Изучение особенностей адаптации пятиклассников к новым социально-педагогическим условиям обучения

Категория: Психологу

Одним из приоритетных направлений работы школьного психолога является процесс сопровождения пятиклассников, так как переход ребят из начального в среднее звено школы считается одним из наиболее сложных школьных периодов. Динамическое состояние детей в этот непростой период можно сравнить с процессом пересаживания растений.

Просмотр содержимого документа
«Изучение особенностей адаптации пятиклассников к новым социально-педагогическим условиям обучения»

Изучение особенностей адаптации пятиклассников к новым

социально-педагогическим условиям обучения

Одним из приоритетных направлений работы школьного психолога является процесс сопровождения пятиклассников, так как переход ребят из начального в среднее звено школы считается одним из наиболее сложных школьных периодов. Динамическое состояние детей в этот непростой период можно сравнить с процессом пересаживания растений. Пересаженное растение часто в первый период вянет, чтобы потом вновь подняться или погибнуть совсем. В непростой ситуации, подобной растению, оказываются ребята, покинувшие мир начальной школы и пришедшие в сентябре в новый мир среднего звена. Понятно, что пятиклассникам нужно время, чтобы приспособиться, прижиться, иначе говоря, адаптироваться к средней школе. В литературе, посвященной данной теме подчеркивается, что психологическое сопровождение пятиклассников предполагает психолого-педагогическую поддержку в новой социально-педагогической ситуации, выявление трудностей, испытываемых детьми в обучении, поведении и психическом самочувствии и оказание помощи ребятам, которые испытывают сложности.

Пятиклассники действительно должны приспособиться к новым социальным условиям: много учителей, увеличение числа предметов, новые домашние задания, система кабинетов. А отсюда и новые проблемы: очень много разных учителей; непривычное расписание; новый классный руководитель; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и домашнего задания; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей.

И моя задача, как психолога, помочь детям в этом направлении. В связи с этим была проведена следующая работа:

1. Оформление визитных карточек, где дети дают себе самохарактеристику, формируют свою мечту.

2. В каждом классе провела встречи (объясняла, что такое наука психология, ее законы, для чего психолог в школе, выстраивала взаимоотношения с детьми).

3. Провела тестирование по двум направлениям.

4. Провела тренинги по подгруппам на тему «Приемы общения».

5. Выступление на педагогическом консилиуме с результатами тестирования.

6. Выступление на родительском собрании «Психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников в период адаптации к новым условиям».

В ходе обследования были применены следующие диагностические методики:

- Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации (по Н. Г. Лускановой).

- Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка.

По результатам диагностики определяются группы детей, нуждающихся в той или иной психолого-педагогической помощи, а так же разрабатываются конкретные рекомендации, как для педагогов, так и для родителей и детей для создания оптимальных условий дальнейшего развития и обучения.

Целью психодиагностического обследования учащихся являлось изучение степени и особенностей приспособления учащихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей детей.

Задачи исследования:

- Изучение школьной мотивации

- Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения;

- Выявление наиболее актуальных для детей трудностей для дальнейшего оказания им педагогической и психологической помощи;

- Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.

1. Школьная мотивация.

Учащимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты Н.Г. Лускановой, выбирая из предлагаемых вариантов наиболее соответствующий им.

По результатам исследования было установлено 5 основных уровней школьной мотивации, по которым распределились учащиеся 5-х классов, что отражено в таблицах (см. Результаты анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой по классам).


Сводная таблица школьной мотивации по классам

Уровень

баллы

5А (27)

5Б (26)

5В (24)

5Г (25)

Всего

Высокий уровень (максимально высокий)

25-30

15

13

9

16

53

Средний уровень (хорошая школьная мотивация)

20-24

4

9

12

7

32

Ниже среднего уровня (внешняя мотивация)

15-19

7

4

1

2

14

Низкий уровень

(низкая мотивация)

10-14

1

0

2

0

3

Очень низкий уровень

(негативное отношение к школе)

0-10

0

0

0

0

0


Высокий уровень развития, как видим из таблицы, имеют 53 человека (51% пятиклассников). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.

Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 32 учащихся 5-х классов (31%). При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Ребята, показавшие развитие школьной мотивации ниже среднего уровня (14 человек в параллели, что составляет 14%), имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Низкая школьная мотивация была выявлена у 3-х ребят (3% пятиклассников). Эти дети относятся к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.

Таким образом, дети с низким уровнем по данному тесту находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Им требуется контроль и помощь взрослых.

Для ребят с очень низким уровнем учебной мотивации характерно негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Таких ребят в параллели 5-х классов не выявлено. (Эти дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения).

Уровень мотивации по классам

Уровень мотивации

5

4

3

2

1

Количество учащихся

4

13

8

3

0

В %

14

46

29

11

0

Прогноз: 89% учащихся могут быть отличниками и хорошистами, 11% могут иметь трудности в учебе.

2. Самооценка психических состояний.

Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:

1) личностная тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги;

2) фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;

3) агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;

4) ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.



Класс

тревожность

фрустрация

агрессивность

ригидность

н

ср

в

н

ср

в

н

ср

в

н

ср

в

15

11

0

16

10

0

5

17

4

8

16

2

12

14

0

20

6

0

14

10

2

9

16

1

8

16

0

9

15

0

5

17

2

3

20

1

10

14

0

11

13

0

10

13

1

7

16

1

Иинтерпретация результатов теста:

I. Тревожность:

0-7 баллов – тревожность отсутствует;

8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня;

15-20 баллов – высокая тревожность.

II. Фрустрация:

0-7 баллов – имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;

15-20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

III. Агрессивность:

0-7 баллов – вы спокойны, выдержаны;

8-14 баллов – средний уровень агрессивности;

15-20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

IV. Ригидность:

0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость;

8-14 баллов – средний уровень;

15-20 баллов – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.

Рекомендации: Учитывая, что собственно познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения и переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

- Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности.

- Уверенность в себе.

- Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности.

- Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем.

- Потребность и возможность в самовыражении.

- Принятие и одобрение значимыми людьми.

- Актуализация творческой позиции.

- Осознание значимости происходящего для себя и других.

- Потребность в социальном признании.

- Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха.

- Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье).

Поскольку негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки. Если негативное отношение к школе связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, то необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. В качестве рекомендаций для педагогов и родителей по формированию и поддержке учебной мотивации у детей можно применить составленную нами памятку "Формирование и поддержка учебной мотивации детей".

Способы преодоления дезадаптации:

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.

  • Доверяйте ребенку.

  • Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

  • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.

  • Не унижайте ребенка, наказывая его.

  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».

  • Помогите ему найти дело по душе.

  • Разговаривайте со своим ребёнком. Постарайтесь услышать ЕГО.


Пятачкова Татьяна Ивановна, педагог-психолог,

МАНОУ «Гимназия №2», г. Мариинска.



Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас