Пояснительная записка
к итоговой работе по литературе в 5 классах
за 2021- 2022 учебный год
Преподавание данного курса осуществляется по Программе по литературе под редакцией Г.П. Меркина (В полном соответствии с Программой основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы – М.: Просвещение, 2006)
Обучение в 5-м классе ведется по учебнику для общеобразовательных учреждений «Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных чреждений». В 2 ч./ Авт.-сост. Г.П.Меркин.-М.:Просвещение, 2018.
Целью проведения промежуточной итоговой аттестации является определение степени освоения обучающимися учебного материала по литературе за 5 класс 2021/2022 уч.года.
Задачи:
-развитие осмысления и анализа изучаемого в курсе «Литература» художественного произведения (сказка, стихотворение, басня,рассказ,повесть);
- овладение умениями определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
-развитие письменных навыков обоснования суждений, характеристик героев и аргументов;
-развитие умений выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- приобщение к литературе и её культурным традициям;
-формирование у учащихся потребности в изучении литературы и чтении художественных произведений.
Промежуточная аттестация по литературе в 5 классе проводится в форме теста(3 варианта), состоящего из вопросов и заданий трех уровней.
Содержание тестов охватывает всё содержание курса литературы за 5 класс и задания на знание теории литературы и понимание текста. В данный экзаменационный материал вошли следующие разделы курса:
« Мифы»
«Устное народное творчество»
«Басни»
«Из русской литературы 19-20 веков»
«Из зарубежной литературы».
Требования к уровню подготовки учащихся:
По окончании 5 класса учащиеся должны знать:
авторов и содержание художественных произведений, входящих в программу;
основные теоретические понятия: сюжет, композиция, род и жанр литературы, тропы и др.
По окончании 5 класса учащиеся должны уметь:
излагать сюжет изученного произведения, объясняя внутренние связи его элементов;
стилистически грамотно и точно отвечать на вопросы, а также самостоятельно их формулировать;
использовать при обсуждении произведений теоретические знания по литературе;
находить изобразительно-выразительные средства языка в художественном произведении и определять их роль;
отличать стихотворную речь от прозы, пользуясь основными средствами стихосложения.
Критерии оценивания заданий и требования к
их выполнению
Первый уровень вопросов (А) – наиболее простой. Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов этой части -7 баллов.
На выполнение части А – отводится 5-10 минут.
Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа, однако этот ответ односложен (состоит из 1 – 3 слов). За каждое верное выполненное задание части В начисляется от 1 до 3 баллов, в зависимости от типа задания. Максимальное количество балов – 6.
Примерное выполнение задания 10 минут.
Наиболее сложным является третий уровень (С). Вопросы этого уровня побуждают учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, опираясь на изученный материал. Однако ответ на вопрос уровня С не должен быть слишком большим – достаточно 3-5 предложений.
Критерии оценивания ответа к заданию С1 | Балл |
1. Содержание ответа (сочинение) Работа соответствует теме и заданию. Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания. | 1 0 |
2. Речевое оформление ответа (сочинения) Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения. Допущена одна логическая ошибка. Допущено более 1 логической ошибки. Точность и выразительность речи. Однообразие грамматического строя речи. Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи. | 2 1 0 2 1 0 |
3. Грамотность. Соблюдены орфографические нормы. Допущена 1 ошибка. Допущено более 1 ошибки. Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка). Допущены 1-2 ошибки. Допущено более 2 ошибок. Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет). Допущены 1-2 ошибки. Допущено более 2 ошибок. Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок). Допущены 1-2 ошибки. Допущено более 2 ошибок. | 2 1 0 2 1 0 2 1 0 2 1 0 |
Максимальное количество баллов за часть С | 13 |
Время выполнения части С – 15-20 минут.
Таким образом, максимальное количество баллов за верно выполненный тест – 26 баллов.
Время выполнения всей работы – 40 минут.
Критерии оценивания
«5»- 23-26
«4»- 18-22
«3»- 13-17
«2» - 0-12баллов
Ключи к тестам:
№ варианта | А-1 | А-2 | А-3 | А-4 | А-5 | А-6 | А-7 | В-1 | В-2 | В-3 |
1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 1 | 1 | 4 | сравнение, эпитет | волшебные, бытовые, о животных | пьеса |
2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | олицетворение, эпитет | басня | парная, перекрестная, опоясывающая |
3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | олицетворение, метафора | эпос, лирика, драма | сюжет |
Промежуточная итоговая аттестация по литературе за 5 класс
Вариант 1
Фамилия_______________________Имя______________Класс________
А-1. Сколько раз стрелял из лука Иван-царевич , чтобы найти невесту?
1 раз
4 раза
3 раза
А-2. Кто в басне И.А.Крылова «Свинья под Дубом» сказал Свинье, что дерево может засохнуть, если подрывать корни?
Крестьянин
Осёл
Дуб
Ворон
А-3. Отрывком из какого произведения А.С.Пушкина является «У Лукоморья»?
«Сказка о золотом петушке»
«Руслан и Людмила»
«Сказка о мёртво й царевне и о семи богатырях»
«Сказка о золотой рыбке»
А-4. Кто является рассказчиком в стихотворении М.Ю.Лермотова «Бородино»?
Генерал
Простой солдат
М.Ю.Лермотов
Родной дядя поэта
А-5. Кем Герасим из рассказа И.С.Тургенева «Муму» служил у барыни?
Дворником
Конюхом
Садовником
Дворецким
А-6. Что подарила Медной горы Хозяйка Степану в сказе П.П.Бажова ?
Малахитовую шкатулку с украшениями
Бриллианты
Дорогой костюм
Инструменты для работы с камнем.
А-7. Как Тому Сойеру, герою романа М.Твена, удалось избавиться от скучной работы по окраске от забора?
Сбежал из дома
Притворился больным
Уговорил покрасить забор негра Джима
Заинтересовал работой своих друзей
В-1. Какие тропы использованы в данном отрывке из стихотворения А.А.Прокофьева?
Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит,
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
________________________________________________________________
В-2. Перечислите типы народных сказок.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
В-3. Назовите жанр по данному определению: литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.
_________________________________________________________________
С-1. В чём заключается идея рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Промежуточная итоговая аттестация по литературе за 5 класс
Вариант 2
Фамилия_______________________Имя______________Класс________
А-1. Кто помог Ивану-царевичу найти сундук, где была спрятана смерть Кощея Бессмертного?
Волк
Баба-Яга
Медведь
Орёл
А-2.Басни этого баснописца легли в основу многих басен:
Эзоп
И.А.Крылов
Лафонтен
4.М.В.Ломоносов
А-3. Кто дал отравленное яблоко Царевне из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
Чернавка
Черница
Баба-Яга
Кикимора
А-4. Из какого произведения Н.А.Некрасова следущие строки:
Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз?
«Мороз, Красный нос»
«Крестьянские дети»
«На Волге»
Дедушка»
А-5. Как звали девушку, которую любил Герасим в рассказе И.С.Тургенева «Муму»?
Акулина
Татьяна
Светлана
Ульяна
А-6.В финале рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» Жилин…
Остается служить на Кавказе
Уходит из армии
Женится на девушке, которую ему выбрала мать
4.Погибает
А-7. Что назвал «негодным мусором» Робинзон, герой Д.Дефо?
Монеты
Документы
Табак
Песок
В-1. Напишите, какие тропы использованы в данном отрывке из стихотворения Ф.И.Тютчева:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь лес стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
_______________________________________________________________
В-2. Назовите литературный термин по данному определению:
краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий аллегорический смысл
________________________________________________________________
В-3. Напишите типы рифмовок
________________________________________________________________
________________________________________________________________
С-1. Что помешало или кто помешал счастью Герасима из рассказа И.С.Тургенева «Муму»?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Промежуточная итоговая аттестация по литературе за 5 класс
Вариант 3
Фамилия_______________________Имя______________Класс________
А-1. Кто подарил Ивану-царевичу волшебный клубок?
Старичок
Баба-Яга
Старушка
Лисичка
А-2. Какому историческому событию посвящена басня И.А.Крылова «Волк на псарне»?
Отечественная война
Великая Отечественная война
I Мировая война
Русско-японская война
А-3. Как Елисей оживил царевну в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
Убил злую мачеху
Поцеловал царевну
Разбил хрустальный гроб
Принес живой воды
А-4. Где происходит действие рассказа Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»?
В Белорусии
В Молдавии
На Украине
На Кавказе
А-5. Какое прозвище татары дали Жилину в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?
Джигит
Казак
Храбрец
Силач
А-6. Кто, по мнению Никиты в рассказе А.П.Платонова, жил на солнце?
1.Бабушка
2.Отец
3.Дедушка
4.Пастух
А-7.Что помогло Кишу, герою Д.Лондона, при охоте на медведя?
Смекалка
Физическая сила
Поддержка старейшин
В-1. Назовите тропы, которые встретились в данном отрывке стихотворения И.А.Бунина:
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шёпот леса
И полдневный летний зной…
________________________________________________________________
В-2. Назовите роды литературы
_________________________________________________________________
В-3. По данному определению назовите литературный термин:
Цепь событий, происходящих в произведении.
_________________________________________________________________
С-1. Какой экзамен выдержал Васютка, герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________