Просмотр содержимого документа
«"Как можно, а как нельзя мотивировать ребенка в образовательном процессе?"»
«Как можно, а как нельзя мотивировать ребенка в образовательном процессе?»
Данный вопрос на самом деле очень важный. Мотивирующие факторы могут оказать положительное или отрицательное влияние на учеников. Для начала дадим определение понятию мотивация. Мотивация это внутреннее побуждение к действию, направленное на достижение цели. Мотивация ребенка, в первую очередь, зависит от его окружения, от родителей. Если родители заинтересованы в образовании своего чада, и у них есть четкие цели, которые должен достичь их ребёнок, то все свои силы и старания будут направлены на достижение поставленных целей. Так же, влияние на ученика оказывает школа, преподаватели, спецификация учебного предмета, условия, в которых проходит образовательный процесс. На большинство детей влияние оказывают их сверстники. Ребёнок может отказываться что-либо выполнять, лишь потому что его одноклассник или друг тоже отказался это делать.
Так, как же можно, а как нельзя мотивировать ребенка в образовательном процессе? Как сделать так, чтобы ребенок был заинтересован в учебе и знаниях? Учащийся должен понимать, зачем ему учить предмет. Он должен иметь желание и понимание того, что он узнает после усвоения нового материала и закрепления старого. Учеников с более глубокой мотивацией учить легче. У них мыслительные процессы наиболее активны, они быстрее и результативнее воспринимают новую информацию, и им становится интересен урок и материал. В итоге ученик вырабатывает необходимость в информации и знаниях. Мотивировать ребенка к образовательному процессу нужно таким образом, чтобы он удовольствовался самой деятельности. Учитель должен заинтересовать и привлечь внимание учащихся и смотивировать их к образовательному процессу. Если это дети с младшей школы, то для них наиболее подходит обучение с элементами игровой деятельности, интересные дополнительные дидактические материалы, похвала и выделения активных детей из класса. Нужно не забывать то, что внимание ребенка сосредоточено в начале и конце урока, и учитель должен правильно распланировать урок, создавая предпосылки для активной и результативной работы учащихся. Если это учащиеся старшей школы, то мотивацией в таком случае будет грамотно подготовленный урок с систематизированной информацией, разбавленной интересными подробностями или включением учащихся в обсуждения. Детское поведение основано на чувствах, они ведомы чувствами, поэтому размышления разума далеко не всегда до них доходят. Их личный выбор, чаще всего, не является пользой для них самих. Они возможно и понимают, что делать можно, а что нельзя, но, когда дело доходит до самого действия, они становятся жертвами своих чувств и привычек. Для того, чтобы сформировать у учеников правильные привычки и подготовить к жизни, преподавателям, и в первую очередь, родителям, следует знать и понимать принципы работы детского сознания.
Отпугнуть мотивацию к обучению можно путем высмеивания, нелепых высказываний, сравнения с другими детьми, «загнать» ребенка в ситуацию неудачи и неуспеха. Возложение своих грандиозных ожиданий на ребенка— это популярная ошибка родителя, не всегда осознанная. Негативно на мотивацию может повлиять неблагополучие в семье. Ребенок, который привык к эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний о своей семьи, обычно, уже просто не реагирует на учебные проблемы, потому что у него не хватает на это энергии. Сколько бы родители не объясняли, что учится он только для себя, в перспективе на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Малыши учатся для своих родителей, ради похвалы и поощрений. Не нужно надоедать ребенку нотациями, а сделать упор на любознательность. В итоге учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов со временем увеличится.
Мотивацию увидеть невозможно, только ее результаты или их отсутствие. Ведь только имея мотивацию к обучающим и развивающим процессам, ребенок сможет вырасти самостоятельным и целеустремленным человеком, способным на ответственные разумные решения.