СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии. 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование предназначено для учителей, работающих по учебнику В.И. Лапшиной, Д.И. Рокотовой. 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии. 6 класс»

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Сроки

Предметные

Метапредметные

(УУД)

Личностные

план

факт


Введение – 2 часа



1

Повторение.

Выполняют разноуровневые задания, в которых проверяются знания терминологии изученного материала разделов: «Человек изучает живую природу» и «По ступеням «лестницы жизни»».

Закрепляют ранее полученные знания за курс 5 класса и ликвидируют пробелы в знаниях.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания необходимости повторения для закрепления знаний.



2

Повторение.

Выполняют разноуровневые задания, в которых проверяются знания терминологии изученного материала разделов: «Жизнь на Земле – явление космическое» и «Человек и разнообразие жизни на Земле».

Закрепляют ранее полученные знания за курс 5 класса и ликвидируют пробелы в знаниях

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания необходимости повторения для закрепления знаний.



Общая характеристика живых организмов – 9 часов



3

Чем живое отличается от неживого.

Определяют понятия: обмен веществ и преобразование энергии, рост, развитие, размножение, раздражимость. Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого и неживого.

Выполняют практическую работу «Признаки живых организмов».

Должны знать определения понятий: обмен веществ и преобразование энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, раздражимость.

Должны знать признаки, свойственные всем живым организмам и сравнивать проявление свойств живого и неживого.

Познавательные: формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать речь других людей, умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Осознавать единство и целостность окружающего мира, постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение, начать формирование системного мышления школьников.



4

Химический состав живого организма – органические вещества.

Называют основные группы веществ, входящих в состав клетки.

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы.

Объясняют роль органических веществ в жизни живых организмов.

Выполняют лабораторную работу «Химический состав растительных организмов».

Научиться характеризовать химический состав клетки; различать понятия химический элемент и химическое вещество; классифицировать вещества, входящие в состав клетки; объяснять значение органических веществ в клетке; соотносить вещества с функциями, которые они выполняют в клетке.

Познавательные: давать определения понятий; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: работать в парах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания взаимосвязи объектов живой и неживой природы на основе знаний об их химическом составе; понимания важности органических веществ для нормальной жизнедеятельности клетки; умения применять полученные знания в практической деятельности.



5

Химический состав живого организма – неорганические вещества.

Называют основные группы веществ, входящих в состав клетки. Объясняют роль неорганических веществ в жизни живых организмов.


Научиться характеризовать химический состав клетки; различать понятия химический элемент и химическое вещество; классифицировать вещества, входящие в состав клетки; объяснять значение неорганических веществ в клетке; соотносить вещества с функциями, которые они выполняют в клетке.

Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать её из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий; анализировать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания взаимосвязи объектов живой и неживой природы на основе знаний об их химическом составе; понимания важности неорганических веществ для нормальной жизнедеятельности клетки; умения применять полученные знания в практической деятельности.



6

Увеличительные приборы.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности, работы с биологическими терминами, умения давать описания биологических объектов: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой.

Научиться давать определение понятия клетка; объяснять значение увеличительных приборов для изучения клетки; описывать устройство увеличительных приборов (лупа и школьный микроскоп); определять увеличение микроскопа; формулировать правила работы с микроскопом; называть последовательность действий при работе с микроскопом.


Познавательные: давать определения понятий; работать с приборами; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя по готовому плану; оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о лупе и микроскопе как о приборах, позволяющих изучить микроскопическое строение объектов; понимания необходимости соблюдать правила при работе с увеличительными приборами; умения применять полученные знания в практической деятельности.



7

Строение клетки.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученный знания в повседневной жизни, а также навыков опытно- исследовательской деятельности: парное, индивидуальное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя.

Выполняют лабораторную работу «Строение растительной клетки».

Научиться давать определение понятия клетка; описывать особенности строения растительной и животной клетки; различать на рисунках и микропрепаратах основные части и структуры клетки; готовить микропрепарат кожицы чешуи лука; объяснять значение пластид в растительной клетке; называть главный пигмент в растительной клетке. Сравнивают строение клеток растений и животных, ядерных и безъядерных (прокариотических и эукариотических).

Познавательные: давать определения понятий; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о клетке как элементарной биологической системе – единице живого; понимания необходимости соблюдать правила при выполнении лабораторных работ; умения применять полученные знания в практической деятельности.



8

Ткани растений.

Распознают основные типы тканей растений. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Характеризуют основные функции тканей растений.

Выполняют лабораторную работу «Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии».

Выполняют практическую работу «Чечевички – образования покровной ткани».

Должны называть и уметь характеризовать основные ткани растений.

Уметь связывать строение ткани, её расположение с выполняемыми функциями

Должны распознавать и показывать на таблицах растительные ткани, указывая их особенности и роль.

Познавательные: уметь определять понятия – «ткань»; создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать задачи; организовывать выполнение заданий; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; владеть устной и письменной речью.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию. Понимание необходимости соблюдать правила при выполнении лабораторных работ; умения применять полученные знания в практической деятельности.



9

Ткани животных.

Распознают основные типы тканей животных. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Характеризуют основные функции тканей животных. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей.

Выполняют лабораторную работу «Ткани животных организмов».

Должны называть и уметь характеризовать основные ткани животных.

Выделяют виды мышечной ткани и их месторасположение.

Уметь связывать строение ткани, её расположение с выполняемыми функциями.

Должны распознавать и показывать на таблицах животные ткани, указывая их особенности и роль.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о сложности животного организма на основе знаний о многообразии типов животных тканей; осознания необходимости взаимосвязи и взаимозависимости всех частей организма для его нормальной жизнедеятельности; умения применять полученные знания в практической деятельности.



10

Органы. Системы органов.

Называют основные системы органов животных. Сравнивают системы надземных и подземных органов растений. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Должны знать органы и системы органов, составляющие организмы растений и животных. Должны уметь определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных.

Познавательные: давать определения понятий «орган» и «система органов»; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, организовывать выполнение заданий; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения.


Формирование познавательного интереса к изучению биологии; развитие навыков обучения; формирование ответственного отношения к учению, труду.



11

Контрольная работа № 1 «Общая характеристика живых организмов».

Систематизируют и обобщают знания по изученному разделу. Используют учебные действия для формулировки ответов при выполнении заданий контрольной работы.

Должны знать определения терминов и уметь характеризовать соответствующие процессы, изученные в данном разделе. Должны уметь применять полученные знания и умения для выполнения разноуровневых заданий.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану.

Коммуникативные: грамотно отвечать на вопросы.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания истинных причин успехов и неудач в деятельности, необходимости повторения для закрепления знаний.



Многообразие живых организмов -15 часов



12

Систематика живых организмов.

Объясняют сущность термина «классификация». Дают определение науке систематике. Характеризуют вид как наименьшую единицу классификации. Рассматривают схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами. Называют единицы систематики растений и животных.

Знать определения понятий: систематика, вид; называть единицы систематики растений и животных.

Указывают различия в систематике растений и животных.

Познавательные: работать с различными источниками информации и преобразовывать её из одной формы в другую; давать определения понятий; структурировать учебный материал.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: работать в составе творческих групп; эффективно взаимодействовать со сверстниками.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о многообразии живых организмов планеты и понимания необходимости их классификации для удобства изучения.



13

Основные царства живой природы. Бактерии. Растения.

Называют основные царства живой природы. Называют главные особенности бактерий и растений. Разбирают отличительные признаки, свойственные представителям царств Бактерий и Растений.

Выполняют практическую работу «Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам - родам, семействам, классам».


Знать основные царства живой природы. Научиться описывать особенности строения бактериальной клетки как прокариотического организма. Должны называть отличительные признаки представителей царства Растений и особенности растительных клеток.

Познавательные: работать с различными источниками информации; составлять конспект; проводить сравнение объектов по заданным критериям.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о бактериях как о микроскопических одноклеточных организмах, клетки которых не имеют оформленного ядра.



14

Основные царства живой природы. Животные. Грибы.

Называют основные царства живой природы. Называют главные особенности животных и грибов.

Разбирают отличительные признаки, свойственные представителям царств Животных и Грибов. Выполняют практическую работу «Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам – родам, отрядам, классам, типам».

Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов и животных как представителей самостоятельных царств живой природы; называть сходства грибов с растениями и животными. Знать особенности строения клеток животных и сравнивать их с клетками растений.

Познавательные: работать с различными источниками информации; характеризовать и сравнивать объекты; составлять конспект урока в тетради.

Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока; анализировать и оценивать результаты своей работы.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления об организмах, относящихся к царствам Животных и Грибов, имеющих сходства и различия.



15

Бактерии – строение и размножение, распространение.

Описывают особенности строения и формы бактериальных клеток. Характеризуют процесс размножения и распространения бактерий.

Выполняют творческие задания, работают с иллюстративными и дополнительными материалами.

Выполняют лабораторную работу «Строение бактерий на примере сенной палочки».

Научиться описывать особенности строения бактериальной клетки; различать формы бактериальных клеток и называть их; объяснять причины широкого распространения бактерий; характеризовать процесс размножения и спорообразования у бактерий; объяснять значение спорообразования в жизни бактерий; выращивать культуру сенной палочки.

Познавательные: работать с различными источниками информации; составлять план и конспект параграфа; проводить сравнение объектов по заданным критериям.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о бактериях как о микроскопических одноклеточных организмах, клетки которых не имеют оформленного ядра.



16

Бактерии - питание, роль в природе и жизни человека.

Характеризуют важную роль бактерий в природе. Различают бактерий по их роли в природе: гнилостные, клубеньковые, молочнокислые, бактерии гниения, болезнетворные. Приводят примеры полезной деятельности бактерий. Сопоставляют вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делают выводы о значении бактерий.

Научиться характеризовать различные способы питания бактерий; роль бактерий в природе; описывать процесс участия бактерий в круговороте веществ; приводить примеры положительной и отрицательной роли бактерий в жизни человека; формулировать правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями.

Познавательные: давать определения понятий; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; готовить сообщения.

Регулятивные: анализировать результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о высокой приспособляемости бактерий к различным условиям, что обеспечивает их широкое распространение и устойчивость к неблагоприятным условиям; понимания важности соблюдения правил личной гигиены, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями.



17

Растения: споровые и семенные. Распространение растений.

