Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Краснослободска
Итоговый
индивидуальный проект
Театральное искусство
в современном обществе
Выполнил: Шайтаров В.А.,
ученик 9а класса
Руководитель: Фисенко Д.Р.,
учитель технологии и
изобразительного искусства
г.Краснослободск 2024-2025
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………….…….3 Теоретическая часть ……………………………………………………….. ………………….6 1.1. Рождение театра как вида искусства…………………………………………………………..6
1.2. История театра …………………………………………………………………………………7
1.3 Роль театра в жизни человека…………………………………..................................................9
1.4. Влияние театрального искусства на развитие и становление личности………..…………..11
1.5.Театр и современное общество……………………………………………………...........…...12
1.6. Как театр меняет взгляд на жизнь…………………………………………………………….14
2.1. Виды театров…………………………………………………………………………………..16
2.2. Театры города Волгограда………………………………………………………………..…..21
2. Практическая часть проекта……………………………………………………………….........31
2.1. Патриотический театр-Студия «Бриз»……………………………………………………….31
2.2 Социальный онлайн - опрос «Отношение современного общества к театру»…………….31
2.3. Пушкинская карта……………………………………………………………………………. 34
Заключение ……………………………………………………………………………………...…35
Список используемой литературы ……………………………………………………………….36
Приложение………………………………………………………………………...........................37
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что нравственное воспитание подрастающего поколения, социализация вступающих в жизнь молодых людей всегда были одной из важных проблем общества, а в современных условиях приобретают особое значение.
Своей работой я хочу подчеркнуть важность театра в жизни человека, особенно молодого, формирующего свое мировоззрение, свои принципы жизни, свое виденье мира. Театр может и должен сыграть ключевую роль в формировании личности человека. Недаром во многом благодаря театру в XIX веке сформировался такой класс как интеллигенция – самые образованные, культурные, воспитанные люди. И если к театру будут относиться так же, как и сто лет назад, то возможно многие проблемы нравственности решаться сами собой. Поэтому я считаю очень важным приобщение молодежи к театральной жизни.
В современном обществе большую значимость среди людей приобретает кино, а соответственно театр уходит на второй план. Современное поколение предпочитают уставить свой взгляд в экран и смотреть любимый мультфильм, фильм, а не наблюдать за живой игрой артиста, и не восхищаться декорациями сделанными руками человека. К сожалению, с развитием информационных технологий современное поколение все меньше стали читать книги, изучать живопись, слушать классическую музыку. Но я всё же считаю, что данная тема является актуальной, поскольку театральное искусство в скором времени может исчезнуть совсем, а ведь оно приносит очень большую пользу обществу.
Театр прежде всего способствует духовному развитию: пробуждает чувства, формирует понятие прекрасного, развивает воображение. В.Г.Белинский писал: «Театр - весь мир, вся вселенная со всем их разнообразием и великолепием. Театр - властелин чувств, способный потрясать все струны души, пробуждать сильное движение в умах и сердцах, освежать душу мощными впечатлениями». Для человечества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы для деятельности людей, выполняет огромную воспитательную роль, и тем самым, содействует формированию качеств, необходимых для жизни в обществе.
Ни что так не пробуждает искренних чувств и эмоций как игра театральных актеров. Видя их эмоции, ты переживаешь вместе с ними, восхищаешься и сопереживаешь. Так что же произошло по прошествии столетий..?
Цель работы: выяснить как современное поколение относится к театральному искусству, подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Гипотеза работы: Есть предположение, что современное поколение, в отличии от старшего, больше предпочитает поход в кино, нежели в театр и несмотря на разнообразие жанров, видов театров и огромного выбора театральных постановок, молодёжь всё реже посещает такого рода культурные мероприятия.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1) изучить историю развития театрального искусства;
2) выяснить функции театра в обществе;
3) выявить отношение молодого поколения к театру в целом.
При просмотре театральных постановок мы не только просвещаемся, но и постигаем неизмеримую гамму чувств: боль, ненависть, горе или наслаждение; смеемся, плачем, радуемся вместе с актёрами. Мы сочувствуем и сопереживаем вместе с актёрами то, что, возможно, никогда не проживём в своей жизни. Сидя в тёмном зале, получаем неоценимый опыт, совет, подсказку. И это по-настоящему здорово!
Лично для меня: театр помог мне понять себя и свой внутренний мир. Ведь, когда ты примеряешь разные образы на себе, ты начинаешь задумываться, а какой я на самом деле? Смогу ли я сыграть эту роль – ведь я на самом деле другой. Знаете, театр мне очень помог, ведь я подросток и мне очень сложно выражать свое мнение, чувства. Играя в театре, ты можешь выплеснуть все свои чувства, будь это радость или переживание, гнев или сочувствие и показать всё это зрителю, только ты освободишь свой внутренний мир, а зритель примет это за выдающую актерскую работу.
Театр - это прекрасное, яркое явление, которое неповторимо и превосходно! Ни один вид искусства не включает в себя всё то, что есть в театре. Только в театре ты можешь ощутить гармонию своих духовных и телесных ощущений, получить возможность постигать тайны человеческих взаимоотношений. Театр делает это, сочетая подачу материала для размышления через органы зрения, слуха. Здесь гармоничное взаимопроникновение завораживающей музыки, игры профессиональных актёров с элементами феерии.
В условиях экономических, политических и социальных изменений, происходящих в современном обществе, актуализируется процесс личностного становления и культурного развития молодёжи, её мировоззрения и системы ценностей, духовного и творческого потенциала. И здесь, конечно, следует говорить о роли искусства в духовном и нравственном воспитания молодых людей. Одной из форм деятельности, способствующих самовыражению молодого человека, стремлению к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, творческому отношению к жизни, уверенностью в себе, является театральное искусство.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Рождение театра как вида искусства
Очень трудно, практически невозможно установить точную дату рождения театра. Ни один философ или историк не предположил, какой год можно считать годом отсчёта существования театрального искусства. История жизни театра неотделима от истории жизни всего человечества. Сколько живёт на нашей планете «человек разумный», - столько существует и театр. Где-то там, в глубине тысячелетий, за громадой может быть пятисот или тысячи лет, из обрядов поклонения духам природы и охоты берёт своё начало великое искусство. Уже тогда, с копьём и каменным топором в руках, человек, становясь человеком, делал первые шаги на театральной сцене жизни. Он становился поэтом, сочиняя хвалебные песни богам, актёром, совершая магические действия вокруг божественных костров, и открывал в своей душе удивительные эстетические грани. Затем, как писал М.М. Бахтин, были «Великие Дионисии» Древней Греции – «пышные празднества античной цивилизации в честь бога виноделия и плодородия, сопровождающиеся карнавальными шествиями и многочасовыми театральными действами».
Тогда, на заре человеческой цивилизации, возвысились и навсегда вписали свои имена в историю театра великие греческие поэты-трагики Еврипид, Эсхил и Софокл. Они пробудили великое искусство к жизни, они – его добрые гении. Эти греческие поэты как бы сбросили с театра религиозно-ритуальные оковы и обратили его к служению людям, сделали акцент на прославление духовного могущества человека, нравственной чистоты и энергии героических подвигов. Великий Софокл, младший современник Эсхила так же прославлял силу человеческого духа: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет». Следующим был Еврипид — великий трагик античного мира. Этот бесстрашный певец человеческого духа, отойдя от канонов мифологических сюжетов, показывал реальные характеры людей, которые жили нешуточными страстями, сильными чувствами, глубокими мыслями, страстными переживаниями.
Три титана античной мысли - Эсхил, Софокл и Еврипид, как доказала история, открыли миру театр, положили ему начало, подарили человечеству вечное искусство! Век за веком, тысячелетие за тысячелетием, преодолевая пороги и течения жизни человека, театр развивался вместе с обществом, давая каждому поколению пищу для ума и сердца.
История возникновения русского театра
История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.Термины "театр", "драма" вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин "комедия", а на всем протяжении века – "потеха"
В народных же массах термину "театр" предшествовал термин "позорище", термину "драма" – "игрище", "игра". В русском средневековье были распространены синонимичные им определения – "бесовские", или "сатанические", скоморошные игры. Термины "игрище" и "игра" в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков.
Народное творчество.
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.
В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности – на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности – диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряженьем, лицедейством. Игрища прививали вкус к драматическому творчеству. В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое творчество. Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных образов. Театральное искусство народов нашей Родины берет свое начало в обрядах и играх, ритуальных действиях. В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века изображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи. Киевской Руси были известны театры трех родов: придворный, церковный, народный.
