СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект ГЛАГОЛЫ, КОТОРЫЕ ПИШУТСЯ СЛИТНО С ЧАСТИЦЕЙ "НЕ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал для подготовки или создания проекта по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект ГЛАГОЛЫ, КОТОРЫЕ ПИШУТСЯ СЛИТНО С ЧАСТИЦЕЙ "НЕ"»








ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА



Глаголы , которые с не пишутся слитно
















Содержание




Введение.

Основная часть

Теоретическое исследование правописания частицы не с глаголами



Заключение


Литература


Приложение









Введение



« О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух…»

А.С.Пушкин





Сейчас мы учимся в третьем классе, и ни первый год стараемся правильно писать, читать и выражать свои мысли на русском языке. Пока для нас это сложная задача. Великий русский писатель Константин Паустовский говорил о русском языке: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и, поистине, волшебный русский язык».

Мы еще не знаем многих правил, которые работают в языке, но каждый учебный день нам приносит что-то новое, неизвестное. Даже наш учебник по русскому языку так и называется «К тайнам нашего языка». Мы постепенно знакомимся с секретами родного русского языка. Но вот в одном из выводов ученых тайна осталась не полностью раскрыта, а именно, в правиле говорилось, что: «Частица не с глаголами, кроме нескольких слов, пишется отдельно».

Вот мы и решили начать поиск тех слов-глаголов, которые с частицей не пишутся слитно и о которых нам ученые не сообщили.

Таким образом, цель данного исследования заключалась в выявлении тех глаголов, которые с не пишутся слитно, чтобы знать их и правильно, грамотно использовать в письменной речи.

Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:

-изучить и проанализировать учебную литературу по данному вопросу;

-обобщить полученные результаты;

-довести до сведения каждого ученика те глаголы, которые с не пишутся

слитно и постараться запомнить их.



Основная часть

Теоретическое исследование правописания частицы не с глаголами


В нашем учебнике М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «Русский язык», 3 класс, мы познакомились с таким правилом :

«Частица не с глаголами, кроме нескольких слов, пишется отдельно».

То есть, бывают глаголы, которые с частицей не пишутся слитно. Что же это за глаголы?

В учебнике «Русский язык» Бабайцевой В. и Чесноковой Л. наше первое правило дополнено другим правилом: «Частица не пишется слитно только с теми глаголами, которые без не, не употребляются». Например: ненавидеть, невзлюбить.

В «Справочнике по орфографии и пунктуации» Д. Э. Розенталь мы находим более полный список глаголов, которые с частицей не пишутся слитно:

негодовать невзвидеть недоумевать

несдобровать нездоровится


Автор предупреждает нас о том, что нельзя путать частицу не с составной приставкой недо- «…которая придает глаголу значение неполноты, недостаточности действия…».

Например: недоварить картофель, недооценить свои возможности, недоедать, недосыпать, недосмотреть, недослышать.» В этих словах недо- сложная приставка, и ее не следует путать с «…созвучными глаголами с приставкой до-, которые в сочетании с частицей не, обозначают, что действие не доведено до конца». Например: эти люди постоянно недоедали, но - эти дети часто не доедали за обедом суп.

Это правило действует и в других сочетаниях: не добежать ( до финиша), не доводить( до конца), не докончить(письмо), что-то не доделать и т.д.




Заключение


Наше исследование было направлено на поиск тех слов-глаголов, которые с не пишутся слитно, чтобы знать их и правильно, грамотно использовать в письменной речи.

В ходе исследования была изучена и проанализирована учебная литература по данному вопросу, обобщены полученные результаты и сообщены всем учащимся нашего класса.

Нами было выработано понимание того, что в правиле « Частица не с глаголами пишется отдельно» есть слова-исключения. Это те слова- глаголы, которые без не не употребляются.

Следовательно, мы достигли поставленной цели и результатом нашего поиска явились следующие слова - глаголы, которые с не пишутся слитно:

ненавидеть

невзлюбить

негодовать

невзвидеть

недоумевать

несдобровать

нездоровится.

Таким образом, мы считаем, что наша работа актуальна и значима, т.к. теперь все ученики нашего класса знают и владеют выводом ученых в полном объеме. А найденные слова-глаголы, которые с не пишутся слитно, мы поместили в наш словарик.












Литература:



  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. «Русский язык (теория)» Москва «Просвещение»,1995-с.256


  1. Розенталь Д.Э. «Практическое пособие по русскому языку для поступающих в ВУЗы» Москва «Просвещение»,1990- с.224


  1. Розенталь Д.Э. «Русский язык»10-11 кл. Москва «Дрофа»,1999-с.384


  1. Розенталь Д.Э. «Справочник по орфографии и пунктуации» Москва «Столетие»,1996-с.88-89


  1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» 3кл. 1ч. Смоленск, 2004- с.144















Приложение


ненавидеть


невзлюбить



негодовать



невзвидеть



недоумевать



несдобровать


нездоровится



СКОРОГОВОРКИ

Макарова Виктория ученицы 2 Б класса

Руководитель:

Малафеева Юлия Васильевна

Камское Устье

2015 г.

