СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Косуля-краса нашего края"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алтайский край является уникальной экосистемой, красота и богатство нашего края восхищает. Но, в тоже время, печальным является факт сокращения численности животных, в том числе копытных.

Целью моей проектной работы, является: привлечение внимания к проблеме сохранения одного из представителей копытных - косули сибирской. Эта тема заинтересовала меня с того момента, как наша семья приняла участие в спасении косули, раненной браконьерами.

Просмотр содержимого документа
«МКОУ Новиковская СОШ_Ерёмина М А_поясн_зап»

Пояснительная записка.

Номинация «Науки о природе» исследовательский проект «Косуля – краса нашего края».

Целью моей проектной работы, является: привлечение внимания к проблеме сохранения одного из представителей копытных - косули сибирской. Эта тема заинтересовала меня с того момента, как наша семья приняла участие в спасении косули, раненной браконьерами.

Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:

  1. Проанализировать информацию в сети интернет о проблеме сохранения и распространения косули сибирской, о причинах сокращения её численности.

  2. Провести анкетирование учащихся школы, об информированности по проблеме сохранения и распространения косули сибирской.

  3. Информировать о необходимости сохранения косули сибирской, через школьную газету и выступлении на школьной научно-практической конференции.

Содержание проекта.

  1. Изучение информации о численности и мерах охраны косули сибирской.

  2. Практическая часть: 1)Спасение раненной косули

Роза, так мы назвали нашего подранка, косулю. Мой брат Дима пошёл в лес, 10 января, покататься на лыжах. В лесу он увидел следы крови, тогда он пошёл по следу и нашёл там подстреленную косулю. Он принес её домой. Через 2 дня к нам приехали егеря. Они думали, что мы помогаем браконьерам, а когда увидели косулю живой, даже похвалили. Сейчас она уже хорошо ест, особенно любит варёный концентрат с картошкой, ест мелкое сено, пьёт воду. Нога стала потихоньку заживать.

2) Анкетирование

3. Выводы:

1. Необходимость привлечения внимания к проблеме сохранения одного из представителей копытных - косули сибирской.

2.Необходимость воспитания культуры бережного отношения к дикой природе

Список литературы и ресурсов сети интернет:

  1. Статья в газете «Алтайская правда»: « Спасём косулю!» от 26.01.13.

  2. Статья в газете «Алтайская правда»: «В Алтайском крае проводят акцию «Спасем косулю»» от 12.12.16.

  3. http://www.ecosystema.ru/







Просмотр содержимого документа
«МКОУ Новиковская СОШ_Ерёмина МА_проект»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новиковская средняя общеобразовательная школа»

Бийского района Алтайского края

Фестиваль – конкурс «Радуга»



Номинация «Науки о природе»



исследовательский проект

«Косуля – краса нашего края».









Выполнила: Ерёмина Марина Андреевна,

ученица 5 класса МКОУ «Новиковская СОШ»

Бийского района

Руководитель: Ведерникова Марина Николаевна

учитель биологии МКОУ «Новиковская СОШ»

Бийского района





с. Новиково 2017



Содержание

Введение___________________________________________________________3

1. Теоретическая часть проекта.________________________________________5

    1. Прошлое и настоящее__________________________________________5

    2. Где она живёт?________________________________________________5

    3. Акция «Спасём косулю»_______________________________________6

    4. Систематика__________________________________________________7

2. Практическая часть проекта

2.1 Спасение раненной косули______________________________________8

2.2 Анкетирование________________________________________________9

3. Выводы__________________________________________________________10

4. Список литературы и ресурсов сети интернет___________________________10

Приложения







Введение.

Со­хра­не­ние био­ло­ги­че­ско­го раз­но­об­ра­зия (раз­но­об­ра­зия живых ор­га­низ­мов и при­род­ных со­об­ществ) – одна из важ­ней­ших задач со­вре­мен­но­го об­ще­ства. Об этом ска­за­но в спе­ци­аль­ном меж­ду­на­род­ном до­ку­мен­те «Кон­вен­ция о био­ло­ги­че­ском раз­но­об­ра­зии», при­ня­том в 1992 г. Воз­дей­ствие че­ло­ве­ка на при­ро­ду при­во­дит к ее обед­не­нию: ста­но­вят­ся ред­ки­ми или ис­че­за­ют мно­гие виды ор­га­низ­мов, гиб­нут при­род­ные со­об­ще­ства. Вы­ми­ра­ние всего жи­во­го, без­услов­но, от­ра­зит­ся и на бла­го­по­лу­чии людей, ведь че­ло­век тоже часть при­ро­ды. По­это­му во­прос со­хра­не­ния био­ло­ги­че­ско­го раз­но­об­ра­зия стоит чрез­вы­чай­но остро.

