МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЕЧЕТНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Утверждено»
Директор МБОУ Мечетновская СОШ
Приказ № 291 от «28» августа 2017 г.
_________________Е.Д. Финенко
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по __биологии_
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)__среднее общее образование 10 класс___
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов ____105____
Учитель ________биологии Петухова Полина Юрьевна_________
(Ф.И.О., должность)
Программа разработана на основ Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова.(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта общего и среднего (полного образования) (Приказ Минобразования РФ №1089от 05.03.2004 года)
, примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы, среднего (полного) общего образования по биологии для 10 классов (профильный уровень) автора В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова Общая биология профильный уровень10класс, М.: Дрофа 2017год
полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся. Программа для полной общеобразовательной школы 10-
На изучение биологии на профильном уровне отводится 105 часов. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к Уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета
«Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
Согласно федеральному базисному учебному плану (приказ Минобразования России от 09.03.2004 №1312), федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089, федеральному государственному образовательному стандарту (приказы Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, от 17.12.2010 № 1897, от 17.05.2012 №413), на основании рекомендаций по составлению учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории Ростовской области, на 2017-2018 учебный год (приказ от 18.05.2017 г. № 24/4.1-3996), приказа Отдела образования Администрации Семикаракорского района 19.05.2017 № 345 «О разработке общеобразовательными учреждениями Семикаракорского района учебных планов на 2017-2018 учебный год» и в соответствии с учебным планом МБОУ Мечетновская СОШ на 2017-2018 учебный год на изучение биологии в 10 классе отводится 104 ч из расчета 3 ч в неделю.
Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | По программе | Праздничные дни | Итого |
3 | 35 | 104 | 3 | 101 |
В соответствии с календарным графиком работы школы на 2017-2018 учебный год 3часа выпадают на праздничные дни:
23 февраля 1 час
9 марта 1 час
1 мая 1 час
3 часа будут проведены за счет объединения «Основные понятия генетики» и «Гибридологический метод изучения наследования признаков» урок66 и 67.
«Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.» и «Практикум на решение задач» урок 72и 73.
«Методы селекции растений и животных отбор и гибридизация» и «Искусственный мутагенез» урок 92 и 93.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
(19 часов)
Глава 1. Введение в биологию. Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи. (5 часа)
Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека.
Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире.
Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы. Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах; понятие о гомеостазе как об обязательном условии существования живых систем. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, их проявления на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы и настии). Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие крупных систематических групп и основные принципы организации животных, растений, грибов и микроорганизмов.
Демонстрация. Схемы, отражающие структуру царств живой природы, многообразие живых организмов. Схемы и таблицы, характеризующие строение и распространение в биосфере растений, животных, грибов и микроорганизмов.
■ Демонстрация. Схемы, отражающие многоуровневую организацию живого (организменный и биоценотический уровни).
Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган, системы органов. Понятие о целостном организме. Вид и популяция (общие представления). Биогеоценоз. Биосфера.
Умения. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе этапы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза и другие особенности живых систем различного иерархического уровня как результат эволюции живой материи. Характеризовать структуру царств живой природы, объяснять принципы классификации живых организмов.
Межпредметные связи. Ботаника. Основные группы растений; принципы организации растительных организмов, грибов и микроорганизмов.
Зоология. Основные группы животных; отличия животных и растительных организмов.
Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.
Органическая химия. Основные группы органических соединений; биологические полимеры — белки, жиры и нуклеиновые кислоты, углеводы.
Глава 2. Возникновения жизни на Земле (14 часов)
Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; химические предпосылки эволюции материи в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.
Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.
Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Свойства коацерватов: реакции обмена веществ, самовоспроизведение. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Значение работ С. Фокса и Дж. Бернала. Гипотезы возникновения генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.
■ Демонстрация. Схема экспериментов Л. Пастера.
Демонстрация. Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных, представленных в учебнике.
Основные понятия. Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Химическая эволюция. Небиологический синтез органических соединений. Коацерватные капли и их эволюция. Протобионты. Биологическая мембрана. Возникновение генетического кода. Безъядерные (прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.
Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Свойства растворов. Теория электролитической диссоциации.
Органическая химия. Получение и химические свойства предельных углеводородов.
Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.
Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система, ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.14
РАЗДЕЛ 2
Учение о клетке (29 часа)
Глава 3. Химическая организация живого вещества (10 часов)
Предмет и задачи цитологии. Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их образующие). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно-и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементар-ности {правило Чаргаффа1), двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.
