ответ:-18;12. |
2.3 УРАВНЕНИЕ ВИДА
8
X=-2 | x-5=25-x x-5=x-25 x=15 |
Ответ:-2;15
-
I
I
Знаки под модульных выражений:
II
-I
I
III
Рассмотрим 3 промежутка:
-
-
-
x=3 x= - 3
Объединим полученные решения:
Ответ:
3 Найти все корни удовлетворяющие условию:
Решение:
или
Заданному условию удовлетворяет лишь один корень
Ответ:
2.4 УРАВНЕНИЕ ВИДА
I
Знаки под модульных выражений:
II
I
II
+
- 1,5 5
I
I
III
Решим это уравнение , рассмотрев знаки под модульных выражений на трех промежутках:
2)
3)
Ответ: 4,25
3, НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМ
После раскрытия модуля, или при определении знака под модульного выражения часто приходиться пользоваться методом интервалов. Этот метод основан на свойстве непрерывной функции сохранять свой постоянный знак выше оси “+” ниже “” на осирасположены нули, при переходе через которые функция меняет свой знак с “+” на “” и наоборот. За исключением функции в четной степени.
“+”, “+” “+” “+”
“” y=0 y =0
““
Поэтому, если какой- либо ноль повторяется дважды, то ставим сигнал ( ), означающий запрет перехода и повтор интервала. Кроме того, нули знаменателя всегда “выкалываем” так как на ноль делить нельзя: не имеет смысла.
Простейшие неравенства, решаем по принципу:
-
3ед 3 ед
+ +
-5
-5
-
-5
-5
+ +
5
5
Ответ:
Более сложные:
3)
, их знаки:
+ + +
-
5
+ + +
-5
+ + +
4.2)
+ +
4.3)
+ +
И так общее решение:
Ответ:
5.1)
.
Объединив эти два решения, получим:
6)
-1 1
I
6.1) 6.2)
-2 -1
============================================?
1 2
Объединив все три решения, получим:
II
+
0 5
I
II
+ +
- -4 0 - 2 5 -
7.2)
+ +
- -4 0 - 2 5 -
x=5 не включаем так как в этой точке не определение
+ +
- -4 0 - 2 5 -
Объединив эти три решения, получим:
8.1)
+ -2 + 4
3.5 -1 1
8.2)
+ + +
-2 -1 1 4
Ответ:
ВЫВОДЫ
Поставленные цели и задачи выполнены:
Рассмотрены применения определения модуля, для решения простейших уравнений и неравенств.
Применив правило раскрытия модуля, рассмотрены задания более сложного уровня.
Применен метод интервалов при решении неравенств.
В дальнейшем поставлена задача, расширить работу с модулем при изучении новых функций, и включить работу с параметром.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Неcтеренко Ю. В., Олейник С.Н., Потапов М. К. Задачи вступительных экзаменов по математике Москва: “Наука”, 2007 г
Математика для поступающих в ВУЗы Москва: “Наука”, 2000 г
Залогин М. С. “Конкурсные задачи по математике” Киев: ”Высшая школа”, 1999 г
Ю. А. Захарийченко, Школьный А. В. Энциклопедия тестовых знаний: Издательство “Ранок”, 2013 г
Никольский С. М., Потапов М. К. “Алгебра и начала анализа”10 классМосква: “Просвещение”, 2014 г
Гайдуков И.И. “Абсолютная величина” Москва “Просвещение”, 2001 г
Канель-Белов А. Я., Ковальджи А. К. “Как решают нестандартные задачи” М.: МЦНМО, 1997 г
Окунев А. М. “Квадратичные функции, уравнения и неравенства” Москва: “Просвещение”, 2002 г
Математика подготовка к ЕГЕ-2017 “Профильный уровень” Ростов-на-Дону: “Легион”, 2016 г