СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К вопросу о формировании у учащихся личностных УУД в разных формах внеурочной деятельности по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как развиваются личностные УУД путём вовлечения учащихся во внеурочную деятельность

Просмотр содержимого документа
«К вопросу о формировании у учащихся личностных УУД в разных формах внеурочной деятельности по русскому языку»

О. Ю. Ярославцева,

магистрант ФФиМК ЗабГУ, г. Чита

К вопросу о формировании у учащихся личностных УУД во внеурочной деятельности по русскому языку


Перед современным учителем стоит такая задача: сформировать у ребёнка те качества, которые присущи успешной, самодостаточной, конкурентоспособной, всесторонне развитой личности. Основным путём решения данной задачи является формирование у учащихся универсальных учебных действий (далее УУД), представляющих собой совокупность способов действий, которые позволяют учащемуся самостоятельно добывать и усваивать новые знания и умения, а также без посторонней помощи организовывать сам процесс учения, уметь оценивать свои действия и уровень знаний [ФГОС ООО]

Выделяют четыре блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Каждый из этих блоков одинаково важен в процессе образования. Однако, особый интерес у нас вызывает блок личностных УУД, поскольку сформированность именно этих действий позволяет ребёнку осознать цели своей учебной деятельности, свои возможности, способы решения проблем творческого и поискового характера, своё место в социуме, помогает формировать адекватную самооценку и осознавать необходимость совершенствования, уметь соотносить такие понятия, как «я» и «хороший ученик» и стремиться к самоизменению. Целью нашего исследования является анализ формирования личностных УУД во внеурочной деятельности, поскольку в процессе обучения русскому языку она играет значимую роль. Это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая в полной мере способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования [Миронова Н. В., электронный ресурс]. Именно на таких занятиях ребёнок учится самостоятельно решать те или иные задачи в разных социальных и учебных условиях, активно занимается самосовершенствованием, так как такая работа не ограничена временными рамками и организуется на добровольной основе в отличие от урочной системы, что позволяет учащимся свободно развивать свои познавательные и творческие способности.

Нами был проведён анализ состояния проблемы формирования у учащихся личностных УУД на базе МОУ Шаранчинской СОШ Александрово-Заводского района и включал в себя два этапа:

  1. анкетирование учителей этой школы;

  2. анализ внеурочных мероприятий по русскому языку на предмет формирования личностных УУД.

На первом этапе эксперимента учителям школы с целью получения объективных данных были предложены следующие вопросы:

  1. Что такое универсальные учебные действия?

  2. Перечислите известные Вам виды УУД.

  3. Что такое личностные УУД?

  4. Способствуют ли Ваши уроки формированию личностных УУД? Как их можно формировать?

  5. Какие действия включают в себя личностные УУД?

  6. Какие формы внеурочной деятельности Вы используете? Почему именно эти?

Первый вопрос анкеты предполагал развёрнутый ответ – определение понятия «универсальные учебные действия». Все учителя ответили на данный вопрос верно.

Второй вопрос предполагал перечисление видов УУД (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные). 66% опрошенных верно ответили на данный вопрос, 22% указали не все виды УУД, 12% дали неверный ответ.

Третий вопрос анкеты предполагал развёрнутый ответ - определение понятия «личностные УУД». 88% учителей дали верный ответ. 12% оставили данный вопрос без ответа. Ответы были разными: краткими и более развёрнутыми. Приведём один из них: «Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно-смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человеком своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений».

Четвёртый вопрос был направлен на анализ учителем собственных уроков на предмет формирования личностных УУД, а также на знание способов их формирования. 33% опрошенных не дали ответы на этот вопрос, 45% дали достаточно полный ответ, указав методы и приёмы, с помощью которых они формируют у обучающихся личностные УУД. 22% дали отвлечённые ответы. Например, «Я формирую у учащихся на своих уроках личностные УУД с помощью специальных заданий».

Пятый вопрос предполагал перечисление действий, входящих в блок личностных УУД. 67% опрошенных Верно ответили на данный вопрос. 22% не дали ответа. 11% ответили неверно. Приведём пример последних: «Целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция».

Шестой вопрос предполагал перечисление учителем используемых форм внеурочной деятельности и пояснение своего выбора. 88% опрошенных перечислили используемые формы внеклассной работы, 12% оставили данный вопрос без ответа. Из 88% ответивших на данный вопрос 44% не объяснили свой выбор, 44% дали полный ответ, указав все причины, по которым они используют именно такие формы внеурочной деятельности. Приведём один из таких ответов: «Такие формы внеурочной работы помогают преодолеть учащимся трудности в обучении и самоутверждении, поскольку позволяют им раскрыть пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои лучшие личностные качества. Всё это положительно влияет на учебную деятельность».

Анализ полученных результатов анкетирования показал, что учителя разных предметов, в целом, знают, что такое УУД, разбираются в их видах. Однако на основе проведённого анкетирования мы выяснили, что лишь 50 % опрошенных знают, с помощью каких методов и приёмов можно формировать личностные УУД. Многие не могут объяснить выбор той или иной формы внеурочной работы с детьми.

При анализе внеурочных мероприятий (на втором этапе исследования) с целью получения объективных данных о практической организации занятий, способствующих формированию личностных УУД, было выявлено, что не все они этому способствуют. Нами было посещено пять внеурочных мероприятий, входящих в неделю русского языка и литературы:

  1. Игра «Путешествие в Соединённые штаты Языкознания», проведённая для учащихся 6 – 8 классов.

  2. Соревнование «Я иду по стране знаний», проводившееся для учащихся 5 – 6 классов.

  3. Конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку среди учащихся 5 – 11 классов.

  4. Викторина по русскому языку для учащихся 5 класса.

  5. Вечер «Известные лингвисты», проведённое среди учащихся 7 – 9 классов.

В трёх мероприятиях из пяти формируются действия только одного блока личностных УУД – самоопределение, а именно действия, формирующие идентичность личности, действия, которые обеспечивают осознание ребёнком своей роли в социальной среде, а именно в группе. Так, в мероприятии «Путешествие в Соединённые штаты Языкознания» осуществлялось деление учащихся на группы, где каждый ученик принимал свою определённую роль (командир, интеллектуал, ответственный за дисциплину и др.). Это действие самоопределения, то есть осознание и принятие предложенной ему роли в группе. Ещё одним действием самоопределения в данном мероприятии являлось обсуждение высказываний русских писателей о русском языке, а также работа с загадками, разгадкой которых были фразеологизмы . Эти действия формируют гражданскую идентичность личности (отнесение себя к русской национальности, умение пользоваться русскими фразеологизмами и понимание их смысла, осознание ценности русского языка и любовь к нему).

Особое внимание при исследовании привлёк конкурс на лучшую тетрадь среди учащихся 5 – 11 классов, где кроме действий блока самоопределение формировались ещё и действия блока смыслообразование. Во-первых, перед этапом награждения победителей в данном конкурсе каждому из участников были заданы следующие вопросы:

  1. Почему ты решил участвовать в данном конкурсе?

  2. Как ты думаешь, станет ли твоя тетрадь по русскому языку победителем конкурса? Почему ты так считаешь?

Данные вопросы предполагают формирование у учащихся таких действий: сопоставление понятий «я» и «хороший ученик», в данном случае «моя тетрадь» и «образцовая тетрадь», а также осмысление учащимся цели участия в данном конкурсе, формирование адекватной самооценки, адекватное представление о своих возможностях, а также стремление к улучшению своих результатов для того, чтобы в следующем году занять в этом конкурсе призовое место.

В одном из посещённых нами мероприятий практически не реализовалось формирование личностных УУД, хотя цель, направленная на это, была обозначена учителем: Способствовать формированию у учащихся любознательности и любви к русскому языку.

Таким образом, анализ практической организации внеурочной деятельности по русскому языку на предмет формирования личностных УУД показал, что не все мероприятия способствуют этому. Кроме того, из формируемых личностных УУД учителями была задействована только их часть: формирование идентичности личности и определение смысла учебной деятельности.

Из всего вышесказанного приходим к выводу о том, что:

  1. лишь 50% учителей МОУ «Шаранчинская СОШ» ориентируются в материале по теории УУД и внеурочной деятельности, а также могут объяснить цель и способы их формирования и применения на практике.

  2. Не все мероприятия внеурочной деятельности по русскому языку способствуют формированию у учащихся личностных УУД, а если и способствуют, то лишь частично.



  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011. 79 с.

  2. Миронова Н. В. Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/07/24/vneurochnaya-deyatelnost-vazhneyshiy-komponent-sovremennogo Дата обращения: 28.02.2016)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!