СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какими бывают корабли, часть 1. Введение

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В доступной для школьников VI—VIII классов форме рассказано, как архимедова сила применяется в судостроении, как судостроители вычисляют главные качества всякого судна: плавучесть, остойчивость и непотопляемость

Просмотр содержимого документа
«Какими бывают корабли, часть 1. Введение»

КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ

Суда очень разнообразны. Чтобы сравнивать их между собой, судить, какое лучше, какое хуже, устанавливать правила постройки и решать многие другие вопросы, все суда делят на большие группы, каждую из которых на  подгруппы по различным признакам. Такое деление называется классификацией судов.

Основным в классификации судов является их назначение, то есть то, какую работу они выполняют, для чего служат. По этому признаку различают суда для народного хозяйства и для обороны страны. Таким образом, существует две основные группы — это гражданские суда и военные корабли.

Каждую из этих групп в зависимости от назначения делят на подгруппы, так, гражданские суда — на транспортные, вспомогательные, специальные, спортивные, технического назначения и др.

Транспортным судам приходится перевозить либо людей, либо грузы. Поэтому их делят на пассажирские и грузовые.

Грузы бывают жидкие, сухие, сыпучие, и для перевозки каждого из них строят специально приспособленные грузовые суда: наливные, зерновозы, углевозы, лесовозы, для грузов в упаковке (генеральных грузов) и т. п. Пассажирские суда также различают по назначению. Одни из них ходят по определенным рейсам, только между определенными портами (лайнеры), другие служат для различных туристских рейсов — круизов, наконец, существуют крупные паромы, перевозящие пассажиров и целые железнодорожные составы внутри порта, через морские проливы, с одного берега реки на другой и т. п. Каждое из них приспособлено для своей узкой цели.

Вспомогательные суда — это буксирные, ледокольные, лоцманские, спасательные и другие. Буксирные суда буксируют несамоходные баржи, вводят и выводят крупные суда при их входе и выходе из портов, лоцманские доставляют лоцмана с берега на судно и обратно, спасательные оказывают помощь судам, терпящим бедствие.

Специальными судами являются, суда учебные, спасательные, научно-исследовательские, пожарные и некоторые другие.

Суда технического флота — это землечерпалки, землесосы, грузоотвозные баржи (шаланды). Кроме того, к судам технического назначения относятся плавучие мастерские, доки, грузоподъемные краны, кабельные суда, оборудованные для прокладки подводного кабеля, и водолазные боты — мелкие суда, приспособленные для водолазных работ.  

К спортивным судам относятся сравнительно мелкие суда для водного туризма, прогулок и соревнований. Их в свою очередь делят на моторные, парусные и гребные. Каждая группа этих судов имеет много разновидностей. Так, моторные суда бывают оборудованы либо стационарным мотором (установленным внутри корпуса), либо подвесным, прикрепленным струбцинками в корме. Подвесные моторы легко снимаются и являются поворотными, ввиду чего судно с таким мотором не нуждается в руле.

Парусные спортивные суда — яхты — делят на крейсерские (прогулочные) и гоночные. Существует много типов яхт, размеры, конструкция и парусное вооружение которых зависит от назначения и района плавания.

Гоночные яхты, кроме общей, имеют и свою специальную классификацию в зависимости от размеров корпуса, его веса и конструкции, от размеров площади парусов и т. п.

Гребные спортивные суда также делятся на прогулочные и гоночные. Они имеют много разновидностей в зависимости от размеров и. числа весел.

Поскольку суда одного и того же назначения ходят одни по морям, другие по рекам, озерам, каналам, то их приходится различать по району плавания к делить на морские, внутреннего (например, речного) и смешанного плавания.

Суда строят из стали, железобетона, дерева, пластмассы, очень легких металлических сплавов, и каждый материал требует своей особой конструкции корпуса. Поэтому суда классифицируют и по материалу, из которого построен корпус.

Различают суда и по типу двигателей. На одних ставят двигатели внутреннего сгорания (такие суда называют теплоходами), на других паровые турбины (турбоходы), газовые турбины (газотурбоходы), на третьих электромоторы, для питания которых применяют паровые турбины и электрогенераторы (электроходы). В особую группу выделяют атомоходы на них ставят паровые турбины или электромоторы, в качестве же источника тепла для парообразования на атомоходах служит атомный реактор. Каждый тип двигателей предъявляет судну свои требования.

Для того чтобы судно ходило, судовой двигатель должен приводить в действие специальное устройство, называемое движителем. Гребной винт, гребное колесо, водомет — все это движители. Каждый из них требует особого  устройства и позволяет применять его только на определенном типе судов.

Наконец, суда различаются и по своему внешнему виду. Прежде всего по своей архитектуре. Существуют суда без надстроек (надстройкой называется закрытое помещение на верхней основной палубе, простирающееся от борта до борта), называемые гладкопалубными; суда с надстройкой в носу (баком), в средней части (средней надстройкой) и в корме (ютом) называются трехостровными. Если средней надстройки нет, судно носит название двух-островного. Судно, у которого палуба в корме приподнята, называют квартердечным. Существуют и другие архитектурные типы судов. Различаются они и по высоте надводной части борта, существенно влияющей на безопасность плавания. Суда, перевозящие наиболее тяжелые грузы, например руду, имеют большую осадку и наименьшую допускаемую правилами высоту надводного борта. Они называются судами с минимальным надводным бортом.

Суда, у которых надводный борт выше минимального, называются судами с избыточным надводным бортом. Это суда пассажирские и для легких грузов, имеющие сравнительно малую осадку. Каждый такой признак также учитывается классификацией.

Громадное большинство судов поддерживается на воде или под водой только архимедовой силой. Эти суда называют водоизмещающими. Но есть и такие, которые удерживаются у поверхности воды иными силами природы: гидродинамическими, аэродинамическими и давлением сжатого воздуха. Это — глиссеры, суда с подводными крыльями, суда на воздушной подушке и экранопланы. Хотя число таких судов по сравнению с водоизмещающими невелико, классификация выделяет их в отдельные группы.

Классификацию устанавливают организации, отвечающие за безопасность плавания судов. В России организация, отвечающая за безопасность плавания судов, называется «Российский морской регистр судоходства». Регистр устанавливает не только классификацию судов, но и правила их постройки, ремонта, эксплуатации и ведет наблюдение за выполнением этих правил. В зависимости от прочности применяемых  материалов, мореходных качеств, оборудования и снабжения Регистр присваивает морским судам тот или иной класс и определяет допустимый район плавания: закрытые, открытые, арктические, антарктические и другие моря. Судам внутреннего плавания Регистр присваивает разряд в зависимости от разрешаемого района плавания: глубоководные или мелководные реки, озера, каналы. Классификацию и правила постройки кораблей военных Российский морской регистр не составляет и за безопасность их плавания не отвечает.


На следующем занятии мы вкратце познакомимся с самыми существенными особенностями морских судов некоторых групп.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!