СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа в номинации «Психологическое здоровье» на тему «Пропаганда здорового образа жизни, формирование антинаркотического мировоззрения среди детей и молодёжи»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое здоровье и здоровый образ жизни? Здоровье сегодняшних детей - и физическое, один из самых больных вопросов школы все изъяны своегоздоровья школьники унесут во взрослую жизнь, и это во многом определит наш будущий нравственный климат.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа в номинации «Психологическое здоровье» на тему «Пропаганда здорового образа жизни, формирование антинаркотического мировоззрения среди детей и молодёжи»»



Исследовательская работа в номинации

«Психологическое здоровье»

на тему

«Пропаганда здорового образа жизни,

формирование антинаркотического

мировоззрения среди детей и молодёжи»



Выполнила: ученица 5 класса

Бушуева Дарья

Руководитель проекта:

учитель биологии

Бушуева Людмила Николаевна


х. Поклоновский - 2017г


План.

Введение 3 стр.

Основная часть: 4-15 стр.

Глава 1. Что такое здоровье, здоровый образ жизни?

Глава 2.Источники возникновения и формирования вредных привычек.

    1. Подростки и алкоголь.

2.1.1. Каковы причины начала алкоголизма?

2.1.2. Вред алкоголя.

2.1.3.Мифы об алкоголе.

2.2. Курение: как всё начинается.

2.2.1. Почему человек начинает курить?

2.2.2. Какие же “подарки из табакерки” ждут курильщика.

2.2.3. О вреде курения.

2.3. Токсикомания - это что?

2.3.1. Действия летучих веществ.

2.3.2. Слово о наркомании. Проблемы наркомании в крае.

2.3.3. СПИД – болезнь наркоманов.

2.3.4. Вредное воздействие наркотиков на организм человека.

Заболевания при наркозависимости.

Глава 3. Профилактика вредных зависимостей у детей.

3.1. В жизнь без наркотиков.

3.2. План совместной деятельности педагогов, учащихся, родителей.

Глава 4. Социоисследования подростков

4.1. Скажи наркотикам – «нет!»

4.2. Почему увеличивается количество молодёжи, употребляющей наркотики?

4.3. Мотивы приобщения к сигаретам.

4.4. Алкогольное опьянение - что это такое? Ты и алкоголь.

Заключение 15-16 стр.

Литература

Приложения

Ошибки многих родителей.

Антитабачная викторина.

Ода здоровому образу жизни.

а) Грустная реальность; б) Кл. час «Скажи мне почему?

Введение

Что такое здоровье и здоровый образ жизни. Здоровье сегодняшних детей – и физическое, один из самых больных вопросов школы. Все изъяны своего здоровья школьники унесут во взрослую жизнь, и это во многом определит наш будущий нравственный климат.

Гуманизация школы должна привести к тому, что из неё будут выходить сильные, активные, здоровые люди. Если дети будут счастливы в школе, они понесут этот эмоциональный заряд через всю жизнь, как бы эта жизнь не сложилась.

Следует помнить, что каждый взрослый человек – «родом из детства». Всю сою жизнь он реализует тот потенциал здоровья, интеллект, который был заложен в детстве. Употребление наркотических веществ, в том числе алкоголя, и активное табакокурение – серьёзнейшая молодёжная проблема. Затянувшийся социально-экономический кризис, не только обострил, но и существенно видоизменил проблему зависимостей.

Наблюдаются тенденции:

- Снижение возраста подростков, употребляющих алкоголь, наркотические средства и табачную продукцию.

- Увеличение доступности алкогольных и табачных изделий.

- Расширение спектра потребляемых психоактивных веществ, многие из которых оказывают более разрушительное действие по отношению к здоровью.

- Изменение социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотики, включая алкоголь и формирование на этой основе особой молодёжной субкультуры, ведущей ценностью которой является свободное время провождение в сочетании с употреблением алкоголя и других наркотиков как стиль жизни.

Обострение проблемы наркозависимости среди детей, подростков и молодёжи стало побудительной причиной для нас разобраться в этой проблеме лучше, и своим проектом, помочь всем понять важность этой проблемы для здоровья людей. Мы решили узнать, как дела обстоят у нас в школе в этом направлении, провели несколько исследований, проанализировали их, искали профилактические пути от вредных зависимостей у детей. Мы думаем над тем, что могут сделать педагоги, учащиеся, родители в борьбе с наркозависимостью. Свою точку зрения мы и освещаем в проекте, рассказывая обо всех страшных последствиях наркозависимости.


Здоровье - мудрых гонорар

(Пьер Жан Беранже)


Хочешь быть здоровым - бегай.

Хочешь быть умным - бегай.

Хочешь быть красивым - бегай.

Если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.


Цели проекта:

  1. Дать понятие «здоровый образ жизни», провести социологические исследования среди подростков, определяющее их отношение к ЗОЖ, проанализировать положительные и отрицательные последствия принятия того или иного образа жизни.

  2. Выявить причины наркомании. Показать всю пагубность влияния наркотиков на психическое и физическое здоровье человека.

  3. Показать взаимосвязь проблемы общества и личности: проанализировать причины наркотической зависимости, спрогнозировать результаты и разобрать мероприятия по профилактике употребления наркотиков.


Задачи:

  1. Формирование осознанного отношения школьников и молодёжи к своему физическому и психическому здоровью.

  2. Познакомить учащихся с различными источниками и видами принуждения (давления); дать информацию о способах уверенного отказа, который поможет подростку противостоять негативному давлению сверстников, предлагающих наркотики, алкоголь, табак.

Задачи для выполнения в группе:

  1. Поиск статистики негативного влияния наркотиков на функции человека.

  2. Поиск в художественной литературе описания состояния человека в период принятия наркотиков и поиск литературы по теме.

  3. Разработка мер по зависимости в социуме, школе.

  4. Подготовка анкет для опроса, проведение и их анализ.


Основная часть

Глава 1. Что такое здоровье и ЗОЖ?

Алкоголизм сегодня может быть назван «ПРОКЛЯТИЕМ МИРА». Алкоголизм страшнее табакокурения - он уносит ежегодно около 6 млн. человеческих жизней по всему миру, то есть вдвое больше, чем курение. В крае возросла в 3 раза смертность от наркомании. Идёт процесс «ДЕБИЛИЗАЦИИ» и общая деградация общества - физическая и духовная.

Здоровье сегодняшних школьников - это здоровье целого поколения. И кто знает, может от незнания здорового образа жизни у этих детей XXI века что-то не сложится и в физиологии, и в психике, раз возможны стали разрушение памятников, оправдание убийства.

Нет социально - экономической стабильности, российскому зрителю необходима видеопродукция, снижающая агрессивность. Мы не уверены в себе, в своём завтрашнем дне, а потому агрессивны. Так что сегодня сохранить здоровье поколения - самое важное дело, ибо без этого всё теряет смысл. А между тем молодые люди, которые проходят допризывную комиссию, отстают в физическом развитии на 5 - 7 лет. Мы живём в Сибири, поэтому эта проблема для нас особенно актуальна.

Вывод: в современной школе должны быть созданы все условия для охраны и укрепления здоровья. Надо учить ребёнка быть здоровым, учить его жить в изменяющемся мире с минимальным ущербом для своего физического и психического состояния. Надо вырабатывать у школьников осознанное отношение к своему здоровью.

Надо создать школу, содействующую здоровью, это такая школа, где состояние каждого под контролем, где быть здоровым учит любой педагог (собственным примером в том числе), где главными союзниками учителей являются родители.

