СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа " Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Уравнение и неравенства с модулем встречаются практически во всех вариантах ЕГЭ профильного уровня, уже не говоря об их применениях в школьном курсе математики. Кроме того понятие модуля используется в физике и технике. Поэтому, в настоящей работе рассматриваются различные виды уравнений и неравенств и способы их решений.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа " Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля"»

8


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Малая академия наук Крыма «Искатель»



Отделение: математики

Секция: прикладная математика





УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА, СОДЕРЖАЩИЕ ЗНАК МОДУЛЯ







Работу выполнил: Алимский Руслан Игоревич ученик 9-а класса МБОУ “Чистенькая школа-гимназия” Симферопольского района



Научный руководитель: Дмитриева Галина Игнатьевна Учитель математики МБОУ “Чистенькая школа гимназия” Симферопольского района







Симферопольский район 2017 г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……3



  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА МОДУЛЯ……………………..……4



  1. УРАВНЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ЗНАК МОДУЛЯ………………..… 5





    1. УРАВНЕНИЕ ВИДА: ………………………… 5



    1. УРАВНЕНИЕ ВИДА …………………………………...…..7





    1. УРАВНЕНИЕ ВИДА ………………………………….8



    1. УРАВНЕНИЕ ВИДА …………………..10





  1. НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМ………………………………………..11



ВЫВОДЫ………………………………………………………………..….20



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..…………….21





ВСТУПЛЕНИЕ

Уравнение и неравенства с модулем встречаются практически во всех вариантах ЕГЭ профильного уровня, уже не говоря об их применениях в школьном курсе математики. Кроме того понятие модуля используется в физике и технике. Поэтому, в настоящей работе рассматриваются различные виды уравнений и неравенств и способы их решений.

Цель работы применение свойств и определения модуля при решении уравнений и неравенств.

Задачи:

  1. Изучить свойства модуля и правила его раскрытия

  2. Исследовать возможности применения определения модуля и его свойств при решении различных видов уравнений и неравенств.

  3. Научиться решать неравенства с модулем с помощью “метода интервалов”





























  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА МОДУЛЯ

Модулем или абсолютной величиной числа а называется само число а, если и число , если

Из определения следует, что под знаком модуля может быть любое число по знаку, а вот равен модуль только не отрицательному числу.

Очень удобно пользоваться определением модуля числа “а”, как расстояние на числовой прямой от начала отсчета до точки соответствующей данному числу.

Свойства модуля:

  1. противоположные числа имеют равные модули





Например: I6I – это расстояние от 0 до 6,I-6I- расстояние от 0 до-6 иI0I- это расстояние от 0 до 0



  1. модуль произведения равен произведению модулей и обратно:

  2. модуль суммы не больше суммы модулей слагаемых





2.УРАВНЕНИЯ СОДЕРЖАЩИЕ ЗНАК МОДУЛЯ.



2.1 Уравнение вида:

Уравнение вида решается раскрытием модуля по определению это совокупность уравнений

Пример 1.

Следовательно, решая уравнения с модулями можно пользоваться его определением.

Ответ: -2; 8




2)

Данное уравнение корней не имеет т.к. расстояние неотрицательно

3)|x+4|=0

x+4=0

x=-4

Ответ: -4

4)|8x+4|=|x-3|

8х+4=х-3 8х+4=3-x

x=-1 x=-1/9

Ответ: -1; -1/9

5)|



Нули под модульного выражения на прямой:



8 x



Учитываем, что повторилось дважды, то интервал повторяется, а. т. к. в знаменателе , то ”змейку” начинаем не справа сверху, а справа с низу.

Итак, рассмотрим два случая:

  1. 2)





Оба значения принадлежат к рассматриваемым промежуткам, значит это и есть решение в первом случае.

Рассмотрим второй случай:

,значит решение во втором случае

Ответ:

2.2 УРАВНЕНИЕ ВИДА



1) В начале раскроем

внешний модуль, а

затем внутренний

x-3=2 x-3=-2

x-3=6 x-3=-6 x=5 x=1

x=9 x=-3

Ответ:-3;1;5;9

2)=10

или x=12, x=-18

Ответ:-18;12.






































2.3 УРАВНЕНИЕ ВИДА

  1. 8




X=-2

x-5=25-x x-5=x-25

x=15

Ответ:-2;15



I



I



Знаки под модульных выражений:



II



-I



I





III











Рассмотрим 3 промежутка:



x=3 x= - 3

Объединим полученные решения:

Ответ:

3 Найти все корни удовлетворяющие условию:

Решение:

или

Заданному условию удовлетворяет лишь один корень

Ответ:



2.4 УРАВНЕНИЕ ВИДА

I



Знаки под модульных выражений:

II



I

II

+

- 1,5 5

I



I



III





Решим это уравнение , рассмотрев знаки под модульных выражений на трех промежутках:

  1. 2)





3)

Ответ: 4,25











3, НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМ

После раскрытия модуля, или при определении знака под модульного выражения часто приходиться пользоваться методом интервалов. Этот метод основан на свойстве непрерывной функции сохранять свой постоянный знак выше оси “+” ниже “” на осирасположены нули, при переходе через которые функция меняет свой знак с “+” на “” и наоборот. За исключением функции в четной степени.



+”, “+” “+” “+”

y=0 y =0





Поэтому, если какой- либо ноль повторяется дважды, то ставим сигнал ( ), означающий запрет перехода и повтор интервала. Кроме того, нули знаменателя всегда “выкалываем” так как на ноль делить нельзя: не имеет смысла.





















Простейшие неравенства, решаем по принципу:



3ед 3 ед

+ +

-5

-5



-5

-5



+ +

5



5



Ответ:

Более сложные:

3)

, их знаки:

+ + +

-

5















+ + +

-5

  • -5

    -5





+ + +













4.2)

+ +











4.3)



+ +



И так общее решение:

Ответ:



5.1)





.

Объединив эти два решения, получим:

6)







-1 1


I

6.1) 6.2)

-2 -1

============================================?

1 2

Объединив все три решения, получим:

II

+

0 5

I

II

+ +

- -4 0 - 2 5 -

7.2)

+ +

- -4 0 - 2 5 -

x=5 не включаем так как в этой точке не определение

+ +

- -4 0 - 2 5 -

Объединив эти три решения, получим:

8.1)



+ -2 + 4

3.5 -1 1

8.2)



+ + +

-2 -1 1 4

Ответ:







ВЫВОДЫ

Поставленные цели и задачи выполнены:

  1. Рассмотрены применения определения модуля, для решения простейших уравнений и неравенств.

  2. Применив правило раскрытия модуля, рассмотрены задания более сложного уровня.

  3. Применен метод интервалов при решении неравенств.

В дальнейшем поставлена задача, расширить работу с модулем при изучении новых функций, и включить работу с параметром.





































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Неcтеренко Ю. В., Олейник С.Н., Потапов М. К. Задачи вступительных экзаменов по математике Москва: “Наука”, 2007 г

  2. Математика для поступающих в ВУЗы Москва: “Наука”, 2000 г

  3. Залогин М. С. “Конкурсные задачи по математике” Киев: ”Высшая школа”, 1999 г

  4. Ю. А. Захарийченко, Школьный А. В. Энциклопедия тестовых знаний: Издательство “Ранок”, 2013 г

  5. Никольский С. М., Потапов М. К. “Алгебра и начала анализа”10 классМосква: “Просвещение”, 2014 г

  6. Гайдуков И.И. “Абсолютная величина” Москва “Просвещение”, 2001 г

  7. Канель-Белов А. Я., Ковальджи А. К. “Как решают нестандартные задачи” М.: МЦНМО, 1997 г

  8. Окунев А. М. “Квадратичные функции, уравнения и неравенства” Москва: “Просвещение”, 2002 г

  9. Математика подготовка к ЕГЕ-2017 “Профильный уровень” Ростов-на-Дону: “Легион”, 2016 г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!