СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по биологии для 9 класса по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ», Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089, с учетом программы для общеобразовательных учреждений по биологии, разработанной Г.М.Пальдяевой - Биология 5-9 классы: учебно-методическое пособие - М.: Дрофа, 2012г., Федерального перечня учебников, утвержденный МО РФ от 31 марта 2014 г. № 253, Основной образовательной программы МОБУ СОШ д. Савалеево, утвержденной приказом № 79/3 от 30.08.2013 г, Учебного плана на 2015-2016 учебный год. Реализуется в учебнике В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов «Биология. Введение в общую биологию», 9 класс., -М.:«Дрофа», 2014 г.

Предмет биология входит в образовательную область естествознание.

Срок реализации программы 2015-2016 учебный год.


Общая характеристика учебного предмета

Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам  высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

В 9 классе учащиеся  обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на  биоцентрическом мышлении, и способной творчески их  использовать  в  соответствии с  законами  природы и общечеловеческими нравственны ми ценностями. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического,  физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение этой красоты тесно связанно с деятельностью человека. Они должны знать, что человек-часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и следующих поколений  людей. Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать  на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Описание места учебного предмета

Согласно действующему Базисному учебному плану МОБУ СОШ д. Савалеево рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (всего 68 часов в год).

Содержание тем учебного предмета

Раздел

Название темы

Количество часов


Введение

4

1

Молекулярный уровень

10

2

Клеточный уровень

14

3

Организменный уровень

14

4

Популяционно-видовой уровень

15

5

Экосистемный уровень

6

6

Биосферный уровень

11



Введение (4 часа)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные пред­ставления о сущности жизни. Значение биологиче­ской науки в деятельности человека.

Глава 1. Молекулярный уровень(10 часов)

Качественный скачок от неживой к живой при­роде. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Ка­тализаторы. Вирусы.

Глава 2. Клеточный уровень (14 часов)

Основные положения клеточной теории. Клет­ка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические воз­можности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрации: модели клетки, микропрепараты митоза в клетках корешков лука, моде­ли-аппликации, иллюстрирующие деление кле­ток, расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторная работа №1 по теме: Строение клетки разных царств.

Глава 3. Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономернос­ти передачи наследственной информации. Генети­ческая непрерывность жизни. Закономерности из­менчивости.

Лабораторная работа № 2 по теме: Выявление изменчивости организмов.

Практическая работа №1 по теме: Решение задач на моногибридное скрещивание.

Практическая работа №2 по теме: решение задач на дигибридное скрещивание.

Практическая работа №3 по теме: Решение задач на наследование признаков, сцепленное с полом.

Глава 4. Популяционно-видовой уровень (15 часов)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрации: гербарии, коллекции, модели, муляжи, живых растений и животных.

Лабораторная работа №3 по теме: Изучение морфологического критерия вида.

Глава 5. Экосистемный уровень (6 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимо­связь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологи­ческая сукцессия.

Демонстрация: коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моде­ли экосистем

Экскурсия в биогеоценоз.

Глава6. Биосферный уровень (11 часов)

Биосфера и ее структура, свойства, закономер­ности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрации: модели-аппликации «Биосфера и человек»

Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать/понимать

основные положения биологических теорий (клеточная; эволюци­онная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций.

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззре­ния; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние ал­коголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений раз­вития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устой­чивости и смены экосистем; необходимость сохранения многооб­разия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элемен­тарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источни­ки мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные из­менения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой приро­ды по химическому составу, зародыши человека и других млекопи­тающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местнос­ти), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические про­блемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных ис­точниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных из­даниях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и кри­тически ее оценивать;

аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в защите окружающей среды и сохранении собственного здоровья) для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других за­болеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)



















Тематическое планирование

№ уро-ка

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

Дата по факту

примечание


Введение (4 часа)

1

Инструктаж по ТБ. Введение.

1

03.09



2

Биология-наука о живой природе.

1

08.09



3

Методы исследования в биологии.

1

10.09



4

Сущность жизни и свойства живого.

1

15.09




Глава 1. Молекулярный уровень (10 часов)


5

Молекулярный уровень: общая характеристика.

1

17.09


Многообразие живого мира РБ.

6

Углеводы.

1

22.09



7

Липиды.

1

29.09



8

Состав и строение белков.

1

01.10



9

Функции белков.

1

06.10



10

Нуклеиновые кислоты.

1

08.10



11

АТФ и другие органические соединения клетки.

1

13.10



12

Биологические катализаторы.

1

15.10



13

Вирусы.

1

20.10



14

Контрольная работа по теме: Молекулярный уровень.

1

22.10




Глава 2. Клеточный уровень ( 14 часов)


15

Клеточный уровень: общая характеристика.

1

27.10



16

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1

29.10



17

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

1

05.11



18

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы.

1

10.11



19

Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1

12.11



20

Особенности строения клеток эукариот и прокариот.

1

17.11



21

Инструктаж по ТБ. ЛР №1 по теме: Строение клетки разных царств.

1

19.11



22

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

24.11



23

Энергетический обмен в клетке.

1

26.11



24

Фотосинтез и хемосинтез.

1

01.12



25

Автотрофы и гетеротрофы.

1

03.12



26

Синтез белков в клетке.

1

08.12



27

Деление клетки. Митоз.

1

10.12



28

Контрольная работа по теме: Клеточный уровень.

1

15.12




Глава 3. Организменный уровень (15 часов)

29

Размножение организмов.

1

17.12



30

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

1


22.12



31

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1

24.12



32

Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание.

1

29.12



33

Инструктаж по ТБ. ПР №1 по теме: Решение задач на моногибридное скрещивание.

1

14.01



34

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

1

19.01



35

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1

21.01



36

Инструктаж по ТБ. ПР №2 по теме: решение задач на дигибридное скрещивание.

1

26.01



37

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

28.01



38

Инструктаж по ТБ. ПР №3 по теме: Решение задач на наследование признаков, сцепленное с полом.

1

02.02



39

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.

1

04.02



40

Инструктаж по ТБ. ЛР № 2 по теме: Выявление изменчивости организмов.

1

09.02


41

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.

1

11.02



42

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

16.02



43

Контрольная работа по теме: Организменный уровень.

1

18.02




Глава 4. Популяционно - видовой уровень (8 часов)

44

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика.

1

25.02



45

Инструктаж по ТБ. ЛР №3 по теме: Изучение морфологического критерия вида.

1

01.03



46

Экологические факторы и условия среды.

1

03.03



47

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений.

1

10.03



48

Популяция как элементарная единица эволюции.

1

15.03



49

Борьба за существование и естественный отбор.

1

17.03



50

Видообразование.

1

22.03



51

Макроэволюция.

1

24.03




Глава 5. Экосистемный уровень (6 часов)

52

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

1

05.04



53

Состав и структура сообщества.

1

07.04



54

Межвидовые отношения организмов в экосистеме.

1

12.04



55

Потоки веществ и энергии в экосистеме.

1

14.04



56

Саморазвитие экосистемы.

1

19.04



57

Контрольная работа по теме: Популяционно- видовой уровень. Экосистемный уровень.

1

21.04




Глава 6. Биосферный уровень (11 часов)

58

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов.

1

26.04



59

Круговорот веществ в биосфере.

1

28.04



60

Эволюция биосферы.

1

03.05



61

Гипотезы возникновения жизни.

1

05.05



62

Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы.

1

10.05



63

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни.

1

12.05



64

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

1

17.05



65

Антропогенное воздействие на биосферу.

1

19.05



66

Контрольная работа по теме: Биосферный уровень.

1

24.05



67

Основы рационального природопользования.

1




68

Эволюция биосферы.

1














































































Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для проведения уроков биологии имеется кабинет биологии.

Оснащение процесса обучения биологии обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

Нормативные документы: Примерная программа основного общего образования по биологии, Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по биологии, стандарт основного общего образования, Федеральный государственный стандарт основного общего образования (проект).

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии.

Учебник по биологии для 9 класса.

Учебные пособия: рабочая тетрадь, дидактические материалы, сборники контрольных работ по биологии для 9 класса.

Научная, научно-популярная, историческая литература.

Справочные пособия (словари, сборники основных формул, энциклопедии, справочники по биологии).

Методические пособия для учителя.

2 Печатные пособия:

·        Таблицы

Портреты для кабинета биологии

Вещества растений. Клеточное строение.

Растение живой организм.

Растение и окружающая среда.

Химия клетки

 

3 Информационные средства:

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.

Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых  тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

Инструментальная среда по биологии.

4 Технические средства обучения:

Персональный компьютер - рабочее место учителя

Экран

проектор

Столик для проектора

Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования

Стенды

5 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Доска

Лупа

Микроскоп учебный

Спиртовка лабораторная

Термометр лабораторный

Капельница с пипеткой

Ложка для сжигания вещества

Мензурка

Палочка стеклянная

Пробирка стеклянная

Стекло покровное

Стекло предметное

Фильтровальная бумага

Цилиндр мерный с носиком

Чашка Петри

Штатив для пробирок

Штатив универсальный

·        Модели

Молекулы белка

Структуры ДНК»

·        Набор микропрепаратов

по общей биологии

·        Модель – аппликации

 Генетика групп крови

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Биогенный круговорот углерода

Биогенный круговорот азота в природе

Растительные ткани

Симбиотическое теория образования эукариот

Генеалогический метод антропогенетики

Биосинтез белка

Роль ядра в регуляции развития организма

Взаимодействие природных сообществах

Неполное доминирование

Размножение одноклеточных водорослей

Деление клетки митоз



Литература:

1. Рабочая программа по биологии 5-9 классы: учебно-методическое пособие, составитель Г.М. Пальдяева, М.: Дрофа-2012г.

2. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.:«Дрофа», 2012 г.

3. И.Ю. Павлов, Д.В. Вахненко, Д.В. Москвичев- Биология. Пособие-репетитор.- Ростов н/Д.: Феникс,2014-598 с.

  1. А.А. Кириленко.ЕГЭ.Биология. Сборник задач по генетике.

  2. Тесты по биологии. ФИПИ. ЕГЭ-2015. Биология. М.: Интеллект-Центр.


Интернет-материалы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология)

  1. Биология (анатомия и физиология человека). «Просвещение»

  2. Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».

  3. Биология 9-11 классы. Дидактический и раздаточный материал.





 





13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!