СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К 205 - летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова "Он оборвал на взлете голос свой.."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личность М.Ю. Лермонтова до сих пор остается загадкой. Кто он - пророк или демон?

Просмотр содержимого документа
«К 205 - летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова "Он оборвал на взлете голос свой.."»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение им. Л.Н. Толстого филиал в с. Гагарино





Методическая разработка урока - исследования в 9 классе





« Он оборвал на взлете голос свой…»

(К 205-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова)






Разработала Черникова Валентина Васильевна,

учитель русского языка и литературы.

Квалификационная категория – первая

Педагогический стаж -34 г.






Цели урока:


  1. образовательная

  • обеспечить понимание учащимися феноменальности поэзии М.Ю.Лермонтова, раскрыть в ней драматические переживания поэта;

  • формировать умение сопоставлять лирические произведения;

  1. развивающая

  • развивать навык анализа поэтических текстов, в том числе и сопоставительного;

  • развивать умение строить суждение на конкретном материале;

  • развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением;

  1. воспитательная

  • воспитывать чувство любви к творчеству М.Ю.Лермонтова;

  • продолжать работу по усвоению общечеловеческих ценностей.


Методические приемы: эвристическая беседа, работа в группах, организация поиска, постановка проблемы и ее раскрытие, включение учащихся в работу над анализом стихотворных текстов и оформлением само­стоятельного вывода, демонстрация репродукций.


Оборудование:

1. Выставка книг:

2. Фонограммы романсов в исполнении Анатолия Титова и Анны Герман на музыку композитора Даргомыжского.

3. Тексты стихотворений М.Ю.Лермонтова.


Словарь: (на доске)

Исповедь - (Таинство покаяния) – таинство Православной Церкви, во время которого исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов от Бога.

Демонизм особый тип сознания, воплощающий обаяние порока и силу познания, разрушительность привычных ценностей и абсолютную свободу.

Молитва - / «икона» в переводе с греческого языка – образ, священное изображение Иисуса Христа, Божьей Матери, святых, а также событий библейской и церковной истории/.

Икона создается для общения с Богом.

Благодать - Дары Духа Святого



Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Бог знал заранее все:

зачем же он не удержал судьбы?..

Он не хотел !..

Драма «Испанцы» 1, 1Y, 21

Личность Михаила Юрьевича Лермонтова до сих пор остается загадкой. Каким он был? Как его образ отразился в его творчестве? Миссия Лермонтова — одна из глубочайших загадок русской культуры XIX века. Раскрыть эту загадку и определить миссию поэта мы попытаемся через его твор­чество, через воспоминания современников, через знакомство с оценкой критиков. А итогом нашего исследования должно стать написание эссе «Мой Лермонтов», где каждый из вас постарается пере­дать свое восприятие образа поэта и его лирического героя.

Лучше всего творческий человек раскрывает свой внутренний мир через этический идеал, про­являющийся в его произведениях. Понять Лермонтова - человека можно только прочитав его поэти­ческую исповедь. Форма исповеди широко распространена в романтической литературе, поскольку она хорошо отвечает важной для романтиков задаче — представить внутренний мир героя и его глубинные психологические конфликты.

Исповедь Лермонтова — это его стихотворения и поэмы, драмы и роман «Герой нашего времени». Особенно ранняя лирика похожа на дневниковые записи. В стихотворениях этого периода поэт пыта­ется раскрыть сложную внутреннюю жизнь человека, поэтому они носят исповедальный характер.

2. Работа с группами.

Каков же этический идеал Лермонтова, особенно проявившийся в его ранних стихах?

Первая группа учащихся. Этический идеал Лермонтова решает философский вопрос: что предпочтительнее простое человеческое счастье или отблеск блаженства, который навсегда лишит человека возможности спокойного устроенного существования. Лирический герой по­ставлен перед проблемой выбора между реальным и идеальным. Сам поэт мечтает о бесконечности личного существования, о «рае земном» и «рае небесном».

Символический образ «неба» занимает в лирике Лермонтова центральное место и воплощает максимализм нравственных установок поэта, высоту его этического идеала. Лермонтов «казалось, принес землю на заклание небу».

«Земное» у поэта — это синоним современного общества, в котором господствуют НЕСПРАВЕД­ЛИВОСТЬ, ИЗМЕНА, КЛЕВЕТА, а ЧИСТОТА и БЛАГОРОДСТВО поруганы:

Где нет ни истинного счастья,

Ни долговечной красоты,

Где преступления лишь да казни,

Где страсти мелкой только жить;

Где не умеют без боязни

Ни ненавидеть, ни любить.

(«Демон», гл. 10)

«Небесное» у Лермонтова выступает как антипод земного бытия. В поэтической мифологии поэта «небо» — рай — родина души, о которой она неизменно помнит, тоскуя в «земной неволе». Тяга к запредельному является прирожденным для человека, как бы таится в нем.

Натура человека изначально двойственна: небесное сталкивается с земным и сразу начинается драма взаимодействия. Пусть душа и грезит о райском блаженстве, человеческая личность все равно не в состоянии забыть о земном. Она стремится к высокому подобию жизни земной — к «очищен­ному и продолженному земному бытию».

Человек, по Лермонтову, должен:

— сознавать, чувствовать, культивировать в себе это высшее начало, понять его соотношение с другими силами своей души;

— свято хранить это высшее начало наперекор житейским нуждам, заботам, тревогам в без­надежных и трагических ситуациях, проявляя нравственную составляющую и верность себе;

— должен отстаивать высшие нравственные ценности;

— быть готовым к самопожертвованию и борьбе во имя их утверждения, проявляя жажду деятельности:

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать,

(«1831-го июня 11 дня»)

Слово учителя.

История поэзии не всегда предсказуема. Белинский не мог предвидеть, что необыкновенно корот­кая и насыщенная жизнь Лермонтова, нового гения, подобно взрыву, продлит романтический период русской поэзии.

В чем же особенность лермонтовского романтизма? Каков же романтический герой Лер­монтова?

Вторая группа учащихся. Романтический герой Лермонтова отличается внутренней цельностью, одинокостью и тягой к странствиям. Одинокость, или точнее одиночество это, неизбывно: нет способа избавиться от него, нет и желания. Одинокий герой противостоит миру, толпе, Богу. Это могучий дух, гордый и непреклонный. Лирический герой Лермонтова мучается от невозможности что-либо изменить в этой жизни, приблизить «земное» к «небесному», и наступает разочарование. «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть». Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессмертная, «как пламень», печаль — вот основные черты романтического героя М. Ю. Лермонтова.

Откуда истоки романтизма Лермонтова? Романтики устают от банального и привычного и поднимают бунт против власти, Бога. Таковы были герои Байрона, Шиллера. Романтиков обвиняли

в бездуховности и разной мистике. На самом деле романтический герой — духовный человек и по­нимает ограниченность земной духовности. Он весь порыв, он желает вырваться из земной оболочки, стать беспредельным, как демон. Он все громит вокруг и всегда добивается свободы. Романтическое мировоззрение есть опыт обретения свободы и бытия в свободе. Это расшатывает человеческую психику, изматывает его, доводит до гибели. Крайняя черта романтизма — индивидуализм, поиски абсолютных жизненных ценностей, полное разочарование в действительности.

Человеческая натура мыслится как изначально двойственная, как арена беспрестанной борьбы добра и зла, темного и светлого, «земного» и «небесного». Герой Лермонтова мыслит себя натурой исключительной, ничто не может его удовлетворить: ни любовь «на время», ни «дар, растраченный в пустыне», ни «грядущее в тумане». Так завязывается трагический узел миросозерцания Лермон­това: желание блага слито с необходимостью зла:

Под ношей бытия не устает

И не хладеет гордая душа;

Судьба ее так скоро не убьет,

И лишь взбунтует; мщением дыша

Против непобедимой, много зла.

Она свершить готова, хоть могла

Составить счастье тысячи людей:

С такой душой ты бог или злодей.

(«1831-го июня 11 дня»)

Слово учителя.

Известно, что «проблема добра» приводит Лермонтова к вопросу о «высоком зле — о «гордой душе», которая должна мстить за «гибель добра». Так появляется тема демонизма, ко­торая является вынужденной этической позицией на царящую в мире несправедливость. Лермонтов осознавал как бы, что зло может быть побеждено только злом. Что такое демонизм, и как он появляется в творчестве М. Ю. Лермонтова?

Третья группа учащихся. Демонизм особый тип сознания, воплощающий обаяние порока и силу познания, разрушительность привычных ценностей и абсолютную свободу.

Демонизм позволяет его носителю перекраивать мир по-своему, во всем утверждать собственную волю, свободную от обязательств перед людьми. Лермонтов считал это явление общечеловеческим, наделяя своих героев правом распоряжаться чужими судьбами и даже жизнью: «Мой демон», «Та­мара», «Маскарад», «Демон».

Кто же такой демон? Демона часто путают с дьяволом, а это разные вещи. Это хорошо понял Врубель, когда писал своих демонов. Это порыв, мучения, бесконечные муки становления. Даже отцы церкви признавали, что зло может быть добрым. Алхимики считали, что Демон двоичен. И создан он был на 2-ой день творения.

Демон — символ сомнения, разобщенности, главное в нем — духовный порыв к Богу.

Демон — это сам поэт, то в виде демона летящего, то в образе усталого денди Печорина. Разницы нет.

Демон — это падший ангел, не потерявший высоких помыслов, духовности и света. Демонизм — это странное смешение, с которого начинается наш жизнь, наша душа. В нашей душе смешение света и тьмы, многозначность духовной жизни, полнота, бездна, из которой мы черпаем свои истоки. Впервые рождается контраст, а значит искусство, которое всегда демонично.

Демон — болезнь идеала, болезнь совершенства, потому что он понимает ущербность челове­ческого существования, когда на грани жизни все человеческие помыслы, идеалы и устремления превращаются в прах.

Демон — вечные метания в поисках истины, вечные противоречия сердца и рассудка, «вечные метания под холодным небом. Не может он отречься от «неба» и принять «землю»

Демон очеловеченный дух, тот самый всечеловек, в котором Достоевский видел смысл ис­кусства.

Слово учителя.

Традиционно можно говорить о западноевропейских корнях Демона. Исследователи единодушно ведут «родословную» героя от библейского мифа о падшем ангеле, восставшем против Бога. Из­вестны были Лермонтову и многочисленные литературные воплощения этого библейского сюжета: «Потерянный рай» Мильтона, «Фауст» Гете, «Каин» Байрона. Но лермонтовский Демон — не литературный прием, а попытка художественно выразить некий глубочайший опыт из слоев глубин­ной памяти поэта на поверхность сознания.

Поэма «Демон» показывает демона, как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя.

В личности и творчестве Лермонтова различаются две противоположные тенденции.

Первая: линия богоборческая. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе у каждого живет свой Демон.

Демон — это сам автор, всю жизнь метавшийся между небом и землей, молитвами и прокля­тиями. М. Ю. Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф. И. Тютчев:

О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги!

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!

Вторая: линия богоискательства. Душа поэта, раздвоенная и истерзанная, страстно искала, но никогда не достигала гармонии, единства, цельности.

Часть его души стремится к Богу. «В небесах я вижу Бога»

Другая же, под влиянием мучивших поэта страстей и, прежде всего, гнездившейся в его гордости, тянет его вниз, удаляет от Бога. Лермонтов осознает, что душа его одержима греховными страстями, что эти страсти мешают ему быть с Богом, преграждают ему путь на небо:


Слово учителя: Ребята, человек, который верит, что все в мире зависит от воли Божией - рождение и смерть, счастье и неудачи, богатство и нищета, постоянно обращается к Богу с молитвой, живет в общении с ним.

К молитве человек чаще всего прибегает в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи.

У Лермонтова есть три стихотворения с одинаковым названием – «Молитва».

Первое из них создано 15-летним поэтом в 1829 г. / Стихотворение наизусть читает учитель/.

Не обвиняй меня, Всесильный,

И не карай меня, молю.

За то, что часто звуком грешных песен

Я, Боже, не Тебе молюсь.

- Можно ли сказать, что Лермонтов кается в земных грехах?

(Нет, нельзя. В этой молитве нет слов покаяния, нет молитвенной просьбы о прощении ).

- Почему же не получается у поэта «беседы с Богом»?

( Надо, наверное, прежде всего очистить самого себя, а потом беседовать с Чистым).


Спустя восемь лет, в 1837 г, поэт написал другую молитву - чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о счастье любимой женщины, хотя сам он «странник с пустынной душой». / Стихотворение выразительно читает ученик/

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием.

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью, иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.