Алтайский край является уникальной экосистемой, красота и богатство нашего края восхищает. Но, в тоже время, печальным является факт сокращения численности животных, в том числе копытных.

Целью моей проектной работы, является: привлечение внимания к проблеме сохранения одного из представителей копытных - косули сибирской. Эта тема заинтересовала меня с того момента, как наша семья приняла участие в спасении косули, раненной браконьерами.

Цитата

«Косуля требует к себе бережного отношения не только как охотничье животное, но и как истинное украшение природы нашего края. Значение косули как эстетического элемента природы трудно переоценить. Простое наблюдение за пасущимися животными, не говоря уже об их фотографировании или видеосъемке, оставляет неизгладимое впечатление».

Василий Дериглазов. «Косуля – краса нашего края».

Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:

  1. Проанализировать информацию в сети интернет о проблеме сохранения и распространения косули сибирской, о причинах сокращения её численности.

  2. Провести анкетирование учащихся школы, об информированности по проблеме сохранения и распространения косули сибирской.

  3. Информировать о необходимости сохранения косули сибирской, через школьную газету и выступлении на школьной научно-практической конференции.

При выполнении работы использовались следующие методики исследования:

  1. Анкетирование

  2. Обработка информационных ресурсов

  3. Исследование биологии и особенностей косули на практике, во время ухода за раненным животным.

  4. Анализ

Гипотеза исследования: малая информированность среди учащихся о численности косуль, потребительское и хищническое отношение к природе

Полученный результаты могут быть использованы на уроках биологии, при проведении внеклассных мероприятий, а также для информирования населения, с целью повышения бережного отношения к природе жителей с.Новиково.

Работа содержит обзор информации из сети интернет, о проблеме сохранения численности косули сибирской, практические наблюдения за спасённым животным, описание методик и результатов исследования, краткие выводы.





























  1. Теоретическая часть проекта.

    1. Прошлое и настоящее

В России в недалеком прошлом косуля была важнейшим объектом промысла, причем как на Урале, так и в Сибири и на Дальнем Востоке, где практически заменяла домашний скот. Широкое хозяйственное применение находили не только диетическое мясо и сало. Из шкур косуль шили тулупы, спальные мешки, штаны, унты, шапки, рукавицы… Рога использовались для изготовления пуговиц, рукояток ножей и других поделок, а также в качестве украшений жилищ.

В настоящее время охота на косуль в значительной мере утратила свой утилитарный характер. Во многих странах в большей степени развито трофейное направление. Ценность трофея – рогов – во многих случаях неизмеримо выше мяса и шкуры и может достигать нескольких тысяч долларов. Лучшие из них демонстрируются на международных выставках.

К сожалению, на Алтае трофейное направление в охотничьих хозяйствах развито слабо. Животных по-прежнему добывают ради мяса – оно отличается низким содержанием соединительных тканей. Его красный и темно-красный цвет обусловлен высоким уровнем гемоглобина, миоглобина и других красящих пигментов в крови. Оно легко усваивается, высококалорийно, содержит все незаменимые аминокислоты. Неокостеневшие рога (панты) могут служить ценным сырьем для медицинской промышленности.

Общая ежегодная добыча сибирской косули по России составляет не менее 300 тысяч особей (с учетом браконьерского отстрела). Сибирская косуля, как и европейская, - один из самых перспективных промысловых видов. Существуют огромные потенциальные возможности для увеличения их поголовья: в России с ее территорией и кормовой емкостью угодий могут обитать не менее 4-6 миллионов особей! А ведь если заглянуть в отдаленную историю, то на Алтае во второй половине ХIХ века численность косули достигала 500 тысяч голов!

    1. Где она живёт?

В настоящее время косули обитают на всей территории Алтайского края, хотя численность и плотность их поголовья в различных районах неодинаковы и могут колебаться от нескольких десятков до нескольких тысяч. Рассматривая ареал обитания сибирской косули в Алтайском крае, можно выделить две природно-географические зоны.

В предгорьях Алтая численность косули наиболее высокая (Солонешенский, Чарышский, Краснощековский, Курьинский, Усть-Калманский, Алтайский районы). Там почти идеальные условия для обитания и успешного размножения косуль. Кроме этого ежегодно отмечаются сезонные миграции из многоснежных районов в предгорья и образование здесь мест зимних отстоев.

