Пояснительная записка к итоговой контрольно работе для учащихся 8 классов по химии
Цель проведения: проверить усвоение определенных элементов содержания, предусмотренных Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Характеристика структуры и содержания работы
Подходы к отбору содержания контрольной работы:
Разработка заданий осуществлялась с учетом следующих общих положений.
• Ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве
инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы.
• Призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки. В этих целях проверка усвоения
основных элементов содержания курса химии осуществляется на трех уровнях сложности: базовом,
повышенном и высоком.
Каждый вариант контрольной работы состоит из 2 частей.
«Часть 1» содержит 9 заданий базового и повышенного уровня сложности
«Часть 2» содержит 1 задания среднего уровня сложности, с развернутым ответом.
«Часть 3» содержит 1 задания высокого уровня сложности, с подробным развернутым ответом.
Задания расположены по принципу постепенного нарастания уровня их сложности.
На выполнение контрольной работы дается 40 минут
Критерии оценивания работы в целом
Полученные учащимися баллы за выполнение всех заданий суммируются. Итоговая отметка обучающегося определяется по 5-балльной шкале.
Количество баллов за каждое задание:
№ задания | Кол-во баллов | Макс. кол-во баллов | Пояснения |
№ 1 - 8 | По 1 б за каждый правильный ответ | 8 | |
№ 9 | По 0,5 б за каждый правильный ответ | 2 | |
№ 10 | По 1 б за каждый правильный ответ | 4 | Ошибок нет – 4 балла Допущена 1 ошибка – 3 балла Допущено 2 ошибки – 2 балла Допущено 3 ошибки – 1 балл Допущено 4 ошибки – 0 балл |
№ 11 | По 1 б за каждый правильный ответ | 8 | -оформление «Дано» и «Найти» - 1 б. -написание уравнения химической реакции (правильно составленные формулы веществ и расставленные коэффициенты) - 2 б. -вычисление массы растворенного вещества в полученном растворе- 1 б. -вычисление массы веществ по уравнению реакции - 2 б. -составление пропорции, вычисление неизвестных величин, ответ -2 б. |
Перевод количества баллов в процентное выполнение работы и оценивание по пятибалльной шкале , исходя из максимального количества баллов за всю работу – 22 б.:
Количество набранных баллов | Процентное выполнение работы (%) | Оценка по пятибалльной шкале |
0 — 8 | 0 — 36 | «2» (неудовлетворительно) |
9 – 13 | 41 – 59 | «3» (удовлетворительно) |
14 – 18 | 62 – 81 | «4» (хорошо) |
19 — 22 | 85 — 100 | «5» (отлично) |
Итоговая работа за курс VIII класса
Инструкция для учащихся
Тест состоит из 3 частей и включает 11 заданий. Задания рекомендуется выполнять по порядку.
I вариант
Часть 1
1. Четыре энергетических уровня содержит электронная оболочка атома:
а) калия
б) бериллия
в) кремния
г) гелия
2. Шесть электронов находятся на внешнем энергетическом уровне атома:
а) золота
б) углерода
в) хром
г) кислорода
3. Выберите соединение с ковалентной полярной связью:
а) H2
б) H2S
в) NaI
г) N2
4. Выберите формулу соединения серы, в котором она проявляет степень окисления -2
а) SO2
б) SO3
в) MgS
г) SF6
5. Выберите формулу оксида железа (III):
а) FeO
б) FeCl3
в) Fe2O3
г) ОF2
6. Выберите ряд формул, в котором все вещества являются основаниями:
а) Fe2O3, ZnO, Cu(OH)2
б) Ba(NO3)2, Ba(OН)2, Н2SО4
в) КОН, Fe(OH)3, NaОН
г) Zn(OН)2, НCl, H2O
7. Оксид кальция СаО реагирует с:
а) HNO3
б) Li2O
в) Cu
г )MgSO4
8. Выберите краткое ионное уравнение для реакции 2КОН + Н2SО4 = К2SО4 + 2Н2О
а) ОН- + Н+= Н2О
б) 2КОН + 2 Н+= 2К++ 2Н2О
в) 2ОН- + 2Н+= 2Н2О
г) 2К++ 2ОН-+ 2 Н++ SО42-= 2К++SО42-+2Н2О
В задании 9 на установление соответствия запишите напротив цифры букву.
9. Установите соответствие между формулой вещества и его принадлежностью к определенному классу неорганических соединений.
Класс веществ : Формула вещества:
оксиды а) HNO2
основания б) P2O5
кислоты в) Fe(OH)3
соли г) Mg(NO3)2
Часть 2
10. Напишите уравнения практически осуществимых химических реакций. Выберите реакцию обмена и запишите ее в молекулярном и ионном виде.
1. Cu + O2 =
2. CuO + H2O =
3. CuO + H2SO4 =
4. CuSO4 + NaOH =
Часть 3
11. Для приготовления 400 г 2% раствора соли сульфата бария взяли сульфат натрия и гидроксид бария. Какую массу необходимо взять сульфата натрия для приготовления данного раствора сульфата бария?
Итоговая работа за курс VIII класса
Инструкция для учащихся
Тест состоит из 3 частей и включает 11 заданий. Задания рекомендуется выполнять по порядку.
