СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Одиссея по селу Подывотье и его окрестностям. Путеводитель"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ТЕКСТ ПРОЕКТА. ПУТЕВОДИТЕЛЬ. ОДИССЕЯ ПО СЕЛУ ПОДЫВОТЬЕ»

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальный отдел образования Севского района Брянской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Подывотская средняя общеобразовательная школа



Номинация: Эколого – краеведческие путеводители

Исследовательский проект

Одиссея по селу Подывотье

и его окрестностям

Путеводитель



Работа выполнена

Зайцевой Анной, учащейся10 класса и

Клещевниковой Дарьей, учащейся 9 класса

МБОУ – Подывотской СОШ

Руководитель: Зайцева Ирина Егоровна,

учитель биологии и химии

МБОУ – Подывотской СОШ

Консультанты: Зайцев Валерий Николаевич,

лесничий Подывотского лесничества;

Шавекина Надежда Фёдоровна, учитель

русского языка и литературы



Брянская область, Севский район, село Подывотье, 2013 год

Оглавление

  1. Введение …………………………………………………………………..3

1.1. Обоснование выбора темы проекта……………………………………….3

1.2. Актуальность исследуемой проблемы…………………………………….4

1.3. Основная цель и задачи проекта……………………………………………5

1.4. Объект и предмет исследования …………………………………………...6

1.5. Гипотеза проекта……………………………………………………………..6

1.6. Формы и методы работы по созданию и реализации проекта…………….6

  1. Реализация проекта………………………………………………………8

2.1.Разработка эколого-краеведческого маршрута …………………………….8

2.1.1. Основные формы презентации маршрута……………………..…….8

2.1.2. Выбор маршрута………………………………………………………12

2.1.3. Выбор объектов маршрута…………………………………………...13

2.1.4. Составление документации маршрута……………………………....13

2.1.5. Организация прохождения экскурсантов по маршруту………..…..13

2.2. Одиссея по селу Подывотье и его окрестностям. Путеводитель.............14

2.2.1. Общая характеристика населённого пункта………………………..14

2.2.2. Географическое положение ………………………………………...14

2.2.3. Страницы истории …………………………………………………...15

2.2.4. Памятные места села …………………….…………………………..16

2.2.5. Учреждения. Магазины ………………………………………………21

2.2.6. Природа родного края…..…………………………………………….27

  1. Заключение……………………………………………….........................31

  2. Литература………………………………………………………………33

Приложение 1. План - карта маршрута ……………………………………..34

Приложение 2. Паспорт на маршрут по селу Подывотье и его окрестностям ……………………………………………………………………………………36

Приложение 3. Одиссея по селу Подывотье и его окрестностям. Путеводитель …………………………………………………………………....37



























  1. Введение

1.1. Обоснование выбора темы проекта

Пусть рвутся связи, меркнет свет.

Но подрастают в семьях дети.

Есть в мире Бог - иль Бога нет,

А им придётся жить на свете…

Коль не придём на помощь к ним

В борьбе с бессмыслицей и грязью.

То будет трудно им одни

Найти потерянные связи.

Н. Коржавин

Развитие туристской отрасли невозможно без знания природных и культурно-исторических ресурсов, которыми обладает край, и которые служат основой для создания туров.

Краеведение принадлежит к комплексным наукам. В самом термине «краеведение» заключено его определение. Оно изучает природу, историю, хозяйство, население края, его культуру, быт, то есть данная наука близка истории и географии, археологии и искусствоведению, этнографии и другим наукам. Но в отличие от этих наук краеведение не только изучает, но и оценивает значительность событий, ценность памятников, красоту пейзажей, выявляет общее для страны и края, а также особенные черты, присущие только ему. Таким образом, краеведение – это комплекс дисциплин, различных по содержанию и методам исследования, но ведущих по своей сущности к научному и всестороннему познанию края.

Для создания комплексной характеристики края необходимо его изуче-ние в разных аспектах и направлениях: историческом, природоведческом, экономическом, искусствоведческом.

Предметом краеведческого исследования может быть край в целом, отдельные районы, населенные пункты, памятные места, отдельные здания и т.п.

Важной особенностью краеведения является то, что это не только наука, но и деятельность: созидательная деятельность, направленная на сохранение природных и культурно-исторических богатств края, и популяризаторская – деятельность, открывающая что-то совершенно новое, ценное широкой публике.

    1. Актуальность проекта

Казалось бы, таких как наше

Сёл в России много

И все они похожи меж собой:

Такие же дома, такие же дороги

И разницы нет вроде никакой.

Но стоит лишь на время небольшое

Уехать из родимого села,

Как сердце обливается тоскою –

Скучает и печалится душа.

Здесь воздух чище, небо ярче,

Вода приятнее на вкус,

Поля, цветы, деревья лучше,

Хотя едина в этом Русь.

Но Родина у каждого своя,

И не найти другой такой на свете!

Она неповторима, как земля,

Как солнце, добротою светит.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Она проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Каждый уважающий себя человек должен знать и любить свою малую родину.

В любом уголке России, в любом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл работы над данным проектом.

    1. Основные цели и задачи работы

Цель работы:

  • на основе краеведческого материала разработать маршрут и составить брошюру-путеводитель по селу Подывотье и его окрестностям.



Задачи проекта:

  • изучить историю своего села, используя различные источники информации;

  • , изучить и описать природные, исторические и культурные объекты села;

  • продолжить формирование банка данных по истории и культуре родного края;

  • внести свой вклад в сохранение и передачу сложившихся традиций;

  • способствовать формированию материальной и духовной культуры;

  • попытаться объединить людей по интересам, организовывая досуг посредством экскурсий по селу;

  • обобщить и систематизировать собранные материалы и познакомить с результатами исследовательской работы учащихся школы и жителей села.

