СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по Истории России в 8 классе по ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итогавая контрольная работа по Истории России в виде теста в 2 вариантах. Тесты состоят из 2 частей - 1 часть сам тест и 2 часть р=исторический текст и вопросы к ему. 

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по Истории России в 8 классе по ФГОС.»

Вариант 1

Часть 1.

1. Период с 1725 г. по 1801 г. принято называть 1б



1) Смутным временем

2) периодом Петровских реформ

3) эпохой дворцовых переворотов

4) «бунташным» временем



2. Какая отрасль промышленности появилась в России во второй половине XVIII в.? 1б



1) оружейная

2) хлопчатобумажная

3) шерстяная

4) железоделательная



3. Кто из названных ниже правителей России заложил основы формирования системы профессионального образования, открыв Артиллерийскую, Навигацкую, Инженерную и Медицинскую школы? 1б



1) Пётр I

2) Елизавета Петровна

3) Екатерина II

4) Пётр III



4. Экономическая политика государства периода правления Петра I, направленная на поощрение и поддержку отечественного мануфактурного производства путём ограничения ввоза иностранных товаров и оказания экономической помощи предпринимателям, называется 1б



1) монополизмом

2) секуляризацией

3) протекционизмом

4) просвещённым абсолютизмом



5. Как назывался документ в XVIII в., определявший порядок государственной службы в Российской империи; соотношение всех чинов, воинских, статских и придворных по старшинству; последовательность чинопроизводства? 1б



1) «Табель о рангах»

2) «Указ о единонаследии»

3) «Жалованная грамота дворянству»

4) Соборное уложение



6. Назовите руководителя крупного народного восстания XVIII в., который жаловал народ «вольностью и свободою, и вечно казаками», отменял рекрутские наборы, подушную и прочую денежные подати, награждал «владением землями лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброка», освобождал от «прежде чинимых от злодеев дворян и городских мздоимцев-судей крестьянам и всему народу налагаемых податей и отягощением»? 2б



1) И. И. Болотников

2) К. А. Булавин

3) С. Т. Разин

4) Е. И. Пугачёв



7. Что из названного относится к итогам государственных преобразований первой четверти XVIII в.? 1б



1) создание министерств как органа центрального управления

2) формирование абсолютной монархии

3) создание приказной системы

4) учреждение Земских соборов



8. Понятие «рекрутчина» появилось в период 1б



1) создания полков иноземного строя при царе Алексее Михайловиче

2) введения опричнины царём Иваном IV

3) военных реформ Петра I

4) нововведений в армии при императоре Павле I



9. Какое из указанных ниже событий военной истории XVIII в. произошло раньше остальных? 1б



1) Швейцарский поход А. В. Суворова

2) взятие крепости Измаил

3) битва у деревни Лесной

4) Чесменское сражение



10. Какое мероприятие, проведённое Екатериной II, относится к политике просвещённого абсолютизма? 2б



1) школьная реформа: создание трёх типов общеобразовательных учебных заведений

2) отмена телесных наказаний и пыток для всех граждан империи

3) закрытие вольных типографий

4) увеличение чиновничьего аппарата



11. Прочтите отрывок из работы историка и укажите имя российского правителя (правительницы), с царствованием которого(-ой) связаны изменения, о которых идёт речь. 2б



«Военно-батальные па, разучиваемые на плацу, не годились для отражения атак визжащих от ярости янычар, при штурме крепостных стен, в столкновениях с решительной французской пехотой… Вместе с распущенностью, злоупотреблениями под топор царских приказов пошли и старательно выращиваемые Суворовым и Румянцевым лучшие военные качества русской армии…»



1) Анна Иоанновна

2) Елизавета Петровна

3) Пётр III

4) Павел I



12. В каком стиле построены Зимний дворец и Большой дворец в Петергофе? 1б



1) барокко

2) шатровом стиле

3) классицизме

4) итальянского палаццо



13. Прочтите отрывок из Указа Петра I от 1711 г. и напишите название государственного органа, которому были даны полномочия, о которых идёт речь. 2б



«Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать… то же ябедникам… 2. Смотреть во всём государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные снять. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артерии войны. 4. Дворян собрать молодых… 5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые… по канцеляриям… осмотреть и посвидетельствовать».



1) Синод

2) Сенат

3) коллегии

4) Тайная канцелярия



14. Расположите в хронологическом порядке произошедшие события. 2б.

1) Уложенная комиссия

2) Взятие Измаила

3) Подписание «кондиций»

4) Нерчинский договор с Китаем

5) Полтавская битва



15. Вставьте пропущенные слова. 2б

Стремясь подчинить себе Церковь, Петр I в 1727 г. и вовсе упразднил патриаршество. Он объяснял это тем, что в государстве не должно быть «двух царей». Для управления делами Церкви был создан ___________ ________ с обер-прокурором, назначаемым императором.





16. Какие понятия относятся к царствованию Екатерины II? Найдите в приведённом ниже списке два понятия и запишите цифры, под которыми они указаны. 2б



1) Земский собор

2) просвещённый абсолютизм

3) Уложенная комиссия

4) кондиции

5) Верховный тайный совет



17. Ниже приведён ряд имён выдающихся деятелей. Все они, за исключением одного, относятся к XVIII в. 3б



М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Д. Пожарский, В. И. Баженов, Е. Р. Дашкова.



Найдите и запишите имя, «выпадающее» из данного ряда. С какой исторической эпохой он связан? С каким событием?



18. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента. 3б



Правитель Созданный орган власти Годы правления

А ___________ Конференция при высочайшем дворе 1741-1761 гг.

Екатерина I Верховный тайный совет Б ___________

Анна Иоановна В ___________ 1730-1740 гг.

Пропущенные элементы:



1) 1725-1727 гг.

2) Пётр II

3) Елизавета Петровна

4) Кабинет министров

5) Сенат

6) 1761-1761 гг.



Часть 2.

Прочтите фрагмент исторического источника и выполните задания 19, 20. Используйте в ответах информацию текста и знания из курса истории.





«Победа не только освободила от шведов Украину и Россию, но и освободила от страха перед ними несколько государств Европы. Более того, это событие оказалось переломным как в истории России, так и четырёх других государств — Швеции, Саксонии, Речи Посполитой и Дании. До него Россия занимала скромное место в расчётах западных держав, победа же резко подняла политический и военный престиж России.



Впервые за свою историю она стала полноправным балтийским государством и членом европейской системы союзов, обозначив свои интересы на континенте. Инициатива действий не только на суше, но и на море стала принадлежать русскому флоту. Англия, которая до Полтавы едва замечала Россию и отказывалась в 1707 г. включить эту страну в Великий союз. Англия, в столице которой — неслыханный позор! — был избит и посажен в тюрьму русский посол А. А. Матвеев, после победы заявила о необходимости улучшения отношений с царём. Франция, отклонившая в 1706 г. заключение торгового договора с Русским государством, теперь, опасаясь появления полтавских ветеранов на службе Великого союза, пыталась перехватить инициативу и использовать Петра в центре Европы. Теперь русскому правительству уже не было нужды увеличивать вес своего престижа бочонками с серебром или обещаниями поставки солдат на Рейн или в Испанию. Сфера влияния победившей страны выросла особенно в Польше, Северной Германии и даже на Балканах, где вспыхнули надежды на освобождение от османского ига православным царём».



19. О каком сражении идёт речь? Укажите год, когда оно произошло. 2б



20. Как историк определяет значение итогов этого сражения для России и других государств? Укажите не менее двух положений. 2б











Критерии оценки

«5» - от 26 до 33

«4» - от 19 до 25

«3» - от 13 до 18

«2» - ниже 12 баллов













Вариант 2

Часть 1.

1. Даты — 1708 г., 1709 г., 1721 г. — отражают основные события войны. 1б.



1) Ливонской

2) Семилетней

3) Северной

4) Русско-турецкой



2. Что из перечисленного характеризует экономику России второй половины XVIII в.? 1б.



1) большая часть пашни выделялась под технические культуры

2) появляются новые сельскохозяйственные культуры, такие как картофель и подсолнечник

3) появляются новые отрасли скотоводства, как, например, коневодство

4) Россия увеличивает вывоз хлеба за границу



3. Какое учебное заведение было открыто для подготовки специалистов армии и флота в Санкт-Петербурге в 1715 г.? 1б.



1) Академия наук

2) Морская академия

3) Навигацкая школа

4) цифирная школа



4. Как историками называется период нестабильности в политической жизни России XVIII столетия, когда переход высшей государственной власти и смена правителей России происходил не посредством закона, а путём привлечения гвардии и политика государства определялась отдельными группировками дворцовой знати? 1б.



1) Смутным временем

2) периодом Петровских реформ

3) эпохой дворцовых переворотов

4) «бунташным» временем



5. Какое учреждение, созданное Екатериной II, могло заниматься решением таких задач: «100 червонцев деньгами и медаль в 25 червонцев за решение задачи», «что полезнее для общества: чтобы крестьянин имел в собственности землю или только движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны»? 1б.



1) Уложенная комиссия

2) Сенат

3) Вольное экономическое общество

4) Дворянское собрание



6. Самым крупным и массовым народным выступлением XVIII в. стало выступление 1б.



1) И. И. Болотникова

2) К. А. Булавина

3) С. Т. Разина

4) Е. И. Пугачёва



7. Прочтите текст и укажите, о ком идёт речь. 2б.



«В 1762 г. он стал одним из активнейших участников дворцового переворота, приведшего к воцарению Екатерины П. Покровительствовал писателям, учёным; был избран президентом учреждённого им «Вольного экономического общества», занимался вопросом улучшения быта крестьян, участвовал в работе Уложенной комиссии. В 1771 г. подавил «Чумной бунт» в Москве, после чего остался в городе до окончания эпидемии, для борьбы с которой он предпринял энергичные меры. В 1772 г. был послан на мирный конгресс в Фокшаны, созванный с целью прекращения русско-турецкой войны. Последние свои годы провёл в Москве».



1) Н. И. Панин

2) Г. Г. Орлов

3) К. Г. Разумовский

4) П. Б. Пассек



8. Укреплению обороноспособности Российского государства в первой четверти XVIII в. способствовало(-а) 1б.



1) создание регулярной армии

2) отмена рекрутчины

3) создание полков «нового строя»

4) создание стрелецкого войска



9. Какое из указанных ниже событий истории XVIII в. произошло позже остальных? 1б.



1) переход А. В. Суворова через Альпы

2) взятие крепости Измаил

3) Полтавская битва

4) сражение при Гросс-Егерсдорфе



10. К характеристике абсолютизма относится 2б.



1) наличие представительного органа

2) неограниченный характер власти монарха

3) контроль народа над работой государственной власти

4) создание местного самоуправления



11. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя императрицы, о которой идёт речь. 2б.



«Ни у кого из тех, кто когда-либо занимал российский престол, не было так мало прав на царский венец, как у неё… Но её царствование было одним из самых благополучных в истории России… Это явление уникальное и одновременно характерное для России XVII I столетия. Именно ей суждено было завершить многие дела Петра I и одновременно явить образец новых принципов управления государством».



1) Екатерина I

2) Анна Иоанновна

3) Елизавета Петровна

4) Екатерина II







12. В каком стиле построены здания Сената в Московском Кремле, Дом Пашкова в Москве? 1б.



1) барокко

2) шатровом стиле

3) классицизме

4) итальянского палаццо



13. Расположите в хронологическом порядке произошедшие события. 2б.