Скоморошество.
Старейшим "театром" были игрища народных лицедеев – скоморохов. Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью.
Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Скоморохи были связаны с массами, и одним из видов их искусства был "глум", т. е. сатира. Скоморохов именуют "глумцами", т. е. насмешниками.В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь “хитрецами”, “мастерами” пения, музыки, пляски, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники.
С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.
Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп не было условий – ведь власти преследовали скоморохов.
Театры XVII века.
В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке – придворный и школьный театр.
Придворный театр.
Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы “Артаксерксово действо” (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских “отроков”. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.
Школьный театр
Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах.. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии – сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества. Театр начала XVIII века
По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было выстроено здание – “Комедиальная храмина”. Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели.
Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.
Несмотря на то, что директором первого русского национального театра, основанного в 1756 г. стал А. П. Сумароков, ведущую роль в нем сыграл выдающийся театральный деятель Федор Григорьевич Волков. В Ярославле Волков создал свой театр, первые спектакли которого начались в 1750 г. По своему характеру он был близок к театру «охочих комедиантов». Слух о спектаклях в Ярославле дошел и до столицы. Актеров вызвали в Петербург, и после недолгой дополнительной подготовки они составили основу труппы открывшегося в 1756 г. русского профессионального театра. За Фёдором Волковым закрепилось имя отца русского театра, данное ему И. В. Белинский.
1.3. Роль театра в жизни человека.
Основной функцией театра была и остается развлекательная, все остальные (воспитательная, просветительская, пропагандистская и прочие функции театра, актуальные для разных лет и исторических вех) могли существовать только в развлекательном ключе. Отсюда следует, что театр издревле удовлетворял естественную потребность человека в зрелищах.
Театр родом из жизни, а значит, каждая театральная постановка всегда рассказывает нам о нас самих.
Вторая важнейшая роль театра в жизни человека – развивающая. Театральная практика – популярный способ саморазвития, а также полезный активный отдых и просто приятное времяпрепровождение. Актерская практика развивает в человеке:
эстетическое чувство;
чувство внутренней свободы;
чувство ритма и владение телом;
Личную эффективность;
умение сопереживать и ставить себя на место другого человека;
умение грамотно излагать и доносить свою мысль, а также выражать ее без помощи слов;
умение разбираться в людях и жизненных ситуациях;
любовь к литературе и способность к осмысленному полезному чтению.
Большинство людей в современном мире относятся к театру скептически. Скорее всего, это связано с тем, что многие из них отдают предпочтение кинотеатрам. А с появлением новых технологий, без которых мы не можем представить нашу жизнь, можно смотреть кино, не выходя из дома. Следовательно, возникает вопрос: "Зачем вообще нужен театр?"
Театральное искусство, в отличие от других видов искусств, живое. Во время спектакля постоянно идёт процесс "обмена энергией". Актёр, выходя на сцену, отдаёт энергию зрителю, а зритель, в свою очередь, заряжает актёра. То есть создаётся целый мир, который полон чувств, мыслей, надежд и желаний.
Сила театрального искусства заставляет зрителя посмотреть на себя со стороны. Это зеркало, в котором отражаются все человеческие пороки:
"Театр наказует тысячи пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон. Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность. Театр развертывает перед нами панораму человеческих страданий. Театр искусственно вводит в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас сладостными слезами и роскошным приростом мужества и опыта."— Иоганн Фридрих Шиллер.
Театр способствует нравственному воспитанию личности. Он учит быть человеком, то есть учит чувствовать и сопереживать, оказывая огромное эмоциональное влияние. Театр дарит зрителю неподдельные ощущения и эмоции, формирует в человеке такие качества, как доброта, милосердие, любовь.
Конечно же, здесь можно поспорить, ведь фильмы тоже вызывают ряд эмоций. Да, но в кино у вас никогда не будет контакта с героем. В театре действие происходит в настоящий момент, вы наблюдаете за ним здесь и сейчас, таким образом, появляется невидимая нить, которая связывает зрительный зал и сцену.
Итак, театр играет важную роль в нашей жизни, он является главной частью человеческого развития.
"Ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете…...!" - В. Белинский.
1.4. Влияние театрального искусства на развитие и становление личности ребенка.
Каждый ребенок стремится к вниманию, любви, одобрению со стороны окружающих. Это стремление – естественная необходимость, как потребность в воде, пище, воздухе. Быть хорошим хочется, но не у всех, к сожалению, это получается. Многие современные дети существенно отличаются от своих предшественников неумением уживаться в коллективе, импульсивностью, агрессивностью, закрытостью. У них выявляются затруднения в выражении эмоций, неспособность понимать чувства других, принимать чужую точку зрения, договариваться.
Театр - это одно из мощнейших средств, приобщения к культуре, духовности, это воспитание нового поколения просвещенных людей. Он один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей позволяет помочь ребенку раскрыть его духовный и творческий потенциал. Синтетическая природа театра действует комплексно: влияние оказывает и литературное произведение, и сценическая игра, и художественное оформление спектакля (декорации, рек- визит, грим) и музыка, используемая в спектакле. В процессе театральной деятельности получается видимый продукт, что само по себе значимо для ребенка.
В основе театрального искусства лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Театр со всей присущей ему зрелищностью – это, прежде всего, искусство действия. Даже герои названы «действующими лицами». Что хотят они, к чему стремятся, как добиваются поставленной задачи? На эти вопросы ребята ищут ответы вместе с героями пьес. А это развивает в них активную жизненную позицию. Они становятся более энергичными, любознательными, раскрепощёнными.
Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающем эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
Театр в жизни ребенка -это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры в театр развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений.
Театр требует большой самоотдачи и времени. Дети творят, создают, они всё делают от души. Каждый ребенок хочет показать себя, несмотря на внешность, дефекты речи, дети без способностей к сценической игре, но их театр превращает в замечательных артистов или в зрителей, тонко чувствующих и умеющих оценивать творческую работу актера.
1.5.Театр и современное общество
Современное общество – это урбанизированное общество. С одной стороны, наука движется вперед семимильными шагами, техника и образование прогрессируют. С другой стороны, потребительские запросы так же быстро растут, начиная продуктами питания и заканчивая предметами быта и развлечениями. Современный театр тоже не стоит на месте.
Получение любой информации происходит на основе личного выбора и предпочтений. Современный человек же склоняется к наименее энергозатратным способам получения этой самой информации: посмотреть телевизор, сидя в уютном кресле под мягким пледом, поискать информацию в интернете. Зачем куда-то идти?
Параллельно с ростом мощного технического прогресса и роботизацией мы получаем дегуманизацию и разобщение общества во всей красе. Живого общения становится все меньше, прогресс уходит в сторону новых и уже укрепившихся технических веяний: соц. сети, виртуальная реальность и прочее.
Слова расстроенного и огорченного доктора Ватсона звучат особенно остро и актуально: «Как ужасно было бы жить в мире, где не с кем было бы поговорить о поэзии, о живописи, о политике. Где каждый знает только то, что ему нужно для дела». Так нужен ли театр современному обществу, какое значение он имеет в нынешних условиях и какую пользу несет для зрителя?
Великий Станиславский знал, о чем говорил, когда дарил этому миру фразу «театр начинается с вешалки». Театральное искусство – это квинтэссенция жизни в самых ярких ее проявлениях. В стенах театра все, начиная работниками гардероба и заканчивая гримерами, осветителями, актерами и режиссерами, трудятся над созданием особого мира – спектакля. Все добровольно связывают себя одной целью и стремлением.
Роль театрального искусства в современном мире и его влияние на общество сложно недооценить. Именно из поиска новых форм театрального творчества и усиления воздействия на зрителя вышла концепция режиссерского театра, усилившая работу актеров и оказавшая принципиальное воздействие на кинематограф.
Безусловно, учитывая современное состояние театрального искусства, поиск новых направлений и открытий в театре необходим и является частью творческого процесса. Вот описания нескольких экспериментальных направлений современного театра:
- Новая драма (мрачность, безрадостность, нецензурная лексика, современное время и место, символизм сценографии).
- Актуализированная классика (вышедшая из новой драмы).
- Вербатизм (документальный театр: диалоги реальных людей из обычной жизни, неподготовленная речь, почти никакой режиссуры).
