Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект" Трудный звук [р]"»
Исследовательский проект «Трудный звук [Р]»
Выполнил ученик 3 «а» класса Үзек Кежик МБОУ СОШ №3 г. Чадан
Руководитель: учитель-логопед: Сат Чойганмаа Кан-ооловна
Чадан 2015 уч. год
Актуальность
- Не все дети умеют правильно произносить звук [р] в речи. Звук [р] такой трудный потому и я сам не умел проговаривать.
Объект исследования
Предмет исследования
Цель:
- Научиться правильно произносить звук «Р»
Задачи:
- Выявить особенности положения органов артикуляции при произношении звука [Р].
Методы
- Наблюдение.
- Консультация.
- Выполнение артикуляционных упражнений.
Гипотеза
- Если я научусь проговаривать звук [р], то буду говорить правильно и красиво. Недаром говорят, что , что красивую речь приятно слушать.
Этапы:
Ι . Подготовительный этап .
а) выполнение артикуляционных упражнений.
б) игры для развития силы выдоха.
в) игры для развития слуха.
ΙΙ.Формирование правильной речи .
а)устранение неправильного произношения.
б) выговаривание звука[р] в слогах и словах, предложениях.
- Звук [р] согласный, звонкий, непарный. Бывает твердым и мягким.
«Лошадка»
Учит прижимать спинку языка к небу и, отпуская её, цокать.
«Грибок»
Учит прижимать спинку языка к небу, некоторое время удерживая его в этом положении.
« Гармошка»
Учит прижимать спинку языка к нёбу и растягивать при этом подъязычную связку.
Игра для развития слуха
«Красный-желтый»
Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух .
Игра «Кто больше слов придумает»
Цель: активизация словаря, автоматизация звука [р]
Упражнения для выработки воздушной струи
« Воздушные шары»
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Упражнение «Буря в стакане»
В трубку я сегодня дую
И устраиваю бурю.
Логопедические рифмовки
Ро-ро-ро,Ро-ро-ро —Выпил бык воды ...
(ведро).
Ро-ро-ро,Ро-ро-ро —У ореха есть ... (ядро).
Ро-ро-ро,Ро-ро-ро —Эскалатор есть в ...
(метро).
Ро-ро-ро,Ро-ро-ро —У Мальвины друг — ...
(Пьеро)
Пе…о
Го…ох
Ка…андаш
Ко…она
Ко…зина
Давайте ребята, отгадывать загадки.
Растёт зелёный кустик,
Дотронешься-укусит.
В душный день на небе вдруг
Барабаны громко бьют.
Один вход, три выхода.
Прочитай и запомни пословицы
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Поскорей подрастай, да к работе поспевай.
Вывод :
В результате регулярных выполнений артикуляционных упражнений я научился выговаривать звук[р]. И моё произношение стало четким и красивым. И выяснил
при произношении звука [р] положение губ в улыбке. Рот приоткрыт, кончик языка поднимается к бугоркам за верхними зубами. Струя воздуха сильная, она заставляет кончик языка дрожать.
Литература
1.Автоматизация звука [р] О.В Епифанова
2. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
3. http://pandia.org/text/78/123/62403.php