Определение нуклеотидных последовательностей (секвенирование) геномов растений и животных. Геном человека. Генетическая инженерия; генодиагностика и генотерапия заболеваний человека и животных.
■ Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии.
Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид и др.).
Лабораторные и практические работы
Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма.
Определение крахмала в растительных тканях.
Глава 4. Метаболизм – основа существования живых организмов
(6 часов)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ. Компартментализация процессов метаболизма и локализация специфических ферментов в мембранах определенных клеточных структур. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм. Процессинг иРНК; биологический смысл и значение. Трансляция; сущность и механизм. Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы; использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке.
■ Демонстрация. Схемы путей метаболизма в клетке. Энергетический обмен на примере расщепления глюкозы. Пластический обмен: биосинтез белка и фотосинтез (модели-аппликации). Схемы, отражающие принципы регуляции метаболизма на уровне целостного организма.
Глава 5. Строение и функции клеток. (13 часов)
Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.
Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение, половой процесс у бактерий; рекомбинации. Место и роль прокариот в биоценозах.
Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Наружная цитоплазматиче-ская мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии — энергетические станции-клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах трансляции. Клеточный центр. Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. Особенности строения растительных клеток; вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.
Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра. Дифференциальная активность генов; эухроматин. Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.
Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных.
Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии.
Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Вертикальный и горизонтальный тип передачи вирусов. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека; грипп, гепатит, СПИД. Бактериофаги.
■ Демонстрация. Схемы строения клеток различных прокариот.
Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов.
■ Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
■ Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.
Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.
■ Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка, многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы, их строение. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Кариотип. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и локализовать отдельные их этапы в различных клеточных структурах. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.
Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.
РАЗДЕЛ 3
Размножение и развитие организмов (17 часов)
Глава 6. Размножение организмов. (8 часов)
Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения.
Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом в них. Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных', трофические язвы, доброкачественные и злокачественные опухоли и др.
Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.
■ Демонстрация. Способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Схемы и рисунки, показывающие почкование дрожжевых грибов и кишечнополостных.
Демонстрация. Микропрепараты яйцеклеток. Схема строения сперматозоидов различных животных. Схемы и рисунки, представляющие разнообразие потомства у одной пары родителей.
■ Демонстрация. Митотическое деление клетки в корешке лука под микроскопом и на схеме. Гистологические препараты различных тканей млекопитающих. Схемы строения растительных и животных клеток различных тканей в процессе деления. Схемы путей регенерации органов и тканей у животных разных систематических групп.
Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Органы половой системы; принципы их строения и гигиена. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Осеменение и оплодотворение.
Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.
Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ 4
Глава 7. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (9 часов)
Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов. Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение, осеменение in vitro, пересадка зародышей. Клонирование растений и животных; перспективы создания тканей и органов человека.
Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие: до-репродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.
Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем. Регуляция развития растений; фитогормоны.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы академика А. Н. Северцова, посвященные эмбриональной изменчивости (изменчивость всех стадий онтогенеза; консервативность ранних стадий эмбрионального развития; возникновение изменений как преобразование стадий развития и полное выпадение предковых признаков).
■ Демонстрация. Сравнительный анализ зародышей позвоночных на разных этапах эмбрионального развития. Модели эмбрионов ланцетника, лягушек или других животных. Таблицы, иллюстрирующие бесполое и половое размножение.
■ Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у членистоногих и позвоночных (жесткокрылые и чешуйчатокрылые, амфибии).
■ Демонстрация. Схемы эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений.
■ Демонстрация. Таблица, отражающая сходство зародышей позвоночных животных. Схемы' преобразования органов и тканей в филогенезе.
Демонстрация. Фотографии, отражающие последствия воздействий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические таблицы, демонстрирующие последствия употребления алкоголя, наркотиков и табака на характер развития признаков и свойств у потомства.
Основные понятия. Этапы эмбрионального развития растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни
Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Критические периоды развития. Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсичных веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов развития (врожденные уродства).
Понятие о регенерации; внутриклеточная, клеточная, тканевая и органная регенерация. Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных.
Умения. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации наследственной информации. Различать и охарактеризовывать различные периоды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно влияющие на каждый из этапов развития.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.
Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ 4
Основы генетики и селекции (31 часов)
Глава 8. Основные понятия генетики. (2 часа)
Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд.
■ Демонстрация. Биографии виднейших генетиков.
Глава 9. Закономерности наследования признаков (16 часов)
Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками.
Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.
Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена.
Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.
Решение генетических задач и составление родословных.
Глава 10. Основные закономерности изменчивости (5 часов)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием.
■ Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
■ Демонстрация. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
■ Лабораторные и практические работы
■ Лабораторная работа
Составление родословных.
Изучение изменчивости.
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Глава 11. Основы селекции (8 часа)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве.
Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
■ Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных, сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная
и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение у потомков отличий от родительских форм. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.
Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).
Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Статистический характер законов молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.
Перечень лабораторных и практических работ
КЛЕТКА (10 класс) |
№ | Название лабораторной работы | № | Название практической работы |
1 | Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание. | 1 | Сравнение строения клеток растений, жи-вотных, грибов и бактерий. |
2 | Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. | 2 | Сравнение процессов брожения и дыхания. |
3 | Опыты по определению каталитической активности ферментов . | 3 | Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза. |
4 | Изучение хромосом на готовых микропрепаратах. | 4 | Сравнение процессов митоза и мейоза. |
5 | Изучение клеток дрожжей под микроскопом. | 5 | Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных. |
6 | Опыты по изучению плазмолиза и де-плазмолиза в растительной клетке. | 6 | Решение задач по молекулярной биологии. |
7 | Изучение фаз митоза в клетках корешка лука. | | |
ОРГАНИЗМ (10 класс) |
8 | Построение вариационного ряда и вариационной кривой. | i | Составление схем скрещивания. |
| | 8 | Решение генетических задач на моно- и ди- гибридное скрещивание |
| | 9 | Решение генетических задач на неполное доминирование. |
| | 10 | Решение генетических задач на сцепленное наследование. |
| | |
| | | |
| | 11 | Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом. |
| | 12 | Решение генетических задач на взаимодействие генов. |
| | 13 | Выявление источников мутагенов в окружающей среде. |
| | 14 | Сравнение процессов бесполого и полового размножения. |
| | 15 | Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных. |
| | 16 | Сравнительная характеристика пород (сортов). |
| | 17 | Анализ, оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. |
Итого: 8 лабораторных работ. | Итого: 17 практические работы. |
Календарно-тематическое планирование
по общей биологии
10 класс, 3 часа в неделю «105 часов»
№ п/п | Темы | Домашнее задание | дата |
| Введение. | Раздел1.Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Глава 1.Многообразие живого мира | | |
1 | 1. Предмет и задачи общей биологии. | введение | 1.09 |
2 | 2. Уровни организации живой материи. | §1.1 | 4.09 |
3 | 3.Основные свойства живого. | §1.2 | 5.09 |
4 | 4. Основные свойства живого. | §1.2 | 8.09 |
5 | 5. Обобщение. Общая биология, её задачи и Значение для науки и практики. | §1 | 11.09 |
| Глава 2. Возникновение жизни на Земле. | | |
6 | 1. История представлений о возникновении Жизни представления средних и древневековых философов. | §2.1 §2.1.1 | 12.09 |
7 | 2. Работы Л. Пастера. | §2.1.2 | 15.09 |
8 | 3. Теории вечности жизни. | §2.1.3 | 18.09 |
9 | 4. Материалистические теории происхождения Жизни. | §2.1.4 | 19.09 |
10 | 5. Современные представления о возникновении жизни. Эволюция химических элементов в космическом пространстве. | §2.2 §2.2.1 | 22.09 |
11 | 6. Образование планетных систем. | §2.2.2 | 25.09 |
12 | 7. Первичная атмосфера земли и химические предпосылки возникновения жизни. | §2.2.3 | 26.09 |
13 | 8. Источники энергии и возраст Земли. | §2.2.4 | 29.09 |
14 | 9. Условия среды на древней Земле. | §2.2.5 | 2.10 |
15 | 10.Теории происхождения протобиополимеров. | §2.3 | 3.10 |
16 | 11. Эволюция протобионтов. | §2.4 | 6.10 |
17 | 12. Начальные этапы биологической эволюции. | §2.5 | 9.10 |
18 | 13.Обобщение. Возникновение жизни на земле. | § | 10.10 |
19 | 14. Контрольная работа. Возникновение жизни на земле. | глава 2 | 13.10 |
| Раздел 2. Учение о клетке. Глава 3. Химическая организация клетки. | | |
20 | 1.Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки. | §3 §3.1 | 16.10 |
21 | 2. Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки. | §3.2 §3.2.1 | 17.10 |
22 | 3. Функции белков. | §3.2.1 | 20.10 |
23 | 4. Углеводы. Л/р. Определение крахмала в растительных тканях. | §3.2.2 | 23.10 |