- Спектакли-перфомансы (сочетают новейшие визуальные спецэффекты, драму, музыку и танцы, мультимедиа).
- Театр художника (театр на стыке драмы и живописи, визуальные метафоры).
- Хореографические спектакли (рождение новых смыслов в танце, где сочетаются классическая хореография и современные танцы с пантомимой).
- Хэппинг (форма постановки, где происходит взаимодействие режиссера и зрителей и финал постановки неизвестен).
- Интерактивный театр: Включает в себя активное участие зрителей в ходе представления, где они могут влиять на развитие сюжета и диалоги персонажей.
- Театр анимации: Использует анимацию и кукольные персонажи для создания уникальных сценических образов и повествования.
- Театр технологий: Основывается на инновационных технологиях, таких как виртуальная реальность и дополненная реальность, для создания уникальных визуальных и сенсорных впечатлений для зрителей.
- Социальный театр: Задача которого — поднимать социальные вопросы и вызывать обсуждение важных проблем в обществе через сценическое искусство.
- Экологический театр: Освещает экологические темы и проблемы, стараясь поднять осознание окружающей среды через театральные постановки.
- Театр аудиоэффектов: Специализируется на использовании звуковых эффектов и музыки для создания атмосферы и выражения эмоций.
- Театр тела и движения: Акцентирует внимание на языке тела и мимике актеров, где слова не используются или имеют второстепенное значение.
- Театр метафор и символов: Работает с использованием метафорического и символического языка для передачи глубоких смыслов и идей.
Роль театра в современном мире заключается в том, что заставляет задуматься прямо здесь и сейчас о том, о чем не было времени подумать вчера. Выйти из постоянного круга повседневных дел и посмотреть на себя со стороны. Возможно, стать лучше, что-то переоценить и изменить в своей жизни.
Почти в каждой актерской школе есть курсы культура деловой речи. По содержанию они схожи с курсами ораторского мастерства и призваны сделать вашу речь безупречной, голос красивым, а дикцию четкой. Также вы узнаете как избавиться от страха перед аудиторией и расположить ее к себе.
1.6..Как театр меняет взгляд на жизнь
Театр – это удивительное искусство, способное затронуть самые потаённые уголки нашей души и перевернуть наше восприятие мира. Каждая постановка – это путешествие в мир эмоций, переживаний и идей, где мы, зрители, становимся соучастниками чужих историй, словно примеривая на себя разные роли и судьбы.
Актёрская игра – это не просто демонстрация таланта, а невероятная работа над собой. Чтобы передать всю гамму чувств, пережить чужие страдания и радости, актёр должен погрузиться в роль, изучить её до мельчайших деталей, понять мотивы и поступки персонажа. Эта глубокая работа над собой, погружение в мир эмоций, не может не отразиться на самом актёре, формируя его личность, расширяя его кругозор и меняя его взгляд на мир. И мы, зрители, становясь свидетелями этого волшебства, также испытываем глубокие чувства. Театр даёт нам возможность отключиться от суровой реальности, отвлечься от повседневных забот и погрузиться в мир фантазий и идеальных образов. Он помогает понять себя, свои чувства и мотивы, посмотреть на мир с другой стороны, найти ответы на внутренние вопросы, которые беспокоят нас в повседневной жизни.
Театр – это не просто развлечение, это источник вдохновения, способ понять человеческую природу, увидеть красоту мира в его многообразии. Он учит сочувствию, эмпатии, показывает важность человеческих отношений и ценность жизни. Именно поэтому, театр способен сделать нашу жизнь чуть прекраснее, наполнить её смыслом и дать нам силы для преодоления жизненных препятствий.
Театр — это место, где мы можем наблюдать за жизнью других людей, за их радостями и горестями, за их победами и поражениями. Именно через сопереживание, через наблюдение за чужими историями, мы начинаем лучше понимать себя, свои чувства и свои поступки. Погружаясь в мир театра, мы словно примеряем на себя разные роли, проживаем чужие жизни, и это помогает нам осознать свою собственную человечность, понять, что делает нас людьми.
Театр — это школа жизни, где мы учимся:
- Сопереживать: Видя на сцене чужую боль, мы учимся сочувствовать, понимать других людей, учиться эмпатии и состраданию.
- Коммуницировать: Театральные постановки часто поднимают важные социальные темы, стимулируют обсуждения, заставляют нас задуматься о своих ценностях и взглядах на мир.
- Выражать свои эмоции: Театр — это пространство, где чувства не сдерживаются, а наоборот, находят выход через выразительные жесты, мимику, слова. Это помогает нам научиться лучше понимать и выражать собственные эмоции.
- Улучшать взаимопонимание: Наблюдая за взаимодействием героев на сцене, мы учимся понимать мотивы их поступков, учимся строить более гармоничные отношения с окружающими.
Театр учит детей:
- Сопереживать: Следя за судьбой героев, дети учатся понимать чувства других людей, развивают эмпатию и сочувствие.
- Прислушиваться к другим: Театр учит уважать чужое мнение, прислушиваться к другим, учиться находить точки соприкосновения, а не то, что разделяет.
- Развивать критическое мышление: Дети учатся анализировать события, понимать мотивы поступков героев, формировать собственное мнение.
В современном мире, полном стрессов и тревог, театр становится настоящим оазисом, местом, где можно отдохнуть от суеты и погрузиться в мир фантазии и красоты. Театр — это мощный антидепрессант, способный подарить заряд положительных эмоций, ощущение радости, лёгкости и хорошего настроения.
Театр помогает:
- Снять стресс: Погружение в мир театра помогает отвлечься от повседневных проблем, забыть о заботах и тревогах.
- Повысить настроение: Яркие эмоции, динамика, интересные истории — всё это заряжает позитивом и дарит радость.
- Бороться с депрессией: Регулярные посещения театра могут стать настоящим лекарством от депрессии, помогая восстановить душевное равновесие.
- Развить творческое мышление: Театр стимулирует воображение, развивает фантазию, помогает найти новые идеи и решения.
Театр отличается от других видов искусства:
- Живым взаимодействием: Актеры не просто играют роли, они общаются со зрителями, вступают с ними в диалог, заставляют их переживать события на сцене.
- Энергетическим обменом: Между актерами и зрителями возникает особая энергетическая связь, они обмениваются эмоциями, чувствами, мыслями.
- Неповторимостью: Каждый спектакль — это уникальное событие, которое никогда не повторится в точности.
- Ролью актера: Актер — это сердце театра. Он не просто читает текст, а проживает жизнь своего героя, чувствует его эмоции, переживает его судьбу.
Театр помогает нам:
- Развить коммуникативные навыки: Наблюдая за взаимодействием героев на сцене, мы учимся строить диалоги, выражать свои мысли и чувства.
- Понять, как работает наше сознание: Театр показывает нам, как наши мысли, чувства, опыт влияют на наше поведение.
- Понять, как среда влияет на нас: Театральные постановки часто показывают, как окружающий мир, культура, общество формируют наше мышление и поведение.
2.1. Виды театров.
Театр – это живое искусство, которое охватывает различные формы и выражения. Разнообразие видов театров отражает широкий спектр интересов и предпочтений как артистов, так и зрителей. Давайте более подробно рассмотрим каждый вид.
Авторский театр
Авторский театр подразумевает под собой принадлежность какому-то одному художественному руковдителю, чьи идеи он и транслирует публике. К ним можно отнести Гоголь-центр, Театр Романа Виктюка, Концептуальный театр Кирилла Ганина и другие.
Драматический театр.
Драматический театр – один из основных видов театра. Это форма театрального искусства, в которой актеры передают сюжет и эмоции через диалоги, мимику и действие. В основе драматического спектакля лежит литературное произведение. Драматические произведения - пьесы, которые представляют собой тексты с диалогами, действиями и описаниями, созданные для того, чтобы быть исполненными актерами перед аудиторией.
Драматический театр охватывает широкий спектр жанров, включая трагедии, комедии, драмы, исторические и современные пьесы. Он является важным механизмом для изучения человеческого опыта, истории и социальных взаимодействий, а также позволяет зрителям проникнуться эмоциями и идеями, представленными на сцене. Драматический театр играет значительную роль в культурной жизни общества, и его история насчитывает тысячелетия развития и эволюции.
Часто на сцене ставят классические пьесы, такие как «Гамлет», «Чайка», «Враг народа» и «Кукольный дом». Также популярны современные драмы, драматические мюзиклы, например, «Лес Мизерабль» и экранизации литературных произведений, вроде «Гордости и предубеждения».