На «выходе» должен получиться выпускник, не отягощенный приобретёнными недугами, умеющий заботится о себе, ценящий здоровый образ жизни в самом широком понимании. Необходимо создание у человека стойкой внутренней мотивации на здоровье, тогда и у молодёжи не будет проблем с наркозависимостью. Ведь чтобы бороться с вредными привычками учащихся, необходимо в первую очередь сформировать у ребят отрицательное к ним отношение. Каждый человек должен с детства осознавать, что здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Здоровье - это такое состояние духа, эмоционально-психологической и физиологической сферы жизнедеятельности человека, которое создаёт наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственностью за него.

Глава 2. Источники возникновения и формирования вредных привычек

Философ Куру сказал: «Кто может наполнить каждое мгновение глубоким содержанием, тот бесконечно продлевает свою жизнь». Мы с ним полностью согласны. Наше государство пытается много сделать для раскрытия способностей молодых людей. Существует много проектов, различных конкурсов, чтоб каждый мог проявить свои таланты. Надо только свою энергию направить в нужное русло. Тогда не будет времени на дурные привычки.

Вообще-то, мы думаем, что нас можно разделить на 3 группы.

Первая - это те, кто ставит своей целью получить всё лучшее: и образование и специальность. Они, конечно, ничего не сделают без родителей.

Вторая - подростки, которые не хотят сильно выделяться из жизненной толпы. Но они не хотят низко падать, это птицы среднего полёта, к ним относится большинство. Они задают моду манеры поведения, отношение к жизни.

Третья - это бездельники, которым не нужно ничего, кроме мелких удовольствий. Эти подростки рано знакомятся с алкоголем, курением, наркотиками, т. п. настоящая жизнь им не интересна. Они живут по принципу «буду умирать молодым», думая, что сильны и значительны. Но если подумать, они - никто, если заставляют бояться себя, часто бьют и унижают тех, кто слабее.

А что вообще можно сказать о культурном уровне нынешних подростков? Этот уровень постоянно падает, и скоро подростки станут опаснее взрослых преступников: ведь пока не наступит их уголовно наказуемый возраст, они могут творить всё, что хотят. А чтобы этого не случилось их надо «ПРИСТРАСТИТЬ» не к наркотикам, а к здоровому образу жизни.

Вредные привычки отрицательно влияют на все стороны нашей жизни: экономику, быт, моральный облик и сознание людей. Анализ статистических данных МВД РФ показывает, что за последние 5 лет число преступлений совершённых при участии несовершеннолетних, возросло на 41,1 %, а количество преступлений, совершённых только несовершеннолетними подростками на 31,9 %.

Растёт преступность среди девушек. За пять лет рост составил 42,8 %. Особую тревогу вызывает распространение наркомании. Социологические исследования показывают, что потребляют наркотики около 2 млн человек, приём в последующие годы прогнозируется двукратное их увеличение, 2/3 из них лица до 30 лет, ежегодно растёт детская и подростковая наркомания.

Статистика свидетельствует, что 50 % подростков к 17 годам уже хотя бы однажды попробовали наркотики, а 10 % употребляют их регулярно. Число преступлений, связанных с наркоманией, возросло за последние 10 лет в 4 раза.

2.1. Подростки и алкоголь

Проблема алкоголизма в подростковом и даже детском возрасте в последние годы становится чрез­вычайно актуальной. Алкоголь поражает молодых.

Общеизвестно, что регулярное потребление ПАВ (психоактивных веществ) ухудшает физическое и психическое состояние человека, снижает его ин­теллектуальные способности, включает его в по­рочный круг зависимости. Такой человек не спо­собен к продуктивный деятельности. Все его силы направлены на то, чтобы найти новую дозу.

Современных подростков, не употребляющих ал­коголь, становится все меньше. Это относиться не только к мальчикам, но и девочкам. Не следует думать, что злоупотребляют алкоголем только дети алкоголиков. Подросток из благополучной семьи также может попасть под дурное влияние, так как большую часть своего свободного времени прово­дят вне контроля взрослых — на улице, со свер­стниками.

Возникает вопрос: почему тот или иной человек начинает пить? Родители скажут: мой ребенок по­пал в дурную компанию, на него плохо влияют друзья, приятели. Сам подросток ответит, потому что все пьют. В действительности каждый человек избирает тот уровень обучения и тот круг, в кото­ром он чувствует себя комфортно.

Если подростку нечем занять свое свободное время, ему скучно, то часто эту пустоту занимает алкоголь.

      1. Каковы же признаки начала алкоголизма?

Самым первым симптомом алкоголизма является тяга к спиртному. Почему же подростки обычно не осознают ее? Обычно они объясняют это тем, что все вокруг пьют, хотя сами нередко становятся инициаторами пьяных посиделок.

Такие подростки не ищут себе никаких оправданий. Они не со­глашаются с тем, что из-за алко­голя их внешний вид и поведе­ние изменились в худшую сторо­ну — этот симптом называется «отсутствие критического отноше­ния к состоянию». В таком со­стоянии подросток переносит всю вину на других (родители не понимают, учителя плохие), поэтому он уходит к друзьям-со­бутыльникам. Уговорами и упрека­ми здесь уже не помочь - бо­лезнь началась.

В скором времени появляются и другие симптомы. Происходит потеря контроля над количеством выпиваемого, и нет никакой воз­можности остановиться. Из-за того, что у молодых людей мало денег, им часто приходится пить натощак, не закусывая. Отсюда у подростка часто бывает передози­ровка, т. е. присутствие такого ко­личества спиртного, которое пре­вышает индивидуальные возмож­ности организма. Часто это при­водит к госпитализации. Подрост­ки спиваются гораздо быстрее. Если взрослому надо 5 лет, то подростку 2-3 года. У них быст­рее, чем у взрослых наступает психическая деградация. Их ин­теллектуальное развитие значи­тельно отстает от нормы. Они те­ряют способность усваивать но­вый материал, т. к. быстро про­грессирует нарушение памяти. Подростки становятся апатичными ко всему, кроме алкоголя, они отстают в развитии, становятся худыми, кожа становится серой. Пьющие больше подвержены гепатиту, гастриту, эндокринным заболеваниям.

Так стоит ли начинать пить, зная о том, что с каждой новой дозой остановиться будет все хуже.

2.2. Курение: как все начинается

Трудно, даже приблизительно представить, сколь­ко людей страдает пристрастием к никотину. По статистике 40% населения земного шара являются систематическими курильщиками. Многие некурящие не любят находиться в одной компании с курильщиками, да и многие курящие испытывают неудобства от своей привычки. Но ничто не может их заставить отказаться от куре­ния. А ведь они прекрасно осознают, какой вред оно наносит.

2.2.1. Почему человек начинает курить?

Как правило, причиной становиться любопытство, особенно у детей и подростков, желание подра­жать взрослым, детское стремление к приключени­ям (курение тайком в укромном уголке). Часто детей принуждают к курению их курящие товари­щи. Многие подростки выкуривают первую сигаре­ту из желания повысить свой авторитет среди ок­ружающих.

Механизм привыкания к никотину действует сле­дующим образом.

Выделяясь табачным дымом, никотин поступает в кровь и разносится по всему организму. Через 2-3 минуты, после того как курящий вдохнул дым, никотин достигает клеток головного мозга и крат­ковременно повышает активность. При этом проис­ходят специфические реакции, и чувствуется при­лив сил. Однако далее следует обратный процесс: активность мозга снижается, и курильщик начина­ет чувствовать себя подавленно. Желая снова ис­пытать приятное чувство, он достает очередную сигарету.

