СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучающее чтение лингвистического текста на уроках русского языка в 8 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В формировании грамотного читателя велика роль учителя-словесника – единственного из всех школьных учителей, традиционно работающего и с содержанием, и с формой текста. Именно поэтому в статье представлен дидактический материал по совершенствованию умений изучающего чтения на основе работы с лингвистическим текстом на уроках русского языка в 8 классе(можно использовать в 9-11 классах).

Просмотр содержимого документа
«Изучающее чтение лингвистического текста на уроках русского языка в 8 классе»

Жукова Ольга Александровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7, Белокалитвинский район.





Тема работы: «Изучающее чтение лингвистического текста на уроках русского языка в 8 классе. В записную книжку учителя»



Актуальность данной проблемы обусловлена:

– социальным заказом общества на компетентностную личность, владеющую умениями самообучения, получения необходимой информации из различных источников и свободной ориентации в информационном потоке;

– низкими показателями результатов международных исследований в области чтения, трудностями, с которыми сталкиваются школьники при выполнении заданий по текстам, предлагаемым на ГИА и ЕГЭ по русскому языку;

– новым подходом к чтению как к методической проблеме начала XXI века, необходимостью и важностью обучения пониманию текста на всех учебных предметах;

– необходимостью реализации одного из ключевых положений Концепции федеральных образовательных стандартов второго поколения – формирования универсальных учебных действий: в области чтения ученик должен уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативную установку, тему и идею текста, основную и дополнительную информацию), применять разные виды чтения, извлекать информацию из разных источников;

– потребностью в разработанной системе заданий, направленной на совершенствование чтения – одного из познавательных универсальных учебных действий – на уроках русского языка.



В формировании грамотного читателя велика роль учителя-словесника – единственного из всех школьных учителей, традиционно работающего и с содержанием, и с формой текста. Именно поэтому в статье представлен дидактический материал по совершенствованию умений изучающего чтения на основе работы с лингвистическим текстом на уроках русского языка в 8 классе(можно использовать в 9-11 классах).





Изучающее чтение


Изучающее чтение — один из видов учебного чтения при обучении языку.

Цель изучающего чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Изучающее чтение – внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Предполагает пользование словарём.

Изучающее чтение предполагает достижение полного и точного понимания основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Такое чтение протекает медленно, поскольку читатель имеет установку на длительное запоминание и прибегает к повторному чтению, а иногда и к письменной фиксации содержания. При этом читатель стремится глубже вникнуть в суть коммуникативной ситуации.

Изучающее чтение обычно проводят на текстах, обладающих познавательной ценностью и информативностью. При этом они должны быть достаточно трудны в языковом отношении, так как одной из дидактических задач, решаемых при помощи изучающего чтения, является научение учащегося самостоятельно преодолевать языковые трудности.

Результатом изучающего чтения должно быть точное и полное (100%) понимание всех фактов, которые содержатся в тексте.

Сначала изучающее чтение проводится только на занятии, под руководством преподавателя. В качестве домашнего задания его следует предлагать лишь после того, как учащиеся осознают специфику этого вида чтения.

Сам термин изучающее чтение показывает, что чтец изучает текст, т.е. ничего в нем не пропускает, поскольку, например, завтра предполагает изложить весь этот материал на уроке (семинаре, на встрече с деловым партнером и т.п.).

Как правило, для изучающего чтения подходит практически любой текст разных стилей, типов и жанров. Однако, этот текст должен иметь информативную значимость для ученика, что важно для его личностного развития.

Практика убеждает, что разработать любую систему можно успешно, если понимаешь содержание и цель. Именно поэтому в соответствии с требованиями универсальных учебных действий учителю необходимо владеть методикой чтения, следовательно, необходимо разбираться в ряде понятий. Изучающее чтение строится на основе этапов работы с текстом: предтекстовый, текстовый, послетекстовый. В соответствии с этапом работы над текстом предлагаются примерные задания.


1. Предтекстовый

Цель этапа – создание мотива чтения и развитие умения прогнозировать, то есть предполагать, предвосхищать содержание текста, используя заголовок, подзаголовки, иллюстрации к тексту и т. п.

Это стадия вызова, т.к. этот этап ориентирован на выявление и активизацию личного опыта учащихся, их знаний, умений путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов на присущем им уровне.

Наиболее употребляемые на данном этапе работы упражнения:

- Прочтите заглавие и скажите, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте.

- Скажите, о чем, судя по заглавию, рисункам, графикам и концовке, может идти

речь в данном тексте. Прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение

вашему предположению.

- Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в данном тексте.

- Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу.

- Подчеркните в тексте слова и словосочетания, которые можно выделить в качестве ключевых.

- Прочтите абзац и постарайтесь понять его, не обращая внимания на незнакомые слова.

- Сократите предложения (абзацы) текста, оставляя лишь слова несущие основную смысловую нагрузку.

- В каждом абзаце текста определите ключевое предложение. Найдите абзац, который содержит основную мысль всего текста.

- Прочтите текст до указанного места и скажите как, по вашему мнению, завершились события. Прочитайте текст до конца, чтобы выяснить, правы ли вы.

- По какому слову заглавия можно установить, что речь идёт о…? (По какому слову вы определили, что это информация о…?)

- Запишите ключевое слово заголовка (или весь заголовок) и составьте ассоциограмму (схему), заполняя её ассоциациями, возникающими ещё до прочтения текста;

- Разбейтесь на пары, обсудите составленные ассоциации, уточните свои предположения о теме и содержании текста.

После этого учитель ставит задачу прочитать текст, проверить свои предположения и «провести» диалог с автором текста.



2.Текстовый (чтение текста, отдельных его частей)

Цель этапа – достижение понимания текста на уровне содержания.

Повторное прочтение текста может ориентировать учащихся на понимание деталей и их оценку. Стадия осмысления, на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом, используя различные методы понимания текста: чтение с карандашом в руках, метод помет, с помощью которого читающий осмысливает воспринимаемую информацию, помечая «+» (это мне известно) и «-» (этого я не знаю), метод «двойного дневника», в который выписываются факты из текста и их личностная интерпретация («Это очень интересно!», «Почему?», «Не согласен»).

Наиболее употребляемые на уроках на текстовом этапе работы с текстами упражнения:

- Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.

- Прочтите текст и выделите основные темы повествования.

- Прочтите текст, отметьте (выпишите) места, раскрывающие разные аспекты проблемы.

- Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.

- Прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нём.

- Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования.

- Прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.

- Прочтите текст, с тем, чтобы ответить на вопросы по основному содержанию текста.

- Скажите, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию теста.

- Найдите (зачитайте, выпишите) главные (ключевые) факты текста.

- Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.

- Составьте список вопросов к тексту.

- Подготовьте план пересказа текста.

- Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их.

- Найдите в тексте предложения, в которых содержатся:

а) основная информация; б) уточняющая информация;

в) подтекст.

- Сократите текст за счёт подробностей, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

- Поясните главную мысль текста своими словами.

- Прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием.

- Скажите, с помощью каких фактов из текста можно утверждать, что…

- Просмотрите текст, найдите его фрагмент, который представляет для вас особый интерес, и объясните почему.

- Пересмотрите свои первоначальные соображения по мере поступления новой информации и сравните до и после.


3. Послетекстовый

Цель этапа – достижение понимания текста на уровне смысла (основной мысли) и контроль понимания прочитанного.

Это – стадия рефлексии. Размышляя, учащиеся констатируют смысл, осознавая, каким путём они к нему пришли, анализируют его. Размышление начинается как индивидуальный процесс (учащиеся составляют вопросы, представляют вычитанную информацию в виде схемы) и завершается дискуссией, коллективной беседой под руководством учителя.

Наиболее употребляемые на данном этапе работы упражнения:

- Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.

- Используя материал текста, ответьте на вопросы.

- Прочтите план текста и скажите, достаточно ли полно он передаёт содержание текста.

- Прочтите вслух предложения, которые поясняют название рассказа.

- Прочтите вслух предложения, которые иллюстрируют мнение автора текста по вопросу…

- Выберите правильные ответы из нескольких данных.

- Прокомментируйте следующие положения взятые из текста.

- Ответьте на проблемные вопросы по прочитанному тексту.

- Перескажите текст, пользуясь планом и выписанными словосочетаниями.

- Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… . Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения.

- Просмотрите текст, выделите предложения или абзацы, характеризующие (время действия, эпоху.)

- Выразите своё отношение к прочитанному.

- Прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из текста.

- Прокомментируйте часть текста, которая вам показалась наиболее интересной.

- Прочтите текст и выразите своё согласие (несогласие) с приведёнными ниже утверждениями из текста.

- Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста.

- Выразите своё отношение к прочитанному. Скажите, согласны ли вы с оценкой автором фактов.

- Скажите, какие из перечисленных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста.

- Зачитайте вслух из текста факты, которые относятся к теме… .



Особое значение имеют тестовые задания, позволяющие проверить одновременно всех учащихся в выборе правильного ответа на вопрос:

- завершите высказывания на основе предложенных тезисов;

- расположите по порядку;

- сгруппируйте факты;

- выберите или установите соответствия;

- вычеркните специально вставленные фрагменты;

- заполните пробелы в тексте специально пропущенными словами и др.


Опыт показывает, что в результате совершенствования умений изучающего чтения у ученика возникает желание и формируется умение задавать вопросы к тексту, что свидетельствует:

- об активной позиции ученика во время чтения, о том, что он вступил в диалог с автором текста;

- о постановке ученика в позицию исследователя текста;

- о развитии у школьников таких качества как критичности ума и наблюдательности;

- о формировании прогностических умений учащихся;

- о постановке проблемных вопросов, выявляющих причинно-следственные связи, что является показателем с одной стороны хорошего развития логического мышления учащихся, а с другой, глубокого понимания ими текста.

Именно поэтому совершенствование умений изучающего чтения текста является основой для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме, что требует современное общество. В этом смысле изучающему чтению текста и его совершенствованию на уроках русского языка отводится центральная роль в учебном процессе среднего и старшего уровней обучения, в т.ч. и восьмиклассников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!