Изучение особенностей адаптации пятиклассников к новым
социально-педагогическим условиям обучения
Одним из приоритетных направлений работы школьного психолога является процесс сопровождения пятиклассников, так как переход ребят из начального в среднее звено школы считается одним из наиболее сложных школьных периодов. Динамическое состояние детей в этот непростой период можно сравнить с процессом пересаживания растений. Пересаженное растение часто в первый период вянет, чтобы потом вновь подняться или погибнуть совсем. В непростой ситуации, подобной растению, оказываются ребята, покинувшие мир начальной школы и пришедшие в сентябре в новый мир среднего звена. Понятно, что пятиклассникам нужно время, чтобы приспособиться, прижиться, иначе говоря, адаптироваться к средней школе. В литературе, посвященной данной теме подчеркивается, что психологическое сопровождение пятиклассников предполагает психолого-педагогическую поддержку в новой социально-педагогической ситуации, выявление трудностей, испытываемых детьми в обучении, поведении и психическом самочувствии и оказание помощи ребятам, которые испытывают сложности.
Пятиклассники действительно должны приспособиться к новым социальным условиям: много учителей, увеличение числа предметов, новые домашние задания, система кабинетов. А отсюда и новые проблемы: очень много разных учителей; непривычное расписание; новый классный руководитель; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и домашнего задания; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей.
И моя задача, как психолога, помочь детям в этом направлении. В связи с этим была проведена следующая работа:
1. Оформление визитных карточек, где дети дают себе самохарактеристику, формируют свою мечту.
2. В каждом классе провела встречи (объясняла, что такое наука психология, ее законы, для чего психолог в школе, выстраивала взаимоотношения с детьми).
3. Провела тестирование по двум направлениям.
4. Провела тренинги по подгруппам на тему «Приемы общения».
5. Выступление на педагогическом консилиуме с результатами тестирования.
6. Выступление на родительском собрании «Психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников в период адаптации к новым условиям».
В ходе обследования были применены следующие диагностические методики:
- Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации (по Н. Г. Лускановой).
- Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка.
По результатам диагностики определяются группы детей, нуждающихся в той или иной психолого-педагогической помощи, а так же разрабатываются конкретные рекомендации, как для педагогов, так и для родителей и детей для создания оптимальных условий дальнейшего развития и обучения.
Целью психодиагностического обследования учащихся являлось изучение степени и особенностей приспособления учащихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей детей.
Задачи исследования:
- Изучение школьной мотивации
- Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения;
- Выявление наиболее актуальных для детей трудностей для дальнейшего оказания им педагогической и психологической помощи;
- Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.
1. Школьная мотивация.
Учащимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты Н.Г. Лускановой, выбирая из предлагаемых вариантов наиболее соответствующий им.
По результатам исследования было установлено 5 основных уровней школьной мотивации, по которым распределились учащиеся 5-х классов, что отражено в таблицах (см. Результаты анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой по классам).
Сводная таблица школьной мотивации по классам
Уровень | баллы | 5А (27) | 5Б (26) | 5В (24) | 5Г (25) | Всего |
Высокий уровень (максимально высокий) | 25-30 | 15 | 13 | 9 | 16 | 53 |
Средний уровень (хорошая школьная мотивация) | 20-24 | 4 | 9 | 12 | 7 | 32 |
Ниже среднего уровня (внешняя мотивация) | 15-19 | 7 | 4 | 1 | 2 | 14 |
Низкий уровень (низкая мотивация) | 10-14 | 1 | 0 | 2 | 0 | 3 |
Очень низкий уровень (негативное отношение к школе) | 0-10 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Высокий уровень развития, как видим из таблицы, имеют 53 человека (51% пятиклассников). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.
Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 32 учащихся 5-х классов (31%). При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
Ребята, показавшие развитие школьной мотивации ниже среднего уровня (14 человек в параллели, что составляет 14%), имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Низкая школьная мотивация была выявлена у 3-х ребят (3% пятиклассников). Эти дети относятся к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
Таким образом, дети с низким уровнем по данному тесту находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Им требуется контроль и помощь взрослых.
Для ребят с очень низким уровнем учебной мотивации характерно негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Таких ребят в параллели 5-х классов не выявлено. (Эти дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения).
Уровень мотивации по классам
Уровень мотивации | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Количество учащихся | 4 | 13 | 8 | 3 | 0 |
В % | 14 | 46 | 29 | 11 | 0 |
Прогноз: 89% учащихся могут быть отличниками и хорошистами, 11% могут иметь трудности в учебе.
2. Самооценка психических состояний.
Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:
1) личностная тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги;
2) фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;
3) агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;
4) ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
Класс | тревожность | фрустрация | агрессивность | ригидность |
н | ср | в | н | ср | в | н | ср | в | н | ср | в |
5А | 15 | 11 | 0 | 16 | 10 | 0 | 5 | 17 | 4 | 8 | 16 | 2 |
5Б | 12 | 14 | 0 | 20 | 6 | 0 | 14 | 10 | 2 | 9 | 16 | 1 |
5В | 8 | 16 | 0 | 9 | 15 | 0 | 5 | 17 | 2 | 3 | 20 | 1 |
5Г | 10 | 14 | 0 | 11 | 13 | 0 | 10 | 13 | 1 | 7 | 16 | 1 |
Иинтерпретация результатов теста:
I. Тревожность:
0-7 баллов – тревожность отсутствует;
8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня;
15-20 баллов – высокая тревожность.
II. Фрустрация:
0-7 баллов – имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;
8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;
15-20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность:
0-7 баллов – вы спокойны, выдержаны;
8-14 баллов – средний уровень агрессивности;
15-20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность:
0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость;
8-14 баллов – средний уровень;
15-20 баллов – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.
Рекомендации: Учитывая, что собственно познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения и переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:
- Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности.
- Уверенность в себе.
- Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности.
- Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем.
- Потребность и возможность в самовыражении.
- Принятие и одобрение значимыми людьми.
- Актуализация творческой позиции.
- Осознание значимости происходящего для себя и других.
- Потребность в социальном признании.
- Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха.
- Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье).
Поскольку негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки. Если негативное отношение к школе связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, то необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. В качестве рекомендаций для педагогов и родителей по формированию и поддержке учебной мотивации у детей можно применить составленную нами памятку "Формирование и поддержка учебной мотивации детей".
Способы преодоления дезадаптации:
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Доверяйте ребенку.
Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
Помогите ему найти дело по душе.
Разговаривайте со своим ребёнком. Постарайтесь услышать ЕГО.
Пятачкова Татьяна Ивановна, педагог-психолог,
МАНОУ «Гимназия №2», г. Мариинска.