СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Южно-Африканская Республика, 11 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с особенностями экономического и социального развития ЮАР, как развитого государства мира.

Просмотр содержимого документа
«Южно-Африканская Республика, 11 класс»

География.

Тема урока: «Южно-Африканская Республика», 11 класс

Цель урока: дать общее представление о стране.


Образовательные задачи:

- обеспечить усвоение знаний об основных чертах экономико-географического положения страны, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе.


Воспитательные задачи:

- обучающая - познакомить учащихся с государством ЮАР, географическим её положением, климатом, животным миром, отраслями хозяйства, населением; закреплять умение учащихся работать с картой

-развивающая - развивать пространственное картографическое мышление, умение находить на карте нужные объекты, корригировать связную устную речь, развивать кругозор.

воспитывающая –воспитывать самостоятельность в работе


- в целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления провести физкультминутку;

- формирование экологической культуры на примере сохранения дикой природы в заповедниках ЮАР;


Задачи развития обучающихся:

  • в целях решения задач развития у обучающихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале составить характеристику ЭГП страны и сделать выводы;

- для решения задачи развития у школьников самостоятельности мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока возможности для группового вида деятельности;

- обеспечить в ходе урока развитие речи обучающихся: обогащать и усложнять словарный состав и смысловые функции речи обучающихся в ходе решения образовательных задач;

- формировать у обучающихся умения осуществлять основные мыслительные операции;

- развивать воображение, память, внимание обучающихся;

- развивать у обучающихся ориентирование в пространстве и времени.


Мотивационное обеспечение урока:

- постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через: а) работу в зоне ближайшего развития;

б) создание ситуации успеха;

в) обеспечение психического и физического здоровья обучающихся на уроке, гигиены труда;

- стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей обучающихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками, через деловое сотрудничество (работа в парах, группах и т. д.)

- стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.


Оформление и оборудование кабинета:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки, слайд-шоу «Южно-Африканская Республика»

  2. Физическая и экономическая карты Африки.

  3. А) Изречения: «Земля – мать богатства, труд – его отец» (В этом изречении видного британского экономиста говорится об огромном значении основных факторов производства земли и труда т.е материальных благ. Тем самым ученый подчеркивает их исключительную важность. (Африканская пословица)

Б) «Учиться можно весело…

Чтобы переваривать знания,

Надо поглощать их с аппетитом!»


Тип урока: комбинированный.

ПЛАН УРОКА

  1. Характеристика ЭГП ЮАР.

  2. Визитная карточка страны.

  3. Население ЮАР.

  4. Хозяйство.

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вступительная часть

Объявление темы и цели

Выполняют упражнение-энергизатор

Основная часть

Побуждение обучающихся к анализу проблем, оказание помощи при необходимости актуализировать необходимые знания.

Работа с контурными картами, с таблицами. Работа в парах, выступления с отчётами

Заключительная часть

Краткое резюме выступлений. Подведение итогов. Рефлексионная оценка деятельности.

Формулировка вывода. Запись домашнего задания, выставление оценок в дневники. Рефлексия.


Подготовительная работа


На уроке предполагается работа в парах. Деление на пары проводится до урока.


ХОД УРОКА


  1. Оргмомент


Вступительное слово учителя .

Энергизатор «Комплимент»

- Сегодня мы продолжим изучение Африки. Что вы знаете об Африке?


- Какие крупные страны, расположенные на материке вы знаете? Покажите их.


Верны ли следующие утверждения:

  1. Для стран Африки характерны высокие темпы урбанизации

  2. Африка –регион самой высокой смертности и самой высокой рождаемости




1.Учитель обращает внимание на цитату на доске: «Учиться можно весело…

Чтобы переваривать знания,

Надо поглощать их с аппетитом!»

Фрагмент №2 мульт.фильма «Айболит» (1) (показ на интерактивной доске)

  1. (видеоролик 2 минуты. Через виар -шлем ученик определяет тему урока)


И разговор у нас с вами пойдёт именно о Южно-Африканской Республике.