Характеризуют мхи, папоротники, хвощи

плауны как споровые растения, используют термин «спора».

Сравнивают цветковые и голосеменные растения, характеризуют

их сходство и различия.

Определяют по рисунку учебника различие между растениями

разных систематических групп.

Называют места распространения растений.

Знать термин «эволюция»

Объяснять причины разделения растений на споровые и семенные, а также деление семенных растений на голосеменные и покрытосеменные. Объясняют причины широкого распространения растений.

Познавательные: работать с различными источниками информации; делать выводы и обобщения на основе имеющихся знаний.

Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока; анализировать и оценивать результаты своей работы.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о постепенном усложнении растительных организмов в процессе развития растительного мира; понимания роли растений в формировании на планете благоприятных условий для развития жизни; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбрать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе.



18

Органы растений.

Называют основные органы растений, их функции; характеризуют виды корней и корневых систем. Выполняют творческое задание.

Выполняют лабораторные работы: «Разнообразие корневых систем цветковых растений» и «Строение цветка».

Научиться характеризовать особенности строения цветковых как высших семенных растений; называть виды корней, корневых систем, значение стебля и почек.

Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

Сформировать представления о цветковых как наиболее высокоорганизованных высших растениях; понимания роли корня, стебля, почки в жизни растений; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе.



19

Цветок.

Изучают строение цветка, его частей. Характеризуют значение частей цветка в размножении, а также роль семени и плода, дающих начало новым растительным организмам.

Работают с иллюстрациями и моделями цветка.

Должны уметь описывать особенности строения цветка, выделять его главные части и околоцветник; объяснять значение цветка, семени и плода для размножения покрытосеменных растений.

Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

Сформировать представления о цветковых как наиболее высокоорганизованных высших растениях; понимания роли цветка и плода в жизни растений; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе.



20

Значение растений в природе и жизни человека.

Характеризуют растения как организмы, образующие органические вещества из неорганических, выделяющие кислород, являющие пищей для других организмов. Знакомятся с дополнительным материалом иллюстрациями.

Выполняют практическую работу «Особенности строения цветковых и споровых растений». Выполняют лабораторную работу «Клубень - видоизменённый побег».

Умеют перечислять роль растений в жизни других живых существ, а также человека. Доказывают необходимость беречь растительный мир нашей планеты.

Познавательные: работать с различными источниками информации; составлять план и конспект параграфа.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения.

Соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

уметь реализовывать теоретические познания на практике. Критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде.



21

Животные: простейшие и беспозвоночные.

Знакомятся с представителями одноклеточных животных и беспозвоночных: кишечнополостные, черви, членистоногие. Выделяют особенности строения и систематические группы данных животных. Работают с текстом и иллюстрациями.

Выполняют практическую работу «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака».

Называют особенности строения простейших животных, их представителей; описывают строение беспозвоночных животных на примере кишечнополостных, червей, членистоногих, указывая их особенности и называя представителей. Умеют сравнивать различные организмы между собой.

Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о постепенном усложнении животного мира в процессе исторического развития.



22

Животные: позвоночные.

Знакомятся с представителями позвоночных животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Выделяют особенности строения данных животных.

Выполняют практическую работу «Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок». Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Называют особенности строения различных групп позвоночных животных, как способ приспособления к различным средам обитания; называют их представителей. Умеют сравнивать различные организмы между собой.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; работать индивидуально.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о постепенном усложнении животного мира в процессе исторического развития.



23

Грибы. Строение шляпочных грибов.

Устанавливают сходство гриба с растениями и животными.

Описывают внешнее строение шляпочного гриба, называют его части.

Определяют место представителей царства Грибы среди эукариот.

Называть знакомые виды грибов. Обсуждают правила сбора грибов. Характеризуют питание

грибов.

Давать определения терминам: грибница, грибокорень (микориза), пояснять их примерами.

Знать строение шляпочных грибов. Запомнить опасные для человека ядовитые грибы. Уметь отличать ядовитые грибы от съедобных, а также правила сбора грибов.

Познавательные: работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; готовить сообщения.

Регулятивные: планировать выполнение заданий учителя и представлять результаты работы.

Коммуникативные: работать в составе творческих групп; выступать перед аудиторией.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания важности приобретения навыков различения ядовитых и съедобных грибов и знания правил сбора грибов, необходимости экстренного оказания первой доврачебной помощи пострадавшему при отравлении грибами; умения выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе и своему здоровью.



24

Паразитические грибы. Значение грибов.

Изучают представителей грибов – паразитов и тот вред, который они приносят растениям, животным и человеку. Работают с иллюстрациями и текстом. Перечисляют значение грибов в природе и жизни человека.

Научиться давать определение понятия паразит; сравнивать симбиоз и паразитизм; приводить примеры паразитических грибов; определять по внешним признакам растения вид заразившего его гриба; описывать строение гриба- трутовика; приводить доказательства отрицательного влияния грибов-паразитов на растения. Перечислять положительную роль грибов в природе и жизни человека.

Познавательные: давать определения понятий; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: анализировать результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; формулировать вопросы и отвечать на них.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о роли грибов- паразитов в природе; осознания необходимости борьбы с грибами – паразитами для сохранения урожая и поддержания здоровья лесных сообществ; умения применять полученные знания в практической деятельности.



