СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование»

Пояснительная записка

Структура и содержание рабочей программы соответствует требованиям ФГОС основного общего образования, разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (с изменениями от 3июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011г., 24 января 2012 г.) по истории на базовом уровне; Примерной основной образовательной программы основного общего образования , утвержденной 8 апреля 2015 г. № 1/15; Историко-культурного стандарта (КОНЦЕПЦИИ НОВОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ).

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» в 6 классе из расчета 2 часа в неделю. Учебное время между курсами «История Средних веков» и «История России» распределяется следующим образом. На курс «История Средних веков» приходится 28 часов, на курс «История России» -40 часов.

Курс «История» в 6 классе опирается на межпредметные связи – ретроспективные ( с предметом «Окружающий мир», «История Древнего мира») и текущие ( с предметами «Обществознание, «География», и др.)

Изучение курса «История» в 6 классе обеспечено учебниками и учебно-методическими пособиями:

Для ученика:

- учебник по всеобщей истории: «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Е. В. Агибалова, Г. И. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 2012.»

- учебник по истории России : « История России с древнейших времен до XVI в. 6 класс: учебник / И. Л. Андреев, И.Н. Федоров. – М.: Дрофа, 2016 – И.Л. Андреев, И.Н. Федоров.

Для учителя:

- Методические рекомендации. Всеобщая история. «История Средних веков» 6 класс.- М.: Просвещение, 2014.

- Соловьев К.А. ,Сербов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 16 века: 6 класс –М.

Школьный предмет «История» относится к общественно – научным (социальным) дисциплинам. Важность изучения в школе предмета «История» обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами. В процессе освоения предмета закладываются основы знаний об историческом пути человечества, об особенностях развития цивилизации, формируются представления о многообразии окружающего мира и о месте в нем нашей страны.

Курс «История» для 6 класса состоит из двух самостоятельных курсов «История Средних веков» и «История России». Содержание курсов нацелено на формирование мировоззрения учащихся, на основе гуманитарных и демократических ценностей. В процессе изучения курсов «История средних веков» и «История России» соблюдается преемственность в хронологии , терминологии и понятийном аппарате, в формировании умений. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. – от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории, которые вошли в историю современной цивилизации. Преподавание курса «История России с древнейших времен до XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории нашей страны, понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Обращается внимание на раскрытие общего и особенного в развитии России и других стран и народов мира. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества. Курс «История России» помогает развивать у школьников патриотические чувства, формировать у них гражданские качества и гуманитарные свойства личности.

Целью обучения истории является: образование, развитие школьника и воспитание личности, определение своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом. На основании требований ФГОС в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, лично-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших процессах , событиях отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами в современном обществе.

- овладение компетенциями УУД:

Познавательной: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, оценка, сравнение, сопоставление, классификация, характеристика, умение работать с историческими справочниками и словарями в поиску необходимых знаний.

Регулятивной: формирование целеполагания; планирование, прогнозирование, творческое решение учебных задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля, коррекции и оценки своей деятельности.

Коммуникативной: овладение устной монологической речью, умение вступать в речевое общение, вести диалог, способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

Личностный: формирование самоопределения личности; осмысление и нравственное оценивание своей и чужой деятельности, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, владение умениями совместной деятельности.

Планируемые результаты освоения обучающимися общеобразовательных школ по предмету «История» в 6 классе.

Личностные:

- воспитание личной гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;

- развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно относиться к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;

- формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов.

Метапредметные:

- освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни;

- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;

- формирование коммуникативной компетентности в общении в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;

- умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить новые задачи в познавательной деятельности;

Предметные:

- усвоение системы исторических знаний , гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;

-расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

- приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;

- освоение приемов установления причинно-следственных связей.

Учащиеся должны знать:

- хронологию, работу с хронологией;

- исторические факты, характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- характерные, существенные признаки исторических событий и явлений, смысл, значение важнейших исторических понятий;

Учащиеся должны уметь:

- работать с историческими источниками: читать легенду исторической карты, проводить поиск необходимой информации в источниках.

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники , в том числе материалы на электронных носителях;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстраций в учебнике.

Критерии оценивания обучающихся

Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов одноклассников, умение использовать различные источники знаний, текст учебника, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярных, художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию.

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны, дополнения не требуются, речь грамотная.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизировано, умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности, речь хорошая.

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, изложение не систематизировано, не самостоятельное, умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо. Речь плохая.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.













Лист корректировки

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Основание










































Календарно-тематическое планирование

Название раздела и количество часов

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты (предметные умения)

Планируемые результаты обучения (универсальные учебные действия) Метапредметные) УУД

Планируемые результаты обучения Личностные УУД

Виды самост. Работы и виды контроля достижения результатов

Дата проведения урока план/факт

Домашнее задание

История Средних веков (28 ч)

1

Вводное занятие. Что изучает История Средних веков

Понимание того что изучает история Средних веков; знать источники по которым ученые изучают историю Средних веков . Умение выделять главное.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: умение ставить цель и проблемные вопросы урока; умение строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные: умение использовать речевые средства для эффективного решения задач.

Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося.

Работа с текстом учебника. Задания по ленте времени.


С. 6-11

Глава 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (5 ч.)






















































































































2
































































3



































4




































5







































6

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках.



























































Христианская церковь в раннее Средневековье

































Возникновение и распад империи Карла Великого

































Феодальная раздробленность Западной Европы в IX –XI веках.



































Англия в раннее Средневековье.

Формирование представления о захвате франками Галлии, представление о правлении Хлодвига в V веке, как росли владения знати; Формирование представления о битве при Пуатье и о военной реформе Карла Мартелла. Умение показывать на карте перемещение племен времени Великого переселения; объяснять причины появления в Европе нового государства, показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья; объяснять значение понятий: вождь, дружина, король; установить причины падения Западной Римской империи, выявить особенности политического и социального устройства варварских королевств.

















