СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КАФЖГдан түзүлгөн болжолдуу жумушчу программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КАФЖГдан түзүлгөн болжолдуу жумушчу программа»

КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКасынын билим берүү жана илим МИНИСТРлиги

БАТКЕН МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИ

КЫЗЫЛ-КЫЯ ПЕДАГОГИКАЛЫК ИНСТИТУТУ

ПЕДАГОГИКА ФАКУЛЬТЕТИ


Табигый-математикалык билим берүү кафедрасынын отурумунда каралып, бекитүүгө сунушталган, № _____ протокол.

Кафедра башчысы __________А.А.Абдибайитова

«_____» ____________ 2019-ж.



«БЕКИТЕМИН»

Педагогика

факультетинин деканы

__________А.Ж.Кошуев

«_____» ______________ 2019-ж.


Жумушчу ПРОГРАММА

Дисциплина: БИОХИМИЯ

Багыты: ТАБИГЫЙ-ИЛИМИЙ БИЛИМ БЕРҮҮ

Окутуунун формасы: күндүзгү

Окуу жылы: 2019-2020

Окуу планы боюнча сааттардын эсеби


Дисциплина

Сааттардын саны

СӨИ

Отчет-туулук

Баары

Аудиториялык сабактар

Бардык ауд. сабактар

Лекция

Прак-тика

Лабор.

4-курс,VII сем.

60 саат

2 кредит

30

16

2

12

30


4-курс,VIIIсем.

60 саат

2 кредит

30

14

4

12

30

экзамен


Жумушчу программа Табигый-илимий билим берүү (даярдоо профили: Биология) багытынын 15.09.2015, №1179/1 мамлекеттик билим берүү стандартынын, негизги билим берүү программасынын, БатМУнун “Студенттердин билимин баалоонун модулдук-рейтингдик системасынын жобосунун” жана “Кредиттик технологиянын негизинде окутуу процессин уюштуруунун жобосунун” негизинде түзүлдү.

Жумушчу программа Табигый-математикалык билим берүү кафедрасынын «02»09.2019-ж. отурумунун №1 протоколунун негизинде каралды жана бекитилди __________________ __________А.А.Абдибайитова. (кафедра башчысынын колу, Ф.А.А.)

БатМУ КПИнин педагогика факультетинин окуу-усулдук комиссиясы тарабынан жактырылды, №_____ протоколу «____»___________2019-ж. ____________Ташполотов Т.Т.

(ОУКнын төрагасынын колу, Ф.А.А.)




Кызыл-Кыя шаары – 2019

1. Цель изучения дисциплины (модуля).

Возрастная анатомия, физиология и гигиена изучает особенности строения и функционирования организма человека в различные возрастные периоды жизни, закономерности роста и развития организма, гигиенические нормативы, необходимые для сохранения здоровья. Её изучение является одним из этапов формирования педагога (бакалавра) в педагогическом вузе. Знания дисциплины поможет в изучении психологии детей, решении вопросов педагогики, методики обучения различным дисциплинам, в организации бытовых условий.

Цель: дать необходимые теоретические знания и практические навыки позволяющие оптимизировать учебно-воспитательную работу в учебных учреждениях, что будет способствовать развитию умственных и физических способностей учащихся. Эта цель реализуется решением следующих задач.

Задачи:

1) изучить закономерности роста и развития, анатомо-физиологические особенности регуляторных систем, сенсорных, моторных и висцеральных функций организма и основы психофизиологии;

2) вооружить студентов, будущих учителей-воспитателей, современными сведениями о возрастных особенностях развивающегося организма;

3) дать знания о закономерностях, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников и поддержания их высокой работоспособности при различных видах учебной деятельности.

2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.

Учебная дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла дисциплин по выбору студента. Дисциплина предназначена для студентов 2 курса.

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образования. Знания по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» служат теоретической и практической основой для освоения ряда дисциплин: базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла «Психология», базовой части модулей профессионального цикла «Културология» и «Интегрированные коммуникации», «Безопасность жизнедеятельности» и вариативной части профессионального цикла «Информационная технология», «Социальная психология».

В силу специфики своего содержания и направленности курс нацелен на приобретение студентами знаний, умений и навыков, которые будут использованы в производственной практике.

3. Требования к уровню освоения программы.

Студент должен знать:

- морфо-функциональные особенности детского организма на различных возрастных этапах

- хронологию сенситивных периодов развития тех или иных функций организма

- физиологические основы организации оптимальных условий учебно-воспитательного процесса, самостоятельной работы, режима труда и отдыха, повышения работоспособности и функциональных возможностей развивающегося организма.

Студент должен уметь:

  • применять естественнонаучные знания в профессиональной деятельности;

  • использовать современные информационно-коммуникационные технологии в процессе образовательной деятельности.

Студент должен владеть:

- навыками применения санитарно-эпидемиологических норм и правил в организации учебно-воспитательного процесса, повышения работоспособности учащихся при различных видах учебной и трудовой деятельности.

Студент должен обладать общекультурными компетенциями:

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

Студент должен обладать профессиональными компетенциями:

готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11).

4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 2

Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

1

№ семестра

№ семестра

Аудиторные занятия

30

30

3


Лекции

16

16

3


Практические занятия





Семинары

14

14

3


Лабораторные работы





Другие виды аудиторных работ





Другие виды работ





Самостоятельная работа

30

30

3


Курсовой проект (работа)





Реферат





Расчётно-графические работы





Формы текущего контроля





Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

экзамен

модуль

экзамен


5. Содержание учебной дисциплины (модуля).

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).

п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические (семинары)

лабораторные работы

самостоятельные

1.

Общие вопросы возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Акселерация роста и развития.

2

2


3

2.

Влияние наследственности и среды на рост и развитие детского организма.

2

2


3

3.

Опорно-двигательный аппарат, строение костей

2

2


3

4.

Функции крови. Состав крови, клетки крови, их строение, функции, возрастные особенности

2

2


3


1 модуль

8

8


12

5.

Механизмы регуляции функций организма.

2

2


4

6.

Возрастные особенности строения и функционирования органов пищеварения.

2



3

7

Анализаторы. Гигиена органов зрения и слуха.

2

2


4

8

Строение и функционирование спинного и головного мозга


2


4

9

Возрастные особенности обмена веществ и энергии

2



3


2 модуль

8

6


18


Всего часов

16

14


30

5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля).

1. Общие вопросы возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Предмет и методы возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Введение. Уровни организации живой системы. Онтогенез. Понятие об онтогенезе, возрастная периодизация онтогенеза, календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Закономерности роста и развития организма человека. Влияние наследственности и среды на рост и развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Школьная зрелость. Готовность к обучению.

2. Регуляторные системы организма. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма. Развитие регуляторных систем организма (гуморальной и нервной), взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции функций организма. Анатомия и физиология нервной системы. Значение нервной системы. Возрастные анатомо-физиологические особенности нейрона, нейроглии, синапсов. Нервные центры и их свойства. Торможение в ЦНС. Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Координационная деятельность нервной системы. Морфологические и физиологические принципы координации функций. Анатомия и физиология эндокринной системы. Эндокринные железы, их возрастные особенности. Гормоны, механизмы их действия. Строение и функции отдельных желез, их влияние на рост и развитие детского организма. Учение о стрессе. Адаптивные реакции организма при действии стрессовых факторов, понятие о «школьном» стрессе. Роль гормонов коры надпочечников в осуществлении общего адаптационного синдрома.

3. Моторные функции. Скелет человека. Значение и строение опорно-двигательного аппарата. Химический состав и строение костей, их соединения. Рост и развитие костей. Возрастные особенности строения скелета головы, туловища, конечностей. Мышечная система. Основные группы мышц, их функциональное значение, возрастные изменения функциональных показателей мышц. Физическое развитие. Влияние физической культуры и спорта на развитие двигательных навыков и формирование правильной осанки у детей. Гиподинамия, ее отрицательное влияние на деятельность различных систем организма детей и подростков. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Типы деформации скелета, их профилактика. Осанка, виды нарушений, меры профилактики. Плоскостопие. 4. Сенсорные функции. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем. Морфо-функциональные особенности сенсорных систем у детей на разных возрастных этапах развития. Негативное влияние сенсорной депривации на развитие центральной нервной системы, двигательной активности, психических функций детского организма. Зрительная сенсорная система. Слуховая сенсорная система. Профилактика нарушений слуха и зрения. 5. Висцеральные функции. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь. Особенности обмена веществ и терморегуляции у детей. Физиологическое обоснование норм и режима питания детей и подростков. Кровь как внутренняя среда организма, функции крови, ее объем, состав. Строение и функции клеток крови, их особенности у детей разного возраста. Иммунная система, ее формирование у детей. Кровообращение. Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы. Значение кровообращения, круги кровообращения, их особенности у плода. Расположение и строение сердца человека, фазы сердечных сокращений, систолический и минутный объемы крови. Взаимосвязь строения стенки артерий, вен, капилляров с выполняемой функцией. Движение крови по сосудам, кровяное давление, скорость кровотока, пульс, непрерывность кровотока. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Изменение строения и функционирования сердечно-сосудистой системы детского организма на разных возрастных этапах. Роль тренировки в развитии и совершенствовании сердечно-сосудистой системы детей. Дыхание. Значение дыхания. Строение дыхательной системы, механизм дыхательных движений, жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. Первый вдох новорожденного, особенности частоты, глубины, типа дыхания, регуляции у детей на разных возрастных этапах. Пищеварение. Анатомия, физиология и гигиена пищеварительной системы, ее возрастные особенности. Значение пищеварения. Строение и функции органов пищеварения, регуляция отделения пищеварительных соков, их особенности у детей в разные возрастные периоды. Выделение. Кожа. Значение органов выделения. Строение почки. Возрастные особенности строения и функционирования почек. Регуляция деятельности почки. Мочеточники и мочевой пузырь. Регуляция выведения мочи и ее возрастные особенности. Строение кожи человека. Функции кожи. Возрастные особенности кожи. Уход за кожей. Репродуктивная система организма. Возрастные особенности репродуктивной системы.

6. Психофизиология. Психофизиологические аспекты поведения ребенка. Понятие о высшей нервной деятельности. Характеристика безусловных и условных рефлексов. Механизмы и возрастные особенности выработки и торможения условных рефлексов, значение условных рефлексов для воспитания и обучения. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Коммуникативное поведение. Становление коммуникативного поведения. Этапы и условия становления речевой функции. Эмоции, их коммуникативное значение. Понятие динамического стереотипа. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Классификация и характеристика типов ВНД. Тактика учителя по отношению к детям с разными типологическими особенностями ВНД. Психофизиология познавательных процессов. Механизм восприятия и их возрастные особенности. Нейрофизиологические механизмы внимания и их формирование с возрастом. Физиологические механизмы памяти. Мотивации и эмоции. Их значение в целенаправленном поведении. Показатели высших психических функций (объем памяти, внимания, работоспособности, типа ВНД и темперамента и др.).

ТСО

Мы

1. Анатомия человека (фильм)

2. Презентации темы

Ноутбук, динамики, экран


4.

Сенсорные системы

1. Зрительный анализатор (фильм)

2. Слуховой анализатор (фильм)

3. Обонятельный и вкусовой анализаторы (фильм)

4. Презентации темы

Ноутбук, динамики, экран






5.

Висцеральные системы




1.Выделение (фильм)

2. Физиология крови (фильм)

3. Физиология дыхания (фильм)

4. Физиология сердца (фильм)

5. Автоматия сердца (фильм)

6. Влияние химических веществ на работу сердца (фильм)

7. Презентации темы

Ноутбук, динамики, экран


6.

Психофизиология

1. Торможение в ЦНС (фильм)

2. Строение и функции головного мозга (фильм)

3. Презентации темы

Ноутбук, динамики, экран


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля).

Для лучшего усвоения дисциплины студенты должны выполнить контрольную работу и реферат по любой предложенной теме.

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

  1. Систематическая (ежегодная) переработка лекционного материала курса дисциплины с учетом данных современной науки.

  2. Создание методических указаний, тестовых заданий для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов на бумажном и электронном носителях.

  3. Подготовка интерактивных презентаций лекций, использование при проведении лекций и практических занятий учебных фильмов, слайдов и демонстрационных опытов.

  4. Для эффективного освоения дисциплины использовать в теоретическом и практическом курсах наглядные материалы (влажные препараты, муляжи, планшеты и др.) методического анатомического кабинета - музея ТГПУ.

  5. Организация проведения экскурсий студентам в анатомическом музее СибГМУ.

7.2. Методические указания для студентов

Для освоения дисциплины студентам необходимо по каждому разделу:

1. Изучить литературные источники и выделить главные мысли в соответствии с контрольными вопросами в форме: резюме, тезисов, цитат, конспекта.

2. Подготовить устное выступление продолжительностью 3-5 минут, используя материалы учебных пособий, монографий, содержание лекционного материала, практических занятий, ресурсов Интернет.

3. Подготовить реферативную работу по предложенным темам, используя имеющиеся информационные материалы с учетом современных достижений науки и оформить ее на бумажных или электронных носителях. Работа должна быть написана разборчиво, иметь поля для замечаний преподавателя. Титульный лист оформляется с указанием кафедры, темы работы, автора и преподавателя, проверяющего работу. Работа должна содержать необходимые рисунки и схемы с пояснениями. В тексте необходимо делать ссылки на используемую литературу. В конце реферата необходимо указать список использованной литературы с соблюдением требований библиографического стандарта.

4. Защитить перед аудиторией свою точку зрения по рассматриваемой проблеме.

5. Студенты должны оппонировать, дискуссировать на тему представленных сообщений и реферативных работ.

8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

8.1. Тематика рефератов (докладов, эссе);

  1. Оплодотворение. Характеристика эмбрионального периода развития организма. Роль плаценты.

  2. Влияние наследственности и окружающей среды на рост и развитие ребенка.

  3. Закономерности роста и развития детского организма.

  4. Общая характеристика типов тканей.

  5. Строение скелета и его возрастные особенности.

  6. Роль двигательной активности в развитии и совершенствовании физиологических систем организма.

  7. Осанка, ее виды, формирование осанки у школьников.

  8. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет, формирование иммунной системы у детей.

  9. Лейкоциты, их виды, функции, возрастные особенности .

  10. Большой и малый круги кровообращения, их особенности у плода. Классификация сосудов, взаимосвязь их строения с выполняемой функцией.

  11. Строение сердца, фазы сердечной деятельности, возрастные особенности строения и функционирования сердечно-сосудистой системы у детей разного возраста.

  12. Обмен белков и его особенности у детей и подростков.

  13. Обмен жиров, особенности у детей и подростков.

  14. Обмен углеводов, возрастные особенности у детей и подростков.

  15. Витамины, их физиологическое значение, нормы потребления.

  16. Половое созревание организма.

  17. Строение и функции щитовидной железы.

  18. Строение и функции гипофиза.

  19. Строение и функции поджелудочной железы.

  20. Строение и функции надпочечников.

  21. Строение и функции половых желез.

  22. Строение и функции кожи, возрастные особенности. Гигиена одежды и обуви.

  23. Строение и функции спинного мозга, возрастные особенности.

  24. Строение и функции продолговатого мозга, возрастные особенности.

  25. Строение и функции мозжечка, его роль в формировании двигательной активности, возрастные особенности.

  26. Строение и функции среднего мозга, возрастные особенности.

  27. Строение и функции промежуточного мозга, возрастные особенности.

  28. Строение и функции больших полушарий головного мозга, возрастные особенности.

  29. Типологические особенности высшей нервной деятельности детей.

  30. Физиологическая роль эмоций.

  31. Биологические основы памяти.

8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся;

  1. Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», значение изучаемого курса для будущего учителя.

  2. Периоды развития организма человека. Основные закономерности роста и развития детского организма. Готовность ребенка к обучению, школьная зрелость.

  3. Влияние наследственности и среды на рост и развитие детского организма. Критические периоды в пренатальном и постнатальном развитии.

  4. Механизмы регуляции функций организма.

  5. Строение и функции зрительного анализатора. Аккомодация глаза. Роль палочек и колбочек.

  6. Нарушения рефракции глаза (близорукость, дальнозоркость). Профилактика близорукости у школьников.

  7. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы.

  8. Строение органа слуха, механизм возникновения слуховых ощущений, возрастные особенности слуховой сенсорной системы.

  9. Опорно-двигательный аппарат, строение костей, их соединения, химический состав. Рост и развитие костей. Строение отдельных частей скелета, их возрастные особенности. Профилактика деформаций скелета у детей. Гиподинамия, ее воздействие на организм человека

  10. Строение и функции мышечной системы, ее возрастные особенности.

  11. Функции крови. Состав крови, клетки крови, их строение, функции, возрастные особенности.

  12. Иммунные свойства крови, виды иммунитета. Формирование иммунной системы у детей.

  13. Строение сердечно-сосудистой системы, круги кровообращения, особенности кровообращения у плода. Строение сердца, его возрастные особенности.

  14. Цикл работы сердца, его возрастные особенности. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, сократимость, автоматия. Систолический и минутный объемы крови у взрослых и детей.

  15. Движение крови по сосудам. Скорость кровотока. Кровяное давление. Пульс. Возрастные особенности кровяного давления и времени кругооборота крови. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы, ее особенности у детей и подростков. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний у детей и подростков.

  16. Значение дыхания, этапы дыхания. Строение органов дыхания, их возрастные особенности.

  17. Внешнее дыхание, механизм вдоха и выдоха. Особенности частоты и глубины и типа дыхания новорожденных и детей разного возраста. Перенос газов кровью. Первый вдох новорожденного. Регуляция дыхания.

  18. Возрастные особенности строения и функционирования органов пищеварения.

  19. Возрастные особенности обмена веществ и энергии, терморегуляции.

  20. Местоположение, гормоны и функциональное значение желез внутренней секреции (гипофиза, щитовидной, вилочковой, поджелудочной половых желез, надпочечников) для растущего организма. Понятие о гипо- гиперфункции.

  21. Значение органов выделения, строение почки, механизм мочеобразования, мочевыведения. Возрастные особенности строения и функционирования почек.

  22. Особенности эндокринной системы в период полового созревания подростка.

8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз

1. Осанка, ее типы, роль воспитателя, учителя в выработке правильной осанки у детей.

2. Кожа, строение и функции, возрастные особенности, уход за кожей.

3. Витамины, их значение.

4. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха.

5. Становление коммуникативного поведения и влияния сенсорной депривации на данный процесс.

6. Свойства сердечной мышцы. Опыты проф. А.А. Кулябко по оживлению сердца.

8.4. Примеры тестов

  1. Совокупность процессов поступления веществ в организм, использования их и выделения продуктов распада в окружающую среду называется ...

  2. Под процессом "анаболизм" понимают ...

1. совокупность внутриклеточных процессов, обеспечивающих синтез структур и секретов клеток организма

2. совокупность процессов поступления пищевых веществ пищеварительный тракт, их переваривания и всасывания в кровь

3. распад клеточных структур и соединений организма с выделением энергии и продуктов распада

  1. При недостатке в организме витамина Д у детей развивается заболевание ...

  2. В состав пищеварительной системы входят органы ....

1. почки

2. поджелудочная железа

3. потовые железы

4. легкие

5. печень

6. ротовая полость

  1. В 12-и перстную кишку открываются протоки ... желез.

1. поджелудочной железы

2. слюнных желез

3. желудочных желез

4. печени

  1. К эндокринным железам относятся ...

1. потовые железы

2. сальные железы

3. слюнные железы

4. щитовидная железа

5. кишечные железы

6. половые железы

  1. При гипофункции щитовидной железы в детском возрасте наблюдаются ...

1. усиление обмена веществ

2. ускорение роста и развития

3. замедление роста и умственного развития

4. повышение возбудимости ЦНС

  1. Эндемический зоб возникает у человека ...

1. при гипофункции гипофиза

2. при гиперфункции щитовидной железы

3. при недостатке йода в воде и пищи

4. при гиперфункции поджелудочной железы

  1. Дети дошкольного возраста болеют простудными заболеваниями чаще, чем дети старшего школьного возраста потому, что в крови у них ...

1. больше эритроцитов

2. больше белков

3. меньше лейкоцитов

4. ниже фагоцитарная активность лейкоцитов

5. меньше эритроцитов

  1. Какой вид иммунитета приобретается ребенком после введения в организм вакцины?

1. искусственно приобретенный пассивный

2. искусственно приобретенный активный

3. естественно приобретенный активный

  1. Причиной резус-конфликта при беременности является ...

1. наличие резус-фактора у матери и плода и отсутствие его у отца

2. наличие резус-фактора у матери и отсутствие его у плода и отца

3. отсутствие резус фактора у матери и наличие его у отца и плода

  1. Первый вдох новорожденного обеспечивается ...

1. избытком углекислого газа в крови

2. избытком кислорода в крови

3. недостатком кислорода в крови

4. недостатоком углекислого газа в крови

  1. Дети первого года жизни нередко дышат ртом, потому, что у них ....

1. высокая частота дыхания

2. узкие носовые ходы

3. короткая и широкая гортань

4. легкие имеют небольшой объем

  1. При низкой температуре окружающего воздуха у детей чаще, чем у взрослых возникают заболевания дыхательных путей потому, что у них ...

1. слизистая оболочка богато снабжена кровеносными сосудами

2. слизистая оболочка образована мерцательным эпителием

3. на поверхности слизистой оболочки меньше слизи

4. на поверхности слизистой оболочки больше слизи

  1. Признаки безусловных рефлексов: ...

1. наследуемость

2. сигнальный характер

3. отсутствие постоянной рефлекторной дуги

4. наличие постоянной рефлекторной дуги

5. индивидуальность

  1. При выработке условных рефлексов необходимо соблюдать следующие условия ...

1. безусловный раздражитель должен следовать за условным раздражителем

2. биологическая сила условного раздражителя должна быть больше силы безусловного подкрепления

3. биологическая сила безусловного подкрепления должна быть больше силы условного раздражителя

4. биологическая сила условного раздражителя должна быть равна силе безусловного подкрепления

  1. При действии сильного постороннего раздражителя в коре головного мозга возникает ...торможение. Назвать вид торможения.

  2. Вторая сигнальная система действительности обеспечивает человеку ...

1. конкретное образное мышление

2. логическое абстрактное мышление

3. автоматизм действий

  1. Оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал времени ...

1. с 9 до 10 часов

2. с 10 до 12 часов

3. с 8 до 9 часов

4. с 14 до 15 часов

5. с 13 до 14 часов

  1. Из мочевого пузыря моча поступает в …

  1. Мочеточники

  2. Капсулу нефрона

  3. Мочеиспускательный канал 4.Почечную лоханку

8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации;

  1. Предмет и задачи курса «Возрастная анатомии, физиология и гигиена», история развития, значение изучаемого курса для учителя.

  2. Периоды развития организма человека. Основные закономерности роста и развития детского организма. Готовность ребенка к обучению, школьная зрелость.

  3. Влияние наследственности и среды на рост и развитие детского организма. Критические периоды в пренатальном и постнатальном развитии.

  4. Механизмы регуляции функций организма.

  5. Строение и функции зрительного анализатора. Аккомодация глаза. Роль палочек и колбочек.

  6. Нарушения рефракции глаза (близорукость, дальнозоркость). Профилактика близорукости у школьников.

  7. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы.

  8. Строение органа слуха, механизм возникновения слуховых ощущений, возрастные особенности слуховой сенсорной системы.

  9. Опорно-двигательный аппарат, строение костей, их соединения, химический состав. Рост и развитие костей. Строение отдельных частей скелета, их возрастные особенности. Профилактика деформаций скелета у детей.

  10. Осанка, ее типы, роль воспитателя, учителя в выработке правильной осанки у детей.

  11. Строение и функции мышечной системы, ее возрастные особенности. Гиподинамия, ее воздействие на организм человека

  12. Функции крови. Состав крови, клетки крови, их строение, функции, возрастные особенности.

  13. Иммунные свойства крови, виды иммунитета. Формирование иммунной системы у детей.

  14. Строение сердечно-сосудистой системы, круги кровообращения, особенности кровообращения у плода. Строение сердца, его возрастные особенности.

  15. Цикл работы сердца, его возрастные особенности. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, сократимость, автоматия. Систолический и минутный объемы крови у взрослых и детей.

  16. Движение крови по сосудам. Скорость кровотока. Кровяное давление. Пульс. Возрастные особенности кровяного давления и времени кругооборота крови. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы, ее особенности у детей и подростков. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний у детей и подростков.

  17. Значение дыхания, этапы дыхания. Строение органов дыхания, их возрастные особенности.

  18. Внешнее дыхание, механизм вдоха и выдоха. Особенности частоты и глубины и типа дыхания новорожденных и детей разного возраста. Перенос газов кровью. Первый вдох новорожденного. Регуляция дыхания.

  19. Возрастные особенности строения и функционирования органов пищеварения.

  20. Возрастные особенности обмена веществ и энергии, терморегуляции.

  21. Витамины, их значение.

  22. Местоположение, гормоны и функциональное значение желез внутренней секреции (гипофиза, щитовидной, вилочковой, поджелудочной половых желез, надпочечников) для растущего организма. Понятие о гипо- гиперфункции.

  23. Особенности эндокринной системы в период полового созревания подростка.

  24. Значение органов выделения, строение почки, механизм мочеобразования, мочевыведения. Возрастные особенности строения и функционирования почек.

  25. Кожа, строение и функции, возрастные особенности, уход за кожей.

  26. Природа электрических явлений в возбудимых тканях (нервная, мышечная, секреторная): потенциал покоя, потенциал действия, механизм раздражения.

  27. Нейрон, его строение, функции отдельных частей. Нейроглия, ее значение. Возрастные особенности в строении нейрона, соотношение нейронов и глиальных клеток.

  28. Строение и функции нервных волокон, проведения возбуждения по миелиновым и безмиелиновым нервным волокнам, закономерности проведения возбуждения, возрастные особенности миелинизации.

  29. Синапсы, их классификация, строение, механизм проведения возбуждения в возбуждающих и тормозных синапсах. Свойства синапсов. Особенности функционирования синапсов у детей.

  30. Рефлекс, его определение, классификация. Рефлекторная дуга, ее компоненты. Рефлекторное кольцо.

  31. Нервные центры, их свойства.

  32. Торможение. Значение торможения.

  33. Принципы координационной деятельности ЦНС. Учение А.А. Ухтомского о доминанте, роль доминанты в педагогической деятельности.

  34. Условные и безусловные рефлексы, их отличия. Инстинкты. Механизмы образования условных рефлексов. Возрастные изменения скорости образования и устойчивости условных рефлексов. Торможение условных рефлексов, его виды.

  35. Динамический стереотип, особенности его образования у детей. Мотивации и поведенческие реакции организма. Функциональная система организма, ее роль в организации поведенческих актов (П.К. Анохин).

  36. Особенности высшей нервной деятельности человека. Первая и вторая сигнальные системы, их взаимоотношения. Роль лобных долей в осуществлении психических функций. Нейрофизиологические и морфологические основы речи.

  37. Типы высшей нервной деятельности человека. Типологические особенности ВНД у детей и подростков.

  38. Память, ее виды: мгновенная, кратковременная, долговременная. Механизмы памяти.



15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!