25

Биология – наука о живых организмах.

Описывают, как возникла наука биология. Рассматривают и обсуждают рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы. Различают и описывают методы изучения живой природы.

Обсуждать способы оформления результатов исследования.

Проводят наблюдение за живыми объектами и оформляют отчёт о наблюдении в рабочей тетради или блокноте.


Дают определения терминам: биология, зоология, ботаника, микология, микробиология, анатомия, физиология, ихтиолог, энтомолог, селекционер, герпетолог, агроном, ветеринар. Должны перечислять и характеризовать основные методы изучения природы.

Познавательные: работать с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий.

Регулятивные: организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания значимости биологии для развития различных отраслей народного хозяйства и сохранения природы.



26

Контрольная работа № 2 «Многообразие живых организмов».

Систематизируют и обобщают знания по изученному разделу. Используют учебные действия для формулировки ответов при выполнении заданий контрольной работы.

Должны знать определения терминов и уметь характеризовать соответствующие процессы, изученные в данном разделе. Должны уметь применять полученные знания и умения для выполнения разноуровневых заданий.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: работать индивидуально.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания истинных причин успехов и неудач в деятельности, необходимости повторения для закрепления знаний.



Основные жизненные функции организмов – 24 часа



27

Автотрофное питание.

Определяют понятие «питание». Устанавливают особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе.

Выполняют практическую работу «Питание комнатных растений».

Знать термины: фотосинтез, автотрофы.

Должны знать и уметь объяснять сущность процесса автотрофного питания растений. Характеризуют процесс почвенного питания растений.

Познавательные: определять цель урока и ставить задачи; работать с текстом параграфа, биологическими объектами; выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя.

Регулятивные: организовывать свою учебную деятельность; составлять план ответа; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Коммуникативные: работать в парах; эффективно взаимодействовать со сверстниками; грамотно формулировать ответы на вопросы.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде.



28

Гетеротрофное питание.

Определяют понятие «пищеварение» и тип питания животных. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных. Знакомятся с ролью ферментов в процессе пищеварения. Узнают, как питаются паразитические организмы. Выполняют практическую работу «Наблюдение за питанием домашних животных".

Дают формулировки терминам: гетеротрофное питание, растительноядные и плотоядные животные, ферменты. Называют отделы пищеварительной системы, их функции. Приводят примеры способов питания простейших животных.

Познавательные: определять цель урока и ставить задачи; работать с текстом и иллюстрациями параграфа; выполнять практические работы под руководством учителя.

Регулятивные: анализировать результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; формулировать вопросы и отвечать на них.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; развитие эстетического восприятия живой природы; формирование доброжелательного отношения к мнению других людей.



29

Сущность процесса дыхания. Клеточное дыхание и дыхание у растений.

Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют структуры растений, участвующие в процессе дыхания. Выполняют практические работы: « Изучение роли воздуха в прорастании семян», «Чечевички и их роль в дыхании растений».

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Умеют объяснять процесс клеточного дыхания некоторых организмов.

Знают определения терминов: устьица, чечевички. Характеризуют различные способы дыхания: клеточное, с помощью устьиц, чечевичек, дыхательных корней. Приводят примеры организмов, имеющих выше указанные способы дыхания.

Познавательные: определять цель урока и ставить задачи; работать с текстом параграфа, иллюстрациями; выполнять практические работы под руководством учителя.

Регулятивные: организовывать свою учебную деятельность; анализировать результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них.



Формирование познавательного интереса к изучению биологии; развитие навыков обучения; формирование ответственного отношения к учению, труду.



30

Органы дыхания у животных.

Описывают и сравнивают органы дыхания разных представителей животного мира. Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип дыхания.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.



Характеризуют различные способы дыхания у животных: трахейное дыхание, жаберное, лёгочное кожное.

Приводят примеры организмов, имеющих выше указанные способы дыхания.

Познавательные: определять цель урока и ставить задачи; работать с текстом параграфа, иллюстрациями; выполнять и практические работы под руководством учителя.

Регулятивные: организовывать свою учебную деятельность; анализировать результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; развитие навыков обучения; формирование ответственного отношения к учению, труду.



31

Транспорт веществ у растений.

Определяют значение транспорта веществ в живом организме. Называют и описывают транспортные (проводящие) системы растений. Называют части проводящей системы растений. Выполняют практические работы: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю», «Передвижение растворов органических веществ по стеблю».

Обозначают роль передвижения веществ в живых организмах.

Называют и характеризуют проводящие ткани растений – древесину и луб; их строение и то, какие вещества они проводят.


Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану.

Коммуникативные: грамотно отвечать на вопросы.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде; развитие навыков обучения.



32

Транспорт веществ у многоклеточных животных

Называют и описывают транспортные системы животных. Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов. Сравнивают незамкнутую и замкнутую кровеносные системы. Определяют особенности значения кровеносной системы сухопутных членистоногих. Характеризую процесс кровообращения у позвоночных. Определяют роль сердца в передвижении веществ в организме. Устанавливают взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем.

Должны знать органы, относящиеся к транспортной системе, а также суть процесса передвижения веществ в организме животных. Должны уметь определять и показывать на таблице органы, выполняющие транспортные функции в теле различных животных. Обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой.

