СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Изменение имён существительных по падежам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

корспект урока

Просмотр содержимого документа
«"Изменение имён существительных по падежам"»

Тема: «Изменение существительных по падежам».

Тип урока: урок формирования новых знаний.


Цели:

  • знакомство с понятием “изменение слова по падежам”;

  • наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;

  • учить решать проблемные задачи.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить познавательную активность.

Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, тетради на печатной основе, таблица “Изменение имен существительных по падежам”, карточки для работы в паре.


Ход урока

I. Орг. момент. (Слайд №2)

Начинается урок, он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать.

- Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

II. Чистописание (Слайд №3)

Предлагаю вам следующие слова: сорока, дорога, вокруг, горох, около, воробей, молоток, огород, ворона, молоко, солома.

Разделите слова на группы. Кокой частью речи они являются?

- А сейчас догадайтесь, какое буквосочетание мы будем писать минутке на чистописания.

ОРО и ОЛО Какое слово лишнее? Какое слово не вошло ни в какую группу? Какой частью речи оно является? (Предлог)

- Найдите ещё один предлог. (Около) (Слайд №4)


Хвататься за соломинку. ХВАТАТЬСЯ ЗА СОЛОМИНКУ - пытаться спасти себя или какое-л. дело, возлагая надежды на средства, которые помочь не могут..

Солома в голове. Так говорят о глупом, несообразительном человеке.


III.Орфографическая минутка (Слайд №5)

- Спишите слова, вставьте пропущенные гласные буквы:

Мсц, звд, двчк, Рсс, врн, чнк, Мскв, грх. (месяц, завод, девочка, Россия, ученик, Москва, горох)


IV. Актуализация знаний Работа в группе Правила работы в группе

- Что объединяет все эти слова?

- Я предлагаю разделить вам эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделаете?

  1. Одушевленные и неодушевленные.

  2. Собственные и нарицательные.

  3. Существительные мужского и женского рода.

Как вы думаете с какой частью речи мы будем сегодня работать на уроке.?

=А всё ли мы знаем об имени существительном?

А хотите узнать что-то новое?

Откройте учебник русского языка на стр.36 и прочитайте тему урока


V. Введение в новую тему.

1) Знакомство со склонением имён существительных. (Слайд №6) стр.36 упр. 64


Карточка: Работа паре

Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя (сосна) ____________ всегда зелёная. Прилетел к (сосна) __________ дятел. Села на (сосна) ______________ синичка. Растут под (сосна)______________ маслята. Резвые белки играли на (сосна)________________.

- Что заметили в этом тексте?

- Как вы думаете, что надо сделать? Что значит «изменить слово»? Напишите на месте пропуска слово в правильной форме.

- Давайте проверим. (Слайд №7)

- Ребята, что же происходит со словом «сосна» в каждом предложении?

- А почему оно изменяет свои окончания?

- Выпишите из каждого предложения словосочетания со словом «сосна» вместе с вопросом, который вы будете задавать от главного слова, выделите окончания.(Проверка. Слайд №8)

- Какой мы можем сделать вывод?


ВЫВОД: Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами и отвечают на разные вопросы.

- Продолжите высказывания: (Слайд №9)

  • Имена существительные могут отвечать на вопросы:

кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём?


  • При изменении существительного по вопросам изменяется его ………

окончание


2)Определение темы урока

- Кто из вас может определить тему урока?

- А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово?


VI. Работа по теме урока

  1. Знакомство с материалом в учебнике.

- Прочитайте статью в учебнике на стр.36 и вы узнаете, как называется такое словоизменение существительных.

Отвечаем на вопросы (Слайд №10)

  • Как называется изменение имён существительных по вопросам?

  • Сколько падежей в русском языке?

  • Что такое склонение?

  • От чего произошло название слова «падеж»?

Cлово падеж произошло от латинского casus  (казус - падение). В русском языке это слово было переведено как «падеж». Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой.

  1. Рассматривание таблицы на стр.37

- Что вы можете рассказать по этой таблице? (Слайд №11)

- Каждый падеж имеет своё название и сокращённое обозначение.

- Каждый падеж имеет свои вопросы.

- Послушайте сказку Е.Мережинской «Откуда пошли названия падежей»

  • Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.

  • Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

  • Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

  • Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

  • Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

  • Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.



ФИЗМИНУТКА

Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись.


VII. Заполнение таблицы «ЗХУ» (Слайд №12)

- Давайте определим, что мы уже знаем по нашей теме урока

  • Что такое «склонение», «падеж»

  • Как называются падежи

  • Вопросы падежей

- Что вы ещё хотите узнать на уроке? Это будет следующей целью нашего урока.

  • Как изменять слово по падежам (склонять).


VIII. Упражнение в склонении существительных.

1) Коллективная работа по таблице.

- Рассмотрите ещё одну таблицу. У каждого падежа есть своё слово – подсказка. (Слайд №13)

(раздаю каждому ученику таблицу падежей)

- Сейчас, пользуясь таблицей, мы с вами просклоняем слово «зима». (Слайд №14)








ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ


2) Самостоятельная работа. Стр. 38 упр. 66.

- С какой целью мы выполняли это упражнение? (Чтобы запомнить падежи, падежные вопросы и научиться склонять существительные.)


IX. Итоги:

- Давайте вернёмся к нашей таблице «ЗХУ». Что же мы узнали и чему научились на уроке?

(Слайд №15)

  • Изменение существительного по вопросам называется «изменением по падежам» или «склонением».

  • У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка.

  • При склонении существительного меняется его окончание.

- Мы ещё не до конца исследовали эту тему, на следующем уроке мы разработаем с вами алгоритм, как определять падеж существительных.


X. Рефлексия

- Ребята, я хочу, чтобы вы оценили наш урок. Каждый для себя пусть выберет фразу и продолжит её.

(Слайд №17)

- А сейчас мы поднимемся по лесенке успеха. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. (Слайд №17 )



Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!