СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История на карте.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:  1.  Организовать деятельность обучающихся с целью изучения

                                    исторической картографии.

 

                              2. Сформировать умение работать с исторической картой.

 

                              3. Развивать познавательные потребности младших школьников.

 

                              4. Воспитывать чувство причастности к родным истокам.

Просмотр содержимого документа
«История на карте.»


Тема урока:

История на карте.


Цели урока: 1. Организовать деятельность обучающихся с целью изучения

исторической картографии.


2. Сформировать умение работать с исторической картой.


3. Развивать познавательные потребности младших школьников.


4. Воспитывать чувство причастности к родным истокам.


Оборудование: географическая и исторические карты Воронежской области; проверочные тесты; раздаточный материал для выполнения творческого задания

« Дорисуй карту».


Ход урока:

I. Вхождение в урок.

Рада видеть вас, друзья!

Снова в путь зову вас я.

Будем с вами мы опять

По истории шагать.

Чтоб не сбиться нам с пути,

Все преграды обойти,

Я помощницу одну

На урок к нам позову.


II. Сообщение темы урока.

- А кто окажет нам помощь в изучении истории, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Дорога есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя,

Луга есть – косить нельзя.

Реки, моря есть, а воды нет.

( Карта).


III. Актуализация опорных знаний.

Тестирование « Что вы знаете о картах».

- Вспомните, что вы знаете о картах. Среди ответов выберите правильный и подчеркните его.


Тест « Что вы знаете о картах?»

  1. Карты бывают…

А) географическая;

Б) литературные;

В) музыкальные.

2. К географической карте не относится…

А) экологическая;

Б) физическая;

В) химическая.

3. Карта может рассказать о…

А) о красоте нашего края;

Б) о поверхности земли;

В) о погоде.

4. « Прочитать» карту можно при помощи…

А) указки;

Б) условных обозначений;

В) фотографий.


IV. Открытие новых знаний.

1. Творческое задание « Дорисуй карту».

- Помощницей в изучении истории служит историческая карта.

Чтобы разобраться в исторической карте, давайте отправимся вглубь веков.

Перед нами – наш край XVII века.

  • Нарисуйте рядом с городами изображения домиков-крепостей.


  • Соедините города-крепости ломаной линией. Это – Белгородская черта, мощная укреплённая линия, препятствующая набегам татар. Сколько городов –крепостей Белгородской черты находились на территории Воронежской области? ( 7).



  • Раскрасьте полученные участки ( до Белгородской черты и после) разными цветами.


  • Татары ещё долго продолжали тревожить русские земли, они пробовали напасть на Воронеж, Орлов. Отметьте движения татарских войск стрелками .


  • У стен крепостей атаки врагов были отбиты. Отметьте эти события.



  • Зимой 1696 года под Воронежем началось строительство русского флота. Обозначьте это событие на нашей карте.

2. Обобщающая беседа.

- В чём, на ваш взгляд, отличие исторической карты от географической?

( Историческая карта содержит историческую информацию. На исторической карте с помощью условных знаков отображается то, что когда-то существовало.)

- А в чём их сходство?

( Так как любое историческое событие происходит на определённой географической местности, то на исторической карте обязательно присутствуют географические объекты ( реки, моря…).

- Что изображают исторические карты?

( Исторические карты разнообразны. Они отражают рост территории в разные времена, развитие хозяйства, возникновение городов, военные сражения и многое другое.)




V. Физкультурно-мыслительная разминка. Игра « Можем ли мы назвать объект историческим?».

Поиграем мы в игру.

Я ответы назову.

На ответ мой верный нужно

Хлопнуть вам в ладоши дружно.


На ответ неверный мой

Топнуть вы должны ногой.


Река - топнуть.

Остров - топнуть.

Стоянка древних людей - хлопок.

Место битвы - хлопок.

Лес - топнуть.

Старинная дорога - хлопок.

Озеро - топнуть.

Древний канал - хлопок.

Движение войска - хлопок.


VI. Закрепление полученных знаний.

1. Коллективное составление памятки « Как читать историческую карту?»

Чтобы правильно понять, что изображено на исторической карте, надо знать следующие правила:

  • территория всегда показана в строго определённое время;

  • цвета используются для обозначения границ государства и присоединённых территорий;

  • условными знаками показаны перемещения войск ( стрелки), места сражений , бывают изображены кораблики, пушки, солдатики и другие рисунки, которых не встретишь на географической карте;

  • названия городов и стран соответствуют тому времени, которое изображено на карте.


2. Практическая работа « Путешествие по карте».

- Совершите путешествие с помощью исторических карт Воронежского края. Используя условные знаки, попытайтесь рассказать о том. Что вам встретилось во время путешествия.



VII. Подведение итога урока.

- Для чего важно научиться « читать» исторические карты?

( Умение разбираться в исторической карте поможет нам в исследовании прошлого).


VIII. Домашнее задание.

- Придумайте и нарисуйте условные обозначения для исторической карты, повествующей о наиболее интересном на ваш взгляд событии из истории родного края.


Литература.

  1. Загоровский В.П. История нашего края. – Воронеж, 1968.

  2. Загоровский В.П. История Воронежской области. – Воронеж, 1976.

  3. Крючкова Е.А. Урок знакомства с исторической хронологией и исторической картой в IV классе.// Начальная школа. - № 12. – с.55-59.

  4. Саплин А.И., Саплина Е.В. Книга для учителя. 3 класс. – М., 1999.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!