Оглавление

Введение

Глава 1. История появления скороговорок

Глава 2. Значение скороговорок для развития речи

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение.

В кружке «Развитие речи» мы очень часто разучиваем скороговорки, и вначале у меня совсем не получалось их произносить: смеялась и я, смеялись и надо мной. Быстрое проговаривание практически мне не давалось, и очень часто я задавала вопрос своей учительнице Юлии Васильевне:« Для чего мы их заучиваем и для чего это нужно?».

На сегодня меня особенно заинтересовал вопрос: «Что такое скороговорки и какую пользу они приносят нашей речи?»

Проблема исследования– каким образом систематическое заучивание и проговаривание скороговорок будет способствовать развитию речи.

Объект исследования – скороговорки.

Цель исследования - проанализировать информацию о скороговоркахи выяснить их роль в развитии речи человека.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Научиться работать над скороговорками.

3. Составить памятку по заучиванию скороговорок

4. Проверить на практике эффективность употребления скороговорок в улучшении качества речи.

Гипотеза – если систематически заучивать и проговаривать скороговорки, то наша речь станет грамотной, понятной, выразительной.

Методы исследования:

1. Изучение специальной литературы.

2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.

3. Наблюдение за речью одноклассников.

Глава 1.История появления скороговорок.

Скороговорка – жанр устного народного творчества. Это шутка, забава, игра. В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно.

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину, но точное время появления не указано ни в одном источнике. Иногда их в народе называли чистоговорки или языковёртки. И, действительно, некоторые скороговорки выговорить очень трудно, а уж произнести быстро несколько раз – «язык сломать» можно.Вся прелесть скороговорок заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, что значительно труднее.

Первое собрание скороговорок впервые опубликовал Владимир Иванович Даль в 1862 году. По его мнению, скороговорки необходимо включить в программу обучения для развития речи.

Скороговорки, которые собрал Даль, разные: они бывают короткие и длинные, некоторые произносятся как стихи, их легче заучивать. В некоторых скороговорках повторяется один звук, а в некоторых – несколько.

Короткие скороговорки:

У ёлки иголки колки

Длинные:

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Скороговорки, похожие на стихи:

Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
карамель на мели ели.

Скороговорки с повторяющимся одним звуком:

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

С разными звуками:

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.

Бери круглый рублик

Купи круглый бублик (М. Шварц)

Глава 2. Значение скороговорок для развития речи.

Скороговорки очень веселые по содержанию, поэтому очень часто при заучивании мы смеемся и у нас хорошее настроение

Скороговорки развивают речевой аппарат. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной.

Скороговорки развивают внимание и память. Для того чтобы повторить ее, нужно внимательно послушать, понять смысл.

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка. Любой человек, который желает красиво говорить, может обратиться к древней «скороговорной» науке.

В нашем классе много детей-татар, которые путают звук [ч] и [щ], и наша учительница предложила нам научиться произносить: «В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа, четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.», «Чешуя у щучки, щетинка у чушки»

Тимуру не давался звук [р], и он его учился произносить по скороговоркам «Вокруг погреба хожу все про погреб говорю.», «Сыворотка из-под простокваши», «Король-орел». За несколько занятий Тимур научился проговаривать этот звук, но иногда делает ошибки.

А мне с трудом давалась скороговорка: «Ткет ткач ткани на платки Тане», я смеялась, глотала звуки и еще больше путалась. Но теперь у меня поучается. Не каждому удаётся повторить скороговорку сразу без ошибок, но весёлая словесная игра увлекает, и скороговорка запоминается навсегда.

Скороговорки помогают правильно, чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка.

Памятка по разучиванию скороговорок.

1. Прочитай скороговорку медленно.

2. Подумай, о чём говорится в скороговорке.

3. Посмотри, какие слова похожи по звучанию.

4. Проговори скороговорку медленно вслух.

5. Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее( не менее пяти раз).

Вывод.

В начале нашей исследовательской работы была поставлена проблема – выяснить, каким образом систематическое заучивание и проговаривание скороговорок будет способствовать развитию речи.

Изучив материал, посетив несколько занятий кружка «Развитие речи», я поняла, для чего нужно изучать скороговорки.

Во-первых, они помогают четко и правильно произносить звуки речи, во-вторых, тренируют память, в-третьих, развивают речь, она становится правильной и грамотной: исчезнет «каша во рту» (так говорит наша учительница, это когда мы произносим звуки, смешиваем их, неправильно выговариваем, смущаемся, а все вокруг смеются).

Проведенные наблюдения помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: если систематически заучивать и проговаривать скороговорки, то наша речь станет грамотной, понятной, выразительной. В этом я убедилась, участвуя в районном конкурсе чтецов, где мое чтение было отмечено, и мне было совсем не страшно.

Теперь я уже осознанно буду изучать скороговорки, произносить их с особым старанием, посещая занятия кружка, и расскажу об их пользе своим одноклассникам.

 

Литература

Агеева И.Д «500 стишков для зарядки язычков». Творческий центр Сфера. Москва 2010г.

И.Г. Сухих «Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков». Академия развития 2006г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!