СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке указаны темы разделов и уроков. Рассчитано на 34 часа

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс»


Пояснительная записка


Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям

к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС.

Рабочая программа адресована учащимся 6 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю в течение 1 учебного года.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с; учебник включен в федеральный перечень.

Цель учебного предмета - обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также формирование способности использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий: структурно-логических (системный подход), информационно-коммуникационных (формы работы: работа с ЦОР и ЭОР; лекции с мультимедийным сопровождением; создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов; организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании; поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме; тренинги навыков с использованием компьютеров; контроль обученности средствами интерактивного тестирования); тренинговых, проектных, игровых, диалоговых, здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения являются уроки разных типов: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как уроки - лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги, защита проектов; экскурсии; уроки контроля; презентации и др.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий:

- мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации;

- использование разнообразных форм контроля (предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль): контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование (в том числе и компьютерное), диктант, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради). Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии;

- разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.


Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её

многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

•овладение научным подходом к решению различных задач;

•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции

устойчивого развития;

•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования.

Курс биологии в 6 классе имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Результаты освоения курса биологии

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника

Метапредметными результатами изучения курса «Биология 6 класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

– осознание роли жизни;

– рассмотрение биологических процессов в развитии;

– использование биологических знаний в быту;

– объяснять мир с точки зрения биологии.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результами

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 6 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю в течение 1 учебного года.
















Тематическое планирование


п/п

Название темы

Лабораторные работы

Количество часов

1

Наука о растениях - ботаника

1

5

2

Органы растений

4

12

3

Основные процессы жизнедеятельности растений

1

15

4

Многообразие и развитие растительного мира

1

19

5

Природные сообщества

-

6

6

Повторение материала, изученного за год


11


Итого


68



Содержание учебного предмета


Глава 1. Наука о растениях- ботаника.

Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.

Наука о расте6ниях – ботаника. Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы растений. Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Растение – живой организм (биосистема).

Клеточное строение растений. Правила работы с микроскопом .Строение клетки кожицы лука.

Особенности строение мякоти листа. Хлоропласты, хлорофилл .Поступлении веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост. Ткань. Виды тканей.

Лабораторная работа №1. Строение клетки кожицы лука.

Глава 2. Органы растений

Органы цветковых растений. Двудольные. Однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.

Особенности строения семян однодольных и двудольных растений.

Значение семян для растений как орган его размножения и распространения. Виды корней. Функции корня. Корневые системы. Ткани, образующие корень .Зоны корня. Побег – сложный орган. Строение побега: стебель. Лист, почки. Строение почки. Виды почек. Функции листа. Простые и сложные листья. Жилкование. Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Строение цветка. Соцветия. Функции плода. Виды плодов.

Лабораторная работа№2 Изучение семени фасоли.

Лабораторная работа №3 Строение корня проростка

Лабораторная работа №4 Строение вегетативных и генеративных почек.

Лабораторная работа №5 Внешнее строение корневища, клубня и луковицы.

Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений.

Основные процессы жизнедеятельности растений. Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты. Фосфор. Калий. Воздушное питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты. Значение дыхания. Размножение растений: половое и бесполое.

Лабораторная работа №6 Черенкование комнатных растений.

Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира.

Основные отделы царства растений. Основные признаки водорослей, мхов, папоротников. Голосеменные и покрытосеменные растения .Двудольные и однодольные растения.

Историческое развитие и многообразие растительного мира. Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира .Приспособления к условиям существования. Центры происхождения культурных растений.

Лабораторная работа №7 Изучение внешнего строения моховидных растений.

Глава 5. Природные сообщества.

Природное сообщество ( биогеоценоз), Экологическая система. Круговорот веществ и поток энергии. Строение природного сообщества. Условия обитания в природном сообществе. Причины смены растительных сообществ. Разнообразие природных сообществ.





КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного  ответа учащихся                                                                                              Отметка "5" ставится в случае: 
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. 
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. 
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.                                Отметка "2": 
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.                                                   Отметка "5" ставится, если ученик: 
1) правильно определил цель опыта; 
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 
6)  эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 
2. или было допущено два-три недочета; 
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 
4. или эксперимент проведен не полностью; 
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.  

 Отметка "3" ставится, если ученик: 
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.                                            Отметка "5" ставится, если ученик: 
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;             2) допустил не более одного недочета. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;     2. или не более двух недочетов. 
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 
1. не более двух грубых ошибок;      2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;      3. или не более двух-трех негрубых ошибок;  . или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";    

2. или если правильно выполнил менее половины работы. 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

- комплект таблиц по биологии;

1. Строение древесины и луба липы.

2.Растительная клетка и ее строение.

3. Развитие проростка со стержневой корневой системе . Развитие проростка с мочковатой корневой системой

4. Корневая система и условия обитания.

5. Внешнее и внутреннее строение корня

6. Видоизменение корней. Корнеплоды.

7Увеличительные приборы.

8 Листорасположение.

9Покровная ткань листа.

10. Листопад.

11 Почки, их строение,

12 Внутреннее строение стебля липы.

13. Развитие побега из почки.

14Разнообразие побегов.

15. Внешнее строение стебля липы.

16Строение древесины и луба липы.

17. Видоизмененные побеги.

18. Классификация покрытосеменных растений.

19Жизненные формы растений.

20. Семейство Крестоцветные.

21 Семейство Злаковые.

22. Семейство Пасленовые.

23 Семейство Бобовые.

24. Семейство Лилейные.

25Семейство Злаковые.

26. Мох сфагнум.

27Бактерии.

28. Папоротник щитовник мужской,

29Видоизмененные побеги.

30. Сосна обыкновенная.

31Выделение кислорода в процессе фотосинтеза.

32. Схема развития покрытосеменных растений.

33Внешнее строение листа.

34. Шлюпочные трибы.

35 Грибы- паразиты.

36. Хвощи и плауны.

37 Одноклеточная зеленая водоросль. Хламидомонада.

38. Многоклеточная зеленая водоросль. Улотрикс.

- комплект для организации контрольных работ (карточки);

- раздаточный материал (карточки для самостоятельных работ, тесты);

- разработки для проведения практических работ.



Техническая поддержка: мультимедийный проектор, компьютер с программой для создания презентаций по изучаемому материалу.

Литература для учащихся:

1) Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304с 6 ил.;

2) Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР): Кн.1.- М.: Агропромиздат, 1989. - 383с: ил.;

3) Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с;

4) Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. - Мн.: Валев, 1995. - 528с; ил.;

5) Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 1994. - с 92-684;

6) Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 1994. - 218с;

7) Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М., 1997. - 350с;

8) Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - М.: Колос, 1992. - 350с;

9) Красная книга Рязанской области.

Литература для учителя:



1). А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. - М.: Дрофа, 2006. 96с;

2).Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;

3). Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, жи¬вотные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с: 6 ил. - (Дидактические материалы);

4). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с;



Список использованной литературы



1. Стандарт среднего общего образования по биологии

2. Положение о рабочей программе, разработанное для учителей МБОУ «Ухоловская СОШ»

3. И.Н.Пономарева, О. А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005;

4. Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2012.

5. Рабочие программы по биологии 6-11 классы; М.глобус. 2008г.



6. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. «Методика обучения биологии»;

7. Министерство образования Российской Федерации, «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии». М. Дрофа. 2001г.

8.Министерство образования Российской Федерации Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. М. Дрофа. 2000г.

Тема урока.


Тип урока.

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Учебно- наглядное и лабораторное оборудование

Электронно образовате

льные ресурсы

Д/З

Дата проведения


1 Наука о растениях – ботаника – 5 часов

1

Внешнее строение и общая характеристика растений.

Изучение нового

материала

Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.


Наука о растениях – ботаника. Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы растений: деревья. Кустарники, травы


Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений


Семенные и споровые растения. Растение – живой организм (биосистема).

Уметь:

Называть основные царства живой природы, выделять в структуре определения ключевые слова, признаки.

Уметь проводить наблюдения, сезонными изменениями в природе

Живые растения

Компьютерная презентация ( далее КП)

§1


2

Многообразие жизненных форм растений.

комбинированный

Жизненная форма растения, деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники травы

Знать: жизненные формы растений, группы растений по продолжительности жизни.

таблица

КП

§2


3

Клеточное строение растений.

Свойства растительной клетки.

Лабораторная работа №1. Строение клетки кожицы лука.

комбинированный

Правила работы с микроскопом.


Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро.


Особенности строение мякоти листа. Хлоропласты, хлорофилл.


Поступлении веществ в клетку, движение цитоплазмы


Деление и рост.

Знать: устройство увеличительных приборов. Микроскоп. Лупа. Пользование увеличительными приборами. Техника безопасности при работе с микропрепаратами, микроскопом клетка - основная структурная единица организма растения. Оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль.


Уметь: Настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить нужные части клетки на микропрепарате, зарисовывать увиденное под микроскопом

Микроскопы, микролаборатория

ФЦИОР

§3


4

Ткани растений.


комбинированный

Ткань. Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные.


Функции основных видов тканей

Знать: Строение тканей, виды: образовательные покровные, основные, проводящие, механические.

Уметь:

Распознавать и описывать строение и функции тканей растений.

Давать определение термину ткань.

Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани.


таблицы

КП

§4


5

Закрепление темы: «Царство Растения»






Выполнить тесты


2 Органы растений – 12 часов

1-2

Семя, его строение и значение. Лабораторная работа №2

Изучение строения семени фасоли.

комбинированный

Двудольные. Однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.


Особенности строения семян однодольных и двудольных растений.


Значение семян для растений как орган его размножения и распространения.

Знать:

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение однодольных и двудольных семян.

Зародыш семени.

Уметь:

Назвать значение семян.

Давать определение терминам двудольные и однодольные растения

Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений.

Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка.

Сравнивать по определенным критериям семена двудольных и однодольных растений.

Таблицы

Лупы ручные, препаровальные иглы

ФЦИОР

§5


3

Условия прорастания семян.

комбинированный

Влага, кислород, температура , наличие полноценного зародыша- главные условия прорастания семян

Знать условия прорастания семян, агротехнику посева семян

таблицы

КП

§6


4

Корень его строение и значение

Лабораторная работа №3

Строение корня проростка

комбинированный

Виды корней: главный, боковой, придаточные. Функции корня. Корневые системы.


Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая.


Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания, зона проведения.

Знать:

Корень. Внешнее строение корня. Виды корневой системы. Строение корня как органа вегетативного размножения.

Знать:

Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня- апекс и корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски.

Уметь:

Распознавать и описывать:

- виды корней,

- зоны корня,.

Устанавливать соответствие

Между видоизменениями корня и его функциями

Сравнить по заданным критериям типы корневых систем.

Различать корневые системы однодольных и двудольных растений

Таблицы,

Влажный препарат корней бобовых

Лупы ручные, препаровальные иглы

ФЦИОР

§7


5

Побег его строение и значение.



Лабораторная работа №4 Строение

Вегетативных и генеративных почек.

комбинированный

Побег – сложный орган. Строение побега: стебель. Лист, почки.


Строение почки.


Виды почек: пазушные, верхушечные,; генеративные и вегетативные.

Знать:

Строение и значение побегов у растений Ветвление. Годичный побег. Побеги: вегетативные, генеративные, подземные, укороченные, удлиненные. Видоизменения. Побеги в зимнем состоянии.

Уметь:

Распознавать и описывать на живых объектах строение:

- побега;

- почки.

Доказывать, что почка – видоизмененный побег.

Отличать вегетативную почку от генеративной почки.

Таблицы





Лупы ручные, препаровальные иглы,

Пинцет, скальпель.

КП

§8


6

Лист, его строение и значение

комбинированный

Функции листа. Простые и сложные.


Жилкование.


Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц). Столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна).


Видоизменения листьев – приспособления к условиям жизни.

Знать:

Покровная ткань листа, мякоть. Видоизменения листа

Уметь: Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа. Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев. Узнавать по немому рисунку ткани структурные компоненты клеточного строения листа. Доказывать, что строение листа связано с местом обитания растения

таблицы

ЭОР

Кирил и Мефодий

§9


7

Стебель его строение и значение

Лабораторная работа №5 Внешнее строение корневища клубня и луковицы.

комбинированный

Функции стебля. Рост стебля в толщину.


Внешнее строение стебля.


Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина.


Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань.

Знать:

Побеги вегетативные, генеративные, подземные, укороченные, удлиненные.

Уметь: Называть функции стебля.

Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля. Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию.

Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения. Уметь: Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги.

Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов

Доказывать, что корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.

Таблицы

Лупы ручные, препаровальные иглы

Клубни картофеля, луковицы лука репчатого.

Гербарий корневищного растения.

ЭОР

Кирил и Мефодий

§10


8

Цветок его строение и значение

комбинированный

Строение цветка, околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.


Соцветия.


Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическое значение соцветий. Функции цветка. Опыление.

Знать:

Цветок. Значение, строение. Околоцветник. Чашечка. Венчик. Мужские и женские части цветков. Тычинки, пестики. Околоцветник простой и двойной. Тычиночная нить. Пыльник. Рыльце. Столбик. Завязь. Семязачаток. Растения однодомные и двудомные.

Соцветие. Виды соцветий. Биологическое значение соцветий.

Распознавать и описывать по рисункам:

- строение цветка ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений;

Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей.

Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка.

Сравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений

таблицы

ЭОР

Кирил и Мефодий

§11


9

Плод. Разнообразие и значение плодов.

комбинированный

Функции плода.


Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.


Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных.

Знать:

Околоплодник. Плоды простые и сборные, сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Ягода, костянка, орех, зерновка, семянка, боб, стручок, коробочка.

Соплодие.

Уметь:

Давать определение термину покрытосемянные.

Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов.

Приводить примеры растений с различными типами плодов.

Выделять приспособления для распространения плодов.

таблицы

ЭОР

Кирил и Мефодий

§12


10

Закрепление темы: «Органы растений»

Урок закрепления и обобщения





Выполнить задания в рабочей тетради


11

Контроль знаний по темам: «Царство Растения. Органы растений.»

Урок контроля и оценки знаний



тесты




12

Подведение итогов 1 четверти








3. Основные процессы жизнедеятельности растений – 15 часов

1-2

Минеральное питание растений и значение воды.

комбинированный

Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты: рост листьев и стеблей.


Фосфор: ускоренное созревание плодов, холодостойкость.


Калий: рост подземных побегов, холодостойкость.

Знать:

Минеральное питание. Корневое давление. Почва. Плодородие. Удобрение.

Уметь:

Описывать механизм почвенного питания.

Объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растений.

Объяснять влияние удобрений на раст


ФЦИОР

§13


3-4

Воздушное питание растений- фотосинтез

комбинированный

Воздушное питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты.

Знать:

Фотосинтез. Типы Питания растений.

Уметь: Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ.

Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ.

Объяснять космическую роль зеленых растений.

таблицы

ФЦИОР

§14


5-6

Дыхание и обмен веществ у растений

комбинированный

Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями.


Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Знать:

Дыхание. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Уметь: Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений.

Выделять приспособления растений для дыхания.

Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания.


ЭОР

Кирил и Мефодий

§15


7-8

Размножение и оплодотворение у растений и его использование человеком.

комбинированный

Размножение растений: половое и бесполое. Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения.

Знать:

Размножение. Половое, бесполое, вегетативное размножение. Гамета. Сперматозоид. Спермий. Яйцеклетка. Зигота.

Уметь:

Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений.

Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножения.

Отличать оплодотворение от опыления

таблицы

ЭОР

Кирил и Мефодий

§16


9-10

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.

Лабораторная работа №6 Черенкование комнатных растений

комбинированный

Вегетативное размножение. Его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения.

Вегетативноеразмножение. Черенок, отпрыск, отводок. Половое размножение. Пыльцевое зерно. Зародышевый мешок. Пыльцевая трубка. Пыльцевход. Центральная клетка. Двойное оплодотворение.

Уметь:

Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно и половым путем.Называть способы вегетативного размножения.

Распознавать и описывать способы вегетативного размножения, полового.

Наблюдать за развитием растения при вегетативном размножении.

Три склянки с водой, скальпель, комнатные растения.

Диск приложение к микролабораториям

§17


11-12

Рост и развитие растений

комбинированный

Процессы жизнедеятельности растений, взаимосвязь органов растения

Знать процессы происходящие в органах растений



КП

§18


13

Закрепление изученного материала

комбинированный







14

Контрольная работа №2 по теме: «Процессы жизнедеятельности растений»








15

Подведение итогов 2 четверти








4.Многообразие и развитие растительного мира – 19 часов

1

Систематика растений, её значение для ботаники

Изучение нового

материала

Понятие о систематике растений

Знать:

Систематика растений. Вид. Род. Семейство. Порядок. Класс. Отдел. Царство. Сорт.

Признаки растений класса двудольных и однодольных.

Уметь:

Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.


КП

§19


2

Водоросли, их разнообразие и значение в природе

комбинированный

Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды.


Зеленые, бурые, красные водоросли.


Места обитания и распространение. Значение водорослей в природе и в жизни человека

Знать:

Водоросли. Хроматофор. Ризоиды. Хламидомонада. Хлорелла. Ламинария.

Уметь:

Давать определение термину низшие растения.

Распознавать водоросли различных отделов.