Периодическая потребность в дополнительных дозах никотина и является основой постоянного курения, которое постепенно становиться привыч­ным элементом поведения, так называемой психо­логической компонентой курения. Ваш организм освобождается от никотина и впоследствии этого у вас возникает ощущение тревоги. Со временем человек привыкает использовать дополнительную дозу никотина, не доводя себя до этого состоя­ния. Есть еще один компонент привыкания - это называется «подкрепление». Никотин мощное средство для получения положительных эмоций. Ощутив тревогу вы закуриваете и тут же успокаи­ваетесь - эффект почти мгновенный. Теперь ку­рильщик знает: «Благодаря курению мое самочув­ствие улучшается». Но он не знает того, что пер­вопричиной его плохого самочувствия зачастую яв­ляется нехватка никотина. Химико-физический ме­ханизм курения состоит в том, что курильщик втягивает воздух через медленно тлеющий табак и выделяющиеся в процессе горения вещества по­ступают в легкие. Там часть продуктов горения всасываются в кровь, а часть оседает в легких. Частицы дыма являются лишь одним из состав­ных частей табака, т. к. при горении табака выде­ляются вещества, такие как оксид углерода, амми­ак и канцерогенные углеводороды. Кроме того, табачный дым содержит полоний, являющийся ра­диоактивным элементом. Ошибочно считают те ку­рильщики, которые полагают что, куря сигареты с фильтром, они освобождают дым от вредных ве­ществ. Это не так. 80% этих веществ попадают в легкие.

2.2.2. Какие же «подарки из табакерки» ждут курильщика?

* Частицы дыма, оседая на коже, растворяются под действием пота и жира, образуя раствор ед­ких кислот и щелочей малой концентрации, в ре­зультате появляются микротрещины, предшествую­щие морщинам.

* Смола, копоть частиц сажи засоряют поры, пропитывают кожу, из-за чего она приобретает се­роватый оттенок.

* Табачный дым раздражает слизистую оболоч­ку глаз, из-за чего они слезятся, и краснеют.

* Оседающие на зубах сажа и табачный деготь вызывают их потемнение и пожелтение, эмаль по­крывается микротрещинами, что способствует раз­витию кариеса.

* Аммиак образует во рту раствор щелочи, ко­торый вызывает усиленное слюновыделение, по­этому курильщики часто сплевывают, что их не красит.

* Табачный дым воздействует на голосовые связки, голос становиться хриплым, грубым, часто возникает приступообразованный кашель, так на­зываемый «кашель курильщика».

* В деятельности сердечнососудистой системы курение вызывает перепады давления, сужения со­судов.

* Так же часты после длительного курения он­кологические заболевания легких и органов пище­варения.

Итак, для чего стоит начинать курить?

2.3. Токсикомания - это что?

В 60-е годы появились первые сообщения о злоупотреблении в странах Европы нюханием клея, бензина и других ароматических веществ с целью вызвать токсическое опьянение.

Таких летучих ароматических веществ известно много. Это различные растворители, очистители, лаки, синтетические клеи, средства для выведения пятен, продукты бытовой химии. Токсикомания распространена преимущественно в молодежной среде. Основную группу составляют дети и подростки 12-15 лет. Первоначальный мо­тив употребления ингаляторов подражания дру­гим, любопытство.

Способ введения определяется физической фор­мой ингалятора:

- с надетым на голову пластиковым мешком, в котором содержится вещество;

- вдыхание из кулька (бумажного, пластиково­го), в котором находиться вата, смоченная веще­ством;

- вдыхание непосредственно из какой-то емкос­ти, например бензин;

- смачивание веществом рукав верхней одежды или носовой платок;

- путем аппликации на выбритые участки головы;

- использование зажигалок, так как они заправ­ляются газами бутаном и пропаном.

2.3.1.Действие летучих веществ.

Опьяняющий эффект достигается несколькими вдыханиями. Опьянение может длиться от несколь­ких минут до 2 часов. Первоначальный эффект выражается в появлении слезотечения, воспаления глаз, обильное слюнотечение. Затем появляется шум в голове, потливость, жар в теле. Возникает приподнятое настроение с чувством довольства. Контуры предметов кажутся размытыми, все видится как через слой воды. Возникают нарушения координации, появляются зрительные и слуховые галлюцинации. Галлюцинации носят фантастичес­кий характер, лица людей кажутся угрожающими, они воспринимаются как злодеи, пираты. Окружа­ющие предметы часто находятся в движении: на­блюдается пляска цветов, деревья изгибаются в танце. В целом характерна положительная эмоцио­нальная окраска галлюцинаторных переживаний, просмотр таких «мультиков» доставляет удоволь­ствие.

Переход на систематическое употребление часто отмечается после 4-5 повторных вдыханий летучих веществ. Влечение приобретает неуправляемый ха­рактер, поскольку принятый образ жизни подрост­ка теперь связан с наркотизацией.

Абстинентный синдром возникает через 3-6 ме­сяцев систематического употребления. При попыт­ке отказаться к концу первых суток появляется раздражительность, подавленное настроение, начи­нает болеть голова, расширяются зрачки, начина­ются приступы потливости, дрожание пальцев рук, возникают судорожные подергивания отдельных лицевых мышц. Нарастает двигательное возбужде­ние. На вторые сутки возникает тревожность, замк­нутость. Затем появляется тахикардия и сосудистая гипертония. Возникают боли в мышцах и другие неприятные ощущения в различных частях тела. Через несколько дней появляется тоска, снижается двигательная активность.

- В течение первых недель теряется самоконт­роль, подростки становятся агрессивными, убегают из дома, могут совершать различные преступления, кражи, насилие, грабежи.

- Через 2-3 месяца характерна интеллектуальная деградация. Подростки не проявляют интереса к учебе, не способны выполнять различные задания, даже легкие.

- Утрачиваются интеллектуальный контроль: не­адекватное поведение в школе, общественных мес­тах.

- Из-за высоких токсичных свойств химических растворителей быстро развивается токсический ге­патит.

Заболевание развивается стремительно. Выше­описанные симптомы обычно формируются к кон­цу первого полугодия летучими веществами. Токси­комания характеризуется быстрым привыканием, что приводит за 1,5-2 года к тому, что человек становится инвалидом.

Так стоит ли заниматься подобными вещами?

2.3.2.НАРКОМАНИЯ - страшное зло, которое все больше проникает в нашу жизнь.

Дело в том, что во многих подростковых компаниях действует хорошо знакомый принцип: “тот кто не с нами – тот против нас”, и если часть подростков начинает употреблять какое-либо вещество, то они обычно настаивают различными способами, вплоть до применения силы), чтобы и другие поступали также.

Есть ребята – группа риска – особенно восприимчивые. Во-первых, те, кто потребляет алкоголь и курит – одно наркогенное вещество (алкоголь, никотин) открывает дорогу другому. Во-вторых, ребята из неблагополучных семей. В-третьих, юноши, перенёсшие в детстве родовую травму или имеющие какие-либо психические или неврологические отклонения. Наркомания – болезнь, которая начинается с заражения, в данном случае наркогенного. Затем следует первая проба, и наркотик попадает в организм. Через некоторое время происходит вторая, третья пробы, и вот узел, который привязывает подростка, юношу к наркотику.

Неприятности начинаются позже, когда подросток уже приобрёл некоторый опыт потребления. Прежде всего в отсутствии наркотика он начинает испытывать состояние непонятной неудовлетворённости, душевной пустоты. Стой поры он стремится постоянно находиться под влиянием наркотика.

Под влиянием наркотика обмен веществ в центральной нервной системе постепенно перестраивается таким образом, что вскоре после прекращения состояния опьянения возникают труднопереносимые явления: боль в различных частях тела, тошнота, головокружение, упадок сил и т. д. Их совокупность получила название абстиненции. Подросток готов на всё, лишь бы добыть желанное вещество и способен ради этого на любое правонарушение.

По официальным данным, в России на 100 тыс. населения – 240 человек являются постоянными потребителями наркотиков.

В Алтайском крае наркозависимыми являются примерно 450 человек из 100 тысяч.

- 80% принимающих наркотики инъекционно заражены либо ВИЧ, либо гепатитом, либо сепсисом.

- Вероятность заражения ВИЧ при попадании вируса в кровь – 100%.

- Ежегодно в России употребляется 350 т героина.

- Ежегодно один из 130 человек впервые пробует наркотики. 65-70% не останавливаются после первой пробы и идут дальше.

2.3.3. СПИД – опасность. В 1981 году впервые в научной литературе появилось сообщение, что в США выявлены больные с поражением иммунной системы, которое сопровождается рядом побочных болезней. Его особенность заключается в резком снижении количества Т-лимфоцитов, одного из типов лимфоцитов. Это влечёт за собой резкое ослабление иммунитета, что на первом этапе сопровождается многими инфекционными (бактериальными, вирусными, грибковыми и др.) заболеваниями. Их возбудители всегда имеются у большинства здоровых людей, но размножение которых, подавляется иммунной системой.

Вирус передаётся через кровь и сперму, может проникать через слизистые оболочки. Случаев заболевания через воздух при разговоре, кашле, пользование общей посудой – нет. Наиболее вероятный путь заражения половой - контакт с больным или носителем вируса СПИД. Другой путь заражения – при использовании нестерильных шприцев, а также при введении крови и её препаратов, содержащих вирус. Особенно часты заражения людей, неразборчивых в половых связях, а также наркоманов. Инфицированная мать может передать вирус новорождённому ребёнку.

В России было зарегистрировано 38993 случаев ВИЧ-инфекции, в Алтайском крае за 2003 г. – 393 случая. От ВИЧ-инфицированных матерей за 2003 г. были рождены 147 детей.

2.3.2. Вредное воздействие наркотиков на организм человека.

Заболевания при наркозависимости.

Данные медицинской статистики:

Желудочно-кишечные заболевания - 27,9%.

Сердечнососудистые заболевания- 12,8%.

Психические заболевания - 5%.


Туберкулёз -18,5%.

Нервная система - 12,4%.

Онкологические заболевания - 0,3%.

Другие заболевания - 23,1%.

Влияние алкоголя и наркотиков на продолжительность жизни.

Средняя продолжительность жизни у мужчин, не страдающих пагубными привычками, составляет 60 лет, а у женщин - 66,6 года.

При злоупотреблении алкоголем продолжительность жизни у мужчин снижа­ется до 46 лет, а у женщин - до 48 лет.

При употреблении наркотиков продолжительность жизни у мужчин сокраща­ется до 30 лет, а у женщин - до 35 лет.

Алкоголизм и преступность.

Данные статистики: с алкоголизмом связано – 45% детской беспризорности; 50% общей преступности; 75% детской и подростковой преступности; 96% убийств.

Механизм действия наркотиков.

Обмен веществ в организме наркомана изменяется очень сильно, и наркотическое вещество становится необходимым звеном в цепи нару­шенного обмена; больной лишен наркотика в клинике, и естественно, что у него возникает желание принять дурман, поэтому он и пытался сбе­жать. Можно с полной уверенностью сказать, что у больного сформиро­валась физиологическая зависимость от наркотика. Для лечения такого больного необходимо поместить его в специальную клинику закрытого режима.

Известно, что печень в организме обезв­реживает ядовитые вещества, присутствующие в крови, а так как боль­ной - наркоман, то в его организм поступал наркотик- яд. После участия в обмене веществ он разрушался в клетках печени до токсических ве­ществ (уксусной кислоты и уксусного альдегида), которые под действи­ем печеночных ферментов распадаются до СО, и Н9О. Но возможности печеночных ферментов небезграничны, с увеличением количества нар­котиков их становится недостаточно, чтобы полностью нейтрализовать вредные вещества.

Здесь врачи бессильны.

Наркотик нарушает обмен веществ и разрушает ферменты. Наркотики имеют общие функциональные группы или сходное строение с витаминами, гормонами, которые участвуют в обмене веществ, поэтому наркотик вместо витамина, гормона или фермента включается в обмен­ные процессы и может изменить направление обмена веществ.

Например, витамин РР (никотиновая кислота) имеет сходное строе­ние с никотином и лекарством римифоном (производным никотиновой кислоты). РР принимает участие в окислении и входит в состав некото­рых белков, которые регулируют образование адреналина и норадреналина в крови (влияют на кровяное давление). Если никотин заменяет РР в обмене веществ, а в крови накапливается много адреналина, что создает чувство благополучия у курильщика; продукты распада витамина очень ядовиты и разрушают клетки печени.

Глава 3. Профилактика вредных зависимостей у детей.

3.1. В жизнь без наркотиков.

Наркомания входит в число очень важных проблем района, края, страны. Более 50% родителей задумались о том, что их ребёнок может начать употреблять наркотики. Каковы причины, влияющие на приобщение подростков к наркотикам?

  • Одиночество, неустроенность, жизненные проблемы.

  • Особенности подросткового возраста.

  • Неблагополучие в семье.

  • Проблемы в школе.

  • Доступность наркотиков.

Именно через семью и школу проходит сегодня наркофронт. Борьба за каждого ребёнка вступает в самую напряжённую стадию.

Глава 4. Социоисследования подростков.

«Мозговой штурм»

Цели: выяснить степень информированности учащихся о наркотиках и ПАВ; расширить и углубить информацию, сделать ее более полной и дифференцированной.

Инструкция участникам:

• Давайте проведем «Мозговой штурм» и запишем на листе бумаги все альтернативные варианты на следующие вопросы:

- Что такое наркотики?

- Как влияют наркотики на организм человека, на его здоровье, развитие и благополучие?

- Каковы причины употребления наркотиков?

- Что можете сделать вы, чтобы наркотики, алкоголь и табак меньше употреблялись в нашей школе?

- Как помочь человеку, начавшему употреблять наркотики?

- Что такое уверенность?

Уверенность - это условие, необходимое для того, чтобы че­ловек был в состоянии позитивно утверждать свою позицию. Четыре класса уверенного поведения (А. Лазарус):

1. Способность сказать «нет».

2. Способность открыто говорить о чувствах и требованиях

3. Способность устанавливать контакты, начинать и оканчивать беседу.

4. Способность открыто выражать позитивные и негативные чувства.

4.1. Рабочий лист «Скажи наркотикам - нет!».

Анализ анкет 10 класс, 14 учащихся

Прочитайте данные утверждения и решите, согласны вы с ними или нет. Обоснуйте свой выбор.

1. Выпить вина или пива - это хороший способ повеселиться на дискотеке:

а) согласен – 1 б) не согласен – 13

2. Употребление небольших доз алкоголя (например, во время праздников) нисколько не вредно: а) согласен – 11 б) не согласен – 3

3. «Напиться» - признак взрослости:

а) согласен – 14 б) не согласен – 0

4. Выкурить предложенную на дискотеке сигарету с марихуа­ной - хороший способ раскрепоститься и познакомиться с новыми людьми:

а) согласен – 0 б) не согласен – 14

5. Повышение возраста (до 21 года), с которого будет разре­шаться покупка спиртных напитков, уменьшит число подростков, систематически употребляющих алкоголь: а) согласен – 7 б) не согласен – 7

6. Запрещение курения в общественных местах (кафе, баре и т. д.) - несправедливо: а) согласен – 13 б) не согласен – 1

7. Употребление пива менее вредно, чем водки:

а) согласен – 7 б) не согласен – 7

8. Большинство детей попробовать наркотики принуждали стар­шие подростки: а) согласен – 4 б) не согласен – 10

9. Употребление наркотиков приводит к негативным последствиям:

а) согласен – 14 б) не согласен – 0

4.2. «Виды давления и принуждения»

Почему увеличивается количество молодежи, употребляю­щей наркотики? (Проведён опрос в 9 классе, 10 учащихся)

Один из школьников записывает ответы на доске:

- любопытство – 20%

- желание казаться взрослым – 30%

- испытать новые ощущения – 10%

- для снятия стресса – 40%

- для облегчения контактов – 30%

- стремление к подражанию – 10%

- надо попробовать все – 30%

Кто может рассказать о видах давления, принуждения?

