СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Календарно-тематическое планирование. Музыка. 5 класс ФГОС ООО"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование. Предмет: Музыка. 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«"Календарно-тематическое планирование. Музыка. 5 класс ФГОС ООО"»

Календарно-тематическое планирование. Предмет: Музыка. 5 класс.


п/п

Дата

Тема урока

Содержание курса

Планируемые результаты

Примечание

Предметные

Личностные

Метапредметные


«Музыка и литература» (17ч.)

1


Что роднит му­зыку с литера­турой.

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация – язык композитора. Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.

М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок», Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»;

П.Чайковский. Симфония №4;

Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»

Получить первоначальные представления о роли музыки в жизни человека.

Выявлять связи музыки и литературы.

Понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них.


Формирование становления музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

К: Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

П: Научиться логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по

родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

Р: Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать,

контролировать и оценивать собственные учебные действия.




2


Вокальная музыка.


Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Жанры вокальной музыки – песня.

«Осень» П. Чайковский, сл. А. Плещеева; «Осень» Ц. Кюи, слова А. Плещеева; П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко» Знакомство с творчеством региональных композиторов.

Активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей.

Ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов

России (в том числе родного края)



Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.


К: Слушать собеседника и вести диалог;

П: Различать основные жанры народной и профессиональной музыки;

Р: Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру.


3


Песня.

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни). Народная песня, ее жанры и особенности.

Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний. Дуэт. Музыкальная форма. Русские народные песни:

«А мы просо сеяли»; «Бояре, а мы…»; «Уж ты, поле мое».

Активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей.

Называть основные жанры русских народ­ных песен;

Определять значение песни в жизни общества;


Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.


К: Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

П: Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества;

Р: Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру.


4


Романс.



Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.

«Горные вершины» А. Варламов, сл. М. Лермонтова. «Горные вершины» А. Рубинштейн, сл. М. Лермонтова.

Романсы в исполнении вокалистов

г. Челябинска.

Активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей.

Отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса, песни.

Ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края)

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.


К: Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

П: Научиться логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по

родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

Р: Осуществлять взаимный контроль


5-6


Фольклор в музыке русских композиторов.

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.

«Кикимора» Сказание для симфонического оркестра (фраг­менты) и «Колыбельная»А.Лядова Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита.

«Шехеразада» (фрагменты).

Н. Рим­ский-Корсаков.

Знакомство с творчеством региональных композиторов.

Ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов

России (в том числе родного края)

Уметь «слышать другого».


Умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

К: Участвовать в коллективном обсуждении,

принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;

П: Различать основные жанры народной и профессиональной музыки;

Р: Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру.


7


Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада, Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность.

«Вокализ»С. Рахманинов.

«Романс» из муз. иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.

«Баркарола» (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

«Песня венецианского гондольера» (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.

«Венецианская ночь» М. Глинка, сл. И. Козлова. «Баркарол» Ф. Шуберт, сл. Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева.

Активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей.

Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале.

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.


К: Слушать собеседника и вести диалог;

П: Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества;

Р: Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать,

контролировать и оценивать собственные учебные действия.



8


Вторая жизнь песни.

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент фи­нала). П. Чайковский. «Веснянка» укр. н.п. «Пер Гюнт» музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Народные истоки русской профессиональной музыке. Создание музыки в народном стиле. Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа. Н. Римский-Корсаков сцена «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».

Формировать представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве

народного и профессионального музыкального творчества.

Определять свя­зи между композитор­ским и народным музы­кальным искусством

Формирование становления музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

К: Участвовать в коллективном обсуждении,

принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;

П: Различать основные жанры народной и профессиональной музыки;

Р: Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру.



9


Обобщение музыкального материала по теме: «Музыка и литература».

Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта обучающихся на основе изученного музыкального материала.

Воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки и выражать своё отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Участвовать в подготовке и проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством.


П: Узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях.

Р: Планировать собственные действия в процессе восприятия исполнения музыкальных произведений.

К: Приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.


10


«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов. Программная симфония. Симфония-действо. Кантата.

«Перезвоны» по прочтении В. Шукшина. Симфония-дейст­во для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин

«Снег идет» из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, сл. Б.  Пастернака.

«Запевка» Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Формирование снов музыкальной культуры, художественного вкуса, интереса к музыкальному

искусству и музыкальной деятельности.

Знать значение коло­кольного звона в жизни человека. Выявлять родст­венные средства выра­зительности музыки и живописи.

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.


К: Слушать собеседника и вести диалог;

П: Адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность

содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;

Р: Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать

композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении.





11


Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Значимость музыки в творчестве писателей поэтов; Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Национальное своеобразии музыки в творчестве русских и западноевропейских композиторов. Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

(«Этюд №12»; «Прелюдия№7»;

«Прелюдия№20»; «Вальс №7») Ф.Шопена. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ((В.Моцарт – Ф.Шопен)

Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием

(«Откуда приятный и нежный тот звон» Хор из оперы «Волшебная флейта»;«Маленькая ночная серенада» (рондо); «Dona nobis pacem» канон,; «Реквием» (фрагменты).

Моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития

событий «музыкальной истории»

Находить и выделять необходимую информацию, главные идеи в текстовом материале.

Умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

К: Опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

П: Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества;

Р: Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия.




12


Первое путешествие в музы­кальный театр. Опера.

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет.

«Садко» Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия.

Знать понятия: опера, либ­ретто, увертюра, речи­татив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить при­меры к понятиям

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.


К: Участвовать в коллективном обсуждении,

принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;

П: Осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

Р: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.


13


Второе путешествие в музы­кальный театр. Балет.

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.

«Щелкунчик» Балет-феерия и

«Спящая красавица» Балет П. Чайковского (фрагменты).

Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия

интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия.

Знать понятия: балет, солист- танцор, кордебалет.

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.


К: Слушать собеседника и вести диалог;

П: Осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

Р: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.



14


Музыка в театре, кино, на телевидении

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм.

«Песня о Родине» из к/ф «Цирк» и «Песня о веселом ветре» из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевского.

Формирование снов музыкальной культуры, художественного вкуса, интереса к музыкальному

искусству и музыкальной деятельности.

Уметь определять зна­чение литературы и му­зыки в синтетических видах искусства. Уметь называть наибо­лее известные балеты и их композиторов.

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.


К: Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

П: Осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

Р: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.


15


Третье путешествие в музы­кальный театр. Мюзикл.

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.

«Кошки» Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

«Песенка о прекрасных веща» из мюзикла «Звуки музы­ки». Р. Роджерс, сл. О. Хаммерстайна, рус. текст М. Подберезского.

Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия

интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия.

Знать чем мюзикл отличает­ся от оперы.

Уметь называть наибо­лее известные мюзиклы и их композиторов.

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.


К: Слушать собеседника и вести диалог;

П: Осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

Р: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.



16


Мир композитора.

Литература обогащает искусство музыки. Нерасторжимая связь музыки со словом проявляется во всех видах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке, где использованы мелодии песен. Обобщение жизненно-музыкального опыта обучающихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства.

Формирование снов музыкальной культуры, художественного вкуса, интереса к музыкальному

искусству и музыкальной деятельности.


Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.


К: Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;

П: Научиться логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по

родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

Р: Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;


17


Обобщение музыкального материала по теме: «Музыка и литература».

Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта обучающихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства.

Научить применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности

на музыкальном материале.


Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.


П: Узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях.

Р: Планировать собственные действия в процессе восприятия исполнения музыкальных произведений.

К: Приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.


«Музыка и изобразительное искусство» 18 ч.


18/1


Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические) Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

«Песня о картинах» Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Формирование снов музыкальной культуры, художественного вкуса, интереса к музыкальному

искусству и музыкальной деятельности.

Выявлять связи и общие черты в сред­ствах выразительности музыки и изобразитель­ного искусства.

Применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности

К: Слушать собеседника и вести диалог;

П: Пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет);

Р: Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия.



19/2


«Небесное и земное» в звуках и красках.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист.

«Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский

«Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов

«Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно

«Ave Maria» Дж. Каччини

«Ave Maria» Ф. Шуберт

Понимать условность языка музыкального искусства.

Выявлять общие черты в художествен­ных и музыкальных об­разах.

Умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

К: Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;

П: Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества;

Р: Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать

композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении.



20/3


«Звать через прошлое к настоящему»

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст)

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев: «Песня об Александре Невском»; хор «Вставайте, люди русские»; «Ледовое побоище»;

«Мертвое поле»;

«Въезд Александра во Псков» Знакомство с творчеством региональных композиторов.

Моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»

Выявлять общие чер­ты в художественных

и музыкальных образах;

определять на слух основные части кантаты.

Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.

Формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

К: Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

П: Адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность

содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;

Р: Ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи.




21/4


Музыкальная живопись и живописная музыка.


Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого. Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

«Островок» С. Рахманинов, сл. К. Бальмонта (из П. Шел­ли).

«Весенние воды» С. Рахманинов, сл. Ф. Тютчева. Знакомство с творчеством региональных композиторов.

Понимать условность языка музыкального искусства.

Выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи;

Уметь оперировать терминами средств выра­зительности: мелодия, ритм, темп, динамика, лад.

Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям народа (Южного Урала)

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.


К: Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

П: Научиться логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по

родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

Р: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.




22/5


Живописная музыка Ф.Шуберта.

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок

«Форель». Ф. Шуберт. рус. текст В. Костомарова

«Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт.

Слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в

ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов.


Умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

К: Слушать собеседника и вести диалог;

П: Научиться логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по

родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

Р: Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении.




23/6


Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

«Прелюдия» соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

«Прелюдия» соль-диез минор для фортепиано. С. Рахмани­нов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахмани­нов.

«Фрески Софии Киевской» Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Понимать условность языка музыкального искусства.

Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека.

Формирование становления музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

К: Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;

П: Адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность

содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;

Р: Действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.


24/7


Портрет в му­зыке и изобразительном ис­кусстве.

|

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

«Каприс № 24» для скрипки соло. Н. Паганини (классиче­ские и современные интерпретации).

«Рапсодия на тему Паганини» (фрагменты). С.Рахманинов.

«Вариации на тему Паганини» (фрагменты). В. Лютославский.

«Скрипка Паганини» В. Мигуля.

Познакомить с историей соз­дания скрипки, ее мас­терами и выдающимися исполнителями.

Слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в

ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов и музыкантов.

Уметь сопоставлять скри­пичную музыку с живо­писью.


Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

К: Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание

композиционных функций музыкальной речи;

П: Адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность

содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;

Р: Ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи.



25/8


Волшебная палочка дирижера.

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

«Музыкант» Б. Окуджава.

Дирижёры Челябинского оперного театра.

Формирование снов музыкальной культуры, художественного вкуса, интереса к музыкальному

искусству и музыкальной деятельности.

Знать понятия: оркестр, ди­рижер; состав групп инстру­ментов оркестра. Уметь называть имена известных дирижёров.

Осознавать ценность музыкальной культуры Южного Урала.

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.


К: Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

П: Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества;

Р: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.


26/9


Образы борьбы и победы в искусстве.

Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.


Использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в

разных видах музыкальной деятельности.


Умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

К: Слушать собеседника и вести диалог;

П: Пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом

учебном информационном пространстве сети Интернет);

Р: Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать

композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении.


27/

10


Обобщение музыкального материала по теме: «Музыка и изобразительное искусство».

Обобщение представления обучающихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки.

Научить применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности

на музыкальном материале.


Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач.


П: Узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях.

Р: Планировать собственные действия в процессе восприятия исполнения музыкальных произведений.

К: Приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.


28/

11



Застывшая музыка.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

«Органная прелюдия «(соль минор) И.-С. Бах

«Ария альта» из мессы (си минор) И.-С. Бах

«Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский

«Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов

Слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в

ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

Знать отличия католической и православной музы­кальной культуры;

понятие а капелла.

Уметь сопоставлять му­зыку и памятники архи­тектуры.


Формирование становления музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

К: Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание

композиционных функций музыкальной речи;

П: Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества;

Р: Действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.



29/

12


Полифония в музыке и живописи.

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор)«Аве Мария»

М.К. Чюрленис. «Фуга»

Знать понятия: орган, поли­фония, фуга;

основные события из жизни и творчества И. С. Баха Формирование снов музыкальной культуры, художественного вкуса, интереса к музыкальному

искусству и музыкальной деятельности.



Уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность.


К: Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;

П: Научиться логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по

родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

Р: Действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.


30/

13


Музыка на мольберте.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

М.К. Чюрленис: «Фуга», «Прелюдия» (ми минор),

«Прелюдия» (ля минор), Симфоническая поэма «Море».

Активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей.

Выявлять связи и общие черты в средствах выразительности.

Умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

К: Слушать собеседника и вести диалог;

П: Описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;

Р: Ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи.





31/

14


Импрессионизм в музыке и живописи.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы.

«Детский уголок» и «Диалог ветра с морем» К.Дебюсси

«Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков

Формирование снов музыкальной культуры, художественного вкуса, интереса к музыкальному

искусству и музыкальной деятельности.

Знать понятия: импрес­сионизм, интерпрета­ция, джаз.


Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности

К: Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

П: Адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность

содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;

Р: Действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.


32/

15


«О подвигах,

о доблести,

о славе...»


Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.

Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений.

Реквием. «Реквием»

Д. Кабалевский: «Помните»,

«Наши дети».

«Реквием» ст. Р. Рождественского.

Скультурные памятники Южного Урала.

Активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей.

Знать понятие реквием.

Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор

Уважение к истории, культурным и историческим памятникам.

К: Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание

композиционных функций музыкальной речи;

П: Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества;

Р: Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать

композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении.


33/

16


«В каждой мимолетности вижу я миры...»

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

С. Прокофьев «Мимолетности»

(№ 1, 7, 10)

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:

«Избушка на курьих ножках»,

«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации) рисунки В.Гартмана.

Воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические

особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Познакомить с понятием интер­претация.

Уметь выявлять общие черты в средствах выра­зительности музыки и изобразительного искусства.

Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач.


К: Слушать собеседника и вести диалог;

П: Адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность

содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;

Р: Ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи.



34/

17


Мир композитора


Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства, литературы и музыки. Их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Слушание и исполнение произведений по желанию детей.

Знакомство с творчеством региональных композиторов.


Научить применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности

на музыкальном материале.

Ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов

России (в том числе родного края)



Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.


К: Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание

композиционных функций музыкальной речи;

П: Научиться логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по

родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

Р: Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;


35/

18


С веком наравне.

Обобщение музыкального материала по теме: «Музыка и изобразительное искусство».

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, которые они приобрели, знакомясь с темами года.

Знать, что роднит му­зыку, литературу и изоб­разительное искусство.

Уметь выявлять общие черты в средствах выра­зительности этих трех искусств.

Обобщить получен

ые УУД на уроках музыки


Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности

П: Узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях.

Р: Планировать собственные действия в процессе восприятия исполнения музыкальных произведений.

К: Приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!