    1. Объект и предмет исследования

Объект исследования: село Подывотье.

Предмет исследования: историческое, культурное и природное наследие села Подывотье.

    1. Гипотеза проекта

Мы предполагаем, что наше село может быть включено в туристический маршрут по Брянскому краю.

    1. Формы и методы работы по созданию и реализации проекта

Организация работы по созданию и реализации исследовательской работы осуществлялась руководителем и исполнителями проекта.

Для изучения своего края были использованы следующие формы работы:

  • туристско–походная - изучение края и сбор краеведческих материалов во время походов;

  • экскурсионная – выбор объектов создаваемого маршрута;

  • архивная - работа с литературными источниками, архивными документами, старыми периодическими изданиями; сбор информации, анализ литературы, структурирование информации;

  • координационная – рефлексивный анализ собственной деятельности, обмен информацией, назначение экскурсоводов и организация экскурсий, консультации со специалистами;

  • музейная – знакомство с краем посредством материалов экспозиций краеведческих и других музеев;

  • проектная - моделирование схемы маршрута.

Использовались проблемные и исследовательские методы изучения края:

  • литературный;

  • картографический;

  • архивный;

  • экскурсионный;

  • встречи с ветеранами, участниками событий;

  • фотосъемка, зарисовки.

Методику исследования края можно разделить на 4 основных этапа:

  • работу с картой;

  • поиск и изучение всевозможных материалов и документов;

  • организацию учебной экскурсии;

  • обработку материалов и обобщение результатов исследования (анализ, синтез, конкретизация, обобщение, сравнение, выявление существен-ного).

Все полученные материалы обобщались, систематизировались, проверя-лись на достоверность.

  1. Реализация проекта

2.1. Разработка эколого-краеведческого маршрута

2.1.1. Основные формы презентации маршрута

Печатная реклама - одно из важнейших средств распространения рекламной информации туристских предприятий. В отличие от рекламы в прессе, размещение соответствующих материалов в печатных изданиях не налагает таких ограничений с точки зрения места. Это позволяет давать подробные разъяснения и исчерпывающие описания. В печатной рекламе изобразительным и текстовым способом продвигают информацию об имеющихся возможностях обслуживания туристов. Для повышения привлекательности печатной продукции фирмы используют красочные высококачественные фотографии ландшафтов, исторических достопримечательностей, гостиниц и других объектов туристского внимания.

К печатной рекламе относятся:

  • каталоги;

  • путеводители;

  • проспекты и брошюры;

  • буклеты;

  • плакаты;

  • рекламные листовки;

  • рекламно-подарочные издания;

  • книжная реклама.

Туристские фирменные каталоги - сброшюрованное или переплетенное печатное издание, содержащее систематизированное представление всей туристской программы. Каталоги выпускаются крупными фирмами обычно дважды в год, соответственно, для зимнего и летнего сезона. Они содержат полезную информацию для потенциального туриста, и могут быть использованы в качестве справочника. Главное преимущество каталогов - возможность презентовать полную программу путешествия, предлагая разные маршруты, различные отели, виды деятельности и экскурсии, альтернативные даты отъезда, транспортные услуги, сопровождая эту программу иллюстрациями и описаниями. Но подготовка и производство, распространение туристских каталогов занимает значительное время и требует больших денежных затрат.

Проспекты и брошюры - небольшого объема сброшюрованные или переплетенные издания, посвященные рекламированию более узкого предложения туристских услуг: один или несколько туристских маршрутов, услуги отдельных предприятий. Их главное преимущество заключается в возможности описать и проиллюстрировать отдельные поездки и услуги в более подробной форме, чем туристских каталогах. При подготовке проспектов и брошюр весьма важны технические аспекты: расположение текста, выбор и комповка иллюстраций, качество бумаги, печати.

Буклет - малоформатное издание, в отличие от каталога и проспекта не брошюрованное, а многократно сфальцованное. Буклеты используются для рекламирования отдельных услуг, могут иметь различные размеры, объем и варианты фальцовки. Они являются недорогим и экономичным изданием, изготавливаемым различными тиражами и рассчитанным на кратковременное использование.

Плакат - крупноформатное нефальцованное издание, в большинстве случаев с односторонней печатью. Крупная рисованная или фотоиллюстрация, сопровождается крупным рекламным заголовком - слоганом, который образно и в статной форме отображает основную идею рекламы.

Рекламные листовки - малоформатные издания, в которых текст и иллюстрации размещены на одном листе. В силу своей экономичности выпускаются большими тиражами и относятся к средствам оперативной рекламы. К средствам печатной рекламы относятся так же Рекламно-подарочные издания (поздравительные и рекламные открытки, фирменные календари, деловые ежедневники, записные книжки). Они являются очень эффективным видом печатных рекламных материалов, так как обладают проникающей способностью.

В качестве разновидности печатной рекламы можно рассматривать книжную рекламу. Она, по сравнению, например, с рекламой в прессе, отличается значительной долговечностью, наличием большой вторичной аудитории.

В путеводителе собрана наиболее полная информация о каком-либо регионе, чем в других печатных изданиях. В него, как правило, может быть включено практически все: памятники архитектуры, историко-культурные объекты, гостиничная база, места для развлечений и отдыха, подробная карта города, иллюстрации. Путеводители фактически являются своеобразным инструментом развития туристской инфраструктуры региона, повышения имиджа российского туризма.