2 вариант
Часть 1
1. Шесть энергетических уровней содержит электронная оболочка атома:
а) калия
б) золота
в) кремния
г) гелия
2. Четыре электрона находятся на внешнем энергетическом уровне атома:
а) золота
б) углерода
в) хром
г) кислорода
3. Выберите соединение с ковалентной неполярной связью:
а) H2
б) H2S
в) NaI
г) N2
4. Вещество, в котором сера проявляет степень окисления +4, имеет формулу:
а) H2S
б) SO2
в) SO3
г) Na 2S
5. Вещество, имеющее формулу NaNO3, называется:
а) карбонат натрия
б) нитрит натрия
в) хлорид натрия
г) нитрат натрия
6. Ряд формул, в котором все вещества являются оксидами:
а) ZnO, ZnCl2, HCl
б) SO3, MgO, CuO
в) KOH, K 2O, MgO
г) HNO3, P2O5, NaCl
7. Серная кислота реагирует с:
а) HNO3
б) СO
в) Cа
г) MgSO4
8. Какое краткое ионное уравнение отображает сущность процесса NaOH + HCl = NaCl + H2O
а) H+ + OH-= H 2O
б) NaOH + H+ = Na+ + H 2O
в) 2H++ 2OH- = 2 H2 O
г) OH- + HCl = Cl-+ H 2O
В задании 9 на установление соответствия запишите напротив цифры букву.
9. Установите соответствие между формулой вещества и его принадлежностью к определенному классу неорганических соединений.
Класс веществ: Формула вещества:
1) оксиды а) NaOH г) NaNO3
2) основания б) HCl д) H2
3) кислоты в) CaO
4) соли
Часть 2
10. Напишите уравнения практически осуществимых химических реакций. Выберите реакцию обмена и запишите ее в молекулярном и ионном виде.
1. Mg + O2 =
2. MgO + H2SO4 =
3. MgSO4 + NaOH =
4. Cu + HCl =
Часть 3
11. Для приготовления 350 г 12% раствора соли фосфата алюминия взяли фосфат натрия и хлорид алюминия. Какую массу необходимо взять фосфата натрия для приготовления данного раствора фосфата алюминия?
Ответы по итоговой работе
Часть 1
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Вариант 1 | а | г | б | в | в | в | а | в | 1б, 2в, 3а, 4г |
Вариант 2 | б | б | г | б | г | б | в | а | 1в, 2а, 3б, 4г |
Часть 2
1 вариант
Задание 10
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
2Cu + O2 = 2CuO | 1 |
CuO + H2SO4= CuSO4 +H2O | 1 |
CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2↓ Cu2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- = 2Na+ + SO42- + Cu(OH)2↓ Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2↓ | 2 |
Максимальный балл | 4 |
2 вариант
Задание 10
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
2Mg + O2 = 2MgO | 1 |
MgO + Н2SО4 = MgSО4 + Н2O | 1 |
MgSО4 + 2NaOH = Mg(OH)2↓ + Na2SО4 Mg2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- = Mg(OH)2↓+2Na+ + SO42- Mg2+ + 2OH- = Mg(OH)2↓ | 2 |
Максимальный балл | 4 |
Часть 3
1 вариант
Задание 11
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Дано: m р-ра ( BaSO4)=400г. ω ( BaSO4)=2% Найти: m(Na2SO4) | 1 |
Na2SO4 + Ba(OH)2 = 2NaOH + BaSO4(осадок) | 2 |
m чист. ( BaSO4)=(400г.*2%)/100%=8г | 1 |
m(Na2SO4) по ур-ию= M (Na2SO4)*n(Na2SO4)=142г/моль*1моль=142г m(Ba(OH)2) по ур-ию= M (Ba(OH)2)*n(Ba(OH)2)=171г/моль*1моль=171г m(BaSO4) по ур-ию= M (BaSO4)*n(BaSO4)=233г/моль*1моль=233г. | 2 |
m(Na2SO4)=(m(Na2SO4) по ур-ию*m чист. ( BaSO4))/m(BaSO4) по ур-ию=(142*8)/233=4,87г. | 2 |
Максимальный балл | 8 |
Часть 3
2 вариант
Задание 11
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Дано: m р-ра ( AlPO4(аморфн.))=350г. ω ( AlPO4(аморфн.))=12% Найти: m(Na3PO4) | 1 |
AlCl3+Na3PO4→AlPO4(аморфн.)+3NaCl | 2 |
m чист. (AlPO4)=(350г.*12%)/100%=42г | 1 |
m(AlPO4) по ур-ию= M (AlPO4)*n(AlPO4)=122г/моль*1моль=122г m(AlCl3) по ур-ию= M (AlCl3)*n(AlCl3)=133,5г/моль*1моль=133,5г m(Na3PO4) по ур-ию= M (Na3PO4)*n(Na3PO4)=164г/моль*моль=164г. | 2 |
m(Na3PO4)=(m(Na3PO4) по ур-ию*m чист. ( AlPO4))/m(AlPO4) по ур-ию=(164*42)/122=53,45г. | 2 |
Максимальный балл | 8 |