24 | 5. Жиры и липиды. | §3.2.3 | 24.10 |
25 | 6. Нуклеиновые кислоты. ДНК. | §3.2.4 | 27.10 |
26 | 7. Нуклеиновые кислоты. РНК. | §3.2.4 | 7.11 |
27 | 8. Генетический код. | §3.2.4 | 10.11 |
28 | 9.Обобщение. Химическая организация клетки. | глава 3 | 13.11 |
29 | 10. Контрольная работа. Химическая организация клетки. | глава 3 | 14.11 |
| Глава 4. Метаболизм – основа существования живых организмов | | |
30 | 1. Анаболизм. | §4.1 | 17.11 |
31 | 2. Биосинтез белков. | §4.1 | 20.11 |
32 | 3.Практикум. Решение задач на генетический код и биосинтез белков. | | 21.11 |
33 | 4. Энергетический обмен – катаболизм. | §4.2 | 24.11 |
34 | 5. Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез. | §4.3 | 27.11 |
35 | 6. Обобщение. Метаболизм. | глава 4 | 28.11 |
| Глава 5.Строение и функции клеток. | | |
36 | 1. Строение и функции прокариотической клетки. | §5.1 | 1.12 |
37 | 2. Л/р. Строение растительной и животной клетки. | §5.2 | 4.12 |
38 | 3. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Л/р. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука. | §5.2 | 5.12 |
39 | 4. Органоиды клетки. | §5.2.1 | 8.12 |
40 | 5. Клеточное ядро. | §5.2.2 | 11.12 |
41 | 6. Клеточное ядро. | §5.2.2 | 12.12 |
42 | 7. Деление клеток. | §5.3 | 15.12 |
43 | 8. Деление клеток. Митоз. | §5.3 | 18.12 |
44 | 9. Особенности строения растительной клетки. | §5.4 | 19.12 |
45 | 10. Клеточная теория строения организмов. | §5.5 | 22.12 |
46 | 11. Неклеточные формы жизни. Вирусы Бактериофаги. | §5.6 | 25.12 |
47 | 12. Обобщение. Строение и функции клеток. | глава 5 | 26.12 |
48 | 13. Контрольная работа. Строение и функции клеток. | глава 5 | 12.01 |
| Раздел 3. Размножение и развитие организмов. Глава 6. Размножение организмов. | | |
49 | 1. Бесполое размножение. | §6.1 | 15.01 |
50 | 2. Бесполое размножение. | §6.1 | 16.01 |
51 | 3. Половое размножение. Гаметогенез. | §6.2 | 19.01 |
52 | 4. Мейоз. | §6.2 | 22.01 |
53 | 5. Оплодотворение у животных. | §6.2 | 23.01 |
54 | 6. Двойное оплодотворение у цветковых растений. | § | 26.01 |
55 | 7. Обобщение. Размножение организмов. | глава 6 | 29.01 |
56 | 8.Зачёт. Размножение организмов. | глава 6 | 30.01 |
| Глава 7. Онтогенез. | | |
57 | 1. Из истории изучения онтогенеза. | §7.1 | 2.02 |
58 | 2. Эмбриональный период развития. Дробление. | §7.2.1 | 5.02 |
59 | 3. Эмбриональный период развития. Гаструляция. | §7.2.2 | 6.02 |
60 | 4.Эмбриональный период развития. Органогенез. | §7.2.3 | 9.02 |
61 | 5.Постэмбриональный период развития. | §7.3 | 12.02 |
62 | 6.Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон. | §7.4 | 13.02 |
63 | 7. Развитие организмов и окружающая среда. | §7.5 | 16.02 |
64 | 8. Развитие организмов и окружающая среда. | §7.5 | 19.02 |
65 | 9. Обобщение. Онтогенез. | глава 7 | 20.02 |
| |Раздел 4. Основы генетики и селекции. Глава8 Основные понятия генетики Глава 9 Закономерности наследования признаков | | |
66 | 1. Основные понятия генетики. | глава 8 | 26.02 |
67 | 2. Гибридологический метод изучения наследования признаков. | §9.1 | 27.02 |
68 | 3. Первый закон Менделя. | §9.2 §9.2.1 | 2.03 |
69 | 4. Второй закон Менделя. | §9.2.2 | 5.03 |
70 | 5. Закон частоты гамет. | §9.2.3 | 6.03 |
71 | 6. Практикум. Решение задач на моногибридное скрещивание. | § | 12.03 |
72 | 7. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | §9.2.4 | 13.03 |
73 | 8. Практикум. Решение задач на дигибридное скрещивание. | § | 16.03 |
74 | 9. Практикум. Решение задач на дигибридное скрещивание. | § | 19.03 |
75 | 10. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. | §9.3 | 20.03 |
76 | 11. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | §9.4 | 23.03 |
77 | 12. Практикум. Решение задач по генетике пола. | § | 2.04 |
78 | 13.Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов. | §9.5 | 3.04 |
79 | 14. Взаимодействие неаллельных генов. | §9.5.2 | 6.04 |
80 | 15. Практикум. Решение задач на взаимодействие аллельных генов. | §9.5.1 | 9.04 |
81 | 16. Практикум. Решение задач на взаимодействие неаллельных генов. | §9.5.2 | 10.04 |
82 | 17. Обобщение. Закономерности наследования признаков. | глава 9 | 13.04 |
83 | 18. Контрольная работа. Основы генетики. | глава 9 | 16.04 |
| Глава 10 Закономерности изменчивости. | | |
84 | 1. Наследственная изменчивость. | §10.1 | 17.04 |
85 | 2. Наследственная изменчивость. | §10.1 | 20.04 |
86 | 3. Фенотипическая изменчивость. | §10.2 | 23.04 |
87 | 4. Л/р «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой» | § | 24.04 |
88 | 5. Обобщение. Закономерности изменчивости. | §10 | 27.04 |
| Глава 11 Основы селекции | | |
89 | 1.Создание пород животных и сортов растений. | §11.1 | 28.04 |
90 | 2. Центры многообразия и происхождения культурных растений. | §11.1.1-11.1.2 | 4.05 |
91 | 3. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. | §11.1.3 | 7.05 |
92 | 4. Методы селекции растений и животных. Отбор и гибридизация. | §11.2-11.2.1 | 8.05 |
93 | 5. Искусственный мутагенез. | §11.2.2 | 11.05 |
94 | 6. Селекция микроорганизмов. | §11.3 | 14.05 |
95 | 7. Достижения и основные направления современной селекции. | §11.4 | 15.05 |
96 | 8. Обобщение. Основы селекции. | глава 11 | 18.05 |
97 | 1. Происхождение и начальные этапы жизни на Земле. | § | 21.05 |
98 | 2. Учение о клетке. Химическая организация клетки. | глава 3,4 | 22.05 |
99 | 3. Учение о клетке. Строение и функции клетки. | глава 5 | 25.05 |
100 | 4. Размножение и развитие организмов. | глава 6,7. | 28.05 |
101 | 5. Основы генетики и селекции. | глава 8,9,10,11 | 29.05 |
102 | 6. Подготовка к итоговой контрольной. | § | |
103 | 7. Подготовка к итоговой контрольной. | § | |
104 | 8. Контрольная работа по материалу 10 класса. | | |
105 | 9.Резерв | | |
| Итого 105 часов | | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя); гипотез (чистоты гамет,); строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских к мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов);
сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов,
современную биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории,- законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций,
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
решать задачи разной сложности по биологии;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
•сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,
экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и
животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и
мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и
позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного
отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро-и микро-
эволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
грамотного оформления результатов биологических исследований;
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
•оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:
выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
отличать научные методы, используемые в биологии;
определять место биологии в системе естественных наук.
доказывать, что организм - единое целое;
обосновывать единство органического мира;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
отличать теорию от гипотезы.
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит инте-гративный характер и включает в себя следующие умения:
определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
отличать биологические системы от объектов неживой природы.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный уровень. Ч. 1 /Под ред. проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2008;
а также методических пособий для учителя:
1. Ващенко О.Л. Биология 10 класс Поурочные планы. Профильный уровень. Волгоград. Изд.
«Учитель», 2009г.
2. Лернер Г.И. Общая биология. Тестовые задания к основным учебникам. 10-11 классы.
М. «Эксмо», 2009г.
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 –11
классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
дополнительной литературы для учителя:
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21век» «Мир и образование», 2005;
Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
Пименов А. В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
для учащихся:
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.
Литература, задания в которой рекомендуются в качестве измерителей:
Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997.- 240с;
Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»);
Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Т.В. Иванова, Г. С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002;
Козлова Т.А. Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;
Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005. -171с;
Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. /Л.В. Высоцкая, СМ. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.; под ред. В.К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001. - 462 с: ил.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
Лаборатория КЛЕТКА
Лаборатория ГЕНЕТИКА
Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
протокол заседания заместитель директора по УВР
методического совета ______________ А.И. Каштанова
МБОУ Мечетновская СОШ №1 подпись
от «28» августа 2017г. «28» августа 2017г.
_____________ В.Е. Гатаулина
подпись
20