Путеводитель является важным и эффективным средством рекламы краеведческого туризма. В основном, в путеводители туристских компаний, включена подробная информация о курортах и отелях и цены на различные виды предоставляемых услуг. Практически каждый каталог содержит информацию общего характера, в которую, как правило, входят такие пункты, как:

  • географическое положение;

  • климат;

  • государственное устройство;

  • язык;

  • валюта;

  • население;

  • религия;

  • время.

Данная информация излагается в кратком виде. В редких случаях в путеводителе можно узнать об истории предлагаемого того или иного города, страны. Помещенная в путеводитель информация, знакомящая клиента с экскурсиями, либо достопримечательностями, уделяет внимание только одной. (Допустим, самому популярному памятнику архитектуры и т.д.). Каталоги-путеводители, издаваемые туристскими компаниями отличаются качественным полиграфическим оформлением и хорошей иллюстрированностью.

В краеведческих путеводителях, в отличие от путеводителей, издаваемых туристскими компаниями, содержится более полная информация.

В основном, путеводители не рассчитаны на какую-либо конкретную категорию людей.

Обычно путеводители включают в себя следующие рубрики:

  • общие сведения (о населенном пункте);

  • история;

  • достопримечательности (музеи, театры, памятники архитектуры, памятные места, церкви и святыни);

  • здравоохранение;

  • образование;

  • транспорт;

  • промышленность;

  • культура и искусство;

  • общественные организации;

  • административные органы.

Часто встречаются иллюстрированные путеводители. Как правило, в путеводителях имеется карта города, либо план, чаще с описанием.

Для путеводителей характерно содержание различных указателей и списков. Списки улиц, фабрик, заводов, указатели фамилий знаменитых людей, памятных дат. Более современные путеводители содержат так же указатели кафе, баров, ресторанов, магазинов, развлекательных центров, гостиниц, отелей. Существуют путеводители, которые содержат полную информацию, есть путеводители, которые включают в себя рубрики самих городов и краткую обзорную информацию о каждом из них.

В путеводители помещается информация об известных людях, уроженцах города, описание достопримечательностей его окрестностей, предания, легенды края. Каждый выпуск снабжен картой населённого пункта, схемами проезда, с отмеченными на них культурными и историческими объектами.

Путеводители адресованы широкому кругу читателей и рассчитаны на самостоятельных путешественников.



      1. Выбор маршрута

При выборе маршрута тропы были соблюдены необходимые условия:

  • тропа расположена в местности, доступной в транспортном отношении;

  • маршрут проложен по уже сложившейся дорожно—тропиночной сети;

  • определена общая протяженность маршрута, исходя из средней продолжительности экскурсий для разных возрастов экскурсантов;

  • необходимость эмоциональной насыщенности тропы - выбраны привлекательные окружающие ландшафты;

  • старались избежать больших участков с монотонными однотипными природными сообществами, используя чередование открытых пространств с лесными тропинками, ровного и пересеченного рельефа, уголков нетронутой природы с участками, которые подвергались значительному антропогенному воздействию;

  • информационная емкость маршрута - каждому виду информации (познавательной, просветительской и предписывающей) соответствуют свои объекты природной среды.

2.1.3. Выбор объектов маршрута

В объекты нашего эколого-краеведческого маршрута мы включили наиболее известные и памятные места нашего села, каждому из которых «посвятили» остановочный пункт. Всего этих пунктов 12.

2.1.4. Составление документации маршрута

Для маршрута составлены следующие документы: план, паспорт и путеводитель по маршруту с указанием остановочных пунктов (Приложение).

      1. Организация прохождения экскурсантов по маршруту

Экскурсию проводят специально подготовленные учащиеся старших классов. На маршруте две роли, две «должности»: экскурсовод и ведущий. Ведущий — самый знающий из всех. Он встречает экскурсантов, объясняет цели и задачи тропы, ведёт по тропе, прощается с экскурсантами на последнем остановочном пункте. Экскурсоводы - не менее важные «должности». Они много читают, постоянно пополняют запасы своих знаний.

Главные правила для экскурсоводов:

  • расскажи как можно больше интересного и полезного и ответь на любой вопрос;

  • веди экскурсию понятным для экскурсантов языком;э

  • умей подстроиться под настроение слушателей;

  • во время своего рассказа задавай вопросы экскурсантам, чтобы на тропе была двусторонняя связь «экскурсовод — экскурсант»;

  • вноси выдумку, изобретательность и эмоциональную насыщенность в свой рассказ, используя занимательные моменты;

  • работай увлеченно.

По маршруту посетители могут путешествовать самостоятельно, руководствуясь планом маршрута и путеводителем с описанием объектов.


    1. Одиссея по селу Подывотье и его окрестностям.

Путеводитель

Этот путеводитель рекомендуется для всех, кто не равнодушен к сельской местности: для жителей села, чтобы они по-новому взглянули на него, поняли, в каком красивом месте мы живём; для людей, которые впервые посетили наше село; для предпринимателей, которые бы увидели перспективы для развития туристического бизнеса.

2.2.1. Общая характеристика

Первое упоминание о селе зафиксировано в 1643 году.

Постоянное население - 511 человек (2010 год).

Подывотье является центром Подлесно - Новосельского сельского поселения Севского района.

Ближайшая железнодорожная станция - Суземка.

Ближайшие города: Сумы, Курск, Борисовка.

2.2.2. Географическое положение

Подывотье — село, расположенное на юго-западе Севского района Брянской области (координаты: 52°03′17″ с. ш., 34°08′33″ в. д.). Оно находится в 35 км от города Севска и в нескольких километрах от границы между Россией и Украиной.

2.2.3. Страницы истории

Остановочный пункт № 0. История возникновения села Подывотье

Моё село среди лесов заблудилось,

Лишь редкий дом взбежал на косогор.

