Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения итоговой контрольной работы по курсу «Новейшая история. XX – начало XXI века»
Предмет: история
Учебник: О. С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко – Цюпа «Новейшая история. XX – начало XXI века». 9 класс. – М.: Просвещение, 2011.
Вид контроля: итоговый
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Описание элементов предметного содержания |
1.1 | Монополистический капитализм. |
1.2 | Создание колониальных империй |
1.3 | Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. |
1.4 | Военно-политические блоки. |
1.5 | Первая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий, итоги. |
1.6 | Фашизм. Национал-социализм. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х - 1930-х гг. А. Гитлер. |
1.7 | Ведущие страны Запада в 1920-х – 1930-х гг.: от стабилизации к экономическому кризису. |
1.8 | Авторитаризм в Латинской Америке XX в. |
1.9 | Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий. |
1.10 | Ялтинско-Потсдамская система. |
1.11 | Помощь США и Великобритании в борьбе с фашистской агрессией. |
1.12 | Эволюция политических идеологий во второй половине ХХ в. |
1.13 | Ведущие страны Запада в 1920-х – 1930-х гг.: от стабилизации к экономическому кризису. «Новый курс» в США. |
1.14 | Формирование в Западной Европе социально ориентированной рыночной экономики. |
1.15 | Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. |
1.16 | Особенности демократических революций в Восточной Европе в конце 1980 – х гг. |
1.17 | Интеграционные процессы. |
1.18 | Выбор путей развития государствами Азии. |
1.19 | Традиционные и новые направления в архитектуре. |
1.20 | Итоги Первой Мировой войны. Мюнхенское соглашение и крах идеи коллективной безопасности. Первые соглашения по ограничению стратегических вооружении. Основные этапы интеграции в Западной Европе. |
1.21 | Основные течения в художественной культуре (реализм, модернизм, постмодернизм). |
1.22 | Фашизм. Национал-социализм. |
1.23 | Лига наций. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х - 1930-х гг. А. Гитлер. Холодная война. |
3. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших
курс «Новейшая история XX – начало XXI века»
код | Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
2.1 | Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий. |
2.2 | Охарактеризовать основные экономические идеи. |
2.3 | Охарактеризовать основные пути развития зарубежных стран и их взаимодействия. |
2.4 | Выявлять общность сравниваемых исторических событий и явлений, политических взглядов |
2.5 | Знать необходимые исторические факты, даты, персоналии, события. |
2.6 | Определять причины и следствия важнейших исторических событий. |
2.7 | Объяснять смысл основных исторических понятий. |
2.8 | Определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории. |
2.9 | Уметь раскрывать характерные направления в живописи, литературе, архитектуре. |
Спецификация КИМ
для проведения итоговой контрольной работы по курсу «Новейшая история. XX – начало XXI века»
Предмет: История
Учебник: О. С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко – Цюпа «Новейшая история. XX – начало XXI века», 9 класс
Вид контроля: итоговый
Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся класса содержания учебного материала по Новейшей истории. XX – начало XXI века за курс 9 класса. Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по истории, а также содержанием учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией О. С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко – Цюпа.
Контрольная работа состоит из 28 заданий: 24 - задания базового уровня,4 - повышенного.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1
Таблица 1
№ задания | уровень | Что проверяется | Тип задания | Примерное время выполнения задания |
1 | базовый | 1.1, 2.1 | С выбором ответа | 1 мин. |
2 | базовый | 1.1, 2,2 | С выбором ответа | 1 мин. |
3 | базовый | 1.2, 2.3 | С выбором ответа | 1 мин. |
4 | базовый | 1.3, 2.4 | С выбором ответа | 1 мин. |
5 | базовый | 1.4, 2.5 | С выбором ответа | 1 мин. |
6 | базовый | 1.5, 2.6 | С выбором ответа | 1 мин. |
7 | базовый | 1.5, 2.5 | С выбором ответа | 1 мин. |
8 | базовый | 1.6, 2.7 | С выбором ответа | 1 мин. |
9 | базовый | 1.7, 2,2 | С выбором ответа | 1 мин. |
10 | базовый | 1.8, 2.1 | С выбором ответа | 1 мин. |
11 | базовый | 1.9, 2.1 | С выбором ответа | 2 мин. |
12 | базовый | 1.9, 2.8 | С выбором ответа | 2 мин. |
13 | базовый | 1.10, 2.3 | С выбором ответа | 1 мин. |
14 | базовый | 1.9, 2.6 | С выбором ответа | 1 мин. |
15 | базовый | 1.11, 2.2 | С выбором ответа | 1 мин. |
16 | базовый | 1.12, 2.5 | С выбором ответа | 1 мин. |
17 | базовый | 1.13, 2.2 | С выбором ответа | 1 мин. |
18 | базовый | 1.14, 2.6 | С выбором ответа | 1 мин. |
19 | базовый | 1.15, 2.3 | С выбором ответа | 1 мин. |
20 | базовый | 1.16, 2.6 | С выбором ответа | 1 мин. |
21 | базовый | 1.17, 2.5 | С выбором ответа | 1 мин. |
22 | базовый | 1.18, 2.3 | С выбором ответа | 1 мин. |
23 | базовый | 1.17, 2.3 | С выбором ответа | 1 мин. |
24 | базовый | 1.19, 2.5 | С выбором ответа | 1 мин. |
25 | повыш | 1.20, 2.8 | Установление правильной последовательности | 5 мин. |
26 | повыш | 1.21, 2.9 | С выбором нескольких правильных ответов | 4 мин. |
27 | повыш | 1.22, 2.1 | С выбором нескольких правильных ответов | 5 мин. |
28 | повыш | 1.23, 2.5 | Установление соответствия | 5 мин. |
На выполнение 28 заданий отводится 45 минут. Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.
Таблица 2
№ задания | Количество баллов |
1-24 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
25 | 3 балла –если ответ БГАВ 2 балла – если ответ БГВА 1 балл – Любые сочетания, где на первом месте стоит буква Б 0 баллов - Любые сочетания, кроме указанных в таблице |
26-27 | Полностью указаны характеристики – 2 балла, Одна правильно указанная характеристика – 1 балл, Отсутствие правильных характеристик – 0 баллов |
28 | 2 балла - если ответ А1 Б3 В2 1 балла – Любые сочетания, где на первом месте стоит буква с цифрой А1 0 баллов - Любые сочетания, кроме указанных в таблице |
Итого | 31 балл |
Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Баллы | Отметка |
27 - 31 - баллов | Отметка «5» |
23-26 - баллов | Отметка «4» |
16 -22 - баллов | Отметка «3» |
15 баллов | Отметка «2» |
Итоговая контрольная работа по курсу «Новейшая история зарубежных стран.
ХХ — начало ХХI в.» за 9 класс
ФИО_________________________________________________________________
Часть 1. Эта часть работы содержит задания 1 – 24 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответов. Обведите правильный ответ в кружок.
1 Для передовых стран мира в начале ХХ в. было характерно сокращение:
А) социальных расходов Б) числа занятых в сфере услуг
В) полномочий представительных органов власти
Г) доли сельскохозяйственного производства в общем объеме выпускаемой продукции
2. Финансирование банками предприятий и участие в управлении ими в начале ХХ в. свидетельствовали о:
А) демократизации общества Б) переходе к массовому производству
В) формировании и финансового капитала Г) проведении политики социального реформизма
3. Особенность развития Италии в начале ХХ в.:
А) большие колониальные владения Б) сильное влияние католической церкви
В) преобладание вывоза капиталов над ввозом Г) наличие двухпартийной политической системы
4. Консерваторы и либералы в начале ХХ в. являлись сторонниками:
А) революции Б) социального равенства В) всевластия государства Г) расширения избирательного права
5. В состав Тройственного союза накануне Первой мировой войны входили:
А) Германия, Австро-Венгрия, Италия Б) Англия, Австро-Венгрия, США
В) Германия. Россия, Франция Г) Англия, Франция, Россия
6. Участвуя в Первой мировой войне, Германия стремилась к:
А) захвату новых колоний Б) сохранению господства на море В) захвату проливов Босфор и Дарданеллы Г) освобождению своей страны от захватчиков 7. Первая мировая война закончилась:
А) 7 ноября 1917 г. Б) 18 июля 1918 г. В) 3 марта 1918 г. Г) 11 ноября 1918 г.
8. Понятию «фашизм» наиболее полно соответствует определение:
А) открытая государственная террористическая диктатура Б) однопартийная политическая система
В) установление цензуры печати Г) власть одного человека
9. В Великобритании, как и в США, в годы экономического кризиса:
А) осуществлялась программа дешевого строительства Б) расширилась система социального страхования В) сложился тоталитарный режим Г) сократился экспорт
10. Явление под названием «каудилизм» связано с особенностями политического развития:
А) Индии Б) Китая В) Турции Г) Латинской Америки
11. О каком явлении идет речь в отрывке из документа?
Я был удивлён спокойствием, которое там царило. Артиллеристы, которые расположились на Рейне, спокойно смотрели на немецкие поезда с боеприпасами, которые курсируют на противоположном берегу, наши лётчики пролетали над дымящимися трубами завода Саару, не сбрасывая бомб. Очевидно, главная забота высшего командования заключалась в том, чтобы
не беспокоить противника.
А) об аншлюсе Б) о блицкриге В) о «странной войне» Г) о движении Сопротивления
12. Какое событие в ходе Второй мировой войны произошло позднее других?
А) освобождение Праги Б) начало коренного перелома В) нападение Японии на Перл-Харбор Г) высадка англо-американских войск в Италии
13. Решение о демилитаризации и демонополизации Германии после окончания Второй мировой войны было принято на конференции:
А) Ялтинской Б) Генуэзской В) Тегеранской Г) Потсдамской
14. Причина ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки:
А) стремление США уничтожить население Японии
Б) отказ СССР участвовать в военных действиях против Японии
В) отсутствие у США иных технических средств для разгрома Японии
Г) демонстрация США ядерного оружия как средства давления на другие государства
15. Экономическая помощь США воюющим против Германии странам в годы Второй мировой войны называлась:
А) ленд-лиз Б) репарация В) маккартизм Г) план Маршалла
16. Президентом США в 1961-1963 гг. являлся:
А) К. Аденауэр Б) Д. Эйзенхауэр В) Дж. Кеннеди Г) К. Эттли
17. Положение экономической теории кейнсианства:
А) полное подчинение экономики государству Б) полная свобода частного предпринимательства
В) сокращение социальных расходов государства Г) расширение социального страхования граждан
18. Причина бурного экономического роста в странах Запада в 1950-1973 гг.:
А) начало «холодной войны» Б) развитие системы мировой торговли
В) конкуренция между Востоком и Западом Г) процесс дезинтеграции экономики европейских стран
19. После 1945 г. социалистический строй установился в:
А) Греции Б) Испании В) Норвегии Г) Польше
20. «Бархатные революции» в ряде стран Европы в конце 1980-х гг. привели к:
А) ликвидации основ тоталитаризма Б) национализации крупных предприятий
В) установлению власти коммунистических партий Г) установлению командно-административной системы
21. Страны-участницы совещания в Хельсинки 1975 г. положили начало созданию организации:
А) СЭВ Б) НАТО В) ООН Г) ОБСЕ
22. Развитие стран арабо-мусульманского региона в начале ХХI в. характеризуется:
А) быстрыми темпами Б) сохранением традиционализма
В) установлению парламентских демократий Г) отсутствием военных переворотов и революций
23. Для международной интеграции характерен процесс:
А) либерализации мировой торговли Б) усиления протекционизма в экономике
В) внедрения национальной валюты в отдельных странах
Г) формирования экономики, независимой от других стран
24. Выдающиеся архитекторы второй половины ХХ в.:
А) Пикассо, Гаттузо Б) Камю, Сартр В) Висконти, де Сантис Г) Ле Корбюзье, Нимейер
Часть 2. В этой части содержатся задания, которые требуют ответа в виде сочетания букв, слова. Ответы на задания 25 - 28 следует записывать в находящуюся в тексте таблицу или строку ответа. При этом слова рекомендуется писать печатными буквами.
25. Расположите в хронологической последовательности международные договоры.
А) Мюнхенский договор Б) Маастрихтские соглашения
В) Версальский мирный договор Г) Договор об ограничении ядерного оружия (ОСВ - 1)
О т в е т:
26. Какие новые художественные направления возникли во второй половине ХХ в.? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.
1) поп-арт 4) импрессионизм
2) романтизм 5) постмодернизм
3) символизм
Ответ: ________________________________
27. Какие черты присущи нацистской идеологии? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.
1) популизм 2) либерализм 3) демократизм 4) разделение рас на «высшие» и «низшие»
5) признание интересов личности выше интересов государства
Ответ: ______________________________________ 28. Установите соответствие между датой и событием. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Дата | Событие |
А) 1919г. Б) 1933 г. В) 1962 г. | 1) создание Лиги Наций 2) Карибский кризис 3) приход фашистов к власти в Германии 4) объединение Германии |
Ответ: