МБОУ «Криволесская ОШ»
Рассмотрена и принята Утверждена:
Протоколом педсовета №1 приказом№___________
От ____________2016 г. от ______________ 2016г.
Директор школы:
___________ / Терехова Л.П./
Рабочая программа
по истории России
8 класс
Панасенковой Галины Владимировны
l категория
2016 - 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа создана на основании:
1.Приказа Министерства образования и науки России №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010г.
2.Примерной основной образовательной программы образовательн. учреждения. 3.Примерных программ по учебным предметам. «Стандарты второго поколения». История. 5-9 кл. М. «Просвещение», 2011, в соответствии с образовательной программой МБОУ «Криволесская ОШ»
4.Учебника «История России XIX – начало XX века» 8класс ФГОС. Авторы: Л.М.Ляшенко, О.В.Волобуев, Е.В.Симонова. Изд-во: М. «Дрофа», 2016г.
Главной целью изучения истории в основной школе является «…образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом…»
Задачами изучения курса истории в основной школе являются:
- формирование у молодого человека ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития российской государственности и государств мира в период Новой истории в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Общая характеристика учебного предмета
В основу курса положен комплексный подход к изложению отечественной и всемирной истории. Все стороны жизни общества рассматриваются в совокупности. История России и стран мира изложена в рамках «цивилизационной модели, когда только взаимное сочетание различных факторов позволяет представить исторический процесс во всей его полноте и многообразии и выявить характерные особенности различных цивилизаций.
В курсе большое внимание уделяется политической истории, поскольку она во многом определяет развитие самой государственности, формирует яркий событийный ряд и представлена наиболее запоминающимися лицами. История культуры – другой важный аспект учебного содержания, связанный с духовной, интеллектуальной и эмоциональной жизнью. Большое внимание уделяется личностям российских и европейских правителей и их деятельности, а также повседневной жизни человека средневековой Руси и Российской империи, стран Европы и Востока, истории Церкви, духовной и художественной культуре. История нашей страны рассматривается в контексте общемирового исторического процесса. В каждом разделе отечественной истории рассматриваются международные связи России, даются сопоставления с явлениями и процессами других стран. В целом в основе курса лежит представление о системообразующей роли государства в истории России, а также стран Запада и Востока в период Нового времени.
Место предмета в учебном плане
Предмет «История» в 8 классе изучается в качестве обязательного предмета в объеме 68 часов в год (по 2 часа в неделю, 34 учебных недель). На историю России отводится 40часов, на всеобщую историю – 28часов в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Назначение предмета «История» в 8 классе состоит в том, чтобы сформировать у учащихся целостное представление об истории эпохи Нового времени как закономерном периоде Всеобщей истории и истории России, знать, понимать причины и особенности возникновения и развития идей и институтов современного человека и гражданина (нормы морали и права, законы, государство). Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира учащегося, его национального самосознания. Эти положения находят отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе воспитание интереса и уважения к историко- культурному наследию человечества, частью которого является прошлое своей страны и родного края, развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития школьников на основе формирования общих умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Предметные: целостное представление об историческом пути России, стран Запада и Востока в XVII- XVIII веках, как о важном периоде истории, в течение которого происходило формирование и развитие российской, европейской, восточных цивилизаций, складывались основы российского многонационального и поликонфессионального российского общества; яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры истории государств XVII-XVIII в; элементарные представления о политике исторической памяти в России, выражающейся в установлении мемориальных знаков и памятных дат; способность применять понятийный аппарат, уметь датировать важнейшие события и процессы в истории России, стран мира изучаемого периода, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития; умения читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника. Находить и показывать изучаемые историко-географические объекты; сравнивать относительно простые однородные исторические факты из разных периодов истории России с аналогичными в других странах периода Нового времени; умения давать образную характеристику ярких исторических личностей и типичных представителей социокультурных групп обществ; умения соотносить единичные события в российской истории с явлениями и процессами, характерными для цивилизаций Средневековья и Нового времени; умения анализировать и интерпретировать сюжеты художественных картин…; готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры, способствовать их охране.
Метапредметные: способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории; умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеке, музеях, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, таблицы, планы, схемы, презентации с использованием ИКТ, проекты; способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры России, стран мира.
Личностные: расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире, для эффективного взаимодействия с «другими»; приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения; освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России и за рубежом; опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам, способам их изучения и охраны.
Планируемые результаты:
В результате изучения истории ученик должен
Знать:
• основные этапы и ключевые события истории России XIX- начала XX в и выдающихся деятелей истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• виды изучаемых исторических источников;
уметь:
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
• выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
• объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
• уметь анализировать исторические явления, процессы факты, группировать исторические явления и события по заданному признаку;
• давать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
• выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира с древнейших времён до конца XVI века, достижениям культуры;
• высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
использовать:
• приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
• знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
• для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
• приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Содержание учебного предмета
История России (40час.)