Формирование представления о Хлодвиге и христианской церкви, о монастырях, об искусстве рукописной книги. Умение раскрывать значение церкви в жизни средневековых людей; составлять схему церковной иерархии: объяснять смысл понятий: династия, граф, титул, классы, аббат, монастыри; определять роль и значение церкви в укреплении королевской власти.








Представление о Карле Великом, о войнах в Италии и Испании, покорении саксов; представление об империи Карла Великого. Понимание причин каролингского возрождения; понимание причин распада империи Карла Великого. Умение с помощью карты рассказать о внешней политике Карла 1; умение сравнивать политику Карла и Хлодвига, характеризовать личность Карла Великого.









Представление о феодальной раздробленности, о сеньорах и вассалах; представление о феодальной лестнице; понимание причин слабости королевской власти во Франции; представление об образовании Священной Римской империи; умение раскрыть причины феодальной раздробленности; определять значение терминов: король, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал; анализировать сеньориально-вассальные отношения.





Показывать на карте территорию Англии в раннее Средневековье; выявлять последствия нормандского вторжения во владения государств Европы; сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре; соотносить между собой понятия: норманны, нормандцы, викинги, варяги; рассказывать об открытии скандинавских моряков.

Регулятивные: умение ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: умение самостоятельно формулировать познавательную цель; решать исторические задачи.

Коммуникативные: умение воспринимать различные точки зрения; взаимодействовать в общении, вести диалог с учителем и с одноклассниками.







































Регулятивные: умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: умение учитывать различные мнения, работать в группе.


















Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: умение ставить цель и проблемные вопросы урока;

Коммуникативные: умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.



















Регулятивные: умение составлять план и алгоритм действий.

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Коммуникативные: умение выражать адекватное понимание причин успеха\неуспеха учебной деятельности.






















Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: умение ставить и формулировать цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные: определяют свою внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу.

Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности.

























































Ценностное отношение к историческому пути народов всего человечества
































Формирование ценностного отношения жизни и свободе людей.

































Овладение целостным представлением об историческом пути народов всего человечества.


































Формирование способности истерического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.

Работа с текстом учебника. Устный опрос по вопросам учебника. Работа с картой.



























































Устный опрос по вопросам учебника. Работа с понятиями – терминологический диктант.































Работа с учебником, составление характеристики личности Карла Великого. Работа с источниками.






























Работа с источниками. Решение исторических задач



































Работа с картой . Письменный опрос по вопросам учебника. Работа с источником. Составление рассказа по иллюстрациям учебника.


П. 1
































































П. 2





































П. 3




































П. 4.








































П. 5
























Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках (3 ч).

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

Показывать на карте местоположение Византии; сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого; объяснить неудачи Юстиниана возродить Римскую империю; оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя; анализировать отношения Византии с соседними народами; умение определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи.

Регулятивные: умение решать учебные задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: умение использовать знаково-символические средства , в том числе схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями одноклассников в сотрудничестве при выработке общего решения.

Умения изучать, систематизировать информацию из различных источников.

Задания по карте «Византийская империя в VI-XI вв.» Задания для работы с разными источниками информации.


П. 6


8

Культура Византии

Умение доказывать, что Византия – наследница мира Античности и стран Востока; представление об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии; умение устанавливать аналогию между византийской и римской школами; объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры; умение определять значение терминов: крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон; называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: умение использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач.

Коммуникативные: умение координировать свою позицию с позициями одноклассников; умение высказывать свое мнение.

Умение изучать, систематизировать информацию из различных источников.

Решение разно уровневых задач. Работа с источниками, анализ текста учебника.


П. 7


9

Образование славянских государств

Умение составлять рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности; сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян; выделять общее и особенное в судьбах славянских государств; объяснять причины различия судеб у славянских государств; выполнять самостоятельную работу ,умение определять влияние христианства на развитие византийской культуры.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать свои действия.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения поставленных задач.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемных вопросов.

Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений.

Работа с текстом учебника. Составление рассказа по теме. Решение задач по ленте времени.


П. 8

Глава 3. Арабы в VI-XI веках. (2 ч.)

10

Возникновение Ислама. Арабский халифат и его распад.

Культура стран Халифата.

Изучение по карте особенности Аравии; представление об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова; сравнение образа жизни арабов и европейцев; понимание различий между христианством и исламом; понимание значения терминов: бедуины, шариат, халифат, эмират; понимание причин их военных успехов.


Рассказывать о развитии научных областей знания; Представление об образовании халифата; о науке, искусстве, литературе; понимание значения культуры в халифате.

Умение работать с таблицей.

Регулятивные: умение воспринимать оценку и предложения учителей и других одноклассников.

Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: умение определят учебе. ь адекватную дифференцированную оценку своих успехов в

Формирование ценностного отношения к религии , культуре .

Задания по карте «Создание Арабского халифата» «Распад Арабского халифата» составление схемы «Система управления халифатом». Работа с текстом учебника, с таблицей.


П. 9-10

Глава 4. Феодалы и крестьяне

(1 ч)












11

Средневековая деревня и ее обитатели.


В рыцарском замке.

Представление о феодалах и крестьянах; представление о средневековой деревне и ее обитателях; представление о крестьянской общине; понимание того как жили крестьяне в эпоху Средневековья; Представление о крестьянском труде и натуральном хозяйстве; умение систематизировать информацию о феодалах, крестьянах; анализировать, составлять план параграфа; определять значение терминов: феодал, поместье, вотчина, натуральное хозяйство.


Представление о рыцарском замке, о его воспитании, развлечениях, о рыцарском турнире; умение анализировать роль замка в культуре Средневековья; умение определять значение терминов: замок, палица, донжон, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз; умение объяснять смысл рыцарских девизов.





Регулятивные: умение учитывать установленные правила в планировании.

Познавательные: умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: умение учитывать разные мнения, вести диалог, работать в группе.

Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося.


Умение понимать законы «Рыцарской чести».

Освоение понятий. Составление плана по теме. Решение исторических задач. Анализ исторического источника.


Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Освоение новых понятий.


П. 11-12

Глава 5. Средневековый город в западной и Центральной Европе (1 ч)

12

Формирование средневековых городов. Городское ремесло.


Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни.

Представление о Средневековом городе; понимание изменений в общественной жизни; понимание борьбы городов с сеньорами; представление о мастерской городского ремесленника; представление о цехах-как союзах ремесленников; формирование новых понятий: ремесло, коммуна, мэр, бургомистр, цех, старшины; умение составлять рассказ по иллюстрации; умение сравнивать, составлять план рассказа «Путешествие по Средневековому городу», называть функции цехов.


Представление о торговле в Средние века, о расширении торговых связей; представление о ярмарках и банках; умение объяснять, сравнивать жизнь горожан и сельского жителя; доказывать, обобщать , работать с текстом учебника, с картой.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, делать выводы.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.


Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города.



Работа с текстом учебника, составление рассказа по иллюстрациям, составление плана по теме.


П. 13-14

Глава 6. Католическая церковь в Xi-XIII веках. Крестовые походы (1 ч)

13

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.


Крестовые походы

Представление о первых сословиях; формирование понятия «сословие»; представление о богатстве церкви, о разделении церквей на православную и католическую; представление о борьбе пап за светскую власть; понимание причин выступления еретиков, представление борьбы церкви с еретиками; представление об инквизиции, о нищенствующих орденах и монахах; формирование понятий: сословие, десятина, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена; умение работать с текстом учебника, излагать свои мысли, давать характеристику, объяснять причины, устанавливать причинно-следственные связи.


Представление о крестовых походах; о крестовых походах бедноты, феодалов; представление о духовно-рыцарских орденах; понимание причин борьбы народов Ближнего Востока против крестоносцев; представление о третьем и четвертом крестовом походе; понимание последствий крестовых походов; умение находить нужную информацию в учебнике; определять по карте путь Крестовых походов; устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, давать характеристику важнейшим событиям.

Регулятивные: умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: умение работать в группе, задавать вопросы, сотрудничать с одноклассниками

Знание особенностей религиозных верований католической церкви.

Решение разноуровневых задач, работа с источником письменная проверочная работа.


Задания по карте «Крестовые походы XI – XII вв.», «Четвертый крестовый поход» Решение разноуровневых задач. Работа с источником.


П. 15

П. 16

Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века) ( 6 ч.)

14

Как происходило объединение Франции

Понимание процесса объединения Франции, о первых успехах объединения; представление о Филиппе 4и его конфликте с папой; представление о генеральных штатах; умение обсуждать в группах состояние экономики страны, объяснять причины ослабления крепостничества, освобождении городов от власти сеньоров; умение работать с картой, с текстом учебника.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: Умение работать в группе, адекватно оценивать свою и чужую деятельность.

Ценностное отношение к историческому наследию.

Работа с текстом учебника, работа с картой. Подготовка сообщений по теме.


П. 17


15

Что англичане считают началом своих свобод

Представление о нормандском завоевании; представление о борьбе с крупными феодалами, о Генрихе 2; Понимание структуры реформы Генриха 2; Представление о Великой хартии вольностей. Понимание последствий созыва первого парламента, о его влиянии на дела в государстве; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение анализировать текст учебника, умение работать с картой; умение извлекать нужную информацию из исторических источников.

Регулятивные: умение адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей и учителей.

Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; определять свою личностную позицию.

Ценностное отношение к историческому наследию.

Устный опрос по вопросам учебника.


П. 18












16

Столетняя война

Понимание причин и повода Столетней войны; представление об армиях двух стран; понимание причин поражения французских войск; представление о захватах англичан во Франции в начале XV века; представление о народной героине Жанне д’Арк, о ее гибели; понимание итогов и следствия Столетней войны; умение находить и показывать на карте основные места военных сражений ; умение готовить сообщение о подвиге Жанны д’ Арк; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение высказывать свое мнение.

Регулятивные: умение ставить учебную задачу, составлять план и алгоритм действий.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения задач; умение работать с исторической картой, с текстом учебника, с историческими источниками.

Коммуникативные: умение допускать возможность различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера.

Ценностное отношение к историческому наследию, миру, человеческой жизни.

Задания по карте учебника «Англия и Франция во время Столетней войны» (1337-1453 гг.) Работа с источниками и с иллюстрациями. Решение разноуровневых задач.


П. 19


17

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.

Понимание процесса завершения объединения Франции Понимание последствий объединения Франции; Понимание причин и следствия войны Алой и Белой розы в Англии; представление о правлении Генриха VII (1485-1509 гг.); умение работать с текстом учебника, выделять особенности процесса объединения Франции; анализировать процессы объединения в Англии и Франции.

Регулятивные: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, работать с картой, с иллюстрациями в учебнике.

Коммуникативные: умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Учатся основам социально-критического мышления

Задания по исторической карте. Решение разноуровневых задач, работа с источником.


П. 20


18

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

Представление о мусульманской Испании; представление о реконкисте; понимание процесса образования Испанского королевства; представление о жизни евреев в Испании; представление об инквизиции в Испании; умение устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника, находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нем государства; объяснять причины и особенности Реконкисты; давать характеристику, сравнивать , давать оценку политике испанских королей.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Умение читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

Работа с источником. Письменная проверочная работа. Решение исторических задач.


П. 21


19

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках

Понимание причин - почему Германия не объединилась в единое государство; представление о независимости князей, о городских республиках в Италии; представление о гвельфах и гибеллинах; представление о правлении Медичи во Флоренции; умение находить на карте местоположение стран, устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на вопросы к тексту учебника; умение заполнять сравнительную таблицу; хронологические умения.

Регулятивные: умение составлять план и определять последовательность действий.

Познавательные: умение ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: умение работать в группе, высказывать свое мнение, воспринимать мнение одноклассников, вести диалог.

Умение самостоятельно строить рассказ, используя источники знаний.

Работа с текстом учебника. Письменная проверочная работа.


П. 22

Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках ( 2 ч)

22

Гуситское движение в Чехии.

Представление о Чехии в 14 веке; представление о жизни и смерти Яна Гуса; представление гуситах, понимание причин вооруженного конфликта; представление о крестовых походах против гуситов, о народном войске; понимание итогов и значения гуситского движения; умение работать с картой в учебнике, отвечать на вопросы к тексту учебника, выделять главное в тексте учебника, давать характеристику.

Регулятивные: Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, используя общие приемы решения поставленных задач.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать свое мнение.

Ценностное отношение к жизни людей, к миру; умение находить, анализировать и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.

Работа с текстом учебника. Устный опрос по вопросам учебника, решение исторических задач.


П. 23


23

Завоевание турками – османами Балканского полуострова

Представление о балканских странах перед завоеванием; представление о первых завоеваниях турок-османов; Понимание причин и последствий битвы на Косовом поле; понимание причин и последствий гибели Византии; умение показывать на карте Балканский полуостров, болгарское царство, Сербию, государство османов и др.; устанавливать причинно-следственные связи; выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку и предложения учителя и одноклассников.

Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности: давать адекватную дифференцированную оценку своих успехов и не успехов в учебе.

Ценностное отношение к историческому наследию. Умение работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками.

Задания по исторической карте , решение разноуровневых задач. Работа с историческими источниками.


П. 24

Глава 10. Культура Западной Европы в Средние века.

24

Образование и философия. Средневековая литература.

Понимание причин изменения представления у европейцев о мире; представление о средневековых университетах, о схоластике; представление о Пьере Абеляре и Бернаре Клеровском; определять значение понятия « корпоративное общество»; умение оценивать образование и его роль в средневековых городах; умение формулировать и аргументировать свою точку зрения по различным вопросам; называть выдающихся деятелей культуры 11-15 вв.

Регулятивные: умение составлять план и алгоритм действий.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: умение выражать устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.


Ценностное отношение к культуре; умение находить, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию.

Решение разноуровневых задач. Работа с источником. Защита проектов.


П. 26, 27


25

Средневековое искусство. Культура Раннего Возрождения в Италии.



Научные открытия и изобретения

Представление об архитектуре в Средневековье; представление о средневековых скульптурах, живописи; умение раскрывать причины появления гуманизма в Италии в 14-15 вв.; умение составлять рассказ - описание по картине художника; умение объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение; умение высказывать свое мнение , называть основные идеи гуманистов; умение составлять под руководством учителя план раздела параграфа.

Регулятивные: умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый контроль.

Познавательные: умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, умение формулировать свое мнение и позицию.

Ценностное отношение к культуре, искусству; умение находить, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.

Решение разноуровневых задач. Работа с иллюстрациями , с источником. Защита проектов.


П. 28, 29


















Представление о первых механизмах , о новом в металлургии и обработке металлов, представление о появлении первого огнестрельного оружия; представление о развитии кораблестроения, о книгопечатании; умение доказывать, что в 14 веке стали преобладать практические знания; умение объяснять связь между использованием водяного колеса и развитии металлургии; анализировать последствия развития книгопечатания и мореплавания; умение выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Регулятивные: умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: умение ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками.

Умение сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Решение разноуровневых задач. Работа с иллюстрациями, источником и текстом учебника.


П. 30

Глава 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч)

26

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

Представление о правлении династий Тан и Сун в Китае; представление о великих изобретениях Китая, об образовании и научных знаниях; представление о литературе и искусстве Китая; представление об Индийском княжестве, о вторжении мусульман в Индию; представление о науке и искусстве средневековой Индии; представление о средневековой Японии, об искусстве и культуре Японии; умение объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии; умение сравнивать культуру майя, ацтеков и инков;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные: умение ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности.

Коммуникативные: умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; иметь целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

Ценностное отношение к культуре; умение самостоятельно строить рассказ на основании одного-двух источников знаний.

Задание по исторической карте. Решение разноуровневых задач. Работа с источником.


П. 31


27

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

Представление о занятиях жителей Америки; представление о том, как жили майя, инки; представление о народах и государствах Африки, об их культуре; умение объяснять, рассказывать, показывать уникальность культуры

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные: умение ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности

Коммуникативные: умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.

Ценностное отношение к культуре, искусству народов Африки и Америки; умение самостоятельно строить рассказ на основе источников. Освоение общекультурного наследия.

Работа с текстом учебника, с иллюстрациями и картой в учебнике.


П. 32


28

Итоговое повторение по курсу «История Средних веков»

Умение систематизировать исторический материал по курсу «История Средних веков»; выполнять тестовые задания; определять значение терминов, изученных в курсе; называть основные события, достижения истории и культуры; выделять причинно-следственные связи исторических событий.

Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку и предложения одноклассников и учителя.

Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: умение давать адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе.

Умение сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работа с тестами на определение причин и следствий исторических событий.