Степные и лесостепные районы края образуют вторую природно-географическую зону обитания косуль, которая характеризуется большей площадью и меньшей плотностью населения.

1.3 Акция «Спасём косулю»

В декабре 2016 года, главное управление природных ресурсов и экологии в связи с аномальными снегопадами и установлением глубокого снежного покрова проводит на территории Алтайского края единовременную акцию «Спасем косулю».

Основные мероприятия акции: определить места концентрации животных; поставить под охрану; организовать выкладку кормов на этих площадках, обеспечив к ним доступ для животных, и, конечно, вести пропаганду бережного отношения к сибирским косулям, и не только к ним. И другие животные получат помощь, мероприятия по подкормке уже начаты. (Приложение 1. Фото)

Глубокий снег губителен

Начальник отдела учёта животного мира управления охотничьего хозяйства Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края ЕВГЕНИЙ БАТУРИН рассказал про обстановку, которая складывается в крае.

– На 1 декабря по предгорным районам глубина снежного покрова составляет уже выше метра. Для диких животных это очень серьёзное испытание, и такая обстановка в целом по краю. В предгорных районах совершенно катастрофическая ситуация, немного легче – в степной зоне. Почему мы назвали акцию «Спасём косулю»? Потому что самой уязвимой в таких условиях, в бедственном положении оказалась сибирская косуля. Нормальная высота снега для неё – 40 сантиметров, метр – уже смертельно. Поэтому, если в этот момент не помочь, не организовать её защиту, охрану и подкормку, возможно, очень сильно снизится численность, – подчеркнул Евгений Батурин.

Подобная акция проводилась зимой 2012 – 2013 годов и дала хорошие результаты. Ни одного случая падежа животных от голодной смерти на территории края зафиксировано не было. А подобный природный катаклизм 2001 – 2002 годов подорвал популяцию. Приводились такие цифры: тогда было косули 27 тысяч на начало зимы, а к весне осталось только 17 тысяч. Популяция восстанавливалась в течение десятка лет. На сегодня она составляет 24 700 особей.

В благоприятные по погодным условиям годы косуля мигрировала в Горный Алтай, где обычно было малоснежно. А в нынешнем году, наоборот, с гор косуля спускается к нам. И дальше двигается в степную его часть, скапливается на буграх, полях, склонах, там, где меньше снега, около дорог, перед тем как пересечь их. Этим пользуются браконьеры. Так вот первая задача – определить места скопления. Взять их под охрану. То есть максимально туда направить полицию, организовать в этих местах подкорм животных.

Прокладывают тропы

Кроме того, к кормушкам прокладываются тропы на снегоходах, машинах, тракторах, чтобы звери могли передвигаться. Из кормов самое предпочтительное для косули – сено, смешанное со снегом, оно выкладывается не в кормушки, а на снег. Годятся шляпки подсолнечника, зерносмеси, охотно косуля поедает жмых. Очень хорошая подкормка – подрубка осин. Все мелкие веточки животные съедают без остатка. Кабан ест всё, но тоже предпочитает овсяно-гороховые зерновые смеси. Большая надежда в поставке кормов от предприятий. Словом, работа большая, она будет проводиться в крае до первых проталин. Кстати
В голодную зиму косули часто гибнут прямо рядом со стогами сена. Дело в том, что при длительном питании сухим кормом из-за недостатка воды у них нарушается водно-солевой обмен и, соответственно, процесс пищеварения. Они просто не могут переварить съеденную пищу

Создать психологический барьер

Важно создать психологический барьер для браконьеров. Именно сейчас, когда косуля беспомощна, надо, чтобы любой человек, когда он собирается за лёгкой добычей, знал, что его осудят люди. Не пройдёт бесследно его поход. Сообщат в полицию, в надзорную службу. Наказание неотвратимо. Сохранение копытных животных, помощь обитателям дикой природы в трудное время – это важно для природы и человека.

1.4 Систематика и биология

Отряд Парнокопытных (Artyodactyla) в России включает четыре семейства.
Семейство Оленей (Cervidae) включает четыре рода: род Олени (Cervus), род Косули (Capreolus), род Лоси (Alces) и род Северные олени (Rangifer).
К роду Косули (Capreolus) относится в России два вида: европейская косуля (Capreolus capreolus) и сибирская косуля (Сapreolus pygargus).