1) Итальянский и Швейцарские походы русской армии

2) Указ о единонаследии

3) «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву»

4) Основание Московского университета

5) Вечный мир с Речью Посполитой



14. Прочтите отрывок из сочинения Ф. Нестерова и укажите, с чьим царствованием связаны имена военачальников и полководцев, о которых идёт речь. 2б.



«Вглядываясь в Румянцевых и Суворовых, Спиридовых и Ушаковых, Потёмкиных и Орловых, вслушиваясь в их речи, вчитываясь в их письма, начинаешь понимать, что помимо новых поместий с тысячами крепостных, помимо титулов, помимо звёзд, лент через плечо и табакерок с портретами императрицы… у этих людей за душой было ещё и нечто другое, призывающее их на исполненную тяжкими трудами, лишениями и грозными опасностями службу.

Нечто другое — это проникнувшее в плоть и кровь сознание того, что «в службе — честь! честь!», что помимо всяких наград, великое счастье в том, чтобы отдать России свои силы, ум, энергию, кровь и жизнь».



1) Петра I

2) Екатерины I

3) Екатерины II

4) Александра I



15. Вставьте пропущенные слова. 2б.



В 1787 г. Состоялось путешествие Екатерины II в ________ и _____. Императрица решила лично убедиться насколько велики успехи в обустройстве вновь присоединенного края. Г.А. Потемкин как наместник региона старался сделать путешествие императрицы как можно более приятным, приказав украсить ее путь продвижения.



16. Какие события имеют отношение к реформам Петра I? Найдите в приведённом ниже списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны. 2б.



1) учреждение коллегий

2) принятие Соборного уложения

3) начало книгопечатания

4) введение гражданского шрифта

5) отмена местничества



17. Ниже приведён перечень имён деятелей культуры. Все они, за исключением одного, являются выдающимися архитекторами XVIII в. 1б.



В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Д. Жилярди, И. Е. Старов, Г. Р. Державин.



Найдите и запишите имя, «выпадающее» из данного ряда. С какой исторической эпохой он связан? С чем связана его деятельность?



18. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента. 3б.

Правитель Годы правления Преемник на троне

Екатерина I А ___________ Петр I

Б ___________ 1741-1761 гг. Петр III

Анна Иоанновна 1730-1740 гг. В ___________



Пропущенные элементы:



1) Екатерина II

2) 1761-1762 гг.

3) Елизавета Петровна

4) Иван VI

5) 1725-1727 гг.

6) 1727-1730 гг.



Часть 2.



Прочтите фрагмент исторического источника и выполните задания 19, 20. Используйте в ответах информацию текста и знания из курса истории.



«Царевна ненавидела свою мачеху Наталью Кирилловну и её родственников Нарышкиных и боярина Матвеева. Кроме того, ей хотелось самой сделаться правительницей государства, устранить Петра и управлять государством вместо неспособного, больного Иоанна. Буйство и недовольство стрельцов указали ей путь, которым она может достигнуть власти.



Она в стрелецкие слободы посылала доверенных людей, которые распускали слух о том, что Пётр — царь незаконный, что престол следует по всем правам старшему брату, что Нарышкины злобствуют на стрельцов и, как только Матвеев возвратится из ссылки, взыщут с них за все бесчинства и жестокости с полковниками. В то же самое время одна из её придворных ходила по стрелецким слободам, раздавала деньги, сулила золотые горы и всякие вольности, когда царём будет законный царевич Иоанн и все недруги народа, изменники царские, будут изведены. Вслед за этим стрельцы собирались в круги, становились под ружьё, били в набат, везде бранили правительство и кричали: Не хотим, чтобы нами управляли Нарышкины и Матвеев».



19. О какой царевне идёт речь? Укажите хронологические рамки периода (с точностью до десятилетия), когда она была фактической правительницей страны. 2б.



20. Какую цель поставила царевна, и какими были средства достижения этой цели? Выпишите не менее двух средств для достижения указанной цели. 2б.





Критерии оценки

«5» - от 26 до 33

«4» - от 19 до 25

«3» - от 13 до 18

«2» - ниже 12 баллов

16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!