Грустя о том, что многое не сбылось,

Оно живёт судьбе наперекор.

Подывотье... «Село у реки Ивот» или, как говорят в Подывотье, «под Ивотом». Происхождение названия реки (гидронима Ивот) объяснить трудно. Возможно, у названной реки росли воспетые народом ивы.

Существует предположение, что несколько миллионов лет назад здесь протекала большая река — о том свидетельствуют огромные размеры речной долины. На территории села находилась стоянка древнейшего человека позднекаменного периода, что доказано найденными предметами: молотком и медальоном. В окрестностях села росли дремучие леса. Климат, вероятно, был мягким, поэтому здесь водились теплолюбивые травоядные животные. Одним из них являлся шерстистый носорог. Зуб, найденный в том месте, где сейчас впадает ручей Лубянка в Ивот, подтверждает это предположение.

В церковных архивах говорится, что село Подывотье возникло, по одним сведениям, в 16 веке, по другим — в середине 17 века на лугу Нивень. Это место называют Старым Подывотьем. Вначале в нем были 25 дворов, мельница. Постоянные набеги и грабежи, заболоченность луга Нивень создавали неудобства для жителей села, поэтому они ушли из данного места и поселились ближе к лесу. Существует предание, что некоторые семьи называли себя грустными и впоследствии отселились на другие земли. Постепенно слово грустное изменилось и преобразовалось в Грутское. Так возникла ныне существующая деревня Грудская.


      1. Памятные места села

Остановочный пункт № 6. Храм Святого Пророка Илии

Деревянный Храм во имя Святого Пророка Илии в селе Подывотье построен в 1673 году иждивением прихожан с благословения Преосвященного Дамаскана, епископа Севского и Брянского.

Вид, размеры и место расположения настоящего храма не соответствуют прежним. От старого храма остались только кладбище и небольшая часовенка на месте бывшего престола.

Из особенно чтимых икон можно указать на две иконы в честь Божьей Матери. Первая более древняя - икона Скорбящей Божией Матери. Она с давних пор пользовалась особенным почтением между прихожанами. Церковная летопись приписывает этой иконе следующее чудо. В 1848 году у жительницы хутора Журавки Черниговской губернии отказали руки и ноги. Она пригласила к себе священника из села Подывотье с этой иконой для совершения молебна. Спустя некоторое время, больная выздоровела. Летопись не упоминает ни имени, ни фамилии этой больной.

Вторая, не менее чтимая икона – Троеручица. Божия Матерь. В 80-х годах XX века эта икона «обновилась» в доме крестьянина села Подывотье Дементия Щеглакова, и тогда же была перенесена в храм. С того времени перед нею очень часто совершались молебны по просьбе прихожан.

Вначале 30-х годов ХХ века началось массовое разорение церкви. Эти иконы были взяты некими людьми из церкви на сохранение. С тех пор о судьбах икон ничего не известно до настоящего времени. Представленные в работе фотографии икон взяты из церковных книг (по описанию старожилов исчезнувшие из храма иконы выгладили примерно так).

Будучи, всегда самостоятельным, храм Святого Пророка Илии очень часто посещался местными епископами. В церковной летописи записаны посещения следующих епископов: Досифея, Гавриила, Никодима, Поликарна.

Зданий и капиталов, принадлежащих храму, нет. Церковная летопись составлена примерно в 1895 году.







Остановочный пункт № 11.

Памятник жертвам фашизма «Скорбящая мать»

28 мая 1942 года каратели (венгры и полицаи) окружили большую группу беззащитных селян. Детей, женщин и стариков расстреляли из пулеметов и забросали гранатами. Было убито 182 человека, из них 79 детей. На месте массового расстрела в лесу возведен памятник «Скорбящая мать».

В урочище Казекины лужи, в районе непроходимых болот, на небольшой поляне расположены скромный обелиск «Скорбящая мать» и множество мемориальных плит. Здесь расстреляли полсела жителей из села Подывотье (182 человека) – стариков, женщин, детей. На плитах рядами нанесены фамилии расстрелянных. Фамилии повторяются. Это семьи партизан (Волковы, Вощенковы, Случевские). У ограды столетний дуб, почти в два обхвата. Он - живой свидетель тех страшных событий. По рассказам старожилов на нем была надпись: «кто простит им, тот предатель, кто забудет, тот подлец…». В настоящее время надписи на нем нет. Ведь прошло 70 лет. Срок немалый.

В книге Михаила Ивановича Наумова «Хинельские походы» (Киев 1960) имеется небольшой абзац, посвященный этим событиям:

«…он (гость с большой земли) пытается представить себе картину расправы над беспомощной толпой детей и матерей партизан села Подывотье. Израненный пулями дубняк. Кора на деревьях сорвана, выворотилась щепа, висят надломленные пулями сучья. Стволы деревьев пестреют свежими, белеющими пятнами. Прежде чем впиться в дерево, эти пули решетили людей… на противоположной стороне котловины – груда стреляных гильз, рядом с нею другая, третья, пятая – всего пятнадцать кучек. Пятнадцать пулеметов выставили фашисты против детей и стариков…Тут же, на скате котловины, среди бледно-зеленой поросли, виден голубой лакированный ремешок с поржавевшей пряжкой, разбитое карманное зеркальце, большая тряпичная кукла с тремя бусинками на еле обозначенной шее, растоптанный флакон из-под одеколона с резиновой соской, целлулоидная побрякушка и крошечный детский башмачок. В котловине сумрачно, тихо и неприветливо. Высится громадный, выструганный из живого дуба крест, на дереве черной краской написано: «Здесь 28 мая 1942 года расстреляны мирные жители села Подывотья Севского района Орловской области. Всего загублено 182 души». Далее следуют колонки имена расстрелянных. Против каждого – цифры, указывающие возраст жертв: 75-81, 1-9 лет. Против многих женских имен – 17-19 лет».

