№ урока год, четв. | Тема урока | Кол-во часов | Музыкальный материал | Стр. учебника | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание |
1 1 | Что роднит музыку с литературой. | 1 | -М.Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», -Г.Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия»; -П.Чайковский. Симфония №4; -Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт» | 6-9 | Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения | Выучить любимую песню. |
2 2 | Вокальная музыка. «Россия, Россия, нет слова красивей…» | 3 | -Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева. -Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева. -П.Аедоницкий, сл. И. Ша-ферана «Красно солнышко; | 10-11 | Знать/понимать: основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки. Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. | Наизусть песню «Красно солнышко». |
3 3 | Вокальная музыка. «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…» «Звучащие картины». | -«А мы просо сеяли», -«Бояре, а мы…», -«Уж ты, поле мое»; | 12-15 | Знать/понимать: основные жанры народных песен, ее особенности. Уметь: разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества. Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений. Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении. Обнаруживать, выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки. | Подготовить устное сообщение по теме «Камерная музыка» |
4 4 | Вокальная музыка. «Здесь мало услышать, здесь вслушаться надо» | -Горные вершины. Варламов, сл. Лермонтова. -Горные вершины.. Рубинштейн, слова М. Лермонтова | 16-17 | Знать/понимать: основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка. Уметь: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. | Кикимора-рисунки, иллюстрации |
5 5 | Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит кикимора» | 2 | -Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов. -«Колыбельная» А. Лядов. | 18-19 | Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская. | Примеры русских народных песен |
6 6 | Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки» | -Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. | 20-21 | Знать/понимать: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю -музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов | Подготовить устное сообщение по теме С. В. Рахманинов |
7 7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки. « Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песня моя летит с мольбой» | | -Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридов. Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чаковский. -Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. . | 22-27 | Знать/понимать: жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада. Уметь: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение. | Знать жанры вокальной и инструментальной музыки |
8 8 | Вторая жизнь песни. | 2 | -Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.Чай-ковский -Веснянка, украинская народная песня. -Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ. | 28-29 | Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Уметь: исследовать интонационно – образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке. | Содержание сказки «Снегурочка» Островского. |
9 9 | Вторая жизнь песни. | | -Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. | 28-29 | Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. | Рисунки к сказке Островского « Снегурочка» |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Музыкальный материал | Стр. учебника | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание |
1 10 | Всю жизнь мою несу родину в душе… «Перезвоны». «Скажи, откуда ты приходишь красота?». | 1 | -Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин -Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака. -Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина | 34-39 | Знать/понимать: стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; участвовать в коллективной исполнительской деятельности | Прочитать стих-я о Ф. Шопене |
2 11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт» | 2 | -«Этюд №12» Ф.Шопен -«Прелюдия№7» Ф.Шопен -«Прелюдия№20» Ф.Шопен -«Вальс №7» Ф.Шопен | 40-43 | Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия. Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики. | Прочитать сказку Циферова «Тайна запечного сверчка» |
3 12 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь». Был он весь окутан тайной-черный гость…» | | -оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт. -Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт. -Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт. -Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт. | 44-45 46-47 | Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Знать жанры музыки: реквием, сюита. Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия. | Рисунки к опере «Садко» |
4 13 | Первое путешествие в музыкальный театр. «Опера». «Оперная мозаика» «Опера-былина» Садко». «Звучащие картины». «Поклон, Вам, гости именитые…» | 1 | -Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков | 48-57 | Знать/понимать: особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д. Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. | Выучить названия певческих голосов |
5 14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. «Балетная мозаика» Балетная сказка Щелкунчик». | 1 | -Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский. -Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. | 58-63 | Знать/понимать: имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику. Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. | Выучить полюбившиеся песни из к/ф, радио телепередач. |
6 15 | Музыка в театре, кино, на телевидении. | 1 | -Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский. -Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский. | 64-67 | Знать/понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении. Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | Рисунки «Бременские музыканты» и др. |
7 16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | 1 | -Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер. -Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского | 68-71 | Знать/понимать: особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью. Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. | Спеть дома родным полюбившиеся мелодии из мюзикла. |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Музыкальный материал | Стр. учебника | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание |
1 17 | Мир композитора. Обобщение по теме 1 полугодия «Музыка и литература». | 1 | Обобщение жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы.. | 72-77 | Знать/понимать: взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы. | Слушать музыку зимы. |
2 18 | Что роднит музыку с изобразительным искусством. | 1 | -Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. -Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов | 76-80 | Знать/понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки. Уметь: вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры. | Повтор песни «Северная широта». |
3 19 | Небесное и земное в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь» «Любить молиться, петь. Святое назначенье». | 1 | -«Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский -«Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов -«Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно -«Ave Maria» Дж. Каччини -«Ave Maria» Ф. Шуберт | 80-89 | Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие. Уметь: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция. | Подбор слов синонимов для эмоционального выражения музыки «Аве Мария» и картины «Сикстинская мадонна». |
4 20 | Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский». «За отчий дом, за русский край». | 2 | -Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев: -«Песня об Александре Невском» -хор «Вставайте, люди русские» | 90-93 | Знать/понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки – кантата. Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу. | «Давай за» 1 куплет наизусть. Определение «кантата» наизусть. |
5 21 | Звать через прошлое к настоящему. «Ледовое побоище» «После побоища» | -Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев: «Ледовое побоище» «Мертвое поле» -«Въезд Александра во Псков» | 94-97 | «Давай за» 2 куплет наизусть |
6 22 | Музыкальная живопись и живописная музыка. «Ты раскрой мне природа объятья» «Мои помыслы-краски, мои краски-напевы…» | 2 | -Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли). -Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева | 98-103 | Знать/понимать: выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество. Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики. | Сочинить мелодию на четверостишие Городецкого «Звоны, стоны, перезвоны». |
7 23 | Музыкальная живопись и живописная музыка. «И это все- весенних дней приметы | | -«Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова -«Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт. | 104-107 | Знать жанр инструментальный квинтет |
8 24 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. «Весть святого торжества». «Древний храм золотой вершиной блещет ярко». | 1 | -Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов. -Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. -Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов. -Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. | 108-111 | Знать/понимать: Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям. Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. | Рисунки русских народных инструментов. |
9 25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве». «Звуки скрипки так дивно звучали…». «Неукротимый духом своим он побеждал зло». | 1 | -Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации). -Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов. -Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский. -«Скрипка Паганини» В. Мигуля. | 112-117 | Знать/понимать: Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей. Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки; | Знать имена Амати, Гванери, Страдивари. Устное сообщение «Симфония». |
10 26 | Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира». | 1 | -Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. -«Музыкант» Б. Окуджава | 118-121 | Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы. | Знать имена дирижеров мира. |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Музыкальный материал | Стр. учебника | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание |
1 27 | Образы борьбы и победы в искусстве. «О, душа моя ныне-Бетховен с тобой!». «Земли решается судьба - оркестр Бетховена играет». | 1 | Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка. Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен. | 122-125 | Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Сущность музыкального исполнительства как искусства интерпретации. Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности. | Слушать музыку весны, рисунки на весеннюю тему. |
2 28 | Застывшая музыка. «Храм, как корабль огромный, несется в пучине веков». «Содружество муз в храме». | 1 | -Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах -Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах -«Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский -«Богородице Дево, радуся» С. Рахманинов | 126-131 | Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония. Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | Знать понятия хор и а капелла. |
3 29 | Полифония в музыке и живописи. «В музыке Баха слышатся мелодии космоса» | 1 | -И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор), Аве Мария. -М.К. Чюрленис. Фуга. | 132-133 | Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка. Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | Знать понятия: полифония, фуга, органная музыка. |
4 30 | Музыка на мольберте. «Я полечу в далекие миры, край вечной красоты" «Вселенная представляется мне большой симфонией». | 1 | -М.К. Чюрленис. Фуга. -М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор, -М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море». | 134-141 | Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу. | Рассказ дома об услышанном на уроке. |
5 31 | Импрессионизм в музыке и живописи. «Музыка ближе всего к природе». «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе». | 1 | -«Детский уголок» К.Дебюсси -«Диалог ветра с морем» К.Дебюсси -«Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков | 142-146 | Знать/понимать: особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке. | Выучить, что такое импрессионизм, джаз. подобрать стихи о войне и мире. |
6 32 | О подвиге, о доблести и славе. «О тех, кто уже не придет никогда-помните!». «Звучащие картины». | 1 | -«Помните» -«Наши дети» «Реквием» стихи Р. Рождественского. | 146-149 | Знать/понимать: установление взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема. Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | Устное сообщение «С.С. Прокофьев», «М.П.Мусоргский» |
7 33 | В каждой мимолетности вижу я миры. «Прокофьев» «Музыка и молодость в расцвете..» «Музыкальная живопись Мусоргского» | 1 | -С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10) -М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: - «Избушка на курьих ножках», -«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации) рисунки В.Гартмана. | 150-153 | Знать/понимать: своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского. Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки. | Подготовиться к музыкальной викторине. |
8 34 | Мир композитора. Обобщение по темам года. | 1 | Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Слушание и исполнение произведений по желанию детей. | 154-155 | Знать/понимать: о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Уметь: владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. | Повторять вокальный репертуар года |