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Россия на пути к реформам (первая половина XIX в.). Александровская эпоха: государственный либерализм. Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М. М. Сперанский.
Отечественная война 1812 г. Эпоха 1812 г. Война России с Францией 1805—1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. — важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм.Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни. Централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П. Д. Киселева 1837—1841 гг. Официальная идеология: православие, самодержавие, народность. Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства. Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. «Восточный вопрос». Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Крепостнический социум. Деревня и город. Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Санкт-Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.
Культурное пространство. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. «Золотой век» русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.
Пространство империи: этнокультурный облик страны. Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830—1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.
Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли. Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы — дворянские революционеры. Культура и этика декабристов. Общественная жизнь в 1830—1850-е годы. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А. И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.
Россия в эпоху реформ (вторая половина XIX в.)Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация Реформы 1860—1870-х годов — движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос. Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Бал-каны. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.
«Народное самодержавие» Александра III. Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений. Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.
Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность. Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграция сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.
Культурное пространство. Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.
Этнокультурный облик империи. Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Урала и Поволжья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного воз-
рождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.
Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений. Общественная жизнь в 1860—1890-х годах. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение. Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
Кризис империи в начале ХХ века. На пороге нового века: динамика и противоречия развития. Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) — пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия — мировой экспортер
хлеба. Аграрный вопрос. Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры. Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905—1907 годов. Начало парламентаризма. Николай II и его окружение. Деятельность В. К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания». Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Бу-лыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Москве. Особенности револю-ционных выступлений в 1906—1907 гг. Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Общество и власть после революции. Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П. А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной думе. Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.
«Серебряный век» российской культуры. Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература на чала XX в. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру
Итоговое повторение 1час.
Тематическое планирование
история России 8класс (44 часа)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в./2ч/ Развитие сельского хозяйства России в первой половине XIX в | 1 |
3 | Развитие промышленности, транспорта и торговли России в первой половине XIX в. | 1 |
4 | Российская империя в царствование Александра I. 1801-1825гг./5ч/ Внутренняя и внешняя политика России в 1801—1811 гг | 1 |
5 | Отечественная война 1812 г. | 1 |
6 | Внешняя и внутренняя политика России в 1815—1825 гг. | 1 |
7 | Общественная жизнь в России в первой четверти XIX в | 1 |
8 | Восстание декабристов и его значение | 1 |
9 | Российская империя в царствование Николая I. 1825-1855гг./5ч/ Внутренняя политика Николая I. | 1 |
10 | Социально-экономическая политика | 1 |
11 | Внешняя политика в 1825—1855 гг. Крымская война | 1 |
12 | Общественно-политическая жизнь России 1830—1840-х годов | 1 |
13 | Повторение , контроль. Тест (&1-11) | 1 |
14 | Начало золотого века русской культуры/3ч/ Просвещение и наука | 1 |
15 | Литература, как главное действующее лицо российской культуры. | 1 |
16 | Архитектура, живопись, музыка, театр | 1 |
17 | Эпоха Великих реформ в России. 1860-1870-е гг./5ч/ Отмена крепостного права | 1 |
18 | Реформы 1860—1870-х годов | 1 |
19 | Внешняя политика Александра II | 1 |
20 | Либеральный и революционный общественно-политические лагери в 1860—1870-е годы | 1 |
21 | Основные направления в народничестве | 1 |
22 | Российская империя в царствование Александра III. 1881-1894 гг./4ч/ Внутренняя политика Александра III | 1 |
23 | Внешняя политика Александра III | 1 |
24 | Массовое и революционное движение в 1880-х — начале 1890-х годов | 1 |
25 | Религиозная политика в России в XIX в. Исторический диктант. | |
26 | Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в./4ч/ Развитие сельского хозяйства | 1 |
27 | Промышленность, банковское дело, торговля, транспорт | 1 |
28-29 | Повседневная жизнь основных слоев населения страны в XIX в. Тест (&24-26) | 2 |
30 | Продолжение золотого века русской культуры/3ч/ Просвещение и наука | 1 |
31 | Периодическая печать и литература. | |
32 | Новые течения в литературе, архитектуре, живописи, театральном искусстве, музыке | 1 |
33 | Россия в конце XIX - начале XX в. Экономическое развитие России: город и деревня. | 1 |
34 | Социальные, религиозные и национальные отношения в империи | 1 |
35-36 | Государство и общество на рубеже веков | 2 |
37 | 1905 год — революция и самодержавие | 1 |
38 | Начало многопартийности | 1 |
39 | Завершающий период революции | 1 |
40 | Общество и власть после Первой российской революции | 1 |
41-42 | «Серебряный век» русской культуры | 1 |
43-44 | Промежуточная аттестация. Итоговое повторение-обобщение по курсу - собеседование | 2 |