По рассказам свидетелей в той трагедии выжили 15 человек: кто контужен, кто не в памяти, кто сильно ранен. Похоронили 182 тела прямо штабелями в наспех вырытой братской могиле. На поляне расстреляно 134 человека, но многих – еще в селе, да по пути к лесу убили, их потом тоже в братской могиле похоронили.

Такая порочная (мягко говоря) «тактика и стратегия» фашистов вызвала обратную реакцию: все, кто мог сопротивляться, взяли в руки оружие, ушли в лес, к партизанам. Даже песню ладную сложили: «Суровый голос раздается,- клянемся землякам, покуда сердце бьется, пощады нет врагам». Эту песню в годы войны знали, стар и млад.

После освобождения здесь все привели в порядок, поставили кресты, а в 70-е годы ХХ века и памятник «Скорбящая мать»; позднее был установлен Скорбный Крест памяти.

15 сентября 2005 года настоятель храма Петра и Павла отец Иоанн совершил чин освящения Скорбного Креста и отслужил молебен по безвинно убиенным.

Сегодня, на плитах значится 138 фамилий. Очевидно, были перезахоронения.

Остановочный пункт № 7. Памятник защитникам Отечества

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче – гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты.

В. Высоцкий

До начала самой кровопролитной войны в Подывотье было около 400 домов, проживало около 1600 человек. Это крупнейшее село Севского района не покорилось фашистским захватчикам. Всего за период войны ушли на фронт 34 человека, в партизаны - 54. Не вернулись с фронтов -193 человека, погибли в партизанских отрядах -16.

Мужественная Подывотская учительница, партизанка - разведчица Екатерина Ивановна Евреинова была схвачен» фашистами и казнена в застенках гестапо в 1942 году. Перед смертью она вынесла жестокие пытки: ей вывернули правую руку, сломали ключицу, вырезали полосу кожи на спине. Но девушка не сказала палачам ни о партизанском отряде, ни о своел задании. За стойкость и героизм Екатерина Евреинова была награждена орденом Отечественной войны I степени, а ее им носит детская организация Подывотской средней общеобразовательной школы.

Отважной партизанкой была Большунова Александра Васильевна. Она, одевшаяся в фуфайку, брюки и шапку коротко подстриженная, напоминала мужчину. В боях Александра Васильевна своей бесстрашностью наводила ужас не полицаев.

Медалью «За отвагу» (посмертно) был награжден партизан Макухин Григорий Петрович.

Кадетов Михаил Семенович был награжден медалью «Партизану Отечественной войны I степени».

Отважными воинами показали себя подывотцы и на фронтах войны. Юрков Алексей Яковлевич награжден тремя орденами Славы 1,2,3 степеней. В 1941 году Алексею Яковлевичу исполнилось 17 лет. Орден Славы 3 степени получил не Ленинградском направлении за форсирование реки Свирь. Орден Славы 2 степени он получил за взятие города Петрозаводска, за высоту Безымянную. Орден Славы I степени - за освобождение советского Заполярья, за порт Печенга. Еще Алексеи Яковлевич награжден медалью «За взятие города Берлина».

Цыганков Петр Романович был награжден орденами Славы 2 и 3 степеней, медалью «За отвагу».

Полоников Даниил Савельевич награжден орденом Великой Отечественной войны 2 степени, орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу» за участие в героическом штурме и освобождении Варшавы, за победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, за оборону Кавказа.

Коновалов Иван Иванович, гвардии ефрейтор, награжден орденами: Красной Звезды, Славы 3 степени; медалями: «За отвагу», « За победу над Германией», «За взятие Берлина», «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне», грамотой «Участнику взятия Берлина».

      1. Учреждения. Магазины

Остановочный пункт № 4. Дом культуры

В Доме культуры всем рады всегда.

С улыбкой встречают здесь всех мастера…

Подывотский СДК расположен на центральной усадьбе СПК «Подывотский», в центре села Подывотье. Он является центром общения и досуга сельского населения. Практически все праздники работники Дома культуры радуют жителей села своими концертами, в которых участвуют учащиеся школы и работники клуба.

За хорошую работу Подывотский СДК был награжден Почетной грамотой за III-е место в конкурсе «Лучшее учреждение культуры» и I-е место в конкурсе «Лучшее подворье» (2003 год).

Работники Дома культуры:

  • директор СДК - Кучурина Вера Васильевна 1952 г.р.;

  • художественный руководитель - Еремина Зоя Александровна 1963 г.р.;

  • уборщик - Кучурин Григорий Леонидович 1973 г.р.

В СДК организованы кружки художественной самодеятельности:

  • «Вокальное пение» (для взрослых);

  • «Вокальное пение» (для детей);

  • «Сольное пение» (для взрослых);

  • «Сольное пение» (для детей);

  • «Фольклорный» (для детей);

  • «Умелые руки» (для взрослых - резьба по дереву).

На базе Дома культуры создан музей, экспонаты которого знакомят посетителей с бытом и промыслами жителей села в далёком прошлом.

Кучурина Вера Васильевна (на фото слева) - директор СДК. Свою творческую деятельность начала с 1973 года. 32 года посвятила своей работе. Кучурина Вера Васильевна внесла определенный вклад в культурную жизнь села. Она прекрасно поет и танцует.