Сибирская косуля — Capreolus pygargus

Внешний вид. Мелкие олени, внешне несколько похожие на коз (во многих местах их так и зовут дикими козами). Длина тела 130-150 см, высота в холке 85-105 см. Очень изящные, с тупой мордой и совсем коротким хвостом. Окраска однотонная, зимой рыжевато-серая, летом рыжая. Зеркало желтовато-белое и не заходит выше корня хвоста. На голове на переносице светлое пятно. Рога самцов лировидно изогнутые, с 3-5 отростками и большими грибовидными жемчужинами. Маленькие косулята пятнистые. Глаза ночью светятся красновато-желтым светом. (Приложение 2.фото)

Биология и поведение. Активны в любое время суток, но летом обычно отдыхают в жаркие часы. На открытые места выходят чаще рано утром и поздно вечером.
Обычно летом держатся маленькими группами или поодиночке, осенью самцы собирают гаремы из 1-3 самок, которые к зиме сливаются в стада по 20-30 голов. В декабре стада снова разбиваются на небольшие группы. Большую часть года живут оседло на участке площадью всего 2-3 кв. км, зимой иногда еще меньше.
Самцы сбрасывают рога в декабре, а новые рога вырастают к весне и к лету освобождаются от кожи.

Следы. След сердцевидный, заостренный (1), два внешних копытца отпечатываются только на бегу или в глубоком снегу. Длина следа основных копыт 4,5-6 см. Лежка косули очень маленькая, прокопана в снегу почти или совсем до земли. (Приложение 3. Рисунок)

Размножение. Гон во второй половине лета, но иногда спаривание происходит и зимой. Во время гона самки и самцы ходят по кругу, вытаптывая характерные круги (2). В зависимости от этого беременность может быть с латентной стадией или без нее, и косулята (1-3) рождаются всегда поздней весной. Первую неделю они лежат неподвижно, затаившись в траве, потом начинают ходить за матерью. (Приложение 4. Фото)

  1. Практическая часть проекта.

    1. Спасение раненной косули

Роза, так мы назвали нашего подранка, косулю. Мой брат Дима пошёл в лес, 10 января, покататься на лыжах. В лесу он увидел следы крови, тогда он пошёл по следу и нашёл там подстреленную косулю. Он принес её домой. Мы сначала сделали ей лангет, из двух палок, надеялись, что нога может быть срастётся. Роза сначала всех боялась, сильно кричала и ничего не ела. Через 2 дня к нам приехали егеря. Они думали, что мы помогаем браконьерам, а когда увидели косулю живой, даже похвалили.

Вызвали к нам ветеринара - Сергея Анатольевича Шабанова. Он осмотрел рану, и решил ампутировать ей ногу. Ей сделали 2 наркоза и, когда она уснула, сделали операцию. После операции она была очень слаба, поэтому мама и Дима через каждые 2 часа кормили её с рук, закладывая по листику за щёку. Сено она есть не хотела. На помощь пришёл Шабанов С.А., он отдал нам все осиновые веники, которые заготавливал специально для диких животных. Когда Роза съела весь запас, егеря попросили помочь Богданова Петра Ивановича, у него тоже были веники. Егеря привезли 1мешок овса.

Сейчас она уже хорошо ест, особенно любит варёный концентрат с картошкой, ест мелкое сено, пьёт воду. Нога стала потихоньку заживать. Уже 3 месяца день в день мы делаем ей перевязку, две недели ставили ей уколы и очень надеемся, что её ножка заживёт. А если всё будет благополучно, то у Розы появятся оленята. Егеря разрешили нам оставить её у себя, потому-то животное на трёх ногах не сможет выжить в дикой природе. Вот такая у нас прибыль. (Приложение 5. Фото)

    1. Анкетирование.

Вопрос: «Что вам известно о копытных животных из Красной книги Алтайского края?»

Результаты :

  • Не владеют информацией – 83%

  • Частично владеют – 17%

Результаты опроса показали не владение информацией по заданному вопросу, следовательно, данный социологический опрос установил неполные знания учащихся по данной проблеме.

Вопрос: «Какие копытные животные обитают или мигрируют в окрестностях села Новиково и посёлка Промышленное»

Результаты:

  • Не владеют информацией – 91%

  • Частично владеют – 9%

Результаты опроса показали не владение информацией по заданному вопросу, следовательно, данный социологический опрос установил неполные знания учащихся по данной проблеме.

Вопрос: «Что вам известно о внешнем виде и образе жизни косули сибирской»

Результаты:

  • Не владеют информацией –79%

  • Частично владеют – 21%

Результаты опроса показали не владение информацией по заданному вопросу, следовательно, данный социологический опрос установил неполные знания учащихся по данной проблеме.

Вопрос: «Какие меры предпринимаются для сохранения копытных и других животных Алтайского края?»

Наиболее часто встречающие меры, которые указали ребята:

  1. Бережное отношение ко всему живому.

  2. Создание заповедников.

  3. Запрет на охоту редких животных.

Это социологическое исследование показало, что учащиеся начальных классов предлагают духовное решение вопроса, а старших классов обеспокоены этой проблемой и предлагают конкретные пути улучшения данного положения.

  1. Выводы

Моё исследование показало:

  1. необходимость привлечения внимания к проблеме сохранения одного из представителей копытных - косули сибирской.

  2. Необходимость воспитания культуры бережного отношения к дикой природе

  3. Я, на практике, убедилась в жестокости людей, жаждущих поживиться дарами природы, не жалеющих даже самок ждущих потомства.

  4. Я доступными, для себя, средствами (статья в школьную газету «Ровесники» (приложение 6), выступление на школьной научно-практической конференции), привлекла внимание к проблеме сохранения одного из представителей копытных - косули сибирской.

Список литературы и ресурсов сети интернет:

  1. Статья в газете «Алтайская правда»: « Спасём косулю!» от 26.01.13.

  2. Статья в газете «Алтайская правда»: «В Алтайском крае проводят акцию «Спасем косулю»» от 12.12.16.

  3. http://www.ecosystema.ru/



Приложение 1.

Приложение 2.





Приложение 3.

Приложение 4.





Приложение 5.





Приложение 6.

Статья в школьную газету «Ровесники»: - «Косуля – краса нашего края».

«- Роза, так мы назвали нашего подранка, косулю. Мой брат Дима пошёл в лес, 10 января, покататься на лыжах. В лесу он увидел следы крови, тогда он пошёл по следу и нашёл там подстреленную косулю. Он принес её домой. Мы сначала сделали ей лангет, из двух палок, надеялись, что нога может быть срастётся. Роза сначала всех боялась, сильно кричала и ничего не ела. Через 2 дня к нам приехали егеря. Они думали, что мы помогаем браконьерам, а когда увидели косулю живой, даже похвалили.

Вызвали к нам ветеринара - Сергея Анатольевича Шабанова. Он осмотрел рану, и решил ампутировать ей ногу. Ей сделали 2 наркоза и, когда она уснула, сделали операцию. После операции она была очень слаба, поэтому мама и Дима через каждые 2 часа кормили её с рук, закладывая по листику за щёку. Сено она есть не хотела. На помощь пришёл Шабанов С.А., он отдал нам все осиновые веники, которые заготавливал специально для диких животных. Когда Роза съела весь запас, егеря попросили помочь Богданова Петра Ивановича, у него тоже были веники. Егеря привезли 1мешок овса.

Сейчас она уже хорошо ест, особенно любит варёный концентрат с картошкой, ест мелкое сено, пьёт воду. Нога стала потихоньку заживать. Уже 3 месяца день в день мы делаем ей перевязку, две недели ставили ей уколы и очень надеемся, что её ножка заживёт. А если всё будет благополучно, то у Розы появятся оленята. Егеря разрешили нам оставить её у себя, потому-то животное на трёх ногах не сможет выжить в дикой природе. Вот такая у нас прибыль»

Алтайский край является уникальной экосистемой, красота и богатство нашего края восхищает. Но, в тоже время, печальным является факт сокращения численности животных, в том числе копытных.

Цитата

«Косуля требует к себе бережного отношения не только как охотничье животное, но и как истинное украшение природы нашего края. Значение косули как эстетического элемента природы трудно переоценить. Простое наблюдение за пасущимися животными, не говоря уже об их фотографировании или видеосъемке, оставляет неизгладимое впечатление».

Василий Дериглазов. «Косуля – краса нашего края».

Ежегодно главное управление природных ресурсов и экологии в связи с аномальными снегопадами и установлением глубокого снежного покрова проводит на территории Алтайского края единовременную акцию «Спасем косулю».

Основные мероприятия акции: определить места концентрации животных; поставить под охрану; организовать выкладку кормов на этих площадках, обеспечив к ним доступ для животных, и, конечно, вести пропаганду бережного отношения к сибирским косулям, и не только к ним. И другие животные получат помощь, мероприятия по подкормке уже начаты.

Каждый, неравнодушный, житель Алтайского края может принять участие в акции. Я призываю, всех оказать посильную помощь, ведь природа – наш общий дом!

Статью подготовила ученица 5 класса Ерёмина Марина.













9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!