Слово учителя: А теперь обратимся еще к одной «Молитве» поэта. Оно посвящено М.А.Щербатовой, которой Лермонтов был увлечен в 1839 году. / Стихотворение выразительно читается учителем/.

- Каким настроением пронизано это стихотворение?

(Он весь отдается «чудной» молитве, а раз молитве – значит, общению с Богом)

- Можно ли сказать, что сказать спустя восемь лет Лермонтов обрел спокойствие, благодать Божью?

( Ему стало светло и легко, «чудная молитва» вернула ему душевное равновесие, очистила его.)


Стихотворение положили на музыку более сорока композиторов. ( Звучит фонограмма романса в исполнении Анатолия Титова на муз. композитора Даргомыжского).


Слово учителя: Стихотворение « Когда волнуется желтеющая нива» было создано в 1837 году, когда Лермонтов находился под арестом. Его друг А.П.Шан-Гирей рассказывал, что поэт просил заворачивать ему хлеб в серую бумагу, на которой с помощью спички, вина и печной сажи он и записал это стихотворение. Послушайте его.

(Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» читается на фоне фонограммы птичьего щебета).

- Какие картины представились вам? Каким настроением проникнуты они?

1. Это единение с Богом, растворение в мире природы, блаженство;

2. Стихотворение Лермонтова – образ Божьего творения;

3. Лермонтов видит природу во всем его многообразии, подмечает в ней подробности, ощущает студеность ручья.

- Некоторые исследователи лермонтовского творчества называют это стихотворение «иконой русской природы». Как вы думаете, почему? (работа со словарем)


«Выхожу один я на дорогу» — итог, философское размышление о жизни.

- Какое впечатление оно производит? Что вы можете сказать о лирическом герое? Какие чувства переполняют его душу?

(Лирическому герою стихотворения оказывается невозможным даже на фоне гармонии в природе и мироздании преодолеть разлад в собственной душе. Душу героя переполняют усталость от жизни, страдание, чувство одиночества и в то же время восхищение красотой Божьего мира.

- Пронзительны поэтические строки молодого поэта. Может быть, оттого, что написаны они незадолго до смерти… (Включается фонограмма романса с исполнением Анны Герман)

Слово учителя.

Связи художественного мира Лермонтова с христианством , несомненно, существуют, реализуясь через образ молитвы православно — христианского толка. Да и в мировоззрении поэта постепенно происходит эволюция: линия богоискательства стала превалировать над богоборческой линией. Вопрос об отношении Лермонтова к православию всегда вызывал многочисленные споры и толки.

3. Подведение итога урока.

Слово учителя. Итак, пора подвести итоги нашего иссле­довании. И все-таки, кто же такой Лермонтов: пророк или демон?

Ответить на этот вопрос может нам В.С.Соловьев, который считал, что религиозное чувство, часто засыпавшее в Лермонтове, никогда в нем не умирало и, пробуждаясь, боролось с его демонизмом.

Вывод мне хочется представить в форме эссе.



Тайный молитвенник

В своих произведениях М. Ю. Лермонтов чаще говорил о муках, об огорчениях, доставляемых жизнью, нежели об ее радостях. Жизнь не очень-то жаловала поэта, судьбу его нельзя назвать счастливой. Ведь прожил Лермонтов всего 26 лет. Это такой малый срок, чтобы определиться, в мучениях и размышлениях искать свой смысл жизни.

Поэт не раз говорил о жизни, как о чаше страданий:

Мы пьем из чащи бытия

С закрытыми очами,

Златые омочив края

Своими же слезами,

Когда же перед смертью с глаз

Завязка упадет,

И все, что обольщало нас,

С завязкой исчезает;

Тогда мы видим, что пуста

Была златая чаша,

Что в ней напиток был — мечта...

Даже внешность поэта носила двойственное впечатление:

портреты поэта все разные, авторы не сумели схватить жизнь лица, бессильны в пере­даче духовного облика поэта;

дело в его глазах: художники пытались передать силу его взгляда (огненные глаза, черные как уголь; пламенные, но грустные; сверкали мрачным огнем; неподвижно — темные);

сам Лермонтов смеялся над собой, говоря, что судьба, будто на смех, послала ему обще­армейскую наружность;

характер поэта одним кажется холодным, желчным, раздражительным, а других поража­ет живостью и веселостью; великосветское общество отмечает его язвительную улыбку, злой, упрямый характер, высокомерие; близкие друзья — добрый взгляд, ласковое слово.

