| | 1.12 Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты | 4 | | | | |
1 | 1 неделя | Нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые кислоты как природные полимеры. 1.Нуклеотиды, их строение, примеры. АТФ и АДФ, их взаимопревращение и роль этого процесса в природе. Понятие ДНК и РНК. 2.Строение ДНК, ее первичная и вторичная структура. Работы Ф.Крика и Д.Уотсона. Комплементарность азотистых оснований. Репликация ДНК. 3.Особенности строения РНК. Типы РНК и их биологические функции. Понятие о троичном коде (кодоне). Биосинтез белка в живой клетке. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы растений и животных. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация «Строение ДНК, ее первичная и вторичная структура» Демонстрации Модели молекул важнейших гетероциклов. Коллекция гетероциклических соединений. Действие раствора пиридина на индикатор. Взаимодействие пиридина с соляной кислотой. Модель молекулы ДНК, демонстрация принципа комплементарности азотистых оснований. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных. Лекарства и препараты, изготовленные методами генной инженерии и биотехнологии. | 1.1 стр-311-314 | |
2 | | Лабораторная работа №3. Изучение свойств аминокислот. | 2 | Лабораторная работа | Приборы, реактивы. | | |
| | 1.13 Биологически активные соединения | 4 | | | | |
3 | 2 неделя | Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. 1. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности ферментов от температуры и рН среды. Значение ферментов в биологии и применение в промышленности. 2.Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Норма потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витаминов С, группы В и Р) и жирорастворимые (на примере витаминов А, D и Е). Авитаминозы, гипервитаминозы и гиповитаминозы, их профилактика. 3.Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин. 4.Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), антипиретики (аспирин), анальгетики (анальгин). Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. 5.Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Безопасные способы применения, лекарственные формы | 2 | Комбинированное занятие | Демонстрации Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента каталазы и неорганических катализаторов: KI, FeCl3, MnO2. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Плакат с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветная реакция на белки). Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина. | 1.1 стр315-318 | |
4 | | Лабораторная работа 4. Изучение свойств белков. | 2 | Лабораторная работа | Посуда, реактивы. | | |
| | Раздел 2 | 64 | | | | |
| | Общая и неорганическая химия | | | | | |
5 | | Тема 2.1 Химия – наука о веществах | 6 | | | | |
4444 | 2 неделя | Состав вещества. Химические элементы. 1.Способы существования химических элементов: атомы, простые и сложные вещества. Вещества постоянного и переменного состава. Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Способы отображения молекул: молекулярные и структурные формулы; шаростержневые и масштабные пространственные (Стюарта—Бриглеба) модели молекул. . | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. Презентация «Состав вещества» Демонстрации Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ. Набор моделей атомов и молекул. Некоторые вещества количеством в 1 моль. Модель молярного объема газов. | 1.1 стр. 5-14 | |
| | | | | | | |
6 | 3 неделя | Измерение вещества. Масса атомов и молекул. Атомная единица массы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Число Авогадро. Молярная масса. Агрегатные состояния вещества. Твердое (кристаллическое и аморфное), жидкое и газообразное агрегатные состояния вещества. Закон Авогадро и его следствия. Молярный объем веществ в газообразном состоянии. Объединенный газовый закон и уравнение Менделеева—Клапейрона | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. | 1.1 стр. 7-12 | |
7 | 3 неделя | Смеси веществ. Различия между смесями и химическими соединениями. Массовая и объемная доли компонентов смеси | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. | 1.1 стр. 8-14 | |
| | Тема 2.2. Строение атома | 4 | | | | |
8 | 4 неделя | Атом — сложная частица. 1.Доказательства сложности строения атома: катодные и рентгеновские лучи, фотоэффект, радиоактивность, электролиз. 2.Планетарная модель атома Э.Резерфорда. Строение атома по Н.Бору. Современные представления о строении атома. Корпускулярно-волновой дуализм частиц микромира. 3.Состав атомного ядра. Нуклоны: протоны и нейтроны. Изотопы и нуклиды. Устойчивость ядер. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | 1.1 стр. 15-18 | |
9 | 4 неделя | Электронная оболочка атомов. 1.Понятие об электронной орбитали и электронном облаке. Квантовые числа: главное, орбитальное (побочное), магнитное и спиновое. 2.Распределение электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям в соответствии с принципом наименьшей энергии, принципом Паули и правилом Гунда. 3.Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов. Электронная классификация химических элементов: s-, p-, d-, f-элементы. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | 1.1 стр 38-41 | |
