СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменения в быту и общественной жизни в начале XVII века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по истории России в 7 классе по теме: "Образованеи и культура в XVII веке"

Просмотр содержимого документа
«Изменения в быту и общественной жизни в начале XVII века»























Изменения в быту и общественной жизни

в начале XVII века





Учитель истории

МОУ "Журавлёвская СОШ"

Старченко Светлана Викторовна





















2017 год



Петровские указы, не ограничиваясь сферой экономики и политики, также вторглись в частную жизнь. Указы Петра I учили подданных правилам рационального хозяйствования, предписывали покрой одежды и бритьё бороды. Купцам и крестьянам, не желавшим расставаться с бородой, приходилось платить особый налог и носить медный «бородовой знак», изображающий усы и бороду и снабжённый надписью «Деньги взяты». Безоговорочное право не брить бороды было сохранено лишь за духовенством.

Борода составляла для Петра предмет особой личной ненависти. Она олицетворяла в его глазах все привычки, заветы и предрассудки старого времени, предназначенные к искоренению. В манифесте, выпущенном в 1718 году против своего мятежного сына Алексея, «длинные бороды» повторяются несколько раз, обозначая собой старую реакционную партию. Пётр разрешал носить бороды за уплату известного налога лишь потому, что испытывал денежные затруднения. Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался каждый раз при въезде в город. Раскольникам приходилось уплачивать в год до ста рублей за такое право.

По приказу царя в обязательном порядке было введено ношение европейской одежды. Указ об этом был издан 29 августа 1699 года. Образцы установленного платья были расклеены по улицам. Бедным людям давалась отсрочка для донашивания старой одежды, но с 1705 года все были обязаны носить новое платье под страхом штрафов. Но реформа одежды встретила упорное сопротивление со стороны крестьян, бояре же подчинились новым веяниям моды довольно легко.

Как и от бород, сановники быстро и легко отказались от долгополого платья с широкими рукавами. Вскоре они уже щеголяли по примеру царя – батюшки в коротких и удобных кафтанах европейского покроя, причём суконных, а не роскошных, как раньше, - парчовых, бархатных да шелковых.

Это новшество было не совсем новым: ещё при царе Фёдоре, брате Петра, при дворе вошли в моду польские и венгерские кунтуши. Но теперь, ношение нового платья стало общегосударственной нормой, закреплённой указом Петра 1 от 4 января 1700 года, который повелевал всем дворянам, посадским людям и боярским холопам носить венгерские кафтаны.

Вот что пишет об этом русский историк Н.М. Карамзин: «Сия страсть к новым для нас обычаям переступила в нем границы благоразумия…. Петр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество государства, подобно физическому, нужное для их твёрдости….Государство может заимствовать от другого полезные сведения, не следуя ему в обычаях. Пусть сии обычаи естественно изменяются, но предписывать им уставы есть насилие, беззаконное и для монарха самодержавного».

В 1702 году наступил черёд реформы семейной жизни, были внесены попытки более прочных нравственных гарантий. В 1704 году Пётр I обрушился на практику уничтожения уродливых и внебрачных детей. В 1715 году Пётр приказал учредить во всех больших городах империи «госпитали для зазорных младенцев» по примеру преосвещенного Иова, митрополита Новгородского. Это были первые приюты для подкидышей.

Преобразования Петра не всегда носили рациональный характер. Так, например, было с курением. Пётр 1 сам курил, поэтому должны были курить и все окружающие. Во время своего пребывания в Англии царь заключил с маркизом Комартен договор относительно монополии на эту торговлю.

Вот что пишет об этом польский историк и публицист Казимир Валишевский: «И вот русский человек был выбрит и переодет на европейский лад. Преобразователь поспешил всунуть ему в рот трубку. До приезда за границу в 1697 году он уже разрешил продажу табака, до сих пор запрещённую в России, не особенно беспокоясь о народных предрассудках, оскорблённых такой мерой.

Регламентировалась духовная жизнь населения… Специально для дворян была издана книга о правилах поведения молодого человека «Юности честное зерцало», советовавшая в частности: « в сапогах не танцевать… в платок громко не сморкаться, пальцем носа не чистить,, пальцев не облизывать, голову над пищей не чесать… не чавкать.

Но перемены, начавшиеся в общественно-бытовой жизни, затронули в основном, дворянское сословие. Ношение европейских камзолов, чулок, париков, шляп и галстуков стало исключительным признаком благородного сословия, которое стало заметно отличаться от других сословных групп населения.

«Пётр ограничил своё преобразование дворянством. Дотоле от сохи до престола россияне сходствовали между собою некоторыми общими признаками наружности и в обыкновениях; со времён Петровых высшие степени отделились от нижних, и русский земледелец, мещанин, купец увидел немцев в русских дворянах…

Бытовое поведение людей прошлого стало объектом исследования историков культуры, в частности, Ю.М.Лотмана. Он выделил следующие закономерности бытового поведения людей прошлого, в том, числе и петровского времени: обычное каждодневное и торжественное, ритуальное поведение. Обычное каждодневное поведение воспринимается самим человеком как естественное, само собой разумеющееся. Торжественному ритуальному специально обучают, владение им входит в систему социальной идентичности.

Таким образом, русский дворянин в петровскую и послепетровскую эпоху оказался в положении иностранца в родной стране: надо было усваивать нормы европейского быта, сохраняя русский взгляд на них, надо было вести себя как иностранец, не становясь им. Это демонстрирование чужого опыта делали XVIII век необыкновенно театральным. Масса условностей быта, которую все так и воспринимали и тщательно следили за соблюдением этих условностей, карнавализировала эту культуру.

Следующий важный шаг Петра – это введение нового летоисчисления. 19 декабря 1699 года был принят указ царя, который возвестил о том, что летоисчисление в России, как и других европейских странах будет вестись не от «сотворения мира», а от рождения Иисуса Христа. Вслед за 7207 годом наступил 1700 год, к тому же Новый год начинался не с 1 сентября, а с 1 января. На новый год по примеру жителей европейских стран дома украшались еловыми ветками и игрушками и лентами.

При Петре I вводятся новее формы общения, которые Пётр почерпнул в Европе: праздники с иллюминацией и фейерверками, маскарады. В 1718 году специальным указом царь вводить ассамблеи. В них участвовали офицеры, сановники, богатые купцы и духовенство. Главной особенностью этих собраний стало разрешение участвовать в них женщинам. Распространение получила игра на клавикордах, скрипке, флейте. Популярными стали любительские оркестры, на которые в обязательном порядке должна была ходить знать.

Сначала царь реформатор силой государева указа приучал на ассамблеях вести беседы, танцевать, осваивать игру в шашки и шахматы. А уже во второй половине XIX века ассамблеи превратились в светские балы.

Ещё одной заслугой Петра I можно считать появление первых публичных театральных представлений. Театральные представление существовали и раньше, при дворе Алексея Михайловича, но они были рассчитаны только на придворных. Первые публичные представления состоялись в начала XVIII века в Москве в «Комедийной храмине» - здании, возведённом по приказу Петра I в 1702-1703 годы на Красной площади у Никольской башни. Также публичные театральные представления происходили в доме сподвижника Петра адмирала на русской службе Ф.Я. Лефорта.

Эти «храмины» имели «театрум» и «хоры», а места для зрителей делились на четыре ряда по стоимости билетов. Входные билеты, называвшиеся тогда ярлыками, печатались на очень плотной бумаге и продавались здесь же, при театре, в «чуланах».

Церковь и русское общество смотрели на светский театр как на богопротивное дело, поэтому возникли проблемы с набором труппы. В связи с эти в 1701 году комендант Иван Сплавский был командирован в Гданьск для вербовки актёров в московскую театральную труппу. Но в 1706 году Пётр прекратил государственное субсидирование театра и к 1707 году Комедийная храмина пришла в запустение.

В это время развиваются и школьные театры, которые возникли при Киевской, Московской и других духовных учебных заведениях. Естественно, в них шли представления на духовные сюжеты. Разъезжаясь на каникулы, студенты ставили спектакли в разных городах, тем самым пропагандируя театральное искусство. Возможно, это в дальнейшем способствовало становлению городских театров.

Летом собрания переносились в Летний сад и имели вид шумных ярмарок. Запах хлебного вина доносился до соседних улиц. Громкий смех пьяных, крики женщин, которых силой заставляли осушать положенное количество спиртных напитков, шутовское пение шутейших кардиналов, забавляли тысячи зрителей…В летних резиденциях в окрестностях Москвы или Петербурга государь и его приближённые давали ещё более свободы грубости своих привычек и склонностей.

Таким образом, можно говорить о становлении нового типа бытовой культуры, носителями которой стало исключительно дворянство. Даже внешний облик с одной стороны дворян, купцов и посадских людей и с другой: крестьян и духовенства отделял «старую» Россию от «новой». Культура Петровского времени носила переходный характер: она соединяла в себе новаторские изменения Петра и традиции прежней Руси.осссии, как и в других европейских странах будет праздноваться


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!