Еремина Зоя Александровна (на фото справа) - художественный руководитель СДК. Творческую деятельность начала с 1987 года. Гармонист. Зоя Еремина не раз защищала честь района на областном конкурсе «Играй, гармонь», где заслужила звание «Лауреат III-ей степени». Была награждена почетной грамотой и денежной премией как лучший работник по итогам 1999 года.

Остановочный пункт № 5. Магазин «Перекресток»

Вначале этот магазин был под названием «Товары повседневного спроса» от Севского ГОРПО. Заведовала им Кулакова Елена Дмитриевна. Работал магазин недолго и вскоре его закрыли в связи с невыгодной платой.

17 июня 2003 года частным предпринимателем стала - Кучурина Алла Васильевна. Она вновь открыла его под названием «Перекресток», так как он расположен вблизи перекрестка дорог.

Магазин содержит различный ассортимент товаров народного потребления и обслуживается двумя работниками торговли: Павлюковой Натальей Леонидовной и Квасовой Натальей Аркадьевной. Товары магазина, особенно продукты питания, всегда востребованы населением.

Остановочный пункт № 3. Магазин «Супер Маркет»

Магазин был основан в 2001 году частным предпринимателем Аксеновой Аллой Васильевной, в здании жилого дома, где ранее жил Балыкин Владимир Алексеевич, уехавший из села. Продавцами магазина являются: Фролова Татьяна Николаевна и Аксенова Валентина Петровна.

Ассортимент товаров народного потребления в магазине разнообразен. Товары пользуются спросом у покупателей.



Остановочный пункт № 1. Подывотская участковая больница

Одноэтажное здание без архитектурных излишеств, с печным отоплением и удобствами во дворе построено в 1955 году. Вначале здесь размещалось общежитие МТС, где жили трактористы. В 1958 году в этом здании открыли больницу, в которой находились следующие отделения: родильное, хирургическое, общее.

С 1996 года больница приспособлена под геронтологическое отделение. В народе ее так и называют – дом престарелых. Увы, это так.

Из 25 койко-мест 20 занимают глубокие старики. И они здесь не только лечатся, а и доживают свой век. До 2001 года была просто участковая больница, где было 25 общих коек.

С 2001 года в больнице существует отделение сестринского ухода на 15 коек и ФАП (фельдшерский акушерский пункт), которые обслуживаются 12 постоянными работниками по штатному расписанию и 4 сезонными.

Здание всегда поддерживалось в приличном состоянии, но лишь в 2005 году отсюда выбросили печки и провели газовое отопление, сделали капитальный ремонт. А косметический ремонт проводится как минимум раз в два года. Сейчас в районе - это единственная участковая больница, оставшаяся в структуре Севской ЦРБ. Руководит участковой больницей фельдшер - Мария Васильевна Турпакова. Вместе с заведующей в штате-15 человек, из них медперсонал-9.

В настоящее время в больнице на постоянной основе - 18 больных.

Остановочный пункт № 4. МБОУ - Подывотская СОШ

Подывотская школа после войны обучала детей с 1-го по 4 класс. С 1956 года школа была восьмилетней. В школе обучалось 440 детей, 16 классов. Там же имелся краеведческий музей, мастерская, 8 классных комнат, физико-химический кабинет. В 1968 году восьмилетняя школа стала уже средней. В декабре 1974 года проводилось открытие новой школы. С 1987 года директором школы являлась А.И.Балыкина, учитель математики, «Отличник образования». В настоящее время коллективом руководит Волкова Инна Вячеславовна, учитель физики и математики. Завучем школы является Случевская Светлана Ивановна, учитель истории и обществознания.

Коллектив школы стабилен и насчитывает 14 учителей, из которых имеют первую квалификационную категорию и 1 - высшую, 5 преподавателей награждены знаком «Отличник образования». В настоящее время в школе обучается 43 учащихся: из Подывотье, а также автобусом подвозят ребят из Подлесных Новоселок, Саранчино и Грудской.

Наполняемость классов от 2 до 11 учащихся.

Остановочный пункт № 4. Школьный музей народного творчества

Основателем музея является Юркова Татьяна Михайловна, воспитатель группы продленного дня. Работа ведется по всем направлением декоративно-прикладного искусства.

В группе продленного дня дети с удовольствием занимаются выполнением творческих работ. Ребята освоили изонить, вышивание разными способами на материи, шитью кукол из бросового материала, бисероплетение. С большим желанием дети работают с бумажными модулями, осваивают разные виды лепки, а также плетение из газетных трубочек.

Музей основан в 2008 году. Коллекция экспонатов пополняется практический каждый месяц, новыми интересными поделками, которые изготавливают дети под руководством Татьяны Михайловны.

Работы детей являются участниками не только школьных выставок, но и принимают активное участие в конкурсах, проводимых отделом Культуры и администрацией района и области. В конкурсе «Подарок полицейскому», в 2012 году, 1-е место было присвоено авторскому коллективу 6 класса (Хаирова Яна и Колесникова Екатерина); в конкурсе рисунков «Сельское хозяйство» дети группы продленного дня были отмечены сладкими призами (2012 год); активно участвовали в районном конкурсе плакатов и поделок по теме «Противопожарная безопасность». В ноябре 2013 года в конкурсе «Обрядовая кукла» 2-е место заняла Зайцева Анна, учащаяся 10 класса. Экспонаты нашего музея являются ежегодными участниками областного конкурса «Зеркало природы», а также конкурсов «Волшебство детских рук» и «Волшебные кружева».

В Доме детского творчества города Севска и в Доме детского творчества имени Ю.А.Гагарина оформлены постоянные экспозиции детей района и области соответственно. Мы гордимся. Что среди этих экспонатов представлены и работы, выполненные учащимися нашей школы под руководством Татьяны Михайловны.

Остановочный пункт № 2. Почтовое отделение

Отделение почты расположено в бывшем административном здании; обслуживает население села Подывотье и деревни Грудская; оказывает различные услуги почтовой связи, услуги фотографии, а также осуществляет торговлю товарами народного потребления.

Заведующая почтовым отделением – Сидоренко Людмила Федоровна.

Почтальоны: Забродина В.Н., Забродина С.А., Ужакина Е.И.

Остановочный пункт № 4. Библиотеки

В моем шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке – словно дом.

Обложку-дверь откроешь второпях –

И ты вошел, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный Книгоград.

Когда ты будешь в этот город вхож –

Из прошлого в грядущее пройдешь.

Д. Кугультинов

В настоящее время на территории села расположены 2 библиотеки: сельская и школьная. Как в школьной, так и в сельской библиотеке проводится много мероприятий, которые привлекают ребят и взрослых.

Сельская библиотека

Заведует сельской библиотекой Кирющенкова Елена Фроловна.

Школьная библиотека

С 1 сентября 2013 года, заведует школьной библиотекой Юркова Татьяна Михайловна.

      1. Природа родного края

Остановочный пункт № 8. Зона отдыха «Родник»

Криница

Там где корни вьются на лесной тропе,

Маленькие блюдца спрятались в траве.

Каждый, кто подходит, подойдет - нагнется

И опять в дорогу силы наберется.

Догадались о чем речь? Конечно же, о родниках!

В лозняковом буйном разнотравье

Отворили ключики замки —

И пойти журчать по задубравью,

И пойти звенеть в березняки...


В подстилающей породе с. Подывотье содержатся залежи белой глины, мел, мергель, сквозь которые на поверхность пробиваются родники с «живой водой». В подывотском лесу таких родников много. Один из них здесь, перед вами.

Он без рук, он без ног, Из земли пробиться смог. Нас он летом, в самый зной, Ледяной поит водой.

В одной легенде рассказывается, как охотник преследовал раненого оленя. Обессиленное животное изнемогало. Еще мгновение, и оно упало бы бездыханным, но тут произошло нечто необыкновенное. Олень бросился в воду озера, выскочил на другой берег и исчез в лесной чаще. Охотник с изумлением взирал на это перевоплощение.

Наблюдая за поведением заболевших животных, люди подмечали, что те, действительно, инстинктивно ищут источник воды, купаясь в которых выздоравливают. Может быть, глядя на это, люди и сами стали пользоваться такими водоемами, что помогало избавляться от болезней или давало облегчение. Отсюда и пошла слава о «живой воде», которая исцеляет разные болезни, делает слабых сильными, калек - здоровыми. «Живой воде» стали приписывать волшебные свойства. До нашего времени дошло много преданий, легенд, былин, где говорится о разных чудесах , сотворенных при помощи « живой воды».

«Живая вода» - не вымысел. Мы знаем, что она действительно есть в природе, называют её минеральной водой. Она способна по истине творить чудеса, но только не имеет тех свойств, которые ей приписывают в сказках: она не может воскресить умершего, вернуть слепому зрение.

В старину люди не знали, что дождевая вода, просочившись в недра Земли, совершает там длительные путешествия: растворяет породы, вбирает в себя железо, бром, йод, литий, углекислоту, сероводород, радон и иные газы и, обогащенная ими, выбирается на поверхность, образуя источники, ручьи, озёра. Наши учёные могут «заглянуть» внутрь воды и определить её химический состав, а затем назначают людям при разных болезнях. В природе существует великое разнообразие минеральных вод. В наше время построено много здравниц, где люди пользуются услугами «живой воды» принимают лечебные ванны. Пьют воду.

Этот родник называют «Криница». Его обустроил бывший лесничий Подывотского лесничества Кузин Фёдор Иванович в 1998 году.

Место отдыха

Он человек.

Он торжество.

Пред ним — природа, небо, вечность.

И все - ему. А от него

нужна всего лишь человечность.

И. Швец

Летом особенно популярной формой отдыха является зеленый туризм. Кто из нас не выезжал на берег реки в лес и не наслаждался чистым воздухом и прозрачной водой? Экологический туризм, безусловно, очень полезен, если бы не то, что зачастую он превращается в сплошное безобразие. После отдыха всегда остается много мусора, остатков еды, выжженные поляны. Это очень актуальная проблема. Как обычно рассуждают отдыхающие, покидая место отдыха? Думается, примерно так: «Я не первый здесь бросаю, не тащить же все за собой домой...

Мусор прикопаем или выбросим в реку. Костер почти потушили.

Не будь дорогими базы отдыха, отдыхали бы там, а так...»

Не правда ли, цинично?

Кстати, о кострах. Очень сильно безобразят природную среду обугленные пятна кострищ, которых особенно много в зонах неорганизованного отдыха. Большинство любителей посидеть у костра не владеют навыками оборудования очага и последующего восстановления почвы на этом месте. А сколько жизней гибнет на месте кострищ!