Музыкальный театр
Музыкальный театр - это жанр театрального искусства, где музыка, танец, и драматургия сливаются воедино, чтобы создать захватывающие и волнующие постановки. Он включает в себя различные формы, такие как мюзиклы, оперы, оперетты и балеты. Главная особенность музыкального театра - это его фокус на музыке как средстве передачи эмоций и повествования. В музыкальных спектаклях песни, музыкальные номера и инструментальные композиции часто служат ключевыми средствами выражения сюжета и характеров. Музыкальный театр также известен своей способностью интегрировать различные аспекты искусства на сцене. Это включает в себя тесное взаимодействие между музыкой, танцем и актерским мастерством. Актеры в музыкальных спектаклях часто обладают музыкальными навыками, такими как вокал и инструментальная игра, а также хореографическим мастерством.
В музыкальных театрах часто ставят работы таких авторов, как Эндрю Ллойд Уэббер, Стивен Сондхайм, Леонард Бернстайн, Джейкоб Гершвин и Фредерик Лоу. Их мюзиклы и оперы пользуются популярностью и часто исполняются на сценах по всему миру.
Кукольный театр
Кукольный театр - это форма театрального искусства, в которой действие происходит с использованием кукол в качестве персонажей. Он отличается разнообразием техник, таких как ручное управление, марионетки на нитях, театр теней и кукольные маски. Благодаря этим разнообразным методам возникают различные эффекты и атмосфера на сцене. Также он предоставляет художникам и режиссерам возможность экспериментировать с формой и содержанием, что позволяет создавать нестандартные сценические решения и визуальные эффекты. Некоторые кукольные театры используют анимацию или мультипликацию в сочетании с куклами для создания более сложных и интересных сцен. Из-за яркой и интересной визуальной составляющей кукольный театр часто привлекателен для детей, способен увлечь и вовлечь их в сюжет и приключения.
На сцене можно увидеть такие произведения, как «Колобок», «Три поросенка», «Красная Шапочка» и другие сказки, а также адаптации «Алисы в Стране Чудес», «Винни-Пуха», «Питера Пэна» и многих других классических произведений для детей. Также встречаются музыкальные спектакли, например, адаптации музыкальных сказок, а также авторские постановки и спектакли, вдохновленные фольклором различных культур.
Вопреки распространённому мнению, кукольный театр ставит представления не только для детей. Зачастую у них есть спектакли и для взрослых. На сцене нет актёров, но есть куклы и те, кто ими управляют. А ещё есть смешанные представления, где персонажи, которых играют люди, взаимодействуют с куклами.
Театр комедии
В театре комедии каждый элемент спектакля нацелен на вызов смеха и радости у зрителей. Сценарии часто строятся вокруг смешных ситуаций, нелепых обстоятельств и живых диалогов, которые создают атмосферу веселья и развлечения.
Этот жанр театра имеет широкий диапазон подходов и поджанров. Например, фарс характеризуется быстрым темпом, нелепыми ситуациями и дверными комедиями, в то время как водевиль часто включает в себя музыкальные номера и танцевальные выступления. Сатира может использоваться для выражения юмора и критики социальных явлений и политики, а ситкомы нацелены на создание комических моментов в повседневных жизненных ситуациях.
Важным аспектом театра комедии является также работа с аудиторией. Это может включать в себя взаимодействие со зрителями на сцене или даже вовлечение их в сюжет спектакля. Этот элемент создает дополнительную энергию и веселье в зале, делая каждый спектакль неповторимым и уникальным для зрителей.
В театре комедии часто ставят такие пьесы, как «Много шума из ничего» Уильяма Шекспира, «Тартюф» Мольера, а также современные комедии, например, «Летающие лошади» Нила Саймона и «Восемь женщин» Кристофера Даренда. Кроме того, популярными являются комедийные мюзиклы, такие как «Смешные девчонки», «Продюсеры» и «Мэри Поппинс».
Уличный театр
Уличный театр на то и уличный, что действие его происходит на открытом воздухе (улицы, скверы, парки и другие общественные места, вместо традиционных театральных сцен). Главный момент в таких представлениях - импровизация. Основная его особенность заключается в возможности проведения представлений в различных местах, привлекая широкую аудиторию и взаимодействуя с окружающей средой и зрителями (то есть, представления часто подвергаются вмешательству зрителей, потому что между ними и актёрами нет чёткой границы. Из-за этого представления уличного театра часто носят экспериментальный характер. Актеры обходятся без сложных декораций и спецэффектов, часто используют простые костюмы и минимальные декорации. В таком театре может включаться разнообразие жанров и стилей, от классической драмы и комедии до современных экспериментальных представлений. Уличный театр также играет важную социальную роль, привлекая внимание к социальным проблемам и культурному наследию, а также создавая атмосферу радости и веселья в городской среде.
Уличный театр может показывать разнообразные постановки, включая классические драмы и комедии, фольклорные сказки, современные интерпретации, маскарады и праздничные шоу, а также импровизационные и экспериментальные представления.
Плейбэк-театр
Плейбэк-театр - это форма импровизационного театра, где актеры воссоздают истории, пережитые или рассказанные участниками аудитории. Основные особенности этой формы театра заключаются в моментальной импровизации, акценте на аудитории как источнике материала, исследовании эмоциональных состояний, совместном творчестве актеров и зрителей, а также социальной значимости в обсуждении проблем и поддержке развития.
Национальный театр (рис.,,,)
Национальные театры подразумевают под собой стили и решения, которые можно увидеть только в одной стране. Широкого мирового распространения такие представления не получили. К таким театрам можно смело отнести японские Ноо и Кабуки, малазийский Мак йонг, тайландский театр масок Кхон и другие.
Буффонада (рис.,,,)
Спектакли в театрах Буфф основаны на гротеске, резком преувеличении черт характера, каких-то действий или явлений. Всё это приводит к сатирическому эффекту. Своими корнями буффонада уходит в итальянские площадные комедии дель арте.
Театр оперы и балета.
В театрах оперы и балета идут только представления этих жанров (постановка балетных спектаклей) и концерты классической музыки. Архитектура таких театров специально на них и рассчитана. Самыми известными в России являются Большой театр в Москве и Мариинский театр в Петербурге. Основной особенностью балета является высокий уровень танцевального мастерства артистов. Высококвалифицированные танцоры передают эмоции и идеи через свои движения. Сюжет подчеркивается музыкальным сопровождением, а визуальную составляющую создают художественные декорации и костюмы. Эстетика и выразительность являются ключевыми чертами балетного искусства, а современные театры балета стремятся к инновациям в хореографии и оформлении для привлечения современной аудитории. Для постановок в театрах балета часто выбирают известные балетные произведения, такие как «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Ромео и Джульетта».
Театр юного зрителя (ТЮЗ)
Театр юного зрителя своё название носит не просто так, его аудиторией действительно являются дети, подростки и молодые люди. Репертуар складывается, исходя из возраста аудитории. Его цель - не только развлечь молодую аудиторию, но и воспитать в ней любовь к театру, развить воображение, эмоциональную интеллигентность и творческие способности. ТЮЗ создает представления, адаптированные под возрастные особенности аудитории. В спектаклях часто присутствуют интересные сюжеты, музыка, танцы и яркое визуальное оформление. Педагогическая направленность театра позволяет детям получать не только развлечение, но и уроки морали, толерантности, дружбы и другие важные жизненные уроки. В таких театрах обычно ставят спектакли, которые адаптированы под интересы и потребности детей и подростков. Например, «Золушка», «Приключения Пиноккио», «Маленький принц», «Алиса в Стране чудес» и «Кот в сапогах».
Театр теней
Для постановок в театре теней используют большой полупрозрачный экран и марионеток. Зародился этот жанр в Китае, но быстро распространился по миру.
Иммерсивный театр
Иммерсивный театр - совсем недавно появившийся жанр. Он основывается на полном погружении зрителя в мир постановки. Единственное правило - молчать и не снимать маску. Увидеть такие спектакли можно не везде. Пока они проходят в Нью-Йорке, Москве и Санкт-Петербурге.
Театр сатиры
Сатирические пьесы, высмеивающие общественные и личные пороки ставят в театрах сатиры. Так как в литературе это довольно-таки часто встречающийся жанр, то недостатка в пьесах у таких театров нет.
Театр одного актера
Вполне говорящее название - в таких постановках действиетльно участвует только один человек. Иногда спектакль проходит, как монолог одного героя, а иногда актёру приходится перевоплощаться в разных персонажей.
Ледовое шоу
В ледовом шоу принимают участие фигуристы. Обычно, сюжет известного произведения откатывается под музыку. В таких мероприятиях используют много спецэффектов. Самые популярные шоу в России ставит компания Ильи Авербуха.
2.2. Театры города Волгограда
Волгоградский музыкальный театр (рис.1)
Музыкальный театр - один из самых известных театров Волгограда. Расположен “храм искусства” на Центральной набережной, с великолепным видом на Волгу. Старейший музыкальный театр на Волге, правопреемник 2-го Государственного Сталинградского рабочего театра, Сталинградского областного театра музыкальной комедии и Волгоградского областного театра музыкальной комедии Волгоградский театр музыкальной комедии - это не просто спектакли, это мюзиклы, оперетты, балеты и оперы, концерты и музыкальные представления. Музкомедия большое внимание уделяет вокальному и исполнительному мастерству, сценографии спектаклей и костюмам.
У музыкального театра большое количество зрителей не только из Волгограда, но и других городов: за историю своего существования театр музыкальной комедии осуществил около 400 постановок и гастролей более, чем в 200 городах страны. Концертные программы артистов театра проводятся не только в городах России, но и за ее пределами.
Театр музыкальной комедии неоднократно принимал участие в различных фестивалях и конкурсах, а известные спектакли были отмечены премиями, например, такие постановки, как “Свадьба Фигаро” Моцарта, “Фаворит” Самойлова, “Риголетто” Верди и другие.
Театр Музкомедии - старейшее здание города: это было одно из первых зданий в городе, восстановленное после Сталинградской битвы. В настоящее время для волгоградцев и гостей города в театре проводятся различные бенефисы, городские мероприятия, фестивали и конкурсы, связанные с искусством Волгограда и страны.
В ноябре 1932 года в старинном здании театра «Конкордия» состоялось первое представление нового Сталинградского театра музыкальной комедии. Первым спектаклем нового коллектива стала оперетта Н. Стрельникова «Холопка». В первом сезоне было поставлено 13 спектаклей. Последующие сезоны также можно назвать удачными. В годы Великой Отечественной войны все было потеряно или разрушено. Труппа была эвакуирована в Казань и Омск. Сразу после победы в полном составе вернулась в родной город. Первое время спектакли проходили в здании клуба тракторного завода. В 1952 году на Центральной набережной была закончена перестройка бывшего здания Общественного собрания Царицына в новое здание театра. В 50-е годы репертуар театра расширяется. Театр становится известным благодаря своим опереттам. 90-е годы принесли театру нелёгкие испытания. На 5 лет здание было закрыто на ремонт. В 1995 году Волгоградский театр музыкальной комедии получил статус Музыкального театра. Этапной постановкой стала опера Дж. Верди «Травиата», в которой солировала заслуженная артистка РСФСР Татьяна Тесля. С 2000 года театр проводит ежегодный межрегиональный «Рождественский» фестиваль юных музыкантов. За свою историю театр осуществил более четырёхсот постановок, побывал на гастролях более чем в 200 городах России и бывшего Советского Союза.
Новый экспериментальный театр (НЭТ) (рис.2)
Волгоградский государственный Новый экспериментальный театр (НЭТ) — волгоградский драматический театр, расположенный в Центральном районе. Большой популярностью в Волгограде пользуется Новый экспериментальный театр, который находится на Площади павших борцов. Постановки театра удивляют уникальным и ярким потенциалом, здесь можно увидеть новую форму общения со зрителем, а актеры на сцене не играют, а проживают каждую свою роль.
Новый экспериментальный театр ставит в современной форме спектакли по произведениям великих и известных писателей: Гоголя, Толстова, Ломоносова, Шекспира. “Хит” репертуара НЭТа - оригинальная интерпретация шекспировской пьесы “Ромео и Джульетта”, которая была первой постановкой театра. В настоящее время художественный руководитель НЭТа и главный режиссер театра – народный артист России Отар Джангишерашвили.Красивый зал Волгоградского НЭТа вмещает 1000 зрителей. Тем, кто предпочитает комфорт, предлагаются билеты в VIP-зоне пятого ряда партера, где в антракте гостей угощают шампанским. Все зрители НЭТа во время антракта могут провести время в буфете театра или посмотреть в холле фотографии известных актеров.
Дом Науки и искусства. Перед входом ещё отсутствуют львы. Нет фресок на торце здания
20 декабря 1915 года в Царицыне был открыт Дом науки и искусства, построенный на средства Царицынского купца Репникова. Зрительный зал вмещал 1100 человек, не считая малый зал. К парадному входу вела гранитная лестница, а внизу стояли белые скульптуры львов. Дом имел библиотеку-читальню, музыкальные классы, музей краеведения. Там же располагался любительский театральный кружок. К тому времени, как Дом науки и искусства был открыт, уже год как шла Первая мировая война. И вскоре здание было отдано под лазарет. В первые годы революции в здании помещался Царицынский Совет рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, а во время гражданской войны в нём располагался военный госпиталь. Только теперь здесь размещали раненых красноармейцев. В октябре 1922 года в Доме науки и искусства открылся зимний театральный сезон. С 1933 года театр стал называться краевым драматическим театром имени Горького, в память о его приезде в город. Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Сызрань. Приказ о реэвакуации был выпущен 26 мая 1943 года, и уже в августе артисты вернулись в родной город. Во время Сталинградской битвы площадь Павших борцов стала местом ожесточённых боёв, и здание театра сильно пострадало, поэтому "драмтеатр" до ноября 1945 года работал в Бекетовке, затем семь лет в нынешнем здании музыкального театра (раньше его называли Дворцом физкультурников). Во время Сталинградской битвы площадь Павших борцов стала местом ожесточённых боёв, и здание театра сильно пострадало. 2 августа 1952 была закончена реконструкция драмтеатра. Центральный фасад здания существенно изменился: перед центральным входом появилась колоннада, увенчанная скульптурами. Однако исторический фасад здания сохранился, его можно увидеть зайдя внутрь колоннады. Театр отметил свое новоселье премьерой спектакля по пьесе Н. Погодина с очень символическим названием «Сотворение мира». Волгоградский драматический театр приобрел всесоюзную славу со спектаклями «Грозное оружие» (о последнем периоде жизни В. В. Маяковского), «Большой шаг» (о строительстве Волго-Донского канала), «Бег» (первая в мире постановка по пьесе М. Булгакова). Потом были столичные гастроли, присвоение Сталинской премии спектаклю «Совесть». На сцене театра шли пьесы А. П. Чехова, А. М. Горького, И. С. Тургенева, У. Шекспира, П. Кальдерона. В конце 1961 года Сталинград был переименован в Волгоград, соответственно Сталинградский областной драматический театр стал Волгоградским. В разное время здесь играли Иван Лапиков, Татьяна Доронина, Анатолий Равикович, Владимир Седов, Иннокентий Смоктуновский, Екатерина Мязина и другие. Работал режиссёр Фирс Шишигин.
В 1988 году Волгоградский драматический театр был закрыт и труппа театра расформирована, что стало беспрецедентным событием в таком большом городе. Здание позже отдано Новому экспериментальному театру, его художественным руководителем стал Отар Джангишерашвили.
Современность. В 1988 году Волгоградский драматический театр имени Горького был закрыт, а труппа театра расформирована. И это были трудные времена для театра. Ведь советская история не помнит аналогичного скандала: роспуска театра, да еще в Волгограде — городе с мировой известностью! В этой беспрецедентной ситуации администрация Волгоградской области принимает решение: театру быть! Их внимание привлекает известный и авторитетный в театральных кругах страны художественный руководитель и главный режиссер Горьковского академического драматического театра им. М. Горького заслуженный деятель искусств РФ Отар Джангишерашвили. Он принимает предложение создать новый театр в Волгограде. Премьера — шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта» — была поставлена через несколько месяцев после создания театра. И сразу стала событием, о котором заговорили все! С первых шагов молодого коллектива проявилась его остро новаторская эстетическая программа, буквально взорвавшая затхлый консерватизм театральной практики своего времени. Отар Джангишерашвили, впервые в стране ставший художественным руководителем, главным режиссером и директором театра, провозгласил концепцию творческого эксперимента. Его основой стали стихия вольнодумства и тяготение к художественному синтезу, «помноженные» на верность традициям разных театральных школ: Станиславского и Таирова, Марджанишвили и Брехта. Одной из принципиальных установок эстетической программы НЭТа было намерение вернуть волгоградских зрителей в мир театра, возродив тем самым некогда замечательные театральные традиции Волгограда, заложенные талантливыми режиссерами, работавшими в нашем городе — А. Покровским, Ф. Шишигиным. И Волгоградскому НЭТу это удалось!
Народный артист России Отар Джангишерашвили руководил Новым экспериментальным театром с 1988 по 2018 гг., до последнего оставаясь художественным руководителем и Учителем. С ноября 2019 года директором Нового экспериментального театра стала Ангелина Шершень. Награды. Орден «Знак Почёта» (15 апреля 1980 года) — за заслуги в развитии советского театрального искусства.
Волгоградский музыкально-драматический казачий театр (рис.3)
Волгоградский музыкально-драматический казачий театр — театр, основанный в Волгограде в 1992 году, один из первых профессиональных театральных коллективов России, репертуар которого построен на воплощении национальных традиций донского казачества.
Традиции казачьего театра на территории современной Волгоградской области были заложены ещё в начале XX века. В 1909 году начал работу передвижной театр Урюпинска. Спонсорами выступали урюпинские купцы, в репертуаре труппы были классические постановки. Своё название «Казачий» театр получил из-за того, что здание его находилось на земле, принадлежавшей казачьему правлению. После установления советской власти название сменилось на «Урюпинский колхозный передвижной театр». Первая крупная реорганизация театра произошла в 1970 году. Тогда передвижной театр Урюпинска объединили с Камышинским драматическим театром, создав Волгоградский областной гастрольный драматический театр.
В 1992 году, после принятия Постановления Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16.07.1992 г. № 3321-1 и Закона РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 09.11.1992 г. № 3612-1, программы духовного возрождения донских казаков, Волгоградский областной Совет народных депутатов принял решение учредить Государственный Донской казачий театр. Это название было присвоено Волгоградскому областному гастрольному драматическому театру. Руководителем театра был назначен заслуженный артист России Владимир Иванович Ляпичев — актёр и потомственный казак, ранее работавший в Военном театре В. Вишневского, Волгоградском ТЮЗе и Волгоградском драматическом театре им. Горького, в конце 80-х годов XX века основавший в Волгограде театр-студию «Эксперимент». Актёры этой студии вошли в основу труппы казачьего театра. Первый руководитель приложил много усилий, чтобы новый театр стал заметным явлением в культурной жизни Волгограда.
Первоначально у театра не было своего помещения, он работал во Дворце Культуры им. Гагарина. Премьерным показом стал спектакль «Я пришел дать вам волю» по одноимённому произведению Василия Макаровича Шукшина. Главную роль в нём сыграл заслуженный артист РФ Петр Петрович Зайченко. Режиссёром-постановщиком спектакля выступил заслуженный артист России Александр Борисович Исаков.
В 1994 году театру выделили историческое здание бывшего кинотеатра «Гвардеец», памятник архитектуры. В театре не было отопления, воды, помещения находились в полуразрушенном состоянии, но в этих условиях труппа работала над вторым спектаклем «Чубатые ребята».
В 2007 году была проведена реконструкция здания театра. В 2008 году в Казачьем театре поставили рок-оперу «Пугачев» (по поэме С. Есенина, музыка заслуженного работника культуры РФ Сергея Балакина, режиссёр заслуженный артист России Владимир Ляпичев). В период с 1992 по 2010 год в театре было поставлено 33 спектакля.
В сентябре 2010 года директором театра был назначен Андрей Евгеньевич Зуев, главным режиссёром — Владимир Владимирович Тихонравов. В театральном сезоне 2010 −2011 гг. были представлены премьерные постановки: 14 октября состоялась премьера спектакля-концерта «Покров» (режиссёр-постановщик Владимир Тихонравов); 15 октября — комедии Александра Николаевича Островского «Женитьба Белугина» (режиссёр-постановщик Владимир Морозов); 22 октября — мелодрамы Алексея Ануфриевича Дударева «Февральский ноктюрн» (режиссёр-постановщик Владимир Тихонравов); 7 ноября — концерт «Две звезды» (режиссёр-постановщик Владимир Тихонравов); 24 декабря — сказка «Святочная история» (по мотивам рассказа Ч. Диккенса «Рождественская песни в прозе», режиссёр-постановщик В. Тихонравов.
23 мая 2011 года Донской казачий театр был переименован в Волгоградский музыкально-драматический казачий театр. 12 октября 2017 года в Волгоградском музыкально-драматическом казачьем театре был организован ансамбль казачьей песни «Станишники» под руководством заслуженного работника культуры РФ Геннадия Васильевича Боровкова. Артисты ансамбля участвуют в театральных постановках, инсценировке казачьих обрядов, готовят концерты. Репертуар составлен из песен донских, кубанских и терских казаков.
В январе 2020 года губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров поставил задачи реализации новой концепции комплексной реконструкции исторического объекта и прилегающей к нему территории: с дорогой, тротуарами, уличным освещением. В декабре 2022 года работы по исследованию состояния исторического здания театра были завершены.
Казачий театр ведёт активную гастрольную деятельность. Лучшие работы театра демонстрируются как за пределами региона, так и в муниципальных районах Волгоградской области.
В 2005 году Казачий театр со спектаклем «Хуторяне» (по пьесе Александра Копкова «Царь Потап») принимал участие в театральном фестивале «Комплимент» (г. Новочеркасск), заняв первое место и получив дипломы: за лучшую режиссёрскую работу (заслуженный артист России Владимир Ляпичев); за лучшую мужскую роль (заслуженный артист России Анатолий Трусов (роль Потапа Урлова); за глубину постижения роли и артистизм исполнения (актриса Тамара Тарасова (роль Катерины). В 2006 и 2007 году с этим же спектаклем театр дважды стал дипломантом международного фестиваля «Homo ludens» («Человек играющий») в г. Николаеве (Украина).
В 2012 году в казачьем театре было создано театрализованное представление из трёх картин с названием «Гвардеец Сталинграда. Лестница времён» (режиссёр Андрей Зуев), посвящённое 70-летию Победы советских войск в Сталинградской битве. Главной особенностью спектакля стало включение в представление в качестве главного действующего лица здания театра, долгое время носившего имя «Гвардеец Сталинграда», и лестничного марша, символизировавшего «лестницу времён».
31 октября 2013 года в Волгоградском музыкально-драматическом казачьем театре состоялась премьера фольклорно-этнографического спектакля «Казачьи сказы» по повести Федора Крюкова «Казачка» (режиссёр Владимир Тихонравов). В июне 2016 года спектакль стал участником III Международного театрального фестиваля «У Троицы» (г. Сергиев Посад), театр был награждён дипломом «За возрождение казачьей темы на русской сцене».
Волгоградский музыкально-драматический казачий театр с творческими проектами в 2014 и 2015 гг. становился победителем конкурса на соискание гранта губернатора Волгоградской области для поддержки творческих проектов в сфере театрального искусства в номинации «Патриотический, историко-этнографический проект».
15 ноября 2015 года состоялась премьера спектакля «Украденное солнце» (Дневник военного детства), поставленного по воспоминаниям детей Сталинграда (режиссёр Алексей Серов). Спектакль является дипломантом Межрегионального фестиваля «Театральное Прихопёрье-2018» (г. Балашов); лауреатом II-го Международного фестиваля «Театральная гавань-2019» г. Новороссийск.; победителем II-го Международного театрального онлайн-марафона «Дороги Победы» в номинации «Лучшее онлайн-мероприятие» г. Димитровград 2021 г. и IV-го фестиваля профессиональных театров и музыкальных коллективов городов-героев и городов воинской славы России, посвящённого 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Нам дороги эти позабыть нельзя».
Волгоградский театр юного зрителя (рис.4)
История ТЮЗа насчитывает 86 лет. Началась она в Волгограде задолго до войны, была прервана, и у театра, как и его современного здания, своя судьба. Сейчас оно находится по улице Рабоче-Крестьянская, 42 в Ворошиловском районе.
Одним из первых спектаклей детского театра в Сталинграде оказалась интерпретация сказки К. Гоцци «Принцесса Турандот». С 1933 по 1939 годы в репертуаре театра были детские пьесы и сказки, ставились спектакли по русской и зарубежной классике, такие как «Бедность не порок» Н. Островского, «Ванька» А. Чехова, «Женитьба» Н. Гоголя, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира...
К 17 августа 1942 года театр эвакуировали из Сталинграда – причиной стали участившиеся массированные бомбардировки. Так артисты ТЮЗа из горящего города перебрались на левый берег, а затем в Казань. Возвращаться в родной Сталинград после битвы ТЮЗу оказалось некуда, и труппа больше не вернулась. В августе 1942 года прямым попаданием бомбы здание театра было уничтожено. Труппа так и осталась в Казани. Театр юного зрителя в Сталинграде, таким образом, просуществовал всего 9 сезонов... История ТЮЗа в Сталинграде-Волгограде прервалась почти на тридцать лет Великой Отечественной войной. Впервые в городе театр для детей появился в 1933 году и просуществовал всего 9 сезонов, прекратив свою деятельность 23 августа 1942 года, в день главного бомбового удара немецкой авиации. Его здание на улице Октябрьской, 16 было разрушено, а труппа почти в полном составе — эвакуирована в Казань, став творческой основой Казанского ТЮЗа. Лишь 22 марта 1970 года в новом здании по адресу Рабоче-Крестьянская, 42 открылся Волгоградский ТЮЗ, у которого началась своя история. «Отцами-основателями» нового театра юного зрителя стали: главный режиссёр — заслуженный деятель искусств РСФСР Давыдов Вадим Иванович, приглашенный из Саратова, и директор театра — бывший «герой» Волгоградской драмы, заслуженный артист РСФСР Высоцкий Аркадий Александрович. (Сегодня их имена увековечены на мемориальных досках домов, где они проживали). Труппу составили выпускники ЛГИТМиКа (курс народного артиста СССР В. Меркурьева), Саратовского и Ростовского театральных училищ, а также опытные актёры, приглашенные из других городов. Первой премьерой был «Конек-горбунок» по сказке П. Ершова. С мая 2023 года здание театра закрыто на капитальный ремонт. Спектакли проходят на сценах партнёрских учреждений культуры Волгограда.
Сегодняшний ТЮЗ, который знают волгоградцы, здание на улице Рабоче-Крестьянской – уважаемый наследник легендарного Сталинградского ТЮЗа, возрожденное здание, восстановленная история Сталинграда.
Сегодня ТЮЗ - это большая и малая сцены, на которых ставятся спектакли как детские, так и “недетские”. На сегодняшний день репертуар ТЮЗа разнообразен, среди постановок есть и такие, которые редко ставятся на театральной сцене.
Волгоградский театр юного зрителя представляет свои спектакли на российских и международных фестивалях, активно гастролирует по области и городам страны. Помимо этого на сцене ТЮЗа также можно увидеть приглашенных актеров, например, знаменитого Малого академического театра Москвы.
Театр юного зрителя Волгограда - это еще и благотворительные программы, мероприятия для инвалидов, детей-сирот, детей из малообеспеченных семей. Поэтому можно сказать, театр ответственно относится к гастролям по городам и района Волгоградской области.
С 2004 года и по сегодняшний день директором и художественным руководителем Волгоградского ТЮЗа является заслуженный артист РФ Альберт Авходеев.
Его творческая биография началась здесь с 1979 года — сначала как актёра, затем режиссёра-постановщика таких знаковых для театра спектаклей как «Одлян, или Воздух свободы» Л. Габышева (1990), «Дерево превращений» Н. Гумилева (1994), «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова, «Здравствуй, принцесса!» (1995), «Сказ о царе Петре…», «Щелкунчик» (1996), многих других. А. Авходеев был создателем и художественным руководителем театра-студии «Альтер-Эго» при ТЮЗе (1998—2004).
Волгоградский ТЮЗ постоянно участвует во Всероссийских театральных фестивалях. В 2005 г. и 2007 г. проводил у себя Всероссийский театральный фестиваль «Эй, ты, здравствуй!». В 2008 году театр выиграл грант и успешно провел на свой сцене Фестиваль-лабораторию современной драматургии «Открытый финал». Волгоградский молодёжный театр в статусе муниципального театра открылся 29 сентября 2006 года премьерой спектакля «Моё загляденье» по пьесе Алексея Арбузова. Поставил спектакль первый художественный руководитель Волгоградского молодёжного театра Алексей Серов.
Волгоградский молодёжный театр (рис.5)
Волгоградский молодёжный театр в статусе муниципального театра открылся 29 сентября 2006 года премьерой спектакля «Моё загляденье» по пьесе Алексея Арбузова. Поставил спектакль первый художественный руководитель Волгоградского молодёжного театра Алексей Серов.
Но история театра началась раньше — 27 июля 2004 года состоялась открытая репетиция спектакля «Записки русского путешественника» по пьесе Евгения Гришковца. За два года (2004—2006 гг.) коллектив под руководством режиссёра Алексея Серова без собственного помещения и государственной финансовой поддержки поставил 4 спектакля, которые шли на различных театрально-концертных площадках Волгограда и Волгоградской области.
В мае 2012 года заслуженный артист РФ Владимир Бондаренко сменил Алексея Серова на посту художественного руководителя театра. В апреле 2021 года Владимир Бондаренко уволился из театра по собственному желанию. С октября 2021 года художественный руководитель театра — Вадим Кривошеев.
В Волгоградском молодёжном театре нет традиционной сцены, артисты и зрители не разделены никакими барьерами. Вместимость зала составляет 91 место.
Сегодня Волгоградский молодёжный театр — один из ведущих театров Волгоградской области и является излюбленным местом посещения волгоградцев и гостей города. Уютная атмосфера камерного театра располагает к приятному досугу.
В настоящий момент в репертуаре театра — 29 спектаклей, охватывающих весь спектр театральных жанров и ориентированных на различную зрительскую аудиторию — от самых маленьких до людей старшего поколения.
Каждый сезон театр выпускает 3-4 премьерных спектаклей, ставят которые разные режиссёры, в том числе приглашённые из других городов. Театр регулярно принимает участие в российских и международных фестивалях.
Театр кукол (рис.6)
Волгоградский областной театр кукол существует в городе с первой половины 20 века. Зрителями театра кукол являются не только дети, постановки смотрят с удовольствием и взрослые. За всю историю существования театра, на сцене было поставлено множество спектаклей: “Золушка” Шварца, “Три поросенка” Маршака, “Гуси-лебеди” по инсценировке Бычкова, “Сказка о рыбаке и рыбке” Пушкина и множество других спектаклей, которые зрители могут увидеть на сцене и сегодня.
С 2003 года и по сей день директор Кукольного театра - Александра Анатольевна Николаенко, под руководством которой театр не раз становился победителем конкурсов и фестивалей. Помимо этого театр самостоятельно проводит фестивали международного уровня, благотворительные акции, фестивали, в которых участвовали приглашенные гости из других городов. Волгоградский театр кукол успешно гастролировал в Москве, Минске, Грозном, Воронеже, Астрахани, во многих других городах России, а также в Польше и Болгарии.
Яркие и запоминающиеся спектакли создают талантливые артисты и заслуженные деятели искусства. За сезон зрители могут увидеть до четырех премьерных постановок. Театр кукол часто проводит выставки детских рисунков и поделок, а также участвует в культурной и общественной жизни Волгограда и области.
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Патриотический театр-Студия «Бриз»
Я увлекаюсь театральным искусством и занимаюсь в театральной студии г.Волгограда с 2020 года. А выбрал это направление потому что, в детстве я с мамой часто ходили на разные спектакли и когда я видел как актеры, которые находились на сцене и проживали своих персонажей которых играли, они выкладывали всю свою душу, я так был заворожен. Мне тоже захотелось также как они жить на сцене… ведь как говорил Вильям Шекспир «Вся жизнь –это театр, а люди-это актеры». Поэтому я решил начать свой путь с театральной студии и нашел прекрасный свой патриотический театр-Студия «БРИЗ». А пошел я туда в 2020 году и до сих пор улучшаю театральное мастерство с помощью моих любимых преподавателей из моей студии. С момента как я пришел туда и до сегодняшнего дня мы с показали очень много спектаклей. Первым моим спектаклем, в котором я принял участие называется «Первая скрипка». Это очень детский и завораживающий спектакль. После я принимал участие в таких спектакле как: «Слезы Беслана», «Казачата», «Мы за ценой не постоим», «Уличное братство», «Вниз по волшебной реке», «Из огня до в полымя», «Гуси лебеди», «Вам и не снилось», «Казаки разбойники», «Русалка» и многие другие. Мы выступали с этими спектаклями на Волгоградских сценах и участвовали на многих выездных фестивалях и конкурсах, например: Москва в 2023 году «Центр фестивальных и конкурсных программ на «Высоте» форум «Заметьте», еще ЛОО 2024 год фестиваль талантов, ну и в нашем городе герое Волгограде: в 2023 году конкурс « Елки». Но список на этом не закончится и в скором времени будет пополнятся ( рис.7,8).
А еще по мимо театральной студии я играю в школьном театре. Существует он с 2023 года. В школьном театре мы конечно поставили не так много спектаклей, но тоже много где участвовали, в разных конкурсах нас даже показывали по телевидению на канале Волгоград 24.
2.2. С целью сбора данных о мнении современного общества, об его предпочтениях в области искусств, я подготовил вопросы для респондентов. Было задано 10 вопросов, участвовало 85 человек (мои одноклассники и их родители, а также предложил ответить на эти же вопросы и ребятам из театральной студии).
1. Ваш возраст?
7 - 9 лет
10 -14 лет
15 -19 лет
20-25 лет
26-35 лет
36-55 лет
56 и старше
2. Пол
( мужской, женский).
3. Любите ли Вы ходить в театр?
(да, нет, затрудняюсь ответить)
4. Зачем Вы ходите в театр? не более 2 вариантов ответа
- Приятно провести время
- Расширить свой кругозор
- Послушать хорошую музыку
- Насладиться игрою любимых актеров
- Иное
5.Как часто Вы посещаете театр?
- Каждый месяц
- раз в 2-3 месяца
- Раз в пол года и реже
- Раз в год и реже
- Не посещаю
6. Что Вам мешает чаще ходить в театр? не более 2 вариантов ответа
- Предпочитаю другие культурные и развлекательные учреждения (кино, дискотека, концерт)
- Высокая стоимость билета
- Неинтересно
- Дефицит свободного времени
- Хожу только на премьеры, а они появляются не часто
- Низкое качество предоставляемых услуг
- Отсутствие информации о проводимых мероприятиях
7.Чем Вы руководствуетесь при выборе театрального представления?
( не более 2 вариантов ответа)
- Ценой билета
- Названием театра
- Жанром представления
- Фамилиями ведущих актеров
- Названием спектакля
- Премьерами и новинками
- Иное
8.Какие жанры представлений Вам нравятся больше всего?
- Комедия
- Трагедия
- Драма
- Иное
9.Что из ниже перечисленного могло бы вызвать Ваш интерес к театральному представлению?
- Широкая известность спектакля, реклама
- Незначительная цена на билет
- Интересный сюжет
- Актёрский состав спектакля
- Профессиональная заинтересованность
- Возможность получить подарок, приз
- Иное
10. Какой вид искусства вам больше нравится?
- Музыка
- Изобразительное искусство
- Кино
- Театр
- Танцы. Балет
- Проза
- Поэзия
- Другое (напишите)___
Анализ данных опроса (рис.9-15), проведенного среди 85 респондентов, показывает, что большинство участников (78,82%) – женщины. Значительная часть опрошенных (80%) люби ходить в театр. Наиболее распространенной причиной посещения театра является желание приятно провести время (49 из 84 ответивших). Однако, главным препятствием для более частых посещений является нехватка свободного времени (67 из 85 ответов). Жанр комедии является наиболее предпочтительным среди респондентов ( 58, 82%).
2.3. В 2021 г. по инициативе Президента России была запущена программа « Пушкинская карта». Цель проекта «Пушкинская карта» – активное привлечение детей и молодежи к изучению художественной культуры и искусства, мотивация к освоению ценностей отечественной, российской и мировой культуры, повышение культурного уровня подрастающего поколения.
Пушкинская карта – это специальная банковская карта для молодёжи в возрасте от 14 до 22 лет, которой можно расплачиваться только при покупке билетов на культурные мероприятия: спектакли, выставки, концерты, фестивали, концертные программы, творческие вечера, кинопоказы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стоит отметить, что театр продолжает оставаться одним из самых доступных видов искусства. Несмотря, что наш век считается цифровым – играя актеров привлекает общество. Театр не теряет свою популярность, в последние годы наблюдается рост интереса к театру как со стороны зрителей, так и со стороны актеров и режиссеров.
Одной из причин растущего интереса к театру является то, что он позволяет зрителям погрузиться в мир фантазии и воображения.
Театр способствует нравственному воспитанию личности. Он учит быть человеком, то есть учит чувствовать и сопереживать, оказывая огромное эмоциональное влияние. Театр дарит зрителю неподдельные ощущения и эмоции, формирует в человеке такие качества, как доброта, милосердие, любовь. В театре действие происходит в настоящий момент, вы наблюдаете за ним здесь и сейчас, таким образом, появляется невидимая нить, которая связывает зрительный зал и сцену.
Таким образом, можно утверждать, что в современном обществе театр не теряет своей популярности, а наоборот, продолжает развиваться и привлекать все больше зрителей. Однако, чтобы сохранить свою актуальность и значимость в будущем, театру необходимо продолжать развиваться и адаптироваться к изменяющимся потребностям и вкусам зрителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова Ж. С. Российский театр как автор международной культурой политики / Ж. С. Аксенова, В. А. Тонких. – [Текст] // Журнал: Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 199-202.
2. Блохина Е.А. Театр в топографии власти: из истории русской провинции второй половины XVIII века [Текст] / Е.А. Блохина // Журнал: Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой. - Рязань, 2019. - №4, С. 65-77.
3. Бокарева О.Б. Театральная жизнь в России, XVII-XVIII вв. (в контексте истории развития русского и европейского театрального искусства) / О.Б. Бокарева. – [Текст] // Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. - № 10-1. – С. 28-36.
4. Даржинова С.В. Театральное искусство как средство формирования и развития личности [Текст] / С.В. Даржинова // Журнал: Вестник новгородского государственного университета. – 2008. - №48. – С. 14-16.
5. Кривлец И.Е. Особенности развития театра и его социальное значение на современном этапе [Текст] / И.Е. Кривлец // Журнал: Наука XXI века: актуальные направления развития. – Самара, 2021. - № 2-1, С. 60-63.
6. Литвинова В.Л. Формирование духовно-ценностных ориентаций младших школьников через школьный театр [Текст] / В.Л. Литвинова // Журнал: Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. - Йошкар-Ола, 2015. - № 8, С. 128-130.
7. Сафронова Л.А. Из истории изучения русского театра. Театральная жизнь в России в эпоху Елизаветы Петровны. Документальная хроника [Текст] / Л.А. Сафронова // Журнал: Искуствознание. - М., 2012. - №3-4, С. 612-617.
8. Шмидт А.Ф. Роль театра в современной жизни человека [Текст] / А.Ф. Шмидт // Сборник статей: Вестник молодежной науки алтайского государственного аграрного университета. – Барнаул, 2016. – №2. – С.258-259.
9. Истоки русского театра: участники, жанры, театральные формы / Исторические рамки рождения русского театра: [Электронный ресурс]. URL: http://velikayakultura.ru/russkiy-teatr/istoki-russkogo-teatra-uchastniki-zhanryi-teatralnyie-formyi
10. Культура здесь и сейчас: [Электронный ресурс] // История культуры /// Русский театр 18 века – театр при Петре I. URL: http://velikayakultura.ru/russkiy-teatr/russkiy-teatr-18-veka-teatr-pri-petre-i
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис.1.Волгоградский музыкальный театр
Рис.2. Волгоградский Новый экспериментальный театр (НЭТ)
Рис.3. Казачий театр
Рис.4. Волгоградский ТЮЗ
Рис.5 Волгоградский молодёжный театр
Рис.6 Волгоградский областной театр кукол
Рис.7 Патриотический театр-Студия «БРИЗ» г.Волгоград
Рис.8 Патриотический театр-Студия «БРИЗ» г.Волгоград
Рис. 9. Анализ данных опроса
Рис. 10. Анализ данных опроса
Рис. 11. Анализ данных опроса
Рис. 12. Анализ данных опроса
Рис. 13. Анализ данных опроса
Рис. 14. Анализ данных опроса
Рис. 15. Анализ данных опроса
Рис. 16. Анализ данных опроса
27