| | Тема 2.3 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | 4 | | | | |
10 | 5неделя | Открытие периодического закона. 1.Предпосылки: накопление фактологического материала, работы предшественников (И.В.Деберейнера, А.Э.Шанкуртуа, Дж.А.Ньюлендса, Л.Ю.Мейера), съезд химиков в Карлсруэ, личностные качества Д.И.Менделеева. 2.Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современное понятие химического элемента. Закономерность Г.Мозли. 3.Современная формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Периодическое изменение свойств элементов: радиуса атома; энергии ионизации; электроотрицательности. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. Демонстрации Различные варианты таблицы Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Образцы простых веществ оксидов и гидроксидов элементов III периода. | 1.1 стр. 31-33 | |
11 | 5 неделя | Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | 1.1 стр. 25-28 | |
| | Тема 2.4 Строение вещества | 2 | | | | |
12 | 6 неделя | Понятие о химической связи. 1.Типы химических связей: ковалентная, ионная, металлическая и водородная. Ковалентная химическая связь. Два механизма образования этой связи: обменный и донорно-акцепторный. Основные параметры этого типа связи: длина, прочность, угол связи или валентный угол. Основные свойства ковалентной связи: насыщенность, поляризуемость и прочность. 2.Электроотрицательность и классификация ковалентных связей по этому признаку: полярная и неполярная ковалентные связи. Полярность связи и полярность молекулы. Способ перекрывания электронных орбиталей и классификация ковалентных связей по этому признаку: σ- и π-связи. 3.Кратность ковалентных связей и классификация их по этому признаку: одинарные, двойные, тройные, полуторные. Типы кристаллических решеток у веществ с этим типом связи: атомные и молекулярные. Физические свойства веществ с этими кристаллическими решетками. Ионная химическая связь. Крайний случай ковалентной полярной связи. Механизм образования ионной связи. Ионные кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами. 4.Металлическая химическая связь. Особый тип химической связи, существующий в металлах и сплавах. Ее отличия и сходство с ковалентной и ионной связями. Свойства металлической связи. Металлические кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами. Водородная химическая связь. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. Презентация «Типы химической связи» | 1.1 стр. 44-46 | |
| | Тема 2.5 Полимеры | 4 | | | | |
13 | 7 неделя | Неорганические полимеры. 1.Полимеры — простые вещества с атомной кристаллической решеткой: аллотропные видоизменения углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен, взаимосвязь гибридизации орбиталей у атомов углерода с пространственным строением аллотропных модификаций); селен и теллур цепочечного строения. 2.Полимеры — сложные вещества с атомной кристаллической решеткой: кварц, кремнезем (диоксидные соединения кремния), корунд (оксид алюминия) и алюмосиликаты (полевые шпаты, слюда, каолин). Минералы и горные породы. Сера пластическая. Минеральное волокно — асбест. 3.Значение неорганических природных полимеров в формировании одной из геологических оболочек Земли — литосферы. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор Демонстрации Коллекции пластмасс, каучуков, волокон, минералов и горных пород. Минеральное волокно — асбест — и изделия из него. | 1.1 стр. 131-133 | |
14 | 8 неделя | Органические полимеры. 1.Способы их получения: реакции полимеризации и реакции поликонденсации. Структуры полимеров: линейные, разветвленные и пространственные. 2.Структурирование полимеров: вулканизация каучуков, дубление белков, отверждение поликонденсационных полимеров. 3.Классификация полимеров по различным признакам. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор Презентация «Органические полимеры» Демонстрация Модели молекул белков, ДНК, РНК. | 1.1 стр.223-225 | |
| | Тема 2.6 Дисперсные системы | 4 | | | | |
15 | 8 неделя | Понятие о дисперсных системах. 1.Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, а также по размеру их частиц. 2.Грубодисперсные системы: эмульсии и суспензии. Тонкодисперсные системы: коллоидные (золи и гели) и истинные (молекулярные, молекулярно-ионные и ионные). Эффект Тиндаля. Коагуляция в коллоидных растворах. Синерезис в гелях. 3.Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека. Эмульсии и суспензии в строительстве, пищевой и медицинской промышленности, косметике. 4.Биологические, медицинские и технологические золи. Значение гелей в организации живой материи. Биологические, пищевые, медицинские, косметические гели. Синерезис как фактор, определяющий срок годности продукции на основе гелей. Свертывание крови как биологический синерезис, его значение . | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор Презентация «Классификация дисперсных систем» Демонстрации Виды дисперсных систем и их характерные признаки. Прохождение луча света через коллоидные и истинные растворы (эффект Тиндаля). | 1.1 стр. 58-62 | |