С ней, с единственной экономически развитой страной на континенте, мы должны будем познакомиться.

Цель урока: Познакомиться с особенностями экономического и социального развития ЮАР, как развитого государства мира.

Запишем в тетрадях тему урока (записываем на доске) «Южно-Африканская Республика».


  1. Основная часть урока

Южную Африку Вы мечтали посетить с детства лишь только узнали о реке Лимпопо, по которой все еще "гуляет Гиппопотам", о пустыне Калахари, где охотники-бушмены добывают себе пропитание… Южная Африка далеко, но в то же время, посетив "город золота" - Йоханнесбург, вы сможете сделать покупки в шикарном ювелирном магазине, не подозревая, что он принадлежит родственнику Льва Толстого. А если повезет, познакомитесь с внуками графа Елагина и князя Бибикова.

Сказочно богата и интересна природа этой страны, ведь ЮАР - это единственное место в мире, где полярные пингвины и котики живут по соседству с такими любителями экваториальной жары, как антилопы-гну, зебры и фламинго в самом большом и богатом крупными животными Национальном парке Крюгера.

- На земле Южно - Африканской Республики самым причудливым образом соседствуют древние экзотические обычаи, новейшие технологии белого человека, утонченная цивилизация индо-арабского мира… Золотые пески тропических пляжей, снега Драконовых гор, самые богатые в мире заповедники - это тоже ЮАР.

Итак, обо всём по порядку. На столах у вас есть план-урока


Работаем по следующему плану:

  1. ЭГП ЮАР

  2. «Визитная карточка» страны

  3. Население

  4. Хозяйство.

1. ЭГП . (Работа у доски по карте и контурным картам на местах) отмечаем на к/к

Ответ учащегося: Страна находится на юге материка Африка. ЮАР граничит с развивающимися странами: Намибией, Ботсваной, Зимбабве, Мозамбиком, Свазилендом. На территории ЮАР анклавом расположено Королевство Лесото. На востоке страны расположены Драконовые горы, на юге – Капские горы.

ЮАР омывается водами Атлантического и Индийского океанов, расположена на пересечении морских путей из Азии, Австралии в Европу и Америку, что чрезвычайно выгодно.

ЮАР – единственное на континенте экономически развитое государство.

Запишем в тетрадях вывод.

  • Можно подумать, что находишься где-то на краю земли. Отчасти так оно и есть: здесь заканчивается Африканский континент, и чуть поодаль сходятся два океана, Атлантический и Индийский, причем глаз легко различает границу — бирюзовые, веселые волны Индийского никак не желают смешиваться с серо-стальными, хмурыми бурунами Атлантики.

  • Но диким уголком это место никак не назовешь. Неподалёку находится мыс Доброй Надежды, где основан город Кейптаун в 1652 г. Именно там и тогда высадился его основатель, агент голландской Ост-Индской компании Ян фон Рибек с сотней соратников, чтобы создать стоянку для судов компании на полдороге в вожделенную Индию, манившую пряностями.

  • Сообщение о бурах

И сейчас, как и тогда в Кейптауне можно пополнить водой и провиантом корабли, идущие из Атлантического океана в Индийский и обратно.

Название страны,

столица

Площадь страны

Форма правления

Форма

террит-ого

устройства

Числ-сть нас.

Тип воспроизв.

Валюта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




2.«Визитная карточка» страны. (Для составления «визитной карточки» на столах у вас таблица, которые мы будем с вами заполнять по ходу нашего урока)


Государство в Южной Африке - Южно-Африканская Республика. Общая площадь -2 246 538 кв. км. Разделена на 9провинций. Столица - Претория, Население более 50млн. чел. (занимает 5 место в Африке).

Основные города: Кейптаун, Йоханесбург, Дурбан, Претория, Порт-Элизабет и т.д.

  • Форма государственного правления – Республика во главе с президентом Сирил Рамафоса (показать слайд)

  • Форма административно-территориального устройства: федеративная

  • Денежная единица – южноафриканский ренд. (показать на слайде)

  • Язык - официальными являются 11 языков - африкаанс, английский,

  • Около 80% граждан ЮАР -чернокожие африканцы масубия, зулу, коса, свази, суто, тсвана, тсонга, венда.

Население европейского происхождения составляет менее 10% .

Третья по численности группа ЮАР- мулаты и метисы.

  • Страна относится ко – II типу воспроизводства населения.(когда уровень рождаемости и смертности остаются высокими)


  • Религия :Исповедуют христианство , иудаизм, ислам, индуизм

  • Государственная символика:

-Флаг

-Герб. Птица-секретарь, которая считается в Африке благородной птицей и символизирует превосходство над врагами и защиту от них (расправленные крылья)

- Гимн (показать слайды)

Сообщение о дипломатических отношениях между Россией и ЮАР (на дроне поднимается флаг России и ЮАР) ( выпускается на 3D принтере Птица мира)


Проверка таблицы «Визитная карточка».


  1. А теперь обратимся к главному достоинству государства. А что составляет достояние любого государства? Конечно, это его население.


Сегодня ЮАР – пример благополучия и мирного сосуществования различных народов.

Исторически сложилось, что на территории ЮАР проживает много народностей, представители всех трёх рас человечества: бушмены, зулусы, коса, африканеры…под девизом «Разные люди, объединяйтесь!» (показать слайды по населению)

Разнообразие народов, населяющих эту удивительную страну, напоминает все цвета радуги, поэтому ЮАР образно называют "Страной радуги".

Вернёмся на свою родину в России проживает более 190 национальностей, а в нашей Республике ведь у нас тоже мирно сосуществуют представители более 20 национальностей. Только в нашей школе обучаются дети – представители 4 наций!


4.Хозяйство страны. Работа по парам.

1 пара будет готовить сообщение о полезных ископаемых страны, используя атлас и дополнительный материал,

2 пара – об агроклиматических ресурсах,

3 пара – о животном мире страны и его влиянии на экономику,

4пара - о промышленности, транспорте.

5пара - о сельском хозяйстве.


(Даётся время на подготовку – 3 минуты, выступления – по 1 минуте)


Как мы вместе убедились, несмотря на то, что страна занимает лишь 4% всего Африканского континента, она самая развитая из всех африканских стран.

Обратите внимание на (СЛАЙД), на котором представлены самые последние данные по добыче полезных ископаемых на планете.

Я попрошу (Ф. И.) подойти, изучить и сделать выводы.

Причём, горнодобывающие оборудование и технологии ЮАР на сегодня являются одним из лучших в мире. В это внёс свой вклад наш воронежский инженер Борис Деркачёв.

Его разработка по добыче золота, к сожалению, не была востребована у нас, в России, а зарубежные золотодобытчики предложили ему выгодные контракты. Теперь Деркачёв работает в ЮАР, благодаря его изобретению до 96 % золота извлекается из руды – это фантастическая цифра!

Климатические условия Южно-Африканской республики - это рай на земле, и здесь нет никакого преувеличения. Весной всеми красками просыпается природа и происходит ее новое рождение, а вместе с ней и всех людей этой удивительной страны. Это также одна из причин, по которой ЮАР называют "страной радуги", причём они очень бережно относятся к природе.

Что вы можете сказать по этому поводу?

Такое бережное отношение к природе должно быть у каждого народа.

  • ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ


1)ЮАР имеет границы с государствами Африки

А) 4;

Б) 5;

В)6;

Г)7.


2) Площадь территории ЮАР – млн.км2.


А) 2 246 538;

Б) 1, 223 324;

В) 3,661 144

Г) 4,881 223


3)По численности населения ЮАР занимает ….. место в мире

А)11;

Б) 26;

В) 93;

Г) 113


4 )Плотность населения ЮАР ….. человек на 1 км2

А)14

Б)41

В)34

Г)164


5) Денежная единица ЮАР

А) рупи

Б) квача

В) динар

Г)ренд


6.) Какое утверждение о ЮАР является ложным:

А) самая национально разнообразная страна;

Б) обладает самыми богатыми минеральными ресурсами в Африке;

В)самая экономически развитая стран;

Г) никогда не была колонией европейских стран


7) По форме правления ЮАР является:

А) парламентской республикой

Б) абсолютной монархией

В)конституционной монархией

Ответы: 1-в, 2-а, 3-б, 4-в, 5-в, 6-г, 7-а



  • ЕГЭ задание


Задание 11

Наиболее крупной по численности населения страной Африки является:

    1. ЮАР

    2. Нигерия

    3. Египет

    4. Алжир

Правильный ответ: 2

Пояснения. Нигерия относится к крупнейшим по численности населения странам мира.( 132 млн.чел.)

Задание 11

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 

Географические особенности ЮАР

 ЮАР — одна из стран Африки. Расположена на юге региона. Омывается водами _______(А) океана(-ов). ЮАР относится к странам переселенческого типа и является одной из самых развитых в своем регионе. По форме правления и административно-территориальному устройству ЮАР является _______(Б). Страна обладает огромными запасами разных видов природных ресурсов. Как и в большинстве стран Африки, в ЮАР преобладает темнокожее население (здесь оно составляет более 80 %). В структуре населения ЮАР преобладает _______(В) население.

 

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно вставляя на места пропусков слова (словосочетание) из списка в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов (словосочетания) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

 

Список слов (словосочетаний):

1) сельское;

2) городское;

3) один;

4) два;

5) три;

6) федеративная монархия;

7) унитарная монархия;

8) федеративная республика;

9) унитарная республика.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ: Ответ: 482.



А

Б

В



Пояснение:


А — 4 — двух океанов;

Б — 8 — федеративной республикой;

В — 2 — городское.

 

Релаксация: Радио FM



4. Заключительный этап урока.

  • Вернёмся к нашему плану. Сегодня мы должны были ознакомиться с ЮАР. А именно:

  • во-первых, рассмотрели ЭГП страны и выяснили, удобное оно или неудобное. (Ещё раз вывод делают обучающиеся).

  • Во-вторых, составили «визитную карточку» страны, заполнили таблицу, которую вы оставите себе, будете продолжать на следующих уроках.

  • В-третьих, узнали об особенностях населения страны.

  • В-четвёртых, рассмотрели основные отрасли хозяйства.

Итак, ЮАР – одна из развитых стран мира, смогла добиться этого, возможно, следуя африканской пословице «Земля – мать богатства, труд – его отец». (показать слайд)

- Как вы понимаете эту пословицу? (выступления обучающихся)

Давайте запишем в своих тетрадях эту пословицу.


Рефлексия: Что нового узнали на уроке,

Что вам понравилось?

Что вам не понравилось?

А может быть вам после сегодняшнего урока захочется поближе познакомиться с этой страной.

В конце нашей встречи мне бы хотелось, чтобы вы взяли карточки с клоунами. Нарисуйте, пожалуйста, клоунам такой рот, который соответствует вашему настроению после урока. Сдайте клоунов учителю.


Выставление оценок, запись домашнего задания: п.47


Оценка урока детьми:


Спасибо. До новых встреч!

ФОТО на память



Резерв. Закрепление.  Продолжить предложение:

- ЮАР расположена.... (юге Африки)

-Столица.. (Претория)

-Омывается водами... (Атлантич. и Индийского)

-На территории ЮАР протекают реки.... (Лимпопо)

- Недра богаты полезными ископаемыми.... (золото, платина, алмазы, хромиты, марганцевые руды, сурьмы. Добывают уран, железную руду, медь)

-На юго- востоке возвышаюся горы... (Драконовые)

- Климат в ЮАР... (тропич. и субтропич.)

- Большую часть страны занимает природная зона...

- Самый большой город ...




Приложение:

1 пара будет готовить сообщение о полезных ископаемых страны, используя атлас и дополнительный материал,


2 пара – об агроклиматических ресурсах,


3 пара – о животном мире страны и его влиянии на экономику,


4пара - о промышленности, транспорте.


5пара - о сельском хозяйстве.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!