Но если по вине человека горит лес, то беда еще больше. Причиной пожара может быть не только жара, но и брошенная в лесу не затушенная спичка или сигарета. Бывает, что осколки бутылочного Природа — она для всех, значит, каждому надо уметь вести себя так, чтобы не наносить вред другим людям. Из этого следует, что при общении с природой и детям, и взрослым необходимо соблюдать определенные правила:

  • не разводить костер без необходимости;

  • при выборе места для костра стараться использовать старые кострища или каменистые участки;

  • для костров использовать валежник или отмерший сухостой;

  • при уходе с места стоянки необходимо : костер затушить водой или песком, пищевые отходы закопать, непищевые (целлофан, консервные банки, стеклянную посуду) — взять с собой и выбросить в специальное место для мусора;

  • в лесу стараться идти по тропам гуськом;

  • не следует рвать полевые цветы: они быстро вянут и, как правило, выбрасываются еще в пути;

  • если встречается раненое животное или птица, выпавший из гнезда птенец, необходимо самим оказать им помощь или обратиться к специалистам;

  • не бросать в пути обёртки от конфет и других фасованных продуктов (чипсов, семечек, сухариков и т.д.),окурки и пр., а собирать их и при случае сжечь в костре.

Остановочный пункт № 10. Государев мост

Государев мост является границей между двумя лесничествами: Подывотским и Хинельским. О нем существует легенда, передающаяся, из поколения в поколение. Люди считают, будто здесь проезжала императрица Екатерина Великая.

Остановочный пункт № 9. Уникальные растения нашего леса

Наш лес – своеобразный природный феномен. В нём встречаются такие «северяне», как багульник, клюква, водяной орех. И рядом - любящие тепло шалфей, дикорастущие орхидеи (например, любка двулистная), горицвет весенний.



















3. Заключение

В своём исследовании мы подтвердили гипотезу о том, что наше село может быть интересным объектом для путешественников по Брянскому краю. И если для решения ряда вопросов необходимы финансовые вложения и привлечение бизнеса, то на школьном уровне мы смогли решить важную задачу: разработали один из возможных вариантов маршрутов для экскурсий по селу и его окрестностям, и составили путеводитель, который будет способствовать привлечению к нам туристов и просто отдыхающих. Конечно же, мы включили в маршрут не все интересные и памятные места. Это значит, что вариантов таких экскурсий может быть несколько.

Путеводитель «Одиссея по селу Подывотье и его окрестностям» составлен для привлечения внимания к изучению природного и исторического наследия села и формирования представления о нём как месте, по которому интересно и увлекательно путешествовать. И, разумеется, чтобы дать нужные и удобные инструменты для  поездок, экскурсий и  путешествий.

Хотелось бы, чтобы нашим маршрутом заинтересовались люди разных возрастов.  Наш  путеводитель поможет им увидеть не только конкретный объект среди других, но и узнать его географию и историю, а может даже, подтолкнёт их почитать дополнительную литературу по интересующим вопросам, или самим написать «Дневник путешествия».

У путешественников, направляющих по нашему маршруту, в памяти надолго останутся природные объекты, удивительный и неповторимый мир растений, быт и уклад сельского жителя, а также экологические проблемы, которые решать нужно всем.

В ходе экскурсии по составлению  данного маршрута были сделаны выводы для администрации Подлесно - Новосельского сельского поселения и жителей села Подывотье о том, что  населению необходимо грамотно вести хозяйство и заниматься природоохранной деятельностью, потому как от этого  зависит экологическая обстановка села и его окрестностей, а следовательно, и привлекательность нашей малой родины.



































4.Литература

  1. Большунова В.И. Очерк. Край сердцу милый, Подывотский! МОУ – Подывотская средняя о/о школа, 2006.

  2. Брянские леса – России краса. Рассказ о брянском лесе, его людях и их делах. Сборник. М.: Издательский Дом «Прибой», 1998.

  3. Летопись села Подывотье. Составитель: Ерёмина З.А., худ. руководитель СДК.

  4. Проект организации и развития лесного хозяйства Севского лесхоза, Подывотского лесничества.

  5. Газета «Севская правда» разных лет издания.

  6. Материалы, собранные руководителем и исполнителями проекта

  7. Интернет-ресурсы





















Приложение 1. План - карта маршрута

Условные обозначения:



Масштаб 1: 50000



Остановочные пункты на маршруте



0 – Въезд в село Подывотье

1 – Больница

2 – Почтовое отделение

3 – Магазин «Супер Маркет»

4 – МБОУ – Подывотская СОШ

5 – Магазин «Перекрёсток»

6 – Храм Пророка Илии

7 – Памятник защитникам Отечества

8 - Зона отдыха «Родник»

9 - Уникальные растения нашего леса

10 - Государев мост

11 - Памятник жертвам фашизма «Скорбящая мать»





















Приложение 2. Паспорт на маршрут по селу Подывотье и его окрестностям

Местонахождения: 30 км западнее города Севска

Проезд: автобус от г. Севска до ост. « с. Подывотье», далее пешком (согласно плану маршрута)

Землепользователь: Подлесно-Новосельское сельское поселение, ГУЛ « Севский лесхоз»

Назначение объекта: просветительское, обучающее, воспитательное

Исторические сведения: дано в описании экскурсионных объектов на маршруте (см. Путеводитель)

Перечень экскурсионных объектов: дано в Путеводителе

Состояние маршрута: удовлетворительное, на отдельных участках хорошее

Виды и режим использования: отдых с ограниченным разведением костров, учебные исследования, учебные и обзорные экскурсии; запрещается заезд автомашин, создание незапланированных троп, любые виды сбора природного материала, сбор цветов, ягод, грибов, замусоривание.

Необходимые мероприятия: установка информационных щитов и знаков, оборудование малыми формами архитектуры разработка и устройство новых экскурсионных объектов по намеченным темам исследований.

Шефствующие учреждения, спонсоры, частные лица: не установлены.

Паспорт составлен руководителем и исполнителями проекта.

Дата: 5.11.2013 г.



Приложение 3. Одиссея по селу Подывотье и его окрестностям. Путеводитель






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!