Познавательные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о сложности животного организма на основе знаний процесса передвижения веществ по организму; осознания необходимости взаимосвязи и взаимозависимости всех частей организма для его нормальной жизнедеятельности.



33

Выделение у одноклеточных организмов и у многоклеточных животных.

Отмечают существенные признаки процесса выделения. Определяют значение выделения в жизни живых организмов. Выявляют особенности выделения у одноклеточных организмов. Приводят примеры выделительных систем животных.

Указывают значение выделения у животных. Должны называть способы удаления ненужных продуктов обмена у одноклеточных: через клеточные оболочки и с помощью сократительных вакуолей. Называют органы выделения у многоклеточных животных, описывают их строение и работу.

Познавательные: работать с текстом и иллюстрациями учебника; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения; активно взаимодействовать со сверстниками.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о сложности животного организма на основе знаний о строении и работе процессов выделения; осознания необходимости взаимосвязи и взаимозависимости всех частей организма для его нормальной жизнедеятельности.



34

Выделение у растений и грибов.

Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют и характеризуют особенности выделения у растений и грибов. Обсуждают значение листопада в растительном мире.

Указывают значение выделения у растений и грибов. Называют особенности растений и грибов накапливать ненужные вещества внутри клеток в особых хранилищах. Характеризуют листопад у растений как способ избавления от ненужных веществ. Описывают особенности некоторых растений удалять избыток влаги с помощью специальных клеток.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о сложности растительных организмов и грибов на основе знаний процессов выделения; осознания необходимости взаимосвязи и взаимозависимости всех частей организма для его нормальной жизнедеятельности.



35

Обмен веществ и преобразование энергии у растений.

Обсуждают особенности обмена веществ и преобразования энергии у представителей царства Растений как автотрофных организмов. Приводят доказательства того, что обмен веществ –важнейший признак живого. Выполняют практическую работу «Дыхание семян как доказательство обмена веществ».

Умеют объяснить сущность понятия «обмен веществ», характеризуют его биологическое значение.

Называют вещества, необходимые растениям для питания - вода, углекислый газ и минеральные вещества. Описывают процессы образования органических веществ и их преобразование в другие вещества. Выделяют важнейшую роль растений как автотрофных организмов, образующих органические вещества из неорганических.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; работать индивидуально.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознание ценности растительных организмов, преобразующих неорганические вещества в органические, и необходимости бережного отношения к окружающей среде; развитие навыков обучения.



36

Обмен веществ и энергии у грибов и животных.

Обсуждают особенности обмена веществ и преобразования энергии у представителей царств Грибов и Животных. Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Сравнивают холоднокровных и теплокровных животных. Приводят доказательства того, что обмен веществ – важнейший признак живого.

Умеют объяснить сущность понятия «обмен веществ», характеризуют его биологическое значение.

Характеризуют животных и грибов как гетеротрофных организмов, питающихся готовыми органическими веществами. Описывают обменные процессы, протекающие в клетках животных и грибов. Разделяют животных на холоднокровных и теплокровных, указывая особенности их обмена веществ в связи с особенностями строения и развития системы кровообращения.

Познавательные: давать определения понятий: гетеротрофные организмы, холоднокровные и теплокровные животные; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: анализировать результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; формулировать вопросы и отвечать на них.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о многообразии живых организмов на основе знаний о теплокровных и холоднокровных животных.



37

Опорные системы растений.

Характеризуют строение опорных систем растений. Объясняют значение опорной системы растений. Выполняют практическую работу по исследованию функции жилок листьев.

Называют особенности строения растений, которые помогают им занимать устойчивое положение в пространстве, выдерживать порывы ветра и другие сильные воздействия. Также объясняют причину расположения вокруг сосудистых пучков растений механической ткани, как способа защиты проводящей системы.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; работать индивидуально.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; развитие навыков обучения; формирование ответственного отношения к учению, труду.



38

Опорные системы животных.

Характеризуют строение опорных систем животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Указывают значение скелета для организмов. Приводят примеры организмов, имеющих наружный и внутренний скелет. Указывают химический состав скелета различных организмов. Называют недостатки наружного скелета и значение линьки у животных. Перечисляют отделы скелета млекопитающих, называют примеры неподвижного и подвижного соединения костей.

Познавательные: умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать друг друга, представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.

Признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; уметь слушать и слышать другое мнение;

уметь оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.



39

Движение у одноклеточных организмов и у растений.

Называют и характеризуют способы движения одноклеточных организмов и растений. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений.

Знают способы движения одноклеточных организмов и растений. Умеют приводить примеры передвижения у растений и одноклеточных организмов. Умеют объяснять появление различных способов движения как приспособление к среде обитания.

Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; развитие навыков обучения; формирование ответственного отношения к учению, труду.



40

Движение у многоклеточных животных.

Рассматривают и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Выполняют практическую работу «Передвижение дождевого червя».

Знают способы передвижения многоклеточных животных в различных средах обитания и приспособления к этим средам обитания.

Умеют приводить примеры животных, передвигающихся в наземно-воздушной, водной и почвенной средах обитания.

Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; развитие навыков обучения; формирование ответственного отношения к учению, труду.



41

Бесполое размножение: деление, почкование, спорообразование.

Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют виды и особенности бесполого размножения.

Рассматривают на рисунке учебника процесс деления

клетки, устанавливают последовательность деления ядра и

цитоплазмы клетки.

Приводят примеры организмов, размножающихся делением надвое, почкованием и спорами.

Должны знать значение размножения как процесса, сохраняющего жизнь на Земле и выделять две формы – бесполое и половое размножение.

Должны уметь охарактеризовать бесполое размножение, как процесс, в котором не принимают участие половые клетки.

Должны понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные

события; характеризовать почкообразование, спорообразование и приводить примеры организмов, размножающихся этими способами.


Познавательные: определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения.

Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий,

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; работать индивидуально.

Соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; признавать право каждого на собственное мнение.



42

Бесполое размножение: вегетативное.

Описывают способ бесполого размножения – вегетативное размножение. Выясняют, с помощью каких частей растения, и какими способами, может осуществляться бесполое размножение. Выполняют практическую работу «Вегетативное размножение растений».

Давать определения понятий: вегетативное размножение, черенок, отводок.

Умеют описывать процессы вегетативного размножения - луковицами, корневищами, листьями, отводками, черенками. Указывают на наличие вегетативного размножения у некоторых животных.

Умеют приводить примеры растений, размножающихся различными способами вегетативного размножения.

Характеризуют вегетативное размножение, как процесс, при протекании которого новые организмы имеют наследственные признаки материнского организма и новых свойств у них не будет.

Познавательные: определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения.

Регулятивные: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение слушать учителя, высказывать свое мнение.

Соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; признавать право каждого на собственное мнение.



43

Понятие о половом размножении.

Выявляют особенности полового размножения и его отличия от бесполого размножения.

Выясняют, какие организмы являются раздельнополыми, а какие обоеполыми.

Определяют преимущества полового размножения перед бесполым.

Дают определение термину «гамета». Умеют объяснить выражения «раздельнополые организмы» и «обоеполые организмы». Умеют приводить примеры раздельнополых и обоеполых организмов.

Познавательные: определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности полового размножения.

Регулятивные: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение слушать учителя, высказывать свое мнение.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознание ценности живых организмов и важности полового размножения как процесса, обеспечивающего непрерывность жизни на Земле; развитие навыков обучения.



44

Половое размножение животных.

Выявляют особенности полового размножения. Описывают процесс размножения животных. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым.

Изучают, как происходит рождение потомства у разных групп животных.

Знают определения терминов: яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение. Умеют описывать строение половых клеток и называть их особенности. Характеризуют процесс оплодотворения и его значение, как процесса, обеспечивающего разнообразие признаков у новых организмов.

Умеют приводить примеры появления новых организмов из яиц, икринок, путём живорождения.

Познавательные: формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознание ценности живых организмов и важности полового размножения как процесса, обеспечивающего непрерывность жизни на Земле; развитие навыков обучения.



45

Половое размножение покрытосеменных растений.

Описывают особенности полового размножения покрытосеменных растений. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Выполняют практическую работу «Искусственное опыление сенполии (узамбарской фиалки)», а также выполняют практическое задание (работают с гербарными экземплярами и рисунком учебника), в котором выявляют признаки, которые обеспечивают опыление некоторых растений ветром.

Знают определения терминов: опыление, спермий, яйцеклетка, эндосперм.

Умеют описывать процесс опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризуют процесс двойного оплодотворения у растений и называют его роль. Умеют объяснить, из каких частей растения формируется семя и плод, их значение.

Познавательные: сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознание ценности живых организмов и важности полового размножения как процесса, обеспечивающего непрерывность жизни на Земле; развитие навыков обучения.



46

Рост и развитие растений.

Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений. Проводят наблюдение за ростом и развитием организмов.

Выполняют практическую работу «Образование и рост корней».

Должны знать определения понятий: рост, развитие, проросток. Называют ткань, участвующую в росте растений и части организма растений , где находятся клетки этой ткани. Умеют описывать процесс прищипывания у растений и называют цель его использования человеком. Знают стадии в развитии растительных организмов.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; работать индивидуально.

Понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; признавать право каждого на собственное мнение.



47

Рост и развитие животных.

Раскрывают особенности развития животных. Сравнивают прямое и непрямое развитие. Проводят наблюдение за ростом и развитием организмов, использую иллюстрации учебника.

Характеризуют рост животный как результат деления клеток не одной ткани, а нескольких.

Знают определение понятий: прямое и непрямое развитие. Описывают прямое и непрямое развитие; умеют приводить примеры организмов, развивающихся прямым и непрямым путём.

Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

Признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; уметь слушать и слышать другое мнение;

уметь оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.



48

Растение – целостный организм.

Называют единицы строения живых организмов (клетки, ткани, органы).Определяют и показывают на рисунках органы и системы, составляющие организм растений. Объясняют сущность основных процессов жизнедеятельности организмов. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Знают единицы строения живых организмов – клетки, ткани, органы. Дают определения терминам: клетка, ткань, орган.

Характеризуют роль всех частей растения как взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность, при нарушении которой растение прекратит своё существование. Умеют приводить примеры, когда нарушение одного элемента растения приводит к его гибели.