Распознавать и описывать внешнее строение водорослей.

Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека.

Сравнивать по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли.



таблицы

ФЦИОР

§20


3

Отдел Моховидные

Общая характеристика и значение

Лабораторная работа №7 Изучение внешнего строения моховидных растений

комбинированный

Основные признаки мхов. Споровые высшие растения. Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу.


Листостебельные мхи: кукушкин лен и сфагнум (на выбор).

Мох. Спора. Высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка.

Уметь:

Давать определение термину высшие растения.

Распознавать и описывать:

- строение мхов,

- растения отдела Мохообразные.

Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Объяснять происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей.


Таблицы


Лупы ручные, препаровальные иглы

Кукушкин лен, сфагнум ( гербарий)

ЭОР

Кирил и Мефодий

§21


4-5

Плауны, хвощи, папоротники.

Их общая характеристика.

комбинированный

Основные признаки папоротников. Многообразие папоротников.

Знать:

Вайи. Корневище. Спорангии. Плаун. Хвощ. Папоротник

Уметь:

Давать определение термину высшие растения. Распознавать и описывать:

- строение папоротников;

- растения отдела

таблицы

ЭОР

Кирил и Мефодий

§22


6-7

Отдел голосеменные.

Общая характеристика и значение

комбинированный

Голосеменные растения. Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы. Значение голосеменных растений. Разнообразие голосеменных: хвойные растения (сосна, ель).

Знать:

Голосеменные. Семя. Хвойные. Женская шишка. Мужская шишка.

Уметь:

Давать определение термину голосеменные растения.

Распознавать растения отдела Голосеменные растения.

Описывать процесс размножение сосны.Распознавать и описывать строение хвои и шишек наиболее представителей голосеменных.

Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги.

таблицы

ФЦИОР

§23


8-9

Отдел Покрытосеменные.

Общая характеристика и значение

комбинированный

Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Жизненные формы.

Знать:

Покрытосеменные, или цветковые, растения. Плод, деревья, кустарники. Травы. Однолетние. Двулетние. Многолетние.

Уметь:Давать определение термину покрытосеменные растения.

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения.

Распознавать и описывать строение цветкового растения.

Сравнивать по заданным критериям, используя данные информационной таблицы:

таблицы

КП

§24


10-11

Семейства класса Двудольные

комбинированный

Признаки класса Двудольные.


Значение растений основных семейств класса . Двудольные


Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово - ягодные, масличные, кормовые культуры. Лекарственные растения.

Уметь:

Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.


таблицы

КП

§25


12-13

Семейства класса Однодольные

комбинированный

Признаки строения растений семейств Злаки и Лилейные( класс однодольные)


Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные.


Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры. Лекарственные и декоративные растения

Уметь:

Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.


таблицы

КП

§26


14-15

Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений.

Изучение нового

материала

Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира.

Знать: Усложнение растений и его связь с изменяющимися условиями среды обитания. Палеонтология. Уметь: Узнавать и различать растения различных экологических групп.Приводить примеры усложнения растений в процессе эволюции


КП

§27


16-17

Дары старого и нового света.

Обобщение по теме: Многообразие и развитие растительного мира.

комбинированный

Приспособления к условиям существования.


Дикорастущие и культурные растения.


Многообразие и происхождение культурных растений.


Центры происхождения культурных растений.



КП

§28-29


18

Контрольная работа №3 по теме: «Многообразие и развитие растительного мира»








19

Подведение итогов 3 четверти.








5. Природные сообщества – 6 часов + 11 часов повторение материала за год

1-2

Понятие о природном сообществе – биогео ценозе и экосистеме.

комбинированный

Фитоценоз.


Естественные природные сообщества: лес, степь.


Роль растений в круговороте веществ.

Знать: Растительные сообщества. Типы растительных сообществ. Растительность Типы растительности. Ярусность. Смена сообществ. Паразитизм.



ЭОР

Кирил и Мефодий

§30


3-4

Совместная жизнь организмов в природном сообществе

комбинированный

Взаимоотношения в природном сообществе.

Объяснять взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах.

Уметь обосновывать влияние деятельности человека на сообщества


ЭОР

Кирил и Мефодий

§31


5

Смена природных сообществ и её причины.

комбинированный

Смена сообществ.

Экологическая сукцессия

Знать причины смены растительных сособществ


КП

§32


6

Заключительный урок за курс 6 класса.

Летнее задание.








7-16

Повторение материала, изученного за год








17

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!