История России (40 часов)

1 (29)

Вводное занятие

Представление об Истории, что изучает история России; умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать в ответе ранее изученный материал; знать основные понятия урока.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: умение ставить и формулировать цели и проблему урока; умение строить сообщения в устной форме;

Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Формирование основ гражданской, этнонациональной, социокультурной самоидентификации личности обучающегося.

Работа с текстом учебника, картой, иллюстрациями.


С. 3-9

Глава 1. Народы и государства Восточной Европы в древности ( 4 ч)

2 (30)

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины

Представление о великом оледенении; представление об освоении северных регионов Восточной Европы; понимание перехода к производящему хозяйству; представление о скотоводах и земледельцах; умение показывать на карте расселение древнего человека на территории России; умение описывать условия жизни, занятия человека в ледниковый период, определять влияние природных условий на животный мир и мир людей; умение объяснять смысл понятий: неолитическая революция, палеолит, железный век, перелог, Подсечно-огневое земледелие; умение соотносить даты, указанные на ленте времени с событиями;

Регулятивные: умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: умение ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками.

Формирование устойчивого познавательного интереса. Понимание, что история России является частью всемирной истории.

Работа с понятием археологическая культура; составление рассказа «Особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита» на основе анализа находок со стоянки Сунгирь.


П. 1


3 (31)

История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. – середине VI в. н. э.

Представление о предках народов России; представление о племенах славян и балтов; представление о греках, варварах, гуннах, аварах; умение показывать на карте расселение предков народов России; описывать их занятия и условия жизни; приводить примеры; объяснять смысл понятий: языковая семья, народ, варвары, Великое переселение народов, кириллица; извлекать информацию из исторических источников.

Регулятивные: умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, умение владеть устной монологической речью.

Формирование межэтнической толерантности, уважения и принятия культуры, образа жизни других народов, населявших территорию нашей страны; умение осмысливать гуманистические традиции и ценности современного общества.

Решение разноуровневых задач. Работа с источником . Задание по карте «Первые люди на территории нашей страны» .


П. 2


4 (32)

Первые государства на территории Восточной Европы.

Представление о Восточных славянах и варягах; представление о Хазарском каганате, Волжской Болгарии; понимание влияния природных условий и географического положения на общественную жизнь восточных славян; умение работать с текстом учебника, находить главное из текста учебника; умение работать с текстом документа; умение характеризовать, описывать территорию; умение показывать на карте территорию расселения восточных славян.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: умение работать с текстом учебника, отвечать на вопросы к тексту учебника; умение работать с картой; умение работать с историческим источником;

Коммуникативные: владение устной монологической речью; умение высказывать свое мнение; умение обосновывать свой ответ, вести диалог с учителем и одноклассниками.

Ценностное отношение к культуре, образу жизни других народов, населявших территорию нашей страны.

Задания по карте «Народы и государства Восточной Европы. Расселение славян». Решение разноуровневых задач.


П. 3
























5 (33)

























6 (34)































7 (35)






























Бронзовый и ранний железный века и первые его обитатели на Волгоградской земле.




















Волгоградская земля в эпоху сарматов.






























Повторение-обобщение по главе I: «Народы и государства Восточной Европы в древности»


Знают основные события. Определяют основные черты развития края.

Находят на карте места важнейших событий, показывают в хронологическом порядке.

Рассказывают об исторических событиях, умеют ответить на три важнейших вопроса историка: что произошло, где произошло, когда произошло.






Знают основные события. Определяют основные черты развития края.

Находят на карте места важнейших событий, показывают в хронологическом порядке.

Рассказывают об исторических событиях, умеют ответить на три важнейших вопроса историка: что произошло, где произошло, когда произошло.











Формирование представления о предках древних славян и их соседях; умение высказывать суждения о влиянии природных условий на развитие общества; выполнять тестовые задания; объяснять термины, изученные в данной главе; называть главные события изученного периода.

Умеют планировать и создавать Создание ММП и сообщения теме
























Умеют планировать и создавать Создание ММП и сообщения теме




























Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные: умение самостоятельно и правильно формулировать познавательную цель, используя общие приемы решения поставленных задач.

Коммуникативные: владение устной монологической речью; умение вести диалог, работать в группе; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных познавательных задач.

Выступления индивидуальные и групповые, защити проектов
























Выступления индивидуальные и групповые, защити проектов




























Умение сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.


Защита проекта



























Защита проектов.






























Работа с тестами на определение причин и следствий исторических событий.

Защита проектов.




















П. 5 (краев.)



























П . 6 (краев)































П. 1-3

Глава 2. Русь в IX- первой половине XII в. (10 ч.)

8-9 (36-37)

Образование Древнерусского государства.

Представление об образовании Древнерусского государства; понимание причин образования Древнерусского государства; представление о первых князьях; представление о первых законах Древнерусского государства; понимание причин и следствия укрепления международного положения Руси; представление о языческих богах славян и первых русских князьях; умение описывать жизнь, быт, верования восточных славян; объяснять смысл понятий: полюдье, государство, князь, воевода, дань, уроки, языческая реформа; умение показывать на карте территорию Древней Руси, путь «из варяг в греки» и русские города; систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из « Повести временных лет».

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения поставленных задач; выделять причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, определять свою личную позицию.

Ценностное отношение к культуре, традициям славян; формирование историко-географического образа Древней Руси.

Решение разноуровневых задач; работа с текстом учебника, с понятиями в учебнике. Составление таблицы «Первые русские князья», работа с историческим источником, с документом; характеристика и анализ «Повести временных лет». Задания по карте «Образование Древнерусского государства».


П. 4-5


10-11

(38-39)

Русь в конце X – первой половине XI века. Становление государства.

Представление о принятии христианства, понимание причин и следствий христианизации Руси; представление о новой системе управления Русской землей; представление о правлении Князем своей властью; представление о князе и вече; понимание развития Древней Руси при Ярославе Мудром, представление о Ярославе Мудром; умение характеризовать внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей; умение характеризовать личность Ярослава Мудрого, князя Владимира, умение давать оценку значения принятия христианства на Руси для развития государства; объяснять смысл понятий: «лествичная» система власти, дружина, вече,

Регулятивные: умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель .

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, находить причинно-следственные связи .

Ценностное отношение к культуре, традициям славян; формирование образа социально-политического устройства Киевской Руси.

Работа с источником. Составление таблицы «Первые русские князья» Задания по карте «Образование Древнерусского государства»


П. 6-7


12-13 (40-41)

Русь в середине XI – начале XII века.

Понимание причин княжеских усобиц; понимание причин народного восстания и половецкой угрозы; представление о княжеских съездах; представление о Русской правде и святых Борисе и Глебе; представление о Владимире Мономахе; формирование понятий: усобица, съезды умение работать с лентой времени; умение давать характеристику историческим личностям; умение работать с хронологической таблицей.

Регулятивные: умение составлять план и определять последовательность действий.

Познавательные: умение работать с текстом учебника, отвечать на вопросы по учебника; работать с лентой времени; заполнять хронологическую таблицу.

Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Ценностное отношение к жизни человека, миру; умение давать и объяснять собственную оценку действиям Владимира Мономаха.

Решение разноуровневых задач. Работа с источником. Задания по карте. Составление исторического портрета Владимира Мономаха.


П 8-9


14 (42)

Общественный строй Древней Руси.

Представление о древнерусских городах; понимание места и роли городов в Древней Руси; представление о древнерусской деревне, о погостах; представление о княжеском хозяйстве; умение работать с текстом учебника; умение описывать иллюстрацию; объяснять смысл понятий: город, вотчина, вервь, холоп, закуп, челядь, рядович, смерд.

Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку и предложения учителей, одноклассников.

Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: умение определять свою личностную позицию,

Ценностное отношение к человеческой свободе, культуре, традициям. Формирование образа социального устройства Киевской Руси.

Работа с понятиями. Работа с текстом учебника, с иллюстрациями.


П. 10.


15 (43)






























16 (44)

Древнерусская культура.






























Волгоградский край в эпоху раннего средневековья


Понимание двоеверия, христианства; представление о славянской письменности; представление об изобразительном искусстве Древней Руси; представление р древнерусском зодчестве; объяснять понятия; мозаика, фреска миниатюра, житие; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение работать с текстом учебника; умение описывать иллюстрацию; умение работать с лентой времени (соотносить даты).




Знают основные события. Определяют основные черты развития края.

Находят на карте места важнейших событий, показывают в хронологическом порядке.

Рассказывают об исторических событиях, умеют ответить на три важнейших вопроса историка: что произошло, где произошло, когда произошло.

Регулятивные: умение учитывать установление правила в планировании и контроле способов решения, осуществлять пошаговый контроль.

Познавательные: умение работать с текстом учебника; умение характеризовать исторический источник; умение отвечать на вопросы и выделять главное из текста учебника.

Коммуникативные: умение работать в группе, умение высказывать свое мнение; умение давать оценочную характеристику.








Умеют планировать и создавать Создание ММП и сообщения теме

Ценностное отношение к культурному наследию; умение положительно принимать свою этническую принадлежность.

























Выступления индивидуальные и групповые, защити проектов

Работа с текстом учебника, с понятиями в учебнике. Работа с источником, с иллюстрациями. Показ презентации « Культура Древней Руси».























Защита проектов


П. 11-12.
































П. 6 (краев.)


17. (45)

Повторение-обобщение по теме «Русь в IX – первой половине XII века».

Умение систематизировать исторический материал о Древней Руси; характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы; высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества; выполнять тестовые задания; объяснять термины, изученные в главе «Русь в IX – первой половине XII века»; называть главные события, основные достижения истории и культуры.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: умение осознанно строить сообщения в устной форме; владение устной монологической речью.

Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для аффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Формирование способности сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работа с тестовыми заданиями на определение причин и следствий исторических событий.


П. 4-12

Глава 3.Русь в середине XII – начале XIII в. (6 ч)

18 (46)

Начало удельного периода. Княжества Южной Руси.

Понимание причин распада Древней Руси; представление о княжествах южной Руси; умение характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности и ее последствия; умение извлекать полезную информацию из исторических источников; объяснять смысл понятий: удел, политическая раздробленность, половцы; умение называть хронологические рамки периода раздробленности; рассказывать о трех типах государственности; умение работать с текстом учебника; отвечать на вопросы к тексту учебника; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: умение составлять план и алгоритм действий.

Познавательные: умение ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: умение учитывать разные мнения, формулировать свое мнение и позицию.

Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопрос.

Работа с понятиями. Задания по карте «Русь в период раздробленности» составление рассказа по плану. Решение разноуровневых задач.


П. 13




















19 (47)

Княжества Северо-Восточной Руси.

Умение показывать на карте территорию Владимиро-Суздальского княжества; характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества; составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо;

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: умение использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: умение аргументировать свою позицию, работать в группе.

Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы.

Работа с понятиями. Задания по карте «Русь в период раздробленности» Работа с источником.


П. 14


20 (58)

Боярские республики Северо-Западной Руси.

Понимание причин возвышения Новгорода; представление о боярской республике, представление о новгородском вечевом собрании; понимание структуры новгородского правительства; умение показывать на исторической карте территорию Новгородского княжества; характеризовать особенности географического положения и социально – политического развития Новгородской республики; умение анализировать , определять значение терминов: боярская республика, посадник, вече, вечевой колокол, владыка, тысяцкий; умение свободно излагать сообщения по теме, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать правильность своих действий.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения поставленных задач.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы. Осознание сильных и слабых сторон системы управления в Новгороде.

Работа с понятиями. Задания по карте «Руст в период раздробленности». Решение разноуровневых задач. Работа с источником.


П. 15


21-22 (49-50)

Культура Руси.

Умение характеризовать русскую культуру 12-13 вв., называть выдающиеся памятники культуры указанного периода, извлекать полезную информацию из источников, готовить сообщения о храмах 12-13 вв.; оценивать роль христианства в формировании общерусской культуры; умение работать с иллюстрациями в учебнике.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: умение ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: умение выражать устойчивые эстетические ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

Ценностное отношение к культуре, искусству Древней Руси; умение эмоционально положительно принимать свою этническую принадлежность.

Работа над понятиями. Решение разноуровневых задач. Работа с источником. Защита проектов.


П. 16-17


23 (51)

Повторение-обобщение по теме «Русь в середине XII- начале XIII в.».

Умение систематизировать исторический материал по изученному периоду; характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе; выполнять тестовые контрольные задания; определять значение терминов; умение называть главные события, достижения в изученный период.

Регулятивные: умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий .

Познавательные: умение работать с текстом учебника, отвечать на вопросы, выполнять тестовые задания.

Коммуникативные: умение работать в группе, отвечать на вопросы, вести диалог.

Умение организовывать и регулировать свою деятельность.

Работа с тестами на определение причин и следствий исторических событий .


П. 13-17

Глава 4. Русские земли в середине XIII-XIV в. (6 ч)

24 (52)

Походы Батыя на Русь.

Представление о Монгольской империи; представление о нашествии Батыя на княжества русские; представление о походе Батыя на Запад; понимание причин побед монгольских ханов; умение работать с картой, с источниками; сопоставлять и обобщать информацию в источниках.

Регулятивные: умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Ценностное отношение к жизни и свободе человека. Осознание своей этнической принадлежности .

Задания по карте «Борьба Северо-Восточной Руси с иноземными захватчиками в XIII в.»

Работа над понятиями. Решение разноуровневых задач. Работа с источниками.


П. 18


25 (53)

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада.

Представление о духовно -рыцарских орденах в Прибалтике; представление о наступлении Ордена на Северо-Западную Русь, о князе Александре Невском; представление о Раковорской битве; умение работать с текстом учебника; умение работать с исторической картой; умение рассказывать о Невской битве и Ледовом побоище, характеризовать значение этих сражений для Руси; определять значение терминов: орден крестоносцев, ополченцы, важные даты сражений.

Регулятивные: умение ставить учебную задачу; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, используя общие приемы решения задач.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы , строить понятные высказывания.

Ценностное отношение к жизни человека. Формирование чувств патриотизма и гордости за свое государство.

Задания по карте « Борьба Северо-Восточной Руси с иноземными захватчиками в XIII в.». Работа с понятиями, с источниками. Составление исторического портрета Александра Невского.


П. 19


26-27 (54-55)

Русские земли под властью Орды.

Понимание последствий монгольского нашествия; представление о борьбе за первенство на Руси; представление об ордынской власти над Русью; умение объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды; характеризовать повинности населения; составлять характеристику Александра Невского; объяснять смысл понятий: баскаки, ярлык; самостоятельно делать выводы о последствиях зависимости Руси от монголо-татар; умение выделять главное из текста учебника; умение работать с источником.

Регулятивные: умение ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: умение высказывать свое мнение; работать в группе; устанавливать причинно-следственные связи.

Ценностное отношение к человеческой жизни и свободе. Осознание своей этнической принадлежности.

Работа с понятиями. Решение разноуровневых задач. Работа с источниками. Составление исторического портрета Александра Невского.


П. 20-21


28 (56)

Москва и Тверь: битва за лидерство.

Представление о соперничестве Москвы и Твери; представление о перемещении духовного центра в Москву; представление о поражении Твери в борьбе за господство на Руси; умение раскрывать причины роста могущества Твери в конце 13-14 вв.; умение оценивать действия Орды во внутренних событиях в стране; умение работать с картой.

Регулятивные: умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способов решения.

Познавательные: умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: умение выражать адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.


Ценностное отношение к своей этнической принадлежности, к культуре, через эмоциональное сопереживание трагического прошлого в истории нашего государства.

Решение разноуровневых задач. Работа с источником, Работа с исторической картой.


П. 22




29 (57)


Расцвет и упадок Золотой Орды.





Знают основные события. Определяют основные черты развития края.

Находят на карте места важнейших событий, показывают в хронологическом порядке.

Рассказывают об исторических событиях, умеют ответить на три важнейших вопроса историка: что произошло, где произошло, когда произошло.




Умеют планировать и создавать Создание ММП и сообщения теме








Выступления индивидуальные и групповые, защити проектов











Защита проектов



П. 7-8 (краев.)


30 (58)

Повторение –обобщение по теме «Русские земли в середине XIII-XIV вв.»

Умение систематизировать исторический материал по изученному периоду; выполнять тестовые контрольные задания; определять значение терминов; называть главные события и основные даты изученного периода.

Регулятивные: умение ставить учебную задачу, составлять план и алгоритм действий.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: умение устанавливать причинно—следственные связи; умение высказывать свою позицию.

Умение сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работа с тестами на определение причин и следствий исторических событий. Защита проектов.



Глава 5. Русские земли в XIII – первой половине XV в. (4 часа).

31 (59)

Начало объединения русских земель вокруг Москва.

Представление о Иване Калите; понимание удельно-вотчиной системы; понимание причин укрепления позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты; представление о Куликовской битве; умение работать с текстом учебника; умение работать с источником; умение устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные: умение планировать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: умение работать с текстом учебника; отвечать на вопросы к тексту учебника; устанавливать причинно-следственные связи; работать с с картой.

Коммуникативные: умение аргументировать свою позицию; работать в группе, вести диалог со сверстниками и с учителем.

Ценностное отношение к жизни человека; чувство гордости за свою страну.

Задания по карте «Куликовская битва». Решение разноуровневых задач. Работа с источником. Защита проектов.


П. 23


32

(60)

Московское княжество в конце XIV – середине XV века.

Представление о Василии 1; понимание причин и следствий феодальной войны второй четверти XV в.; представление о служилых людях, понимание структуры поместной системы; понимание значения Юрьева дня; определять значение терминов: феодальная война, поместье, местничество; умение работать с текстом учебника, отвечать на вопросы по тексту учебника; умение соотносить даты по ленте времени; умение работать с иллюстрациями.

Регулятивные: умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.

Познавательные: умение работать с текстом учебника, отвечать на вопросы к тексту учебника; умение описывать иллюстрации в учебнике.

Коммуникативные: умение аргументировать свою позицию; работать в группе.

Ценностное отношение к человеческой свободе, жизни.

Работа с историческим источником, лентой времени. Работа с картой. Работа с иллюстрациями.


П. 24


33 (61)

Соперники Москвы.

Представление о Великом княжестве Литовском; представление о положении Твери в 14-первой половине 15 в.; представление о Великом Новгороде в середине и второй половине 15 в.; умение работать с текстом учебника; отвечать на вопросы к тексту учебника; работать с иллюстрациями, с лентой времени; извлекать информацию из исторического источника.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: умение работать с текстом учебника, извлекать главное из текста учебника; умение устанавливать причинно-следственные связи; контролировать и оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: умение определять вою личную позицию; высказывать и аргументировать свое мнение.

Формирование устойчивого познавательного интереса; формирование эмоционально-положительного восприятия свое этнической принадлежности.

Работа с источником, работа с понятиями. Работа с иллюстрациями.




34 (62)

Повторение-обобщение по теме « Русские земли в XIII- первой половине XV в.»

Умение систематизировать исторический материал; выполнять тестовые задания; определять значение терминов; называть главные события изученного материала.

Регулятивные: умение ставить учебную задачу; составлять план и алгоритм действий.

Познавательные: умение работать с текстом учебника, отвечать на вопросы; выполнять тестовые контрольные задания.

Коммуникативные: умение выражать свою точку зрения, принимать другие; работать в группе.

Умение сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работа с тестами на определение причини следствий исторических событий. Защита проектов.


П. 23-25

Глава 6. Формирование единого Русского государства в XV в. (4 часа)

35 (63)

Объединение русских земель вокруг Москвы.

Представление об Иване III; понимание причин и следствий политического объединения русских земель; понимание значения освобождения от ордынской зависимости; понимание исторического значения возникновения единого Русского государства; умение анализировать текст учебника; извлекать главную информацию из текста учебника; умение работать с исторической картой; умение описывать иллюстрацию; работать с лентой времени.

Регулятивные: умение ставить учебную задачу , составлять алгоритм и план действий.

Познавательные: умение отвечать на вопросы к тексту учебника; формулировать познавательную цель; работать с источником; работать с картой.

Коммуникативные: умение выражать и аргументировать свое мнение; работать в группе.

Ценностное отношение к Отечеству; формирование чувства гордости за свое государство.

Составление таблицы «Объединение русских земель вокруг Москвы». Задания по карте. Работа с иллюстрациями, составление исторического портрета Ивана 3.


П. 26


36 (64)

Русское государство во второй половине XV- начале XVI в.

Понимание причин и значения укрепления власти московского государя; представление о государственном строительстве; представление о высшем обществе на рубеже 15-16 вв.; понимание отношений государства и церкви в 15 веке; формирование понятий: государственный двор, боярская дума, приказы, кормления; умение анализировать текст учебника; отвечать на вопросы по иллюстрации; отвечать на вопросы к тексту учебника; работать с историческим источником.

Регулятивные: умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения .

Познавательные: умение работать с текстом учебника; отвечать на вопросы к тексту учебника; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение выражать и аргументировать свою позицию; умение слушать мнения других.

Формирование основ социально-критического мышления.

Работа с понятиями. Работа с тестами. Составление таблицы.


П. 27


37 38 (65-66)

Русская культура в XIV-начале XVI в.

Представление о летописании; представление о литературе, зодчестве, изобразительном искусстве; формирование понятий: поучения, послания, летописание, житийные повести, клобук; умение извлекать главную информацию из текста учебника; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы к тексту учебника; работать с источниками.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: умение извлекать главную информацию из текста учебника; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы к тексту учебника; работать с источниками.

Коммуникативные: умение работать в группе; высказывать свое мнение .

Ценностное отношение к культуре , искусству.

Работа с понятиями. Работа с источником. Показ презентации «Русская культура в 14- начале 15 в.


П.28-29


39 (67)






Наш край в Средние века.


Знают основные события. Определяют основные черты развития края.

Находят на карте места важнейших событий, показывают в хронологическом порядке.

Рассказывают об исторических событиях, умеют ответить на три важнейших вопроса историка: что произошло, где произошло, когда произошло.

Умеют планировать и создавать Создание ММП и сообщения теме

Выступления индивидуальные и групповые, защити проектов

Практическая работа


П. 6-8 (краев.)


40 (68)

Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времен до XVI века»

Умение систематизировать исторический материал; выполнять тестовые контрольные задания; определять значение терминов; называть главные события, основные даты, достижения истории и культуры.

Регулятивные: умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя.

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности .

Формирование способности самостоятельно организовывать свою деятельность .

Работа с тестами на определение причин и следствий исторических событий.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей