Тема урока:
История на карте.
Цели урока: 1. Организовать деятельность обучающихся с целью изучения
исторической картографии.
2. Сформировать умение работать с исторической картой.
3. Развивать познавательные потребности младших школьников.
4. Воспитывать чувство причастности к родным истокам.
Оборудование: географическая и исторические карты Воронежской области; проверочные тесты; раздаточный материал для выполнения творческого задания
« Дорисуй карту».
Ход урока:
I. Вхождение в урок.
Рада видеть вас, друзья!
Снова в путь зову вас я.
Будем с вами мы опять
По истории шагать.
Чтоб не сбиться нам с пути,
Все преграды обойти,
Я помощницу одну
На урок к нам позову.
II. Сообщение темы урока.
- А кто окажет нам помощь в изучении истории, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Дорога есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя.
Реки, моря есть, а воды нет.
( Карта).
III. Актуализация опорных знаний.
Тестирование « Что вы знаете о картах».
- Вспомните, что вы знаете о картах. Среди ответов выберите правильный и подчеркните его.
Тест « Что вы знаете о картах?»
Карты бывают…
А) географическая;
Б) литературные;
В) музыкальные.
2. К географической карте не относится…
А) экологическая;
Б) физическая;
В) химическая.
3. Карта может рассказать о…
А) о красоте нашего края;
Б) о поверхности земли;
В) о погоде.
4. « Прочитать» карту можно при помощи…
А) указки;
Б) условных обозначений;
В) фотографий.
IV. Открытие новых знаний.
1. Творческое задание « Дорисуй карту».
- Помощницей в изучении истории служит историческая карта.
Чтобы разобраться в исторической карте, давайте отправимся вглубь веков.
Перед нами – наш край XVII века.
Соедините города-крепости ломаной линией. Это – Белгородская черта, мощная укреплённая линия, препятствующая набегам татар. Сколько городов –крепостей Белгородской черты находились на территории Воронежской области? ( 7).
2. Обобщающая беседа.
- В чём, на ваш взгляд, отличие исторической карты от географической?
( Историческая карта содержит историческую информацию. На исторической карте с помощью условных знаков отображается то, что когда-то существовало.)
- А в чём их сходство?
( Так как любое историческое событие происходит на определённой географической местности, то на исторической карте обязательно присутствуют географические объекты ( реки, моря…).
- Что изображают исторические карты?
( Исторические карты разнообразны. Они отражают рост территории в разные времена, развитие хозяйства, возникновение городов, военные сражения и многое другое.)
V. Физкультурно-мыслительная разминка. Игра « Можем ли мы назвать объект историческим?».
Поиграем мы в игру.
Я ответы назову.
На ответ мой верный нужно
Хлопнуть вам в ладоши дружно.
На ответ неверный мой
Топнуть вы должны ногой.
Река - топнуть.
Остров - топнуть.
Стоянка древних людей - хлопок.
Место битвы - хлопок.
Лес - топнуть.
Старинная дорога - хлопок.
Озеро - топнуть.
Древний канал - хлопок.
Движение войска - хлопок.
VI. Закрепление полученных знаний.
1. Коллективное составление памятки « Как читать историческую карту?»
Чтобы правильно понять, что изображено на исторической карте, надо знать следующие правила:
территория всегда показана в строго определённое время;
цвета используются для обозначения границ государства и присоединённых территорий;
условными знаками показаны перемещения войск ( стрелки), места сражений , бывают изображены кораблики, пушки, солдатики и другие рисунки, которых не встретишь на географической карте;
названия городов и стран соответствуют тому времени, которое изображено на карте.
2. Практическая работа « Путешествие по карте».
- Совершите путешествие с помощью исторических карт Воронежского края. Используя условные знаки, попытайтесь рассказать о том. Что вам встретилось во время путешествия.
VII. Подведение итога урока.
- Для чего важно научиться « читать» исторические карты?
( Умение разбираться в исторической карте поможет нам в исследовании прошлого).
VIII. Домашнее задание.
- Придумайте и нарисуйте условные обозначения для исторической карты, повествующей о наиболее интересном на ваш взгляд событии из истории родного края.
Литература.
Загоровский В.П. История нашего края. – Воронеж, 1968.
Загоровский В.П. История Воронежской области. – Воронеж, 1976.
Крючкова Е.А. Урок знакомства с исторической хронологией и исторической картой в IV классе.// Начальная школа. - № 12. – с.55-59.
Саплин А.И., Саплина Е.В. Книга для учителя. 3 класс. – М., 1999.