СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение имён прилагательных по родам

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: русский язык

Класс: 3     

Тема урока: Изменение имён прилагательных по родам

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: познакомить с изменением имён прилагательных по родам; формировать представления о том, что род прилагательного совпадает с родом  существительного, к которому данное прилагательное относится, развивать речь, память, внимание, обогащать словарный запас.

Просмотр содержимого документа
«Изменение имён прилагательных по родам»

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: Изменение имён прилагательных по родам

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: познакомить с изменением имён прилагательных по родам; формировать представления о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится, развивать речь, память, внимание, обогащать словарный запас.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся определять род имен прилагательных, изменять имена прилагательные по родам в единственном числе, писать родовые окончания, закрепят умения составлять предложения на заданную тему, выполнять разбор предложений по членам и частям речи.

Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

УУД

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.


Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Оборудование: учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык. 3 класс», А. А. Плешаков. «От земли до неба. Атлас-определитель», таблички со словами и текстом, компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, посмотрите друг на друга и подарите тёплые улыбки. Пусть они, как солнышко, освещают наш класс.

- Обратите внимание на листы самооценки, не забывайте оценивать свою работу на каждом этапе, который там написан.

- А сейчас откройте тетради и запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания - Прочитайте загадку. (Слайд 1)

Пришла, улыбнулась – утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды, Наряд белоснежный надели сады.

- О каком времени года говорится в загадке? (О весне) - Какое сейчас время года?(Весна) - Назовите признаки прихода весны?

- Дайте характеристику первому звуку в слове «весна». (,] - согласный, звонкий, парный, мягкий, парный, обозначен буквой «вэ»).

- Сегодня в чистописании мы будем писать букву, которой обозначен звук ,]. Запишите, продолжив закономерность. Вв в Ввв в Вввв


2. Орфографическая минутка

а) Исправить ошибки в предложении, записанном на доске и объяснить орфограммы.

Напраталинке поевился первый голубенький цвиток.


Ученики записывают исправленное предложение в тетрадях и сверяют его с записью предложения на слайде. (Слайд 2) - Кто догадался, о каком цветке идет речь? (Пролеска)

(Слайд 3)

- Прочитайте, что говорится о ней в атласе-определителе «От земли до неба» А. А. Плешакова.

- Растет ли этот цветок в наших краях?

- Где вы его видели?


б)Работа с предложением у доски

На проталинке появился первый голубенький цветок.

- Разберите предложение по членам и частям речи.


III. Фиксация индивидуального затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.

- Прочитайте слова на доске. (Проталинка, цветок, весенний, солнышко)

- Какое из них «лишнее»? (Весенний).

- Почему оно лишнее? (Имя прилагательное)

- Какой частью речи являются оставшиеся слова? (Имена существительные)

- Определите род имён существительных.

- Что получили? (Существительное мужского рода – цветок, существительное женского рода – проталинка, существительное среднего рода – солнышко).

- Теперь посмотрим на «лишнее слово».

- Можем ли мы определить род этого слова? (Нет)

- Почему? (Другая часть речи) - Какая часть речи? (Имя прилагательное).

- Могут ли имена прилагательные изменяться по родам? Сегодня мы попытаемся дать ответ на этот вопрос.

- Сформулируем тему нашего урока. (Изменение имён прилагательных по родам)

(Слайд 4)

IV. Реализация построенного проекта. Открытие нового знания.

- В самом названии – имя прилагательное – уже содержит намёк на то, что слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.

- Посмотрите на слова на доске и подумайте, с каким именем существительным будет сочетаться слово весенний? (Цветок)

- Составьте это словосочетание. (Весенний цветок)

- Попробуйте подобрать к словам проталинка и солнышко формы от слова весенний.

- Что получилось? (Весенняя проталинка, весеннее солнышко) - Следовательно, имя прилагательное зависит от имени существительного. Если имя существительное цветок мужского рода, то и имя прилагательное весенний будет тоже мужского рода.

Знакомство с правилом в учебнике на странице 72.



V. Закрепление изученного материала 1. Работа в группе.

- В конверте лежат слова. (Голубой, капель, ручей, яркое, белый, солнце, подснежник, звонкая, тёмная, небо, проталинка, синее)

Они являются разными частями речи.

- Продолжим составлять словосочетания сущ.+прил. и разложим их по родам. Распределите роли. Первый разложит слова по частям речи, второй составит словосочетания, а третий распределит словосочетания по родам. (Проверка) (Слайд5) (Оценивание)


мужской род

женский род

средний род

белый подснежник

звонкая капель

яркое солнце

голубой ручей

тёмная проталинка

синее небо


Физкультминутка

Музыкальная физкультминутка «Топнем ножкой, хлопнем в ладошки»


2.Работа в тетради

- Запишите полученные словосочетания по родам, выделите окончания у прилагательных. Сверьте окончания с таблицей. (Слайд 6)

- Попробуйте определить род имен прилагательных. (Белые тюльпаны, белые берёзы, белые облака) (Слайд 7) - Почему вы не смогли это сделать? Сформулируйте вывод. (У имён прилагательных во множественном числе род не определишь.)

3. Составьте алгоритм, помогающий определить род имени прилагательного (Слайд 8)

4. Самостоятельная работа. Самостоятельно выполните упражнение126 на странице73. (Взаимопроверка. На экране – образец выполненного упражнения. Оценивание)


5. Разноуровневый тест Предлагаю вам небольшой тест на тему «Изменение имён прилагательных по родам». Перед вами два теста. Тест 1– сложный, Тест 2 – простой. Результат оцениваться будет по выбранному тесту: если всё правильно, Тест 1 – на «5», Тест 2 – на «4». (Слайд 9) (Оценивание) 6. Работа с текстом на карточке.



- Озаглавить текст, записать заголовок. (Слайд 10) - Вставить пропущенные слова, определить род и число прилагательных. (Слайд 11) (Оценивание)

VI. Рефлексия

Наш урок приближается к завершению. Давайте подведём итог.

Понравился вам урок? Что нового узнали?

Почему прилагательные так называются? (Они прилагаются к именам существительным). Как изменяются имена прилагательные?

Как определить род имени прилагательного? Всегда ли можно определить род имени прилагательного?

Давайте оценим вашу работу.


VII. Домашнее задание.

Выучить правило на странице 72. По выбору: выполнить упражнение 128 или составить 6 словосочетаний с именами прилагательными разного рода. (Слайд 12)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!