Предполагаемые ответы:

- Давление друзей. Предложение делается в дружеской форме: «Не хочешь попробовать кое-что?».

- Давление, которое оказывают «дразнилки» и клички. Доста­точно сильное давление, которое подталкивает подростка попробо­вать наркотики. «Давай, не будь курицей (идиотом, мамочкиным сыночком), попробуй!»

- Тяжелое давление. Используется, чтобы заставить человека что-либо сделать. «Давай лучше выпей, или ты мне не друг, а я тебе не приятель», «Ты что - мамочкин сыночек?», «Боишься? Ты - трус!»

- Косвенное, искушающее давление. Приглашение человека попробовать наркотики без прямого давления: «Саша приглашает тебя на вечеринку, большинство ребят там будет пить и курить».

Вывод: существуют определенные формы давления, кото­рые принуждают вас сделать то, что порой не хочется; нужно уметь их распознать; нужно уметь принять правильное решение. Возни­кает вопрос, как это можно сделать.

Написать на доске слово «уверенный» и спросить учащихся, что это значит.

Уверенность - вот фактор (ответ, поведение), который гаран­тирует эффективный путь сопротивления давлению (принужде­нию) к употреблению наркотиков, алкоголя, табака.

Уверенность - способ поведения, открытое высказывание сво­его мнения, которое имеет право и должно уважаться другими. Уверенность помогает человеку отстаивать свои права. Уверенность помогает человеку выйти из конфликтных си­туаций.

4.3. Мотивы приобщения к сигаретам. Тестирование

(Опрос проведён в 8 классе, 15 учащихся)

1. Курите ли вы? Нет – 15

2. Пробовали ли вы хотя бы раз алкоголь? Да – 9

3. Как вы считаете для чего люди курят, выпи­вают:

- желание быть как все – 2

- стремление испытать новые ощущения – 2

- способ развлечения – 4

- возможность повысить статус – 2

- способ заглушить внутренние противоречия – 2

- чтобы было проще общаться – 3

- возможность уйти от проблем – 2

- протест против родителей – 0

- для стимуляции творческих способностей – 0

- подражание кумирам –0

Нравится ли вам, если ваш друг или подруга курят?

Нет – 11, всё равно – 4

Вывод: Путем анкетирования мы установили, что почти многие из вас против курения и алкого­ля. Так почему же? (Обсуждение.)

4. 5. Анкета: «Ты и алкоголь» (8 класс, 15 учащихся)

1. Опасаются ли твои родители, что ты начнешь принимать алкоголь? Да – 14, нет – 1.

2. Ты рассказываешь своим родителям о том, что делаешь в свободное время? Да – 3, нет – 8.

3. В каких ситуациях или по какому поводу ты упот­ребляешь алкоголь? (праздники, с горя)

4. Кто-нибудь уже предлагал тебе наркотики или ал­коголь? Да – 7 (алкоголь).

5. Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы? Да – 1, нет – 14.

6. Какие причины могут побудить тебя попробовать алкоголь? (давление, праздники)

7. Представь себе, что твой лучший друг принимает наркотики? Что ты сделаешь? Отговорю, сообщу родителям – 6, перестану дружить – 9.

8. Назвал бы ты алкоголь наркотиком? Да – 5, нет – 10.

9. Как ты думаешь, по каким причинам люди первый раз принимают алкоголь? (проблемы, праздники)

10. Ты уже бывал на какой-нибудь вечеринке, где принято употреблять алкоголь? Да – 5, нет – 10.

11. Когда ты впервые попробовал алкоголь? Имеют ли право твои родители знать об этом? (в 6 кл. – 1, 7 кл. – 4; да – 8)

12. Ты уже бывал пьяным? Часто? Да – 1, не часто.

13. Ты в комнате, где пьют много алкогольных на­питков. Ты тоже пьешь вместе со всеми? Да – 4, нет – 11.

Заключение.

Тема нашего проекта актуальна. С каждым годом катастрофически ухудшается здоровье детей, и эта проблема грозит обернуться вымиранием нации. Негативные изменения здоровья у школьников обусловлены такими факторами: чрезмерно высоким уровнем школьных учебных нагрузок, недостаточной физической активностью школьников. Безразличным отношением к своему здоровью.

Как показывает статистика, первая встреча с наркотическими веществами происходит иногда в 8 - 10 лет, но чаще всего - в подростковом возрасте, когда у детей может возникнуть так называемый «кризис взросления».

С возрастом здоровье учащихся всё больше становится социально зависимым. Одновременно у детей широкое распространение получают вредные привычки. Мы решили разобраться в причинах появления этих привычек, а главное, научиться их предупреждать.

Нами проанализировано достаточно много теоретического материала, проведено много исследований, сделаны выводы. Во всех формах организации работы использовались следующие принципы:

- работа группы для школы должна быть общественно полезной;

- работа должна быть направлена на решение вопросов охраны здоровья детей;

- работа должна способствовать обретению учащимися дополнительных занятий и умений в области экологической культуры, медицины и сохранения здоровья.

Самым важным итогом проведения работы являлось создание эффективной пропаганды ЗОЖ для детей и молодёжи. Ведь ЗОЖ принято считать показателем уровня культуры человека и государства в целом. Мы задаёмся вопросами: в кого превратятся многие из нас в 30 или 40 лет? Что же привлекает ребят в употреблении спиртных напитков, а заодно и никотина?

Возможно показаться «суперменом» в глазах ровесников? Может на них действует неудачный пример родителей? Не совсем. Есть другая, более коварная причина – неведение.

Дело в том, что наши преподаватели, концентрируя все силы на предмете и не достаточно нужного внимания уделяют нашему воспитанию. Они лишь наказывают нас за проступки. А ребята вновь и вновь повторяют свои ошибки да ещё при этом учатся их скрывать.

Как же быть? А очень просто: кому-то из учителей надо поговорить по душам с классом, рассказать всю правду об алкоголе, табакокурении, наркотиках, об их воздействии на организм. Каждый сделает выводы на всю жизнь и уж конечно, крепко подумает, прежде чем ступить на опасную дорожку.

Своим проектом мы решили помочь разобраться в столь важной проблеме человечества. Ведь забота о нашем здоровье – задача не только родителей, учителей, но и нас самих. Жаль, что девушки 60 % отвечают, что курят потому, что хотят, понравиться мальчикам. Хотя мальчики не хотят (почти все) видеть жену курящей, да и подругу (46 %). Не понимают девушки, что курящая девушка временная забава. Кто же внушил ей «молодость» этой ужасной привычки. Кто «запрограммировал» её на занятие, которое только её молодость не даёт увидеть всю катастрофу, её ожидающую?

Вдумайтесь в эту ужасную статистику:

- около 140 тыс. детей инфицированы ВИЧ;

- средний возраст начала употребления наркотиков за последнее десятилетие снизился с 18 лет до 14 лет, алкоголя с 16 до 13 лет, табака с 15 до 11 лет;

- более 60 % несовершеннолетних курят, свыше 60 тыс. официально считаются алкоголиками;

- свыше половины детей признаются в соцопросах, что готовы переступить через моральные нормы, для того, чтобы добиться личного успеха

Если дети – наши будущее, то какое будущее ждёт Россию?

Литература

-Т. И. Магомедова, Л. Н. Канищева «Формирование здорового образа жизни»

5 - 11 классы (классные часы).Издательство «Учитель» Волгоград 2007 г.

-С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина «Совсем необычный урок» Практическое пособие. Издательство «Учитель» Воронеж 2001 г.

Газеты.

-«Аргументы и факты» № 22 – 2007 г.; № 50 – 2008 г.;

Журналы.