Поэт не любил рисоваться, был предан малому кругу друзей, с которыми он был деликатен, а в петербургских салонах — подчеркивал внутреннюю свободу, презрение к светской толпе. Он был честолюбив и скрытен.

Но с детства он сохранил привычку к мечтательности и еще черту, которую скрывал от всех — застенчивость, прикрывая ее то холодностью, то насмешливостью.

И все самую верную характеристику личности поэта дают его книги. Лермонтов исповедовался в своей поэзии; перелистывая томики его стихов, мы можем понять его как поэта и человека.

Страницы его юношеских тетрадей напоминают стихотворный дневник: размышления о жизни и смерти, вечности, добре и зле, о любви, о будущем и прошлом.

Перед Пушкиным благоговеет, любит роман «Евгений Онегин»:

Как часто силой мысли в краткий час

Я жил века и жизнию иной.

И о земле не забывал.

Природа наделила его страстями. В 3 года плакал на коленях матери от песни, которую она пела. Матери он посвятил стихотворение «Ангел»:

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой.

Полюбил впервые в 10 лет.

Он был одарен музыкальностью — играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на соб­ственные стихи («Казачья колыбельная песня»)

Умел передать тончайшие духовные состояния посредством стиха, звучание которого прелест­но.

Лермонтов — великолепный художник и если бы он развивал в себе этот дар, то стал бы из­вестнейшим пейзажистом.

Он умел одухотворять, оживлять природу: утес, стихия, дуб, листок, пальма наделены челове­ческими страстями — радость встреч, горечь разлук, одиночество, свобода.

Среди друзей был доверчивым, открытым, не изменял им.

Больнее его ранила не злоба врагов, а ядовитая клевета друзей.

Ранняя смерть матери, жизнь вдали от отца, мучения неразделенной любви в юности, потом разлука с Варварой Лопухиной, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы — все это усиливало трагический характер поэзии и усиливало чувство одиночества.

Но он не отрицал жизнь. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о Родине, о свободе, о судьбе поколения (30-х — 40-х годов), об одиноком узнике, изгнаннике...

Лермонтов был разным, как и все, но грани его характера были очерчены резко — отсюда раз­норечивые толки.

Лермонтов — это вечный, одинокий странник:

Я меж людей беспечный странник,

Для мира и небес чужой.

Любовь для поэта так же недолговечна, как и женская красота. Устами Арбенина он говорит:

Я все видел,

Все перечувствовал, все понял, все узнал;

Любил я часто, чаще ненавидел

И более всего страдал.

Может быть, знания наполнят жизнь? Словами Печорина в главе «Бэла» Лермонтов говорит: «Я стал читать, учиться — науки также надоели, «и слава, купленная кровью», не прельщает поэта.

И последнее — Лермонтов был верующим, после его гибели, — как значится в описи его имуще­ства, — осталось «четыре образа и серебряный нательный крестик, вызолоченный с мощами». Существует рассказ о том, что Лермонтова, печоринствующего отрицателя, злого Лермонтова, один из его товарищей застал однажды в церкви. Он молился на коленях. Таким же тайным мо­литвенником, явным отрицателем, был он в жизни, в поэзии. Быть может, ни у одного из русских поэтов поэзия не является до такой степени молитвой, как у Лермонтова, но эта его молитва — тайная. Молитва его стыдлива, она боится, чтоб не нарушилось ее одиночество, и она сознательно скрытна, затаенна:

Век наш — век безбожный;

Пожалуй, кто — нибудь, шпион ничтожный

Мои слова прославит, и тогда

Нельзя креститься будет без стыда

И поневоле станешь лицемерить,

Смеясь над тем, чему желал бы верить.

(Поэма «Сашка»)

4. Домашнее задание: написать сочинение — эссе «Мой Лермонтов».

Литература:

1. Энциклопедия «М. Ю. Лермонтов». — М., 1981.

2. Обзорные уроки для подготовки к экзаменам. Темы русской классики. 9-11 класс. — М.: Владос, 2004.

3. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. — М., 1989.

4. Позольская И. И. М. Ю. Лермонтов. — М., 1993.

5. Чекалин С. В. Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта. — М., 1990.

6. Соловьев В.С. Лермонтов – С.389


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!