Исследования психологического климата в классе Для исследования психологического климата в классе может использована анкета Л.Е. Журовой. Целью данной анкеты является: выявление уровня удовлетворённости школьной жизнью, состояние тревожности, самооценки, самочувствия детей, наличие дружеских отношений в классном коллективе. Описание процедуры и условий анкетирования. Учащимся должна изложена тема и цель анкетирования. Дана подробная инструкция выполнения работы: учитель читает вопрос, участники анкетирования рядом с цифрой ставят «+», если согласны с утверждением и «-», если не согласны. Каждый участник заполняет свой бланк анкеты, не советуясь с соседом и не размышляя вслух. Образец «Анкеты» для ученика Имя, фамилия__________________ Дата выполнения________ 1 | 6 | 11 | 16 | 21 | | 2 | 7 | 12 | 17 | 22 | | 3 | 8 | 13 | 18 | 23 | | 4 | 9 | 14 | 19 | 24 | | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | | Текст анкеты В школе я чувствую себя совершенно свободно. Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя. Я думаю, что могу на уроках выполнять больше заданий, если потребуется. Очень хочется отдохнуть. Если бы разрешалось, я бы пропускал (пропускала) уроки. Ребята в классе раздражительны и обидчивы, сорятся и ругаются. Я всегда боюсь отвечать у доски. Мои одноклассники с уважением относятся ко мне. Часто на уроках я чувствую, что устал (устала). Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение. В классе ребята любят посмеяться над недостатками других. Когда учитель собирается дать классу задание или самостоятельную работу, я чувствую страх, что не справлюсь. Я точно знаю, что мои родители очень любят меня. Мне часто кажется, что я болен (больна). Почти всё своё свободное время я трачу на выполнение домашних заданий. Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие дети учатся в нашем классе. Когда вечером я ложусь в постель, я с тревогой думаю о том, что ждёт меня завтра в школе. Мне кажется, что учителя постоянно недовольны мной. Я думаю, что плохо вижу. Мне интересно в школе. Мне очень нравятся ребята в моём классе. Я стараюсь как можно лучше выполнять задание, но обычно у меня ничего не получается. Я сильно переживаю, когда сравниваю себя с другими. Обычно я спокоен (спокойна) и полон (полна) сил. Анкета содержит 5 шкал. Удовлетворённость школьной жизнью и желание учиться (вопросы 1,6.11,16.21). Суммарный балл по этой шкале показывает, насколько ребёнку нравится ходить в школу, комфортно ли ему, существует ли контакт с педагогом, есть ли у ребёнка стремление к знаниям, насколько ребёнку интересно учиться в школе. Дружеские отношения в классе (вопросы 2,7.12.17,22). Суммарный балл по этой шкале даёт возможность взглянуть на ситуацию глазами ребёнка: насколько он считает класс дружным, сплочённым, как у ребёнка сложились отношения с детьми, доволен ли он ими. Тревожность (вопросы 3,8,13,18,23). С помощью этой шкалы можно увидеть степень школьной тревожности ребёнка – тревожности, связанной с учебным процессом. Самооценка (вопросы 4,9,14,19,24). Данная шкала отражает степень уверенности ребёнка в своих силах, позволяет судить о том, насколько ему трудно учиться. Самочувствие (вопросы 5,10.15,20,25). Суммарный балл по этой шкале отражает то, как ребёнок сам оценивает своё состояние здоровья, своё самочувствие. Ключ к анкете 1+ | 6- | 11- | 16- | 21+ | Шк.1 | 2- | 7- | 12- | 17- | 22+ | Шк.2 | 3- | 8- | 13- | 18- | 23- | Шк.3 | 4+ | 9+ | 14+ | 19- | 24- | Шк.4 | 5- | 10- | 15- | 20- | 25+ | Шк.5 | За каждое совпадение ответа анкеты ребёнка с ответом «к |