СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как мера и красота скажут (интерактивное музейное занятие)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка использовалась для летней практики на острове Кижи. 

Вместо церкви Воскрешения Лазаря  может быть использован другой  деревянный памятник. 

Просмотр содержимого документа
«Как мера и красота скажут (интерактивное музейное занятие)»


Конкурс «Наследие – детям»



Интерактивное музейное занятие


«Как мера и красота скажут»











Автор: Зиновьева Е.В.,

учитель истории

МОУ СОШ № 2 г. Пудож





Пудож 2008








Каждый раз, бывая в Кижах, задерживаюсь у церкви Воскрешения Лазаря, снова и снова переживая чувство покоя, тепла и мира. Этот маленький храм - чудесный памятник человеческому мастерству. Ещё Ополовников отметил, что «глаз отдыхает на изящной простоте маленькой церкви, её бесхитростной и вместе с тем утончённой красоте». Но как часто туристы проходят мимо него, заворожённые великолепием многоглавых храмов погоста. Как помочь детям увидеть его скромную красоту? Как научить видеть, чувствовать, понимать гармонию?

Размышляя об этом, придумала занятие, в котором ребёнок должен «включить» не только навыки чувственного и рационального познания, но также интуицию и смекалку.


С уважением автор

Идея занятия.


Занятие направлено на контактное проблемное изучение памятника, на осмысление его архитектурного решения путём чувственного и рационального познания. В занятии использована интерактивная методика, позволяющая детям быть активными исследователями во взаимодействии с группой. Очень важно, чтобы занятие проводилось при непосредственном контакте с памятником. Методика занятия может быть использована и при изучении других объектов (например, северных часовен, в которых также использовалась русская система пропорционирования).

Данное занятие было апробировано автором в Кижах во время летней этнографической практики при реализации проекта «Пудожский след на острове Кижи» в 2003 году (есть видеозапись). Оно может стать и первой ступенькой к изучению других памятников. На мой взгляд, можно удачно «построить мостик» от клетского типа храма к появлению восьмерика. Для этого можно поставить перед детьми проблему увеличения пространства храма. Но это уже совсем другое занятие.


Цели занятия:


1. Познакомить детей с памятником древнего зодчества – церковью Воскрешения Лазаря, с её историей и архитектурными особенностями;


2. Создать условия для понимания традиционных методов пропорционирования деревянного зодчества как источника гармонии;


3.Создать условия для включения рационального и чувственного познания детей для постижения красоты и гармонии.

Место проведения занятия: остров Кижи, храм Воскрешения Лазаря.

План проведения занятия:

- Знакомство с историей памятника;

- Постановка проблемы, деление на группы;

- Работа в группах по измерению памятника;

- Обсуждение результатов работы в группах,
осмысление их через предоставленные
учителем материалы;

- Рефлексия.




  1. История храма Воскрешения Лазаря:


Древностью веет от почерневших стен, а сердце наполняется теплом и покоем.


Поэт Б.Шмидт написал о ней точно:


«Там монашкой церковь Лазаря вышла к стогу наугад,

Тихая, смиренноглазая, как и шесть веков назад».

Она перевезена в Кижи в 1961 году из Пудожского края - Муромского монастыря, расположенного на юго-восточном побережье Онежского озера. (Если детям не знакома история памятника, то здесь уместно рассказать и о Лазаре, и о Муромском монастыре, и о самом храме. См. приложение 4).

Миниатюрный храм напоминает северные часовни.

- Почему же мы называем его церковью? Чем отличается церковь от часовни? Как удалось её сохранить?

- Это самое древнее деревянное сооружение на острове. Учёные расходятся во мнении относительно точной даты её постройки: то ли 14, то ли 16 век.

- Рассмотрите храм и подумайте, почему его считают таким древним?

- О древности постройки говорят многие элементы в её конструкции, например, припазовка брёвен: паз находится сверху. В более поздних постройках пазы делали снизу, чтобы вода не попадала и не портила дерево.

Ещё одна деталь - волоковые окна: небольшие отверстия, которые задвигались дощечками.


  1. Постановка проблемы.


Церковь относится к архаичному клетскому типу, она очень проста. Но от него исходит такая невероятная теплота и гармония. В чём же её секрет? Попробуем разобраться, проведём небольшое, но важное исследование.

Современные архитекторы имеют в своём распоряжении точнейшие

измерительные приборы, компьютерные программы, но у древнего зодчего их не было. Как же удавалось русским мастерам соблюсти точность и гармонию при строительстве домов и храмов. Давайте и мы попробуем измерить размеры храма (длину и ширину каждой его клети, и, в целом, памятника).

Для этого мы разделимся на 2 команды. А чем вы будете измерять, вы решите сами. Помните, как в мультфильме, измеряли удава попугаем? Вот и вы подумайте, как можно лучше и точнее измерить храм, а результаты желательно перевести в привычные сантиметры или метры.

Не спешите, у вас есть возможность сегодня прикоснуться к древним стенам храма, почувствовать его тепло и аромат старины. Победит та команда, которая более точно измерит длину и ширину клетей.


(Дети в группах обсуждают способы измерения, приступают к работе.)





  1. Стадия осмысления.


Когда работа будет закончена, и дети усядутся на свои места, начинаем

обсуждение результатов:

- Как вам работалось? Какие были трудности?

  • Что вы почувствовали, когда прикасались к стенам храма?

  • Каковы ваши результаты?

  • А как вы измеряли?

  • Теперь рассмотрите схему № 1 «Размеры церкви Воскрешения Лазаря».

Какая команда более точно измерила храм?

- Возьмите схему № 2 «Древние русские меры длины» и попытайтесь

объяснить, какими древними мерами воспользовался зодчий при постройке

этого храма. (Если юным исследователям трудно сделать это сравнение

самостоятельно, можно предложить схему № 3 «Пропорционирование храма

Воскрешения Лазаря»).

- Мы уже получили ключик к разгадке гармонии храма. Попробуем же её

разгадать! (Попробуем сформулировать принципы пропорционирования).

- Действительно, наше исследование показало, что древнерусские меры длины позволяли всё время ощущать размеры человека. Именно соразмерность

человеку делает этот маленький храм таким уютным и гармоничным. Чувство

меры и красоты ощущаются здесь в неразрывном единстве.


Приложение 2. «Древние русские меры длины и плотничий наугольник»



Вот уж поистине, гениальность простоты!




4. Рефлексия.





  1. Рефлексия.

- Составим синквейн на тему «Храм».


Вспомним правила написания синквейна:

1 строка – существительное «ХРАМ»

2 строка – 2 прилагательных к слову «ХРАМ»

3 строка – 3 глагола

4 строка – простое обобщающее предложение

5 строка – обобщающее слово, завершающее мысль.



Литература:

  • Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония, - М., 1998;

  • Орфинский В.П. Древнейший деревянный клетский храм России – церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря – в сборнике: Народное зодчество, - Петрозаводск, 1999;

  • Пилявский В.И. и др. История русской архитектуры, Ленинград, 1984.



Приложение 3.

«Пропорционирование

храма Воскрешения Лазаря»


Воскрешения Лазаря»).










Приложение 4.

Об истории церкви Воскрешения Лазаря.


Храм Воскрешения Лазаря находился в одном из древнейших монастырей Русского Севера - Муромском, который был основан иноком Лазарем в 14 веке на каменном мысу, вдающемся в Онежское озеро в юго-восточной его части. Места эти были глухие, окружённые лесами и болотами, населённые чудскими племенами. Что повидал этот храм на своём веку? Возможно, молчаливое одиночество отшельника или противостояние христиан и язычников.

Впервые храм упоминается в «Завещании» Лазаря (Правда, подлинность этого «Завещания» некоторыми учёными ставится под сомнение). Перечисляется она среди монастырских построек и в писцовых книгах за 1563 год. Но в одном согласны все: это самое древнее сохранившееся до наших пор деревянное культовое сооружение. О его древности свидетельствуют архаичные строительные приёмы, использованные зодчим. Храм был особо почитаем, именно поэтому в 19 веке её поместили в церковь – футляр. В это время архитектором Л.В.Далем были сделаны обмеры церкви. Именно они позволили в середине 20 века сделать проект реставрации храма. В 1961 году храм был перенесён в музей-заповедник «Кижи», где его сохраняют вот уже почти полвека.


8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!