СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование история 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование по истории для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование история 6 класс»

Рабочая программа по курсу « История» 6 класс

Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2011), Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, на основе Примерной программы основного общего образования по исто­рии для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы Данилова А. А. (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016). Особенности программы — ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечествен­ной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних ве­ков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на все­общую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явле­ниях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации. Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполага­ет детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоре­чивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.


Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  • Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2017

  • Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016

Цели курса:

  • Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпо­ху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целост­ную картину развития России и человечества в целом.

  • Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи курса:

  • Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.

  • Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.

  • Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

  • Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).



Общая характеристика учебного предмета

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,

  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом предмет «История » относится к учебным предметам, обяза­тельным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 70 часов (из расчета два учебных часа в неделю). Предмет «История» в 6 классе включает два курса: курс «История России» изучается 42 часа, «Всеобщая история» (история Средних веков) 28 часов. Предполагается последовательное изучение двух курсов.


Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 6 класса.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта

предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а такжедостижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;_

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Мо-

сковской Руси;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

Содержание тем учебного курса.

Всеобщая история.

История Средних веков (28 часов).

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Западная и Центральная Европа в V—XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий. Средневековое европейское общество. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и пра­вила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинно­сти. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Ви­зантии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.) Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восста­ния, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государст­ва Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монго­лами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особен­ности хозяйственной жизни. Государства Европы в XIV-XV вв. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хар­тия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские госу­дарства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восста­ние Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Че­хии. Ян Гус. Культурное наследие Средневековья. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

История России.

История России с древности до XV в. (42 часа).

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX - начало XII в.) Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Склады­вание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского го­сударства. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы земле­владения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географиче­ское положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Вели­кий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенно­сти развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне мон­гольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамо­ты. Зодчество и живопись. Быт и нравы. Борьба с внешней агрессией в XIII в. Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запа­да. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - се­редина XV в.). Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. Русская культура второй половины XIII-XV вв.









Учебно- тематический план

Всеобщая история. История Средних веков (28 часов)

раздела

Название темы (раздела)

Кол-во часов по рабочей программе


Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья

1

Тема 1.

Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)

5

Тема 2.

Византийская империя и славяне в VIXI вв.

2

Тема 3.

Арабы в VI-XI вв.

2

Тема 4.

Феодалы и крестьяне.

2

Тема 5.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

Тема 6.

Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.

2

Тема 7.

Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв.

6

Тема 8.

Славянские государства и Византия в XIV-XV веках

2

Тема 9.

Культура Западной Европы в Средние века

2

Тема 10.

Страны Азии, Америки и Африки в Средние века


1


Повторение и контроль


1


Итого

28

История России. История России с древности до XV в. (42 часа)

раздела

Название темы (раздела)

Кол-во часов по рабочей программе


Введение. Наша Родина — Россия

1

Тема 1.

Народы и государства на территории нашей страны в древности


5

Тема 2.

Русь в IX — первой половине XII в.

11

Тема 3.

Русь в середине ХII — начале XIII в.


5

Тема 4.

Русские земли в середине XIII — XIV в.


10

Тема 5.

Формирование единого Русского государства


8


Обобщающее повторение по курсу

1


Резерв

1


Итого

42


Нормы оценки знаний за выполнение тестовых работ по истории


% выполнения

0-35


36-60


61-84

85-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»


Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории


Отметка Содержание

2

3

4

5


Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.


Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.


Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.


Применение и проблемы



Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.


Критерии оценки устных, письменных ответов учащихся

Оценка «5»: - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4»:-в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3»: - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2»:- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;


Календарно-тематическое планирование


Всеобщая история. История Средних веков (28 часов)

п /п

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание




По плану

По Факту


1

Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

1



С.5-11, вопр. с. 11


Тема 1.Становление средневековой Европы ( VI-XI вв)





2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв.

1



П.1 , вопр. с. 20

3

Христианская церковь в раннее Средневековье.

1



П. 2 , вопр. с. 26, схема в тетради

4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1



П. 3, вопр. с. 32, карта

5

Феодальная раздробленность Западной Евро­пы в IX-XI вв.

1



П. 4, вопр. с. 39

6

Англия в раннее Средневековье

1



П. 5, вопр. с. 45


Тема 2. Византийская империя и славяне в VIXI вв.

2


7

Византийская империя при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

1



П.6 -7, вопр. с. 53, таблица в тетради

8

Образование славянских государств.

1



П. 8, вопр. с. 66, карта


Тема 3. Арабы в VI - XI веках.

2


9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1



П. 9, вопр. с. 77

10

Культура стран халифата.

1



П. 10, таблица в тетради


Тема 4. Феодалы и крестьяне.


2


11

В рыцарском замке.

1



П. 12, вопр. с.100, сообщения

12

Средневековая деревня и ее обитатели.

1



П. 11, вопр. с. 93


Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе


2


13

Средневековый город. Торговля в Средние века.

1



П. 13-14, задание в тетради

14

Горожане и их образ жизни.

1



П. 15, рассказ по плану


Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.

2


15

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1



П. 16, вопр. с. 135

16

Крестовые походы.

1



П. 17, вопр.с.149, таблица в тетради


Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв.

6


17

Как происходило объединение Франции.

1



П. 18, вопр.с.158, записи в тетради

18

Что англичане считают началом своих свобод.

1



П. 19, вопр. с. 166

19

Столетняя война.

1



П. 20, карта , записи в тетради,

20

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.

1



П. 21, сравнительная таблица в тетради

21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1



П. 22, вопр. с .190

22

Германия и Италия в 12-15 веках. Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов

1



П. 23, вопр. с. 197


Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках

2


23

Гуситское движение в Чехии

1



П. 24, вопр. с. 207

24

Завоевание турками - османами Бал­канского по­луострова

1



П. 25, вопр. с. 213


Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века

2




25

Образование и философия, литература, искусство

1



П. 27-28, таблица в тетради

26

Культура Ран­него Возрож­дения. Науч­ные открытия и изобретения

1



П. 29-30, таблица в тетради


Тема 10. Страны Азии, Америки и Африки в Средние века

1


27

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки в средние века.

1



П. 31-32, таблица с. 264

28

Итоговое повторение и обобщение по курсу « История Средних веков».

1



Подготовиться к контрольной работе


История России(42 часа)

п /п

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание




План

Факт


1

Введение. Наша Родина - Россия

1



Введение с.4-8


Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности

5


2

Древние люди и их стоянки на территории современной России

1



§ 1, вопр. с. 14

3

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

1



С. 15-18, задания с. 19

4

Образование первых государств

1



§ 2, вопр. с. 24

5

Восточные славяне и их соседи

1



§ 3, вопр. с. 33

6

Повторительно-обобщающий урок по теме I :« Народы и государства на территории нашей страны в древности»

1



Повторить термины и даты


Тема II. Русь в IX — первой половине XII в.11

11


7

Первые известия о Руси

1



§ 4, вопр. с. 39

8

Становление Древнерусского государства

1



§ 5, вопр. с. 48, подготовить презентацию

9

Становление Древнерусского государства

1



Повторить по таблице в тетради

10

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1



§ 6, вопр. с. 55

11

Русское государство при Ярославе Мудром

1



§ 7, вопр. с. 61

12

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1



§ 8, вопр. с. 68

13

Общественный строй и церковная организация на Руси

1



§ 9, вопр. с. 76

14

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

1



§ 10, вопр. с. 91, таблица в тетради

15

Повседневная жизнь населения

1



§ 11, вопр. с. 97

16

Место и роль Руси в Европе.

1



Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности с.77-83

17

Повторительно-обобщающий урок по теме II: «Русь в IX — первой половине XII в.»


1



Повторить термины и даты


Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в.

5


18

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

1



§ 12, вопр.с . 107

19

Владимиро-Суздальское княжество

1



§ 13, вопр. с. 115, таблица в тетради, сообщение с помощью Интернет-источников

20

Новгородская республика

1



§ 14, вопр. с. 121, таблица в тетради

21

Южные и юго-западные русские княжества

1



Вопр. и задания с. 127-128

22

Повторительно-обобщающий урок по теме III: « Русь в середине ХII — начале XIII в.»

1



Повторить термины и даты


Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в.

10


23

Монгольская империя и изменение политической картины мира

1



§ 15, вопр.с. 10

24

Батыево нашествие на Русь

1



§ 16, вопр. с. 18

25

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1



§ 17, вопр.с. 25

26

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура



1



§ 18, вопр. с. 33, записи в тетради

27

Литовское государство и Русь

1



§ 19, вопр. с. 40

28

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1



§ 20, вопр. с. 46

29

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1



§ 21, вопр. с. 55, карта, сообщение или презентация

30

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

1



§ 22, вопр. с. 62, таблица в тетради

31

Приуралье в истории и культуре Руси


1



Записи в тетради

32

Повторительно-обобщающий урок по теме IV: «Русские земли в середине XIII — XIV в.»

1



Повторить термины и даты


Тема V. Формирование единого Русского государства

8


33

Русские земли на политической карте Европы и мира в на-

чале XV в.


1



§ 23, вопр.с. 70

34

Московское княжество в первой половине XV в.

1



§ 24, вопр. с. 77

35

Распад Золотой Орды и его последствия

1



§ 25, вопр. с. 82

36

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1



§ 26, вопр.с. 94, сообщения

37

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

1



Материалы для самостоятельной и проектной работы с. 96-101

38

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

1



Материалы для самостоятельной и проектной работы с. 101-106

39

Формирование культурного пространства единого Российского государства


1



§ 27, вопр. с. 114, подготовиться к повторительному уроку

40

Повторительно-обобщающий урок по теме V : «Формирование единого Русского государства»


1



§§ 1-27.Подготовиться к повторительному уроку

41

Обобщающее повторение по курсу: « История России».

1




42

Резерв

1






Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:

Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей исто­рии;

  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последова­тельность и длительность исторических событий.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических со­бытий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориен­тироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

  • осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изо­бразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

Описание (реконструкция):

  • последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ре­сурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, па­мятников.

Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие яв­ления;

  • различать причину и следствие исторических событий, явлений; \

  • выделять характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях историче­ских событий.

Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) своё отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего на­рода и других народов в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;

  • способность анализировать графическую, статистиче­скую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;

  • способность выстраивать ответ в соответствии с задани­ем, целью (сжато, полно, выборочно).

  • способность развёрну­то излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответ­ствии с возрастными возможностями;

  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин­формации в соответствии с целью;

  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публич­но выступать с докладом, защитой презентации;

  • способность организовывать свою деятельность и соот­носить её с целью группы, коллектива;

  • способность слышать, слушать и учитывать мнение дру­гого в процессе учебного сотрудничества;

  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Приоритетное значение имеет степень освоения различны­ми видами действий с информацией учебника и дополнитель­ными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

Перечень учебно-методического обеспечения

Программно-нормативное обеспечение:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2011.

  2. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

  3. Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).

  4. Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).

  5. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.

Учебно-методический комплект:

  • Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2015

  • Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016

Состав учебно-методического комплекта:

  • Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.

  • Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.

  • Рабочая тетрадь. История России. 6 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.

  • Комплект карт. История России. 6 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.

  • Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.

  • Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А. 

  • Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.

  • Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.

Настенные исторические карты: Киевская Русь в IХ-начале ХII в., Борьба русского народа против иноземных захватчиков в ХIII в., Российское государство в ХVI в., Русь Удельная- Московская Русь, Арабы в VII-IХ вв., Франкское государство в эпоху Каролингов, Индия и Китай в средние века, Столетняя война 1337-1453 гг., Византийская империя и славяне в VII в., Развитие ремесле и торговли в Европе а ХVII в., Западная Европа в ХI-начале ХIII в. Крестовые походы

  • Интернет – ресурсы

  • http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  • http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  • http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения

  • http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет

  • http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов

  • http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей

  • http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом

  • http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"

  • http://www.fipi.ru - ФИПИ

  • http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ

  • http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников

  • http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)

  • http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;

  • Список литературы для учителя.

Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей  истории .  6   класс », М., «Русское слово», 2015 г.

Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся  по   истории  средних веков (V – конец XV в.),  6   класс », М., «Сфера», 2016 г.

Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы  по   истории  Средних веков», М., «Просвещение», 2015 г.;

Задания по курсу  истории  Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар», 2015 г.;

Колесниченко Н.Ю. « История  средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского,  6   класс », Волгоград, «Учитель», 2017 г

Кулагина Г.А. «Сто игр  по   истории », М., 2014 г.;

Лебедева И.М. «Организация и проведение исторических олимпиад в  6 -9  классах ». Книга для учителя: из опыта работы. М., 2015 г.;

Петрова Н.Г. « История  средних веков. Книга для учителя», учебно-методические материалы, М., «Русское слово», 2016 г.;

Цветкова Г.А. «Дидактические материалы  по   истории  Средних веков.  6   класс », М., «Владос», 2017 г.

Каргалов В. В. Монголо-татарское нашествие на Русь. XIII в. — М., 2016.

Каргалов В. В., Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. — М., 2015.

Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М., 2013.

Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. — М., 2011.

Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М., 2010.

Морозова Л. Е. Два царя: Федор и Борис. — М., 2011.

Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI—XIII вв. — Л., 2013.

Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М., 2016.

Тихомиров М. Н. Древняя Москва: XII—XV вв.; Средневековая Россия на международных путях: XIV — XV вв. — М., 2012.

Список литературы для учащихся.

Книга для чтения  по   истории  Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 2015 г.

Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе М., 2015 г.

Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XV вв.).

цЧасть I. М., 2014 г.

Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / рецензенты Н.И. Запороже, И.Я. Лернер, М., «Просвещение», 2014 г.

Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.». М., 2015 г.;

«Школьная энциклопедия.  История  Средних веков». М., 2015 г.;

«Энциклопедия для детей. Всемирная  история ». Т.1, М., «Аванта+», 2014 г.;

«Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 2004 г.;

«Рыцари»; «В средневековом замке», М., «Олма-Пресс», 2015 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!