«Классный руководитель» № 2 – 2007г.; № 4 – 2008г.;

«Физкультура в школе» № 4 – 2005 г.; № 8 – 2004 г.;

«Воспитание школьников» № 4 – 1999 г.; № 7 – 2002 г.; № 5 – 2003 г.; № 4 – 2007 г.; № 1 – 2008 г.; № 3 – 2008 г.;

«Последний звонок» № 4 – 2003 г.;

Приложения

Ошибки многих родителей.

Мы составили небольшой список типичных ошибок, совершаемых родителями в общении с детьми по данной проблеме.

1. Некоторые считают, что если они в свое время, когда были детьми и подро­стками, не пристрастились к чему-то пло­хому, значит, и их дети не пойдут на это.

2. Многие убеждены, что они хорошо знают внутренний мир своего ребенка. Этот вывод они часто делают, ошибочно считая, что сын (дочь) говорит им вслух то, о чем он действительно думает. Дети этим очень часто пользуются и таким пу­тем усыпляют бдительность родителей. Надо обращать внимание не на слова че­ловека, а на его поступки.

3. Некоторые думают, что если они проводят со своими детьми беседы о вре­де наркотиков или дают им что-то почи­тать на эту тему, этого вполне достаточ­но, чтобы у детей сложилось негативное отношение к наркотикам.

4. Другие же, наоборот, считают, что чем меньше говорить на эту тему, тем бу­дет лучше для детей.

5. Есть такие родители, которые все пус­кают на самотек, считая, что ребенок, сам являясь частью вселенной, настолько разу­мен, что инстинкт самосохранения его ос­тановит. Он якобы не сможет себе навредить.

6. Многие родители до конца не пред­ставляют себе, насколько опасны наркоти­ки, они просто не видят здесь проблемы.

7. Некоторые же из-за излишнего стра­ха боятся повернуться к проблеме нарко­тиков лицом и в результате тоже ничего не делают для защиты своих детей.

8. Многие убеждены, что с наркомани­ей может бороться только правительство (но как оно может это делать, особенно в нашей стране, - они не знают).

9. Есть такие, которые просто обвиня­ют тех, кто принимает наркотики, т.е. нар­команов, считая, что все беды от них. У них наготове карательное решение - уничтожить наркоманов. К счастью, таких людей мало.

10. Некоторые родители ждут от своих детей правдивости, открытости, но при этом сами лгут на каждом шагу. Такие ро­дители надеются на то, что дети сумеют разобраться, где прямая ложь, а где хит­рость или действия, необходимые в соот­ветствии с жизненной ситуацией. Но обман всегда есть обман, какими бы мотивами он, ни оправдывался. Родители хитрят (врут) своим знакомым, близким, и дети будут хитрить (врать) своим друзь­ям и близким - родителям в первую оче­редь.

11. Многие родители считают, что бу­дущее благополучие их ребенка зависит от того, сколько они вложат в него сегодня. Основными же вложениями считаются деньги и знания. Самостоятельность, ответственность, общительность, способность ставить пе­ред собой задачи и затем решать их - вот то главное, чему родители должны уделять внимание в воспитании детей.

Хорошо, если ребенок, независимо от воз­раста, может сказать родителям все, что угодно (мы имеем в виду не грубость и хам­ство, а разговор на любую тему, в любое время дня и ночи, без утаивания чего-либо), поделиться наболевшим. Он может рассказать о своем проступке, зная, что его всегда поймут. Если сын (дочь) может высказывать свое мнение и принимать самостоятельные решения; если заботится не только о самом себе, но и об окру­жающих; если не бежит из дому и не «пря­чется» от вас за компьютер или телеви­зор, - значит, ему дома и с вами хорошо. Даже если он попробовал наркотик, то сразу рассказал вам, и вы вместе начали решительно и немедленно действовать.

Вот тогда вы хороший родитель. Ваше­му ребенку повезло.

Рабочий лист «Каким способом можно сказать «нет»

1. Говори: «Нет, спасибо».

- Ты хочешь выпить?

- Нет, спасибо.


2. Объясни причину отказа.

- Ты хотел бы выпить вина?

- Нет, спасибо, я не пью вино.


3. Повтори отказ несколько раз («заезженная пластинка»)

- Хочешь покурить марихуану?

- Нет. -Ну, давай!

- Нет.

- Ты только попробуй, тебе понравится.

- Нет.


4. Уходи.

- Давай выпьем водки и покурим. Сегодня родители придут поздно.

- Нет, я ухожу.


5. Смени тему разговора.

- Давай попугаем вон тех девчонок.

- Нет, пойдем лучше ко мне, у меня есть новый видеофильм.


6. Избегай критических ситуаций (порой предвидя их).

Тебе знакомы места, где пробуют наркотики, ведут себя недос­тойно.

Лучше не ходи туда, избегай таких мест.


7. Используй так называемый «холоный душ».

- Ты чего вчера сбежал, побоялся выпить, покурить? Пойдем, сегодня попробуешь.

Не обращай на него внимания, игнорируй его, уходи.


Антитабачная викторина

(Опрос в 10 классе, 14 учащихся)

1. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?

а) Сигареты с фильтром; б) сигареты с низким содержанием никотина; в) нет.

2. Сколько вредных веществ содержится в табачном дыме?

а) 20-30; б) 200-300; в) свыше 4000.

3. Сколько процентов вредных веществ способен задержать си­гаретный фильтр?

а) Не более 20 %; б) 40 %; в) 100%.

4. Как влияет курение на работу сердца?

а) Замедляет его работу; б) заставляет учащенно биться; в) не влияет.

5. Что происходит с физическими возможностями человека?

а) Они не повышаются; б) они не меняются; в) они понижаются.

6. Сколько микрочастиц сажи содержится в 1 см3 табачного дыма?

а) До 3 миллионов; б) до 10000; в) до 1000.

7. Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?

а) Стаж не имеет значения; б) чем дольше куришь, тем сложнее бросить;

в) чем больше куришь, тем легче бросить курить.

8. Верно ли, что в большинстве стран модно курить?

а) Курить никогда не было модно; б) курить модно;

в) мода на курение в большинстве стран прошла.

9. Что такое пассивное курение?

а) Нахождение в помещении, где курят; б) когда куришь за компанию;

в) когда не затягиваешься сигаретой.

10. Что вреднее?

а) Дым от сигареты; б) дым от газовой горелки; в) выхлопные газы.

11. Кто из царей России ввел запрет на курение?

а) Алексей Михайлович; б) Петр I; в) Екатерина П.

12. При каком русском царе табак появился в России?

а) При Иване Грозном; б) при Петре I; в) при Екатерине I.

13. Как курение влияет на массу человека?

а) Снижает его вес; б) повышает его вес; в) не изменяет его вес.

14. На сколько лет рискует раньше умереть женщина, муж ко­торой курит?

а) На 4 года; б) на 10 лет; в) на 15 лет.

15. Много ли мужчин осуждает курение женщин?

а) 10-20%; б) 40-60%; в) более 80 %.

16. Если человек начал курить в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни?

а) На 1-2 года; б) на 5-6 лет; в) на 8 лет и более.

17. Из тысячи подростков, начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением?

а) Не менее 100 человек; б) менее 200 человек; в) около 250 человек.

18. Каков, на Ваш взгляд, процент желающих бросить курить?

а) 25 %; б) 65 %; в) 85 %.

19. У кого наибольшая зависимость от табака?

а) У тех, кто начал курить до 20 лет; б) у тех, кто начал курить после 20 лет;

в) табачная зависимость не связана с возрастом, в котором че­ловек начал курить.

20. Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?

а) Аллергия; б) рак легких; в) ангина.

Ответы:

1-в, 2-в, 3-а, 4-6, 5-в, 6-а, 7-а, 8-в, 9-а, 10-а, 11-а, 12-а, 13-в, 14-а, 15-в, 16-в, 17-в, 18-6, 19-а, 20-6.

Результаты опроса. Все учащиеся ответили, что нет безвредных сигарет.

Большинство детей знают, что в сигаретах свыше 4000 вредных веществ, а сигаретный фильтр задерживает всего 20%. А вот, что курение заставляет сердце учащённо биться, знают только 50% учащихся. Все верно ответили, что физические возможности человека при курении понижаются. Только трое знают, что в 1см3 табачного дыма содержится до 3 млн микрочастиц сажи. Отрадно, что почти все верно ответили на вопрос о возможности бросить курить, что стаж курения не имеет значения. Но не все знают, что мода на курение в большинстве стран прошла. Все учащиеся знакомы с пассивным курением, знают, что дым от сигареты вреднее выхлопных газов, что в России запрет на курение ввёл царь Алексей Михайлович, а появился табак при Иване Грозном. Все знакомы с тем, что масса человека снижается при курении, но 50% учащихся не знают, что на 4 года раньше может умереть женщина, муж которой курит.

Опрос показал, что 80% учащихся осуждают курение, но 50% учащихся не знают, что каждый четвёртый из курящих умирает от болезни, связанное с курением. Только двое верно ответили, что наибольшая зависимость от табака у тех, кто начал курить до 20 лет, но все знают, что курение ведёт к раку лёгких.

А исследования, проведённые в начальном звене обучения такие: пробовали курить в 4, 3, 2, 1 классах по 1-ому ребёнку; пробовали пить пиво, вино в 1, 3, 4 классах по 1-ому ребёнку, а во 2-м классе пробовали все.

Ода здоровому образу жизни.

Вредные привычки отрицательно влияют на все стороны нашей жизни.

Мы обращаемся к подросткам:

Давайте будем жить все трезво,

Здоровьем нашим дорожа,

Не принимайте вы наркотики,

Курить бросайте навсегда.

Хотим смотреть в лицо судьбе мы,

Чтоб не кидать всё на авось,

Шагать по жизни твёрдо смело,

О чём мечтаем, чтоб сбылось.

Что нужно сделать, чтоб не приобрести эти привычки?

- Заниматься спортом!

- Найти интересные занятия.

- Записаться в кружки и клубы.

- Ходить в кино, посещать выставки.

- Путешествовать, коллекционировать, фотографировать.

- Рисовать, танцевать.

- Жить надо содержательно и творчески! И тогда не останется времени на вредные привычки.

- Мы хотим быть здоровыми!

- Мы хотим жить!

Обращение 1

Мы, обращаемся ко всем учащимся и молодёжи с призывом следовать здоровому образу жизни. Для этого в вашем распоряжении всегда есть восемь врачей, готовых помочь в создании стопроцентного здоровья. Это: солнеч­ный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, физи­ческие упражнения, активный отдых, хорошая осанка, разум.

Следуйте их советам:

- чаще бывайте на свежем воздухе, летом обязательно загорайте;

- ешьте побольше овощей и фруктов, выращенных на солнце;

- следите за свежим воздухом в классной комнате;

- не курите, не употребляйте алкоголь, ведите активную анти­никотиновую, антиалкогольную и антинаркотическую пропаганду;

- ешьте только при ощущении голода, не переедайте;

- выработайте для себя свой личный комплекс утренней заряд­ки и выполняйте его ежедневно;

- следите за осанкой: стоять сидеть и ходить надо только прямо;

- считайте ваши мысли реальной силой, способной культивиро­вать в вас положительную духовно-интеллектуальную настроенность;

- не позволяйте отрицательным мыслям взять верх в разуме;

- общайтесь с людьми добрыми, жизнерадостными, оптими­стичными, мудрыми. Придерживайтесь этих советов! Они помогут вам сохранить ваше здоровье.

Обращение 2

Ребята, убеждайте всех в том, что физическое, психическое и духовное здоровье человека исходит от образа жизни и окружаю­щей среды.

А здоровый образ жизни и окружающая среда - это:

- солнце;

- свежий воздух;

- чистая вода;

- естественное питание;

- активный отдых;

- физическая культура;

- добрые помыслы.

Надо не только хотеть быть здоровым, но и активно работать в этом направлении, помня, что легких путей к достижению высоко­го уровня здоровья нет. Придерживайтесь этих советов! И тогда ваши душа и тело бу­дут здоровы. Вы должны вырасти здоровыми, физически крепкими, вынос­ливыми, активными, жизнерадостными.

Обращение 3

Каждый из вас должен прожить интересную жизнь! Мы пере­даем вам секреты долголетия.

Первый секрет - закаленное тело.

Второй секрет - хороший характер.

Третий секрет - правильное питание и режим дня.

Четвертый секрет - ежедневный физический труд.

Теперь это и ваши секреты. Они помогут вам сохранить ваше здоровье и стать долгожителями.

Здоровье - это состояние полного благополучия, которое вклю­чает в себя следующие компоненты:

- высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям;

- уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями;

- стремление и умение управлять собственным здоровьем и стро­ить свое поведение, не причиняя ущерба здоровью других людей.

Мы должны вырасти здоровыми, физически крепкими, вынос­ливыми, активными, жизнерадостными, так как наше здоровье - это богатство страны.

Грустная реальность.

  • Среди 197 стран мира Россия находится на 68 месте по уровню здоровья.

  • По продолжительности жизни мужчины России на 135 –м месте, а женщины на 100-м месте.

  • 30 - 40 % детей - группа риска по развитию психических заболеваний.

  • В России 5 - 6 % здоровых детей.

  • Женщины, у которых курят мужья, живут на 4 года меньше. Пассивное курение увеличивает на 10 - 30 % риск развития рака лёгких. У курильщиков рак лёгких появляется в 90 % всех случаев.

  • В настоящее время в мире 3.000.000 человек ежегодно убивает табак. Начиная с 1950 г. он убил 65.000.000 человек, т.е. больше чем погибло во 2-ой мировой войне.

  • Если человек начал курить в 15 лет то его жизнь будет короче на 8 лет, а если раньше 15 лет, то рак лёгких появляется в 5 раз чаще, чем у тех, кто начал курить после 25 лет.

  • 90 % умственно отсталых детей - дети алкоголиков и пьющих родителей.

  • В пьющих семьях 40 % дети больные.

  • Если человек курит в день от 1до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь в среднем на 4,6 года, по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5,5 года; если выкуренных 20 - 39 сигарет - на 6,2 года.

  • Курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если её выкурить сразу, а для подростков полпачки.

  • У юношей и девушек алкоголизм как тяжёлая, трудноизлечимая болезнь возникает и развивается в 4 раза быстрее, чем у взрослых.

  • По мнению медиков:

* 1 сигарета сокращает жизнь на 15 мин;

* 1 пачка сигарет на 5 часов;

* тот, кто курит 1 год - теряет 3 месяца жизни;

* кто курит 4 года - теряет 1 год жизни;

* кто курит 20 лет - теряет 5 лет жизни;

* кто курит 40 лет - теряет 10 лет жизни;

  • Смертность среди наркоманов за 5 лет увеличилась в России в 5 раз.

  • 90 % ВИЧ - инфицированных - наркоманы.

  • По данным ВОЗ, только 2 - 3 % курящих, ежегодно бросают курить, хотя желание выражают почти 90 %.

  • В России курят 35 % мальчиков до 15 лет.

  • В сигаретах около 4000 вредных веществ, а сигаретный фильтр задерживает всего 20 %.

  • В 1 см3 содержится 3 млн микрочастиц сажи.

  • 80 % мужчин осуждают курение женщин.

  • Из 1000 подростков, начавших курить в 15 лет 250 умирают от болезней, связанных с курением.

  • На 4 года раньше может умереть женщина, муж которой курит.

  • Самое опасное вещество в табаке “полоний–210”. Он облучает курильщика и окружающих: 300 сигарет доза радиации, равная по воздействию ежедневному посещению рентгеновского кабинета в течение года.

  • Если выкуривать в день пачку сигарет за 20 рубля, то за год можно прокурить 7300 рублей.

  • Табак в Россию завезли англичане в 1585 г., курильщиков наказывали 60-ю ударами палкой по пятам, а если попадался вторично, то отрезали нос и уши.

  • В семье, где курили родители, начинают курить 67 % мальчиков и 78 % девочек.

  • Если подросток выкурил хотя бы 2 сигареты, то в 70 случаях из 100 он будет курить всю жизнь.

Классный час: «Скажи мне, почему?»

Цель: формирование сознания, само­сознания и мотивации ребенка, активной жизненной позиции.

Примечание.

При проведении классных часов по ме­тоду социального взаимодействия нельзя уличать детей в неискренности, нечестно­сти, особенно когда он явно говорит не­правду. Эта методика предполагает перенос ответственности на самих детей. (Пример: солгал - это твой выбор для себя.)

Располагаются участники классного часа обязательно в круге. В ходе занятия на пе­риод обсуждения в группах дети пересажи­ваются в маленькие кружки - «лепестки», а затем вновь садятся в большой круг.

Классный час можно провести после неожиданного происшествия в классе - кто-то из одноклассников пришел в шко­лу в нетрезвом виде. Стимулирование вы­полнения обещаний.

Предварительная подготовка состоит в том, чтобы обозначить проблему, собрать или подобрать информацию для обсужде­ния. За 1-2 дня до классного часа прово­дится анонимное анкетирование.

Наша анкета

«Алкогольное опьянение» - что это такое?»

1. Никогда не испытывал ощущения ал­когольного опьянения, так как не упо­треблял спиртных напитков в больших дозах.

2. Испытал алкогольное опьянение, для меня это было малоприятное ощущение.

3. Ощущение алкогольного опьянения для меня приятно.

4. Испытал алкогольное опьянение, но плохо помню свои ощущения и то, что происходило вокруг.

Ход классного часа.

Этап

Цель

Методика

1. Введение

(1 мин., круг)

Организация сознания ребят

Обозначить проблему, поставить вопрос:

«Почему люди пьют алкоголь?»

2. Информация

(5 мин., круг)

Вызвать переживания у ребенка

1. Обсуждение «Можно ли алкоголем отравиться и умереть?»

2. Рассказ о походе, в котором подростки не смогли получить медицинскую помощь и умерли после приема алкоголя.

3. Результаты анкетирования

3. «Я - позиция»

(10 мин., круг)

Активизация мыслительной деятельности, столкновение разных то-

чек зрения

Участники по кругу отвечают на вопросы:

1. Почему люди пьют алкоголь?

Выделить из рассказов детей причины: повеселиться; быть взрослее; почувствовать себя непринужденно; приобрести друзей; алкоголь поможет решить личные проблемы; другие ребята будут относиться лучше...


4. «Я - позиция»

(5-7 мин., «лепестки»)

Соотнесение своей позиции с общественно значимой нормой

В группах готовят вопросы, написанные на

доске:

1. Как можно веселиться без алкоголя?

2. Как можно осуществить желание быть взрослым?

3. Как можно добиться, чтобы сверстники относились к тебе хорошо, принимали в свою компанию?

4. Как можно преодолеть свое смущение в компании сверстников?

5. Дискуссия (10 мин.)

Формирование социально значимых норм и ценностей

Каждая группа отвечает на вопрос, остальные добавляют

6. Рефлексия (3-5мин., круг)

Формирование сознания

ребенка, т.е. такого знания, которое участник принял на уровне убеждения для руководства своей деятельностью

Дети отвечают по кругу на вопрос «Изменилась ли твоя точка зрения на проблему «пить или не пить» алкоголь?» Опрос с использованием цветовых сигналов: Я думаю, что

а) это нормально, если мой сверстник пьет спиртные напитки;

б) моим сверстникам лучше обходиться без алкоголя;

в) не знаю

7. Свободный выбор 1-2 мин., круг

Перенос ответственности за решение на самого подростка

Слово классного руководителя и предложение сделать выбор самим

Предлагаем материал одной из простых форм работы педагога

с группой детей под названием «Взгляд со стороны».

Группа разделяется на чтецов текста и на арбитров-наблюдателей. Задача последних слушав текст, вынести свои суждения и выводы, поделиться со теми мыслями по поводу прослушанного.

Художественный текст, избирательно подобранный, воспроизводится юношами, поочерёдно сменяющими друг друга на импровизированной сцене внимания расположенной перед полукругом слушателей:

... - В первый раз я напился, когда мне было пять лет... Отец пахал в поле... Меня послали они отнести ему пива... Почему это пиво считается такой драгоценностью? Сперва я лизнул пену... Где же этот дивный вкус? Я принялся лакать густую жидкость... Ну и дрянь же! Все-таки я пил... Не может быть, чтобы взрослые ошибались... Меня тошнило... Я был еле жив... Я чувствовал себя отравленным...

...- Семь лет... Нас встретили очень радушно. Всех угостили красным вином... Хозяева предло­жили и мне выпить за компанию, но я отказался... Заметив, что я си­жу один, итальянец протянул мне через стол полстопки вина... Лицо его приняло суровое выражение... Я испытал леденящий ужас... Вино было противнее пива! Я глотнул, силясь удержать в себе этот яд... В глазах плыло. Стало трудно ды­шать...

...- Пятнадцать лет... Я попал в среду людей, которыми восхи­щался. Мне льстило их общество. Эти люди без всякой жалости швыряют на ветер пятаки. Им на­плевать на деньги, они могут, гла­зом не моргнув, угостить восемь человек виски... Либо забудь, как дороги деньги, либо откажись от дружбы с этими людьми, у кото­рых непонятная страсть к крепким напиткам...

...- Мне еще не было шестна­дцати, я сгорал от страсти к при­ключениям, моя голова была наби­та историями о пиратах, о разграб­ленных городах и стычках, а дрянь, которую я пил, еще пуще горячила мой мозг...

...- Мне стукнуло семнадцать лет... Я подписал контракт на рабо­ту матросом на промысловой шху­не... Плавание в течение пятидеся­ти одного дня без привычного пьянства замечательно укрепило мои силы. Организм очистился от яда, и я не испытывал никакого желания пить...

...- Товарищи заявили, что необходимо перед длинной про­гулкой пешком опрокинуть по рю­мочке... Смел ли я отказаться вы­пить с моими мужественными при­ятелями?.. Выпьем за дружбу! Та­ков обычай. Мы все смеялись над нашим капитаном за то, что он трезвенник и ничего не пьет. Далее тьма... Я лежу у двери... Мне хо­лодно... Пропали мои часы... Про­пали деньги... И куртки нет и поя­са... Даже башмаков...

...- Когда я вспоминал о вы­пивке, я тут же вспоминал о ком­пании, и наоборот. Компания и ал­коголь - сиамские близнецы. Они срослись воедино...

...- Привычка пить укорени­лась в моем сознании и осталась на всю жизнь...

Всем наблюдателям предла­гается высказать свои первые впе­чатления. Для облегчения непро­стых усилий разворачивается веер начальных фраз: «Я вдруг поду­мал...», «Мне показалось самым важным...», «Понял, что путь к ал­коголизму...» и другие.

После первых высказываний предлагается вновь прослушать фрагменты текста, проверяя свои впечатления.

В заключение вопрос на­правляется к чтецам: «Что ты ду­мал, когда это читал?»

Не надо делать каких-либо выводов. Индивидуальное осмысление каждым ребенком не следует подменять общей формулировкой нормы. Лучше как бы вдруг приостановить ход занятий: пусть каждый думает и решает для себя эту страшную проблему общества.

25


МОУ «Покровская СОШ»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!