СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как родителям помочь ребёнку сделать первые шаги в приобщении к научным знаниям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная беседа поможет родителям дошкольников и учащихся младших классов в построении траектории получения первичных научных знаний. Указаны типы мышления и склады ума детей. Приведены научно-популярные книги для прочтения детьми совместно с родителями.

Просмотр содержимого документа
«Как родителям помочь ребёнку сделать первые шаги в приобщении к научным знаниям.»

Как родителям помочь ребёнку сделать первые шаги в приобщении к научным знаниям.

Ценности и условия нашей жизни постоянно меняются. Новые правила игры требуют новых знаний и подходов к обучению. Дети по своей природе – исследователи. Им в любом возрасте присущи любознательность, стремление экспериментировать, получать в результате этих экспериментов свои продукты. И если взрослые создают благоприятные условия, в которых ребёнок может развиваться и изучать новое, то у него появляется шанс преуспеть в жизни. Это – первые шаги в формировании научного познания и в развитии критического мышления. Наука – это способ узнавать о мире посредством исследований, это длительный процесс. Но даже за час демонстрации экспериментов можно показать, что наука – это увлекательно. Что учиться интересно и что-то знать – всегда привлекательнее, чем не знать.

Родители, воспитывая детей, знакомят их с тем, как устроен окружающий мир, они – пример для подражания. Если родители хотят заинтересовать ребёнка наукой и показать, что учиться чему-то новому – здорово, важно самим быть вовлечёнными в процесс. Ведь если считать, что наука сложная и неинтересная, то вряд ли можно убедить детей в обратном.

Типы мышления развиваются у ребёнка последовательно в разном возрасте:

  • С рождения: наглядно-действенное. Это мышление реализуется по принципу "увидел - сделал - запомнил".

  • К 4 годам: наглядно-образное. С развитием этого типа мышления ребёнок начинает выходить за пределы собственного опыта: анализирует, высказывает мнение, рассуждает.

  • К 6 годам: словесно-логическое. Ребёнок активно использует факты, предполагает, обобщает.

  • К 7 годам и позднее: абстрактно-логическое. Ребёнок учится выделять существенные свойства предмета и опускать несущественные, мыслить абстракциями – категориями, которых нет в природе. К таким категориям относятся цвет, красота.


В младшем дошкольном возрасте обычно трудно определить склад ума у ребёнка, это возможно, когда у него появляется разная занятость. Психологи выделяют такие склады ума:

  • Гуманитарный – хорошо даётся изучение языков, быстро развивается хорошая связная речь

  • Математический – ребёнок мыслит логически чётко, хорошо видит причинно-следственные связи, выявляет закономерности

  • Пространственный – ребёнок хорошо воспринимает образы, визуализирует объекты по их описанию

  • Телесно-кинестетический – развитое владение своим телом, ребёнок учится в движении и манипулирует предметами, у него хорошо развито чувство времени

  • Музыкальный – чувствует ритм, использует разные интонации, хорошо воспринимает информацию на слух.


Сейчас есть много бытовых опытов, которые можно провести вместе с ребёнком. Выбор опытов зависит от возраста ребёнка. Можно показать и рассказать о круговороте воды: подержать крышку над закипающей водой и посмотреть, как испаряется вода и как она собирается в капельки и падает с крышки. Объясните, что такой же процесс происходит, когда испаряется вода из водоёмов, а потом идёт дождь. С детьми можно выращивать кристаллы, делать радужный лёд, поместить яйцо в уксус и показать, как растворится скорлупа.

В обычных бытовых вещах и процессах скрывается увлекательная наука. Взрослый сам увлечётся, если попробует разобраться, как что-то работает. А это очень заразительное состояние, даже никак дополнительно детей увлекать не придётся. Можно замесить вместе тесто и объяснить: вот мы добавляем дрожжи, которые питаются сахаром, размножаются и выделяют углекислый газ, который делает тесто воздушным и пористым. Покажите, как размножаются бактерии, если не мыть руки и не чистить зубы, – это ещё и лучший способ прививать полезные привычки. Важно формировать у ребёнка научное мышление. С детьми важно разговаривать, и разговаривать тем языком, который они понимают. Дети задают вопросы, и на них важно отвечать. Это не должно быть скучное или заумное объяснение. Объясняйте так, чтобы у ребёнка появились новые вопросы. Дети стремятся узнать мир и разобраться в нём. Если на их вопросы не отвечать, то они потеряют интерес и перестанут их задавать.

Современные дети любят быстро получать результат: это стоит учесть родителям, когда они будут что-то объяснять или показывать. Насильно интерес к науке не привить. Окружающие взрослые должны быть сами искренне увлечены познанием, чтобы заинтересовать ребёнка. У читающих родителей – читающие дети. С наукой то же самое: у любознательных и увлечённых родителей – такие же любознательные и увлечённые дети. Поэтому важно делать всё вместе с ребёнком: проводить опыты, наблюдать за миром, посещать научные фестивали и выставки, шоу с экспериментами. Такие мероприятия сближают родителей и детей. Когда ребёнок понимает, что родитель – такой же человек и может чего-то не знать, то это правда сближает.

Родителям стоит помнить, что дети – не маленькие взрослые. Их психика и мышление развиваются постепенно, в определённое время, это важно учитывать. Всё делается в своё время, а интерес к науке не прививается насильно с помощью заучивания.

Увлекательным может быть лишь то, что понятно. Поэтому популяризация науки одно из средств приобщения к научным знаниям. Популяризация – это перевод с языка научных терминов на общечеловеческий, она упрощает научные сведения и процессы. Ведь нужно объяснить, как что-то работает, людям, которые наукой не занимаются. Но именно эта простота и понятность позволяют привлечь людей и заинтересовать их. Детским популяризатором науки можно считать увлекательные, поучительные мультсериалы Смешарики и Фиксики. Главное – смотреть вместе. А после просмотра обсудить увиденное и, возможно, ответить на вопросы детей! При желании можно найти в интернете интересный научно-популярный контент: смотреть лекции и опыты, проходить интерактивные задания, участвовать в международных олимпиадах.

Родителям и детям можно читать научно-популярные книги популяризаторов науки. Например:

  • «Живой мир под микроскопом», Элен Ражкак и Дамьен Лавердан

  • «Приключения Тима в мире бактерий», Мария Косовская, Дмитрий Алексеев, Алла и Саша Тяхт

  • «Мир изобретений», Ричард Платт и Джеймс Браун

  • «Как мы устроены. Путеводитель по человеческому организму», Дэвид Маколи и Ричард Уокер

  • «Миграция. Невероятные путешествия животных», Майк Анвин и Дженни Десмонд

  • «Химические элементы», Александр Иванов, Игорь Гордий

  • "Делай космос!" Виталий Егоров.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!