Познавательные: формирование умения находить и использовать нужную информацию; формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности; формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о сложности растительных организмов; осознания необходимости взаимосвязи и взаимозависимости всех частей организма для его нормальной жизнедеятельности.



49

Животное – целостный организм.

Называют единицы строения живых организмов (клетки, ткани, органы). Определяют и показывают на рисунках органы и системы, составляющие организм животных. Объясняют сущность основных процессов жизнедеятельности организмов. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Знают единицы строения живых организмов – клетки, ткани, органы. Дают определения терминам: клетка, ткань, орган.

Умеют называть органы многоклеточных организмов.

Умеют приводить примеры, доказывающие, что организм животного представляет собой единое целое, нарушение которого приводит к неполноценным процессам жизнедеятельности или гибели организма.

Познавательные: формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать речь других людей, умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о сложности животных организмов; осознания необходимости взаимосвязи и взаимозависимости всех частей организма для его нормальной жизнедеятельности.



50

Контрольная работа № 3 «Основные жизненные функции организмов».

Систематизируют и обобщают знания по изученному разделу. Используют учебные действия для формулировки ответов при выполнении заданий контрольной работы.

Должны знать определения терминов и уметь характеризовать соответствующие процессы, изученные в данном разделе. Должны уметь применять полученные знания и умения для выполнения разноуровневых заданий.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: работать индивидуально.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания истинных причин успехов и неудач в деятельности, необходимости повторения для закрепления знаний.



Организмы и окружающая среда – 18 часов



51

Экологические факторы.

Определяют основные экологические факторы. Приводят примеры влияния абиотических факторов на живые организмы. Приводят примеры воздействия одних организмов на другие как биотические факторы.

Выполняют практическую работу « Влияние света на жизнедеятельность комнатных растений».

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Дают определения терминам: среда обитания, экологические факторы, абиотические и биотические факторы, экология. Характеризуют влияние абиотических факторов на живые организмы. Характеризуют живые организмы как факторы среды для других организмов.

Должны уметь выявлять и различать действие факторов среды на организмы; рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы.


Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме.

Регулятивные: устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; уметь слушать и слышать другое мнение;

уметь оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.



52

Среды обитания.

Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Дают определение термину среда обитания, называют и характеризуют основные среды обитания живых организмов. Умеют приводить примеры организмов, которые могут существовать только в той среде, к экологическим факторам которой они приспособлены.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой.

Коммуникативные: учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Признавать право каждого на собственное мнение; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; уметь слушать и слышать другое мнение.



53

Исследование «Кто живет в почве?»

Выстраивают план работы.

Производится сбор необходимого материала и инструментария для исследования. Создаются необходимые условия для успешного выполнения исследовательской работы.


Умеют проводить необходимые исследования для получения результата, делать соответствующие выводы. Распознавать и правильно называть обитателей почвенной среды.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: заполняют таблицу по результатам исследовательской работы.

Коммуникативные: учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания.



54

Природные сообщества и их типы.

Называют основные типы природных сообществ. Приводят примеры природных сообществ, типичных для родного края. Выполняют практическую работу «Природные сообщества».

Дают определение термину природное сообщество. Умеют приводить примеры, характеризовать и различать типы природных сообществ. Умеют объяснить причины устойчивости некоторых природных сообществ. Объясняют, как формируются названия природных сообществ и от чего зависит их облик.

Познавательные: характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе.

Регулятивные: устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Признавать право каждого на собственное мнение; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; уметь слушать и слышать другое мнение.



55

Практикоориентированный проект по охране окружающей среды: «Природное сообщество родного края». Экскурсия.

Разрабатывают план проекта; проводится экскурсия с целью изучения природного сообщества родного края; предлагаются мероприятия по сохранению данного природного сообщества и его обитателей.

Умеют составлять план проекта; умеют описывать природное сообщество, называть его обитателей. Предлагать мероприятия по сохранению природного сообщества и его обитателей.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: заполняют таблицу по результатам исследовательской работы.

Коммуникативные: учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; признавать право каждого на собственное мнение.



56

Экосистема и её структура.

Характеризуют экосистему как совокупность организмов и среды обитания, в которой осуществляется круговорот веществ. Характеризуют структуру экосистем. Выясняют значение ярусности распределения всех обитателей экосистемы.

Дают определение термину «экосистема». Называют ярусы экосистем и умеют приводить примеры организмов, живущих в разных ярусах. Называют причину ярусного распределения организмов экосистемы, как залог для их успешного выживания.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные: устанавливают причинно-следственные связи между объектами.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознание ценности живых организмов и среды их обитания; понимание сложности природных сообществ; необходимости бережного отношения к окружающей среде; развитие навыков обучения.



57

Смена природных сообществ.

Выясняют причины смены одного природного сообщества другим.

Описывают процессы смены природных сообществ под влиянием естественных и искусственных причин.

Должны называть естественные и искусственные причины смены природных сообществ; уметь приводить примеры смены одного природного сообщества другим.

Познавательные: характеризуют причины смены и последовательные этапы развития природных сообществ.

Регулятивные: устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; испытывать любовь к природе.



58

Значение живых организмов в природе.

Рассматривают на рисунках учебника изображения животных и

растений, определяют их значение для природы.