16 | | Лабораторная работа №5. Получение эмульсии растительного масла и бензола. | 2 | Лабораторная работа | Посуда, реактивы | | |
| | Тема 2.7 Химические реакции | 10 | | | | |
17 | 9 неделя | Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. 1.Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация и изомеризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные и неокислительно-восстановительные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные, молекулярные и ионные). | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор Презентация «Классификация химических реакций» Демонстрации Превращение красного фосфора в белый; кислорода в озон. Модели бутана и изобутана. Получение кислорода из пероксида водорода и воды; дегидратация этанола. Цепочка превращений Р → Р2О5 → Н3РО4; свойства уксусной кислоты; реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды; свойства металлов, окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (этанола, калийной селитры, бихромата аммония) и экзотермические на примере реакций соединения (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия этиленом, гашение извести и др.). | 1.1 стр. 100-102 | |
18 | 10 неделя | Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакций. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Природа реагирующих веществ. Температура (закон Вант—Гоффа). Концентрация. Катализаторы и катализ: гомо- и гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор | 1.1 стр. 100-102 | |
19 | 11 неделя | Практическое занятие №7. Решение задач, применяя принцип Ле Шателье. | 2 | Практическое занятие | ПК, мультимедийный проектор | 1.1 стр. 100-102 | |
20 | 12неделя | Лабораторная работа №6. Реакция разложения. | 2 | Лабораторная работа. | Посуда, реактивы. | 1.1 стр. 104-106 | |
21 | 12 неделя | Лабораторная работа №7. Реакция соединения. | 2 | Лабораторная работа. | Посуда, реактивы. | 1.1 стр. 104-106 | |
| | Тема 2.8 Растворы | 6 | | | | |
22 | 14неделя | Понятие о растворах. 1.Физико-химическая природа растворения и растворов. Взаимодействие растворителя и растворенного вещества. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества (процентная), молярная. 2.Теория электролитической диссоциации. Механизм диссоциации веществ с различными типами химических связей. 3.Вклад русских ученых в развитие представлений об электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации и факторы ее зависимости. Сильные и средние электролиты. Диссоциация воды. Водородный показатель. Среда водных растворов электролитов. Реакции обмена в водных растворах электролитов. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор Презентация «Растворы» Демонстрации Сравнение электропроводности растворов электролитов. Смещение равновесия диссоциации слабых кислот. Индикаторы и изменение их окраски в разных средах. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов. | 1.1 стр. 58-59 | |
23 | 14 неделя | Лабораторная работа№8: Приготовление растворов разной концентрации. | 2 | Лабораторная работа | Приборы, реактивы, Методические указания | 1.1 стр. 58-59 | |
24 | 15неделя | Лабораторная работа№9: Приготовление растворов разной концентрации. | 2 | Лабораторная работа | Приборы, реактивы, Методические указания | Методические указания | |
| | Тема 2.9 Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы | 6 | | | | |
25 | 16неделя | Окислительно-восстановительные реакции. 1.Степень окисления. Восстановители и окислители. Окисление и восстановление. Важнейшие окислители и восстановители. 2.Восстановительные свойства металлов — простых веществ. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов — простых веществ. Восстановительные свойства веществ, образованных элементами в низшей (отрицательной) степени окисления. Окислительные свойства веществ, образованных элементами в высшей (положительной) степени окисления. 3.Окислительные и восстановительные свойства веществ, образованных элементами в промежуточных степенях окисления. 4.Классификация окислительно-восстановительных реакций. Реакции межатомного и межмолекулярного окисления-восстановления. Реакции внутримолекулярного окисления-восстановления. Реакции самоокисления-самовосстановления (диспропорционирования). 5.Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Влияние среды на протекание окислительно-восстановительных процессов. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор Презентация «Электрохимические процессы» Демонстрации Восстановление дихромата калия цинком. Восстановление оксида меди (II) углем и водородом. Восстановление дихромата калия этиловым спиртом. Окислительные свойства азотной кислоты. | 1.1 стр. 64-70 | |
26 | | Повторение материала по теме "Электрохимические процессы." Контрольная работа. | 2 | урок | ПК, мультимедийный проектор Демонстрация Окислительные свойства дихромата калия. Гальванические элементы и батарейки. Электролиз раствора хлорида меди (II). | 1.1 стр 101-105 | |
27 | 16неделя | Практическое занятие №8. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Определение окислителей и восстановителей. | 2 | практическое занятие | ПК, мультимедийный проектор Демонстрация Окислительные свойства дихромата калия. Гальванические элементы и батарейки. Электролиз раствора хлорида меди (II). | 1.1 стр 101-105 | |
| | Тема 2.10 Классификация веществ. Простые вещества | 2 | | | | |
28 | 18 неделя | Классификация неорганических веществ. 1.Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). 2.Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные. 3.Металлы. Положение металлов в периодической системе и особенности строения их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов и их восстановительные свойства: взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), водой, кислотами, растворами солей, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), щелочами. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость свойств этих соединений от степеней окисления металлов. Значение металлов в природе и жизни организмов. 4.Коррозия металлов. Понятие коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии. Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. 5.Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор Презентация «Классификация неорганических соединений» Демонстрации Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представителей классов. Коллекция «Классификация органических веществ» и образцы представителей классов. Модели кристаллических решеток металлов. Коллекция металлов с разными физическими свойствами. Взаимодействие лития, натрия, магния и железа с кислородом; щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом; цинка с растворами соляной и серной кислот; натрия с серой; алюминия с йодом; железа с раствором медного купороса; алюминия с раствором едкого натра. Оксиды и гидроксиды хрома. | 1.1 стр. 71-76 | |
| | Тема 2.11 Основные классы неорганических и органических соединений | 4 | | | | |
29 | 19неделя | Водородные соединения неметаллов. 1.Получение аммиака и хлороводорода синтезом и косвенно. Физические свойства. Отношение к воде: кислотно-основные свойства. 2.Оксиды и ангидриды карбоновых кислот. Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислотные оксиды, их свойства. Осноувные оксиды, их свойства. Амфотерные оксиды, их свойства. Зависимость свойств оксидов металлов от степени окисления. Ангидриды карбоновых кислот как аналоги кислотных оксидов. 3.Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Кислоты в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических кислот. 4.Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, оснуовными и амфотерными оксидами и гидроксидами, солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. 5.Основания органические и неорганические. Основания в свете теории электролитической диссоциации. Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор Презентация «Кислоты органические и неорганические» Демонстрации Коллекции кислотных, основных и амфотерных оксидов, демонстрация их свойств. Взаимодействие концентрированных азотной и серной кислот, а также разбавленной азотной кислоты с медью. Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с кислотными оксидами (оксидом фосфора (V)), амфотерными гидроксидами (гидроксидом цинка). | 1.1 стр. 126-1288 | |
30 | 19 неделя | Амфотерные органические и неорганические соединения. 1.Амфотерные основания в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. 2.Соли. Классификация и химические свойства солей. Особенности свойств солей органических и неорганических кислот. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. 3.Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (серы и кремния), переходного элемента (цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии. Единство мира веществ. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор Презентация «Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений» Демонстрации Взаимодействие аммиака с хлороводородом и водой. Аналогично для метиламина.Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами. Осуществление переходов: Са → СаО → Са3(РО4)2 → Са(ОН)2 Р → Р2О5 → Н3РО4 Сu → CuO → CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → Cu C2H5OH → C2H4 → C2H4Br2 | 1.1 стр. 110-113 | |
| | Тема2.12 Химия элементов | 8 | | | | |
31 | 20неделя | s-Элементы. Водород. 1.Двойственное положение водорода в периодической системе. Изотопы водорода. Тяжелая вода. Окислительные и восстановительные свойства водорода, его получение и применение. Роль водорода в живой и неживой природе. Вода. Роль воды как средообразующего вещества клетки. Экологические аспекты водопользования. 2.Элементы IА-группы. Щелочные металлы. Общая характеристика щелочных металлов на основании положения в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева и строения атомов. Получение, физические и химические свойства щелочных металлов. Катионы щелочных металлов как важнейшая химическая форма их существования, регулятивная роль катионов калия и натрия в живой клетке. Природные соединения натрия и калия, их значение. 3.Элементы IIА-группы. Общая характеристика щелочноземельных металлов и магния на основании положения в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева и строения атомов. Кальций, его получение, физические и химические свойства. Важнейшие соединения кальция, их значение и применение. Кальций в природе, его биологическая роль. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор Демонстрации Коллекции простых веществ, образованных элементами различных электронных семейств. Коллекции минералов и горных пород. | 1.1 стр. 114-116 | |
32 | 21неделя | р-Элементы. Алюминий. 1.Характеристика алюминия на основании положения в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева и строения атома. Получение, физические и химические свойства алюминия. Важнейшие соединения алюминия, их свойства, значение и применение. Природные соединения алюминия. 2.Углерод и кремний. Общая характеристика на основании их положения в Периодической системе Д.И.Менделеева и строения атома. Простые вещества, образованные этими элементами. Оксиды и гидроксиды углерода и кремния. Важнейшие соли угольной и кремниевой кислот. Силикатная промышленность. 3.Галогены. Общая характеристика галогенов на основании их положения в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева и строения атомов. Галогены — простые вещества: строение молекул, химические свойства, получение и применение. Важнейшие соединения галогенов, их свойства, значение и применение. 4.Галогены в природе. Биологическая роль галогенов. Халькогены. Общая характеристика халькогенов на основании их положения в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева и строения атомов. Халькогены — простые вещества. Аллотропия. Строение молекул аллотропных модификаций и их свойства. Получение и применение кислорода и серы. Халькогены в природе, их биологическая роль. 5.Элементы VА-группы. Общая характеристика элементов этой группы на основании их положения в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева и строения атомов. Строение молекулы азота и аллотропных модификаций фосфора, их физические и химические свойства. Водородные соединения элементов VА-группы. Оксиды азота и фосфора, соответствующие им кислоты. Соли этих кислот. Свойства кислородных соединений азота и фосфора, их значение и применение. Азот и фосфор в природе, их биологическая роль. 6.Элементы IVА-группы. Общая характеристика элементов этой группы на основании их положения в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева и строения атомов. Углерод и его аллотропия. Свойства аллотропных модификаций углерода, их значение и применение. Оксиды и гидроксиды углерода и кремния, их химические свойства. Соли угольной и кремниевых кислот, их значение и применение. Природообразующая роль углерода для живой и кремния для неживой природы. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор Демонстрации Получение аллотропных модификаций кислорода, серы, фосфора. Химические свойства водорода, кислорода, серы, фосфора, галогенов, углерода.Оксиды серы, азота, углерода, железа, марганца, меди с различными степенями окисления, их свойства | 1.1 стр. 1 51-153 | |
33 | 22 неделя | d-Элементы. Особенности строения атомов d-элементов (IB-VIIIB-групп). 1.Медь, цинк, хром, железо, марганец как простые вещества, их физические и химические свойства. 2.Нахождение этих металлов в природе, их получение и значение. Соединения d-элементов с различными степенями окисления. 3.Характер оксидов и гидроксидов этих элементов в зависимости от степени окисления металла. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор Демонстрации Гидроксиды серы, хрома, марганца, железа, меди, алюминия и цинка, их получение и химические свойства. | 1.1 стр. 150-152 | |
34 | | Практическое занятие №9 Решение задач по теме "Металлы". | 2 | Практическое занятие | ПК, мультимедийный проектор | 1.1 стр. 114-116 | |
| | Тема 2.13. Химия в жизни общества | 4 | | | | |
35 | 22неделя | Химия и производство. 1.Химическая промышленность и химические технологии. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. 2.Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Основные стадии химического производства. Сравнение производства аммиака и метанола. 3.Химия в сельском хозяйстве. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс. Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химизация животноводства. 4.Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. 5.Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор Презентация «Роль химии в производстве» Демонстрации Модели производства серной кислоты и аммиака. Коллекция удобрений и пестицидов. | 2.4. стр. 89-91 | |
36 | 23неделя | Химия и повседневная жизнь человека. 1.Домашняя аптека. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. 2.Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. 3.Маркировки упаковок пищевых и гигиенических продуктов и умение их читать. 4.Экология жилища. Химия и генетика человека. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор Презентация «Химия и экология» Демонстрации Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов. | 2.4 стр 91-96 | |
| Всего по дисциплине | 72 | | | | |
| В том числе аудиторных | 72 | | | | |
| Из них лабораторно-практических | 20 | | | | |
| На курсовое проектирование | - | | | | |