Итоговый контроль по биологии в 10 классе
Куравина Татьяна Леонидовна,
учитель биологии
МБОУ «Борисовская СОШ №1
имени Героя Советского
Союза А. М. Рудого»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый итоговый контроль разработан в соответствии с требованиями ФГОС и содержит разные по форме задания, направленные на развитие универсальных учебных действий, которые позволят постепенно готовиться к итоговой аттестации
Вариант 1
Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображенных организмов. (3 балла)
Перечень таксонов: А) империя неклеточные; Б) царство растения; В) класс Двудольные; Г) семейство пальмы; Д) надцарство Эукариоты; Е) отдел Папоротниковидные
Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема круговорота углерода в природе. Название, какого вещества должно быть написано на месте вопросительного знака? (2 балла)
При бесполом размножении потомки (три правильных ответа): А) имеют обновлённый генотип; Б) повторяют генотип родителя; В) развиваются из части родительской особи; Г) развиваются из одной клетки - зиготы; Д) развитие начинается из гамет; Е) появляются путем митотатического деления клеток (3 балла)
Установите соответствие между организмами и направлениями эволюции (6 баллов)
Организмы Направления эволюции
А) Страус эму 1) биологический прогресс
Б) Серая крыса 2) биологический регресс
В) Домовая мышь
Г) Синезеленые (цианобактерии)
Д) Орел беркут
Е) Уссурийский тигр
5. Установите хронологическую последовательность антропогенеза (5 баллов)
А) Человек умелый; Б) Человек прямоходящий; В) Дриопитек; Г) Неандерталец; Д) Кроманьонец.
6. Проанализируйте гистограмму состава рациона животного Z. (4 балла)
По оси х расположены таксоны позвоночных животных, которыми питается животное Z, а по оси у – их количество в рационе. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа гистограммы.
Животное Z относят к:
А) всеядным животным
Б) консументам II порядка
В) производителям органических веществ
Г) полуводным животным
Д) обитателям тундры
7. Проанализируйте таблицу «Структуры клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. (6 баллов)
Структуры клетки
Объект | Расположение в клетке | Функция |
_________(1) | Цитоплазма | Биологическое окисление |
ДНК | ____________ (2) | Хранение и передача наследственной информации клетки и организма |
Рибосома | Цитоплазма | ____________ (3) |
Список терминов: А) гликолиз; Б) хлоропласт; В) биосинтез белка; Г) митохондрия; Д) транскрипция; Е) ядро; Ж) цитоплазма; З) клеточный центр
Критерии оценивания
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-12 | 13-20 | 21-26 | 27-29 |
Итоговый контроль по биологии в 10 классе
Вариант 2
Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображенных организмов. (3 балла)
Перечень таксонов: А) царство Животные; Б) надцарство Прокариоты; В) класс Млекопитающие; Г) тип Хордовые; Д) империя Неклеточные; Е) отряд Грызуны
На фотографиях ниже представлено растение повилика, у которого нет листьев. Как называются отношения, устанавливающиеся в экосистеме между повиликой и растением, на котором она растёт? (2 балла)
При половом размножении животных (три правильных ответа): А) участвуют, как правило, две особи; Б) исходными являются соматические клетки; В) гаметы имеют гаплоидный набор хромосом; Г) генотип потомков является копией генотипа одного из родителей; Д) генотип потомков объединяет генетическую информацию обоих родителей; Е) повторяется точная наследственная информация обоих родителей (3 балла)
Установите соответствие между направлениями эволюции и их характеристиками (6 баллов)
Характеристики Направления эволюции
А) Расширение ареала 1) Биологический прогресс
Б) Снижение приспособленности 2) Биологический регресс
В) Возрастание численности
Г) Уменьшение численности
Д) Уменьшение разнообразия
Е) Увеличение разнообразия
Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле (5 баллов)
А) Голосеменные; Б) Цветковые; В) Папоротникообразные; Г) Псилофиты; Д) Водоросли
6. Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий (4 балла)
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Скорость размножения бактерий:
А) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.
Б) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.
В) зависит от генетической программы организма.
Г) в интервале от 20 до 36 °С повышается.
Д) уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке бактерии.
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка. (6 баллов)
Вид изменчивости | Форма изменчивости | Пример изменчивости |
______________1) | модификационная | разные размеры листьев у одного растения на световой и теневой стороне |
наследственная | _____________2) | рождение ребёнка с седой прядью |
наследственная | комбинативная | _____________________3) |
Список терминов и понятий: А) соматическая; Б) ненаследственная; В) рождение потомков с новым фенотипом в результате рекомбинации генов вследствие кроссинговера; Г) разная масса тела бычков одного приплода; Д) мутационная; Е) наследственная
Критерии оценивания
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-12 | 13-20 | 21-26 | 27-29 |