Должны уметь объяснять роль живых организмов в природе. Знают роль растений: образование кислорода, органических веществ, почвы, воздействие на климат планеты, осуществление круговорота воды в природе. Роль животных: участвуют в возобновлении растений (опылители), формировании почвы, частично влияют на климат планеты, осуществляют круговорот веществ.

Познавательные: работать с печатным текстом, иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий.

Регулятивные: организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации.

Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике. Критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде.



59

Человек и живые организмы: растения.

Рассматривают на рисунках учебника изображения растений, определяют их значение для человека.

Доказывают на примерах ценность биологического разнообразия

для сохранения равновесия в природе.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Знают определения терминов: культурные и дикорастущие растения, фитонциды.

Умеют называть значение и области применения человеком растений.

Называют отрицательное влияние некоторых растений на жизнь человека.


Должны уметь доказывать, что жизнь людей и жизнедеятельность растений взаимосвязаны.

Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать её из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий; анализировать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения.

Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания.



60

Человек и живые организмы: животные, грибы, бактерии.

Рассматривают на рисунках учебника изображения животных, грибов, бактерий и определяют их значение для человека.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия

для сохранения равновесия в природе.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Умеют называть значение и области применения человеком животных, грибов и бактерий.

Называют отрицательное влияние некоторых организмов на жизнь человека.

Должны уметь доказывать, что жизнь людей и жизнедеятельность животных взаимосвязаны.

Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать её из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий; анализировать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения.

Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания.



61

Экскурсия. Значение живых организмов для природы и человека.

Разработка целей и плана экскурсии в соответствии с заданной темой; проведение экскурсии с целью получения необходимой информации

Умеют правильно называть организмы, населяющие исследуемые природные сообщества; называют значение различных организмов для природы и человека.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: заполняют таблицу по результатам экскурсии.

Коммуникативные: учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

уметь реализовывать теоретические познания на практике. Критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде.



62

Охрана живых организмов.

Указывают причины сокращения и истребления некоторых видов животных и растений. Обсуждают состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу.

Называют примеры животных, нуждающихся в охране.

Объясняют значение Красной книги, заповедников. Называют животных, истреблённых человеком.

Характеризуют запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

Работают с текстом учебника и иллюстрациями.

Приводят примеры растений и животных родного края, занесённых в Красную книгу.

Знают причины сокращения и уничтожения некоторых видов растений и животных. Называют значение Красной Книги. Умеют приводить примеры мероприятий, направленных на сохранение видов в природе. Умеют приводить примеры растений и животных, исчезнувших и занесённых в Красную книгу.

Умеют доказывать на примерах ценность биологического разнообразия

для сохранения равновесия в природе, а также объяснять необходимость охраны редких видов и природы в

целом.

Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

Воспитывать любовь к природе родного края. Проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы. Уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; уметь слушать и слышать другое мнение.



63

Охраняемые природные сообщества.

Знакомятся с особо охраняемыми территориями - заповедниками, заказниками, национальными парками, ботаническими садами, целью которых является сохранение природных сообществ. Определяют особенности функционирования этих охраняемых территорий.

Знакомятся с особо охраняемыми территориями своей страны.

Работают с текстом учебника и иллюстрациями.


Должны знать, почему необходимо охранять местообитания животных и растений. Должны уметь характеризовать охраняемые природные территории и приводить примеры заповедников, заказников, национальных парков и ботанических садов своей страны.

Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

Воспитывать любовь к природе родного края. Проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы. Уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; уметь слушать и слышать другое мнение.



64

Контрольная работа № 4 «Организмы и окружающая среда».

Систематизируют и обобщают знания по изученному разделу. Используют учебные действия для формулировки ответов при выполнении заданий контрольной работы.

Должны знать определения терминов и уметь характеризовать соответствующие процессы, изученные в данном разделе. Должны уметь применять полученные знания и умения для выполнения разноуровневых заданий.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: работать индивидуально.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания истинных причин успехов и неудач в деятельности, необходимости повторения для закрепления знаний.



65-66

Повторение пройденного материала.

Выполняют разноуровневые задания, в которых проверяются знания терминологии, строения, процессов жизнедеятельности различных организмов.

Закрепляют ранее полученные знания за курс 6 класса и ликвидируют пробелы в знаниях.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с заданиями различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания необходимости повторения для закрепления знаний.



67

Подведение итогов исследования «Выявление взаимосвязи между местонахождением источника солнечного света и направлением роста всходов растений» и

« Изучение влияния света на жизнедеятельность комнатных растений».

Оформляют исследовательские работы в тетради: описывают ход работы, условия, используемые объекты, результаты исследований.

Умеют правильно проводить и грамотно оформлять ход исследовательской работы, делать выводы по результатам исследования.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи..

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.

Уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания.



68

Итоговая контрольная работа.

Систематизируют и обобщают знания по изученному материалу. Используют учебные действия для формулировки ответов при выполнении заданий контрольной работы

Должны знать определения терминов и уметь характеризовать соответствующие процессы, изученные в данном учебнике. Должны уметь применять полученные знания и умения для выполнения разноуровневых заданий.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: работать индивидуально.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания истинных причин успехов и неудач в деятельности, необходимости повторения для закрепления знаний.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей